|
||||
|
ОТ АВТОРА История перелетов, история покорения воздушных пространств – увлекательнейший раздел общей истории воздухоплавания и авиации. «Летающие люди» преподали современникам, да и грядущим поколениям, немало уроков истинного мужества. Анализ прогресса летательных аппаратов как инженерных сооружений отчетливо показывает, что любое улучшение их летно-технических характеристик тут же воплощалось в новые достижения и рекорды. Различных видов соревнований в авиации было всегда предостаточно. Летчики всего мира постоянно сражались и сражаются за рекорды скорости, высоты, дальности, продолжительности полета, скоро– и грузоподъемности. Достижение рекордных цифр в любом из этих соревнований было на заре авиации и остается сегодня результатом предельного напряжения всех духовных и физических сил. Одним из наиболее серьезных испытаний волевых качеств летчиков, очевидно, следует считать полеты большой дальности и продолжительности. Именно этот вид воздушных соревнований прославил большинство знаменитых летчиков. Казалось бы, с появлением самолетов, позволяющих облететь Землю без посадки и дозаправки, историю выдающихся перелетов можно было бы считать завершенной. Однако это не так. Даже если не обращаться к преемнице авиации – космонавтике – и не принимать во внимание тот факт, что человечество вот-вот отправит своих посланцев на другие планеты солнечной системы, а затем и в другие галактики, нельзя не отметить, что каждый год приносит новые имена смельчаков, покоривших те или иные воздушные трассы на каком-либо оригинальном летательном аппарате или каким-либо нетрадиционным способом. О многих таких перелетах читатель узнает из этой книги. У человека, далекого от авиации, может создаться впечатление, что историей перелетов можно было бы и вообще не заниматься. В самом деле, летчик или экипаж взлетели, достигли запланированного пункта без происшествий или с оными и произвели посадку. Сегодня десятки тысяч людей ежедневно в разных точках мира садятся в пассажирские самолеты и перелетают в нужные им места, и ничего в этом удивительного, а тем более знаменательного, никто не усматривает. Однако это поверхностный взгляд. Тот, кто хоть несколько раз самостоятельно поднимал самолет в воздух, хорошо знает, что каждый полет, даже самый простой, учебный, над аэродромом, никогда не похож полностью на предыдущие. Пилотирование самолета – искусство в самом высоком понимании этого слова. Хорошим летчиком, как и хорошим поэтом, хорошим художником, хорошим актером, может стать далеко не каждый. Тот, кто на своем опыте не пришел к этому выводу, пусть поверит автору на слово. Ну, а тот, кому повезло в жизни, кто, сев однажды в кабину, стал вечным пленником неба, тот, на наш взгляд, приобщился к числу людей, обласканных судьбой. Самолет, это чудесное изобретение, позволил человеку испытать целую гамму новых ощущений, остро пережить новые эмоции, которые может подарить лишь небо. Кроме того, человек в полете сталкивается с широким разнообразием быстро меняющихся ситуаций, что почти всегда требует от него не только правильной, но и молниеносной оценки событий, способности пойти на оправданный риск. Именно поэтому каждый перелет по незнакомой трассе, да еще и на несовершенном самолете, – это подвиг, а история пионерских перелетов – это история мужества и отваги. Из единоборства с природой, а часто и с непослушной техникой, человек не всегда выходил победителем. Скорбные могильные холмики с воздушными винтами и поникшими крыльями можно увидеть на любом кладбище мира. А сколько крылатых людей улетели в неизвестность! Там, где они погибли, не стоят пышные надгробия. Ничего не известно о том, как они расставались с жизнью – мгновенно и «легко» или долго и мучительно. Кто знает, может быть, еще долгие часы, а то и сутки, в искалеченном теле тлела надежда на спасение. Руал Амундсен, Антуан де Сент-Экзюпери, Шарль Нунжессер, Франсуа Коли, Амелия Эрхард и многие, многие другие... Никто и никогда не узнает о последних минутах этих замечательных людей. Все они были молоды, энергичны, преданны небу. Хотелось бы, чтобы чувство глубокого уважения к их памяти, которое испытывает автор, передалось бы и читателю, и тогда цель этой книги – отдать дань отваге и мужеству авиаторов, вступивших в единоборство с воздушным пространством, – будет достигнута. Работая над книгой, автор старался сделать ее если не захватывающей, то хотя бы интересной, хорошо представляя себе основную трудность или даже опасность, подстерегающую его на этом пути, – вместо живого повествования предложить читателю скучную хронологию пусть даже не рядовых событий. С точки зрения автора, ему удалось уйти от сухих схем. Большинство перелетов, рассказы о которых попали на страницы этой книги, изобиловали приключениями. Воспоминания летчиков, отзывы прессы тех дней, впечатления свидетелей, несомненно, позволят читателю прочувствовать обстановку, в которой рождался подвиг. Автор надеется, что читатель не будет в большой претензии, встретив в книге множество фамилий, названий географических пунктов, марок самолетов и моторов. Освободить книгу от этих сведений без смысловых потерь практически невозможно. Готовя иллюстрации к книге, автор стремился использовать фотографии и рисунки, еще не публиковавшиеся в отечественных изданиях, а также изображения таких любопытных «памятников» истории, как почтовые марки, конверты, открытки, значки, медали, монеты и другие памятные знаки, посвященные перелетам. Автор пользуется случаем выразить свою искреннюю благодарность петербургскому историку авиации Г. П. Чеснокову за ценные советы при работе над книгой и И. А. Натурину за предоставление некоторых иллюстраций. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|