|
Повести о прозе. Размышления и разборы
Виктор Борисович Шкловский;
- Часть первая, рассказывающая главным образом о Западной прозе
- На пути к созданию характера как нового единства
- О новелле
- Несколько эмпирических замечаний о способах соединения новелл
- О разных смыслах понятия «характер» в применении к произведениям литератур разных эпох
- Об истинном единстве художественных произведений вообще и о единстве «Декамерона»
- Что случилось после чумы 1348 года?
- О трех новеллах
- Новое и старое в «Декамероне»
- Новеллы, связанные с положением гуманиста в обществе, и новеллы, исследующие новое отношение к старому при помощи переосмысливания бытующих метафор
- Об обновлении старого, о том, как положения, включенные в новые сцепления, приобретают, как слова в новых предложениях, иное значение
- Новый хозяин подносит вино ко рту
- О риторике еще несколько слов
- О старости вообще и о том, как писатель Джованни Боккаччо почувствовал себя стариком
- Рождение нового романа
- Начало разговора о романе «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
- Сюжет романа «Дон Кихот» и характер Дон Кихота
- О повторении старых форм
- Об удивлении
- Английский классический роман
- О том, как Филдинг применил для благополучной развязки своего романа узнавание. Чем отличается это узнавание от узнавания античной драматургии
- Конфликты у Филдинга
- О занимательности докучных сказок
- Битва с белым медведем. Стерн и Вольтер
- Стерн и Локк, или остроумие и рассудительность
- О скромности
- О позах и жестах
- Слуга вытесняет хозяина
- Несколько слов о делении романов на главы
- Время в романе
- Клетка Стерна
- Мистер Пиквик и роман Сервантеса
- Узнавание у Диккенса
- Блестящие глаза детей и блеск глаз мистера Дика
- Приключения, узнавания, ужасы, тайны
- Обновление «романа тайн»
- «Крошка Доррит» как образец «романов тайн»
- Опись тайн романа
- Риго Бландуа, как герой обрамляющей новеллы и как антагонист Кленнэма. Замечание о неудаче обрамляющей новеллы
- Тайна Мердла
- Развязки романов
- Стилистика удивления
- О пейзаже снова
- Ощущение неустроенности мира у Диккенса
- Заключение первой части
- Часть вторая, рассказывающая о русской прозе
- О русском романе и повести
- Пушкин
- О сюжете Пушкина
- «Арион» — певец, спасенный песней
- Роман «Евгений Онегин» и другие произведения со многими подробностями, как бы не относящимися к жизни основных героев
- «Путешествие в Арзрум» как преодоление очерка-путешествия
- О времени в художественном произведении и о методе выбора деталей
- Метод описания в «Капитанской дочке»
- Язык мечты и желания
- О прототипах
- Екатерина как деталь Царскосельского ландшафта
- Мужичья рука, которую целуют
- Н. В. Гоголь
- Пушкин и Гоголь
- «Невский проспект»
- Путь к простому. «Записки сумасшедшего»
- «Шинель»
- Песня и повесть, смена ее вариантов
- Ситуация, коллизия «Ревизора»
- Ситуация, коллизия и развязка
- Мертвые души — сюжет
- В поэме Гоголь отвергает поэтику семейного романа
- Гоголевское определение жанра
- Поэма и песня
- Жанры и разрешения конфликтов
- И. А. Гончаров, автор «Фрегата „Паллада“
- Ф. М. Достоевский
- О «Бедных людях»
- Великое ожидание
- Через цепной мост
- Новое художественное единство
- «Записки из мертвого дома»
- «Преступление и наказание»
- Л. Н. Толстой
- О жанре
- О характере как об основе новой русской прозы
- «История вчерашнего дня» в общем ходе трудовых дней писателя Толстого
- Сюжет и анализ
- Роман-поэма и роман-похождение
- Законы человеческого сознания, его обусловленность в «Войне и мире»
- Исторический анализ и выбор героев
- Работа над сценой убийства Верещагина
- Огонь издали и вблизи
- О том, как Ростовы ряжеными катались на тройках зимой
- Обновление понятия
- О вдохновении
- Несколько слов о фабуле
- Анна, Наташа, Катюша
- О характере ви?дения и о строении глав
- Многократность описаний в романе «Воскресение». Разговор о реализме
- Анализ в реалистическом описании
- Люди в старом узнают новое — истинное
- Стилевое разнообразие контактов с миром
- Поздний Толстой
- О «Хаджи-Мурате»
- Отражение нового и законы наследования в искусстве
- Петербург-Петроград становится Ленинградом
- О Маяковском
- О Горьком и о будущем искусстве
- Несколько слов об искусстве Советского Союза и об искусстве Запада тридцатых годов
- Хемингуэй в его поисках от юности до старости и смерти
- О казачестве и о крестьянстве
- История, документ и биография
- Григории Мелехов и Аксинья
|
|