|
||||
|
Приложение 2. Гипотеза Римана в песне Том Апостол, заслуженный профессор математики в отставке из Калтеха, написал в 1955 году гимн по поводу Гипотезы Римана (ГР) и исполнил его на конференции по теории чисел, проходившей в Калтехе в июне того года. Исходно написанные Томом стихи заканчивались на 32-й строке; последние два куплета в 1973 году вывесил на доске объявлений в Кембриджском университете алгебраический тополог Сондерс Маклейн. В песне упоминается гипотеза Линделёфа (ГЛ) — младшая сестра ГР. Она была сформулирована в 1908 году, и, по существу дела, ее надо было бы привести где-то в главе 14; но, поскольку она второстепенна по отношению к нашей главной теме и поскольку в ней используется обозначение «? большое» из главы 15, а также потому, что я в тот момент посчитал, что в книге и так уже достаточно математики, я не стал ее включать в текст. Правда, стихи Тома без нее не понять, а заставить себя выкинуть песню я не смог. В результате перед вами и сама песня, и, в качестве бесплатного приложения, еще и гипотеза![215] Где же нули у функции дзета? (на мотив Sweet Betsy from Pike) Where are the zeros of zeta of s?1 Где же нули у функции дзета? ПримечанияWhere are the zeros of zeta of s?
Линделёф, записав аргумент дзета-функции в виде ? + ti, задался таким вопросом: пусть задана вещественная часть ? (это, кстати, строчная греческая буква сигма); что можно сказать о величине ?(? + ti), когда t (мнимая часть аргумента) изменяется от нуля до бесконечности? «Величина» здесь понимается в смысле модуля, который мы определили в главе 11.v; другими словами, это означает |?(? + ti)| — расстояние от значения дзета-функции до точки нуль. Это вещественное число, так что для всякой заданной ? и аргумент t, и значение |?(? + ti)| — вещественные числа. Следовательно, можно нарисовать график. На рисунках от П1 до П8 показаны графики для некоторых характерных значений ?; эти графики иллюстрируют суть дела лучше всяких слов.
Обратим внимание на нетривиальные нули дзета-функции на рисунке П5. Стоит обратить внимание и на оживление, которое по сравнению с остальными демонстрируют рисунки от П4 до П6. Все интересное, что может случиться с дзета-функцией, происходит в критической полосе. Кроме того, отметим некоторые знакомые значения при t = 0: 1/2 на рисунке П4 (что отвечает ?(0) = ?1/2 на рисунке 9.3, поскольку, разумеется, |?1/2| есть просто 1/2); бесконечность на рисунке П6 (расходимость гармонического ряда, глава 1.iii); 1,644934… на рисунке П7 (решение базельской задачи, глава 5.i); и 1,202056… на рисунке П8 (число Апери, глава 5.vi). Нулевое значение функции при t = 0 на рисунке П2 есть вещественный, тривиальный нуль дзета-функции (глава 9.vi). То, что кажется нулями на рисунках П1 и П3, на самом деле нулями не является; реально принимаемые там значения при t = 0 слишком малы, чтобы их можно было заметить. (Они соответственно равны 0,0083333… и 0,0833333….). ГЛ — это утверждение об ? большом (см. главу 15.ii) для этих графиков. Просто посмотрев на них, можно предположить следующее. • При ? = ?1, ?2 и ?3 график выглядит так, как если бы он был ? большое от некоторой ускоренно растущей функции от t, может быть, степенной типа t2 или t5, причем эти степени, по-видимому, делаются все больше по мере того, как ? движется на запад вдоль отрицательной вещественной оси. • При ? = 2 и 3 дело выглядит так, как будто у нас ?(1), или, другими словами, ?(t0). • В критической полосе, т.е. при ? = 0, 1/2 и 1, нелегко сказать, какое ? большое могло бы подойти. Могло бы так случиться, чтобы для любого значения ? существовало определенное число ?, для которого |?(? + ti)| = ?(t?)? Так, чтобы ? = 0, когда ? больше 1, и чтобы ? было некоторым растущим положительным числом, когда ? уходит от нуля на запад. Вроде именно так дело и обстоит. Но что же происходит в критической полосе, когда а лежит между 0 и 1? И в частности, что происходит на критической прямой, когда ? = 1/2? Ну что же, вот перед нами (рис. П9) все, что известно на момент написания книги. Для любого заданного значения ? действительно имеется число ?, для которого |?(? + ti)| = ?(t?+?) для произвольно малого ?. Это не вполне то же самое, что предполагалось в предыдущем абзаце, но если вы не заметили разницы, то это простительно. (Однако если вспомнить про ?, которое появлялось у нас в главе 15.iii, то станет понятно его значение здесь). Несомненно, это число ? является функцией от ?. Отсюда и взялась функция Линделёфа ?(?) в строке 21. Она, конечно, не имеет никакого отношения к функции Мебиуса ? из главы 15 — еще один прискорбный случай перегрузки символов.
Кроме того, математически точно известно следующее. • Когда ? меньше или равна нулю, ?(?) = 1/2 ? ?. • Когда ? больше или равна единице, ?(?) = 0. • В критической полосе (т.е. когда ? заключена между 0 и 1, не включая границ), ?(?) < 1/2(1 ? ?). Другими словами, функция ? лежит ниже штриховой линии на рисунке П9. • Для всех значений ? функция ?(?) выпукла вниз. Это означает, что если соединить любые две точки на ее графике прямой линией, то отсекаемая от графика функции дуга будет целиком лежать ниже (или на) полученной прямой. Это верно везде, включая и критическую полосу; отсюда следует, что для ?, заключенной между 0 и 1, функция ?(?) должна быть положительной или равняться нулю. (Строка 27 в песне.) • Из справедливости ГР следует и справедливость ГЛ (которую мы сформулируем прямо сейчас), но не наоборот. ГЛ — более слабый результат. Это, повторюсь, предел нашего знания на данный момент. ГЛ, представленная на рисунке П10, утверждает, что ?(1/2) = 0, откуда легко следует, что ?(?) = 1/2 ? ? для всех значений от минус бесконечности до ? = 1/2 и ? = 0 для всех аргументов далее на восток — ср. строки 27 и 28 из песни. Это открытая гипотеза, до сих пор не доказанная. В действительности не известно ни одного значения ?(?), когда ? лежит строго между 0 и 1. ГЛ — величайший вызов в теории дзета-функции после ГР; она оставалась предметом активных исследований, с тех пор как Линделёф высказал ее в 1908 году.
В Интернете можно найти варианты этой песни, несколько отличающиеся оттого, что написан Томом; среди них я отмечу один, который заканчивается строчкой Use R.M.T. and you'll have better luck. Это добродушный пинок в сторону «физического» подхода: R.M.T. означает random matrix theory — теорию случайных матриц. Примечания:2 Стандартным русским словосочетанием является также математический анализ (или матанализ, как говорят, например, все те студенты, которые не называют его просто матаном). В переводе в подавляющем большинстве случаев оставлен просто «анализ», чего достаточно для передачи сути дела. Соответственно, прилагательное «аналитический» означает «[изучаемый или выраженный] средствами анализа». (Примеч. перев.) 21 Георг был последним королем Ганновера. После сделанного в 1866 г. неудачного выбора, на чьей стороне воевать в австро-прусской войне, это королевство было в том же году поглощено Пруссией. Медаль, по-видимому, была отлита лишь к столетию Гаусса в 1877 г. 22 Среди разнообразных обстоятельств, позволявших герцогу притязать на славу, стоит, пожалуй, отметить, что он был отцом Каролины Брауншвейгской, вышедшей замуж за английского принца-регента. Брак оказался несчастным, и Каролина уехала из Англии. Но когда принц взошел на трон под именем Георга IV, она вернулась и предъявила свои права в качестве королевы. Это привело к незначительному конституционному кризису и одновременно к значительному увеселению публики по поводу стеснительного положения, в которое попал король, а также из-за довольно надменного характера его королевы, ее своеобразных личных привычек и вопиющих связей. Немалой популярностью пользовалась песенка: Мадам, мы умоляем Вас((Пер. М. Визеля.)) Одна из теток герцога по материнской линии вышла замуж за императора Священной Римской империи и родила Марию-Терезию, великую императрицу Габсбургского дома. Другая вышла за Алексея Романова и стала матерью Петра II, номинального царя, в то самое время, когда Леонард Эйлер сходил с корабля в Санкт-Петербурге (раздел VI этой главы). Стоит только углубиться в генеалогию всех этих мелких германских правителей, как уже нельзя остановиться. 215 В оригинале песню Тома Апостола «Где же нули у функции дзета» можно послушать (и даже посмотреть видеоклип с исполнением первого куплета) по адресу: http://olimu.com/Riemann/Song.htm. (Примеч. перев.) 216 Вилликенс и его Дина. (Примеч. перев.) 217 В Англии, как правило, в регби играют в частных школах (а в футбол — в остальных). (Примеч. перев.) 218 «0 святой отец, прими мою исповедь. Я оставил одну бедную девочку в чертовски трудном положении». (Примеч. перев.) 219 Поскольку в данном случае — при движении вверх по критической прямой — t, очевидно, положительно, указание на его модуль излишне, если только оно не служит попаданию в размер стиха. (Примеч. перев.) 220 Упомянутые в главе 8.ii условия Коши-Римана, которые определяют «хорошо ведущие себя функции», как раз выделяют такие функции, для которых зависимость от контура, по которому ведется интегрирование между двумя заданными точками на комплексной плоскости, носит контролируемый, «дискретный» характер. (Примеч. перев.) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|