ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Какие организации либо их структурные подразделения имеют право выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на выборах

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О политических партиях» предоставляют возможность реализовывать право на выдвижение кандидатов политическим партиям, а также их региональным отделениям и иным структурным подразделениям[50], в том числе не наделенным правами юридического лица – если такое право предоставлено им уставом партии. На муниципальных выборах в качестве избирательного объединения также может выступать общественное объединение в форме общественной организации либо общественного движения, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано и зарегистрировано на уровне не ниже уровня выборов. Указанное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год, а в случае назначения досрочных выборов – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования[51]. Также допускается возможность выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления иным (помимо общего собрания структурного подразделения) органом, предусмотренным уставом политической партии[52].

Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

До вступления в силу соответствующих положений Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» политические партии (их структурные подразделения) были вправе вступать в избирательные блоки с другими партиями, иными избирательными объединениями. Если избирательная кампания началась до вступления в силу соответствующих положений указанного закона[53](до 6 августа 2005 г.), то политические партии (их структурные подразделения) сохраняют право блокирования.

Необходимо заметить, что российский законодатель последовательно осуществляет курс на укрепление политической системы государства путем исключения из участия в политической жизни общества неполитических объединений. Так, Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» давал право на участие в избирательном блоке кроме политических партий другим общественным объединениям, независимо от преследуемых ими целей и задач.

Ранее законодательством допускалось вхождение в состав блоков кроме политических партий еще общероссийских общественных объединений (общественных организаций или общественных движений), уставом которых предусмотрено участие в выборах, а на выборах в органы местного самоуправления также общественных объединений, зарегистрированных на уровне, соответствующем уровню выборов. Однако уже с 1 января 2004 г. в силу вступила поправка[54], исключающая возможность участия в блоке на выборах в государственные органы власти любых общественных объединений, кроме политических партий и их региональных отделений на соответствующих выборах. Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ из субъектов инициаторов выдвижения были исключены избиратели соответствующего избирательного округа, но было сохранено самовыдвижение как способ выдвижения кандидатов.

При каких условиях партии и их региональные отделения вправе выдвигать кандидатов

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ (списка кандидатов) партией либо ее региональным отделением возможно после официального опубликования решения о назначении выборов. В уставе политической партии должен быть установлен порядок выдвижения от политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления[55].

Партия (ее региональное отделение) имеет право выдвигать кандидатов (список кандидатов), если ко дню официального опубликования решения о назначении выборов в регистрирующие органы представлены документы, подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации[56], и ее деятельность (регионального отделения) не приостановлена решением суда[57].

Выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляется на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации[58]. Решения по указанным вопросам принимаются в соответствии с уставом политической партии не менее, чем большинством голосов делегатов, присутствующих на съезде политической партии.

Решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии не менее, чем большинством голосов делегатов, присутствующих на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии[59]. Партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения могут выдвинуть лишь одного кандидата в одномандатном округе и по одному кандидату на каждый замещаемый мандат – в многомандатном[60].

Политическая партия обязана заблаговременно извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия (пп. «г» п. 1 ст. 27 ФЗ «О политических партиях»).

При проведении выборов избирательная комиссия, организующая выборы, в рамках реализации своих полномочий издает в помощь участникам избирательного процесса соответствующие инструкции и методические материалы с более четкой детализацией порядка реализации инициативы выдвижения, которыми необходимо руководствоваться в своей практической деятельности[61].

Вправе ли выдвигать кандидатов местные и первичные отделения политических партий

В СООТВЕТСТВИИ С ПОПРАВКАМИ[62] в избирательное законодательство и законодательство о партиях наряду с региональными отделениями право выдвигать кандидатов (списки кандидатов) имеют другие структурные подразделения партий[63]. При этом в зависимости от уставов партий выдвижение кандидатов (списков кандидатов) региональными отделениями и иными структурными подразделениями может осуществляться ими как самостоятельно, так и по предварительному согласованию с иными вышестоящими партийными органами либо с последующим утверждением решений.

Несоблюдение определенной уставом партии процедуры выдвижения кандидатов (списков кандидатов) региональным отделением или иным структурным подразделением может явиться причиной отказа в регистрации.

Какой орган партии вправе принимать решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения[64]вправе принимать участие в выборах[65].

В соответствии с законодательством о выборах избирательным объединением, наделенным правом участвовать в выборах, признаются:

– на выборах в органы государственной власти – политические партии, их региональные отделения, если партия в соответствии с законом имеет право участвовать в выборах;

– на выборах в органы местного самоуправления – политические партии, их региональные отделения, иные структурные подразделения (если партия в соответствии с законом имеет право участвовать в выборах), а также общественные объединения в форме общественной организации или общественного движения, зарегистрированные на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, устав которого предусматривает участие в выборах, в случае если общественное объединение или изменения и дополнения в устав, предусматривающие участие в выборах, зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а в случае назначения выборов в связи с досрочным прекращением полномочий – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Выдвижение кандидатов (списка кандидатов) политической партией осуществляется:

– решением съезда политической партии, в котором принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации, большинством голосов присутствующих делегатов;

– на конференции или общем собрании регионального отделения политической партии большинством голосов присутствующих делегатов, если уставом политической партии предусмотрена возможность выдвижения кандидатов региональными отделениями политической партии;

– решением общего собрания первичного или местного отделения политической партии в случаях, предусмотренных уставом партии (только на выборах кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления);

– решением другого органа[66] политической партии в соответствии с уставом партии (только на выборах в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления)[67].

Решения принимаются тайным голосованием не менее чем большинством голосов от числа присутствующих. Конкретный порядок принятия решений регулируется уставом политической партии.

Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Законом, регламентирующим конкретные выборы, как правило, устанавливаются требования к содержанию протокола съезда политической партии, конференции, общего собрания регионального отделения политической партии, содержащего решение о выдвижении кандидата. Например, в протоколе, в котором содержится решение о выдвижении кандидата на выборах в органы местного самоуправления в Челябинской области, должно быть указано: число зарегистрированных участников съезда, конференции, общего собрания, число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, соглашением о создании избирательного блока, решение о выдвижении кандидата с указанием данных о кандидате, итоги голосования по этому решению, дата принятия решения.

Какие преференции при выдвижении кандидатов имеют политические партии, представленные в Государственной Думе

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, имеют помимо политических преимуществ перед другими партиями еще и некоторые преференции, связанные с участием в электоральных процессах всех уровней на территории Российской Федерации.

При выдвижении кандидатов основное преимущество политической партии, допущенной к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе последнего созыва, на наш взгляд, – это «автоматическое» прохождение процедуры регистрации кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых политической партией, на всех уровнях выборов. То есть регистрация кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, а также регистрация кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога[68]. С учетом ужесточившихся требований к качеству собранных подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов)[69], достаточно больших сумм избирательного залога (10-15 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения) и строго регламентированной законом процедуры регистрации кандидата (списка кандидатов) данная льгота создает неоспоримые преимущества для партий, представленных в Государственной Думе.

Кроме этого, при формировании избирательных комиссий всех уровней, за исключением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, для которой предусмотрен особый порядок формирования, политические партии, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, имеют право на назначение представителя партии в состав избирательных комиссий[70] – члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий). Иметь своего представителя в каждой избирательной комиссии при выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов) – это ощутимое преимущество в период выборных баталий при неустоявшейся правоприменительной практике. В каждую избирательную комиссию может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса от каждой политической партии[71].

Как выглядит федеральный список политической партии Какова его структура

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СПИСОК политической партии (федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией) как юридическое понятие используется только на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и правоотношения, связанные с возникновением (составлением и утверждением), изменением, регистрацией, аннулированием либо отменой регистрации указанного списка, регулируются Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. № 51 – ФЗ.

В федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы, в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» может быть включено не более 500 кандидатов.

В федеральном списке кандидатов указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры)[72], образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий) каждого кандидата; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе – сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа; гражданство иностранного государства, наименование этого иностранного государства, дата и основания приобретения гражданства (в случае наличия); сведения о судимости кандидата (в случае наличия). По желанию кандидата в федеральном списке кандидатов указываются его принадлежность не более чем к одной политической партии либо к иному общественному объединению, зарегистрированным не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в ней(нем).

Федеральный список кандидатов должен быть разбит полностью или частично на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации. Требования, предъявляемые к нарезке региональных групп, установлены частями 10-17 статьи 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации, составляют региональную часть федерального списка кандидатов. Каждая региональная группа кандидатов должна иметь свое наименование, состоящее не более чем из пяти слов, при этом в федеральном списке кандидатов указывается, какому субъекту Российской Федерации, какой группе субъектов Российской Федерации (с указанием перечня субъектов Российской Федерации), какой части территории субъекта Российской Федерации, какой группе частей территории субъекта Российской Федерации (с указанием перечня частей территории субъекта Российской Федерации) она соответствует.

В федеральном списке кандидатов может присутствовать общефедеральная часть, в которую может быть включено не более трех кандидатов. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты РФ. Число региональных групп федерального списка кандидатов не должно быть менее ста.

Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз.

Какие бывают виды региональных списков политических партийВ чем различия между ними

ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» установлено, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Применение той или иной разновидности пропорциональной системы в федеральном законодательстве не указано, и выбор конкретной подсистемы пропорциональной избирательной системы оставлен на усмотрение регионального законодателя.

Исходя из требований федерального закона, выборы по пропорциональной системе в регионе должны проходить по единому округу, охватывающему всю его территорию, по спискам кандидатов, которые выдвигаются политическими партиями, мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов.

Каких-либо других конкретных требований к спискам кандидатов федеральный законодатель не предъявляет.

Региональные списки кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ при пропорциональной (смешанной) избирательной системе могут быть различными (право устанавливать конкретный вид списка предоставлено региональному законодателю).

В зависимости от порядка распределения кандидатов в списке региональные списки кандидатов могут быть:

– закрытыми (списки утверждаются уполномоченным органом партии и представляются в избирательную комиссию, после чего не могут быть изменены, за исключением случаев выбытия кандидатов; полученные списком мандаты распределяются между кандидатами в том порядке, в каком они были расположены в списке кандидатов, представленном в избирательную комиссию);

– открытыми (избирателю предоставляется возможность при голосовании за список отметить одного или нескольких кандидатов в составе списка, которых он поддерживает, а распределение мандатов между кандидатами внутри списка будет зависеть от количества голосов, поданных за конкретных кандидатов).

В большинстве российских регионов установлена система закрытых списков с разделением на общую часть и территориальные группы или без такого разделения. Основным достоинством системы закрытых списков является простота в применении.

Открытые списки кандидатов по сути ничем не отличаются от закрытых, однако избирателю предоставляется возможность проголосовать не только за партийный список, но и за кандидата из этого списка, а распределение мандатов между кандидатами внутри списка будет зависеть от количества голосов, поданных за конкретных кандидатов. Применение системы открытых списков предусмотрено законами нескольких субъектов Российской Федерации: на выборах депутатов Законодательного Собрания Приморского края, Законодательного Собрания Калужской области, Липецкого областного Совета депутатов, Магаданской областной Думы, Орловского областного Совета народных депутатов, Законодательного Собрания Тверской области, Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа, Думы Чукотского автономного округа, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа.

Региональные списки кандидатов в зависимости от структуры списка могут быть:

– без разделения на территориальные группы (список является единым для всей территории, на которой проводятся выборы);

– с частичным разделением на территориальные группы (при использовании таких списков депутатские мандаты в первую очередь передаются кандидатам из общей части списка, затем распределяются между кандидатами из региональных частей списка в зависимости от числа голосов, полученных списком на соответствующей территории);

– с полным разделением на территориальные группы (депутатские мандаты распределяются между кандидатами из региональных групп в зависимости от числа голосов, полученных списком на соответствующей территории).

Большинство субъектов Российской Федерации предусмотрели у себя использование системы списков кандидатов без разделения на территориальные группы.

Система закрытых списков с полным или частичным разбиением списка кандидатов на территориальные группы предусмотрена законодательством Республики Алтай, Республики Дагестан, Республики Коми, Республики Мордовия, Чувашской Республики, Краснодарского края, Волгоградской, Воронежской, Курской, Курганской, Московской, Новосибирской областей и некоторых других регионов. Эта разновидность избирательной системы несколько смягчает недостатки пропорциональной системы закрытых списков, вносит в нее некий территориальный элемент, приближает кандидатов к избирателям и вынуждает их работать не только на результат партии, но и на свое избрание, которое отчасти зависит от результата, полученного партией на конкретной территории. Кроме того, такая избирательная система устанавливает более прочную связь кандидатов и избранных депутатов с территориями.

Имеет ли партия право выдвигать в качестве кандидатов лиц, не являющихся ее членами

ПРОЦЕДУРА ВЫДВИЖЕНИЯ, установленная в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и детализированная законами, регламентирующими порядок организации и проведения конкретных выборов, предусматривает два способа выдвижения кандидатов: политической партией (на выборах в органы местного самоуправления также иным общественным объединением) и самовыдвижением, за исключением выборов, проводимых по пропорциональной избирательной системе (например, депутатов Государственной Думы Российской Федерации).

Ни Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни Федеральный закон «О политических партиях» не содержат императива, допускающего или запрещающего политической партии выдвигать в качестве кандидата лиц, не являющихся ее членами. Основываясь на принципах деятельности партии – самоуправлении и законности (политические партии свободны в определении форм и методов своей деятельности, за исключением законодательно установленных ограничений), партия обязана в своем уставе закрепить порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии[73]. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после назначения выборов депутатов Государственной Думы вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией[74]. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах. Необходимо заметить, что такие кандидаты могут составлять не более 50 процентов от общего числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов.

Следовательно, законодатель допускает возможность выдвижения партией в качестве кандидатов лиц, не являющихся ее членами, при условии поддержки данного решения соответствующим руководящим органом партии.

Таким образом, в избирательном законодательстве установлена еще одна (дополнительная) гарантия реализации пассивного избирательного права для граждан России, которые не являются членами политических партий, но с учетом партийного «фильтра». Что позволяет, с одной стороны, облегчить кандидату процедуру регистрации, используя законодательно допустимые возможности политической партии (в определенных ситуациях – без сбора подписей и без внесения избирательного залога), а с другой стороны – привлечь на сторону партии единомышленников, по разным обстоятельствам не являющихся ее членами, что в свою очередь способствует укреплению политической системы общества.

При каких условиях кандидат, выдвинутый по списку партии, одновременно может участвовать в выборах и по одномандатным округам

НЕОБХОДИМО ЗАМЕТИТЬ, что избирательное законодательство не устанавливает никаких взаимосвязанных ограничений по порядку выдвижения кандидатов на выборах разного уровня (федеральный, региональный и местный) и на выборах в различные органы государственной власти или органы местного самоуправления. Аля исключения в таких случаях финансовых злоупотреблений законодатель установил предельный размер совокупного расходования средств избирательных фондов кандидата, равный наибольшему предельному размеру расходования средств из них на выборах с участием кандидата, выдвинутого одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, проводимых на одной и той же территории[75].

Одно и то же лицо не может быть выдвинуто кандидатом на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам[76]. Однако данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному или многомандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов. Особо следует подчеркнуть, что закон допускает одновременное участие в выборах кандидата, выдвинутого политической партией в составе списка кандидатов и по одномандатному округу, только при условии, что кандидат выдвинут этой же политической партией. В противном случае законом предусмотрена санкция в виде отказа в регистрации кандидату по одному из округов (одномандатному или единому)[77].

Таким образом, кандидат может одновременно быть выдвинутым в составе списка кандидатов и по одномандатному (многомандатному) округу на одних и тех же выборах (на выборах в один представительный орган) в случае, если он выдвинут политической партией в составе списка кандидатов и выдвинут той же политической партией по одному из одномандатных (многомандатных) избирательных округов.

Может ли одно и то же лицо быть выдвинуто по спискам двух партий на одних и тех же выборах

ПУНКТОМ 10 СТАТЬИ 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен запрет: кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

Это требование закона обусловлено принципами организации власти в Российской Федерации, к числу которых, кроме прочих, можно отнести невозможность получения двух мандатов одним лицом в одном законодательном (представительном) органе.

Однако если кандидат по какой-либо причине (незнание закона, забывчивость, преднамеренность и т. п.) даст согласие на выдвижение двум партиям, то он не будет зарегистрирован избирательной комиссией. Соответствующая избирательная комиссия согласно перечню оснований исключения кандидата из заверенного списка кандидатов исключит его из списка кандидатов той партии, вопрос о регистрации списка которой будет рассматриваться комиссией позднее[78].

Таким образом, кандидат, выдвинутый политической партией в составе списка кандидатов, не может быть зарегистрирован на тех же выборах в списках другой политической партии, как в составе списка кандидатов, так и по одномандатному округу.

Может ли одно и то же лицо одновременно баллотироваться на выборах различного уровняОбязательно ли при этом его выдвижение как кандидата от одной и той же партии

ДАННЫЙ ВОПРОС ПРИОБРЕТАЕТ особую актуальность в связи с установлением в России единых дней голосования – второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Ограничения, связанные с выдвижением по нескольким избирательным округам и от нескольких инициаторов выдвижения[79], распространяются на выдвижение кандидатов на одних и тех же выборах.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин, обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, может быть выдвинут кандидатом на этих выборах.

Таким образом, избирательное законодательство не содержит запрета на участие гражданина одновременно в различных выборах, в том числе проводящихся на одной территории (например, выборы депутатов представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, главы муниципального образования и депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ и т. п.).

Соответственно и инициатором выдвижения на разных выборах могут выступать различные избирательные объединения, в том числе различные политические партии.

В исчерпывающем перечне оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов и исключения кандидата из заверенного списка кандидатов по решению комиссии отсутствует основание «регистрация кандидата на других выборах», что не дает права избирательной комиссии отказать в регистрации кандидату на данных выборах при соблюдении всех других требований закона.

Вместе с тем необходимо помнить, что предельный размер расходования средств избирательных фондов кандидата, выдвинутого одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, если эти выборы проводятся на одной и той же территории либо на территориях, одна из которых включена в другую, исчисляется в совокупности по наибольшему из предельных размеров соответствующих избирательных фондов. Это правило было введено законодателем для исключения злоупотреблений правом на финансирование своей избирательной кампании.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что кандидат после избрания должен сложить с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица. В противном случае соответствующая избирательная комиссия отменит свое решение об избрании кандидата.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутат Государственной Думы не может быть одновременно депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а также занимать иную государственную или муниципальную должность[80]. Поэтому в случае избрания кандидата одновременно депутатом Государственной Думы и депутатом в другой представительный орган или на другую выборную должность он будет вынужден определиться и представить в соответствующую избирательную комиссию в течение 5 дней после извещения его комиссией о результатах выборов соответствующие документы[81].

Вправе ли член партии баллотироваться в качестве независимого кандидата

ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, достигшие установленного законом возраста, могут быть избраны в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно Конституции Российской Федерации ограничение в правах, в том числе и избирательных, могут быть установлены только федеральным законом в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Кандидатом может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, двумя способами: непосредственно (самовыдвижение или выдвижение избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов[82].

В Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. еще ряд ограничений по выдвижению кандидатов установлен статьей 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», они связаны с недопущением злоупотребления пассивным избирательным правом.

Кроме этого, гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата при наличии решения суда о лишении гражданина права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока, если голосование состоится до истечения указанного срока.

Указанный перечень является исчерпывающим и в нем не содержится запрета на выдвижение гражданина, являющегося членом политической партии, в порядке самовыдвижения (в качестве независимого кандидата) либо от иной политической партии.

Таким образом, гражданин, являющийся членом партии, может выдвигаться в порядке самовыдвижения. Более того, закон предоставляет ему право при выдвижении (и соответственно в бюллетене) указывать либо не указывать принадлежность к партии.

Однако необходимо помнить, что члены политической партии имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом партии. Партия вправе самостоятельно определять уровень требований к своим членам, варьировать основания и степень ответственности их перед партией за действия и высказывания, несовместимые с деятельностью партии. Законодательство не закрепляет подробный перечень оснований прекращения членства в партии, который устанавливается партией в своих уставах самостоятельно. В соответствии с уставом партии уполномоченный орган партии может принять решение об исключении своего члена из рядов партии.

Региональные выборы последних лет достаточно наглядно продемонстрировали, что политические партии активно борются за идеологическую чистоту. И в случае если член партии выдвигается кандидатом на выборах без согласия партии, партии применяют радикальные меры – исключают из своих рядов за действия, дискредитирующие партию, или иные действия, наносящие ущерб политическим интересам партии.

Какие условия необходимо выполнить для регистрации списка кандидатов от политической партии

ПОСЛЕ ВЫДВИЖЕНИЯ СПИСКА кандидатов, его заверения соответствующей избирательной комиссией политическая партия должна пройти процедуру регистрации.

Списки кандидатов регистрируются избирательной комиссией по одному из следующих оснований:

– представление в избирательную комиссию подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов;

– внесение избирательного залога;

– без сбора подписей и внесения избирательного залога в случае, если выдвижение списка кандидатов осуществляется политической партией, федеральный список которой допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Сбор подписей осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьей 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, устанавливается законом, регулирующим конкретные выборы, и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.

При выявлении 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, избирательная комиссия отказывает в регистрации списка кандидатов. Перечень оснований признания подписи недостоверной или недействительной может устанавливаться конкретным законом с учетом требований пунктов 44 и 45 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Если среди подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, обнаружится более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен[83], избирательная комиссия имеет все основания для отказа в регистрации списка кандидатов. При проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей на один депутатский мандат – менее десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не проводиться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрены иные основания регистрации кандидатов[84].

Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда политической партии, аккумулируемых на специальном избирательном счете. Размер избирательного залога составляет от 10 до 15 процентов (в соответствии с законом, регламентирующим конкретные выборы) от устанавливаемого законом предельного размера расходования средств избирательного фонда избирательного объединения. Так, например, на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 миллионов рублей[85], а следовательно, размер избирательного залога составляет 60 миллионов рублей.

При регистрации списка кандидатов от политической партии, федеральный список которой допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, необходимо представить в соответствующую избирательную комиссию решение о выдвижении этого списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.

Избирательное объединение (политическая партия, участвующая в выборах, или ее структурное подразделение) обязано до рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации списка кандидатов создать собственный избирательный фонд. В случае несоздания избирательного фонда регистрация списка кандидатов не производится.

Отсутствие денежных средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.

Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десяти дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации. До принятия решения комиссией о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статьей 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, который не может толковаться расширительно.

Какие основания установлены для отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов), выдвинутого политической партией

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гарантирует защиту избирательных прав граждан от неправомерных действий (бездействия) субъектов избирательного процесса. Привлечение нарушителей к конституционно-правовой ответственности, в том числе в форме отказа в регистрации или отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), является важным способом защиты избирательных прав и выполняет восстановительную функцию (служит восстановлению нарушенных прав)[86].

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации дан в статье 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Правоприменительная практика последних лет богата опытом рассмотрения дел, связанных с применением указанной меры ответственности за нарушения избирательного законодательства, но еще достаточно противоречива и далеко не однозначна, что требует от участников избирательного процесса тщательного подхода к реализации избирательных процедур и точного исполнения требований законодательства.

Законом предусмотрено 13 оснований для отказа в регистрации кандидату:

1. Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права. То есть кандидат на день голосования может не достичь установленного законом возраста, с достижением которого можно избираться на выборную должность[87], либо кандидат не имеет гражданства Российской Федерации, либо кандидат признан судом недееспособным или содержится по приговору суда в местах лишения свободы.

2. Аля кандидатов, выдвинутых политической партией, – несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», прежде всего его статьи 36, содержащей бланкетные нормы, отсылающие к избирательному законодательству и уставу политической партии.

3. Отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых для регистрации кандидата. Перечень документов, необходимых для регистрации, установлен статьями 33, 35, 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и может быть дополнен (уточнен) законом, регламентирующим конкретные выборы.

4. Наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен (если иное не установлено федеральным законом). К таким местам относятся[88]: рабочие места, места выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, место учебы. Сбор подписей также запрещен при оказании благотворительной помощи.

5. Недостаточное количество достоверных подписей избирателей[89], представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных[90] подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (если иное не установлено федеральным законом).

6. Сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости либо о гражданстве иностранного государства.

7. Несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие денежных средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации кандидата.

8. Использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда[91].

9. Превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.

10. Установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в частности: запрет на злоупотребление правом на предвыборную агитацию, запрет на воспроизведение в агитационных материалах призывов к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, запрет на агитацию, нарушающую законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

11. Неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения, под которым понимается[92]:

– привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов;

– использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов, в случае если иным кандидатам не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

– использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением перечисленных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;

– использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

– сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

– доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, в случае если иным кандидатам для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с законом;

– агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

– обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

12. Регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.

13. Внесение кандидатом избирательного залога в меньшем размере, чем это установлено в законе (10-15 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата), либо за счет средств, поступивших в его избирательный фонд с нарушением установленного законом порядка. Порядок создания избирательного фонда регламентирован статьей 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Основания для отказа в регистрации списка кандидатов аналогичны основаниям для отказа в регистрации кандидата. Кроме указанных выше оснований для отказа в регистрации законодатель предусмотрел еще два – для отказа в регистрации списка кандидатов, среди которых:

– превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим обстоятельствам[93]), а также по решению избирательной комиссии, более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти и более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

– выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказалось меньше установленного законом.

При этом не являются основанием для отказа в регистрации списка кандидатов[94]:

– отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

– сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости либо о гражданстве иностранного государства;

– установленный решением суда факт нарушения кандидатом в течение агитационного периода пункта 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

– неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (но если нарушает уполномоченный представитель либо доверенное лицо избирательного объединения, санкция применяется к избирательному объединению);

– регистрация кандидата в другом списке кандидатов на данных выборах.

Кроме перечисленных оснований для отказа в регистрации, необходимо помнить, что законом также предусмотрены основания, наличие которых необходимо для осуществления процедуры регистрации кандидата (списка кандидатов) избирательной комиссией, а именно, при условии если регистрация осуществляется не на основании подписей избирателей, – наличие внесенного избирательного залога либо решения политической партии, допущенной к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе последнего созыва, о выдвижении данного кандидата (списка кандидатов).

Какие основания установлены для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), выдвинутого политической партией

РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТА (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в шести случаях[95]:

1. Вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, о чем подробно было рассказано в ответе на предыдущий вопрос. Необходимо заметить, что под «вновь открывшимися обстоятельствами» понимаются обстоятельства, которые не были и не могли быть известны при принятии решения избирательной комиссии о регистрации. С целью исключения злоупотреблений правом на обжалование решений избирательных комиссий о регистрации кандидата (решение может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его принятия) данная норма может быть применена только в случае наличия вновь открывшихся обстоятельств, факт наличия которых необходимо доказывать в суде.

2. Использования кандидатом, избирательным объединением, их уполномоченными представителями в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

3. Неоднократного использования кандидатами, руководителями избирательных объединений преимуществ должностного или служебного положения.

4. Установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей.

5. Несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (запрет на злоупотребление свободой массовой информации).

6. Установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости или наличии гражданства иностранного государства (установление факта в отношении кандидата из списка кандидатов может служить только основанием для исключения данного кандидата из списка кандидатов).

Необходимо заметить, что это исчерпывающий перечень оснований для применения мер конституционно-правовой ответственности с юридической санкцией в виде отмены регистрации, которая может быть применена к кандидату (списку кандидатов). Этот перечень несколько меньше, чем перечень оснований для отказа в регистрации и, кроме того, незначительно отличается от него: например, за осуществление подкупа избирателей отказать в регистрации нельзя, а отменить регистрацию зарегистрированного кандидата (списка кандидатов) возможно.

Кто может инициировать процедуру отказа в регистрации кандидата и (или) списка кандидатов политической партии

ОРГАНОМ, ПРИНИМАЮЩИМ РЕШЕНИЕ о регистрации кандидата (списка кандидатов), является соответствующая избирательная комиссия, которая согласно требованиям статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» осуществляет проверку соответствия представленных кандидатом (избирательным объединением) документов, а также проверяет соответствие законодательно установленному порядку процедуры выдвижения кандидата (списка кандидатов). По результатам проверки избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Весь процесс регистрации можно разбить на два этапа, соответствующих конкретным группам субъектов – инициаторов отказа в регистрации:

– регистрация кандидата (списка кандидатов) в избирательной комиссии;

– после регистрации в избирательной комиссии, в течение срока обжалования указанного решения.

В период до принятия комиссией решения о регистрации кандидата (списка кандидатов) круг субъектов – инициаторов процедуры отказа в регистрации законодателем не ограничен: в избирательную комиссию может обратиться практически любое лицо, являющееся субъектом избирательных правоотношений. Избирательные комиссии должны рассматривать поступившие к ним обращения о нарушении закона и проводить проверки по этим обращениям, а при регистрации кандидата на основании имеющихся сведений устанавливать соответствие порядка выдвижения кандидата (списка кандидатов) требованиям законодательства[96]. Естественно, что для рассмотрения вопроса об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) обращение в избирательную комиссию должно содержать фактические обстоятельства нарушения действующего законодательства со ссылками на конкретные доказательства. Непосредственно на заседании избирательной комиссии вопрос об отказе в регистрации может поднять любой из специальных субъектов избирательного процесса: член избирательной комиссии, в том числе с совещательным голосом, кандидат, уполномоченный представитель кандидата (избирательного объединения), доверенные лица, член либо сотрудник аппарата вышестоящей комиссии и даже международные наблюдатели[97].

Совершенно иначе дело обстоит со вторым этапом – обжалование решения избирательной комиссии о регистрации кандидата. В данном случае круг субъектов определен законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 259 ГПК РФ избиратели, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд. С заявлением в суд на действия (бездействие) избирательной комиссии также может обратиться член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса[98]. Однако судебная практика идет по пути минимизации числа субъектов обращений в суд за защитой избирательных прав. При рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству суда необходимо доказывать, что решением избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) нарушены права заявителя (за исключением прокурора, который может обратиться в суд за защитой прав третьих лиц).

Поэтому суды при приеме к производству заявления об отмене решения избирательной комиссии о регистрации, учитывая, что отмена решения о регистрации порождает аналогичные правовые последствия, как и при отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), руководствуются специальной нормой пункта 3 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Решение комиссии об отказе в регистрации (но не о регистрации) может быть обжаловано в вышестоящую комиссию, которая будет обязана рассмотреть вопрос по существу.

Жалоба на решение комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

Кто и куда может обратиться с заявлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), выдвинутого политической партией

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ законодательство допускает рассмотрение заявлений об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) только от трех специальных субъектов избирательного процесса и только в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу. Аналогичная норма содержится и в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации.

Гражданский процессуальный кодекс РФ допускает в исключительных случаях еще одного субъекта в качестве заявителя по делам о защите нарушенных прав. Прокурор, в соответствии со статьей 45 ГПК РФ и в порядке надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, но при условии, что указанные граждане по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд. В действительности тяжело смоделировать ситуацию, когда ни один из кандидатов не может обратиться в суд в защиту своих пассивных избирательных прав, тем более избирательное объединение. Поэтому на практике прокуратура в период выборов предоставленным правом не пользуется.

Необходимо отметить, что заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (не позднее предпоследней пятницы перед днем голосования), а решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования (последний день принятия решения – последний понедельник перед днем голосования)[99]. Указанные сроки являются пресекательными и восстановлению не подлежат.

Может ли политическая партия на выборах официально добиваться снятия кандидата от иной партии

В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданским процессуальным кодексом РФ регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу[100].

Юридическая конструкция данной нормы позволяет сделать вывод о том, что избирательное объединение (в нашем случае – политическая партия) может обращаться с заявлением в суд только с требованием отмены регистрации списка кандидатов, зарегистрированного по тому же избирательному округу, а также с требованием исключения кандидата из списка кандидатов, выдвинутого и зарегистрированного другой политической партией (например, за сокрытие сведений о судимости или наличии гражданства другого государства), что по правовым последствиям реализации пассивного избирательного права приравнивается к отмене регистрации кандидата.

Необходимо обратить внимание на то, что законодатель кроме указанной выше предусмотрел еще одну возможность защиты избирательных прав партии, как политического объединения граждан, от неправомерных действий кандидатов, участвующих в этих же выборах. Политическая партия вправе обратиться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, с просьбой об обращении в суд с заявлением об отмене его регистрации с представлением соответствующих доказательств нарушения кандидатом избирательного законодательства. Комиссия обязана рассмотреть это заявление и вынести свое решение. И в случае отказа партия, в соответствии с пунктом 1 статьи 259 ГПК Российской Федерации, вправе обжаловать решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, нарушающее избирательные права граждан Российской Федерации, в судебном порядке. Суд, в свою очередь, исходя из задач гражданского судопроизводства и руководствуясь статьей 261 ГПК РФ, может разрешить вопрос по существу (отменить регистрацию кандидата либо оставить в силе решение о регистрации кандидата).

Имеет право на существование точка зрения отдельных правоведов, которая базируется на положениях Конституции Российской Федерации (каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и каждому гарантируется судебная защита его прав), но формально она не соответствует нормам избирательного законодательства. Заключается она в следующем.

Приведенная норма закона (о перечне инициаторов подачи заявления в суд с требованием отмены регистрации кандидата) допускает в качестве заявителя избирательное объединение (в том числе политическую партию) при условии, что список кандидатов этого объединения зарегистрирован по тому же избирательному округу, что и кандидат, в том числе выдвинутый иной партией. Исходя из понятия «избирательный округ»[101], которое определяется через понятие «территория», можно утверждать, что только в одном случае избирательный округ, по которому зарегистрирован кандидат, и избирательный округ, по которому зарегистрирован список кандидатов, совпадают: при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган муниципального образования по смешанной избирательной системе с образованием двух совпадающих по территории округов – многомандатного и единого (формально округа разные – многомандатный и единый). Основывая свою позицию на конституционном праве партии участвовать в политической жизни общества, представлять интересы граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, которые формируются посредством свободных и справедливых выборов, партия может обратиться в суд за защитой своих прав с заявлением об отмене регистрации кандидата, нарушающего избирательное законодательство.

Обязана ли политическая партия принимать предвыборную платформуМожет ли она использовать в качестве такой платформы ранее принятую политическую программу

СОГЛАСНО ПУНКТУ 10 СТАТЬИ 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» политическая партия в случае выдвижения кандидата (списка кандидатов) обязана опубликовать свою предвыборную программу. Предвыборная программа политической партии должна быть опубликована в периодическом печатном издании, соответствующем уровню выборов, а также в сети Интернет не позднее чем за 10 дней до дня голосования.

Понятие «предвыборная программа политической партии» в указанном федеральном законе не расшифровывается, также нет указаний на ее содержание.

Однако термин «программа партии» (не «предвыборная программа») присутствует в Федеральном законе «О политических партиях». Программой политической партии является документ, утвержденный съездом политической партии до представления документов для регистрации политической партии, определяющий принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и задач[102]. В соответствии с пунктом 4 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу в порядке и в сроки, установленные избирательным законодательством. Таким образом, названная норма устанавливает обязанность только публиковать предвыборную программу политической партии.

Комплексный анализ содержания норм законов позволяет сделать следующие выводы:

– Политическая партия обязана публиковать предвыборную программу.

– Политическая партия обязана принять «программу политической партии» (как документ, необходимый для регистрации политической партии).

– В качестве предвыборной программы политической партии может быть опубликована ранее принятая программа политической партии. Однако это не означает, что понятия «программа политической партии» и «предвыборная программа политической партии» тождественны, и закон не запрещает публиковать как две различные программы, так и программу партии под видом предвыборной программы.

– Каких-либо санкций по отношению к политической партии за неопубликование программы в законодательстве о выборах не содержится. Но статья 5.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность наложения административного штрафа за нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации: административный штраф с избирательного объединения – от 200 до 1000 минимальных размеров оплаты труда (обязанность партии опубликовать свою предвыборную программу установлена пунктом 10 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

По каким основаниям и в каком порядке партия может отозвать выдвинутого ею кандидата

В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» политическая партия, как субъект инициативы выдвижения, может отозвать выдвинутого ею кандидата, список кандидатов, а также исключить кандидата из списка кандидатов[103].

Закон в каждом конкретном случае оставляет право инициирования процедуры отзыва только за определенными субъектами: самим кандидатом, органом избирательного объединения, принявшего решение о выдвижении кандидата (списка кандидатов), избирательным объединением в порядке, установленном уставом.

Кандидата (список кандидатов), выдвинутого по единому избирательному округу, вправе отозвать только орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении[104]. В данном случае партия де-юре отказывается участвовать в выборах, и это решение должен принимать тот же орган, который принял решение об участии партии в этих выборах.

Отозвать кандидата, выдвинутого партией по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, исключить кандидата из списка кандидатов может политическая партия[105] в порядке и по основаниям, предусмотренным ее уставом, в котором согласно Федеральному закону «О политических партиях» должны быть определены основания (только для отзыва) и порядок отзыва выдвинутых партией кандидатов, исключения кандидатов из списка кандидатов[106].

Если выдвижение кандидатов (списка кандидатов) является исключительной компетенцией высшего коллегиального органа (съезд, конференция, собрание), то отзыв кандидата, баллотирующегося по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также исключение кандидата из списка кандидатов может осуществить и другой орган партии в соответствии с ее уставом[107].

Например, отзыв выдвинутых кандидатов в депутаты Государственной Думы от КПРФ осуществляет Центральный комитет партии. Численный состав ЦК КПРФ определен в 160 человек. Пленумы ЦК КПРФ созываются Президиумом ЦК КПРФ по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца. Центральный комитет КПРФ считается правомочным, если на заседании ЦК КПРФ присутствует более половины его членов (80 человек). Решения ЦК КПРФ об отзыве выдвинутых съездом КПРФ кандидатов в депутаты Государственной Думы принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов от числа присутствующих на заседании членов ЦК КПРФ при наличии кворума (более половины списочного состава). То есть за принятие решения должны высказаться не менее 54 членов ЦК КПРФ.

Кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования (в том числе повторного), а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств[108] не позднее чем за один день до дня голосования вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Если кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, представит указанное заявление до заверения списка кандидатов, избирательная комиссия исключает этого кандидата из списка кандидатов до такого заверения. Если кандидат, подавший заявление о снятии своей кандидатуры, выдвинут в составе списка кандидатов, избирательная комиссия, заверившая или зарегистрировавшая список кандидатов, исключает кандидата из списка кандидатов.

Основания для отзыва выдвинутых политической партией кандидатов должны быть установлены уставом политической партии[109]. В этом вопросе партии дается полная свобода усмотрения.

В соответствии с уставом КПРФ[110] Центральный комитет партии отзывает выдвинутых съездом КПРФ кандидата на должность Президента Российской Федерации, кандидатов (списки кандидатов) в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (что противоречит требованиям закона) и на иные выборные должности в федеральных органах государственной власти на усмотрение коллегиального органа без каких-либо установленных уставом оснований. Комитет регионального отделения КПРФ наделен аналогичными полномочиями (отзывает выдвинутых конференцией кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления) без указания оснований отзыва[111].

Согласно уставу Всероссийской политической партии «Единая Россия» основаниями для отзыва, исключения выдвинутых партией кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления являются нарушения перечисленными лицами избирательного законодательства, требований устава и решений руководящих органов партии, совершение действий, направленных на дискредитацию партии, непредставление необходимых для регистрации (заверения списков) документов[112].







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх