Раздел 9

ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

В избирательном бюллетене наименования политических партий, участвующих в выборах, размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой. Жеребьевка проводится избирательной комиссией, организующей выборы. Эта же комиссия самостоятельно устанавливает порядок проведения жеребьевки, которая должна проходить открыто и гласно, о ее проведении должны быть извещены все ее участники.

Под наименованием политической партии помещаются фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, выдвинутого данной политической партией. Если субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации соответствует региональная группа кандидатов, в избирательном бюллетене для этих субъекта Российской Федерации, группы субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации после указанных сведений помещаются также наименование соответствующей региональной группы кандидатов и фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов, включенных в эту региональную группу кандидатов.

Фамилии кандидатов в избирательном бюллетене размещаются в алфавитном порядке.

В случае выбытия после изготовления бюллетеней зарегистрированного кандидата, отмены или аннулирования регистрации списка кандидатов участковые комиссии по указанию вышестоящей комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах и о зарегистрировавших их избирательных объединениях (партиях).

Сегодня в избирательном бюллетене отсутствует графа «против всех», применение которой ставило часть избирателей в неравноправное положение. Она была исключена в соответствии с рекомендациями международной Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Необходимо принять во внимание, что установление порога явки и голосование «против всех» – скорее исключение из правила, чем общераспространенная практика. Графа «против всех» существует только в нескольких штатах США, Аргентине, Зимбабве, Испании (и только на местных выборах), Колумбии, а также ряде государств СНГ. В России институт голосования «против всех» был введен еще в 1991 году и с 1994 года был закреплен законодательно. В начале 90-х годов это была вынужденная мера: в России еще не сформировалась политическая элита, представляющая весь спектр настроений общества, мало было опытных управленцев, способных составить конкуренцию представителям КПСС, от идеологии которой наше общество отказалось. Поэтому в отсутствие реальной конкуренции рациональнее было провести повторные выборы, чем «откатываться» на десятилетие назад.

Поначалу голосование «против всех» не имело юридического значения, однако впоследствии победа кандидата «против всех» стала рассматриваться как основание для признания выборов несостоявшимися.

На первый взгляд голосование «против всех» создает большие возможности для свободы выбора. Фактически же оно является узаконенным отрицанием ценности электоральных процедур. По сути, кандидаты на выборах конкурируют не только между собой (за право быть избранным), но и с несуществующим кандидатом «против всех» (за подтверждение самого права избрания на выборах). При этом голосование одних избирателей «против всех» может перечеркнуть осознанный выбор других граждан, участвовавших в выборах. Ведь признание выборов несостоявшимися происходило в результате голосования «против всех» относительного большинства избирателей, которое на практике никогда не являлось абсолютным (обычно оно составляло меньшинство от общего числа проголосовавших). Однако это меньшинство может навязывать свою волю (отсутствие конкретного выбора) большинству определившихся в своем выборе избирателей.

Такое преимущество нельзя считать обоснованным: ведь у электората, проголосовавшего «против всех», нет единой идеологической основы и политической воли, он разобщен. В конечном счете, не достигается цель выборов – формирование в результате волеизъявления граждан органов публичной власти и наделение полномочиями выборных должностных лиц, их сменяемость в оговоренные сроки, население не участвует в управлении делами государства или местном самоуправлении. По этой причине законодатели России во исполнение рекомендаций, высказанных в 2003—2004 годах ОБСЕ, приняли решение об исключении графы «против всех» из избирательных бюллетеней. Еще ранее, в 2003—2005 годах, аналогичное решение приняли ряд государств СНГ: Азербайджан, Армения, Казахстан.

Сегодня выборы признаются состоявшимися независимо от доли избирателей, принявших участие в голосовании. Наличие или отсутствие порога явки определяется традициями и этапом развития государства.

Следует отметить, что «общепризнанных» норм на этот счет в мире не существует: все зависит от национального законодательства конкретного государства. В большинстве государств порог явки отсутствует: голосование может состояться при любой явке. В Великобритании и ряде стран Британского Содружества (Индии и др.) выборы при наличии одного кандидата вообще не проводятся: считается, что в этих случаях достаточно, если кандидат проголосует за себя сам.

Обязательный вотум, т. е. порядок, при котором участие в выборах является не только правом, но и обязанностью граждан, обладающих активным избирательным правом, в настоящее время установлен в Австралии, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Греции, Турции и ряде иных государств.

Сочетание формальной свободы участия в выборах и обязательного уровня явки избирателей как условия признания выборов состоявшимися в основном было характерно для социалистических стран. На начальном этапе демократических преобразований порог явки несомненно играл важную роль, мобилизуя избирателей на выборы. Однако за последние 15 лет минимальный порог явки перестал выполнять свою положительную функцию – обеспечение участия максимального количества населения в управлении делами государства и в местном самоуправлении. А в некоторых вопросах стал тормозом развития демократии на всем постсоветском пространстве. Поэтому отмена порога явки на выборах осуществлена в целях приближения правил организации и проведения выборов к общеевропейским стандартам.

Распределение мандатов (депутатских мест в Государственной Думе) происходит между партиями, участвовавшими в соответствующих выборах и преодолевшими заградительный барьер.

На выборах депутатов Государственной Думы это партии (точнее выдвинутые партиями списки кандидатов), которые получили более 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

При этом законодательство предусматривает в некоторых случаях возможность допуска к распределению мандатов списка (партии), не преодолевшего заградительный барьер.

Так, если на выборах депутатов Государственной Думы сумма голосов, поданных за все партии, преодолевшие заградительный барьер, составит менее 60 процентов от числа проголосовавших избирателей, то к распределению мандатов допускаются по убывающей и иные партии – до тех пор пока сумма поданных за них голосов не превысит 60 процентов. Кроме того, к распределению мандатов должно быть допущено не менее двух партий.

Заградительный барьер призван предотвратить искусственное дробление политических сил (и измельчание партий, их представляющих), раздробленность политических сил в парламенте (что мешает его эффективной работе).

Величина заградительного барьера варьируется в различных странах и территориях (в том числе субъектах Российской Федерации) в зависимости от местной специфики.

В ряде стран он выше, чем в России, – 8 процентов (Лихтенштейн), 10 процентов (Великое национальное собрание Турции). Рекордсменом здесь является Шри-Ланка – 12,5 процента. Но немаловажно, что Российская Федерация – одна из немногих стран с пропорциональной системой выборов, где заградительный барьер является не жестким, а «плавающим»: его величина зависит от числа голосов, поданных за партии, преодолевшие заградительный барьер. Таким образом, он выполняет исключительно защитную функцию и не приводит к деформациям системы политического представительства в случаях, когда голоса «распылились».

Распределение депутатских мест (мандатов) между партиями, принимавшими участие в выборах в Государственную Думу и преодолевшими заградительный барьер, происходит в соответствии со схемой, включающей два этапа и закрепленной в федеральном законодательстве.

Порядок распределения мандатов между политическими партиями определяется законами, регулирующими выборы соответствующего уровня: на федеральном – законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

По итогам выборов в Государственную Думу распределение мандатов осуществляется по так называемой естественной квоте (с использованием метода наибольших остатков). Происходит это следующим образом.

Первый этап. Путем сложения определяется сумма голосов избирателей, поданных за все федеральные списки, допущенные к распределению депутатских мандатов. Эта сумма делится на 450 – число депутатских мандатов в Государственной Думе. Полученный результат есть первое избирательное частное – «вес» одного депутатского мандата, выраженный в голосах избирателей.

Второй этап. Число голосов избирателей, полученных каждой политической партией, делится на первое избирательное частное (в результате зачастую получается не целое число, например 20, 75). Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующая партия в результате первичного распределения мандатов.

Чтобы учесть при распределении и дробную часть, предусмотрено проведение вторичного распределения. Нераспределенные депутатские мандаты (разница между 450 и суммой тех мандатов, которые партии получили при первичном распределении) передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей, т. е. у которого целая часть больше. (См. рис. 6.)

Между кандидатами, входящими в федеральный список одной партии, участвовавшей в выборах в Государственную Думу и преодолевшей заградительный барьер, распределение депутатских мандатов происходит по «пятиступенчатой» схеме.

Первый этап. В первую очередь депутатские мандаты получают кандидаты, включенные в общефедеральную часть федерального списка – в порядке очередности их размещения в указанном списке (в общефедеральную часть федерального списка, если она выделена партией, может быть включено не более 3 кандидатов).

Второй этап. После передачи депутатских мандатов кандидатам, включенным в общефедеральную часть списка партии, оставшиеся депутатские мандаты распределяются между региональными группами следующим образом.

Сумма голосов избирателей, поданных за список партии в тех территориях, которым соответствуют региональные группы кандидатов, делится на число оставшихся не распределенными депутатских мандатов. Полученный результат есть второе избирательное частное данного списка кандидатов.

Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп, делится на второе избирательное частное (результат деления это нередко не целое число, например – 3, 35). Целая часть полученного – это число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов.

Третий этап. Нераспределенные депутатские мандаты, оставшиеся после второго этапа, передаются по одному тем региональным группам, у которых оказывается наибольшей дробная часть указанного выше числа. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.

Четвертый этап. Если в процессе распределения депутатских мандатов в одной или нескольких региональных группах не оказалось нужного числа кандидатов, оставшиеся вследствие этого не распределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между другими региональными группами (того же списка кандидатов), в которых имеются кандидаты, не получившие депутатских мандатов. При этом сохраняется очередность передачи депутатских мандатов (в соответствии со значениями дробных частей), определенная на основе первоначально вычисленного второго избирательного частного.

Пятый этап. Если и после дополнительного распределения остаются нераспределенные депутатские мандаты, они передаются по одному тем региональным группам, в которых оказывается наименьшим коэффициент дополнительного распределения.


Этот коэффициент определяется для каждой из региональных групп, в которых имеются кандидаты, не получившие депутатских мандатов.

Коэффициент дополнительного распределения вычисляется путем деления числа полученных региональной группой депутатских мандатов на число полученных ею голосов избирателей. При равных значениях указанного коэффициента депутатский мандат передается той региональной группе кандидатов, которая получила большее число голосов избирателей.

Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа региональных групп кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново.

Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка партии не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся не распределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Государственной Думы. За исключением случая, когда Государственная Дума останется в неправомочном составе. Тогда нераспределенные депутатские мандаты передаются другим партиям, участвовавшим в выборах, не допущенным к распределению депутатских мандатов и получившим число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное.

Плюсом такой детальной регламентации порядка распределения депутатских мандатов внутри федерального списка при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ являются ограничение свободы усмотрения партии в предоставлении мандатов конкретным кандидатам и более полное соответствие их распределения волеизъявлению избирателей. (См. рис. 7.)

Избранный кандидат имеет право отказаться от депутатского мандата. Последний при определенных условиях может быть передан другому кандидату, принимавшему участие в выборах в составе соответствующего списка.

Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено право зарегистрированного кандидата в течение семи дней со дня голосования отказаться от депутатского мандата. Соответствующее заявление об отказе отзыву не подлежит.

Отказ кандидата от депутатского мандата влечет за собой изменение порядка размещения кандидатов в соответствующем партийном списке и не является основанием для утраты списком (партией) права на данный мандат. В таком случае мандат передается другому кандидату из того же федерального списка партии – первому в порядке очередности из числа не получивших мандаты и включенных в ту же, что и выбывший, региональную группу (или общефедеральную часть федерального списка).

Если в этой региональной группе (или в общефедеральной части федерального списка) отсутствуют кандидаты, не получившие мандаты, вакантный мандат передается другим региональным группам (федерального списка той же партии) в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов.

Если в федеральном списке партии не осталось зарегистрированных кандидатов, мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов Государственной Думы (за исключением случая, когда Государственная Дума окажется в неправомочном составе и будет осуществлено перераспределение мандатов между списками кандидатов).

Необходимо заметить, что в случае, если депутат Государственной Думы вошел или перешел во фракцию, иную, чем была образована политической партией, в составе федерального списка которой он был избран, его депутатские полномочия прекращаются, а депутатский мандат распределяется внутри федерального списка кандидатов партии в соответствии с описанной выше методикой.

Необходимо обратить внимание на то, что последними поправками 2007 года в избирательное законодательство внесены изменения, расширяющие возможности правоусмотрения политических партий на замещение вакантных депутатских мандатов. Если раньше мандат депутата Государственной Думы передавался следующему по федеральному списку кандидату, то сейчас по общему правилу политическая партия вправе предложить свою кандидатуру из той же региональной группы, но не обязательно следующего по списку.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх