ЧТО ДЕЛАТЬ? ПОВЕСТКА ДНЯ ДЛЯ НОВОГО ПРЕЗИДЕНТА

Предстоящее десятилетие может стать последним этапом относительно самостоятельного существования России. После двух десятилетий крупномасштабного выкачивания капитала и перевода накопленного за предыдущие эпохи национального богатства за рубеж Россия может окончательно лишиться способности к самостоятельному развитию и превратиться в сырьевую периферию мировой экономики. Вместе с тем, сохранившийся до сих пор научно-производственный потенциал оставляет нам еще несколько лет для того, чтобы выбраться на траекторию самостоятельного устойчивого роста на основе активизации своих конкурентных преимуществ, мобилизации имеющихся ресурсов для модернизации экономики на основе новейшего технологического уклада, сохранения и развития человеческого и интеллектуального потенциала. Расчеты показывают, что при правильной организации экономической политики на основе имеющегося экономического потенциала может быть достигнут устойчивый рост производства с темпом около 10% в год, удвоение инвестиций и восстановление дореформенного уровня жизни в течение пятилетки. Реализация этих возможностей должна стать главной обязанностью нового президента России.

Для этого должны быть решены следующие задачи.

1. Введена система прямой персональной ответственности облеченных государственной властью лиц за должное выполнение своих функций и обязанностей. Решение этой задачи потребует внесения соответствующих дополнений в уголовный и административный кодексы, предусматривающих прямые санкции за нарушения чиновниками законодательства или неисполнение установленных законами норм. Должны быть исключены случаи безнаказанного расхищения государственных средств, приватизации государственного имущества по сговору должностных лиц с заинтересованными коммерческими структурами, незаконного предоставления льгот, нанесения руководителями правительства ущерба интересам общества и государства, как это, к примеру, произошло 17 августа 1998 года.

Должны быть также введены нормы прямой политической ответственности должностных лиц исполнительной власти как за соблюдение законов, так и за эффективность их работы. Неспособность правительства обеспечивать своевременное выявление и предотвращение угроз национальной безопасности, создавать условия для роста производства и благосостояния общества должна служить достаточным основанием для его отставки.

Для этого необходим парламентский контроль за деятельностью правительства, процедурой утверждения и освобождения ключевых министров. Необходимо также обеспечить реальную независимость прокуратуры и судебных органов, надежно ограничить произвол президентской власти. Здесь не обойтись без соответствующих изменений в Конституции, очевидность которых доказана крайней безответственностью, коррумпированностью и некомпетентностью федерального правительства после государственного переворота и введения новой Конституции в 1993 году.

Без решения задач кардинального повышения персональной ответственности высших должностных лиц исполнительной власти за выполнение своих обязанностей и соблюдение законов все другие задачи, характеризуемые ниже, выполнены не будут. Власть останется в руках у олигархических кланов и государственный аппарат будет обслуживать их интересы.

2. Макроэкономическая политика должна быть переориентирована на создание благоприятных условия для роста производства, повышения инвестиционной и инновационной активности. Соответствующие предложения давно выработаны российской экономической мыслью и включают:

– переход к политике гибкого денежного предложения для производственной сферы со снижением процентных ставок, формированием каналов притока денег под расширение и развитие производства, пресечением нелегального вывоза капитала за рубеж и введением реального валютного контроля, устранением возможностей сооружения «финансовых пирамид» и других махинаций, дестабилизирующих финансовой рынок;

– создание институтов развития с активным использованием государственных гарантий для притяжения денежных ресурсов в развитие производства;

– восстановление полноценной национальной денежной системы, укрепление устойчивости рубля и доверия к национальной банковской системе посредством системы мер, расширяющих спрос на рубли и сферу их использования во внутреннем обороте и международных расчетах, реструктуризации банковской системы с одновременным развертыванием системы государственных гарантий по рублевым банковским вкладам, внедрением современных технологий безналичного платежного оборота и механизмов рефинансирования реального сектора экономики;

– проведение налоговой реформы, предусматривающей существенное снижение налогового бремени на производственную, инвестиционную и инновационную деятельность с одновременной мобилизацией в доход государства по праву принадлежащих ему источников – природной ренты, доходов от регулирования денежного обращения, прибыли от эксплуатации государственной собственностью, в особенности в сфере естественных монополий;

– защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров, активную поддержку экспорта товаров высокой степени переработки, создание условий для роста внутреннего производства на основе защиты и развития конкурентоспособных технологий;

– кардинальное повышение эффективности антимонопольной политики и усиление государственного контроля за ценообразованием в топливно-энергетическом комплексе и в сфере естественных монополий.

Эти меры позволят нормализовать финансовое положение производственной сферы и платежный оборот, вовлечь в активное применение имеющийся производственный потенциал и обеспечить в ближайшие полтора-два года прирост промышленного производства на 20-25%, удвоить объем инвестиций и существенно поднять конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, преодолеть хронический бюджетный и долговой кризисы.

3. Необходимо перейти к активной промышленной, научно-технической и структурной политики, стимулируя повышение конкурентоспособности отечественной экономики, ее модернизацию на основе современного и новейшего технологических укладов, выращивая «локомотивы» экономического роста путем развития конкурентоспособных производственно-технологических структур, финансово-промышленных объединений, зон стимулирования производства наукоемких и высокотехнологических товаров. Для этого необходимо организовать выбор и реализацию приоритетных направлений научно-технического развития страны, перейти к программно-целевой технологии составления федерального бюджета, освоить методику долгосрочного прогнозирования и среднесрочного индикативного планирования социально-экономического развития страны. Государственное стимулирование НТП должно быть сконцентрировано в тех секторах экономики, где у нас есть конкурентные преимущества, позволяющие выращивать экономические структуры, способные эффективно конкурировать на мировом рынке, где достигается максимально высокая отдача в подъеме общего уровня экономической активности, где рыночных механизмов недостаточно для преодоления барьера затрат, связанных с инвестициями в освоение новых технологий и высокими коммерческими рисками, неразвитостью новых рынков. Одновременно должны быть приняты все необходимые меры по поддержанию инфраструктуры научно-технического прогресса – развитию коммуникаций, центров научно-технической информации и библиотек, информационных сетей коллективного пользования. В частности, государство должно поддерживать легкий и открытый доступ граждан к публичным информационным сетям и базам данных.

4. Рыночные механизмы должны быть освобождены от давления организованной преступности. Без этого не заработает конкуренция, а, следовательно, не будут действовать основные механизмы развития рыночной экономики. Для этого должна быть предпринята система мер, включающая:

– расчистку товаропроводящей сети от криминальных посреднических монополий, затрудняющих доступ товаропроизводителей на рынок, подавляющих конкурентоспособность отечественных товаров колоссальным нелегальным налогом в пользу организованной преступности, который по продовольственным товарам в крупных городах достигает половины их розничной цены и выше;

– организацию эффективной защиты законно приобретенных прав собственности кардинальное усиление ответственности должностных лиц, управляющих собственностью за должное выполнение своих функций и строгое соблюдение законодательства;

– защиту судебной системы от давления криминала и произвола исполнительной власти;

– устранение ненужных бюрократических барьеров для предпринимательской деятельности при одновременном усилении ответственности правоохранительных органов за обеспечение безопасности бизнеса, его защиту от криминала, и ужесточении государственного контроля за предпринимательской деятельностью в чувствительных для общественной и национальной безопасности сферах.

5. Срочные и действенные усилия должны быть предприняты для прекращение деградации человеческого и интеллектуального потенциала нации. Необходимо восстановить нормальный уровень финансирования образования и здравоохранения, принять энергичные меры по защите прав трудящихся на своевременную и достойную оплату труда, которая сегодня занижена по сравнению с общемировыми стандартами не менее чем в 8 раз и не обеспечивает даже простого воспроизводства трудового потенциала. Для этого наряду с указанными выше мерами по оживлению производственного потенциала необходимо обеспечить исполнение трудового законодательства, усилить ответственность работодателей перед наемными работниками, организовать действенную работу институтов социального партнерства, создать правовые и организационные условия для участия трудящихся в управлении предприятиями. Важным направлением государственной политики должно стать обеспечение максимально полной занятости, всемерное стимулирование создания новых рабочих мест.

Важнейшая задача – защита прав детей и подростков на жизнь, охрану здоровья, получение современного образования. Государство обязано принять немедленные энергичные меры по обустройству беспризорных детей, жесточайшему подавлению наркомафии, формированию современной системы воспитания подрастающего поколения.

Государство обязано решить проблему восстановления сбережений граждан в Сбербанке, обесценившихся вследствие гиперинфляции по вине правительства Центрального банка. Это важно не только с точки зрения восстановления социальной справедливости, но и для стимулирования конечного спроса и экономического роста, укрепления доверия населения к банковской системе. Для решения этой проблемы потребуется специальная программа, увязывающая восстановление сбережений с их использованием на приобретение товаров отечественного производства.

6. Должно быть обеспечено восстановление наших культурных и духовных традиций. Исполнительная власть обязана выполнять законодательно установленные нормы финансирования культуры. Должен быть кардинально поднят содержательный и культурный уровень работы средств массовой информации. Целесообразно расширить сферу сотрудничества государства с Церковью, предоставив религиозным организациям и учреждениям традиционных российских конфессий широкие возможности для работы с населением, в том числе в сфере образования, социальной защиты, телекоммуникаций.

7. Необходимо восстановить систему национальной безопасности. Прежде всего должны быть искоренены многочисленные факты нанесения государственными руководителями ущерба обороноспособности и национальным интересам страны. В том числе немедленно погашена задолженность правительства по оборонному заказу и обеспечено строгое соблюдение законов «О государственном оборонном заказе», «О конверсии оборонной промышленности Российской Федерации».

Должна быть прекращена практика дискриминации правительством отечественных предприятий по сравнению с их иностранными конкурентами, выражающаяся в предоставлении иностранным производителям техники гарантий и льгот российского правительства в ущерб собственным товаропроизводителям.

Только после этого можно будет всерьез говорить о системной работе по восстановлению обороноспособности, о защите национальных интересов во внешней торговле, о реализации сколько-нибудь вразумительной доктрины национальной безопасности.

Примерно такой должна быть повестка работы нового Президента России. Выполнить эти задачи, опираясь на выросшую при Ельцине олигархию, невозможно. Следовательно, нужно серьезное кадровое укрепление органов государственной власти, их очищение от коррупции, прилив высокообразованных и ответственных профессионалов, патриотов своей страны. Должна быть преодолена тотальная безответственность и развращенность власти, ставшая характерной чертой ельцинского режима. Сделать это могут только народно-патриотические силы России, не связанные с правящей олигархией, последовательно выступавшие против проводившейся политики колонизации и разграбления страны, опирающиеся не на денежные мешки, а на народ, и служащие его интересам.


Статья опубликована

В «Независимой газете» 21 января 2000 года







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх