|
||||
|
ОТ АВТОРОВ - Куда посоветуете поехать подышать Отечеством и где Россия видна? - спрашивали эмигранты Д.С. Лихачева. - В Старую Руссу! - отвечал академик. «Известия», 7 марта 1989 г. Мы написали эту книгу для всех, кто интересуется историей Старой Руссы и родной русской речи. Прочитав ее, вы узнаете немало интересного о происхождении и значении современных и старинных названий старорусских улиц и переулков, площадей и проездов, набережных и исторических местностей, районов нашего города, о прошлом столицы Южного Приильменья и ее географии. Старая Русса объединяет десятки тысяч людей - очень разных по профессии, возрасту, убеждениям, опыту, отношению к религии, образованию. Этот город - наш большой дом, с интересной и непростой историей. А разве не дом и его традиции в нашей обыденной жизни объединяют родственников в настоящую, крепкую семью? Так и Русса-матушка навек сроднила нас с вами, дорогие наши земляки. Краеведение - не просто учебный предмет в современных школах, вокруг методики преподавания которого, кстати, продолжаются дискуссии уважаемых педагогов. Краеведение - это настоящий ключ к познанию исторических традиций России и проверенных веками духовных ценностей, которые необходимы нам сейчас для создания нового общества. Краеведение - это путь к взаимопониманию людей, к их активному сотрудничеству и общественному согласию. Краеведение - это мудрый способ приобщения к великой русской культуре, который дает человеку и всемирный кругозор. Приглашаем вас совершить увлекательное и полезное путешествие по улицам Старой Руссы, чтобы лучше узнать вашу «малую родину», будь ею Соборная сторона или Городок, Георгиевская улица или улица Володарского (бывшая Александровская), улица К.Маркса (бывшая Крестецкая) или улица Красных Командиров (бывшая Дмитриевская), Профсоюзная улица (бывшая Преображенская) или набережная Достоевского, Советская набережная (бывшая наб. Красный Берег) или какой-то другой уголок города на реке Полисть. Около двух сотен таких городских имен значится сейчас на карте Старой Руссы. К сожалению, о них еще слишком мало написано и рассказано, особенно - об утраченных ныне исторических названиях. А ведь многие из них имеют для истории и культуры Руссы, для нашего национального самосознания не меньшее значение, чем архитектурный памятник, рукописная книга или старинная былина. В годы испытаний, выпавших нашему Отечеству, мы особенно остро ощущаем, что родное русское слово - неотъемлемая часть нашей культуры, нашего национального самосознания. Было когда-то в нашем языке слово светорусье. Так предки наши называли русский мир, называли землю, белый, вольный свет на Руси. Русскую речь, слова нашего языка, старинные наименования можно назвать центром светорусья... Благодаря работам археологов и историков теперь известно, что укрепленное поселение славян существовало здесь, на холме, близ впадения реки Порусьи в реку Полисть, века за полтора до той самой первой официальной даты (1167 год), которая упоминается в Новгородской летописи в связи с выступлением в Русу (первоначально название города писалось с одной буквой С) новгородских войск под предводительством воеводы Якуна Мирославича. Но пусть эта хронологическая условность не вызывает ненужных споров, ибо главное в старорусском краеведении - это возможность поклониться богатой и таинственной истории нашего древнего и красивого города и отчетливее ощутить себя рушанами - старорусцами. Увы, в начале XXI века приходится признать, что мы плохо знаем свою собственную историю, памятники культуры, мало дорожим своей родной речью и недостаточно активно поддерживаем многовековые традиции отечественной культуры. Но все же россияне еще сохраняют интерес к истории большой и малой Родины - России и своего края: например, Теплого Стана в Москве, Васильевского острова в Санкт-Петербурге, района Завеличье в Пскове, Торговой стороны в Великом Новгороде, Введенской стороны в Старой Руссе и т.д. Этот интерес связан с возрождающейся системой ценностей новой России, со стремлением посмотреть в историческое зеркало, увидеть себя, собственные черты в своих предках и предшественниках, обнаружить сходство и различия... Наша небольшая книжка - скромная лепта в это благое дело. Все мы - независимо от возраста, профессии, вероисповедания - в последние годы действительно начали чуть более уверенно осознавать себя как члены одного большого исторического сообщества - рушане, как обладатели богатейшего историко-культурного наследия и особых старорусских традиций. К сожалению, наше наследие понесло немало потерь, причем не только в архитектурном облике Старой Руссы (ибо войны и революции, духовный нигилизм уничтожили прекрасные памятники - церкви и монастыри), но и потерь, происшедших на карте Старой Руссы, где по живой и многовековой ткани исторических названий улиц прошел бездумный каток переименований советского периода. Все мы знаем, какая серьезная работа по возрождению исторических названий на карте России и ее городов была проведена в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Санкт-Петербург, Великий Новгород, Тверь, Самара, Сергиев Посад, Нижний Новгород, Екатеринбург и многие другие важнейшие и старинные имена городов вернулись в наш речевой обиход, в нашу культуру и каждодневную жизнь, в систему наших ценностей. Радуются сердца потомственных и новых москвичей, питерцев, новгородцев и от того, что на карты их городов возвращены десятки ценнейших исторических названий, что новые имена отныне присваиваются улицам лишь на основе многовековых традиций и после тщательной, ответственной научной экспертизы (хотя власть продолжает делать ошибки...). Старая Русса - с ее невообразимыми и порой непроизносимыми именами улиц типа Карла Либкнехта и Клары Цеткин (эти «исторические деятели» не то что в Старой Руссе не бывали, но и не подозревали о ее существовании...), с десятками других просто неудачных, а также политически конъюнктурных и спекулятивных переименований (возьмите хотя бы неоправданную замену исторического имени Мостовой улицы на улицу Свердлова, или Спасо-Троицкой улицы на улицу Тимура Фрунзе при наличии на карте города площади Тимура Фрунзе, или уникального и образного названия набережной Красный Берег на Советскую набережную...) - явно отстает от областного центра. В Великом Новгороде восстановление исторических названий прошло достаточно обоснованно и постепенно. Карта города на Волхове эффективно согласуется со статусом Великого Новгорода как одного из древнейших городов Руси, ныне являющегося очень крупным туристическим центром (что, заметим, дает определенный доход в казну города). А Старая Русса, на наш взгляд, до сих пор демонстрирует всему миру явное противоречие между планами своего развития как города-музея, города-памятника, города Ф.М. Достоевского и унылой и фактически не имеющей отношения к истории самого города картой «штампованных» названий улиц и переулков. Между прочим, один из авторов этой книги сталкивался с тем, что данное противоречие оказывается вполне значимым для тех российских и зарубежных инвесторов, которые хотели бы вкладывать деньги в городскую культуру и туризм, - но реальная городская топонимия (вместе с другими объективными факторами) вызывает у них сомнения и осторожность в принятии решений... Используя образную метафору, топонимы можно назвать зеркалом истории или даже своеобразными окнами в далекое и недавнее прошлое. Но как сделать, чтобы зеркало это не стало кривым, чтобы окна в прошлое не покрылись пылью забвения, чтобы не помутнели они от откровенных штампов и амбиций канувшего в прошлое политического режима? Услышат ли в кабинетах власти старорусской городской и новгородской областной администраций наш призыв о выборочном восстановлении ряда исторических названий улиц? Название - это слово родной нашей русской речи. Название - «визитная карточка» улицы, набережной, переулка, важный ориентир, который крайне необходим для нормальной жизни современного общества. Но каждое название - это и своеобразный памятник той эпохи, в которую оно возникло, от древнейших времен до современности. Прочитав книгу, вы убедитесь, насколько тесно связаны старинные старорусские топонимы с социально-экономической историей столицы Южного Приильменья, с природной средой и планировкой нашего города, с его духовной культурой, православной верой и промыслами. Один из главных символов Старой Руссы - Воскресенский собор. Судьба его тоже непростая, ибо за возвращение собора верующим, которых в начале 90-х годов вел к Богу мудрый старорусский пастырь архимандрит Агафангел (B8.02.1999), также пришлось бороться с противодействием властей, причем порой - просто отчаянно сражаться... Ныне здесь снова - православный храм, а не военный музей. Выходя из врат Воскресенского собора на красивый песчаный мыс, образуемый реками Полистью и Порусьей, мы думаем о том, что здесь, в нашем любимом городе, живут тысячи очень разных людей, но возрождать силу и честь Отечества мы с вами можем только через сотрудничество, социальную справедливость и солидарность. Иного не дано. Прими, богоспасаемый град Старая Русса, наш земной поклон. Ты, Русса-матушка, нас по-настоящему роднишь и объединяешь. Стоя у возрожденного Воскресенского собора, мы особенно остро чувствуем, как ты помогаешь установить то, чего так не хватает России, - связь времен... М.В. ГОРБАНЕВСКИЙ, доктор филологических наук, профессор, вице-президент Общества любителейроссийской словесности, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам М.И. ЕМЕЛЬЯНОВА, почетный гражданин города Старая Русса, член попечительского совета Фонда «Город Достоевского», консультант отдела краеведения редакции интернет-альманаха «Соборная сторона» Старая Русса, 11 апреля 2004 г., Пасха Христова |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|