|
||||
|
Лекция 10. Материализм в медицине Некоторые параграфы теперь будут не более чем резюме тем, о которых уже говорилось ранее. В предыдущих лекциях я уже достаточно подробно разобрал эти моменты, потому что было естественно сделать это в связи с рассматриваемыми темами. Я еще раз бегло пройдусь по ним. В § 13 «Органона» С. Ганеман пишет:
Материалистический взгляд на природу существовал и во времена С. Ганемана. Распространен он и в настоящее время, хотя это и кажется невозможным для большинства трезвомыслящих людей. Материалисты отвергают все те явления, которые не укладываются в рамки существующих законов. Они просто игнорируют все, что не может быть взвешено и измерено, заявляя, что оно существует только в воображении человека. Причину всех происходящих явлений материалисты ищут в материальном мире, хотя это и бессмысленно. Существует мир живой и мир мертвой материи. Сознание и материя соотносятся друг с другом как причина и следствие. Причины нематериальны, материальны лишь следствия. Мы наблюдаем движение материи, но разумный человек, только размышляя, может обнаружить причину, являющуюся нематериальной первичной субстанцией, материалист просто не может установить эту причину, т. к. заранее ее отвергает. Прекраснейшим подтверждением вышеизложенного является действие наших препаратов на организм человека в различных потенциях, от самых низких до самых высоких. При лечении хронических болезней на многочисленных примерах вы сможете убедиться, что антипсорический препарат будет причиной изменений, целебных или нет, на всех уровнях организма. Эти пять-семь уровней не что иное, как степени организации первичной субстанции.
Мы уже говорили об этом. Заболевание, которое можно вылечить, имеет четко выраженные проявления, указывающие на необходимое лекарство. Неизлечимое заболевание проявляется в виде отдельных слабовыраженных симптомов, и по отсутствию четких проявлений врач часто может узнать неизлечимую болезнь. Наблюдая постепенное ухудшение общего состояния больного человека при отсутствии выраженных симптомов, врач понимает, что этого пациента нельзя вылечить. Все излечимые заболевания проявляются выраженными болезненными состояниями и симптомами, назначение которых состоит в привлечении внимания человека к нарушению в жизненной силе, в помощи понимания врачом природы этого нарушения и указании на необходимое лекарственное средство. Но эти проявления болезни может понять только подготовленный врач: когда человечество пребывает в невежестве или господствует материализм, усилия организма подобны посеву семян на каменистую почву, т. к. нет того, кто способен понять их значение. Образы болезни формируются непрерывно, и нужен лишь человек, способный их понять. Но увидеть эти признаки и оценить их может лишь человек, усвоивший гомеопатическое учение. В этом параграфе С. Ганеман также пишет о Божественном провидении. Только эта вера в Божественное провидение помогла нашему Учителю познать закон подобия. Когда его малолетние дети были при смерти после лечения сильнодействующими аллопатическими лекарствами, С. Ганеман не мог поверить, что Творец разрушает детские организмы с помощью таких грубых субстанций, и стал искать другое объяснение. С. Ганеман не был первым, кто сформулировал закон подобия. Еще Гиппократ писал в своих сочинениях, что болезнь может быть излечена либо противоположным, либо подобным. Но Учитель заново открыл этот закон подобия экспериментальным путем и сформулировал основные принципы гомеопатии. В последующем он опять же опытным путем подтвердил правильность этих принципов и строго следовал им в своей практике, приобретая опыт и становясь мудрее. Очень немногие, читая впервые «Органон», способны увидеть в нем что-то кроме слов, и только в дальнейшем, накапливая опыт и строго следуя законам и принципам гомеопатии, мы понимаем, насколько необходима нам эта книга. Хотя я изучаю «Органон» уже в течение многих лет, но все равно каждый раз при прочтении этой книги я нахожу для себя что-то новое: постоянное изучение «Органона» приводит ко все более глубокому его пониманию. В § 15 еще глубже объясняется система управления организмом, которую мы так подробно разбирали в предыдущих лекциях. Все, что распространяется из центра, должно рассматриваться в непрерывной связи с этим центром. Здоровое состояние организма — это следствие согласованной деятельности всех его частей, и весь организм должен рассматриваться как единое целое. Иными словами, состояние здоровья — это результат гармоничного управления из центра. С другой стороны, когда человек заболевает, он все равно продолжает оставаться единым целым, и следует рассматривать его также как единое целое. Не следует думать, что при нарушении деятельности какой-то одной системы организма остальные его системы продолжают функционировать в прежнем режиме. Вовсе нет: нарушение в одной системе вызывает нарушения и в других системах. Существуют три различных фактора, изучение которых формирует целостное восприятие лекарственного патогенеза: изучение человека в здоровом состоянии, изучение больного человека и изучение действия лекарства на здоровых людей. Каждое лекарство должно быть вначале изучено как единое целое, и только потом можно сравнивать действие различных лекарств. Начинать сравнительное изучение патогенезов различных лекарств, описанных в Materia Medica, без знания патогенеза каждого лекарства в отдельности — это ошибка. К такому мнению я пришел через опыт моей преподавательской практики. Сначала я своим студентам давал характеристики препаратов в сравнении их патогенезов, считая этот метод обучения наиболее удачным, но потом отказался от него, и теперь я даю каждый препарат отдельно в совокупности всех его симптомов и таким же образом советую изучать болезни. Когда врач полностью изучил какое-то лекарство или какую-то болезнь, только тогда он может их сравнивать. Только хорошо зная клинические проявления той или иной болезни и патогенез того или иного лекарства, вы можете увидеть связь между лекарством и болезнью. Например, симптомы кори в патогенезе одного лекарства, симптомы сифилиса в патогенезе другого, псориаза — в патогенезе третьего и т. д. Только после этого вы будете готовы перейти к тому, что можно назвать индивидуализацией, т. е. от общей клинической картины заболевания мы переходим к частной, проявляющейся именно у данного пациента, и только потом мы можем заниматься сравнением патогенезов различных лекарств, выбирая для нашего пациента наиболее подобное. Это классический метод изучения гомеопатии, внедренный С. Ганеманом, и, только следуя по такому пути, можно стать истинным врачом-гомеопатом, используя нашу Materia Medica с удивительной точностью и максимальной пользой. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|