• ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
  • К главе 1 «Предмет и структура естествознания»
  • К главе 2 «Фундаментальные понятия о материи»
  • К главе 3 «Пространство, время, принципы относительности»
  • К главе 4 «Естественнонаучные знания о веществе»
  • К главе 5 «Нанотехнологии»
  • К главе 6 «Мегамир и его свойства»
  • К главе 7 «Планета Земля»
  • К главе 8 «Живая материя»
  • К главам 9 «Учение о биосфере» и 10 «Человек как предмет современного естествознания»
  • К главе 11 «Основы экологии»
  • ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
  • К главе 1
  • К главе 2
  • К главе 3
  • К главе 4
  • К главе 5
  • К главе 6
  • К главе 7
  • К главе 8
  • К главам 9 и10
  • К главе 11
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

    К главе 1 «Предмет и структура естествознания»

    1. Наука сформировалась:

    1) в Древней Греции;

    2) в Европе в XVI–XVIII вв.;

    3) в Европе в XIII–XV вв.;

    4) в Древнем Риме.

    2. Науку от обыденного познания отличает:

    1) актуальность объекта познания;

    2) достоверность полученных знаний;

    3) значимость результатов познания;

    4) используемый язык.

    3. Определенный способ понимания какого-либо предмета, процесса или явления – это:

    1) концепция;

    2) закон;

    3) гипотеза;

    4) теория.

    4. В научном исследовании выделяются уровни:

    1) созерцательный и эмпирический;

    2) созерцательный и концептуальный;

    3) эмпирический и теоретический;

    4) теоретический и концептуальный.

    5. Дифференциация естественных наук начала происходить на стадии:

    1) натурфилософии;

    2) аналитического естествознания;

    3) синтетического естествознания;

    4) интегрального естествознания.

    6. Совокупным объектом естествознания является:

    1) Земля;

    2) Галактика;

    3) природа;

    4) географическая оболочка Земли.

    7. Теория – это:

    1) предположительное знание, которое носит вероятностный характер;

    2) истинное, доказанное, подтвержденное знание о сущности явлений;

    3) утверждение, раскрывающее общие связи изучаемых явлений.

    8. Методом эмпирического уровня познания является:

    1) аналогия;

    2) наблюдение;

    3) моделирование;

    4) синтез.

    9. Классификация – это:

    1) установление сходства и различия признаков исследуемых объектов;

    2) объединение различных признаков исследуемых объектов;

    3) отнесение объектов к определенному классу явлений.

    К главе 2 «Фундаментальные понятия о материи»

    1. Кварки – это:

    1) космические тела с избыточным рентгеновским излучением;

    2) элементарные частицы с дробным зарядом;

    3) химические катализаторы нового поколения;

    2. Физический вакуум – это:

    1) особый вид материи, обеспечивающий физические взаимодействия материальных объектов;

    2) основной вид материи, обладающий массой;

    3) низшее энергетическое состояние квантового поля.

    3. Сильное взаимодействие обеспечивает:

    1) связь нуклонов в ядре;

    2) химические превращения веществ;

    3) распад элементарных частиц.

    4. Какие элементарные частицы не относятся к андронам:

    1) протоны;

    2) нейтроны;

    3) электроны;

    4) нуклоны.

    К главе 3 «Пространство, время, принципы относительности»

    1. Не прибегая к вычислениям, укажите, в каких процессах энтропия возрастает:

    1) H2O (г) – H2O (ж);

    2) HCl (р) – HCl (г).

    2. Специальная теория относительности (СТО) решает задачи:

    1) классической механики;

    2) абсолютности пространства и времени;

    3) приспособления пространственно-временной метрики к современной физике;

    4) неинерциальных систем отсчета.

    3. Энтропия – это:

    1) внутренняя энергия системы;

    2) количество теплоты, которое идет на совершение механической работы;

    3) термодинамическая функция состояния, которая характеризует часть внутренней энергии системы, способной преобразовываться в механическую работу; мера хаоса, которая в состоянии теплового равновесия достигает своего максимального значения.

    4. Корпускулярно-волновой дуализм – это:

    1) теория квантования физических величин;

    2) постулат, что всем микрочастицам одновременно присущи и корпускулярные, и волновые свойства;

    3) квантово-релятивистские представления о физической реальности на основе СТО и ОТО Эйнштейна.

    К главе 4 «Естественнонаучные знания о веществе»

    1. Вещество, уменьшающее скорость протекания химического процесса, называется:

    1) катализатором;

    2) ингибитором.

    2. С современной точки зрения систематизирующим фактором Периодической системы Д. И. Менделеева является:

    1) масса ядра атома;

    2) заряд ядра атома;

    3) заряд атома;

    4) масса атома.

    3. Как называется концепция о происхождении живого из неживого:

    1) абиогенез;

    2) филогенез;

    3) онтогенез?

    4. Количество органогенов, то есть элементов, которые в сумме являются основой живых систем и общая весовая доля которых, например, в организме человека 97 %, составляет:

    1) 3;

    2) 6;

    3) 7;

    4) 10.

    5. Отбор химических элементов во Вселенной проявляется таким образом, что большую часть вещества в ней составляют всего два элемента, а именно:

    1) кремний и углерод;

    2) углерод и водород;

    3) кислороди гелий;

    4) водород и гелий.

    6. Определите последовательность, в которой исторически развивалось химическое знание с учетом 4 концептуальных этапов: А – эволюционная химия, В – структурная химия, С – учение о химических процессах, D – учение о составе вещества:

    1) А-B-C-D;

    2) C-D-B-A;

    3) D-B-C-A;

    4) A-D-B-C.

    К главе 5 «Нанотехнологии»

    1. Нанотехнологии являются:

    1) разделом химии;

    2) разделом физики;

    3) разделом астробиологии;

    4) междисциплинарным направлением в естествознании.

    2. Нанотехнологии оперируют объектами, линейные размеры которых составляют:

    1) от1до109м;

    2) от 109 до10-9м;

    3) от 10-7 до10 -9 м.

    К главе 6 «Мегамир и его свойства»

    1. Космология – это:

    1) раздел астрономии;

    2) раздел космонавтики;

    3) ненаучная форма познания Вселенной;

    4) второе название космогонии.

    2. Малые планеты, входящие в Солнечную систему, называются:

    1) метеоры;

    2) спутники;

    3) астероиды;

    4) кометы.

    3. Наиболее крупная единица измерения космических расстояний:

    1) парсек;

    2) астрономическая единица;

    3) световой год;

    4) километр.

    4. Вселенная однородна, поскольку она:

    1) расширяется;

    2) имеет одинаковые свойства во всех точках;

    3) имеет одинаковые свойства по всем направлениям;

    4) находится в горячем состоянии.

    5. Возраст Вселенной исчисляется:

    1) со времени образования галактик;

    2) со времени образования Солнечной системы;

    3) с момента Большого взрыва;

    4) с начала фазы инфляции.

    6. Наша Галактика имеет форму:

    1) спиральную;

    2) эллиптическую;

    3) шаровидную;

    4) неправильную.

    7. Солнечная система в нашей Галактике располагается:

    1) в плоскости, перпендикулярной галактической;

    2) у галактической плоскости;

    3) на периферии Галактики;

    4) положение пока не выяснено.

    8. Квазары – это:

    1) новые звезды;

    2) двойные звезды;

    3) мощные источники радиоизлучения во Вселенной;

    4) малые галактики – спутники нашей Галактики.

    9. Звезды состоят преимущественно:

    1) из водорода и азота;

    2) из гелия и кислорода;

    3) из водорода и гелия;

    4) из гелия и азота.

    10. Новые звезды образуются:

    1) из межзвездного вещества;

    2) из двойных звезд;

    3) из красных карликов;

    4) из переменных звезд.

    11. Внешняя часть Солнца – атмосфера – состоит:

    1) из ядра, конвективной зоны и короны;

    2) из фотосферы, хромосферы и короны;

    3) из ядра, области лучистого переноса энергии и короны;

    4) из фотосферы, конвективной зоны и области лучистого переноса энергии.

    К главе 7 «Планета Земля»

    1. Известняк под влиянием повышенного давления и высоких температур превращается:

    1) в мрамор;

    2) в кварцит;

    3) в гранит.

    2. Месторождения нефти и газа связаны с тектоническими структурами:

    1) гор;

    2) равнин;

    3) дна океана.

    3. Мировой океан включает в себя:

    1) все моря и океаны;

    2) все океаны и находящиеся под ними подземные воды;

    3) все океаны и льды Антарктиды;

    4) все океаны.

    4. В водах Мирового океана среднее содержание солей от общей массы воды составляет:

    1) 35 %;

    2) 1 %;

    3) 3,5 %;

    4) 10 %.

    5. К континентальным водным бассейнам относят:

    1) озера, моря, реки, болота;

    2) озера, реки, болота, водохранилища;

    3) реки, заливы морей, моря, болота;

    4) реки, озера, водохранилища, заливы морей.

    6. На глубине 1 км подземные воды могут находиться:

    1) только в жидком состоянии;

    2) и в твердом, и в жидком состоянии;

    3) только в твердом состоянии;

    4) только в парообразном состоянии.

    7. Главные катионы морской воды – катионы натрия, магния, кальция, калия – поступили в воду:

    1) в результате выветривания горных пород;

    2) из атмосферы;

    3) из почвы;

    4) вместе с подземными водами.

    8. С увеличением высоты над поверхностью Земли температура воздуха возрастает:

    1) в тропосфере;

    2) в стратосфере;

    3) в мезосфере;

    4) в термосфере.

    9. На высоте 10 км над поверхностью Земли воздух состоит преимущественно:

    1) из углекислого газа и азота;

    2) из водорода и гелия;

    3) из азота и кислорода;

    4) из азота и озона.

    10. Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данное время называется:

    1) альбедо;

    2) погода;

    3) климат;

    4) ветер.

    К главе 8 «Живая материя»

    1. Самоорганизующаяся система не характеризуется:

    1) высокой упорядоченностью;

    2) открытостью;

    3) равновесностью;

    4) отсутствием управления извне.

    2. После прохождения точки бифуркации система:

    1) перестает взаимодействовать с другими системами;

    2) возвращается в исходное состояние;

    3) случайно выбирает путь нового развития;

    4) не подчиняется законам детерминизма.

    3. Синергетика – это наука о превращении:

    1) хаоса в космос (порядок);

    2) простых систем в сложные;

    3) сложных систем в простые;

    4) порядка в хаос.

    4. Ч. Дарвин показал, что под борьбой за существование понимается:

    1) ожесточенная борьба особей одного вида;

    2) установление между живыми организмами форм сотрудничества и взаимопомощи;

    3) конкуренция между представителями разных видов животных;

    4) борьба с неблагоприятными условиями природной среды;

    5) противостояние живой природы индустриальной цивилизации.

    5. Элементарными факторами и явлениями эволюции необходимо считать:

    1) особь как элементарную эволюционную структуру;

    2) изменение генотипического состава популяции как элементарное эволюционное явление;

    3) генофонд популяции как элементарный эволюционный материал;

    4) мутации как элементарные эволюционные факторы;

    5) естественный отбор как элементарное эволюционное противодействие.

    6. И. Пригожин открыл самоорганизацию макросистем в виде:

    1) концентрационных автоволн;

    2) открытых каталитических систем;

    3) диссипативных структур;

    4) нестационарных, нелинейных систем.

    7. Коэволюция – это:

    1) современный этап эволюции живого на Земле;

    2) разрушение биоценоза;

    3) взаимное приспособление видов;

    4) самая жесткая борьба за существование.

    8. Ч. Дарвин дал научное объяснение эволюции живой природы в работе:

    1) «Происхождение человека»;

    2) «Происхождение видов путем естественного отбора»;

    3) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»;

    4) «Выражение эмоций у человека и животных».

    9. Элементарная структура эволюции, по современным представлениям, – это:

    1) клетка;

    2) организм;

    3) популяция;

    4) биоценоз.

    10. В современной теории эволюции «волны жизни» – это:

    1) периодическое изменение климата планеты;

    2) волны Мирового океана;

    3) количественные колебания в численности популяции;

    4) увеличение числа близкородственных скрещиваний.

    11. Единица строения и жизнедеятельности живого организма – это:

    1) атом;

    2) молекула;

    3) ткань;

    4) клетка.

    12. Ген представляет собой:

    1) участок информационной РНК;

    2) участок молекулы ДНК;

    3) полипептидную цепь.

    13. По наследству передаются:

    1) модификационные изменения;

    2) фенотип;

    3) генные мутации.

    14. Мутаген – это:

    1) организм, в котором произошли мутации;

    2) фактор, увеличивающий число мутаций;

    3) наследственная передача признака.

    15. Генотип – это:

    1) совокупность наследственного материала популяции;

    2) совокупность генов всех живых организмов;

    3) совокупность генов особи.

    16. Автор хромосомной теории наследственности:

    1) Т. Морган;

    2) Г. Мендель;

    3) Н. Вавилов.

    К главам 9 «Учение о биосфере» и 10 «Человек как предмет современного естествознания»

    1. Ноосфера это:

    1) часть биосферы;

    2) минеральная оболочка Земли;

    3) сфера разума;

    4) сфера деятельности.

    2. Биогенное вещество:

    1) создается в процессе жизнедеятельности организмов;

    2) образовано совокупностью организмов;

    3) образуется без участия живых организмов;

    4) является результатом взаимодействия живого и неживого.

    3. Жизненная пленка, лежащая на границе атмосферы и гидросферы, называется:

    1) бентос;

    2) планктон;

    3) фотон;

    4) пойма.

    4. Превращение биосферы в ноосферу происходит под воздействием:

    1) климатических факторов;

    2) геологических факторов;

    3) разумной деятельности человека;

    4) биологической эволюции.

    5. Состояние здоровья зависит в большей степени:

    1) от состояния здравоохранения;

    2) от индивидуального образа жизни;

    3) от наследственности;

    4) от факторов окружающей среды.

    6. Полноценное здоровье характеризуется:

    1) отсутствием болезней;

    2) устойчивым эмоциональным состоянием;

    3) равновесием между функциями организма и факторами внешней среды;

    4) высокими физическими показателями.

    7. Здоровый образ жизни – это:

    1) отсутствие вредных привычек;

    2) поведение, направленное на достижение успеха и благополучия;

    3) отсутствие болезней;

    4) поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья.

    К главе 11 «Основы экологии»

    1. Термин «экология» ввел ученый:

    1) К. Линней;

    2) Ж. Б. Ламарк;

    3) Г. Гаузе;

    4) Э. Геккель.

    2. Почву как среду обитания сближает с водной средой:

    1) температурный режим, пониженное содержание кислорода, наличие воды в разных формах, присутствие солей и органических веществ;

    2) световой режим, перепады давления, изменение гравитационной составляющей;

    3) изменение солевого состава по временам года, сочетание плотности и давления грунтов;

    4) одинаковое значение pH среды, одинаковый состав микрофауны и микрофлоры.

    3. Самая насыщенная (в пересчете на объем) жизнью среда:

    1) почва;

    2) атмосфера;

    3) пресные воды;

    4) моря и океаны.

    4. Наиболее быстро в крупных промышленных городах из-за загрязнения среды идет рост таких заболеваний, как:

    1) заболевания желудочно-кишечного тракта;

    2) легочные заболевания и заболевания верхних дыхательных путей;

    3) заболевания кожи;

    4) заболевания суставов и костей.

    5. Все проблемы экологии могут быть выражены одной фразой:

    1) океан и суша связаны между собой;

    2) все живое связано между собой и с окружающей средой;

    3) все неживое взаимодействует между собой;

    4) компоненты географической оболочки изолированы.

    6. Основными экологическими факторами, способными влиять на демографическую ситуацию в мире, продолжают оставаться:

    1) пищевые ресурсы и болезни;

    2) особенности климата и рельефа местности;

    3) особенности географического положения страны;

    4) климатические условия.

    7. Основной причиной выпадения кислотных дождей является:

    1) попадание в воздух оксидов серы и азота – отходов сгорания любого ископаемого топлива, особенно низкосортного угля и мазута;

    2) попадание в воздух оксидов фосфора и углерода – отходов сгорания любого вида топлива, особенно сланцев и торфа;

    3) попадание в воздух большого количества хлора;

    4) попадание в воздух пыли, содержащей частицы металла.

    8. Считают, что озоновый экран разрушается в результате воздействия на него:

    1) радиации;

    2) сернистого газа;

    3) фреона;

    4) азота.

    9. Наибольшее выпадение атмосферных осадков с растворимыми загрязняющими веществами происходит в районе:

    1) Архангельска;

    2) Екатеринбурга, Омска;

    3) Верхоянска;

    4) Якутска.

    10. Мониторинг среды означает в первую очередь:

    1) систему защиты среды обитания;

    2) систему регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды;

    3) систему правовых законодательных актов по защите природной среды;

    4) систему наблюдений за отдельным видом организмов.

    ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

    К главе 1

    1. Ответ: 2;

    2. Ответ: 4;

    3. Ответ: 2;

    4. Ответ: 3;

    5. Ответ: 2;

    6. Ответ: 3;

    7. Ответ: 2;

    8. Ответ: 2;

    9. Ответ: 3.

    К главе 2

    1. Ответ: 2;

    2. Ответ: 3;

    3. Ответ: 1;

    4. Ответ: 3.

    К главе 3

    1. Ответ: 2;

    2. Ответ: 3;

    3. Ответ: 3;

    4. Ответ: 2.

    К главе 4

    1. Ответ: 2;

    2. Ответ: 2;

    3. Ответ: 1;

    4. Ответ: 2;

    5. Ответ: 4;

    6. Ответ: 3.

    К главе 5

    1. Ответ: 4;

    2. Ответ: 3.

    К главе 6

    1. Ответ: 1;

    2. Ответ: 3;

    3. Ответ: 1;

    4. Ответ: 2;

    5. Ответ: 3;

    6. Ответ: 1;

    7. Ответ: 2;

    8. Ответ: 3;

    9. Ответ: 3;

    10. Ответ: 3;

    11. Ответ: 2.

    К главе 7

    1. Ответ: 1;

    2. Ответ: 2;

    3. Ответ: 1;

    4. Ответ: 3;

    5. Ответ: 2;

    6. Ответ: 2;

    7. Ответ: 1;

    8. Ответ: 2, 4;

    9. Ответ: 3;

    10. Ответ: 2.

    К главе 8

    1. Ответ: 3;

    2. Ответ: 3;

    3. Ответ: 1;

    4. Ответ: 1, 3, 4;

    5. Ответ: 2, 3, 4;

    6. Ответ: 3;

    7. Ответ: 3;

    8. Ответ: 2;

    9. Ответ: 3;

    10. Ответ: 3;

    11. Ответ: 4;

    12. Ответ: 2;

    13. Ответ: 3;

    14. Ответ: 2;

    15. Ответ: 3;

    16. Ответ: 1

    К главам 9 и10

    1. Ответ: 3;

    2. Ответ: 1;

    3. Ответ: 2;

    4. Ответ: 3;

    5. Ответ: 2;

    6. Ответ: 3;

    7. Ответ: 4.

    К главе 11

    1. Ответ: 4;

    2. Ответ: 1;

    3. Ответ: 1;

    4. Ответ: 2;

    5. Ответ: 2;

    6. Ответ: 1;

    7. Ответ: 1;

    8. Ответ: 3;

    9. Ответ: 2;

    10. Ответ: 2.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх