|
||||
|
Раздел VI. ПРАВОВАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 60. Сущность права Право является продуктом общественного развития. Оно регулирует общественные отношения. Без права невозможно существование цивилизованного общества. Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех. Правовые нормы подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы принимаются законодательными органами государства или народом в результате референдума и обладают высшей юридической силой. Подзаконные акты – это правотворческие акты компетентных органов. Есть акты общего действия, распространяющиеся на всех, акты ограниченного действия (например, на должностных лиц), акты исключающего действия (при военных действиях, стихийных бедствиях). Нормы права бывают императивные (от правил которых отступать нельзя) и диспозитивные (которые могут быть изменены по усмотрению сторон). По содержанию норма права состоит из диспозиции, т. е. самого правила поведения, гипотезы – указания на условия применения нормы, санкции – установления угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий неисполнения или нарушения правовой нормы. Следует различать понятие права и закона. Право древнее закона. У древних народов имели место естественные нормы правового поведения, но, конечно, никто не издавал законов. Право и законы формировались постепенно непосредственно из обычаев в виде установления. Это не имело ничего общего с подлинным правом и законом периода сложившейся государственности. По своей сути право и закон связаны с чувством порядка и сознанием долга, т. е. нравственными принципами. Моральность соответствует природе человека, но ее мало. Для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование общества, необходим принудительный закон: принудительная обязательность явлений. Это является одним из существенных отличий норм права от нравственных норм. Право является выражением законопорядка в обществе. В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы – законы. Они предписывают, что можно делать, а от чего воздержаться. Незнание закона не освобождает от необходимости его исполнять. Но законы, не обеспеченные механизмом реализации, остаются мертвой буквой: действительное право есть то, которое заключает в себе условия своего существования, т. е. ограждает себя от неосуществления или преступного игнорирования. Поэтому существенным фактом права является его признанность народом и доверие к данной системе права, строгое соблюдаемое и регламентируемое самим государством. 61. Соотношение права и закона Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Суть данной проблемы кратно сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и считаются «правовыми законами». Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям, а, значит, с правом не совпадают. В данном случае для разрешения проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных подхода. Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права и что все то, о чем говорит государство через свои законы, это и есть право. Другой подход основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, в качестве естественного права, социально—исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях. В данном случае государство и право признаются относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами. Право при этом определяется, как форма свободы в реальных отношениях, реальная мера этой свободы. При таком правопонимании государство не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, и наоборот, само объявляется связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным правом в своих действиях. Оно представляется в качестве института, который не только устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально—политической и иной действительности. Государство, в этом случае, творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность. Но в этом случае возникают вопросы: каков критерий «правовых законов»? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нет? Какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых? В литературе в качестве критерия для разграничения права и закона предлагалась «общая воля», моральные основания – справедливость, добро, гуманность, зло. В этих целях использовалось и понятие – правовой идеал, «закон законов». Но все это все—таки не способствует решению проблемы соотношения права и закона. В настоящее время констатируется факт нерешенности, но в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона для правовых систем. 62. Источники права Основное место в системе источников права занимает закон. Содержание закона рассматривается в расширительном смысле как синоним права, а точнее – законодательства. Законами называются все нормативно—правовые акты, исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под законом понимается норма, е.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Из такого рода рассуждений следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Но в юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Закон – это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, выражающий государственную волю и обладающий высшей юридической силой. Правда мнение, что закон а отражает интересы общей воли подвергается сомнению. Еще в начале ХХ в. французский ученый М. Ориу требовал отказаться от иллюзий непогрешимости закона. Ибо на самом деле закон является «делом воли большинства, существующей в законодательном органе страны. Следовательно, говорить об «общей воле» можно не как о факте, а как о способности и потенциальной возможности адекватно отражать и полностью выражать «общую волю» народа или всего общества. Законы издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Основным законом является Конституция страны. К законам относятся кодифицированные законы – кодексы (своды законов), например Гражданский, Уголовный, Таможенный, Семейный. По некоторым отраслям права действуют Основы законодательства. Для регулирования ряда отношений принимаются отдельные законы. Законы тесно связаны и взаимодействуют с другими источниками права. Среди них выделяются правовой обычай и правовой договор. Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и одним из важнейших для ранних правовых систем источников права. Правовые обычаи в основном совпадают с обычаями, с той разницей, что первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае нарушения государственным принуждением. В то время как обычаи, не обладая юридической силой, обеспечиваются общественным мнением. Правовой договор содержит в себе правило общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. Этим он отличается от обычных договоров, заключаемых в различных сферах общественной деятельности. 63. Отрасли права Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли. 1. Государственное (конституционное) право. Это отрасль права, регулирующая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия. Нормы административного права регулируют общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно—распорядительной деятельности органов государства. 2. Финансовое право – совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности. 3. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов. 4. Гражданское право – наиболее объемная отрасль в системе права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. п. 5. Трудовое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права, например, определяют условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности труда. 6. Семейное право регулирует брачные отношения, устанавливает условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу. 7. Гражданско—процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. 8. Уголовное право – кодекс норм, устанавливающих, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления, устанавливают виды преступлений и размеры наказаний за преступные деяния. Уголовно—процессуальное право определяет порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. 9. Исправительно—трудовой право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно—трудовым воздействием. Они устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания. 64. Правотворчество Среди многообразия правовых явлений, охватываемых понятием правовая система, правотворчество занимает одно из центральных мест. От того, в какой мере действующие нормы права – от закона до инструкции – выражают потребности и интересы общества, эффективно воздействуют на людей, зависит и достижение целей, на которые направлены нормы. Нормотворческая деятельность образует начальный этап процесса правового регулирования, к которому относятся также правореализация и правоприменение. В буквальном смысле слова правотворчество – это процесс создания правовых норм, получающих закрепление в издаваемых правомочными органами законах и подзаконных актах. Часто понятие правотворчества связывается, прежде всего, с процедурно—процессуальной деятельностью различных государственных органов. Но не менее распространено мнение, согласно которому правотворчество охватывает весь процесс создания правовой нормы, начиная от зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовой регламентации соответствующих общественных отношений и кончая ее принятием и введением в действие. Надлежащая организация правотворчества – необходимое условие качества и эффективности результатов правотворчества – законов и подзаконных актов. В идеале перед законодателем в процессе правотворчества всегда стоит задача максимально точного отражения в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации. Качественные характеристики декларативных нормативных правовых актов и законов наиболее ущербны. Специфика всех декларативных законов и норм с правовой точки зрения состоит в том, что они не снабжены механизмом их реализации. Более того, значительная часть декларативных норм вообще не обладает регулятивными свойствами, поскольку представляет собой переложенные на язык закона политические лозунги и программы. Наряду с «нормами—целями» многие декларативные нормы провозглашают закрепление за гражданами и организациями больше прав и возможностей, чем политическая, экономическая и социальная действительность страны может в данный период представить и гарантировать. Часто недостаточное внимание уделяется обеспечению внутренней согласованности, беспроблемности и научной обоснованности принимаемых нормативных правовых актов. Законы и подзаконные акты могут расходиться с положениями конституции – основного закона страны. В этих условиях возрастает роль юридической науки в деле оптимизации правотворчества и повышения качества его результата – законов и подзаконных актов. 65. Юридическая ответственность Юридической ответственностью называется применение мер государственного принуждения к правонарушителям для восстановления нарушенного правопорядка и наказания лица, совершившего правонарушение. Без налаженной системы юридической ответственности право становится бессильным и ненадежным, не оправдывает возлагаемых на него социальных ожиданий. Правовые нормы, а равно проистекающие из них права и обязанности членов общества превращаются в благие пожелания, если власть не способна организовать восстановление нарушенных прав, принуждение к исполнению обязанностей, наказание нарушителей правовых запретов. С другой стороны, государственное принуждение, с помощью которого охраняются право и правопорядок, более всего затрагивает личность, ее интересы, права и свободы. Если оно применяется для защиты несправедливого права, вне права и вопреки праву, проблема социального взаимодействия права и государственного принуждения становится особенно острой. На протяжении многих веков человеческой истории принуждение нередко применялось произвольно, по усмотрению власть имущих, а сами меры государственного принуждения часто были несоразмерно правонарушению предельно жестоки. Круг норм и общественных отношений, образующих содержание, сферу юридической ответственности, сложился исторически. Современные принципы ответственности стали возникать в сознании общества и в действующем праве в период низвержения феодального строя. В процессе борьбы с феодальным режимом утверждались основные положения современной теории права и практики законотворчества относительно принципов применения мер принуждения за совершение правонарушений. Основным и главным принципиальным положением стало то, что принуждение как способ, средство охраны права не должно нарушать само право, а может осуществляться только на основе и в пределах права. Другим достижением политико—правовой теории и законодательства об ответственности стало стремление урегулировать правом деятельность государственных органов, применяющих принуждение, подчинить эту деятельность специальному контролю и проверке. Для предупреждения и пресечения необоснованных и незаконных актов и решений об ответственности практика, законодательство и теория определяют два средства. Во—первых, лицо, обвиняемое в правонарушении, наделяется комплексом «прав на защиту», в числе которых возможность пользоваться услугами адвоката, добиваться смягчения ответственности. Во—вторых, большое внимание уделяется совершенствование процедуры обеспечения законности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|