|
||||
|
2. Случаи на экзаменах, лекциях и проч.
1. Новая версия На вступительном экзамене по математике абитуриент рассказывает аксиому о параллельных: — Через любую точку, не лежащую на данной прямой, можно провести одну прямую, параллельную данной, если проводить ее ровно. — Ровно?! — экзаменатор потрясен. — Откуда вы это взяли? — Из школьного учебника, — невозмутимо отвечает абитуриент. — Хотите, я вам покажу? Через минуту приносит книжку и показывает нужное место: «Через любую точку, не лежащую на данной прямой, можно провести ровно одну прямую, параллельную этой данной...» 2. Оценил Реальная история, имевшая место в одном из столичных вузов. Симпатичная студентка, готовясь к экзамену по математическому анализу, пишет на ногах шпаргалки, после чего надевает ажурные черные колготки и короткую юбку. Идет отвечать, садится напротив пожилого профессора-экзаменатора, то и дело поглядывая на шпаргалки. При этом то одну ногу поднимет повыше, то другую. В конце концов, с грехом пополам отвечает. Профессор, молча наблюдавший ее телодвижения во время ответа, что-то пишет в зачетку, после чего отдает ее студентке. Выйдя из аудитории, она наконец переводит дух и открывает зачетку. Там в графе оценка стоит одно слово, со смаком выведенное профессорской рукой: «Хороша!» 3. Смотря кто спрашивает Эта реальная история имела место в одном из эстонских университетов. В деканате математического факультета раздается звонок. Трубку берет замдекана, доцент с кафедры матанализа. — Скажите, как построить угол в 50 градусов? — раздается вопрос. — Одну минуточку, — говорит замдекана и, прикрыв трубку рукой, начинает вслух размышлять: «Так, 50 градусов — это что-то около одного радиана...» Далее он стал вспоминать про пи, длину окружности и так далее. Видя его мучения в обсуждение включился другой замдекана, доцент с кафедры геометрии. Он авторитетно сказал, что циркулем и линейкой такой угол не построить. В этот момент в комнату входит декан. Решили спросить у него. В ответ он решительно берет трубку: — А кто, собственно, спрашивает? — Это с факультета филологии, — доносится голос. — Возьмите транспортир, — отрубил декан и положил трубку. 4. Эмоциональная формула Рассказывают, однажды на экзамене абитуриента попросили привести выражение для биномиальных коэффициентов Заглянув в шпаргалку и набрав побольше воздуха, абитуриент закричал: — Эн! Разделить на Ка! И на Эн минус Ка! — Тише, почему вы так кричите? — изумился экзаменатор. — Ну как же, здесь же расставлены восклицательные знаки... (Цит. по книге: Жуков А. В. Вездесущее число «пи». М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»/URSS, 2009.) 5. Неприличная математика Коллега, принимающая у доски в другом конце аудитории вступительный экзамен, внезапно подходит и смущенно говорит мне: — Понимаете, на доске все правильно написано, но девушка часто сбивается на другой язык и... при этом ругается... — Что?! Как ругается? Какими словами? — Ну, в общем, говорит «сука»... Подхожу к абитуриентке. Обратившись к ней, в ответ слышу родной украинский выговор. Разрешаю отвечать по-украински. Все правильно!.. — Простите. Объясните-ка задачу по-русски. ...И понимаю, в чем дело. Вместо слов «ветви параболы» у девушки слышится «сучья парабола». (Цит. по книге: Славутский И.Ш. И в шутку и всерьез о математике. СПб., 1998.) 6. Выпуклая фигура Несколько лет назад преподавателей нашей кафедры обязали консультировать студентов, избравших дистанционное обучение. Одну из таких очных консультаций проводил я. В назначенное время в аудиторию первой вошла студентка-первокурсница. — Что вас беспокоит? — заранее скучая, спросил я, когда она села рядом. — Вы знаете, — грустно сказала она, — у меня почему-то нет выпуклостей. Тема консультации сразу приобрела для меня дополнительный интерес. — Встаньте, пожалуйста, — попросил я студентку. Девушка послушно встала. При ближайшем рассмотрении она оказалась весьма упитанной. — Не волнуйтесь, с выпуклостями у вас все нормально. — Вы меня не поняли! — воскликнула она. — Я имела в виду мою контрольную по математическому анализу. Оказалось, студентку волновала задача из контрольной на построение графика функции. Традиционное исследование предполагает, помимо прочего, нахождение интервалов выпуклости. В ее варианте таких интервалов не было. 7. Напуганный математик В 50-х годах лекции по высшей математике студентам химфака МГУ читал профессор механико-математического факультета Тумаркин. Лектор внятно и размеренно излагал предмет, прохаживаясь за кафедрой вдоль доски. Вдруг передняя стенка кафедры почему-то вывалилась и плашмя, с громким хлопком, упала на пол. Реакция лектора оказалась совершенно неожиданной: он застыл, подняв ногу, и стал вопросительно смотреть на аудиторию. Выяснилось, что несколько лет назад студенты-химики над ним подшутили, рассыпав вдоль доски влажный йодистый азот, который, высохнув, с громким хлопком взрывается от малейшего прикосновения. (Цит. по книге: Золотов Ю. А. Химики еще шутят. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»/URSS, 2009.) 8. Выкрутился Эту забавную историю пересказываю со слов моего доброго знакомого, профессора из Казани В. В. Скворцова. Профессор-алгебраист казанского университета В. В. Морозов принимал как-то экзамен у довольно слабого студента. Тот отвечал неудачно и профессор, пытаясь его вытянуть на «четверку», неоднократно вставлял реплику: «А если подумать?» Но толку от этого не прибавлялось, и, в конце концов, Морозов вынужден был заключить: — Я оцениваю ваши знания на «три». Студент тут же отреагировал: — А если подумать? Профессор оценил находчивость студента и поставил-таки ему «четыре». Стипендия была спасена. 9. Корень учения горек Еще история от В. В. Скворцова. Абитуриент не в силах решить уравнение x2 – 64 = 0. Экзаменатор подсказывает: — Икс равен корню... Абитуриент задумался, потом неуверенно изобразил x = N. Посмотрев на преподавателя, добавил черту и положил ручку. Экзаменатор с иронией в голосе заметил: — И это всё? Абитуриент еще немного подумал и, с облегчением вздохнув, уверенно завершил запись: 10. Во времена анекдотов про Чапаева Снова из воспоминаний проф. Скворцова В. В. В середине прошлого века лекции по математическому анализу профессора В. А. Яблокова в казанском университете проходили весело. Он мог иной раз написать формулу не на доске, а на стене, зато как запоминалось! Опоздавший студент открывает дверь аудитории и просовывает голову: — Василий Иванович, можно войти? — Входи, Петька, — ответил Василий Андреевич. 11. Не убедил На втором курсе мехмата МГУ лекции по дифференциальной геометрии у нас читал академик Сергей Петрович Новиков, тогда еще молодой и достаточно амбициозный. На экзамене ему попался студент С., старательный, хотя и не слишком, видимо, способный. К тому времени он учился только на «отлично». Однако тут нашла коса на камень. Очень скоро Новиков разобрался в уровне С. и объявил, что ставит ему тройку. — Но, Сергей Петрович, — взмолился тот, протягивая ему зачетку, сплошь испещренную «отлами», — посмотрите, у меня тут одни отличные оценки! — Ерунда, ошибки экзаменаторов, — отмахнулся академик, выводя тройку в зачетке. 12. Не спорь с лектором На одном курсе со мной учился призер международной математической олимпиады Л., человек, весьма одаренный в математике, но очень экстравагантный и не склонный к регулярным занятиям. Будучи уверен в своей подготовке, он игнорировал лекции по матанализу, которые в его потоке читал довольно суровый профессор Камынин. Подготовившись по какой-то книжке, Л. беспечно явился на экзамен. Взяв билет, он, недолго думая, пошел отвечать. Через две минуты ревнивый лектор прервал его: — Я вижу, вы готовились не по моим лекциям. — А что вас, собственно, интересует, — мгновенно парировал Л., — знание матанализа или знание ваших лекций? — Знание моих лекций, — не моргнув глазом, отрубил Камынин. — А где здесь сдают матанализ? — нагло спросил Л. — Вон там, — профессор невозмутимо указал рукой на угол аудитории, где принимал экзамен доцент X., славящийся своей «жестокостью». Взяв билет, Л. направился к нему. Через десять минут он уже выходил из аудитории с «тройкой». 13. Очевидное — невероятное Практические занятия по дифференциальной геометрии в одной из групп на нашем курсе вел тогда еще совсем молодой доктор наук А. Фоменко, ныне академик, известный, помимо прочего, радикальной критикой традиционной хронологии... в истории. В этой группе училась одна моя знакомая, назовем ее М. Весь семестр она прогуливала семинары, ничего не знала и на экзамене как раз попалась к Фоменко. Решив проучить прогульщицу и сразу разделаться с ней, он попросил ее доказать какой-то нетривиальный факт. М. было нечего терять, она даже не очень поняла суть вопроса, и от отчаяния брякнула: — Это очевидно. Экзаменатор был потрясен — студентке кажется очевидным утверждение, для него совсем нетривиальное (мысль о том, что она блефует, ему не пришла в голову). В сильном волнении он убежал в дальний конец аудитории, где, напрягая недюжинный интеллект, принялся искать более простое решение. Минут через десять, совершенно взъерошенный, он вернулся к обреченно ожидающей своей участи М. — Вы знаете, — радостно сияя, сообщил он ей, — это и в самом деле очевидно! И тут же поставил ошеломленной студентке «отлично». 14. Теорвер большой... Семинары по теории вероятностей в разных группах нашего курса вели молодой доктор наук А. Вентцель (кстати, сын автора классического учебника по теорверу Е. Вентцель) и доцент М. Козлов. Первый славился особой лютостью на экзаменах, второму же сдать экзамен ничего не стоило. Про эту антагонистическую парочку в наше время сложили характерный анекдот. Во время сессии в коридоре мехмата встречаются Вентцель и Козлов, только что закончившие принимать экзамены в своих группах. — Ну, как студенты? — спрашивает Вентцель. — Нормально сдают? — Да как сказать, — мнется Козлов. — Вот сейчас мне сдавал один студент. По билету ничего не сказал, на дополнительные вопросы не ответил. Но я ему все-таки поставил «четыре». — Как?! За что? — поражается собеседник. — Он же ничего не знает! — Теорвер большой, — задумчиво отвечает Козлов, — что-нибудь да знает... Потом спрашивает Вентцеля. — А у тебя как студенты? — Да тоже не очень, — отвечает тот. — Только что принимал экзамен у студента. По билету все рассказал без запинки, на все дополнительные вопросы ответил, однако я ему поставил-таки «три». — Но почему?! — теперь уже поражается Козлов. — Теорвер большой, — невозмутимо говорит Вентцель, — что-нибудь да не знает. 15. Биргетит Эта забавная история, найденная в интернете, поневоле вызывает в памяти хрестоматийную чеховскую «рениксу». Экзамен по матанализу. Студентка бойко отвечает билет. Экзаменатор задремал... И вдруг его ухо улавливает неведомое ему слово «биргетит». Померещится же такое — думает экзаменатор, но сон уже не тот... Когда он снова слышит «биргетит» — сна как не бывало. — Что, что вы сказали?! — Биргетит. — А что это такое? — А вы сами так говорили, у меня все ваши лекции записаны. — Не может быть, покажите. Студентка достает конспект, открывает его и торжествующе тычет пальцем в латинское слово supremum — первая буква в нем больше похожа на рукописную б. 16. У них тоже проблемы... Знакомая преподавательница рассказала мне историю со слов своей подруги, преподающей ныне в одном из университетов США. Принимая экзамен по математическому анализу у очень слабого студента, она предложила ему вычислить простенький предел: Студент оказался в затруднении. Тогда экзаменатор решила помочь бедолаге. — Смотрите, — сказала она, — чему равен этот предел: Ну а теперь попробуйте решить аналогичный пример: Сможете? — Да! — радостно воскликнул студент. — Я, кажется, понял, в чем тут дело! И он быстро написал следующее: 17. Не туда попал Случай из моей практики. В самом начале моей преподавательской карьеры я как-то принимал зачет по аналитической геометрии у студентов-заочников. Один из них, испуганный мужчина в возрасте, «поплыл», рассказывая про поверхности второго порядка. Пытаясь его вытянуть, я нарисовал эллиптический параболоид и спросил, как называется эта поверхность. Бедняга долго заикался, бледнел и дергался и, в конце концов, выдавил: — Эпилептический параболоид. Мне стоило усилий не расхохотаться и с самым серьезным видом задать «наводящий» вопрос: — Вы уверены, что «эпилептический»? Может быть, все-таки шизофренический? Студент опять долго думал и вздрагивал, после чего пролепетал: — Нет, все-таки эпилептический. В итоге я поставил ему зачет «за хорошее знание психиатрии». 18. Подсказал Еще случай из опыта общения с заочниками. Довольно слабой студентке на экзамене по теории вероятностей достался билет с задачей, в которой требовалось вычислить дисперсию случайной величины, традиционно обозначенную D(x). Объясняя решение, она то и дело говорила: «Найдем D(x)... D(x) равно... Отсюда D(x)...» и так далее. — Вот вы все время говорите про D(x), — решил поинтересоваться я, — а как эта величина называется в теории вероятностей? — Она называется... она называется... депрессия, — немного смущаясь, с трудом выговорила она. Я не удержался от иронического комментария: — Ваш ответ вызывает у меня глубокую дисперсию. Только тут студентка вспомнила правильное название. 19. Вспомнил В чем-то сходная история, но уже в другом вузе. Преподаватель на экзамене, показывая на некий параметр в выкладках студента, спрашивает его: — Как называется эта величина? — Эта величина, — бойко начинает студент, — выражается вот по такой формуле через... — Постойте, — перебивает преподаватель, — я вас не спрашиваю, как получить эту величину. Я спрашиваю, как она называется. — Н-ну... — неуверенно говорит студент. — ...Сигма. — Нет, нет, не надо как она обозначается. Как она называется? Студент растерянно молчит. — Ну, как ее у вас на лекциях называли? — пытается помочь преподаватель. Лицо студента озаряется счастливой улыбкой: — А-а! Вспомнил! Она называется ХРЕНОВИНА! Наш лектор так и говорил: «Берем эту хреновину...» 20. Кто громче? Эта легендарная история произошла на мехмате несколько десятилетий назад. Двое разгильдяев-студентов на лекции популярного на факультете профессора С., уютно расположившись на верхнем ряду устроенной амфитеатром аудитории, решили сыграть в одну азартную и опасную игру. Первый тихим шепотом произносит непристойное слово «ж...па» и кладет на стол пятак (в те времена пять копеек стоили гораздо больше, а стипендия равнялась 40 рублям). Второй повторяет то же слово чуть громче и кладет на кон свой пятак. Первый говорит еще громче и снова добавляет пятак и так далее. Тот, кто уже не может, опасаясь лектора, произнести запретное слово громче, чем соперник, проигрывает, и победитель забирает все деньги... Так они играли, все более повышая ставки, и кучка пятаков, заранее заготовленных, достигла уже внушительных размеров. В конце концов, роковое слово достигло слуха лектора. Быстро оценив ситуацию и вычислив источник звука, он коршуном взлетел на верхний ряд. Внезапно представ перед потрясенными студентами, он гаркнул на всю аудиторию «Ж...па!» и по праву сгреб все пятаки себе. На этом партия закончилась. Говорят, больше в эту игру на мехмате не играли... 21. Задом наперед Реальный случай в одном из московских педвузов. Экзамен по математическому анализу. Студентка дает определение предела последовательности: — Число A называется пределом последовательности, если для любого эпсилон задом наперед... — Постойте! — изумленно перебивает ее экзаменатор. — Откуда вы взяли такое странное определение? Студентка ударяется в слезы: — Но так было на ваших лекциях! Вы сами так говорили! — Ну что вы, милочка! — смеется профессор. — Я говорил чуть-чуть иначе: «...для любого эпсилон, заданного наперед...». 22. Тонкая подсказка ...Нужно сделать последний шаг и доказательство будет завершено. На лекции в воздухе уже витает неуловимая еще догадка. Но аудитория молчит и, талантливо мучаясь вместе с ней, Григорий Михайлович Фихтенгольц, наконец, теряет терпение и восклицает: — Ну, маленькое красненькое с вишневой косточкой внутри... Ну, что это такое?! (Цит. по книге: Славутский И. Ш. И в шутку и всерьез о математике. СПб., 1998.) 23. Святая простота Из письма читателя в редакцию журнала «Наука и жизнь»: История эта происходила в 1990 году на зачете в одном из Рижских вузов. Студентку спросили про сечения цилиндра. Что отвечать — она не знала. Преподаватель, желая вытянуть из нее хоть что-нибудь, доброжелательно говорит: — Петрова, ну вы дома морковку резали? — (недоуменно) Да... — А по диагонали? — (еще более недоуменно) Да-а... — И что у вас в сечении получалось? — Морковка... 24. Гога Выпускники Физтеха старшего поколения наверняка с дрожью вспоминают преподавателя с кафедры высшей математики Игоря Агафоновича Борачинского, известного в студенческой среде, как «Гога». О его строгости на семинарах и экзаменах рассказывали легенды, ставшие впоследствии неизменной частью физтеховского фольклора. Вот лишь несколько из них. Однажды на экзамене Гоге Борачинскому попался некий отличник. Помучив его изрядно, он собрался ставить бедняге тройку. — Игорь Агафонович, поставьте мне лучше два, — взмолился студент, надеясь на пересдачу, где можно попасть к нормальному преподавателю и получить привычную пятерку. — Нет. Вы в принципе не можете выучить больше, чем на три. — Игорь Агафонович, — канючит отличник, — ну я вас очень прошу! — Ну, ладно, — смягчается Гога. — Вот вам еще задача. Если решите — ставлю два, а не решите — уходите с тройкой. 25. Что так, что эдак У Гоги Борачинского было очень слабое зрение, и он обычно читал, поднося написанное близко к глазам. Как-то раз он принимал задание по матанализу у группы студентов. Берет первую тетрадку, подносит к лицу, читает, через пять секунд откладывает: — Два! Берет вторую тетрадку, опять подносит, читает, через пять секунд: — Два! И так несколько раз подряд. Наконец, берет очередную тетрадку и долго изучает ее. Проходит пять минут, десять. — Да, в этом что-то есть, — задумчиво бормочет Гога, продолжая изучать тетрадь. — Игорь Агафонович, — доносится робкий студенческий голос, — вы тетрадку вверх ногами держите. Гога тут же переворачивает тетрадь, смотрит пять секунд: — Та же чушь! Два! 26. Ошибочка вышла Рассказывают, что однажды на экзамене Борачинский принял одного молодого преподавателя за студента и позвал отвечать. Тот ради смеха пошел. Гога долго его мучил и, в конце концов, решил поставить трояк. Давайте, говорит, вашу зачетку. Тут, наконец, преподаватель объяснил, кто он. Гога очень расстроился и в этот день экзаменов больше не принимал. 27. Договорились Еще одним знаменитым «злодеем» на Физтехе был проф. Беклемишев, читавший курс аналитической геометрии и линейной алгебры и впоследствии издавший по нему известный учебник. С ним и приснопамятным Гогой Борачинским связана такая история. Однажды они оба принимали экзамен в одной группе. И вот Гога, несмотря на свое слабое зрение, каким-то образом засек списывающего с учебника студента. Подбежав к нему, он тут же объявил: — Вы списываете, поэтому вам придется взять другой билет. Будете отвечать мне. Студент обреченно взял другой билет и вернулся на место. Этот билет он тоже не знал и снова достал книгу. На этот раз списывание заметил уже Беклемишев. — Так, — зловеще произнес он студенту-неудачнику, — вы списываете. Идите сюда, будете отвечать без подготовки. Тот на ватных ногах поплелся к Беклемишеву. Но тут неожиданно встрял Борачинский: — Постойте, это же мой студент. — Нет, — отрезал Беклемишев, — он списывал и будет отвечать мне. — Но я первый увидел, что он списывает, — не сдавался Гога. Студент, участь которого была предрешена, безропотно внимал их перепалке. В конце концов, алчущие крови преподы избрали компромиссный вариант — один проставил двойку в ведомость, а другой расписался. 28. Кто кого обидел В другой раз Беклемишев принимал экзамен у еще одной группы. Семинарист там был гораздо добродушнее Борачинского. Поэтому, увидев, что хорошая студентка попала к Беклемишеву, подошел к «Беку» и попросил: — Не обижайте ее пожалуйста, это хорошая студентка! — Хорошо, — ответил Беклемишев. Тем не менее, через несколько минут заплаканная девушка ушла с двойкой. Недоуменный семинарист опять подошел к «Беку»: — Как же так? Вы же обещали ее не обижать! — Это не я ее обидел, — развел руками Беклемишев. — Это Бог ее обидел! 29. Что дозволено Юпитеру... Коль скоро речь зашла о Физтехе, не могу не вспомнить об одном любопытном способе приема экзаменов, использованном однажды знаменитым советским ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Ландау. И хотя Дау был физиком-теоретиком, он с детства любил решать заковыристые математические задачи (достаточно сказать, что уже в 4 года маленький Лев усвоил все арифметические действия и научился считать довольно сложные примеры), в том числе им же придуманные (об этом будет сказано далее, в разделе «Забавные формулы, теоремы, задачи...»). [7] Поэтому присутствие нескольких забавных историй, связанных с Ландау, здесь вполне оправданно. В самом начале 1950-х годов Ландау должен был принимать экзамены у одной группы на Физтехе. По-видимому, в тот момент у него не было никакого желания это делать, и он решил радикально упростить стандартную процедуру. Войдя в аудиторию, где его уже ждали студенты, он без предисловий сказал: — Поднимите руки те, кто хочет получить за экзамен «три». Поднялось несколько рук. — Подойдите сюда, — сказал им Ландау и тут же поставил всем «тройки» в зачетки. Когда «счастливцы» покинули аудиторию, он обратился к остальным: — Теперь поднимите руки те, кто хочет получить «четыре». Опять несколько человек подняли руки. Ситуация повторилась, и еще одна группа студентов ушла с желанными оценками в зачетках. — Ну что же, — сказал Ландау, оглядев горстку оставшихся, — вы, стало быть, хотите получить «пять»? Студенты скромно потупились. — Ничего не поделаешь, — улыбнулся академик, — давайте ваши зачетки. И он быстро проставил всем отличные оценки. Весь экзамен занял пять минут. Эта удивительная история имела забавное продолжение. В начале 1970-х «способ Ландау» приема экзаменов решил возродить на Физтехе молодой доктор наук Г., ныне академик. Начиная экзамен в одной из групп, он точно так же обратился к студентам: — Поднимите руки желающие получить «три». И тут к его ужасу... вся группа подняла руки. В сильном смятении Г. побежал в учебную часть. — У меня проблема с экзаменом, — взволнованно обратился он к заведующей. — Я не знаю, что делать. И он пересказал ей ситуацию с экзаменом в своей группе. — Ну что я могу сказать, — развела руками заведующая, — вы — не Ландау... История умалчивает о том, поставил ли экзаменатор всем «тройки» или вернулся к обычной системе приема (и опять-таки выставил всем по «три балла»). 30. Хорошая подготовка Знакомый преподаватель рассказывал, что как-то разговаривал с бывшей выпускницей матфака педагогического университета и по ходу беседы вспомнил про курс функционального анализа, который он слушал на мехмате МГУ. — У нас тоже был функциональный анализ! — обрадовалась педагогиня и, желая показать, что кое-что помнит, добавила: — Помню, там еще были интегралы Люмбаго. [8] 31. Двойной стандарт Доцент Белорусского университета М. на экзамене по курсу функционального анализа, который он вел, любил спрашивать, что такое «норма» и что такое «мера». Когда на праздновании «дней мехмата» бывшие студенты задали ему те же вопросы, он невозмутимо ответил: — Норма — литр, мера — стакан! 32. Любитель «Криминального чтива» Идет лекция по аналитической геометрии в одном из московских вузов. Нарисовав некую конструкцию в трехмерных координатах, лектор обращается к студентам с риторическим вопросом «Если это у нас X, а это Y, то где тогда наш Z?» В ответ из аудитории доносится чей-то хриплый голос: «Zed is dead, baby». 33. Оговорочки по Фрейду... Эту историю мне рассказал ведущий редактор одного научно-популярного журнала, выпускник физфака МГУ. На экзамене по аналитической геометрии ему достался вопрос «Поверхности второго порядка». Рассказывая про гиперболоиды, он, ничтоже сумняшеся, назвал один из их них ДВУЛОПАСТНЫМ гиперболоидом. — Двулопастным, — заметил на это экзаменатор, большой любитель водного туризма, — бывает весло у байдарки. А гиперболоид, молодой человек, бывает двуполостный! [9] 34. Умри, яснее не скажешь По окончании третьего курса группа моих однокурсников записалась в стройотряд. Среди них был и некто Н., человек достаточно странный и фанатично увлеченный современными разделами топологии. Летом стройотряд отправили возводить коровник в каком-то далеком колхозе. По вечерам наиболее активные из студентов заигрывали с молодыми доярками. Один из них показал им простой фокус, в котором вроде бы завязанный на веревке узел куда-то потом исчезает (на самом деле узел, конечно же, был фальшивым). Простодушные девушки были в восторге и раз за разом просили повторить представление, не понимая, куда же подевался узел. Тогда присутствующий при этом Н., видимо ревнуя к ослепительному успеху доморощенного фокусника, решил раскрыть секрет трюка ближайшей доярке. Наклонившись к ее уху, он вкрадчиво прошептал: — А вы попробуйте посчитать фундаментальную группу дополнения этого узла к R3. 35. Шибко грамотный Доцент Ф. Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) читает первокурсникам лекцию по аналитической геометрии. — Записывайте, — ровным голосом диктует он студентам. — У эллипса есть две оси симмЕтрии... — А может быть симметрИи? — доносится чей-то ехидный голос с задней парты. — Запомните, — так же ровно продолжает лектор, — у эллипса есть две оси симмЕтрии и ни одной оси симметрИи. 36. Философский подход Опять МТУСИ. Доцент А. тестирует очень слабого абитуриента. В конце концов, выясняется, что тот не может решить даже простейшие неравенства. — Скажите, — потеряв всякую надежду, спрашивает А., — что больше: –1 или 0? — Конечно, минус единица! — уверенно говорит абитуриент. — Но почему?! — хватается за голову А. — Ну как же: –1 это хоть что-то, а 0 это вообще ничто. 37. Разыграл Мехмат Киевского университета, 1980 год. Член-корреспондент АН СССР А. М. Самойленко читает первую лекцию по дифференциальным уравнениям. После нескольких вступительных слов он произносит: — Ну а теперь записываем. Студенты прилежно открывают тетради. — В 1654 году... — ровным голосом начинает лектор. Все старательно скрипят перьями, доносится шепот: «В каком, каком году?» — ...дифференциальных уравнений... — невозмутимо продолжает Самойленко. Аудитория послушно записывает. — ...еще не было. Взрыв хохота. 38. Мелочь Экзамен по математическому анализу в одном из московских вузов. Профессор просит студента написать неравенство Коши-Буняковского. Тот подумал и написал левую часть неравенства. Потом еще немного подумал и написал правую часть. После чего смущенно сказал: — Вот только я не помню, что больше, а что меньше... 39. Убедила Случай в Российском Университете Дружбы Народов (РУДН). Решая задачу на экзамене по математическому анализу, студентка получила в итоге выражение ln0. Нисколько не смутившись этим обстоятельством, она пишет в ответе ln0 = e. — С чего вы взяли, — протестует преподаватель, — что ln0 = e? Ведь логарифм нуля не определен? — Да что вы меня запутать пытаетесь? — возмущается студентка. — Вот, сами убедитесь! И она торжествующе достает калькулятор и вычисляет ln0. На экране естественно высвечивается буква E. — Ну что, убедились! — торжествует студентка. — А вы говорите, не определен! 40. На те же грабли Конец 1980-х годов. Июль. Я принимаю устный вступительный экзамен по математике во Всесоюзном заочном электротехническом университете связи (ВЗЭИС). Подходить отвечать абитуриент из солнечного Азербайджана. Начинаю спрашивать — полный ноль! При этом — я мельком заглядываю в экзаменационный лист — за письменный экзамен, а там задачки гораздо сложнее, у него стоит 4 (по пятибалльной системе). Отчаявшись услышать хоть что-либо вразумительное, я опускаю планку ниже плинтуса: — Скажите, чему равна площадь квадрата со стороной a? — Нэ знаю, — невозмутимо басит абитуриент. — Запомните, — назидательно говорю ему я, с наслаждением выводя двойку в ведомости, — площадь квадрата со стороной a равна a2! Проходит месяц. Второй поток вступительных экзаменов во ВЗЭИС. И снова на устном экзамене мне попадается все тот же абитуриент, и снова у него за письменный экзамен стоит 4. — Ну как вы на этот раз, — спрашиваю, — подготовились? — Да, — говорит он, — падгатовился. — Ну что ж, — радуюсь я, — тогда скажите, чему равен объем куба со стороной a? — Эта я знаю, — довольно улыбается он. — Он равен a2. — Запомните, — опять говорю ему я, ставя очередную двойку, — объем куба со стороной a равен a3! Больше я его не видел. 41. Упростил О нелепых ошибках абитуриентов можно писать тома. Приведу только один, но весьма характерный пример из практики МТУСИ, в котором я преподаю. Абитуриенту надо было упростить стандартное алгебраическое выражение. В нем, помимо прочего, встречался tg(x). Проявляя недюжинные познания в тригонометрии, он написал tg(x) = sin(x) / cos(x), после чего приступил к «сокращению»: 42. Ничего себе опечатка! Доцент кафедры теории вероятностей и прикладной математики МТУСИ Троицкий как-то рассказывал мне, что в хрущевские времена он, будучи аспирантом, написал вместе со своим научным руководителем профессором Левиным статью. Отдав рукопись машинистке (сейчас бы сказали «наборщице»), он с нетерпением ожидал машинописного варианта статьи, чтобы поскорее отнести ее в научный журнал. Получив «распечатку», он уже дома стал тщательно выверять набранный текст — все вроде было в порядке — после чего вставил формулы (тогда это делалось от руки). Теперь статью можно было отправлять в редакцию, и напоследок Троицкий решил показать ее научному руководителю. Первые же два слова статьи повергли того в «шок и трепет» — в заголовке вместо фамилий авторов Левин и Троицкий стояло... Ленин и Троцкий. Страшно подумать, что было бы, если бы статья в таком виде добралась до редакции всего несколькими годами раньше, при Сталине. Да и во времена хрущевской оттепели от такой опечатки авторам бы не поздоровилось. Пришлось срочно перепечатывать первую страницу... 43. Замечательная кривая Профессор-математик одного из столичных вузов Кондратьев «славился» своим пристрастием к алкоголю. Однажды он пришел на лекцию в сильном подпитии, однако, как ни в чем ни бывало, вышел к доске и начал доказывать какую-то довольно громоздкую теорему. Но принятая им на грудь доза была, видимо, изрядной, и он, выписывая какую-то мухобойную формулу, стал медленно оседать на пол, постепенно отключаясь. При этом рука его продолжала судорожно держать мел, который в итоге выписал на доске замысловатую линию. Впоследствии студенты прозвали ее «кривой Кондратьева». 44. КРУГЛОЕД Студент на экзамене с пеной у рта доказывает существование в математике понятия «КРУГЛОЕД». Преподавательница в трансе, просит показать место в ее лекции, где было впервые введено понятие. После разборок выясняется, что лекция была студентом списана у отличницы из его группы, где возле первого упоминания о частной производной стояло (для себя) «круглое д», в отличие от «прямого д» для обозначения обычной производной. 45. Оговорочка по Фрейду Написав очередную математическую статью, профессор К. отнес ее машинистке (дело было в докомпьютерную эпоху), молодой одинокой женщине. Вскоре работа была напечатана. Каково же было удивление автора, когда он обнаружил характерную опечатку: вместо «бесконечно малый член» в статье стояло «бесконечно милый член». 46. Каков вопрос, таков ответ Реальный случай в одном из вузов, готовящем будущих чиновников. Во время лекции кто-то из студентов спросил профессора: — Пи это чётное число или нечётное? Лектор, не задумываясь, ответил: — Конечно чётное, пи — это же 180 градусов. 47. Восточная хитрость Эту поучительную историю мне прислал к. ф.-м. н. Винниченко А. П., несколько лет проработавший в Пакистане. Когда я работал в Карачи, мне дали на обучение двух молодых людей: инженера (закончил институт) и интера (закончил два курса института). Вспомнив МАТИ'вские [10] абитуриентские задачи, я попросил их ответить, что больше: 1/2 или 2/3? Первым отвечал инженер. Сначала, загораживаясь ладонью, долго писал что-то на листочке. Потом сказал, что больше 1/2. Вторым отвечал интер. Тоже листочек, загораживание, писанина... Наконец, говорит: «Умом я понимаю, что больше 1/2, но сердцем чувствую, что 2/3». Восток — дело тонкое! 48. Навязчивая идея Многочисленные реальные истории, слышанные мной, про математическое невежество нынешнего поколения убеждают меня в одном: никогда не надо недооценивать уровень подготовки студентов — в действительности он еще ниже. Вот еще одна такая история, рассказанная преподавателем военно-морской академии. В качестве эксперимента я на семинаре написал своим подопечным на доске табличный интеграл от e в степени x и спросил, что получится. Ждал чего угодно, но только не этого — один из курсантов простодушно уточнил: — А как вам это слово Sex, что вы написали, пояснить, нарисовать картинку что-ли? 49. Лекторские перлы Каждый, даже самый занудный, лектор рано или поздно обронит фразу, которую потом долго будут вспоминать благодарные студенты. Я, например, и спустя годы помню «глубокомысленную» тавтологию доцента Л., читавшего нам на мехмате курс высшей алгебры: «Очевидно ли это тривиальное утверждение? Безусловно!» Что уж говорить про чемпионов в этом жанре, щедро рассыпающих забавные обороты и экстравагантные фразочки, украшающие скучную лекцию, как изюм булку, и передающиеся потом от одного поколения студентов к другому. Такие лектора особенно любимы, а их перлы бережно собираются, вывешиваются на сайтах, печатаются в институтских газетах и так далее. Одна из лучших коллекций таких искрометных математизмов собрана студентами физтеха. Привожу лишь малую часть ее из книги «Занаучный юмор». М., 2000. ***Четырехмерное пространство вообразить довольно просто. Для этого достаточно представить четыре ортонормированных вектора. Остальное приложится. ***Сейчас я расскажу о методе ортогонализации Грамма-Шмидта, который я очень люблю за его звучное название. ***Если эти условия выполняются, говорят, что функция имеет компактный носитель. Это выражение модно среди математиков, как среди вас, студентов, модно выражение «не фонтан». ***Мне чрезвычайно лестно первым познакомить вас с великолепным методом Фурье. ***Итак, прошу вас освободить кору головного мозга для следующей теоремы. ***Сегодня предстоит интересная лекция... По крайней мере для меня. ***Задачи будут интересные. Одну из них сейчас решает вся кафедра. Если решит, мы ее включим в экзаменационную работу. ***Сами разбирайтесь, верно или нет, мое дело написать. ***Я рисовал так, чтобы было ясно, что разобрать здесь что-нибудь совершенно невозможно. ***...Я буду рисовать на двумерной доске, поскольку рисовать в n-мерном пространстве довольно затруднительно. ***Теорема о существованииКакую бы глупость вы ни придумали, найдется человек, который эту глупость сделает ***Это теорема Эмми Нётер. Нётер, как известно, была женщиной. ***На «б» называется — функция Бесселя. ***Сейчас я провозглашу торжественное определение! ***Если лягушкам давать яд дигиталис, то они дохнут по такому же нормальному закону, какой я написал. ***Чтобы вывести эту формулу, мне достаточно спинного мозга. ***Зачем мне думать о знаке? Я же не студент. ***Уж и не знаю, как вы там привыкли рисовать (n–1)-мерную гиперплоскость. ***Что я и доказал с присущим мне остроумием. ***Вот ось. Назовем ее ?, для простоты... ***Возьмем ? > 0. Нет, не будем брать ? > 0. Зачем? Ведь жизнь не только из ? > 0 состоит. ***Вы увидите, что вы родились с мерой Жордана, и первым словом, что вы сказали, было слово «мама», а вторым — «мера Жордана». ***Что больше — дельта большое или дельта маленькое? ***Сейчас вылезут пипополамы. ***Этот метод называется методом «тыка», или, по-научному, — «метод Монте-Карло». ***Таким образом математика из науки чисто теоретической стала наукой экспериментальной. ***Эти вычисления я проведу в уме, так что вам несложно будет их проверить. ***И учтите: это не какая-нибудь ерундовина, это самая могучая теорема анализа! ***Так как ? — произвольное, то его можно стереть. ***Вместо того, чтобы думать, интегрируема функция или нет, надо просто взять ее и проинтегрировать. ***Когда говорят, что z2 + 1 = 0 не имеет действительных решений, то это чудовищное преувеличение! ***Чтобы не забыть, я хочу сразу пожелать вам успеха на контрольной. ***Нам заданы три параметра: объемище, объем и объемчик. ***Если мы будем задавать что-нибудь совсем по-бестолковому, то это будет ни на что не похоже. ***Дайте-ка я покрупнее нарисую бесконечно малые треугольники. ***...Подтасовка — плод деятельности поколения математиков. ***Вот уже пять минут я ничего не говорю, а вы все пишете и пишете... ***Ради этой книжки каждый уважающий себя студент должен продать пиджак. ***Возьмем произвольное число n... Нет, мало — m! ***Представьте, что я центр мира, а от меня расходятся векторы. ***Теорема не предвещала ничего опасного, она, казалось, утверждала, что жизнь прекрасна. ***Полное имя этого объекта есть «полный дифференциал». Мы будем называть его уменьшительно, ласково, «дифференциалом». ***2 + 3 будет 6, извините, 5, я немного забежал вперед. ***Извините, я ошибся. Сотрите там у себя... ***Эллипс нужно рисовать, взяв треугольную ниточку. ***— Область — это очень хорошо. Знаете, почему математики так любят работать с областями? Это здорово. Я сейчас объясню. Область — это... Голос с места: — Связное открытое множество! —Верно. ***Если я бьюсь головой о стенку, то всегда есть некоторая вероятность, что я попаду в соседнюю аудиторию не сломав стенки. ***Я сейчас или соображу или подсмотрю... Нет, кажется я соображаю. ***Забудьте это еще раз и навсегда! ***Будем менять знак от минус бесконечности до плюс бесконечности. ***Вот. Неравенство треугольника. Треугольник — это не фамилия. ***У нас такой зарок: в одну лекцию больше трех звездочек не вводить! ***Вы меня извините, что я иногда пишу слева направо... ***Эта функция интересна тем, что ее производная равна самой себе. ***Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать. ***Легко убедиться, что эта функция бесконечно дифференцируема. Сейчас мы продифференцируем один раз, а дома вы закончите... Примечания:1 Иногда аналогичную историю рассказывают про Жана Шарля Франсуа Штурма. 7 Характерно высказывание Ландау: «Математика безгранична. И ею овладеть так же "просто", как теоретической физикой — невозможно». 8 Бедняга перепутала Лебега (интегралы Лебега) с латинским названием прострела (люмбаго). 9 Добавлю, что в моей практике был случай, когда студент в аналогичной ситуации называл однополостный гиперболоид ОДНОПОЛЫМ гиперболоидом. 10 МАТИ — Московский авиационно-технологический институт. Ныне Московский государственный авиационный технологический университет. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|