Глава восьмая. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так как соглашение 1920 г., заключенное в Сан-Ремо, доказало нефтяным компаниям и поддерживающим их правительствам, что откровенно наглые заявления о сферах влияния, предусмотренных в тайных договорах, являются совершенным безумием в эпоху усиления влияния общественного мнения и народных волнений, переговоры с тех пор стали происходить при закрытых дверях. Теперь до мирового общественного мнения доводят только благочестивые рассуждения о высоких принципах. Принятые решения больше не предаются гласности. Они постепенно выявляются в ходе текущих событий, причем обычно широкая публика не догадывается, что факты, о которых она узнает в последовательном порядке, являются частью целого заговора. Не существует никаких документальных доказательств того, с какой беззастенчивой наглостью происходит раздел сфер влияния, и оппозиция не может до конца разоблачить эту политику при помощи неопровержимых доказательств. Так, например, можно быть совершенно уверенным в том, что Вашингтонское соглашение по вопросам нефти между Соединенными Штатами и Великобританией, подписанное окончательно в сентябре 1945 г., является результатом тайной договоренности. Можно даже утверждать, что в ответ на уступку англичанами концессий на Среднем Востоке американские нефтяные компании согласились воздержаться от активной деятельности в Индонезии и что обе стороны договорились о совместной борьбе за свои капиталовложения в нефтяной промышленности Румынии, Венгрии и Австрии. Но сейчас нельзя сослаться ни на один официальный документ, в котором было бы сказано что-либо подобное.

Тем не менее, последнее соглашение между правительствами Соединенных Штатов и Англии, делегации которых состояли из ведущих деятелей нефтяной промышленности обеих стран, заслуживает внимания, так как представляет собой результат пересмотра договора, заключенного в августе 1944 г. Из первоначального текста удалены все к чему-либо обязывающие ссылки на Атлантическую хартию, пункт о поставке нефти всем миролюбивым странам и — прежде всего — условие, что договор должен быть увязан с системой коллективной безопасности. Прямое указание, что развитие нефтяных ресурсов и прибыли, извлекаемые добывающими нефть странами, должны быть направлены на то, чтобы способствовать нормальному экономическому развитию этих стран, заменено общим утверждением, что при поставках нефти на мировые рынки должны охраняться интересы производящих стран в целях их экономического развития.

Почти повсюду ссылки на основные проблемы производства и снабжения заменены вопросами, связанными с рынками. Из договора исключены пункты о роли правительства, об отношении его к политике нефтяных компаний как внутри страны, так и в зарубежных странах. Договор завершается следующими указаниями будущему международному нефтяному комитету: «Ни одна из статей этого соглашения не должна быть истолкована в том смысле, что договаривающиеся правительства обязаны действовать согласно докладу или предложению, сделанным комитетом, или что граждане стран, заключивших соглашение, обязаны действовать в соответствии с докладом или предложением, сделанными комитетом, независимо от того, одобрены ли этот доклад или предложение их правительством».

Первоначальный текст соглашения[26] был, конечно, далеко не идеальным, но он, по крайней мере, имел то преимущество, что предоставлял некоторые гарантии и обеспечивал известный контроль над нефтяной промышленностью мира. Он, кроме того, ставил Великобританию в значительно более благоприятное положение, чем ныне существующий договор. В окончательном тексте соглашения отражено привилегированное положение американских нефтяных компаний, желающих, чтобы им была предоставлена полная свобода для неограниченной экспансии, которую они будут осуществлять за счет Великобритании при помощи своей финансовой гегемонии и прямого политического давления. Ожидать, что Советский Союз согласится обсуждать двусторонние решения англо-американских нефтяных группировок — решения, из которых тщательно устранены все ссылки на первоочередные проблемы мира и безопасности, — это значит требовать от социалистической страны, чтобы она отказалась от своих принципов. Тот факт, что англо-американское нефтяное соглашение было окончательно подписано лейбористским правительством вскоре после его прихода к власти в Англии, свидетельствовал об его истинных целях и являлся плохим предзнаменованием для англо-советского сотрудничества и для международных принципов, которым английское правительство обязалось служить.

Во время второй мировой войны, как и во время первой, союзники, возможно, всплыли на гребне нефтяной волны к победе, как заявил некогда Клемансо, но вскоре эта же волна может повлечь мир к катастрофе, если своевременно не будут приняты меры предосторожности. Вышеупомянутое соглашение является шагом по неправильному пути, потому что оно маскирует махинации частных нефтяных компаний Соединенных Штатов и Англии. Слишком долго нефть играла зловещую роль в политике, и она будет продолжать играть эту роль и в дальнейшем, если не прекратить этого силой. Лейбористское правительство должно было бы не только отказаться участвовать в таком договоре, но и поддержать требование национализации нефтяных ресурсов. Оно должно было бы открыто приветствовать мероприятия, которые привели бы к возвращению нефтяных ресурсов на Среднем Востоке и в Индонезии национальным правительствам.

Для Англии, так же как и для Соединенных Штатов, этот вопрос имеет чрезвычайно важное значение. Если положение не изменится, то обе эти страны будут по-прежнему продолжать жестокую борьбу во имя интересов частных нефтяных компаний. Контроль над нефтяной промышленностью, осуществляемый повсюду национальными правительствами, отмена собственности иностранных частных компаний явятся залогом подлинной независимости стран, обладающих нефтяными ресурсами, и устранят повод для обострения международных отношений. Это не означает, что потребность Англии в нефти не будет удовлетворена. Напротив, те нации, которым Англия окажет поддержку в их стремлении владеть своими собственными нефтяными ресурсами и пользоваться ими, станут для нее значительно лучшими компаньонами в торговле и внешней политике. Если интересы частных нефтяных компаний и международная политика не будут больше связаны друг с другом — огромный шаг будет сделан в сторону мира и безопасности в нашем подвергающемся тяжелым испытаниям мире.



Примечания:



2

И.В. Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 10-е, стр. 351 — 352



26

См. приложение I







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх