|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России 1. Культура древних славян Славяне – часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах. Например, в Библии говорится о трех сыновьях Ноя, и от одного из них, Иофета, и произошли славяне. Библейская версия происхождения славян не единственная, существует еще ряд версий, а споры по этому вопросу ведутся и по сей день. Одним из наиболее значимых источников сведений о славянских племенах II–I тыс. до н. э. считается Велесова книга, посвященная Велесу – богу богатства у древних славян. В 1943 г. во время оккупации Брюсселя немцами она пропала. Но сохранились некоторые записи, скопированные и переведенные писателем Ю. П. Миролюбовым. В книге говорится о Триглаве богов, которому поклонялись древние славяне, состоящем из Сварога, Перуна и Свентовита. Но этот состав не был постоянным. К примеру, в Киеве Триглав был представлен Сварогом, Даждьбогом и Стрибогом, а в Новгороде – Сварогом, Перуном и Белесом (в Велесовой книге – Дид, Дуб и Сноп). В это время у древних славян очень распространен материнский культ (птица-покровительница Руси, славянская мать сыра земля) и культ предков – манизм. Анализируя верования славян, приходим к выводу, что для их мировоззрения был характерен антропотеокосмизм, который проявлялся в том, что у них не было четкого разграничения сфер человеческого, природного и божественного. У древних славян было очень много всевозможных обрядов и обычаев. К примеру, в день весеннего равноденствия проводился обряд похорон Марены, символизирующей победу над зимой (смертью). В день летнего солнцестояния проводился праздник Ивана Купалы (божества солнца). В ночь на 24 июня по старому стилю устраивались обряды с огнем и водой, собиранием трав и цветов, играми, песнями, гаданиями и хороводами, после чего сжигали чучело Купалы в знак того, что он является солнечным божеством. Было распространено у славян и чародейство, т. е. новогоднее гадание на урожай с помощью глубоких сосудов, названных чарами. Археологами было найдено древнеславянское святилище, относящееся ко II–IV вв., алтарь которого был сложен из осколков глиняных чаш. Также были найдены и различные сосуды, предназначавшиеся не только для новогоднего гадания, но и для других обрядов. Любой духовно развитый народ приходит к необходимости в существовании письменности. У древних славян была своя оригинальная письменная система – узелковая письменность. Знаками служили узелки на нитях, а книги представляли собой клубки. На смену узелковой письменности пришло рисуночное пиктографическое письмо. Его можно увидеть в орнаменте ритуальных предметов. Новый виток в истории славян связан с IX в. Именно в это время происходит их воссоединение под княжеской властью в единое молодое государство. Начинается эпоха Киевской Руси с варяжских князей (Рюрика, Синеуса и Трувора) в 862 г. С целью большего укрепления и объединения государства в 988 г. князь Владимир /принял христианство как единую государственную религию Руси. С началом его правления Русь вступает в период своего расцвета и международного признания. Важным культурным этапом на Руси было создание письменности. Это событие связывают с именами двух братьев, Кирилла (827–869) и Мефодия (815–885). Славянская письменность была основана на греческом письме. Существуют документы, подтверждающие, что уже в X в. использовалась кириллица. А с XI в. детей богатых людей стали учить грамоте, стали появляться библиотеки. Первые литературные памятники, написанные восточнославянскими авторами: «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». В XI–XII вв. выделились три основных литературных жанра: 1) летописание – историческое произведение. Летописи делились на общерусские и местные; 2) житие (биографии); 3) слово – и торжественная речь, и военная повесть. 2. Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности Основная идея «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерской лавры Нестором в 1113 г., – единство Руси. В своем произведении Нестор указывает на начавшиеся княжеские усобицы и распри, осуждая их. К началу XII в. существовало огромное число княжеств (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и др.), которые стремились обладать властью на Руси, вели постоянные войны. К началу монголо-татарского нашествия насчитывалось около 50 самостоятельных княжеств. Вот почему период XII–XIII вв. на Руси называют периодом феодальной раздробленности, «погибелью земли Русской». Но несмотря на сложный для Руси период, эта эпоха сопровождалась расцветом культуры и прогрессивным ростом городов. Продолжает бурно развиваться литература. В XI–XII вв. известны имена 39 писцов, из них 15 человек были лицами духовного звания. Как и в Европе, в период средневековья на культуру Руси очень сильно влияла церковь. Вследствие этого наибольшее распространение получила церковная литература. Затруднял развитие литературы на Руси тот факт, что словесность существовала только в рамках рукописной традиции. До XV–XVI вв. продолжали писать на пергаменте, телячьей коже. Для письма использовали гусиные перья и чернила (или киноварь). Такое положение сохранялось до XIX в. Вот почему из-за дороговизны материала писцы всегда пытались сэкономить с помощью почерка и сокращений под титлами. Слова писались без слогораздела. Благодаря своей четкости и торжественности почерк XI–XIII вв. получил название устава. Часто для увеличения скорости письма использовали разновидность устава – полуустав, он появился в XIV в. Появление роскошных книг с киноварными буквами приходится на XI в. В книгах появляются художественные миниатюры. Примером служат две книги: «Остромирово Евангелие» (XI в.) и «Мстиславово Евангелие» (XII в.). Книги имеют очень богатую отделку, их переплет оковывался золотом или серебром, а также украшался драгоценными камнями, золотом и др. Древнерусскую литературу можно поделить на два раздела: 1. Переводная литература, которая считалась частью национальной словесности. В основном это были церковные произведения. 2. Оригинальная литература, написанная восточнославянскими авторами. Помимо трех известных жанров древнерусской литературы (летопись, житие и слово), большой расцвет получили речи, относящиеся к жанру красноречия. В основном речи имели назидательный характер, поэтому их часто называли поучениями. Наиболее известное поучение, дошедшее до нас в составе «Повести временных лет», – это «Поучение Владимира Мономаха». В нем содержатся моральные наставления, завещание, уроки сыновьям на тему управления государством. Также ярким примером этого жанра являются «Поучения архиепископа Луки к братьям» (1058 г.), написанные новгородским епископом Лукой Жидята, и «Поучения к попам» (XIII в.), написанные древнерусским проповедником и писателем Серапионом Владимирским. Главными темами этих произведений являются темы нравственности, духовного очищения и христианского благочестия. Помимо речей (поучений) существовал и другой жанр, который требовал, кроме идейности, и литературного мастерства. Этот жанр получил название торжественного красноречия. Ярким примером его служит написанное киевским митрополитом Илларионом «Слово о законе и благодати». Илларион был известен не только как церковно-политический деятель, но и как блестящий оратор. Свое «Слово» он впервые произнес в 1038 г. на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы у Золотых ворот в Киеве. «Слово о законе и благодати» имеет три части. 1. Вступление, здесь автор противопоставил Новый и Ветхий Заветы. 2. Повествовательная часть, в которой происходит истолкование некоторых библейских сюжетов, автор связывает их с законом и благодатью. 3. Заключение, в котором Илларион восхваляет христианскую религию и князя Владимира, который Русь крестил. В «Слове» Илларион касается вопросов равноправия, независимости русского народа, патриотизма и других тем, связанных со значением Отечества. Как настоящий литературный мастер, Илларион пользуется различными литературными формами и тропами для украшения своей речи. Вот почему «Слово о законе и благодати» есть образец литературного языка, по которому учились писцы XII–XV вв. XII в. – время обострения феодальной раздробленности. Именно в это время появляется наиболее значимое произведение, написанное в Киеве около 1185 г., – «Слово о полку Игореве». Судьба этой рукописи была очень трагичной, в 1812 г. московский пожар на Разгуляв унес великий литературный памятник, а вместе с тем вселил в ученых множество сомнений. Поскольку до наших дней дошла копия рукописи, это дало основание для споров по поводу оригинальности текста в ней. Версии о недостоверности этой копии предлагаются и по сей день. Несмотря на все, «Слово о полку Игореве» остается величайшим произведением древнерусской литературы. Стоит отметить язык, которым написано «Слово». Автор использует различные ритмы в зависимости от описываемого сюжета. Вспомнить хотя бы знаменитейший плач Ярославны. Ритм в нем подобен народному плачу, заставляет читателя дышать учащенно. Другая важная особенность произведения – использование различных метафор: «серым волком по полю кружил, как орел, под облаком парил», «стоном стонет мать-земля сырая» и т. д. «Слово о полку Игореве» – уникальное произведение лиро-эпического жанра, проникнутое любовью к родине, к русскому народу, его истории. «Слово» очень сильно повлияло на последующие поколения, став источником вдохновения не только для литераторов, но и для художников и музыкантов. Не осталось незамеченным в древнерусской литературе и нашествие Батыя. К 1238–1246 гг. относится создание «Слова о погибели Русской земли», также на тему нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем». В целом литература XII–XIII вв. представлена произведениями, основной чертой которых является патриотизм, вера в свой народ. Герои этих произведений всегда наделены чертами высокой нравственности, духовности, церковной прилежности. Большое развитие получило и другое искусство Древней Руси – архитектура. Огромное влияние на архитектуру, как и на литературу, оказывала церковь. Вот почему основными архитектурными памятниками оставались церкви и монастыри. Киево-Печерский монастырь был самым первым на Руси. Его основатели Феодосии и Антоний Печерские. В 1069 г. Антоний Печерский вынужден скрываться в Чернигове, чтобы избежать гнева Изяслава Ярославовича. Там он основал не менее известный Ильинский подземный монастырь. Такие подземные монастыри стали очень распространены на Руси и служили очагами исихии, т. е. безмолвия и отрешенности. В них культурная жизнь была очень развитой, поскольку исключала строгие порядки, а монастырские жители могли заниматься вполне мирскими занятиями. Вот почему именно монастыри долгое время оставались главными центрами духовной культуры, где создавалась большая часть литературных и художественных ценностей. С принятием христианства на Руси связано начало каменного строительства, поскольку на первых этапах строительство велось именно византийскими мастерами. Одна из первых построек – Десятинная церковь Успения Богородицы в Киеве. Только археологические раскопки позволили нам узнать, насколько величественное это было сооружение, как мастерски все было исполнено, поскольку до наших дней церковь не сохранилась, так как была разрушена во время нашествия Батыя в 1240 г. Во времена правления Ярослава Мудрого в 1037 г. был возведен другой великолепный памятник архитектуры, показатель мастерства строителей – Софийский собор в Киеве. Этот собор стал главным церковным и общественным зданием всей Киевской Руси. Софийский собор имел пять нефов (внутренних помещений), тринадцать куполов, был построен из кирпича и камня. В XI в. его украсили, дополнив величественную постройку мозаиками (изображениями из цветных камней) и фресками (живописью по сырой штукатурке красками). В 30-е годы XI в. по приказу Ярослава Мудрого были построены Золотые ворота в Киеве с Надвратной церковью Благовещения, а также монастыри св. Георгия и Ирины. Все эти постройки времен правления Ярослава Мудрого характеризовали Киев как новый центр православного мира. Помимо Киева, строительство велось и в других городах на Руси. Великим памятником архитектуры считается Софийский собор (1045–1050 гг.) в Новгороде. Он был построен во время правления сына Ярослава Мудрого, князя Владимира Ярославовича. Это пятинефный собор, имеющий пять куполов, отличающийся внешней суровостью и отсутствием декора. Был построен из камня, имел шестую громадную лестничную башню. В XI в. были построены храмы в Полоцке, Вышгороде, Чернигове и других городах. В эпоху феодальной раздробленности архитектура не пришла в упадок, а наоборот, произошел ее расцвет. Особо стоит отметить новгородскую и владимирскую архитектуру. Для новгородской архитектуры были характерны такие черты, как строгость форм, простота, симметричность, малый декор. Примером могут служить церковь Спаса на Нередице, возведенная в 1198 г., небольшая церковь Петра и Павла на Синичьей горе, построенная жителями Лукиной улицы в 1185–1192 гг., каменный храм Николы на Липне (1292 г.), Юрьев и Антоньев монастыри. Кроме религиозных зданий в Новгороде, стоит отметить находящийся на высоком кремлевском холме детинец – внутреннее укрепление в городе. Центром торговой жизни новгородцев было Ярославово дворище, а резиденцией князей Городище. Большую культурную ценность имеет зодчество Владимирской Руси. Оно относится к XII–XIII в. Одна из наиболее крупных построек – Успенский собор, построенный при правлении князя Андрея Боголюбского в 1158–1160 гг. Собор был сделан из белого тесаного камня и первоначально имел три нефа, шесть столпов, высота собора 32,3 м. Успенский собор послужил образцом при строительстве многих соборов на Руси. При князе Всеволоде Большое Гнездо в 1194–1197 гг. во Владимире был построен Дмитриевский собор. Он являлся княжеским собором и на первых этапах входил в состав комплекса княжеского дворца. Дмитриевский собор – это одноглавый четырехстолпный храм, имеющий на своем фасаде множество скульптурных украшений. Выдающимся памятником владимиро-суздальской школы является храм Покрова на Нерли (храм Покрова Богородицы), построенный в 1165 г. Этот одноглавый храм отличается удивительной стройностью, он как бы устремлен вверх. Вместе с архитектурой развивалась и живопись. В основном она была представлена двумя направлениями: фресками и иконами. Так как огромное число храмов было разрушено, то до нас дошло очень мало фресок тех времен. Зато сохранились многие иконы. Среди наиболее известных можно отметить икону Апостолов Павла и Петра (XI в.), икону Святого Георгия (ок. 1170 г.), Спас Нерукотворный (XII в.), ставшую главной святыней Московского государства икону Владимирской Богоматери, икону Пророка Ильи и др. В XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, которое терзало государство на протяжении почти 250 лет. После изгнания захватчиков русское государство начинает складываться вокруг Москвы, поэтому период XIV–XVI вв. принято называть Московской Русью. 3. Культура Московской Руси Победа над монголо-татарскими завоевателями знаменует начало подъема русской культуры. Начиная со второй половины XIV в. Москве отдается ведущая роль в русском государстве. Во-первых, это обусловлено тем, что город находится в центре северо-востока страны, сюда стекается огромное количество русских граждан, во-вторых, через Москву проходят выгодные торговые пути, что делает ее центром внешней политики государства. Поэтому именно московские князья стали обретать титул великих князей всея Руси. Огромное значение Москвы для всей Руси сделало ее новым культурным центром. В XV–XVI вв. Русь окончательно избавилась от монголо-татарских захватчиков, полностью сформировалось Русское единое государство. Эти явления заметным образом сказались на культуре. Ведь именно борьба русского народа с иноземцами, новые задачи государства стали основными темами в развитии русской культуры. В частности, такая тематика прослеживается в литературе. Наиболее известными литературными произведениями того времени стали «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIV в.), повествующие о временах монголо-татарского нашествия, восхваляющие мужество и смелость русских воинов-освободителей. Другое литературное произведение, рассказывающее о жизни князя Александра Невского (1221–1263), о Невской битве (1240) и Ледовом побоище (1242), «Житие Александра Невского», является памятником литературы, написанным во славу Русского государства и его народа. Другой победе над Золотой Ордой, на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) посвящено произведение «Задонщина», написанное в конце XIV в. По предположению, автором является Софоний Рязанец. Главная идея произведения – объединение русских земель для совместной борьбы за Русское государство перед лицом иноземных захватчиков. После окончательного объединения русских земель в XV в. происходит и слияние местных культур. Появляется общерусская культура с ее характерными особенностями, сохранившимися в течение многих веков. Особенности нового объединенного государства, его политика описаны в таких произведениях, как «Сказания о князьях Владимирских» и «Сказание о Владимире Мономахе» (XVI в.). В XV в. появился новый литературный жанр – литературные путешествия. Купец Афанасий Никитин описал свое путешествие в Индию (1466–1472 гг.) в записках «Хождение за три моря». Это произведение отличается, многосторонностью. Еще один талантливый автор, русский писатель-публицист Иван Семенович Нересветов. В своих произведениях («Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», «Предсказания философов и докторов латинских о Царе Иване Васильевиче») он описывал преобразования в стране, выступал за укрепление самодержавной власти. В 1549 г. все свои сочинения он передал Ивану IV. Наоборот, за ограничения царской власти выступал другой русский писатель, князь Андрей Михайлович Курбский (1528–1583). Ему принадлежит произведение «История о великом князе Московском» (1573 г.), а также три послания царю с обличительным текстом. Конечно же это не могло понравиться «лютому самодержцу» Ивану IV Грозному, и Андрей Курбский был вынужден бежать в Литву в 1564 г. Важным этапом в становлении русской литературы стало появление книгопечатания в конце XV в. До этого пергамент стали заменять бумагой. В Москве появилась первая типография, во главе которой стояли Иван Федоров (ок. 1510–1583) и Петр Мстиславец. Первой книгой, выпущенной в 1564 г., была книга «Апостол». К концу XVI в. ими и их учениками было около двадцати книг на церковно-религиозные темы. В XVI в. при участии священника Сильвестра появляется свод правил и наставлений «Домострой», в котором поддерживался семейный патриархат, давались советы по ведению домашнего хозяйства и др. Вместе с литературой в Московской Руси развиваются и другие направления в искусстве, такие как живопись и архитектура. На начальном этапе становления единого Русского государства наиболее развитыми в архитектурном отношении были Новгород и Псков. Поскольку именно эти города в наименьшей степени пострадали при монголо-татарском нашествии. В XIV в. в Новгороде стали формироваться новые архитектурные формы. Примером тому могут послужить церковь Спаса на Ковале (1345 г.), церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.), церковь Федора Стратилата на Ручье (1360–1361 гг.) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.). Для нового стиля характерно нарядное внешнее убранство. Это и фресковые росписи, и скульптурные кресты, и декоративные ниши. Но в Новгороде возводились не только храмы, широко велось гражданское строительство. Ярким примером городской архитектуры являются Грановитая палата (1433 г.) и Каменный кремль (1302 г.). Огромные темпы строительства наметились в Пскове. К XV в. здесь появились 22 новые церкви, а также огромный кремль протяженностью около 9 км. И конечно же в новом государстве начинается застройка столицы. Наиболее известное из архитектурных произведений Москвы – Московский Кремль. Первоначально он был укреплен валом. Но во время царствования Ивана III началась его перестройка. В 1485–1495 гг. стены из белого камня были заменены кирпичным. Во время правления Ивана III в 1475–1479 гг. был построен Успенский собор, а в 1484–1489 гг. – Благовещенский собор, а также была построена Грановитая палата (1487–1491 гг.). Во времена правления его сына Василия III (1505–1508 гг.) был построен Архангельский собор Московского Кремля, колокольня «Иван Великий» (1505–1508 гг.), которая была надстроена в 1600 г. Неотрывно от зодчества развивалась и живопись. В первую очередь иконопись. Гениальными художниками XIV–XV вв. были Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405) и Андрей Рублев (ок. 1360/70 – ок. 1430). В творчестве Феофана Грека можно выделить два периода: 1) новгородский (церковь Спаса Преображения (1378 г.)); 2) московский (церковь Рождества Богородицы (1395–1396 гг.)), Архангельский собор (1399 г.), Благовещенский собор (1405 г.)). Благовещенский собор был расписан Феофаном Греком вместе с величайшим мастером Андреем Рублевым. Рублеву принадлежит множество фресок, миниатюр, икон. Наиболее известные его произведения: «Архангел Михаил» (нач. XV в.), «Спас» (нач. XV в.), «Троица» (1420 г.) из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Сейчас эти работы находятся в крупнейшем музее русского искусства – в Третьяковской галерее в Москве. К XVI в. заметно расширился круг тем живописи. Начинает развиваться новый жанр – исторический портрет. Теперь это не только изображения святых, появляются портреты великих князей, мыслителей и поэтов античного мира, византийских императоров. Итак, культура Московской Руси XIV–XVI вв. – это символ расцвета, начало формирования единой общерусской культуры. 4. Русская культура XVII–X VIII вв В XVII в. не все было гладко в России. Если к этому времени большинство европейских стран пошли по пути «буржуазного развития», то Россия задержалась на этапе феодальных отношений. Это во многом мешало развитию русской культуры, которая как бы осталась на этапе средневековья. Но несмотря на это, стали намечаться новые тенденции. Попытки вывести Россию на более высокий уровень делаются во время правления первого российского императора Петра I Великого (1672–1725). Развиваются внешние связи России с другими государствами мира. В XVIII в. начинает складываться капиталистический уклад. Главное культурное событие этого времени – окончательное формирование национальной русской культуры. Начинают развиваться новые направления культуры, такие как наука, светская живопись, художественная литература, театр и др. Поворотным моментом в истории культуры России стало обмирщение культуры, т. е. отклонение от церковных традиций в сторону светской жизни. Этот процесс также называют секуляризацией. К примеру, в литературе появляется бытовая и историческая повесть, утрачивается церковный элемент («Новая повесть о преславном Российском государстве»). Закладываются новые литературные жанры: житие («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»), демократическая сатира («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове»), стихотворные произведения («Притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого, «Повесть о Горе-Злосчастии»). Обмирщение характерно и для зодчества. Здесь происходит отход от канонов, предлагаемых церковью. Новый стиль, появившийся в XVII в., современники назвали «дивным узорочьем». Для него характерно обилие декораций. Появился так называемый шатровый храм, например церковь Рождества в Путинках (построена к 1652 г.). Но вступивший на патриарший престол Никон в 1652 г. запретил строительство шатровых храмов, призвал вернуться к традиционному в русском государстве пятиглавию. При Никоне в этом стиле построены здания Ново-Иерусалимского монастыря, Патриаршие палаты в Кремле, Воскресенский монастырь и др. Несмотря на возвращение к традициям, к концу XVII в. а начинают складываться новые архитектурные направления. Одним из наиболее ярких стилей, богатых на украшения и узоры, был стиль московского барокко. Образцом этого стиля является церковь Покрова на Филях (1690–1693 гг.). Огромное развитие имела живопись. Здесь появляется новый бытовой жанр, портретная живопись, которая использует приемы иконописи. Такая портретная живопись получила название парсуна. Среди художников XVII в. стоит особо выделить Симона Федоровича Ушакова (1626–1686). Он, следуя традициям, привнес в живопись множество новаторских идей. Его основные работы: «Спас Нерукотворный», «Троица», «Богоматерь Владимирская – древо государства Российского» и др. В XVIII в. большое значение в развитии государства приобретает образование, особенно стоит отметить период правления Петра I, когда образование стало государственной политикой. Появляются школы, в том числе и ряд профессиональных школ (Инженерная, Артиллерийская, Медицинская и др.), с 1724 г. начинает работать Академия наук, а в 1755 г. при содействии русского ученого мирового значения Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765) открывается первый Московский университет. Уже к концу XVIII в. в России насчитывается 550 учебных заведений. Развитие образования невозможно без хорошо сформированного книгоиздания. Появляются такие книги, как «Азбука», «Арифметика», написанные российским преподавателем математики Леонтием Филипповичем Магницким в 1703 г., «Грамматика» М. Смотрицкого, ее впоследствии заменила «Российская грамматика» М. В. Ломоносова, созданная в 1757 г. Стала развиваться и художественная литература. Крупнейшими ее представителями стали русский поэт, представитель русского классицизма Гаврила Романович Державин (1743–1816) («Фелица», «Бог» и др.), русский писатель-просветитель Денис ИвановичФонвизин (1744/1745-1792) («Недоросль», «Записки первого путешествия»), российский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) («Бедная Лиза», «История государства Российского» и др.). В 1702 г. по приказу Петра I был создан первый в России публичный общедоступный театр в Москве. Вскоре театры стали появляться и в других городах России. Наиболее известным театральным деятелем этого времени был русский писатель Александр Петрович Сумароков (1717–1777). Он работал в петербургском театре, где ставил пьесы русских мастеров, включая и свои («Хорев», «Синав и Трувор»), в качестве актеров выступали кадеты. В XVII–XVIII в. продолжают развиваться русские национальные традиции в культуре. Они подготовили почву для XIX в., на который приходится расцвет культуры России. 5. Культурный облик России XIX в В XIX в. происходит невообразимый взлет русской культуры, несмотря на то что в политическом и экономическом плане Россия по-прежнему отставала от ведущих европейских государств. Произведения литературы, живописи, музыки XIX в. были внесены в мировую культурную сокровищницу. Отечественная война 1812 г. оказала сильное влияние на культурное развитие, прежде всего это влияние прослеживается во возросшем патриотизме, который объединил русский народ. Первая половина XIX в. знаменательна большим развитием наук. В это время сделаны крупные научные открытия. Николай Иванович Лобачевский (1792–1856) – великий российский математик. Ему принадлежит создание неевклидовой геометрии, названой впоследствии геометрией Лобачевского. Борис Семенович Якоби (1801–1876) – российский физик-изобретатель. В 1834 г. он создает электродвигатель, в 1838 г. – гальванотехнику, в 1840–1850 гг. – несколько телеграфных аппаратов. Вместе с другим российским физиком и электротехником Эмилем Христиановичем Ленцем (1804–1865) Б. С. Якоби занимался изучением электромагнитов. Первая российская железная дорога на паровой тяге появилась благодаря двум российским изобретателям: Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу Черепановым. Первый паровоз был создан в 1833–1834 гг. Огромный прогресс и в металлургии, во многом благодаря двум инженерам-металлургам, Павлу Петровичу Аносову (1799–1851) и Павлу Матвеевичу Обухову (1820–1869). Большими темпами развивалась и география. Знания по ней пополнялись благодаря выдающимся мореплавателям. Среди них Юрий Федорович Лисянский, открывший один из Гавайских островов, названный потом в его честь; Иван Федорович Крузенштерн – начальник первой российской кругосветной экспедиции, основоположник океанологии в России, внес на карту тысячи километров берегов острова Сахалин. Открытие Антарктиды и огромного числа островов в 1819–1821 гг. принадлежит русским мореплавателям Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену и Михаилу Петровичу Лазареву. В начале XIX в. развивается и историческая наука. В Москве при университете открывается Общество истории и древностей российских. Именно членами этого общества найден литературный памятник XII в. «Слово о полку Игореве». XIX в. – это еще и расцвет русской литературы. Стоит только упомянуть имена таких литературных мастеров, как А. С. Пушкин, Ю. М. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др., как ни у кого не останется в этом сомнений. Появление в русской литературе романтизма связано прежде всего с именами двух литературных гениев: Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841). Золотой век пришел в литературу вместе с А. С. Пушкиным. Он – создатель современного литературного языка. Это поистине русский поэт, который смог передать действительность в неповторимых и ярких образах, изучая людей, сумел правильно понять характер русского человека. Произведения А. С. Пушкина многожанровые. Он писал и поэмы («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник» и др.), и повести («Пиковая дама»), и романы («Капитанская дочка», «Евгений Онегин»), и сказки («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и о работнике его Балде»), и стихи. Можно сказать, что М. Ю. Лермонтов явился наследником творчества А. С. Пушкина и продолжателем его дела. После трагической гибели Пушкина Лермонтов посвятил ему свое стихотворение «Смерть поэта», поскольку такая потеря для всей России не могла не взволновать русский народ. Произведения М. Ю. Лермонтова проникнуты темами свободолюбия, стремлениями к мятежной жизни, романтизмом и даже декабристскими настроениями. Примером тому – его сочинения «Мцыри», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и др. Но есть и произведения, главная тема которых – патриотизм, любовь к Отечеству – «Бородино», «Родина». М. Ю. Лермонтов глубоко переживал за судьбу своего государства и русского народа. Часто в своих произведениях он выражал недовольство, бунт против мирового порядка. Цикл «малороссийских повестей» принес известность и признание великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю (1809–1852). Его появление в литературном мире стало символизировать переход от романтизма к реализму. Произведения Н. В. Гоголя наполнены лиризмом, юмором, романтическими и гуманистическими настроениями. Между тем они затрагивают многие насущные проблемы людей, к примеру проблему «маленького человека» («Шинель»), нравственной испорченности людей («Ревизор», «Мертвые души»). «Натуральную школу» Н. В. Гоголя продолжило следующее поколение: И. С.Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Эти великие русские писатели и поэты передали в своих произведениях любовь к Родине, веру в высокие духовные качества русского народа, показали его насущные проблемы. Конец XIX в. был увенчан творчеством двух выдающихся писателей, Федора Михайловича Достоевского(1821–1881) и Льва Николаевича Толстого (1828–1910). В книге «Проблемы поэтики Достоевского» (1929 г.) выдающийся русский литературовед и теоретик искусства М. М.Бахтин писал: «Достоевский – творец полифонического романа. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа. Достоевский мыслил не мыслями, а точками зрения, сознаниями, голосами. Каждую мысль он стремился воспринять и сформулировать так, чтобы в ней выразился и зазвучал весь человек». Наиболее известные произведения Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» и др. Великий художник и великий моралист соединились в личности знаменитого русского писателя Л. Н. Толстого. В своих произведениях («Казаки», «Анна Каренина», «Война и мир» и др.) Толстой стремился исследовать внутренний мир человека, его стремления, духовные ценности, нравственные идеалы и другие проблемы. На XIX в. приходится расцвет изобразительного искусства в России. На первом этапе лидирующие позиции занял классицизм. Он был представлен творчеством художника Карла Павловича Брюллова (1799–1852) («Последний день Помпеи», «Вирсавия»). Реализм появился благодаря русскому живописцу и рисовальщику Павлу Андреевичу Федотову (1815–1852). Ему принадлежат такие работы, как «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!» и др. Реализм прослеживался в работах И. Е. Репина («Иван Грозный и сын его Иван»), В. И. Сурикова («Боярыня Морозова»), В. А. Серова («Девочка с персиками»), И. И. Левитана («Вечерний звон») и др. С развитием литературы и живописи непрерывно связано и развитие музыки. Большое место в музыкальной культуре отведено музыкальному коллективу «Могучая кучка», в которую входили выдающиеся композиторы М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Творчество этих композиторов было построено на традициях классической музыки, стремлении к национальности и склонности к программной музыке. Огромное количество гениальнейших произведений принадлежит великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому (1840–1893). Ему принадлежат оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка» и др.), балеты («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), 6 симфоний, увертюры, фантазия, концерты и др. Конец XIX – начало XX в. принято называть «серебряным веком» русской культуры. Его представители отходят от классических традиций в своем творчестве, главная идея которого – критический идеализм. В литературе наметилось новое направление – символизм. Его представители: В. Брюсов, К. Бальмонт, 3. Гиппиус, А. Белый и др. На начальном этапе своего творчества к символистам относился и А. А. Блок, но революционные настроения изменили его творчество. Пример тому – поэма «Двенадцать», описывающая революцию. Другим крупным движением в литературе были футуристы, которые выступали за искусство будущего и призывали «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Поэтами-футуристами были В. Хлебников, И. Северянин, А. Крученых, В. Маяковский. Для их творчества характерен анархический настрой, свобода слова. Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930) – наиболее известный и яркий представитель футуристов. В его произведениях действительность – это апокалипсис, и он вынужден кричать, чтобы быть понятым. В. В. Маяковский явился реформатором литературного языка. Его язык воинственен, груб, контрастен. Наиболее известные его произведения: «Облако в штанах», «Человек», «Прозаседавшиеся», «Во весь голос» и др. Живопись «серебряного века» представлена такими художниками, как М. А. Врубель, Н. Рерих, К. Коровин и др. Основной стиль – модерн, для которого характерно стремление к символичной передаче действительности. Врубель применял особый колорит и «кристаллическую» четкость форм, поэтому его произведения имеют напряженно-трагическую окраску («Демон», «Пан»). Рериха называют художником-мистиком. Его произведения красочны и эмоциональны. Основная тема их – история Руси, мифология и восточная природа («Гонец», «Дозор», «Заморские гости»). 6. Культура СССР и РСФСР По мнению многих культурологов, культура СССР не представляет никакой ценности. Конечно же тоталитарный режим постоянно сдерживал развитие культуры, устанавливал границы. Но в то же время даже в эти трудные для творчества времена оставались деятели в оппозиции, формирующие культуру инакомыслия, многие из них были вынуждены творить за рубежом. В советские времена очень бурно развивались науки, в особенности естественные и точные. Большие заслуги – у российского физиолога И. П. Павлова (1849–1936). Ему принадлежат работы по изучению высшей нервной деятельности, физиологии кровообращения и пищеварения, разработка метода условных рефлексов и др. Основоположником комплекса современных наук о Земле, таких как радиогеология, гидрогеология, биогеохимия, геохимия и др., был естествоиспытатель В. И. Вернадский (1863–1945). Он ввел понятие ноосферы – сферы разума, где решающим фактором является человек. Расцвет ботаники и биологии связан во многом с именем генетика, растениеведа Н. И. Вавилова (1887–1943). Ему принадлежат учения о биологических основах селекции и др. В развитии физической науки стоит отметить физика-теоретика Л. Д. Ландау. Он занимался вопросами магнетизма, сверхтекучести, физикой твердого тела, атомной физикой, квантовой электродинамикой, астрофизикой и др. В Великую Отечественную войну требовались хорошие инженеры-изобретатели. Среди авиаконструкторов можно выделить А. С. Яковлева, А. И. Туполева, В. М. Петлякова и др., в строительстве танков – А. А. Морозова, Ж. Я. Костина и А. Ф. Шамшурина. Советская литература представлена такими писателями, как М. А. Шолохов («Тихий Дон»), Л. Н. Сейфуллина («Виринея»), А. А. Фадеев («Разгром»). Многие литературные деятели были вынуждены покинуть Родину и писать за ее пределами. Среди них русская поэтесса М. И. Цветаева («Ремесло», «После России»), писатели И. А. Бунин («Господин из Сан-Франциско», «Деревня»), Е. И. Замятин («Мы»), А. И. Куприн («Гранатовый браслет», «Олеся»), мастер исторического романа А. К. Толстой («Петр I») и др. Во второй половине XX в. наиболее значимыми деятелями литературы являются А. Т. Твардовский («Василий Теркин»), А. И. Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ»), поэт Е. А. Евтушенко («Интимная лирика») и др. В музыкальной культуре огромное значение имело творчество композиторов Д. Д. Шостаковича, В. С. Соловьева-Седого, А. В. Александрова, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Начинает формироваться эстрада. Появляются первые вокально-инструментальные ансамбли. Композиторы, писавшие популярные песни – А. Пахмутова, Р. Паулс, Е. Мартынов и др. Продолжает развиваться кинематограф. Кино снимается на абсолютно различные темы: от классики до военно-политических и документальных фильмов. Известными режиссерами являются Г. Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате»), С. Бондарчук («Война и мир»), Э. Рязанов («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром»), Н. Михалков («Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»), Г. Данелия («Сережа», «Путь к причалу»), С. Говорухин («Десять негритят»), А. Тарковский («Солярис», «Андрей Рублев», «Сталкер») и многие другие. После распада Советского Союза и признания России демократическим государством люди искусства получили большую свободу для творчества. Сейчас культура рассчитана на массовость, развлекательность, коммерческую выгоду, поэтому она базируется на архетипах. С одной стороны, свобода творчества и самовыражения – это большой плюс. Чтобы заявить о себе, людям творческих профессий не надо прятаться или уезжать из страны. С другой стороны, произошла обратная реакция. В культуре теряется национальность, прививаются западные тенденции, не всегда являющиеся высоким показателем. Появляется множество новых направлений в культуре, новые жанры в существовавших видах культуры, но очень часто за количеством теряется качество. Поэтому русскому народу стоит задуматься о том, как не только сохранить культурные богатства своей страны, но и приумножить их. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|