Раздел 10

КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Разные области деятельности политических партий в рамках избирательного процесса регулируются нормами различного уровня – от Конституции Российской Федерации до уставов самих партий.

Основы правового положения политических партий закреплены в Конституции Российской Федерации.

Конституция признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Основной закон также провозглашает равенство общественных объединений перед законом, запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Кроме того, Конституция закрепляет право граждан на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений и запрещает принуждение к вступлению в какое-либо объединение и пребыванию в нем.

Вместе с тем основная часть норм, регулирующих деятельность участников избирательного процесса (и в том числе политических партий, выдвинутых ими кандидатов и т. д.), содержится в федеральных законах:

› «О политических партиях»

› «Об общественных объединениях»

› «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

› «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

› «О выборах Президента Российской Федерации».

В последние годы эта часть российского законодательства была также заметно дополнена решениями Конституционного Суда Российской Федерации.

Процедура регистрации политической партии, порядок ведения ее финансовой отчетности детализируются в подзаконных актах: постановлениях Правительства и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, приказах Минюста России и др.

Различные аспекты участия политических партий в региональных и местных выборах детализированы в конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, нормативных актах муниципальных образований.

Наконец, определенная часть деятельности партии как участника выборов регулируется внутренними партийными нормами (в т. ч. уставом).

Контроль над деятельностью партий в ходе избирательного процесса осуществляется как избирательными комиссиями, так и органами Федеральной регистрационной службы, органами прокуратуры. В определенных случаях для осуществления контрольных мероприятий привлекаются также паспортно-визовая служба МВД России и Федеральная налоговая служба.

Избирательные комиссии обеспечивают государственный контроль за соблюдением политическими партиями правил участия в выборах (именно этим государственным органам принадлежит ведущая роль в правовой оценке юридически значимых действий политических партий по принятию решений об участии в выборах, выдвижению кандидатов, выполнению условий, необходимых для регистрации кандидатов и списков, по организации и ведению предвыборной агитации и др.); осуществляют функции контроля за соблюдением требований по учету и расходованию средств политических партий.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет ежегодные сводные финансовые отчеты партий и ежеквартально представляемые сведения о поступлении и расходовании партийных средств, а избирательные комиссии субъектов РФ – сведения о поступлении и расходовании средств региональных отделений и иных структурных подразделений партий.

При этом контролируется прежде всего соблюдение установленных для партий ограничений по источникам финансовых поступлений, целевого характера расходования финансовых средств, а применительно к отчетам по итогам избирательной кампании – соблюдение требований, установленных избирательным законодательством в отношении образования и порядка расходования средств из избирательных фондов.

При необходимости к проверке сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении (перечислении) пожертвований, привлекаются паспортно-визовая служба МВД России и Федеральная налоговая служба.

Проверка финансовых (бухгалтерских) отчетов региональных отделений политической партии и иных ее зарегистрированных структурных подразделений осуществляется налоговыми органами. Налоговый учет и бухгалтерская отчетность осуществляются в порядке и в сроки, установленные законодательством для юридических лиц.

Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы также выполняют определенные контрольные функции. Они вправе в ходе контрольных проверок знакомиться с документами партий и их региональных отделений, направлять запросы в налоговые, правоохранительные и иные органы о представлении информации и сведений, касающихся деятельности партии. Им предоставлено право направлять своих представителей для участия в проводимых партией, ее региональными и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях (съездах, конференциях, общих собраниях и т. д.), в т. ч. посвященных выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности.

Органы прокуратуры также осуществляют контроль за действиями партий, их кандидатов, избирательных комиссий – при этом предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина государственными органами и представителями партий.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх