22 КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Научное направление, возникшее в XIX в., изучающее человека как субъект культуры, получило название культурной антропологии.

К этому времени был преодолен европоцентристский взгляд как определяющий в культурном развитии человечества, были открыты новые культурные миры, которые европейцам никогда не были ведомы либо были давно известны из древних мифов, сказаний, фольклора.

Культурный мир распался на множество различных культур. Исследование новых культурных феноменов требовало их описания, систематизации и сравнительного анализа. По сути это было изучение человека в аспекте выражения его сложной природы и внутреннего мира в фактах культурной деятельности. Описание ритуалов, обычаев, многообразных религиозных культов, быта, фольклора; изучение социальных структур, семейной организации и иного стало превалировать над умозрительными конструкциями.

Возник антропологический подход в изучении культуры, на основе которого появился ряд частных наук о человеке (этнология, этнография, лингвистика, палеоантропология, культурная экология, структурная антропология, социальная антропология и др.).

Первым значительным научным направлением в культурной антропологии был классический эволюционизм (по Э. Тейлору, Г. Спенсеру, Ф. Фрезеру, Л. Моргану и др.), внесший большой вклад в изучение эволюционного развития культуры и общества.

Значительным в культурной антропологии стал диффузионизм (по Ф. Ратцелю, Л. Фробениусу, У. Риверсу и др.), предметом интереса которого стали проблемы специфики распространения культуры, перемещения тех или иных культурных элементов от одного народа к другому.

Сторонники диффунионизма придавали особое значение миграции культуры, происходящей в результате торговых контактов между странами, переселения народов, колонизации.

Большое значение в исследовании сущности культурной жизни имел функционализм (по Б. Малиновскому, А. Радклиффу—Брауну и др.), в рамках которого культура стала рассматриваться как система, в которой каждые ее части выполняют определенные функции.

В XX в. получает развитие структурная антропология (по К. Леви—Стросу), в которой культура рассматривается как система устойчивых структур, выраженных различными знаковыми средствами и закрепляющих устойчивые ментальные и иные характеристики социальной жизни.

Культурная антропология обращается к исследованию устойчивых культур (прежде всего традиционных).

Это позволяет четко установить их границы, провести кодификацию функциональных отношений.

Но анализ устойчивых структур не в состоянии учитывать динамику культурной эволюции.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх