|
||||
|
Раздел 10 КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Разные области деятельности политических партий в рамках избирательного процесса регулируются нормами различного уровня – от Конституции Российской Федерации до уставов самих партий. Основы правового положения политических партий закреплены в Конституции Российской Федерации. Конституция признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Основной закон также провозглашает равенство общественных объединений перед законом, запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Кроме того, Конституция закрепляет право граждан на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений и запрещает принуждение к вступлению в какое-либо объединение и пребыванию в нем. Вместе с тем основная часть норм, регулирующих деятельность участников избирательного процесса (и в том числе политических партий, выдвинутых ими кандидатов и т. д.), содержится в федеральных законах: › «О политических партиях» › «Об общественных объединениях» › «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» › «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» › «О выборах Президента Российской Федерации». В последние годы эта часть российского законодательства была также заметно дополнена решениями Конституционного Суда Российской Федерации. Процедура регистрации политической партии, порядок ведения ее финансовой отчетности детализируются в подзаконных актах: постановлениях Правительства и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, приказах Минюста России и др. Различные аспекты участия политических партий в региональных и местных выборах детализированы в конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, нормативных актах муниципальных образований. Наконец, определенная часть деятельности партии как участника выборов регулируется внутренними партийными нормами (в т. ч. уставом).
Избирательные комиссии обеспечивают государственный контроль за соблюдением политическими партиями правил участия в выборах (именно этим государственным органам принадлежит ведущая роль в правовой оценке юридически значимых действий политических партий по принятию решений об участии в выборах, выдвижению кандидатов, выполнению условий, необходимых для регистрации кандидатов и списков, по организации и ведению предвыборной агитации и др.); осуществляют функции контроля за соблюдением требований по учету и расходованию средств политических партий. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет ежегодные сводные финансовые отчеты партий и ежеквартально представляемые сведения о поступлении и расходовании партийных средств, а избирательные комиссии субъектов РФ – сведения о поступлении и расходовании средств региональных отделений и иных структурных подразделений партий. При этом контролируется прежде всего соблюдение установленных для партий ограничений по источникам финансовых поступлений, целевого характера расходования финансовых средств, а применительно к отчетам по итогам избирательной кампании – соблюдение требований, установленных избирательным законодательством в отношении образования и порядка расходования средств из избирательных фондов. При необходимости к проверке сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении (перечислении) пожертвований, привлекаются паспортно-визовая служба МВД России и Федеральная налоговая служба. Проверка финансовых (бухгалтерских) отчетов региональных отделений политической партии и иных ее зарегистрированных структурных подразделений осуществляется налоговыми органами. Налоговый учет и бухгалтерская отчетность осуществляются в порядке и в сроки, установленные законодательством для юридических лиц. Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы также выполняют определенные контрольные функции. Они вправе в ходе контрольных проверок знакомиться с документами партий и их региональных отделений, направлять запросы в налоговые, правоохранительные и иные органы о представлении информации и сведений, касающихся деятельности партии. Им предоставлено право направлять своих представителей для участия в проводимых партией, ее региональными и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях (съездах, конференциях, общих собраниях и т. д.), в т. ч. посвященных выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности. Органы прокуратуры также осуществляют контроль за действиями партий, их кандидатов, избирательных комиссий – при этом предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина государственными органами и представителями партий. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|