• Инструкция по проведению теста
  • Подсчет баллов по тесту IV
  • Тест IV: Научное понимание

    Инструкция по проведению теста

    Ниже приведен ряд вопросов, предназначенных для выявления того, насколько ребенок проявляет интерес к окружающему миру и в какой степени ему свойственно понимание основных законов и принципов природы. Вопросы надо читать громко вслух, давая за ответы 0, 1 или 2 балла в зависимости от того, насколько ответ ребенка близок к одному из приведенных ответов. Если возможны разные ответы, ребенку достаточно дать один из них для получения соответствующего балла. Не торопите ребенка и не задавайте ему дополнительных вопросов, кроме тех случаев, когда это предусмотрено вариантом ответа. Не говорите ребенку, правильно ли он ответил. Снова отметим, что вы можете потом пройти с ребенком варианты ответов, если захотите. Прекратите тестирование, если ребенку не удается получить ни одного балла за пять заданий подряд.

    Примечание: не следует читать ребенку варианты ответов, они приводятся здесь лишь как ориентиры для подсчета баллов. Ребенок должен отвечать на вопросы свободно.


    1 Откуда берется шерсть?

       2 Овцы

       1 Австралия/Новая Зеландия

       0 Магазин

          Шкаф


    2 Что нужно, чтобы сделать лед?

       2 Вода и низкие температуры

       1 Холодильник

           Холодная вода

       0 Форма для льда


    3 Зачем ежу иголки?

       2 Защита от врагов

       1 Чтобы его не брали в руки

       0 Чтобы драться


    4 Почему в пустыне нет деревьев?

       2 Слишком сухо, нет дождей

       1 Плохой климат

          (дополнительно: «Чем он плох?»)

       0 Слишком жарко

          Плохая почва

          Все сгорело/все вырубили


    5 Откуда берется жемчуг?

       2 Устрицы

       1 Море

           Раковина (дополнительно: «Какого рода?»)

       0 Ожерелье


    6 Куда уходит ночью солнце?

       2 Другая сторона света Ниже горизонта

       1 Под землю За холмы/дома/деревья

       0 За облака На небо Кто-то его выключает


    7 Почему некоторые шары взлетают?

       2 Они наполнены газом, который легче воздуха

          Они наполнены водородом/гелием

       1 Они наполнены газом

           (дополнительно: «Каким?»)

       0 Очень раздуты/переполнены воздухом

           Хозяин отпустил веревку


    8 Почему мы не могли бы жить на Луне без скафандра?

       2 Нет кислорода/атмосферы, чтобы мы могли дышать

          Из-за отсутствия атмосферы там бывает слишком жарко и слишком холодно

       1 Мы не смогли бы дышать

           (дополнительно: «Почему?»)

          Мы бы там сгорели/замерзли

           (дополнительно: «Почему?»)

       0 Нас бы унесло в космос

          Там нет воды для питья

          Нас бы убили чудовища


    9 Каким образом парашют замедляет наше движение при падении?

       2 Создает сопротивление воздуха

          Захватывает снизу много воздуха, который в него упирается

       1 В него набирается воздух

       0 Широко открывается

          Человек привязан к нему веревками


    10 Как ученые узнают, какие животные жили миллионы лет назад?

       2 Изучают окаменевшие останки/кости, сохранившиеся в земле

       1 Выкапывают их останки из-под земли

          По рисункам в пещерах

       0 Читают много книг

          Разговаривают с людьми из примитивных племен, которые их помнят


    11 Зачем нашему телу необходима кровь?

       2 Доставляет кислород и питание органам

          Поддерживает деятельность системы обмена веществ

          Удаляет из организма отходы

       1 Чтобы жить

           (дополнительно: «Уточни, пожалуйста»)

       0 Если бы она вытекла, мы бы умерли

          Чтобы мы выглядели румяными


    12 Почему костер можно затушить песком?

       2 Костры не могут гореть без воздуха/кислорода

          Песок уничтожает пламя, перекрывая поступление воздуха

       1 Песок уменьшает пламя

           (дополнительно: «Как он это делает?»)

       0 Потому что песок мокрый

          Он сбивает пламя с кусочков дерева


    13 Как образуется радуга?

       2 Разное преломление солнечных лучей в каплях дождя

          Разложение белого света в спектр

          Капли дождя действуют, как маленькие призмочки, и создают разные цвета

       1 Солнечные лучи светят сквозь капли дождя

          Это происходит, когда солнечные лучи проходят сквозь туман

       0 Солнце светит на облака

          Бог посылает радугу, чтобы сказать, что больше ливня не будет


    14 Зачем хамелеон меняет цвет?

       2 Защитная окраска Благодаря этому его враги не могут отличить его от фона

       1. Защита

       0. Они застенчивы, расстроены

          Они любят меняться – как люди меняют одежду


    15 Как рентгеновский аппарат помогает врачам заглянуть внутрь тела?

       2 Лучи проходят через одни части тела лучше, чем через другие, и из-за этого на фотопластинке получается изображение

       1 Лучи проходят через все, кроме костей

          Лучи проходят через человека, и, когда они выходят из него, их фотографируют

       0 Как фотоаппарат, который видит сквозь людей

          Как моя мама, которая видит всех насквозь


    16 Почему одежда светлых тонов особенно хороша для лета?

       2 Она отражает тепло

          Темная одежда поглощает больше тепла

       1 В ней прохладнее

           (дополнительно: «Почему?»)

          Зимой она сильнее пачкается

       0 Хорошо выглядит на солнце

          Она тоньше


    17 Почему замораживание позволяет дольше сохранить пищу?

       2 Бактерии менее активны при низких температурах

          Оно останавливает распространение микробов

       1 Оно убивает всех червей

       0 Оно не дает мухам садиться

          Холодные продукты вкуснее


    18 Почему цветы обычно имеют яркую окраску?

       2 Чтобы привлекать насекомых (которые помогают опылению)

          Потому что именно такие цветы были выбраны для разведения

       1 Это полезно для выживания растений

           (дополнительно: «Почему?»)

       0 Так они лучше выглядят


    19 Что вызывает приливы на море?

       2 Притяжение Луны и Солнца

          Воду тянет за собой Луна, которая крутится вокруг Земли

       1 Притяжение Солнца Луна

       0 Это море приходит на сушу

          Полная луна

          Сильный ветер в сторону берега

          Разливы рек


    20 Почему летучая мышь в полете не натыкается на предметы?

       2 Она создает звук, который отражается от препятствий

          У нее есть нечто вроде радара, использующего звуки

       1 Радар

          Очень хороший слух

       0 Она может видеть в темноте

          Хорошо знает дорогу к своей пещере


    21 Как погружается в воду подводная лодка?

       2 В специальные отсеки заливается вода

          Набирает воду

       1 Ее делают тяжелее воды

           (дополнительно: «Как?»)

       0 Убирают перископ

          Опускают нос и включают двигатели


    22 Почему вспышку молнии мы видим на несколько секунд раньше, чем слышим гром?

       2 Свет распространяется быстрее, чем звук

       1 Звуку надо больше времени, чтобы дойти до нас

       0 Вспышка происходит раньше

          Наши глаза работают быстрее, чем наши уши


    23 Почему луна меняет свою форму?

       2 Мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем

          Это зависит от углового положения Солнца по отношению к месту наблюдения

       1 Зависит от угла, под которым мы на нее смотрим

          Иногда заслоняется Землей

       0 Облака проходят мимо нее

          Иногда бывает полная луна, а иногда – новая


    24 Если бы тебе завязали глаза, как бы ты определил, откуда исходит звук?

       2 Он с одной стороны громче, чем с другой

          Звук достигает одного уха быстрее, чем другого

       1 Поворачивая голову из стороны в сторону

       0 Внимательно прислушавшись

          Заглянув под повязку

          Спросив кого-нибудь, кто может видеть


    25 Почему реки и озера менее соленые, чем море?

       2 Они питаются в основном дождевой водой, которая выпаривается из моря, теряя при этом соль

          Реки постоянно разбавляются дождевой водой

       1 Море существует дольше, чем реки

          Соль все время накапливается в море

       0 На дне моря залегает соль

          В море больше рыбы


    26 Почему стрелка компаса всегда показывает на север?

       2 Магнитное поле Земли

          Это – направление северного магнитного полюса

       1 Магнетизм

       0 Под землей залегает железо

          Гравитация

          Потому что на этом направлении расположена Полярная звезда


    27 Как обычные очки помогают некоторым людям видеть яснее?

       2 Они исправляют неправильное фокусное расстояние глазных линз этих людей, чтобы изображение проецировалось на заднюю стенку (сетчатку) глаза

       1 Они помогают этим людям фокусироваться на предметах

           (дополнительно: «Как?»)

       0 Увеличивают предметы

          Уменьшают зрительное напряжение/блеск


    28 Почему ртуть используется в термометрах?

       2 Она сильно расширяется при нагревании

       1 Очень чувствительна к температуре

           (дополнительно: «Каким образом?»)

       0 Ее легко видеть

          Она приятно выглядит

          Она очень тяжелая


    29 Почему существуют времена года, например, лето и зима?

       2 Земля наклонена относительно Солнца и медленно движется вокруг него, так что иногда солнечные лучи более отвесно падают на Землю в серном полушарии, а иногда – в южном.

       1 Земля наклонена

          Летом Солнце выше в небе

       0 Зимой Солнце дальше

          Потому что мы крутимся вокруг Солнца

          Иногда Солнце оказывается по другую сторону Земли

          Было бы скучно без смены времен года


    30 Почему Луна не падает на Землю подобно яблоку с дерева?

       2 Земное притяжение компенсируется центробежной силой, возникающей из-за движения Луны по орбите

       1 У нее постоянная орбита

           (дополнительно: «Что конкретно ты имеешь в виду?»)

       0 Она слишком далеко от Земли, чтобы земное притяжение заставило ее упасть

          Господь держит ее там наверху, чтобы ночью не было слишком темно

    Подсчет баллов по тесту IV

    Чтобы получить «коэффициент научности понимания» для ребенка, подсчитайте число баллов, полученных в соответствии с кодами ответов, приведенными рядом с вопросами, и соотнесите полученное таким образом число с приведенной ниже таблицей. Для интерпретации этого коэффициента обратитесь к последней главе книги.

    Коэффициенты научности понимания

    *Используйте эту колонку для детей в возрасте от 5 лет 0 месяцев до 5 лет и 11 месяцев; аналогичным образом используются остальные колонки.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх