• Афродита
  • Остров любви
  • На пляже
  • Мальчики и девочки
  • Между Западом и Востоком
  • Любовь и секс

    «Оброненный в море лист золотисто-изумрудный» – это из народной песни киприотов. «Капелька крови на лике планеты» – это из стихов знаменитого поэта Тевкроса Антиаса. «Приезжайте сюда со своими любимыми. Здесь вы узнаете, каким пышным цветом может расцветать любовь» – это из современного туристического путеводителя.

    В аэропорту Ларнака, едва сойдя с трапа, я вижу бил-борд: над двумя обнявшимися влюбленными сияют огромные буквы:

    «Кипр – остров любви!»

    А каким же еще ему быть, если именно на его берег вышла из моря прекрасная Афродита.

    Афродита

    Она родилась из пены морской и на раковине доплыла до острова Кипр. Высокая, стройная, прекрасная. Вот она стоит, обнаженная, на раковине – само целомудрие и беззащитность. Руками стыдливо прикрывает то, что должно быть сокрыто от посторонних глаз.

    Пышные волосы мягко ниспадают на ее нежные плечи. А вокруг оры, хариты – божества, олицетворяющие веселье и радость. Они, разумеется, никак не могут позволить Афродите ходить по острову в чем мать родила. Поэтому, кружась, несут ей золотые одежды, украшения и ведут на Олимп к богам.

    Так говорят легенды. Такой увидел богиню любви великий Ботичелли. Так он изобразил ее в XV веке на своей знаменитой картине «Рождение Венеры» (это римский вариант имени Афродита).

    На других картинах Афродита еще прекрасней, еще притягательней. Она источает мощные волны любви, и это чувствуют не только люди. Во время прогулок над ней летают голуби и воробьи. Ей не страшны самые свирепые звери: львы и пантеры, барсы и медведи кротко ластятся к ее рукам. Там, где она идет в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, там ярче светит солнце, пышнее растут цветы.

    По одной из легенд, ее возлюбленный Адонис погиб на охоте, где на него набросился вепрь. Из капель его крови расцвели розы. А слезы неутешной Афродиты превратились в прелестные анемоны.

    Богиня плодородия, вечной весны и жизни, она владеет мощной способностью вселять любовь и щедро делится этой силой с другими. Она внушает любовные чувства Парису и Елене и бдительно оберегает крепость их союза. Поэтому Афродита еще и богиня брака. По легенде, сила ее прельстительности заключена в волшебном поясе, с которым она никогда не расстается. И, конечно же, она никогда не использует эту силу в каких-нибудь, прости господи, аморальных целях. Гм, да…

    Тут бы и надо остановиться. Но, как известно, история неумолима, даже если это история мифов. А мифология, что называется, «срывает покровы» с идеального образа Афродиты. И выясняется, что не так уж безгрешна прелестная богиня. Точнее, если говорить прямо, то была она большой греховодницей. И поясом своим, повергающим всех богов к ее ногам, пользовалась довольно часто.

    По какой-то неизвестной причине она вышла замуж не за одного из ее прекрасных поклонников, а за немолодого, хромого бога кузнечных дел Гефеста, покровителя кузнецов. Один миф утверждает, что так повелел ее отец, верховный бог Зевс, по-другому – она сама сделала такой выбор, чтобы легче было изменять мужу-простофиле. И изменяла она ему, как говорится, направо и налево. Гермес, Арес, Дионис, Адонис, Анхис – кто только не перебывал в ее сладостных объятьях.

    Между прочим, Гефест оказался не таким уж простофилей. И если верить Гомеру и его «Одиссее», то муженек, мастер кузнечных дел, однажды весьма успешно применил свое искусство для наказания Афродиты. Застав ее, спящую рядом с богом Аресом, он заковал обоих в тонкую бронзовую сеть, и те, проснувшись, не смогли из нее выбраться.

    Легенда о возвышенной, идеальной любви, которую вселяла в людей богиня, опровергается мифами о ее грубой чувственности. В этих мифах она называется Poarne («похотливая»); Castinia («богиня бесстыдных совокуплений»); Melanis («богиня черной ночи»).

    По обычаям Древней Греции, чтобы умилостивить Афродиту, ей дарили молодых девушек. В культе богини любви совокупление почиталось как священнодействие. Поэтому в храме Афродиты девушки садились вдоль стен святилища и ждали, как награды, когда их выберут мужчины. Вошедший в храм бросал на колени приглянувшейся девы серебряную монету. Избранница шла за ним в один из залов для сексуального слияния. Совершив это священное соитие, оба участника посвящали его Афродите и взамен ожидали богатого урожая и всеобщего благополучия.

    …В Музее национального искусства я увидела странную фигурку: треугольная голова, несимметричные груди, в общем, нечто довольно уродливое. Внизу была надпись: «Богиня Афродита». Экскурсовод что-то долго объяснял о традиции древних делать такие странные изображения богов. Я, однако, начитавшись легенд об Афродите, подумала, что у автора, похоже, была четкая идея: низвести образ богини с символа возвышенной любви до уродства чувственной страсти и бесстыдства.

    Какая из двух интерпретаций более достоверна? Об этом, очевидно, смешно говорить, когда речь идет о мифах. Но мне показалось, что на Кипре имеют право на существование обе Афродиты – и та, что олицетворяет «высокую любовь», и та, что призывает к страстной чувственности.

    Остров любви

    История – уже настоящая, а не мифологическая – показывает, что на Кипре и впрямь происходили замечательные любовные приключения. Римский император Марк Антоний преподнес своей возлюбленной, египетской царице Клеопатре, этот остров в подарок. Как знак преданности и любви.

    Почти через двести лет английский король Ричард Львиное Сердце завоевал остров Афродиты в честь своей невесты, принцессы Беренгарии Наваррской. Вообще-то у короля невеста уже была – Алиса, сестра французского короля Филиппа Августа. Династический брак мог бы разрешить некоторые дипломатические проблемы между двумя государствами. Однако Ричард со свадьбой не спешил. Он был полон военных планов, собирался покорить Сицилию.

    На ста пятидесяти кораблях он высадился в Мессине, сицилийском порту. И вдруг. увидел прелестную Беренгарию. Он влюбился в нее с первого взгляда и тут же предложил руку и сердце. Получив согласие, он, обуреваемый страстью, потребовал, чтобы венчание произошло немедленно. События, однако, развивались неожиданно и драматично.

    Когда войско Ричарда вышло в море, начался сильнейший шторм, и корабль, на котором плыли его невеста и сестра Джоанна, исчез из поля зрения. Король в отчаянии вглядывался в пучину, ожидая худшего. Но через два дня стало известно, что корабль с принцессой цел и причалил у Кипра.

    Ричард бросил свое войско к острову, но тут обнаружил, что обе женщины находятся в плену. Наместник византийского императора, владевшего Кипром, не захотел отдавать пленниц. Тогда войска английского короля вошли в кипрскую гавань Лимассол и штурмом взяли город. Через пять дней на покоренном Кипре жених и невеста отпраздновали свадьбу в капелле Святого Георгия. О ее пышности говорят вот уже девять столетий, передавая от поколения к поколению восхищение щедростью Ричарда Львиное Сердце. Празднество длилось несколько дней, и все это время вино лилось рекой.

    Не менее романтична история короля Кипра Джакоба II де Лузиньяка и юной римлянки Катарины Корнаро.

    Ей было всего четырнадцать, когда молодой Джакоб увидел ее, нет, не воочию – на портрете. Сама девица училась в это время в монастырской школе в Падуе, а ее дядя служил при королевском дворе Кипра. Девочка была очень хороша собой. И дядя решил схитрить: якобы случайно он обронил миниатюру с ее портретом перед молодым королем в его дворце. Расчет был верен: Джакоб не мог отвести глаз от прелестного лица. И даже еще не познакомившись лично, передал через дядю, что хочет сделать ее королевой.

    Интуиция короля не подвела: Катарина оказалась не только красавицей, но и человеком глубокого ума и сильного характера. Ей довелось многое пережить: смерть мужа, смерть маленького наследника, вынужденное отречение от престола. Она все выдержала и продолжала оставаться такой же сильной личностью и такой же очаровательной женщиной. Когда изгнанная с Кипра Катарина сошла на землю Венеции, она была в глубоком трауре. Но черное бархатное платье оттеняло благородную бледность ее лица, и соотечественники были потрясены ее красотой.

    Видно, кто любил на острове Афродиты, тот несет в себе красоту этой любви до самого конца.

    …Ну и, наконец, еще одна история любви. На этот раз хорошо нам знакомая. Отелло и Дездемона, помните? Конечно, бешеная ревность, конечно, безумное убийство. Но ведь и ревность, и безумие – от чего это? Да, конечно, от огромной, всепоглощающей, отнимающей разум любви. А произошло-то это все где?

    В начале XVI века некий Христофор Маро, венецианский мавр, командовал войсками на Кипре. Он влюбился в прекрасную киприотку, женился на ней. А потом, приревновав, задушил в постели. Узнаете? Эта трагедия разыгралась в замке Кастелло, на севере Кипра. История распространилась по всему миру и легла в основу известной драмы великого Шекспира.

    А последнюю историю я вычитала недавно на сайте «Кипр. Туризм». Она совсем короткая, привожу ее целиком:

    «Мы, Катя и Глеб, познакомились на Кипре четыре года назад. Жили мы в разных городах – Омске и Владимире. Год переписывались. А потом опять поехали на Кипр и там поженились. В этом году мы приехали сюда уже втроем: Катя, Глеб и двухлетний Максик. Мы все трое очень любим друг друга. Спасибо тебе, Кипр!»

    Это все, что касается «высокой любви» на острове Афродиты. Но, если вы помните, была у богини и другая ипостась – любовь чувственная.

    На пляже

    Иду по берегу в отличном настроении. Под ногами нежный песок, над головой приветливое солнце, сбоку плещет тихая волна. Иду и улыбаюсь. Вдруг мне показалось, что рядом со мной идет кто-то еще. Обернулась – молодой человек. Он поклонился, спрашивает:

    – Can I help you? (Могу я вам чем-нибудь помочь?)

    Я пожала плечами: в руках у меня легкая сумка, я не заблудилась. Чем мне можно помочь?

    – Нет, – отвечаю, – спасибо, помощь мне не нужна. Иду дальше. Парень идет рядом. И опять спрашивает, не может ли он мне помочь. Я остановилась, посмотрела на него внимательней. Белая рубашка, белые брюки. Красивое, даже, пожалуй, смазливое лицо. С милой улыбкой он опять спрашивает:

    – Can I help you?

    «Похоже, что он знает только одну фразу по-английски», – подумала я, пытаясь все-таки понять, чего ему от меня надо. И тут он произнес еще три слова:

    – I love you.

    Что-о-о? Парень годится мне в поздние сыновья. Тут до меня доходит смысл происходящего, и я свирепею: «Убирайся! Убирайся немедленно!» – ору я на весь пляж.

    Он, все так же улыбаясь, делает полупоклон и неспешно уходит. Когда я рассказываю об этой истории молодой русской женщине Ирине, давно живущей на Кипре, она начинает весело смеяться.

    – Так это же бизнес, – объясняет она. – Сюда часто приезжают богатые туристки, правда, больше из Англии и США, ищут сексуальные услуги. Этот парень может работать где-нибудь в банке, или в парикмахерской, или в лавочке. Сегодня у него выходной, и он вышел подработать.

    Ирина говорит, что если она идет вдоль пляжа одна, к ней обязательно обратятся двое-трое мужчин с предложением вместе провести вечер. Но это уже не с целью заработать, а просто чтобы приятно (очень приятно!) провести время.

    Некая незнакомка, под ником Ленинградка, в своем интернет-блоге так описывает этот пляжный обычай:

    «…Когда в первый вечер своего пребывания на острове я прошлась по Пальмовой аллее, у меня создалось впечатление, что я нахожусь на празднике обезумевшего автомобилиста. Машины гудели, мигали и рычали мне со всех сторон проезжей части. Причем действовали все водители одинаково: вначале резкое торможение, потом призывный гудок, напоминающий лосиный стон в период брачного гона, а затем набор стандартных фраз на исковерканном русском языке: «Привет, как тебя зовут?» и, не дожидаясь ответа: «Давай, иди сюда». Я боролась с этим по-разному: вежливо отказывала и грубо посылала, стала надевать длинные юбки и скромные блузки. Но в конце концов поняла: чтобы умерить бурную реакцию автомобилистов, в моем гардеробе не хватало только одного: тяжелой спортивной биты для игры под названием «Заставь машину замолчать»».

    Вниманием молодую Ленинградку не обделяли мужчины и вне пляжа:

    «Выйдя однажды на балкон, я приметила одного мотоциклиста, который нарезaл круги вокруг гостиницы. Вначале я подумала, что такие маневры связаны с особенностями дорожных правил левостороннего движения. Я насчитала пятнадцать кругов, что он сделал с перерывом в несколько минут. Вначале он просто ездил, потом ездил и улыбался, потом ездил, улыбался, жестикулировал, потом. потом у меня закружилась голова. Я ушла в номер, испугавшись, что своим скромным присутствием на балконе создам ДТП местного масштаба и меня упекут за решетку».

    Впрочем, Ленинградка не скрывает, что она не осталась совсем уж равнодушной к этим сексуальным призывам:

    «Такие лучи всепоглощающих мужских желаний преследуют женщин повсюду: у стойки бара, за столиком напротив и в окнах дома на соседней улице. Иногда мне казалось, что, когда я прогуливаюсь по асфальту, то даже он шипит от возбуждения… Эти взгляды, словно крем для загара, размягчают женские тела, готовые к новой порции мужских ультрафиолетовых излучений.

    Вначале это раздражало, но потом мне пришлось смириться и не отвергать мужские ухаживания. В общем, отдых на Кипре позволяет женщине не только с пользой управлять мужскими желаниями, но и с удовольствием им отдаваться».

    Каким именно удовольствиям предавалась на пляже остроумная Ленинградка, она, правда, не пишет. Может быть, и не таким грубо-чувственным, которые поощряла Афродита в своей ипостаси Castinia (богиня бесстыдства). А вот другая блогерша, под ником Снежок, пишет более откровенно: «Прошло уже две недели, как я вернулась с Кипра, а все еще не отойду от этого кайфа. Ночные купания, ужин со свечами, ночные катания по диким горам. И главное – сумасшедший секс, секс, секс.»


    Несмотря на прохладный псевдоним, Снежок, похоже, понимает толк в пылкой страсти.

    Таких посланий в Интернете множество. Правда, я обратила внимание, что почти все они от женщин. Я все-таки нашла одно, под мужественным ником Барс, но. впрочем, прежде я его процитирую:

    «Это было какое-то сумасшествие. Все дни и ночи подряд, как только мы оказывались в номере, бросались друг на друга. Мы просто сгорали от желания. Иногда, даже не успев добраться до кровати, занимались сексом в ванной, на полу, даже на балконе, где рисковали, что нас увидят. Это было потрясающе. Никогда раньше не испытывал я такого кайфа».

    Я было порадовалась, что не только мужчины, но и женщины-киприотки умеют возбуждать такие бурные желания. Но тут меня ждало разочарование: оказывается, партнершей Барса была его соотечественница, девушка из Ростова.

    Отсутствие впечатлений иностранцев-мужчин от секса с киприотками, конечно, не случайно. Да и мужчины-киприоты, как вы понимаете, далеко не все проводят время на море в ожидании заработка от секс-услуг или просто чувственных наслаждений. Сексуальная жизнь внутри самого Кипра отличается – и очень сильно отличается! – от жизни на пляже.

    Мальчики и девочки

    Казалось бы, на острове, где царит культ Афродиты, то есть любви, хоть высокой (романтической), хоть низкой (чувственной), в сексе должны быть искушены все. Так ли это? Мне, человеку со стороны, судить, конечно, не дано. Поэтому я обращаюсь к эксперту – президенту Кипрской ассоциации семейного планирования, доктору Деспо Хаджилоизу. Ассоциация занимается проблемами сексуального просвещения. По ее заказу социологи недавно провели исследование сексуального поведения подростков от 15 до 18 лет. О результатах этого исследования мы и говорим с Деспо.

    – Кипрское общество в отношении норм сексуального поведения чрезвычайно консервативно, – рассказывает она. – Это удивительно на фоне тех социокультурных изменений, которые произошли в последние три десятилетия. Общеевропейские нормы пришли сюда с изменением образа жизни – например, по обеспеченности автомашинами Кипр занимает первое место в Европе. Но сравнительно мало затронули нормы в отношениях мужчины и женщины.

    – Почему?

    – Тут несколько причин. Одна из них – религиозность. Большинство киприотов считает себя людьми верующими. И представления о «правильном» поведении часто формируются под влиянием церкви. Вторая причина – семья. На Кипре большую роль играет такая ценность, как Честь семьи. Именно так, с большой буквы. Это значит, что детям, даже если это вполне взрослые люди, предписано соответствовать традиционным нормам поведения их родителей. А нормы эти, естественно, консервативны. У нас до недавнего времени почиталось за неприличие даже само исследование норм сексуального поведения. Так что наше исследование – первое, или, по крайней мере, одно из первых.

    – И какие тенденции оно выявило?

    – Главная из них – разные нормы поведения для юношей и для девушек. Первым дозволяется до брака полная свобода – выбор партнерши, степень близости и другие. Никто не осудит мужчину за то, что он вступил в связь, и не одну, до свадьбы. Но на молодую женщину будут смотреть с большим осуждением. Это если речь идет о крупном городе. А если о селе, то там согрешившая девочка и вовсе может стать позором для своей родни. Ей не простят, что она запятнала Честь семьи.

    …Я вспомнила, как однажды беседовала с 40-летней матерью двоих детей, 16-летнего сына и 17-летней дочери:

    – Андреас у меня большой распутник. То с одной девочкой спит, то с другой, – говорила она со смехом, вроде бы осуждая, но в то же время как бы и слегка гордясь сыном-молодцом.

    Потом моя собеседница вдруг посерьезнела, на лице появилась большая озабоченность.

    – А за Микаэлу я очень тревожусь. Девочка она симпатичная, боюсь, как бы ее кто не соблазнил. Замуж ей еще рано, но, знаете, молодая кровь играет, не дай бог сойдется с кем-нибудь до брака, стыда не оберешься.

    – Вот-вот, – подхватывает доктор Хаджилоизу, – это и наши исследования показывают: этические нормы для обоих полов резко различаются.

    – Ну, в той или иной степени эти различия наблюдаются почти в любом обществе, – говорю я.

    – Так ведь тут дело именно в степени различия. Вот только один пример. В развитых странах ответственность за беременность лежит в основном на мужчине. Это он применяет контрацептивы или как-то по-другому предохраняет женщину, если оба они не хотят ребенка. У нас, как показали исследования, за последствия сексуальных отношений отвечает женщина, и только она. И еще: мы выясняли, считают ли мужчины и женщины, что они должны удовлетворять желания своих партнеров. На этот вопрос большинство мужчин ответило: «Нет, я ничего не должен», а большинство женщин: «Да, я знаю, конечно, что я должна его удовлетворять».

    – А не выявило ли исследование каких-то особенностей, характерных для обоих полов этого поколения?

    – Да, есть, конечно, и общие черты поведения. И те и другие, например, не любят делиться с родителями проблемами своих интимных отношений. Девочки боятся гнева родителей, если те узнают, что у них появился бойфренд. Впрочем, иногда все-таки они рассказывают об этом матери. Мальчики же стесняются делиться своим сексуальным опытом и с матерью, и с отцом. И те и другие предпочитают получать весьма сомнительные знания у своих друзей. Или вообще их не получать. Вот почему и мальчики и девочки совершенно невежественны в вопросах интимных отношений.

    Этот пробел в сексуальном просвещении и пытается заполнить Кипрская ассоциация семейного планирования. Ее сотрудники читают лекции в школах и колледжах. Темы самые разные – от особенностей изменения организма подростка до современных способов контрацепции. В консультации, созданной при Ассоциации, всегда много народу. Здесь принимают гинекологи, психологи, психотерапевты. Им приходится отвечать на десятки разных вопросов. Деспо показывает мне медицинские карты некоторых своих клиентов (не раскрывая, разумеется, их фамилий).

    – Самых частых вопросов два, – говорит Деспо. – «Доктор, как узнать, не беременна ли я?» и «Как мне предохраниться от беременности?» Ответ на второй вопрос не всегда прост. Я, например, советую девочке: «Твой бойфренд должен всегда иметь при себе презерватив». А она в ответ: «Но он не хочет им пользоваться. Он говорит, что это не его забота, а моя». И вот я долго беседую с этой девочкой, потом приглашаю ее парня. Объясняю обоим, как может повлиять на здоровье девочки аборт, если она все-таки забеременеет, но не захочет рожать. Рассказываю, какие есть способы предотвращения беременности. Иногда удается убедить, но не всегда.

    Между Западом и Востоком

    И все-таки новые тенденции в сексуальных отношениях у киприотов, конечно, есть. Я узнаю об этом из очень интересной работы видного кипрского социолога Марии Вассилиаду «Женщины-киприотки и другие».

    По мнению исследователя, на сексуальное поведение киприоток сегодня оказывают большое влияние «другие». Это так называемые «артистки», то есть женщины, приезжающие на Кипр из Восточной Европы и работающие в кабаре. Кроме выступлений в шоу, они часто еще прирабатывают сексуальными услугами. Чаще всего это обычная проституция – интимные услуги за деньги. Но бывает, что девушка искренне влюбится в местного парня и вполне бескорыстно затеет с ним любовную связь.

    По мнению респонденток доктора Вассилиаду, опасны оба случая. В первом мужчина ощущает себя свободным от постоянной привязанности к одной женщине – жене или подруге: он может, не напрягаясь, просто заплатить за «любовь». Во втором – муж (обычно это происходит именно с женатыми) погружается в море наслаждений, которые может дать искушенная в сексе, свободная от «предрассудков» европейская женщина. А открыв для себя этот новый мир, мужчина часто просто уходит от жены, то есть разрушает семью. Явление это приобрело настолько широкий масштаб, что группа оставленных жен обратилась в иммиграционную службу с требованием выдворить «артисток» из страны. Чиновник офиса объяснил, что по закону он не имеет права это сделать. Но заметил, что вполне разделяет возмущение обиженных женщин.

    Разумеется, далеко не все «артистки» действительно занимаются проституцией. И, уж конечно, те сотни студенток, сотрудниц банков и офисов, молодых ученых из Европы, которые работают и учатся на Кипре, далеки от «вольного» поведения. Тем не менее подозрительность распространяется и на них. «И не потому, – пишет Мария Вассилиаду, – что они готовы действительно уводить мужей из семей, а потому что они являют собой весьма опасную модель для подражания».

    Эту проблему социолог называет «конфликтом между Западом и Востоком», который касается большинства киприоток. В двух словах конфликт выглядит так. С одной стороны, мужчин привлекают европейские женщины яркие, привлекательные, не связанные местным кодексом сексуального поведения. Они свободно кокетничают с мужчинами, ярко одеваются, они с удовольствием курят и пьют вино. С другой стороны, когда дело доходит до матримониальных решений, те же мужчины хотят видеть в своей спутнице женщину скромную, неискушенную, непьющую, некурящую и в одежде незаметную. Таким образом, современная киприотка получает как бы двойное послание от мужчины: он хочет, чтобы она несла в себе одновременно черты и женщины Запада, и женщины Востока. Вот как об этом рассказывала социологу одна из ее респонденток:

    – Мои знакомые мужчины много раз говорили мне, что они предпочитают современных женщин – свободных, незакомплексованных. Именно такие вызывают у них восхищение, возбуждают их желания. И, наверное, это правда. Однако правда не вся. Когда влюбленный мужчина задумывается о женитьбе, он начинает принимать в расчет совсем другое: почему у тебя такая короткая юбка, с кем ты спала до меня, куришь ли ты, любишь ли ты выпить? То есть, с одной стороны, они хотели бы, чтобы мы вели себя подобно европеянкам, а с другой – они хотят видеть в нас женщин Востока. С одной стороны, им нравятся длинноногие, красивые соблазнительницы. С другой, они не хотели бы, чтобы мы походили на них, потому что «они по своей природе шлюхи».


    Словом, любовные страсти, споры и конфликты на острове Афродиты продолжаются.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх