|
||||
|
59 МОДЕРНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ Слово модернизация французского происхождения: moderne – «новейший», «современный». В культурологии под модернизацией культуры понимается процесс культурных изменений инновационного характера. Модернизации противостоят обратные тенденции – консервации, традиционности (или традиционализма). В любой культуре присутствуют два этих начала, однако в различных конкретно—исторических условиях они проявляются по—разному. Процесс модернизации культуры может иметь узкий смысл: обозначать уже не изменения, происходящие в любую эпоху, а только те изменения, которые происходят в культурной жизни людей на современном этапе. В этом случае модернизация культуры понимается как процесс приведения того или иного социального образования в соответствии с современными, действующими ныне представлениями о формах и методах культурной практики. Термин «модернизация» напрямую связан с теориями модернизации, которые составляют влиятельное направление еще более общей теории развития. В рамках теорий модернизации в качестве основного механизма социального развития рассматривается процесс «осовременивания» социокультурной жизни. Важным моментом этого процесса считается изменение общественных структур – экономических, социальных, политических (в процессе индустриализации, урбанизации, рационализации, демократизации и др.). Теории модернизации использовались применительно к традиционным обществам, которым предстояло приблизиться в экономическом и технологическом отношении к состоянию передовых индустриальных обществ. Эти теории исходили из приоритетности капиталистической социально—экономической модели и западной рационально—индивидуалистической культуры. Они представлялись некоей универсальной моделью, к которой надлежало стремиться всему человечеству. Но передача традиционным странам современных технологий, финансовых инвестиций не вела к положительному результату – не приближала их к числу передовых, а, напротив, вела к социальной напряженности и дестабилизации. Тогда появились теории «запаздывающих», «тупиковых», «фрагментарных», «неправильных» модернизаций и пр. В более поздних концепциях модернизации акцент делался уже на исследовании возможностей традиционных обществ «осовремениваться» на собственной основе, вне экономического контекста. Особый интерес стали представлять социокультурные и политические факторы их развития. В культурологии теория модернизации связывается прежде всего с именем американского политолога С.Хантингтона, внесшего большой вклад в исследование цивилизационных процессов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|