|
||||
|
Признаки натур семенных органов Общее рассуждение Признаки горячей натуры. Видимость сосудов члена и мошонки; их [значительная] толщина и твердость, быстрое появление растительности на лобке и прилежащих местах, ее жесткость, обилие и густота, быстрое наступление [половой] зрелости. Кто хочет узнать натуру своего семени – пусть наладит свой режим, а затем посмотрит, какого цвета у него семя. Признаки холодной натуры противоположны этим признакам. Признаки влажной натуры. Жидкость и обилие семени, слабая эрекция. Признаки сухой натуры противоположны этому. Иногда при такой натуре семя выходит в виде нитей. Признаки горячей сухой [натуры]. Большая плотность вещества семени, поспешное извержение семени от страсти при малейшем соитии или [даже] воспоминании [о нем], частое оплодотворение мужским [потомством], сильная и быстрая страсть и мощные толчки, но только [такой человек] столь же быстро становится неспособен к [повторным] сношениям. Если сухость чрезмерна, то водянистой [влаги] мало, и человек испускает мало семени при частых эрекциях. Что же касается волос на лобке, бедрах и прилежащих местах, то они при сухой горячей [натуре] густы и обильны. Признаки горячей влажной натуры. Семя более обильно, чем при горячей сухой [натуре], но волос меньше и оплодотворение бывает реже. Способность к частым совокуплениям больше, но Похоть и эрекция не сильнее. Такой [человек] страдает при прекращении неумерных совокуплений, у него часто бывает непроизвольное излияние семени и он быстро созревает. Признаки холодной сухой натуры. Густота и скудость семени и [признаки], противоположные [признакам] влажной горячей натуры во всех отношениях. Признаки холодной влажной натуры. Редкость волос в области лобка, медленность возникновения похоти и совокупления, жидкость семени, редкость оплодотворения, медленный рост [волос] и скудость их. Признаки неестественных натур [выражаются] в появлении признаков, присущих естественной натуре, после того, как их не было; на разновидности этого указывает чувство. Полезные стороны совокупления Доброе совокупление – такое, которое происходит в должное время и за коим следует выведение излишков, облегчение тела и подготовка тела к [дальнейшему] развитию. Похоже на то, что тело, когда у него отняли часть последнего питания, как бы разгневано, и естество, чтобы возместить ущерб, приходит в сильное движение, сопровождаемое мощным воздействием [на состояние человека. Естеству] способствует осуществляющееся при этом опорожнение. Иногда после совокупления уходят одолевающие [человека] мысли, он обретает бодрость, подавляет чрезмерный гнев, успокаивается. [Совокупление] помогает от меланхолии и многих черножелчных болезней, придавая бодрость и изгоняя скопившийся из-за семени дым из области головного мозга и сердца. Оно помогает и от болей в почках вследствие переполнения, а также от всех болезней, [вызванных] слизью, особенно у человека с большой прирожденной теплотой, которую не уменьшает выход семени. [Совокупление] также пробуждает аппетит к еде и иногда открывает материю опухолей, возникающих в области пахов и яичек; всякого, у кого при отказе от совокупления и задержании семени возникает потемнение в глазах, головокружение, тяжесть в голове, боли и опухоли в мочеточниках и чреслах, умеренные [совокупления] вылечивают от этого. У многих людей, натура которых требует совокуплений, при отказе от них охлаждается тело, ухудшается [общее] состояние и падает аппетит к еде, так что они даже [совсем] не принимают пищи и извергают ее рвотой. Всякому, у кого в теле много дымных паров, совокупление дает от них облегчение и приносит пользу, устраняя ослабляющее его вредное задержание дымных паров. Иногда у мужчин вследствие прекращения совокуплений, скопления семени, его охлаждения и превращения в [материю] с ядовитыми свойствами семя посылает в сердце и в мозг дурные ядовитые пары, подобно тому как у женщин бывает «удушение матки». Наименьшее проявление вреда от этого, прежде чем распространится ядовитость [семени], – тяжесть в теле, его холодность и затрудненность движений. Вредные стороны совокупления, связанные с этим состоянием, и злокачественность некоторых его способов Совокупление выводит часть вещества последнего питания и так ослабляет, как не ослабляет никакое другое опорожнение; выводит оно также вследствие сладострастия и значительную часть вещества пневмы. Поэтому наиболее сладострастные люди больше всего слабеют. Поистине, совокупления быстро приводят у злоупотребляющего ими к охлаждению и высыханию тела, рассеиванию прирожденной теплоты и истощению сил. Они сначала возбуждают дымную, постороннюю [телу] теплоту, так что [у человека] становится больше волос, а затем следует полное охлаждение и ослабление чувства зрения и слуха. [Совокупления] вызывают слабость и боли в голенях, так что человек едва может нести тяжесть своего тела; иногда его состояние даже походит на скрытую падучую. Нередко тело [такого человека] одолевает черная, а затем желтая желчь и у него появляется от слабости головокружение и как будто ползают по членам тела мурашки, начиная с головы и вплоть до большей части позвоночника; бывает у него также звон в ушах. Зачастую возникают от [слишком частых совокуплений] острые, жгучие, лихорадки, из-за которых люди погибают. Иногда бывает из-за этого дрожь, слабость сухожилий, бессонница и пучеглазие, как случается при агонии, а также плешивость, холодные болезни, боли в спине, почках и мочевом пузыре и запирается живот. Иногда [частые совокупления] порождают куландж и вызывают дурной запах и зловоние изо рта и от десен. У человека, имеющего в теле желчные соки, приходит в движение после совокупления «гусиная кожа», а если соки в теле гнилостные, то от него веет после совокупления зловонным запахом. У людей со слабым пищеварением возникает после совокупления урчание. Некоторые люди страдают дурной натурой, и если они избегают совокуплений, то чувствуют тоску и тяжесть в теле и в голове, раздражаются и часто у них бывает непроизвольное истечение семени; если же они предаются (совокуплениям), то у них слабеет и сохнет желудок. Лучше всего воздерживаться от совокупления тому, на кого нападает после него дрожь и холод или скрытое стеснение дыхания и перебои, вваливаются глаза и исчезает аппетит к еде, а также тому, у кого больная или слабая грудь или слабый желудок. Прекращение совокуплений – самое лучшее дело для людей со слабым желудком, и пусть избегают их те из женщин, которые выкидывают плод. Существуют дурные способы сношений, как например, такой, когда женщина лежит сверху на мужчине; это вредный способ совокупления, ибо из-за него можно опасаться грыжи, а также вздутия и язв в канале члена и в мочевом пузыре вследствие резкого извержения семени; при этом в канал члена легко затекает что-нибудь из [половых органов] женщины. Знай, что задерживать семя и оттягивать1 его [выход] очень вредно, и это иногда приводит к втяжению одного из яичек. Не следует совокупляться, испытывая потребность выделить кал или мочу, а также после физических упражнений или движений или после сильных душевных переживаний. Сношения с мальчиками мерзки, по мнению большинства, и запрещены шариатом. С одной стороны, они вреднее, а с другой – безвредней, [чем совокупление с женщиной]: с одной стороны, естество вынуждает при этом к более усиленным движениям, чтобы выделилось семя, а это более вредно; с другой стороны, семя извергается при этом не столь обильно, как при [совокуплении с] женщиной, и это менее вредно. Следом за этим [в отношении оценки вредности] идет совокупление не во влагалище. Благоприятное время для половых сношений Не следует совокупляться на полный [желудок], ибо это препятствует пищеварению и ввергает в болезни, обусловленные движением на полный желудок, действуя быстрее и тяжелее. А если уже это с кем-нибудь случится, то после [совокупления] следует немного подвигаться, чтобы пища утвердилась в желудке и не всплывала, а затем поспать как можно [дольше]. Не подобает, однако, совокупляться и на пустой желудок, ибо это еще вреднее и тяжелее для естества, более убийственно для прирожденной теплоты и навлекает худосочие и сухотку; напротив, должно совокупляться при спуске пищи из желудка, после полного завершения первого и второго переваривания, на середине третьего переваривания. У разных людей это происходит по-разному, и не следует обращать внимание на слова тех, кто говорит: «[совокупление] должно происходить после полного, всестороннего завершения переваривания», ибо это такое время, когда желудок пуст и тело начинает усваивать [пищу], причем в каждом органе имеется остаток питательного вещества, подвергающегося [четвертому] перевариванию. У некоторых людей [благоприятное для совокупления] состояние бывает в начале ночи, и это для них самое подходящее время совокупления как по причинам, упомянутым выше, так и в другом отношении, а именно потому, что за этим следует долгий сон, и силы вновь возвращаются. А у женщин во время сна семя утверждается в матке. Совокупляться следует лишь при здоровом вожделении, которое вызвано не взглядом, мыслями, зудом или жжением, а только обилием семени и переполнением [полового органа]; все это способствует здоровому состоянию [мужской] силы. Надлежит воздерживаться от совокуплений при несварении желудка и после сильных опорожнений путем рвоты и послабления, при хайде и внезапном кровавом поносе, а также [после] телесных и душевных движений, при прохождении мочи и кала и [после] кровопускания. Что же касается застарелого поноса, то [совокупление] иногда его сушит своим сушащим действием и отвлекает материю от кишок в другую сторону. Подобает избегать совокуплении в жаркое время и в жаркой местности. Мужчине надлежит воздерживаться от [них], когда его тело перегрелось или застыло, но все же после перегрева это здоровее, чем после охлаждения. Также и после увлажнения [совокупляться] лучше, нежели при сухости. Лучшее время для [людей] уравновешенных это такое время, когда, как установлено опытом, человек, совокупившись после некоторого периода воздержания от совокупления, чувствует себя удовлетворенным, и у него обостряются [все] чувства. Семя рождающее и нерождающее. Семя пьяного, старика, ребенка и [мужчины], совокупляющегося слишком часто, не рождает; семя того, чьи органы повреждены, редко когда рождает здорового ребенка. Если член очень длинный, то расстояние, которое проходит семя, протяженно, так что оно достигает матки, когда его прирожденная теплота уже ослабла, и в большинстве случаев [такое семя] не рождает. Признак того, что человек недавно совокуплялся: в моче его имеются нити и волокна, переплетающиеся друг с другом. Недостаток половой способности Причина этого либо в самом члене, либо в семенных органах, или же в главенствующих и соседних с ними органах, а также в органах, средних между главенствующими органами и органами совокупления, или в определенных соседних органах, или же в малом веянии [ветров] в нижних частях тела, или малости их во всем теле. [Недостаточность], зависящая от самого члена, обусловлена расстройством натуры или чрезмерным расслаблением члена; недостаточность, зависящая от яичек и семенных сосудов, обусловлена либо крайним расстройством натуры, простой или В сочетании с сухостью, а это всего хуже, или же господствующей является одна сухость; иногда [недостаточность] бывает следствием малой подвижности семени и утраты им возбуждающей жгучести. Есть даже такие люди, у которых много семени, но когда они сходятся, то не извергают семени вследствие его густоты, а зато по ночам у них бывает непроизвольное истечение семени, так как ночью семенные сосуды у них согреваются, семя тоже согревается и становится жидким. Недостаточность, [зависящая] от главенствующих органов, может исходить от сердца, и тогда прекращается [образование] материи пневмы и ветров, расширяющих [член], или же от печени, и тогда прекращается образование материи семени, или от мозга и тогда прекращается образование материи ощущающей силы, или от почек вследствие их холодности, исхудания и известных [тебе] заболеваний, или от желудка при расстройстве пищеварения. Все это бывает либо по причине слабости [органа] источника, либо вследствие закупорки каналов между ним и органами совокупления. [Половая] слабость, зависящая от мозга, зачастую бывает следствием падения или удара. Если причина связана с нижними [частями тела], то они либо холодны, либо слишком горячи, либо сухи по натуре, так что в них отсутствуют раздувающие [ветры]. А раздувание ветрами – превосходный помощник, и изобильные ветры, находясь у кого-нибудь в животе, если они не чрезмерны до болезненности, вызывают эрекцию. У страдающих от черной желчи часто бывает эрекция, так как в них много ветров. Что же касается причин, зависящих от соседних [органов], то так, например, бывает, когда у кого-нибудь вырезали почечуй и его задний проход поразила боль, и это повредило нервам, общим у заднего прохода и его мышцы с половым членом. Ослабляют [способность] к совокуплению и препятствуют ему обстоятельства, связанные со стыдом или воображением, например,когда совокупляющийся не любит сходиться [с женщиной], или стесняется, или заранее боится, что окажется слаб или неспособен при совокуплении, особенно, если это когда-нибудь уже случайно имело место, и всякий раз, когда приходится повторять [совокупление], это представляется ему в воображении. Бывает причиной слабости также воздержание от совокуплений, Так что душа о них забывает, органы уклоняются от них и естество мало заботится о создании семени, как оно не заботится о создании молока у женщины, отлучившей [ребенка] от груди. Знай, что причина эрекции – это ветры, устремляющиеся от семени, или не от семени, а холод и жар рассеивают их материю. Ничто так не способствует зарождению ветров, как умеренная влажность и соразмерный жар. Иногда при этом помогает преднамеренная езда верхом, если человек привык к этому и если почки и прилегающие к ним органы у него влажные и притом холодные; если же у человека сухая и горячая натура почек и он не пользуется [верховой ездой] умеренно, это приносит вред и влечет за собой бесплодие. Признаки. Что касается [половой слабости] по причине расслабления полового члена или холодной натуры ветров, то она распознается по тому, что не бывает эрекции и [член] не съеживается в холодной воде. Семя иногда бывает обильным и легко выходит, а иногда извержение бывает без эрекции. Нередко имеет место похудание и слабость тела, но в похоти недостатка нет. Что же до [того случая, когда] причиной является яичко или семенные органы, то, если это произошло из-за какого-либо охлаждения, признаком служит затрудненность выхода семени, не зависящая от его скудости, и холодность [члена] на ощупь. Если же это происходит вследствие сухости [органов] и малости семени, то семя бывает скудным и выходит с трудом: чаще всего при этом наблюдается исхудание тела и скудость крови; и одним из полезных средств оказывается увлажнение, то есть [увлажнение] от купания и [соответствующей] пищи. Если [слабость] зависит от органов, предшествующих органам совокупления, то, когда это происходит из-за печени и почек, аппетит бывает невелик, больше того – пищеварение и зарождение крови не таковы, как должно. Если же это происходит из-за сердца, то эрекция невелика, и семя иногда извергается без эрекции. Пульс при этом слабый и мягкий, и теплота тела недостаточна. Если же [слабость] зависит от мозга, то ощущение движения семени незначительно и щекотание, требующее совокупления, не возбуждает [похоть]. Указывает на это [также] состояние [органов] чувств, главным образом глаз, и особенно в тех случаях, когда [слабость] наступила после удара или падения, затронувшего головной мозг. Слабость каждого из этих органов – печени, сердца и мозга – имеет признаки, [упомянутые] выше, [слабость] почек имеет соответствующий при их заболеваниях признак, о котором и следует узнать там. В случае бессилия от скудости веяния [пневмы] в нижних частях тела, ты видишь, что силы органов невредимы и слабость проявляется только в эрекции при [сохранении] силы сердца и печени и наличии вожделения и семени. Если [больной] употребляет раздувающие [лекарства], то получает от них пользу. Когда [слабость] зависит от малого движения семени и незначительного щекотания, то на это указывает выход при совокуплении чего-то обильного и застывшего, а это чаще всего бывает следствием холодной натуры. Иногда случается, что семя обильное, но неподвижное и застывшее, как мы уже говорили. Полные люди слабее в половом отношении, нежели худощавые. Кто хочет часто совокупляться, тому следует реже вызывать у себя испарину, мало пользоваться потогонными и ваннами и по возможности отказаться от кровопускания. Пусть применяет втирание в стопы горячих масел, ибо это укрепляет почки и семенные сосуды. Лечение. Если известно, что причина [заболевания] коренится в главенствующих органах, то лечение следует направить на эти [органы]. Если же причиной оказалось какое-либо охлаждение а это бывает всего чаще, то ничего не сравнится с митридатом, ибо митридат – самое сильное лекарство при этом [заболевании], да и при всякой неспособности к совокуплению, обусловленной холодом, в каком бы органе он ни был. А при слабости печени [помогает] диакуркума, амрусийа и шаджазанийа. Если имеется расстройство пищеварения в желудке, то укрепляют желудок. Когда причина заключается в почках, то сначала пользуются почки средствами, [предназначенными] для почек, и чаще всего согреванием, ибо согревание спины и почек способствует эрекции, а когда это сделают, то лечат прочими способами. Приятные запахи и благовонные, увлажняющие вещества для введения в нос помогают мозгу и сердцу; [полезны] для сердца также лекарство с мускусом, терьяк и митридат. Если причина заключается в слабом веянии [пневмы] в нижних частях [тела], то в случае, когда это обусловлено сильным холодом, применяется легкое растирание, а также мази, о которых мы ещё упомянем. Употребляют еще и китайскую корицу в большом количестве и назначают в пищу такие зерна, как конские бобы, фасоль, нут, а также лук с солью, в который положили немного камеди ферулы вонючей. Когда причиной слабого веяния [ветров] является жар, то применяют охлаждение и уравновешивают [натуру] ваннами, втираниями, мазями и [соответствующими] яствами. Пусть [больной] ест то, в чем есть холодность и пучащие свойства, например, груши, сирийскую шелковицу, бобы, молоко и кислое молоко. Если же причиной является слабость тела, то тело укрепляют укрепляющими яствами: исфидбаджами, [мясом], жаренным на сковороде, в печи и на вертеле, харисами, яйцами всмятку, репой, молоком, топленым маслом, белым хлебом и всякими ядрами, например, ядрами ореха, миндаля, кокосового ореха, фисташек, «зелеными семечками» и тому подобным, сдобренными луком, мятой, пореем, пажитником, клевером и индау. Укрепляют тело также и надлежащими купаниями и укрепляющими втираниями, например, из масла касатика и масла бана. Если требуется большее согревание, то в масло кладут мускус, бобровую струю и другие [лекарства]. Когда же причиной является холодность семенных органов, то лечат с помощью согревающих лекарств, которые мы еще упомянем, и согревающих мазей, при наличии наряду с этим также и сухости прибегают к помощи увлажняющих горячих съедобных веществ. Если причиной [слабости] оказывается чрезмерная теплота семенных органов, то помогают все умеренно охлаждающие и увлажняющие вещества, как например, кислое или свежее коровье молоко, в котором варился портулак огородный. Если же при этом имеет место и сухость, то [лечат] умеренным увлажнением в бане, яичными желтками или кипяченым молоком, в которое положили таранджубина в количестве двух пятых молока. Пищей [должны служить] исфидбаджи, а увлажнение производится холодными маслами – даже маслом латука или тыквы. Если причиной является сухость, то тело увлажняют соответствующими кушаньями, маслами, молоком, купаньями, жидким вином и молочными похлебками из злаков. [Полезны при этом] также развлечения и покой. Когда причиной оказывается холодность сухожилий полового члена и расслабление их, то лечат средствами от расслабления и холода, например, теми, о которых мы говорили в параграфах о мочевом пузыре. Следует воздерживаться от совокупления после опорожнения, при утомлении, после прокола нарывов и при [сильных] душевных движениях, ибо все это ослабляет при совокуплении. И пусть воздерживается больной от частых и многочисленных совокуплений, а если они имели место, то удержи больного от них на некоторое время, ибо частые совокупления иногда уничтожают половую способность. Подобает избегать несварения желудка, а если оно имело место, то облегчают питание, исправляют пищеварение и укрепляют желудок. Лучше пить поменьше воды, поскольку пить ее в большом количестве – самая вредная вещь. Надлежит также воздерживаться от всего, что рассеивает ветры и сушит своей теплотой, как например, рута, майоран, гармала, пулегиевая мята, шандра, кумин и семя прутняка, а также от всех [веществ], сушащих с охлаждением, – от чечевицы, рожков, проса и кислых и вяжущих яств, ибо им присущи сушащие свойства. [Вредно] и все то, что студит и сильно охлаждает, как например, средства, вызывающие онемение, или камфора, подорожник блошный, кувшинка и розы. Однако семена снотворного мака хотя и вызывают легкое онемение, но своей жирностью и способностью поднимать ветры возмещают это с избытком. Следует избегать совокуплений с женщиной, у которой сочные, со старухой, с больной, с женщиной, которая не достигла женской зрелости или долгое время не совокуплялась, а также с девушкой. Все это ослабляет силу семенных органов и способность к совокуплению своей особой [вредностью]. Надлежит читать [бессильному] вслух рассказы про совокупляющихся и книги, посвященные способам и видам совокуплений; он должен думать об этом и совершенно прекратить совокупления до тех пор, пока не станет достаточно сильным. Близки к таким [больным] также люди, ставшие не способными к совокуплениям вследствие [длительного] отказа от них и обуздания своей души. Их следует постепенно [приучать] к этому и применять мази и растирания, о которых было упомянуто, и пусть при них рассказывают связанные с этим вещи и истории, касающиеся совокупления. [Такие больные] должны также смотреть, как спариваются животные, это [им полезно]. Что же касаемся способов лечения, особо называемых возбуждающими похоть, то они в большинстве своем направлены к согреванию, увлажнению и раскрытию [сосудов]; согревание спины и почек достигается с помощью действующих таким образом припарок и втираний, например, нагретого масла бана и масла хлопкового семени. А вещества, отмеченные названием возбуждающих половую силу, это лекарства, помогающие от холода в нервах, употребляемые для втирания и как питье, и лекарства, вызывающие раздувание [ветрами] при втором и третьем переваривании и согревающие; их раздувающее свойство обусловлено посторонней влагой, благодаря которой осуществляется раздувание. [Сюда же относятся] лекарства, действующие в силу своего особого свойства, и яства, от которых рождается горячая, жидкая обильная кровь и которые наряду с этим обладают раздувающими свойствами, вязкостью и крепостью; таковы, например, нут, фасоль и другие яства, о которых мы еще упомянем. Лучше всего их принимать после водяной бани и после втирания масла жасмина, касатика, нарцисса и подобных им масел; перед едой им дают есть яйца всмятку, политые рассолом варана или чем-нибудь подобным. Когда [больного] накормят возбуждающей похоть пищей, ему дают выпить немного душистого вина, а после этого укладывают его в постель, обмывают ему ноги горячей водой и применяют мази и растирания, способствующие эрекции. А теперь перечислим эти лекарства и яства и укажем, каково их место в отношении пригодности при том или ином виде половой слабости. Знай, что больше всего здесь следует полагаться на пищу, и от нее ожидают умножения материи и восстановления силы. Желающий поднять свою половую силу должен, употребляя много возбуждающих похоть лекарств, следить за состоянием своего тела; если он заметит лихорадку, воспаление или переполнение, пусть сделает себе кровопускание и уравновесит естество, а затем вернется [к лекарствам]. Не следует усердствовать в согревании, ибо это приведет к высыханию. Употребляя возбуждающие похоть лекарства и пищу, надлежит запивать их чашкой душистого вина. Простые лекарства, возбуждающие похоть Что касается семян, то это, например, семена репы, капусты, крапивы, люпина, посевного индау, пулегиевой мяты, моркови, семена спаржи, семена редьки, семена клевера, дынное семя, семена сельдерея, дикий тмин, а также фалафили, длинный перец, мелегетский перец, кунжут, льняное семя, водяной кресс, семена банового дерева и его масло, семена дикой кассии, зерна чуфы и [семена] пажитника, особенно сваренные в меду и высушенные. А зерна – это, например, нут, конские бобы, фасоль и тому подобное. Из корок и высушенных трав [употребляют] кирфу, китайскую корицу, мускатный цвет, якорцы и кору мускатника; из косточек и ядер [полезны] ядра орешков пинии, ясеня, «зеленое семечко», семена дикой кассии, фисташки и лесные орехи. А камеди – это, например, трагант и асафетида; [последняя] горяча и очень раздувает, и если больной с холодной натурой выпьет мискал асафетиды с вином, польза от этого будет велика. [Полезны] корни и древесина – это корень аронника, [корень] обоих бахманов, зурунбад, [корень] сладкого куста, ятрышник – он сильно действует в отношении эрекции, – спаржа, корень артишока, лук, особенно жареный, жареный морской лук, дикая морковь и имбирь, особенно в виде варенья, галанга, слюногон, корень якорцев, корни дикого укропа, копытень, бузайдан, мугас, безвременник и, особенно, ла ба барбарийи, ибо она возбуждает все тело, как теплота вина. Полезна также и сыть в виде питья или натирания. Животные, [возбуждающие похоть], это ящерица уромастикс, варан, сцинк аптечный, особенно основание его хвоста, его пупок, почки и соль. Варана ловят в дни весны, убивают, очищают от внутренностей, набивают [тушку] солью и вешают ее в тени, чтобы она высохла. Когда ты все это сделаешь, возьми соль, а тушку выброси. Тебе достаточно небольшого количества этой соли, меньше, чем соли сцинка аптечного. Из «дочерей воды» [возбуждают похоть] также мурена, угорь, акула и [всякая] горячая рыба; [сюда же относится] верблюжье молоко, которое пьют в течение двадцати дней, каждый день столько, сколько можно переварить, не обременяя [желудка], мелкая рыба и сушеный хамелеон – его пьют за раз по семь дирхамов, а также рыбья икра » и куриные яйца и воробьиные яйца. [Помогают] и мозги всех животных, особенно цыплячьи, воробьиные, утиные и бараньи I мозги, [которые едят] с солью. Как лекарство с особыми свойствами действует [следующее]: берут член быка, высушивают, посыпают им в небольшом количестве яйцо всмятку и едят. Еще одно удивительное [лекарство] из животных: берут высушенную сычужину верблюжонка и принимают ее в виде питья за двенадцать часов до нужного [времени] в количестве одной химмусы, разведя в одной трети ритла воды. Если то средство вызовет боли, то [следует] омыться холодной водой. Или еще полезен мед: из него приготовляют без пряностей медовую воду и постоянно пьют ее; если в ней будет немного шафрана, это допустимо. А [полезные] жидкости – это железистая вода и новое вино; старое вино разрежает пары и рассеивает их. Что же касается плодов, то сладкий виноград – хорошее средство для возбуждения похоти, особенно свежий, он пополняет кровь влагой и ветрами, а также теплотой и хорошим питанием. Из овощей и подобных им [средств] помогают якорцы и особенно их сок в виде лекарства для лизания с медом, который варили до загустения. Также [хорош] посевной индау, особенно если принимать его выжатый сок каждое утро с ритлом крепкого набиза, а затем завтракать, чем положено; [это средство] немедленно поможет. Что же касается сложных лекарств для питья, то глава их – митридат, а также мускусное лекарство, если [бессилие] происходит от слабости сердца. Еще [помогает] три мискала джуваришна, приготовляемого из семян с одной укийей сока посевного индау. К числу таких средств относится и известное лекарство из сцинка аптечного, а также семя свежего дикого индау в количестве трех дирхамов с коровьим топленым маслом, лекарство из якорцев, лекарство, в которое входят оба вида клоповника пронзеннолистного, лекарство Махди, соль сцинка аптечного с семенами посевного индау, просеянными сквозь сито на яичные желтки. Так же [действуют] петушьи яички, высушенные с таким же количеством соли сцинка аптечного; их пьют каждый день по два дирхама, [помогают] и семена посевного индау с семенами редьки и семенами дыни – каждого по одной части; их пьют с парным молоком. Еще берут орешков пинии, семян горной петрушки, желчи самца оленя, набатейской смолы – поровну, смешивают с медом и принимают по мискалу. [Хорошо] также взять дикой моркови, семян индау, обоих клоповников, имбиря и длинного перца – каждого по два дирхама, [семян] ясеня, воробьиных мозгов, ладана – каждого по дирхаму, смочить кокосовым маслом, замешать с медом и фанизом и употреблять. Тот, в ком чрезмерна холодность, получит большую пользу от приема лекарственной кашки из посевного кресса со слюногоном, а также опопанакса в количестве трех дирхамов, разведенного в одной укийе отвара майорана; это [количество] пьют три дня. Еще [берут] имбиря – три части и длинного перца – часть, замешивают с медом и дают этого мискал с горячей водой. Или [берут] семян спаржи, дикой моркови, имбиря – по пяти [дирхамов], клоповника, белого и красного бахмана – по три, семян клевера, семян редьки, семян индау и семян крапивы – по два дирхама, жареного морского лука и пупков сцинка аптечного – по три [дирхама, семян] ясеня – два дирхама, сахара – сорок дирхамов; пьют зараз по четыре дирхама с вареным виноградным суслом в течение трех дней. Пища для такого [больного] должна возбуждать похоть. Вот еще одно из наших лекарств, очень сильное: берут асафетиды, семян моркови, кардамона, семян посевного индау, [семян] ясеня и плодов волчьего лыка – каждого по одной части, бузайдана и перца – каждого по три части мускуса – шестую долю части; [все это] смачивают маслом орешков малой пинии и замешивают на меду. Очень сильное лекарство: берут мед анакардийи, пчелиный мед и топленое коровье масло в равных частях, дают [всему этому] один раз вскипеть и потом пьют в набизе столько, сколько пьющий может перенести; это замечательное средство. К числу превосходных лекарств, не отличающихся сильной, чрезмерной теплотой, [принадлежит и следующее]: берут пажитник и финики и варят то и другое, пока [состав] не поспеет, затем берут финики, вынимают из них косточки, сушат их, толкут и замешивают на меду. За один раз принимают примерно джиллавзу и запивают набизом. Полезно также [взять] полритла «зеленых семечек» и ритл фиников – и то и другое толкут, размачивают в двух ритлах овечьего молока и съедают размоченное, запивая его молоком, в течение двух дней. Одно из превосходных лекарств – кашка из ядрышек по такой прописи: берут миндаля и очищенных орехов, очищенных и тертых фисташек и кокосовых орехов, орешков пинии, семян дикой кассии, семян зала-ма, «зеленого семечка» – равными частями, гранатника, длинного перца и имбиря – каждого по десять частей или немного больше: все это толкут, замешивают на седжистаиском фанизе, пьют каждый день по пилюле [величиной] с яйцо. Лекарства для натирания и поливания заднего прохода, лобка, яичек и члена Берут слюногона – полдирхама и смешивают маслом свежего жасмина – иногда его смешивают с фурбийуном и мускусом – и смазывают этим член, промежность и прилежащие места. Или [берут] слюногона и мускуса в половинном [против слюногона] количестве и разводят мискал [смеси] того и другого в одной укийе масла жасмина. Еще [берут] горчицу с маслом лилии или асафетиды с маслом жасмина. Сильное средство для натирания – семя волчьего лыка с горячим маслом или баврак с очищенным медом или бычачья желчь с очищенным медом. Еще одно отличное лекарство: берут немного луковиц нарцисса с маслом жасмина и натирают им, или [берут] индийский сафлор и слюногон – равными частями с маслом, или живокость – тоже с горячим маслом, а также асафе-тиду с медом или сыть. – саму по себе и натирают ими. Или берут тысячелистник сантолиновый, зифт и восковую мазь с маслом касатика, маслом желтофиоля, воском, мастиксом и [маслом] сыти и смазывают этим член и прилежащие места. Все масла, упоминаемые в параграфе о клизмах, замечательно помогают, если употреблять их в виде втираний, в частности – масло хлопковых семян и особенно масло сыти; львиный жир обладает большой силой в этом отношении. Очень сильное лекарство Руфа для натирания: берут мирру, негашеную серу и семена сафлора – каждого по одной да-рахми, слюногона – два обола, черного перца – тридцать зернышек, плодов волчьего лыка – двадцать зернышек, смешивают и мелко толкут с одной дарахми морского лука, а если истолочь все эти [вещества] по одиночке, будет еще лучше. Затем [состав] смешивают с восковой мазью и растирают, пока не станет густым. Чистые яства Яствами для такого [больного] служат яства, приготовленные из мяса жирного козленка, баранины, нута, лука; мясо не жарить, ибо жареное препятствует укрепляющему действию мяса и уменьшает его питательность. Мугаммайат, даже подкисленные мурри, – прекрасная [пища] так же, как жирные куры и цыплята, особенно те, что откормлены ферулой. [Хороши для] таких больных яйца всмятку, особенно приправленные китайской корицей, перцем, асафетидой и солью сцинка аптечного, а также рыбья икра и горячая рыба. Если имеется налицо холодность [натуры], то [яства] приправляют имбирем, перцем, гвоздикой, китайской корицей и тому подобными [пряностями], усиливая этим [действие. Полезны] похлебки из капусты и из моркови, особенно морковные похлебки, в которых мясо хорошо выварено, и яства, куда входят воробьиные и голубиные мозги, топленое масло и молоко, а также харисы, гороховая похлебка, шашлык, рис с молоком, мясо и овечье молоко. В число овощей для таких [больных] входят спаржа, индау, порей, артишок, а особенно [полезна] им мята; она очень укрепляет семенные сосуды, так что они лучше охватывают семя и усиливается похоть. Клевер и пажитник тоже [приносят пользу], а из гороховых похлебок хороши те, которые с шафраном. [Помогает таким больным] также белый хлеб с молоком и сок кокосового ореха. Говорят, что [мужчина], который постоянно ест воробьев и запивает их молоком вместо воды, всегда имеет эрекцию и много семени. [Хорошо также] жарить лук на масле, пока он не покраснеет и не разлезется, и разбить на него яйца. А для людей с горячей натурой [подходит], например, кислое молоко, молоко, горячая жареная рыба, дыня, огурец, кисса, тыквы и все свежие плоды и свежие овощи вплоть до латука. Даже семена портулака огородного увеличивают у них количество семени. Яичный белок очень им полезен и умножает семя, так же как головной и спинной мозг животных и речные раки. Яства, имеющие сходство с лекарствами Вот одно из них. Берут ритл молока, кладут в него для [больных] с уравновешенной натурой сорок дирхамов таранджубина, варят, пока [состав] не сгустится, и пьют это каждый день около чашки. Таково уравновешенное [лекарство] и для людей с горячей натурой. Что же касается людей с холодной натурой, то для них следует хорошо натереть десять дирхамов китайской корицы, смешать ее с ритлом молока, взболтать и пить это по чашке натощак или после пищи вместо воды. [Пищу] не следует запивать водой, особенно если [больной] ел табахиджи и бараний жир. [Это лекарство] помогает всякому, у кого [в натуре] холод и сухость одновременно. Сюда же относится [такое средство]: взять топленого коровьего масла – полный кувшин, коровьего молока – полный кувшин и масла фисташек – полный кувшин и варить все это, пока не останется одна треть. Пьют это по утрам две ложки с небольшим количеством вина. [Берут] также фаниза – ритл, выжатого сока лука – ритл и свежего молока – ритл, варят все это, пока [состав] не сгустится и не створожится, и принимают его каждое утро около укийи. Или берут крупных зерен черного нута и размачивают их в соке индау, пока они немного не раздуются, а потом их высушивают в тени, растирают с фанизом и превращают в кашку. Принимают его с джиллавзу утром и с бундуку перед сном, запивая чашей [вина. Хорошо] также размачивать [нут] в соке якорцев и мариновать его на солнце с осторожностью, постоянно подливая [сока], как только он высохнет; потом [нут] растирают и бережно хранят. Из него делают. похлебки со свежим молоком и фанизом. Еще берут три ритла свежего молока, бросают туда полритла таранджубина и полритла галанги. Пьют его несколько дней в количестве, поддающемся усвоению: и это удивительное [средство]. Или берут лукового соку и столько же меду и варят, пока не останется [один] мед; пьют его ложку или две перед сном с горячей водой. Или берут муку и смешивают ее с пресной водой наподобие [густого] киселя. Затем кисель один раз отжимают и варят [отжатое] с большим количеством молока и соком кокосового ореха в половинном количестве против молока. [Варево] подмасливают утиным жиром и приготовляют из него подобие харисы. Или еще берут яичных желтков, приготовляют их всмятку, посыпают асафетидой или солью сцинка аптечного – она сильно [действует], особенно после бани, и натирают этим [больного] с маслом касатика или жасмина. Еще: берут яичных желтков, сбивают их вместе, если они с белками, это допустимо, потом прибавляют выжатого сока толченого лука в количестве примерно одной четверти яиц, варят всмятку и хлебают [все это] с какими-нибудь солями или пряностями из упомянутых выше. Или берут морковь с луком и толкут ее, а также репу, которую тоже толкут, и варят [все это] с конскими бобами, нутом и медом с хорошим мягким мясом, приправив горячими пряностями. Еще берут конских бобов, нута и фасоли и размачивают их в горячей воде. Затем режут баранье мясо, как при приготовлении табахиджей, и кладут слоями, чередуя со слоями [размоченных] зерен с луком. На каждый слой сыплют соли сцинка аптечного, немного асафетиды, обливают либо морковным соком, либо водой, и делают мугамма. Берут также мозги тридцати воробьев и оставляют их в стеклянной чашке, чтобы из них исчезла водянистость и их можно было замесить. К мозгам прибавляют столько же, сколько их есть, почечного жира только что зарезанной козы, приправляют перцем, гвоздикой и имбирем и превращают в орешки, которые [больной] съедает один за другим, когда хочет совокупляться. Испытанная нами хорошая яичница: берут воробьиных и голубиных мозгов – пятьдесят штук, желтков воробьиных яиц – двадцать, желтков куриных яиц – двенадцать, [сока] бараньего мяса, рубленого, хорошо сваренного и выжатого, – чашку, выжатого лукового сока – три укийи, морковного сока – пять укий, соли и горячих приправ – сколько нужно и топленого масла – пятьдесят дирхамов. Из [всего] этого готовят яичницу, съедают ее и запивают во время переваривания крепким душистым вином, несколько сладковатым. Сладости для таких [больных]: берут очищенных орешков пинии – две части, семян индау, семян дыни – каждого по одной части, кипятят топленым коровьим маслом и бросают [в состав] немного перца и китайской корицы; потом в это добавляют меда в достаточном количестве и приготовляют сладкое [блюдо]. Другое [сладкое блюдо]: берут нута, размачивают его в воде или в соке индау или в соке якорцев, пока он не набухнет, и слегка поджаривают, не сжигая, на топленом масле. Потом берут столько же орешков малой пинии, прибавляют к ним меду, подливают воды [столько], чтобы замесить на ней [все это], и подмешивают немного мастикса и китайской корицы. [Эту снедь] помещают в какой-нибудь сосуд и режут, как режут халву. Другое сладкое [блюдо]: сгущают мед путем варки и бросают туда орешков большой пинии, семян моркови, а также длинного перца, дикой моркови, китайской корицы и семян индау, и приготовляют из этого нечто вроде джуваришна. Если [больному] противны семена моркови и индау, то вместо них кладут «зеленые семечки» и немного мускуса. А вина для них это сладкие напитки и изюмное [питье], приготовленное из действительно сладкого изюма. Все [гладкие] напитки, в которых есть известная густота, подходят для таких [больных]. Описание полезного для них вина: берут индау, репы и инжира, варят в воде и отцеживают отвар. [Затем] берут отцеженную настойку вареного изюма, смешивают все это в равных количествах, увеличивают сладость фанизом и готовят набиз, пока он не дойдет. Другое наше вино: берут якорцев, индау и репу и сильно варят в воде. Потом отвар отцеживают и кладут на каждую часть воды четверть шестой части фаниза или красного сахара, четверть шестой части бустского инжира, половину части сладкого, хорошего таифанского изюма и одну шестую седьмой части толченых кокосовых орехов. [Из всего этого] готовят набиз, пока он не дойдет. Другое наше [вино]: взять выжатого сока винограда и на каждые десять манное его положить три манна такого лекарства: семян индау, семян репы, бузайдана, семян спаржи, [семян] ясеня, семян дикой кассии, Лад барбарийи, семян моркови и обоих бахманов равными частями, растереть и положить в мешочек, который затягивают слабо. [Мешочек] кладут в кувшин вместе с соком и постоянно помешивают сок, пока он не дойдет. Другое вино: варят морковь и инжир в большом количестве воды, процеживают и варят в отваре изюм, из которого вынуты косточки. [Отвар опять] процеживают, кладут в него фаниза и оставляют бродить. Железистая вода и вода, в которой гасили [раскаленное] железо, укрепляют [половую способность]. Оправдание врача в том, что он учит, как вызывать половое наслаждение, суживать влагалище и согревать его Общее рассуждение Не позорно врачу, если говорит он о том, как увеличивают член, суживают влагалище или вызывают наслаждение у женщины; это ведь одно из средств добиться потомства. Зачастую малая величина члена оказывается причиной отсутствия потомства, так как женщина не испытывает наслаждения и не испускает семени, ибо [член] не таков, какой ей подходит; тогда не бывает ребенка, и нередко это порождает у женщины неприязнь к мужу, и она ищет другого. То же самое, если у женщины не узкое влагалище: муж не подходит для нее и она не подходит для мужа и оба нуждаются в замене. Наслаждение тоже побуждает к быстрому извержению семени: ведь у женщин в большинстве случаев извержение семени запаздывает и они остаются с неудовлетворенным желанием, и потомства не бывает. К тому же [такие женщины] продолжают испытывать похоть, и те из них, которые не берегут свою честь, допускают к себе, кого найдут. Оттого-то и прибегают женщины к трению друг о друга, чтобы найти между собой удовлетворение страсти. Средства, вызывающие наслаждение у мужчин и у женщин Одно из средств, доставляющих наслаждение обоим, это слюна, если у человека во рту асафетида или кубеба, а также миробалановый мед или мед, замешанный со смолой скаммония, или имбирь, или перец с медом. Хорошо также применять [все это] в виде лепешек на заднюю половину члена, ибо от применения [таких средств] к одной лишь головке нет большой пользы. Язвы яичка, члена и канала заднего прохода Общее рассуждение Язвы, когда возникают в этом месте, бывают злокачественными и ползучими, ибо эти органы так устроены, что к ним спешит гнилостность, поскольку они закрыты от воздуха, несколько горячи и влажны и к тому же находятся близко от мест прохождения излишков. Такие язвы в некоторых отношениях похожи на язвы во внутренностях и во рту, и наиболее злокачественны из них те, что нуждаются в сильном высушивании, а чувствительность их при этом остра и значительна. Иногда приходится [даже] отрезать самый член, когда язвы на нем загнивают и распространяются. Лечение. Язвы, находящиеся на головке члена, нуждаются в более сушащих лекарствах, нежели язвы на крайней плоти и на коже члена, ибо головка более суха по своей натуре. Такие язвы бывают либо новыми, либо застарелыми; некоторые из них злокачественны. Для свежих язв нет ничего лучше сабура; на сабур походит [по своему действию] окись свинца, иклимийа, омытая в вине, и тутия; близок к этому также жемчуг. Жженые каури замечательно [помогают], зола квасцов и тутии в виде порошков или мази с холодной водой – [тоже]. Если же язвы слишком свежи для этих [лекарств] и уже загноились, то тебе нужно нечто более сильное, например, жженая медь. Кора дерева пинии с мелкими орешками – испытанное в этом отношении средство, а если тебе нужно будет нарастить мясо, то примешай к ней ладана. Описание сложного лекарств а для язв, нуждающихся в сильном высушивании и заживлении. Берут равными частями тутию, сабур, анзарут, ладан, кровавик, жженый луб лавра, йеменские квасцы, жженый купорос, галлы, цветки гранатника и акакийю, ярь-медянки – полторы части, черешков сладкого граната – одну часть. Из [всего] этого с розовым маслом делают пластырь. Другая пропись. Железная окалина, окись свинца, драконова кровь, жженая папиросная бумага, жженые квасцы с розовым маслом. Из [всего] этого приготовляют лекарственную повязку, или пластырь, или лепешечки. Если язва застарелая, то в [лекарства] кладут ладана и его порошок и сабур равными частями. Когда же имеется налицо разъедание, то от него помогает, между прочим [следующее]: взять золы человеческих волос, асафетиды и горной чечевицы и приготовить из этого порошки и лекарственные повязки. Еще одно средство, сильнее этого. Берут каждого из обоих мышьяков – семь и негашеной извести в виде камней – двадцать [частей] и [еще] акакийи – двенадцать [частей]; все это замешивают на уксусе и на выжатом соке свежего подорожника блошного, превращают в тени в лепешечки и употребляют. [Еще] сильней [такое лекарство]: оба мышьяка, акакийа, ярь-медянка, живокость, зола укропа, перец. Из [всего] этого приготовляют лепешечки. Если [язва] стала злокачественной и почернела, то лучше всего вырезать и удалить гниющее место и пользовать его наращивающими мясо пластырями, пока оно не зарастет. Внутренние язвы члена Лечат их так же, как лечат язвы в мочевом пузыре; иногда оказывается необходимым лекарство из жженой папирусной бумаги. Его пропись. Берут жженой папирусной бумаги, жженых квасцов, калимийи, промытой после пережигания, коры деревьев пинии с мелкими [ее] орешками, кровавика и ладана, приготовляют из [всего] этого лепешечки и употребляют в спринцовке. Бесплодие и трудное зачатие Причина бесплодия – либо в семени мужчины, либо в семени женщины, либо в особенностях матки, либо в особенностях члена и в орудиях [выделения] семени. Или первопричина этого – печаль, испуг, боли в голове, слабость пищеварения, несварение желудка, или случайная оплошность. Причина, заключающаяся в семени, это, например, расстройство натуры, противоборствующее способности зарождения, горячее или холодное – из-за естественной холодности или вследствие длительного запора и задержания [мочи], а также влажность [семени] или его сухость. Причиной этого являются неподходящие яства, а также кислоты, ибо они, в общем, входят в число [вещей], охлаждающих и сушащих [семя]. Нередко причиной, коренящейся в семени, является сухость натуры, не препятствующая зарождению, но затрудняющая его или портящая питание младенца, которое приходит из матки, а иногда причина, зависящая от семени, состоит в том, что семя мужчины оказывает не то воздействие, которое семя женщины готово воспринять или с которым, согласно одному из двух учений, [оно склонно] соучаствовать, и у них не появляется ребенка. Но если любой [из них] сменит [соучастника], то у них едва ли не будет ребенка. Иногда несогласность семени зависит от расстройства натуры каждого из них, причем одно не уравновешивает другого, а еще более портит его. А после перемены [соучастника] каждый находит нечто уравновешивающее его [натуру] в силу противоположности, и оба [семени] становятся уравновешенными. К виду семени, которое не рождает, принадлежит семя подростка, пьяного, семя страдающего несварением желудка или старика, семя того, кто много совокупляется, и того, чье тело нездорово; ведь семя изливается из каждого органа, и при здоровом органе оно здоровое, а при больном – больное, согласно тому, что говорит Гиппократ; все эти обстоятельства существуют и в том и в другом семени одновременно. Говорят, что одной из причин, портящих мужское семя, является сношение с женщинами, которые не достигли зрелости, но это принадлежит к числу особых [причин]. Что же касается причины, относящейся к матке, то такой причиной может быть портящее семя расстройство натуры. Чаще всего оно происходит от холода, из-за которого [СЕМЯ] застывает, как это бывает у женщин от питья холодной воды, охлаждающей [семя], а также и у мужчин. [Холод] изменяет частицы крови месячных, суживает проходы для месячных, и [кровь] не изливается к плоду. Нередко [расстройство натуры] бывает с материей или жидкостями, которые тоже портят семя; иногда оно высушивает, растворяет или увлажняет [семя], заставляя его выскальзывать и ослабляя удерживающую силу, – это бывает часто. Или же [расстройство натуры] ослабляет силу, втягивающую семя, и она не втягивает его с мощью, или оно суживает проходы для пищи от холода, жара или сухости, или портит питание для младенца или же мешает достигнуть младенца, ибо очень сухая матка сжимается. [Бывает бесплодие] также от холодности или зарастания язв, или [от] излишнего мяса в виде бородавки, или когда ворсинчатой оболочкой овладевает сухость, и проходы для пищи закупориваются. С семенем в холодной и влажной матке происходит то же, что происходит с семенами [растений] в чистых землях, а при горячей и сухой натуре – то же, что в землях, посыпанных известью. Случается это и вследствие прекращения образования материи, то есть крови месячных, когда матка не может ее втягивать и доводить [до плода] или вследствие отклонения и поворота матки, либо из-за сильного сжатия устья матки до беременности, вызванного закупоркой, затвердением и излишним мясом, бородавчатым или небородавчатым, а также зарастанием язв, стягивающим холодом и другими причинами закупорки. [Причиной бывает] также сухость, из-за которой семя не проходит в матку, или слабое ее сжатие после зачатия, так что она не удерживает [семя], или обилие жира, заставляющее [семя] выскользнуть. Иногда [обилие жира] имеет место при соучастии всего тела, а иногда – в матке по преимуществу и в сальнике, или же только в одной матке, когда жир умножается на сальнике; он сжимает и теснит семя и выводит его, выдавливая. Или же это происходит либо от сильного исхудания всего тела или матки, либо от повреждения в матке в виде опухоли, язв, шишек или мешающих мясных наростов. Нередко в устье матки образуется нечто твердое, вроде мужского полового органа, препятствующее проникновению туда члена и семени, или [имеются] заросшие язвы, которые наполняют матку и затыкают устья сосудов, [проводящих] кровь месячных. Иногда [зачатию препятствует] также жесткость устья матки. Причина, лежащая в органах деторождения, это либо слабость семенных сосудов, либо возникшая порча их натуры, как у того, кому вскрыли вены сзади за ушами или прокололи мочевой пузырь из-за камня, и вред от этого сообщился детородным органам. Иногда разрезают какой-нибудь их нерв, и это оставляет после себя ослабление семенных сосудов и силы, порождающей семя и выбрасывающей его. То же самое бывает, если у кого-нибудь сдавят яички или наложат на них повязку с болиголовом, или если [человек] выпьет много камфоры. [Бесплодие], зависящее от члена, бывает, например, когда он создан коротким, или когда мужчина толстый и мясо захватывает большую часть члена, или [если толста] женщина и вход во влагалище оказывается далеко, и член не стоит в нем прямо, или если это зависит от того и другого вместе. Бывает это и вследствие искривления члена или когда уздечка коротка и проток, отклоняясь, не расположен против [устья] и не выбрасывает семя в кольцо устья матки. Причины, зависящие от начальных органов, мы уже перечислили; органы пищеварения и органы пневмы обязательно должны быть сильными, чтобы зачатие происходило легко. Что же касается случайной оплошности, то она может состоять в извержении семени либо раньше, чем его [может] охватить матка, либо после этого. [Оплошность] при семяизвержении происходит в том случае, когда женщина и мужчина [заканчивают] сношение и испускают семя не в одно и то же время и один из них постоянно опережает другого при семяизвержении. Если опережает мужчина, он оставляет женщину, не испустившей семя, а если опережает женщина, то мужчина испускает семя после того, как это сделала женщина, и устье матки прекращает движения, втягивающие семя, и перестает раскрываться раз за разом ему навстречу и втягивать семя с такой силой, что женщина ощущает это, когда испускает семя. Она действует так при семяизвержении, по мнению одних, для того, чтобы втянуть семя мужчины вместе с той влагой, которая притекает из скрытых в матке семенных сосудов и изливается в них, или же для того, чтобы вытянуть свое собственное семя, если правда то, что говорят другие [врачи], будто семя женщины, хотя оно и рождается внутри, изливается наружу, к устью матки, и затем устье матки поглощает его. Движения женщины при втягивании своего собственного семени извне должны пробуждать ее внимание при движении ее семени, дабы она при этом втягивала также и семя мужчины, ибо [такие движения] не присущи семяизвержению мужчины. Что же касается случайной оплошности после охвата [маткой семени], то это может быть резкое движение, прыжок, толчок, быстрое вставание вслед за извержением семени и другие подобные [действия] после зачатия, которые заставляют [зародыш] выскользнуть, или внезапный испуг, или какая-либо иная причина из причин выкидыша, о которых мы упомянем в своем месте. Говорит Гиппократ: «Мужчина отнюдь не холоднее женщины» – то есть в отношении натуры своих главенствующих органов, своей первоначальной натуры и натуры своего здорового семени, но не в отношении случайно возникающих натур. Знай, что женщина, которая рожает и носит, меньше болеет, чем бесплодная, хотя [рождающая] женщина слабее телом, нежели бесплодная, и быстрее старится. А бесплодная – та болеет много, но старится медленней и выглядит молодой большую часть своей жизни. Признаки. Что же касается признаков того, от какого семени зависит бесплодие, то об этом говорят разные вещи, истинность которых не подтверждается и о которых мы не выскажем никакого суждения. Например, говорят, что следует испытать оба семени, и которое всплывет на воде, от того и зависит недостаток. Говорят также: мочу обоих [супругов] льют на корень латука, и чья моча его высушит, от того и исходит недостаток. Говорят еще, между прочим, что [надо] взять семь зерен пшеницы, семь зерен ячменя и семь штук бобов и положить их в сосуд из обожженной глины. Потом один из [супругов] мочится на них и их оставляют стоять семь дней; если зерно прорастает, то бесплодие зависит не от того, [кто помочился]. Говорят и еще более невероятные вещи, а вот лучшее, что сказано относительно испытания женщины: надлежит окуривать матку женщины через воронку влажными курениями. Если запах курений пройдет до ее рта и ноздрей, то причина не в ней, а если не пройдет, значит, в том месте имеется закупорка и вредные соки, которые не дают пройти запаху курений и благовоний или портят его. Говорят также: женщина вводит во влагалище дольку чеснока и обращает внимание, чувствуется ли сверху его запах и вкус. Больше всего это указывает [на то], имеется ли [в матке] закупорка или нет. Если закупорка есть, то это указывает на бесплодие, а если закупорок нет, то вполне возможно, что для бесплодия существуют другие причины, а для беременности другие препятствия. У всякой женщины, у которой после очищений в устье матки.остается влажность, [плод] будет выскальзывать. Что же касается признаков семени и его органов в отношении натуры органов и семени, то, как ты уже узнал, горячесть и холодность [натуры] узнаются по семени, по ощущению женщиной его прикосновения, по густоте и жидкости семени, а также по качеству волос на лобке, их цвету и запаху, по быстроте или медленности пульса, по окраске [мочи] в склянке и по ее бледности, а также по соучастию всего тела. А влажность и сухость определяются по скудости семени при густоте или обилию его при жидкости. Здоровое семя – белое, вязкое, блестящее, такое, на которое садятся мухи и поедают его. Запах семени – это запах цветка финиковой пальмы и жасмина. Признаки месячной крови и ее органов в отношении натуры. Как ты уже узнал, О ее теплоте и холодности заключают по ощущению и по цвету: желтоватая она или черноватая, мутноватая или беловатая, а также по качеству волос на лобке. А о сухости или влажности [натуры] заключают по обилию крови при ее жидкости и по тому, что глаза у женщины опухшие и мутные – ведь глаза, по Гиппократу, указывают и на [состояние] матки, а также по скудости и густоте крови. У какой женщины после очищения устье матки не высыхает и остается влажным, та не понесет. Толщина и худоба, жирность, короткость члена и его искривление, короткость уздечки, загиб матки и качества семяизвержения у обоих [супругов], – все это обстоятельства, [значение которых] определяется по опыту. Жирные, обильные салом влагалища имеют узкий, удаленный [от матки] вход, рога [у матки] короткие, полости – выпяченные; она содрогается при каждом движении и раздражается от малейшего запаха. На отклонение матки указывает прощупывание внутри влагалища: если устье матки не расположено против влагалища, значит, матка отклоняется. Женщина, страдающая отклонением или загибом матки, ощущает боль при сношении. Способы и средства лечения. Способ лечения в этом случае имеется двоякий: с одной стороны, [следует] стараться сделать [женщину] беременной, действуя при этом мягко, а с другой – лечить от причин, препятствующих беременности. Что касается бесплодия [женщины] и неплодовитости мужчины по сложению, несоответствия натуре супруга, при котором требуется замена, и короткость орудия, то от этого лекарства нет так же, как и в том случае, когда у женщины, после затянувшихся язв, закупорились и сгладились устья сосудов, выводящих кровь при месячных. Лечение женщины, которая нуждается в замене мужа, не связано с медициной, а в отношении прочих случаев имеются [различные] способы. Подробное изъяснение первой стороны лечения. Следует избрать наиболее подходящее время для сношения – об этом мы уже упоминали, и предпочтительно ту пору, когда у [женщины] подходят к концу месячные, и такое время, когда с ней следует сойтись по упомянутым нами [причинам. Супруги] должны длить [время] воздержания от сношений, но не настолько, чтобы семя у обоих испортилось и стало холодным, а если это случилось, то они совершают совокупление таким образом, чтобы не было зачатия, и потом [снова] воздерживаются до той поры, пока не станет ясно, что хорошее семя накопилось; необходимо следить, чтобы совокупление произошло во время начала периода чистоты, а в этом отношении для каждой [женщины] срок иной. Супруги длят игры, особенно, если натура у женщины не дурная; мужчина осторожно касается грудей женщины, щекочет ей лобок и оставляет ее, не сходясь по-настоящему, а когда женщина распалится и оживится, он сходится с нею, потирая ей сверху клитор, ибо там место ее наслаждения. Мужчина ждет минуты, когда женщина станет сильней прижиматься, глаза ее начнут краснеть и дыхание подниматься, а речь – путаться, и тогда посылает семя против устья матки и оставив немного места для семени – настолько, чтобы до него отнюдь не дошло воздействие наружного воздуха: тогда семя тотчас же портится и не годится для оплодотворения. Знай, если мужчина посылает семя в неширокое [пространство], так что член у него даже упирается в противоположную стенку, семя нередко пропадает; наоборот, необходимо, чтобы некоторая струя семени дошла до устья матки, и выход из канала не оказался закрытым. Потом [мужчина] некоторое время прижимается [к женщине], проникнув на самое далекое расстояние, пока не почувствует, что раскрытия и «вздохи» устья матки полностью прекратились. Тогда мужчина тоже немного успокаивается, а женщина [лежит], раздвинув ноги, приподняв бедра и опустив спину. Потом мужчина встает и оставляет женщину [лежать] так, спокойно сдвинув ноги и затаив дыхание, и если она потом заснет, это больше укрепит возможность зачатия. А если женщине перед тем делали подходящие для данного случая окуривания, то это еще лучше. Свечки и особенно камеди, которые не очень горячи, например, бделлий и тому подобное, вводят во влагалище до совокупления. Замечательно действует, между прочим, если женщине окуривают снизу матку горячими благовониями, запаха которых она не ощущает сверху, а потом берут длинную трубку и кладут один ее конец в горячую золу, а другой вкладывают в устье матки настолько, чтобы теплота доходила до матки в переносимой степени. [Женщина] лежит в таком виде или сидит до тех пор, пока может, и затем [муж] имеет с ней сношение. Что же касается другой стороны [лечения], то если причиной [бесплодия] являются горячесть [натуры] или горячие соки, их выводят и уравновешивают натуру известными кушаньями и напитками, а для матки назначают умеряющие теплоту восковые мази из известных выжатых соков и холодных слизей и масел; когда же причина состоит в холодности и влажности [матки], ее лечат так, как мы скажем после, и это бывает всего чаще. При [бесплодии], зависящем от смещения устья матки, лечат средствами от смещения, банками, упомянутыми в своем месте, и, как говорят [врачи], кровопусканием из лядвейной вены с подобающей стороны, а если причина состоит в обилии жира, то назначают физические упражнения, облегчают пищу, избегают влажных бань и [купанья] во всякой воде, кроме воды из горячих источников; производят также опорожнения, пуская кровь и ставя острые клизмы, и [дают] высушивающие горячие лекарства вроде терьяка и митридата. Должно избегать жидкого белого вина и [надлежит] употреблять чистое крепкое красное вино в небольшом количестве; хорошими средствами для введения таким женщинам во влагалище являются белый мед, масло касатика и мирра. А если причиной являются ветры, не дающие семени хорошо утвердиться [в матке], то лечат, например, каммуни и дают пить анис, семя сельдерея и семя руты и, особенно, семя руты с соком целебных корней, [употребляют] также средства для введения во влагалище, изготовленные из этих [лекарств]. К веществам, рассеивающим ветры, принадлежат, например, бобровая струя, семена руты и семена прутняка. Когда причиной является сильная сухость [матки], то женщине делают увлажняющие клизмы, вводят во влагалище мягчительные жиры, поят ее молоком, особенно козьим, и кормят жирными исфидбаджами, а если причина, в узости устья матки, то следует постоянно применять для его [расширения] свинцовую спицу, которую постепенно [выбирают] все толще; ее смазывают мягчительными мазями. [Больной] надлежит учащать половые сношения, ей полезно есть капусту и употреблять [в пищу] сельдерей, кумин, анис и тому подобное. Наиболее частыми [причинами], препятствующими беременности, [но] поддающимися излечению, являются холодность и влажность, и [действие] большинства лекарств, способствующих зачатию, направлено на возмещение этого; при наличии влажности необходимо опорожнять от влаги с помощью ийараджей, клизм и свечек. Из лекарств для питья [дают] горячие лекарственные кашки, средства вроде митридата, терьяка и тийадаритуса и такие лекарства, как сагапен. К питьевым веществам с особыми [в данном случае] свойствами принадлежит слоновая моча, которую дают пить женщине; это замечательное средство, чтобы вызвать зачатие, и делать это следует незадолго до сношения или во время сношения. Дают также пить опилки слоновой кости – они тотчас же помогают. Семя жабрицы – хорошее, испытанное средство; его иногда дают пить самкам животных, и это умножает приплод. Из средств для введения во влагалище [хороши] те, которые приготовляют из бальзамового масла, масла бана и масла касатика, а также свечки из черной нефти или гусиный жир в шерстяной тряпочке; еще [их приготовляют] из «душистых ноготков», мускуса, сумбула, сыти, укропа, са тара, ажгона, иссопа, бделлия, ятрышника, дрока – [он действует] замечательно, – шишек кипариса, костянок лавра, сукка, амома, сададжа и дикого тмина и [вообще] из всех лекарств горячительных, вяжущих и, в особенности, [препятствующих] выскальзыванию. Введение во влагалище сычужины зайца с турби-том или с фиалковым маслом полезно после очищения и способствует зачатию. [Помогает] введение заячьего кала и, как говорят, желчи самца газели, особенно если добавить к ней немного ятрышника и меда; [полезно] также ввести его кал или ввести желчь волка, желчь зайца или льва в количестве двух данаков. Хорошая свечка. [Берут] сумбула, шафрана, мастикса, мирры, сукка и бобровой струи с маслом нарда или берут мирры – четыре дирхама, «фиалкового корня» и заячьего кала – два дирхама, приготовляют из этого свечку в виде желудя и вводят; [свечку] меняют каждый день в течение трех дней. [Берут также] очищенный мед, сагапен, бделлий и масло касатика. Хорошая свечка. Берут шафрана, амома, сумбула, донника лекарственного – каждого по три с половиной дирхама, сададжа, дикого тмина – каждого по укийе, гусиного жира и яичного желтка – две укийи, масла нарда – полукийи и вводят [в течение] трех дней в голубой тряпочке после очищения, возобновляя [лекарство] каждый день. Еще берут чеснока, сухого или свежего, льют на него такое же количество масла пажитника, варят, пока [чеснок] не разварится и не уйдет вся жидкость, и вводят на тряпице. Это превосходное средство. Иногда перед введением свечек приходится сделать клизму с кусочком мякоти колоквинта – это выводит жидкости; или женщине вводят во влагалище что-нибудь вроде камеди ладана – это изгоняет жидкости. К средствам для окуривания принадлежат лепешечки, приготовляемые из мирры, май и и костянок лавра, – ими окуривают каждый день, или берут красного мышьяка и кипарисовых шишек, замешивают на жидкой май е и окуривают этим через воронку после очищения три дня подряд. [Окуривают] также миррой, жидкой май ей, гальбаном и костянками лавра и еще чернушкой, бделлием и иссопом. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|