|
||||
|
Глава 6 Конструктивная критика черного, желтого и «семитского» расизма
Чей расизм «круче»? Не будем делать вид, будто в XVII, XVIII или XIX веках на земле жили только злые европейские расисты и жертвы их ужасного расизма. Мягко говоря, все намного сложнее. Для ВСЕХ людей, вовсе не только для европейцев, типично считать себя лучше остальных. Более того — у европейцев этой готовности не больше, а меньше, чем у всех цветных рас. Меньше уже потому, что у нас больше состоявшихся в жизни, уверенных в себе, самостоятельных и независимых. Значит, меньше и тех, кто озабочен своей принадлежностью к расе, нации, касте… к чему бы то ни было. Есть хорошее четверостишие Игоря Губермана: Испанец, славянин или еврей, Мы со старшим сыном переделали стих, заменив всего одно слово — «чистокровность» на «принадлежность». Гордыня принадлежностью своей Святое утешение кретина. Поскольку гордиться ведь можно не только тем, что ты — чистокровный «семит» или «ариец», но и принадлежностью к касте или к сословию. Скажем, гордиться можно тем, что ты — чиновник министерства колоний или жрец культа барона Субботки, или тем, что ты живешь в престижном районе города. Даже тем, что ты пролетарий или что ты бродяга, можно кичиться не меньше, чем происхождением от Рюрика. Вопрос — кому и для чего это надо. Если есть собственные достижения — неважно, какие, — то и принадлежность не так важна. А белая раса просто с садистской последовательностью требует от своих членов именно личных достижений, личных успехов, выращивания личных качеств. К тому же чем примитивнее общество, тем сильнее, нерасторжимее в нем узы крови, права и обязанности рождения. Все индоевропейские общества знают деление на четыре общественные группы: жрецы, военная знать, свободные люди, зависимые люди и рабы. Но границы между этими сословиями чем дальше, тем более проницаемы. Даже в жутких террористических деспотиях Древнего Востока, в той же Персии, было представление, что человек за счет личных качеств может и должен изменять свое положение в обществе. Тем сильнее эта уверенность позже, в обществах всей античной и средневековой Европы. У нас очень быстро и легко обрушивались сословно-кастовые барьеры. Проявил себя человек? Меняем касту. Индия — единственный пример того, как четыре общественные группы превратились в строго наследственные, да еще дополнились массой каст. Видимо, древние арии в чернокожей и очень пестрой этнически Индии несколько обалдели от этого вавилонского смешения и попытались хоть как-то отгородиться от смешения с цветными. Вся классическая индусская мифология отражает эту борьбу рас: мифы о темнокожих дэвах, живущих на юге, и покоряемых светлокожими героями Севера. Кстати, вот важнейший сюжет: похищение Ситы, жены светлокожего Рамы, темным страшным демоном Раваном. Сюжет, вполне достойный ку-клукс-клана — о похищении белой женщины негром. Даже в индуистских иконах отражается расовая борьба и расовое смешение — хотя бы в культе Кришны — «темного» Бога. Да и богиню Кали изображают обычно с негроидными чертами. Главный вопрос — ну и чего хорошего добились арии со своей кастовой системой? Создали они невероятно застойное, неповоротливое общество, ухитрившееся не меняться чуть ли не тысячелетия. А те, кто был разумнее и гибче, кто полнее раскрывал потенциал белой расы, приплыл к берегам Индии и навел на нее жерла орудий. Сходит на берег боцман полупиратского судна… Видит — сидит под баньяном просветленный до полного помрачения ума брахман. Сидит в позе лотоса, обмазанный смесью пяти священных субстанций, добываемых из священной коровы: масла, молока, творога, коровьей мочи и навоза. Смешал все это счастье, сидит, благоухает и размышляет о грядущей нирване. Боцман доволен, добродушно-вальяжен — кончилось полугодовое плавание, твердая земля под ногами. Отхлебнул из фляжки, затянулся трубкой, с интересом созерцает зловонное чудо под баньяном… «Ничего! — думает боцман. — Ничего, что ты такой дикий… Твои дети и внуки еще со мной в море поплывут! Они еще увидят мыс Горн, еще покачаются на волнах всех четырех океанов!» А брахман смотрит на боцмана не с добродушным удивлением… Он смотрит с отвращением и злобой: пахнет виски и табаком, ест (о ужас!) мясо священной коровы, не знает ни одной «священной» книги. Да еще плавал по морям, нарушая завет необъятно мудрых предков: не пересекать «черную воду». Явный неприкасаемый! Ну, и кто из этих двух расист?! Может, боцман и уверен в превосходстве белой расы. Но, во-первых, слишком уж много у него оснований для такой уверенности, простим ему. Во-вторых, он-то в свою компанию охотно готов принять брахмана. Даже поможет ему научиться лазать по реям и ставить паруса, чистить толченым кирпичом заржавевшие цепи и тянуть шкоты. А вот брахман боцмана в свою компанию не пустит никогда. Он слишком надут гордостью своей принадлежности к высшей касте, слишком счастлив быть тем, кто он есть. А боцману может отвести разве что самое низкое место среди каст, в рядах нищих, поденщиков, разнорабочих, прислуги. Пройдет два столетия, и потомки боцмана начнут слюняво каяться в том, что их предки заставили предков брахмана поднять жопу, и копать землю, и валить лес на строительстве железных дорог вместо размазывания по себе коровьего говна и мочи. Их поведение до предела глупо, но даже в нем есть некая глубоко симпатичная черта — им есть чем гордиться, кроме рождения белыми. А потомки брахмана все так же надувают щеки, все так же рассказывают о своем величии, пеняя потомкам боцмана на то, что не позволили предку сидеть под баньяном и гордиться кастовым строем. Им-то самим гордиться больше нечем, кроме как своей принадлежностью и чистокровностью. А в Африке? Любой воин племени ашанти считал себя лучше всех в мире именно потому, что он — воин ашанти. Любой зулус гордился без меры тем, что он — зулус, крадет коров у коса, пугает матабеле, насилует женщин заиле, ест бушменов! Все его, страшного зулуса, боятся! Когда бравые британские солдаты идут по Африке, день — ночь, день — ночь, все по той же Африке, особо не погордишься: можно и пулю схлопотать. Да и не имеют черные крети… черные патриоты никакого представления о том, что принадлежат к одной расе. Пока что они гордятся принадлежностью к одному, отдельно взятому племени. Потом часть темнокожих американских джентльменов начнет бороться против расизма как такового — самая незначительная их часть. А абсолютное большинство американских негров будет культивировать племенные культы вуду, мечтать об истреблении белой расы, выращивать самые отвратительные теории расового превосходства. Так до сих пор и выращивают! Причем выращивают в мире, где белые в абсолютном большинстве расистами быть перестали. Причины вижу только две: 1. Гордиться нечем, кроме цвета кожи. 2. В их обществе слишком важна принадлежность к какой-то группе. Ну, не мыслит себя цветной вне принадлежности и чистокровности! Даже с «семитским» расизмом все обстоит примерно так же… Еврейский расизм на марше Подробно писать о еврейском расизме я не буду — этой мрачной проблеме мне пришлось посвятить целую книгу.[85] Из нее я и позволил себя взять немного яркого материала, который приведу здесь — просто для иллюстрации. Образованные евреи XIX — первой трети XX века частенько оказываются расистами. Образованные — потому что в глухом местечке расизма, строго говоря, нет, потому что нет ни малейшего представления о расе, генах, наследственности, выживании самых совершенных организмов, социальном дарвинизме и так далее. Но ведь и в самом глухом местечке есть традиция уверенности в еврейской особости и исключительности. Она не нуждается в доказательствах. Иудаистская религиозная традиция считает евреев народом исключительным, и все тут. Их избрал Господь Бог. Вот избрал, и точка! А всех остальных — не избрал. Сама избранность Богом в иудаизме очень своеобразна: это избранность по генетическому принципу. Чтобы быть избранным, ничего не надо делать. Родился от еврейки — ты избранный, каковы бы ни были твои личные качества. Не родился — не избран. Подонка, запойного пьяницу, негодяя, убийцу — какого-нибудь Яшу Свердлова или Минея Губельмана, какого-нибудь расстрелыцика, славно потрудившегося в подвалах ЧК, — их Бог избрал для Себя. А вот Владимир Иванович Вернадский, Николай Михайлович Амосов, Лев Николаевич Толстой или другой самый умный, самый праведный, самый достойный человек — не избран. Ну, не хочет его знать Бог, да и все тут! Дан он иудеям в пропитание, только тем вообще и интересен. В XIX — начале XX века еврейский расизм расцветал, как Грузия под солнышком юга! Книга немецкого еврея Фрица Кана «Евреи как раса и культурный народ» вышла в 1921 году. Она содержит перлы такого сорта: «Моисей, Христос и Маркс — три представителя специфической расы и расовых особенностей»[86] и «Троцкий и Ленин украшают нашу расу».[87] Кем себя этот социалистик «украшает» — отдельный вопрос. Главное, для автора евреи — это раса. Для антисемита Марра и для социалиста Кана — одинаково раса! Ф. Кан — явный и откровенный социалист, а вот его сородич Венеамин Дизраэли — решительнейший консерватор. С точки зрения кавалера ордена Подвязки, виконта Гюгенденского, графа Биконсфилда (все это титулы Дизраэли), евреи идут в социалисты не от хорошей жизни, а под давлением не признающего их общества христиан. И тогда «…избранная раса подает руку отбросам и презреннейшим частям общества».[88] Как мы видим, слово «раса» звучит вполне определенно. И еще как определенно! «…еврейская раса связывает современные народы с древнейшими временами… Они — яркое свидетельство лживости современного учения о равенстве людей и о космополитическом братстве, которое при своем осуществлении только содействовало бы падению великих рас».[89] Кто это? Гобино? Чемберлен? Нет, это все еврей Дизраэли. Хотя, конечно, интересно, кто такой для Дизраэли Фриц Канн: «отброс общества» или «человек избранной расы»? Казалось бы, уж евреев штучки немецких нацистов должны были многому научить! Кого-то и научили — мне довелось встречать евреев, считавших расизм явлением глубоко неприличным. Но не их голоса сегодня звучат громче всех. Живущий в Берлине Дмитрий Хмелевский рассказывает потрясающие истории расизма недавних еврейских эмигрантов: «В 1995 году в Берлине мне довелось принимать участие в нескольких публичных дискуссиях на еврейские темы среди так называемых «еврейских эмигрантов из бывшего СССР». Могу засвидетельствовать, что в исключительные достоинства еврейских генов и в пагубность смешанных браков с инородцами верит гораздо больше народу, чем в Кашпировского и летающие тарелки. Уровень ксенофобии советских эмигрантов недопустимо высок, и он входит в странное противоречие с уровнем если не интеллигентности, то образованности. Например, на одной дискуссии, посвященной теме «Национальное и генетическое», абсолютное большинство участников — немолодых и с высшим образованием — так и не поверило, что свои замечательные еврейские качества и еврейскую ментальность они никак не могли унаследовать генетически, что это противоречит современной науке, что еврейских генов не существует точно так же, как и арийских. А на вопрос «возражали ли бы вы против браков своих детей с гоями» утвердительно ответили 70 процентов присутствовавших. Во время другой дискуссии один очень солидный господин, доктор и профессор, заявил при почти единодушной поддержке зала: «Вот вы утверждаете, будто еврейской расы нет. А как же расовая теория Гитлера? Он-то знал, кого уничтожает!» И очень удивился, услышав в ответ, что Гитлер все выдумал и что в расовой теории нацистов нет никакого научного смысла. Я удивился, в свою очередь, обнаружив, как страстные борцы с антисемитизмом отрицают не всю расовую теорию Гитлера, а только ее оценочную часть. С тем, что еврейская раса хуже прочих, они не согласны, но в наличии ее самой не сомневаются».[90] А в хасидском журнальчике «Лехаим» печатаются статьи, где прямо заявляется: ни в коем случае нельзя жениться на русских и выходить замуж за русских!!! Автор потрясал читателя сногсшибательным открытием, что «чем ярче у мужчины выражены типичные еврейские черты (какие из них «типичные», не разъяснялось. — А. Б.), тем привлекательнее он для русской женщины. А евреям, как правило, были более всего симпатичны женщины с выраженной «деревенской» внешностью: вздернутый нос, светлые волосы, широкие скулы, грубоватые, простонародные манеры и ухватки. Физиология!».[91] Дальше автор всерьез обсуждает, что нельзя же «строить такое великое и священное здание, как СЕМЬЯ, в первую очередь на плотской, сексуальной основе? Разве каждый, прожив несколько лет в браке, не убеждается, что место пылкой страсти занимают совсем другие чувства и отношения?., среди моих братьев, племянников, друзей вижу смешанные браки, и ни один — ни один! — к старости не выглядит райским союзом».[92] Выглядят ли райским союзом браки «своих», автор не уточняет, но такой вывод сделать нетрудно… Правда, мой старший друг Александр Кац посвятил свою великолепную книгу «Памяти родителей моих — Смирновой Веры Ильиничны и Каца Семена Александровича, любивших друг друга до последнего вздоха».[93] Но книга его в свое время была запрещена для чтения раввинами Санкт-Петербурга, а Каца пытались проклинать в синагоге… перестали после того, как окончательно поняли: ему от воплей расово озабоченных не жарко и не холодно. Так что раввины орать перестали, а книга Каца преиздавалась трижды, и все неплохими тиражами. Среди потока писем, пришедших в редакцию «Jle-хаима», тоже были весьма различные. Единственная реакция героического автора мерзкой расистской статьи «Абраша и Даша»: «Тронул больное место. И спорить не о чем». Спорить и правда не о чем — расизм есть расизм, какими бы красивыми словами его ни маскировать. Удивительно, но даже сознаваться, что еврейские парни брали в жены русских девушек, только «наплевав на яростное противодействие собственных родителей», автору не стыдно. То есть не стыдно Козаку признаваться в том, что в его среде расизм — явление массовое. Вот мне, сказать откровенно, стыдно было: просто за то, что такое может печататься в XXI столетии, да еще на русском языке… И не в Зимбабве, а в России. Не на Лимпопо, а на Неве. Евреям, получается, быть расистами можно. Причина дозволенности проста и понятна: евреи — жертвы расизма. Их чуть не уничтожили злобные немецкие расисты. Получается — за опасность, которая нависла над частью прадедушек и прабабушек, теперь всем евреям сделалось можно быть расистами. Мои слова политически некорректны? Может быть. Но попробуйте их опровергнуть! Потомки синантропов После Второй мировой войны теория происхождения человека от разных предков в Европе была объявлена расистской и ненаучной: хотя известно о происхождении человека очень мало, и все возможно. Но вот китайцам теория полицентризма до сих пор очень нравится. Понравилась еще Пэй Вэньчжуну, ученику Вейденрейха. Современным китайцам эта идея нравится настолько, что в Интернете можно найти упоминания: в Чжоукоудянь жили не предки монголоидной расы, а «что именно здесь находится стоянка предков китайской нации — синантропов».[94] Или вот взять эти китайские реконструкции: какие на них синантропы внешне приятные, милые. И как они похожи на современных китайцев! Китайский расизм — даже не ответ европейцам по принципу: «раз вы так, то и мы так». Это скорее непосредственный, естественный расизм людей, которые не испытали жестоких событий, которые прошла Европа. Европейцев научили считать, что вообще ни о каком своем превосходстве думать нехорошо, а уж о своем превосходстве по генетическому принципу — особенно плохо. Китайцы же традиционно считают себя выше остальных людей. Еще в начале XX века Китай называл сам себя «Поднебесной империей» и на картах изображал себя центром мира. Подарки дипломатов и правительств других государств официально фиксировались как «дань», которую «варвары» приносят владыкам Поднебесной. Как и в случае с европейцами, представления о совсем особом происхождении от «отдельных» предков просто обслуживают эту нехитрую идейку превосходства. Есть и японский расизм, и даже индонезийский. О них мало известно, потому что иностранцам о своих представлениях говорят мало, тем более если они могут задеть. А для «своих» и так все понятно. Расизм белый и черный Вообще когда говорят о расизме, обычно подразумевается именно белый расизм. Был ли он? Был. Было законодательное ограничение прав негров по сравнению с белыми, апартеид, сегрегация, суды Линча, ку-клукс-клан, вывески «Только для белых» на скамейках и при входе в рестораны. Все было. Но в сегодняшнем мире этого практически нет. Причем отрицание этого белого расизма последовательнее всего в странах, где он был сильнее всего и продолжался дольше всего. В Париже я своими глазами видел ресторанчик с названием «У веселого негра». В США такое название абсолютно невозможно — в той же степени, в какой невозможен в России ресторан с названием «У веселого жидка» или «У веселого армяшки». А во Франции расизма практически и не было, потому и название такое вполне возможно. В 1973 году Генеральная Ассамблея ООН официально назвала «преступным» режим апартеида в ЮАР и приняла Международную конвенцию «О пресечении преступления апартеида и наказании за него». В мировой прессе так громко стонали по поводу расизма в ЮАР, что эта несчастная страна сделалась мрачным символом — покруче Третьего рейха. При этом от широких кругов общественности тщательно скрывались факты, весьма неудобные для «борцов с дискриминацией». При апартеиде в ЮАР каждый год колледжи выпускали гигантское, по африканским меркам, количество чернокожих учащихся: в три раза больше, чем все чернокожие студенты всех стран Африки, вместе взятые. В ЮАР каждый негр был обязан закончить начальную школу. В самой большой «черной» больнице ЮАР — самой большой больнице Африки — каждый год выполнялось больше 1800 сложных операций. Никогда ни слова не говорилось о том, что одна из наиболее острых проблем ЮАР состояла в нелегальной иммиграции чернокожих из остальных африканских государств: негры толпами бежали в расистскую ЮАР из счастливых независимых стран. А как быть с проявлениями черного расизма? В ЮАР и Зимбабве проявлений этого расизма очень много, вплоть до изнасилований и убийств белых. Белых фермеров убивали и убивают именно по расовому признаку — как белых. Официальные «черные» власти в этих странах не пропагандируют расизм, но и ничего не делают для защиты белых. Примерно как в США в Южных штатах власти смотрели сквозь пальцы на бытовой расизм и даже на деятельность судов Линча. Попытка «белого» митинга протеста пресекается просто: полиция открывает огонь на поражение. Не разгоняет митинг, а истребляет. И «прогрессивная международная общественность» не бьет тревогу. Более того… В Анголе в 1960–1970 годы черный расизм сделался официальной идеологией различных повстанческих движений. В 1961 году лидер Союза народов Анголы Холден Роберто отдал своим боевикам такой приказ: «Убивайте всех, кто белого цвета». Убивали и мулатов, как «предателей» и «ненастоящих» негров. Погромы шли под лозунгами в стиле «Бей мулатов и белых, спасай Анголу!». Может быть, это негры мстили за века унижений колониализма? Но точно так же в Африке резали и режут друг друга. Скажем, народ хауса в Нигерии резал народ ибо — так лихо резал, что за несколько недель истребил до миллиона человек. Точно так же хуту резали тутси — с тем же успехом, убили до миллиона человек. В общем, в Африке происходит совершенно то же самое, что и в Европе: вечно все считают себя лучше других. При племенном делении, когда и не очень знают о существовании разных рас, режут по племенному принципу. При некотором, хотя бы слабеньком, образовании эта ксенофобия принимает форму расизма: «Мы лучше, потому что у нас раса более правильная!» Впрочем, существует и черная расовая теория, ничем не хуже, чем у Чемберлена. Теория негритюда Идейной основой черного расизма является теория, известная как «негритюд»: от французского negritude, от negre — негр. Смысл негритюда прост: негры — это высшая раса. У негров лучше развиты зрение и слух, они добры и мудры от природы, потому что понимают все цельно, без рассуждений и слов. Негры справедливы, у них развита магическая интуиция, общинные идеалы взаимопомощи. Африканская общинность построена на доверии, любви, свободе и не нуждается в законности и вообще ни в каких гарантиях.[95] Это жестоким и тупым европейцам кажется, будто негры мало и плохо думают. На самом деле негр «думает, танцуя» под барабан. Он «думает ногами», этот негр. В отличие от хорошего негра белые — очень плохие. Они индивидуалисты, у них нет любви к ближним, они слишком рациональные и скучные, мало танцуют и поют. В общем, африканская цивилизация превосходит все остальные культуры, а негроидные народы играют особую, исключительную роль в развитии человечества. Как началась у белых Античность? Все от негров! Египтяне и нубийцы научились в Черной Африке, а потом египтяне научили греков и римлян. Если б не негры, никакого Великого Рима не было бы и в помине. И потому «миссия негритюда — возвратить истории ее подлинные масштабы». Сочинили этот разжижающий мозги бред несколько негров из самой-самой верхушки своего общества, дети весьма богатых людей, учившиеся в Париже. Сенегалец Леопольд Седар Сенгор родился в 1906 году в семье богатого бизнесмена, происходящего из рода вождей негритянского племени серер во французской колонии Сенегал. Он учился в католическом колледже, а в 1928 году уехал во Францию. Тут он поступил не куда-нибудь, а в знаменитую Сорбонну и в ней же остался преподавать. Во время Второй мировой войны Сенгор служил во Французской армии, попал в плен в 1940-м, участвовал в движении Сопротивления. В 1945 году он был избран депутатом Национального собрания и даже стал вице-спикером французского парламента. Во Франции Леопольд Сенгор был дважды женат, и оба раза — на белых женщинах. Даже теория негритюда не подтолкнула его к африканкам. В 1948 году Леопольд Сенгор (вместе с очередной белой женой) уезжает обратно в Сенегал. Он создает там политическую партию — Демократический блок Сенегала. В 1960 году Сенегалу предоставляют независимость, Сенгор становится его президентом. Как и полагается в диких застойных обществах, Сенгор сидел на президентском посту, пока не надоело. В 1980 году он уходит в отставку, уезжает во Францию. В 1983-м он становится членом Французской академии наук. В 2001 году на его похоронах президент Франции Жак Ширак произносит слова: «Сенегал потерял государственного деятеля, Африка — прорицателя, а Франция — друга». Вот именно — прорицателя… Другой теоретик негритюда, Эме Сезер, родился в 1913 году в «заморском» департаменте Франции, на острове Мартиника, в семье крупного чиновника. В 1931 году Эме Сезер поступил в престижный лицей Луи-ле-Гран в Париже. Он женится (конечно же!) на белой и с ней возвращается на Мартинику в 1938-м. В 1945 году он был избран от коммунистической партии мэром города Фор-де-Франс, административного центра департамента Мартиника. Статус Мартиники такой же, как любого из 50 департаментов, на которые разделена территория Франции. Быть мэром Фор-де-Франса — то же самое, что быть мэром Лиона, Руана или Бордо. Разница в том, что никогда и никакой мэр Руана и Бордо не сидел на своем посту 56 лет, а вот Эмме Сезер — сидел. Кстати, это абсолютный мировой рекорд, больше никто и нигде столько времени поста мэра не занимал. В 1956 году Сезер вышел из компартии по идейным соображениям: не мог перенести критики своего кумира Сталина. Но тут же создал Прогрессивную партию Мартиники — еще «левее» коммунистической — и опять переизбрался. А кто был против его переизбрания, случалось, таинственно исчезал. Идеолог черного расизма вышел в отставку в 2001-м и умер в 2008 году. На его похоронах присутствовал президент Франции Николя Саркози. Вот эта парочка богатеньких негров, женатых на белых, в 1934 году и начала издавать в Париже журнал «Черный студент». Литературно-философский журнал «Черный студент» выходил до 1941 года, он сделался коллективным организатором негритюда. Читали его сначала черные студенты — те далеко не бедные негры, которые тоже учились в Париже. Но и белые начали читать! Во-первых, разного рода леваки. Ведь Сезер долгое время был коммунистом, а Сенгор откровенно принадлежал к социалистическому движению. Коммунистам страшно нравилось, что негритюд — против буржуазного строя и колониализма. Нравилось и левакам из «интеллектуалов». Беру слово в кавычки, потому что никогда не мог понять, что же такого великого сделал в своей жизни Жан-Поль Сартр? Его называют и «живым классиком», и «величайшим философом Франции за всю ее историю». Мне же не знакома ни одна по-настоящему интересная философема Сартра, и все время складывается впечатление: он просто был лидером ученых леваков. Его, похоже, и прославили именно за то, что Сартр не стеснялся быть и троцкистом, и сталинистом, и еврокоммунистом… Словом, вечно «боролся»… не всегда легко сказать, за что именно. Негритюд — расистская теория, сочиненная мужьями европейских дам. Это — идея «африканского социализма» и черного расизма, сочиненная черными богачами и африканскими племенными вождями. Но Сартру этот интеллектуальный понос пришелся исключительно по душе. Уже в этом сказалось едва ли не самое худшее, что есть в истории «черного» расизма: неграм «можно» то, чего европейцам категорически «нельзя». Страшно подумать, что сказал бы Сартр и другие французские леваки, если бы его драгоценный социализм отстаивали «буржуи» и аристократы с дворянскими титулами. И если бы они провозгласили социализм откровением «гармоничной души белого человека». Или заявили бы, что европеец думает руками и ногами, танцуя вальс под скрипку. А тут Сезер возглашает: «Я принадлежу к расе тех, кого угнетают»… И тут же Сартр разражается (1948) эссе «Черный Орфей». В нем он заявил, что негритюд — это «антирасистский расизм». Ведь «абсурдной суете белого человека негр противопоставляет сосредоточенную подлинность своего страдания, и потому, что он имел страшную привилегию испить всю чашу до дна, черный народ — народ избранный». Первый номер нового журнала «Перзанс африкэн», наряду с черным гвинейцем Диопом и нашим старым знакомцем Сенгором, готовили Ж. -П. Сартр, А. Камю, А. Жид и афро-американский писатель Р. Райт. Журнал объявил идею «панафриканизма», поставил знак равенства между колониализмом и нацизмом, провозгласил своей целью «объявить присутствие негро-африканца в мире» и «заставить звучать голос Африки». Один из белых авторов журнала заявлял, что «концепция негритюда была эмоциональной, если не логической, антитезой тому оскорблению, которое белый человек наносил человечности». Негритюд как основную идею африканского возрождения признали 1-й (1919, Париж) и 5-й (1945, Манчестер) панафриканские конгрессы, Конференция африканских народов, состоявшаяся в столице Ганы Аккре в 1958 году.[96] На его основе возникли самые различные версии «национального социализма» у разных африканских народов. В том числе «социализм банту», «африканский синкретический социализм», афроцентризм и негро-африканизм, разницу между которыми даже специалисты находят только с помощью большого количества пальмового самогона. А вот общее у этих учений найти очень легко: «Бей белых!» …Есть, правда, одна нехорошая версия… Состоит она в том, что политические силы Франции сознательно выращивали черный расизм. Уже в 1930–1940 годы они понимали, что колониализм не вечен, колонии удержать не удастся… А черный расизм помог бы подрывать изнутри позиции других колониальных государств, и даже способствовать дестабилизации уже освободившихся африканских государств. Кстати, так оно и было — помогал! И еще как помогал… К тому же преследование белых и мулатов можно было бы использовать как предлог для ввода в любую африканскую страну французских войск: защищать «права меньшинств». Если эта версия верна, то французские спецслужбы трудно поздравить с успехом… Негритюд создали франкоязычные черные богачи, которых возвысили в награду за разработку важной для Франции идеологии. За то, что они окрасили в черный цвет худшие разновидности белого расизма. Награждать и поддерживать Сартра и прочих «борцов за коммунизм» было не нужно — сами прибегут и что хочешь разнесут по трафарету. … А получилось в конце концов плохо, потому что французские политики «слегка» забыли — они ведь и сами белые. Джинн вылетел из бутылки и начал жрать тех, кто его же и выпустил. В Южной Африке идеологию «убунту» южноафриканские политики считают необходимой для Великого Африканского Возрождения (под которым разные политики понимают совершенно разные вещи). В других же африканских государствах руководствуются другими идеологиями и кладут их в основу Великого Африканского Возрождения. Убунту — основа идеологии новой (негритянской) Южно-Африканской Республики. Этим словом из языков зулусов обозначают то «человечность по отношению к другим», то «веру во вселенские узы общности, связывающие все человечество».[97] Переходя от теории к практике, южноафриканские борцы за свободу широко практиковали и практикуют «казнь ожерельем». Пойманному ими белому на шею надевают автомобильную покрышку и поджигают. В числе убитых таким способом людей — несколько женщин. Минимальный возраст «казненного» таким способом европейца называют разный — от 10 до 16 лет. Впрочем, двое «казненных» были беременны. «Проклятый колонизатор» просто не успел родиться. «Мау-мау» Название этого «движения за землю и свободу» происходит от звука, которая издает гиена, пожирающая падаль. Ведь гиена — священное животное. Европейцы клевещут на гиен, потому что они сами плохие. А негры — братья гиен, они учатся у славной, ароматной и красивой сестры-гиены. Вступавший в секту должен был поклясться под страхом смертной казни не выдавать секрета существования секты, не предавать укравших у европейца, платить взносы; клятву он должен был повторить семь раз, каждый перемежая пробой жертвенного мяса и крови. Со временем мау-мау начали силой заставлять соотечественников приносить клятву; в обществе, где все верят в колдовство, нарушить ее немыслимо. Участники движения уничтожали колонизаторов, буквально разрывая или разрубая их на части, пожирали их трупы, а между боевыми вылазками устраивали разнообразные культовые мероприятия, в которых важную роль играли каннибализм и скотоложство. Насколько правдивы сведения об их совокуплении с гиенами, трудно сказать: вроде бы гиены не особо проникались теориями негритюда и не слишком рвались заниматься любовью с повстанцами. А челюсти гиены без особого труда перегрызают бедро взрослому человеку. Считается, что на совести мау-мау — 1800 мирных жителей — африканцев, 500 африканцев из колониальных формирований, 65 европейских солдат, 32 белых поселенца и 49 индусов. Принято считать, что конец восстанию положил захват в плен лидера повстанцев, некого Кимати. 17 октября 1956 года его ранили в районе Ньери, но он сумел спастись бегством через лес, провел в пути 28 часов беспрерывно и покрыл за это время 80 миль, пока не упал от слабости. Потом он охотился по ночам на что придется, пока 21 октября его не нашел местный полицейский. Вскоре его казнили англичане. Есть много причин считать, что первый президент Кении Джомо Кениата весьма тесно связан с мау-мау. Но образ партизан был настолько омерзителен, что даже Джомо Кениата не отменил запрета британцев на деятельность мау-мау. Политически корректные люди твердо знают, что туземцы хорошие, а жили плохо. Так же твердо они знают, что колонизаторы плохие, а жили хорошо за счет хороших туземцев. Поэтому они всегда радуются и ликуют, когда хорошие туземцы побеждают злых колонизаторов. Присоединяться ли к прогрессивным людям и ликовать, когда к власти приходит любовник и сотрапезник гиены, «мау-мау», пусть решает для себя каждый читатель. У автора такие события вызывают скорее сомнения в том, что колониализм успел до конца выполнить свою историческую миссию. Американский черный расизм В США быть белым расистом совершенно немыслимо: допустить самые мягкие высказывания не только о неравенстве рас, а даже о том, что расы не одинаковы, будет актом политического и профессионального самоубийства. А вот черный расизм — явление такое заметное, что о нем защищают диссертации. Автор и не думает отрицать, что американская культура до Второй мировой войны была пронизана белым расизмом. Раздельное школьное обучение белых и африкано-американцев признавалось законным, а армия, ВВС, ВМФ и Корпус морской пехоты официально проводили политику сегрегации. Одним словом, негры «вообще не принимались во внимание как полноценные члены общества», а «самой лучшей карьерой для африкано-американца считалась профессия скрутчика сигар».[98] Даже общение между черным и белым сообществами затруднено: язык африкано-американцев развивался иначе, чем язык белых. Мало того, что в нем есть другие звуки: негр говорит по-английски с акцентом, даже если несколько поколений его предков родились в США. Для этого языка типичны упрощение и символизация, грамматические нормы «языка белых» в нем не соблюдаются. Английский подлинник знаменитой книги Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» трудно читать даже тому, кто хорошо знает английский: в этом романе негр Джим говорит так, что иностранцу его почти невозможно понять. Накануне Первой мировой войны в стране проживало 9,8 миллиона негров (10,7 % всего населения), 90 % которых были сосредоточены на Юге, большей частью в сельской местности. В 1910 году свыше 54 % негров были заняты в сельском хозяйстве, 21 % — в обслуживании, 13,8 % — в горной и обрабатывающей промышленности, 5 % — на транспорте и в связи. Положение негров в городе и в «деревне» было почти одинаково тяжелым. Принятый конгрессом закон о мобилизации на фронты Великой войны 1914–1918 годов требовал раздельного военного обучения и службы белых и черных, рекомендовал направлять последних во вспомогательные, а не строевые части. Хотя негритянские войска сражались храбро, американские генералы не хотели этого признавать, открыто порочили и дискредитировали негров в глазах союзных войск и французского населения как представителей «низшей расы». Европейцев это удивляло, французов — особенно. В тыловых лагерях, особенно в южных штатах, негры постоянно становились жертвами местных расистов. Так, в г. Хьюстон (штат Техас) полиция спровоцировала вооруженное выступление черных солдат, по итогам которого военный суд приговорил 19 негров к повешению и 91 — к тюремному заключению. Дискриминация, антинегритянский террор приобрели во время войны новый размах и остроту. Сами же негры начали относиться к самим себе более уважительно. За годы войны усилилась массовая миграция негров с Юга на Север. Миграция только обострила межрасовые отношения. Белое население враждебно встречало пришельцев с Юга, видя в них конкурентов по работе и причину вздорожания жизни. Вновь был возрожден ку-клукс-клан: в 1915 году некий «полковник» и баптистский деятель У. Симмонс объявил, что «провидение» призвало его восстановить клан. Через год в рядах этой террористической организации насчитывалось около 100 тысяч человек. Именно в военные годы расширялись негритянские гетто в больших городах. Продолжались линчевания негров; по официальным данным, не менее 260 человек за годы войны. В 26 городах произошли массовые негритянские погромы. И после Мировой войны случались погромы. И какие! России такие и не снились. В 1921 году город Тулса, в Оклахоме, насчитывал около 72 тысяч человек, из которых около десяти процентов были афроамериканцы. Они жили обособленной жизнью в отдельной части города, как здесь говорили — «за железной дорогой». Благодаря нефти работа находилась всем, кто хотел. Черное население жило сравнительно в достатке. Там были свои отели, пресса, больница и, конечно, свои школы. Белых более-менее благоустроенная жизнь афроамериканцев не вдохновляла, они посматривали на них с опаской и неприязнью. Бульварная пресса подстрекала, говоря: скоро вся Тулса может превратиться в маленькую Африку или в негритянский городок. Нужно негров унять, чтобы они слишком не зажирели. В 1921 году 59 афроамериканцев было линчевано в окрестностях Тулсы. Обычным поводом для линчевания было состряпанное обвинение, что некий афроамериканец хотел изнасиловать белую девушку. После Первой мировой войны, в которой участвовало много афроамериканцев, некоторые участники войны вздумали было протестовать. Но это еще больше ожесточило ку-клукс-клан. В 1921 году некий афроамериканец, молодой человек Ричард Роуланд, должен был спуститься на лифте. Девушка, обслуживающая лифт, увидя черного, нажала на спуск прежде, чем он вошел в лифт. Он заторопился и упал ей под ноги».[99] На вопли девицы сбежалась толпа. Никто и не думал разбираться, что вообще произошло. Зеваки «точно знали», что парень собирался охально изобидеть белую, и собирались его линчевать. Полиция тоже не вникала в детали, потому что и полицейским было «все ясно». Они арестовали Ричарда Роуланда и увели его в тюрьму. «Пресса подняла вой, что, дескать, время унять негров, что они якобы обнаглели, забыли свое место. Журналисты представили девушку 17-летней бедной сиротой, которая зарабатывала трудовые гроши на образование. Описали ее страдания, «разорванное платье», царапины на лице. Позже было установлено, что ничего этого не было, что девушка была совсем не девушка, а женщина сомнительного поведения… Под вечер у здания суда, которое служило и тюрьмой, собралась толпа человек в 500, требуя выдачи черного юноши на расправу. Афро-американское население всполошилось. 25 черных с оружием прибыли к зданию суда».[100] Вот, собственно, и весь пусковой механизм начавшегося погрома. Кто первый начал стрелять и кто первый пустил в дело нож, выясняют до сих пор, причем есть очень разные версии. Все эти версии выдвигаются в очень большой зависимости от цвета кожи и убеждений исследователя. Во всяком случае, началась драка с применением дубинок и холодного оружия, раздались револьверные выстрелы. Черных было меньше, порядка 75 человек против двух тысяч белых, они отступали внутрь черного квартала. «Когда погром начался, начальник полиции послал телеграмму губернатору штата с просьбой выслать национальную армию резервистов. Поезд с солдатами прибыл только утром, когда все уже было окончено. Солдаты не торопились. Да и вмешиваться уже не имело смысла».[101] Говоря коротко — негритянская часть города Тулсы перестала существовать. Число убитых называют разное — от 36, по официальной версии того времени (но власти, скорее всего, старались преуменьшить масштаб события), до 175 по версии бульварных газет (но они могли преувеличить). Наиболее вероятна цифра одного из современных исследователей — «около 100». Известно, что Красный Крест оказал помощь примерно 1000 человек, в том числе женщинам и детям. Известно, что грузовики, нанятые властями, вывозили трупы из города и потом эти трупы сваливали в реку или в наспех вырытые братские свальные могилы. Черная молодежь и вообще все, кто мог, ушли из города. Те, кто уйти не мог или кому было некуда идти, зимовали в палатках и очень нуждались в самом необходимом. Городские же власти изо всех сил замалчивали происшествие, мешали оказывать помощь пострадавшим, а неграм мешали восстанавливать свои жилища. 75 лет спустя, летом 1996 года, городские власти официально извинились за погром и поставили мемориальную стену на одной из улиц бывшего афро-американского города с надписью: «1921, Черная Уолл Стрит». Несколько уцелевших и доживших до нашего времени пострадавших заговорили о материальной компенсации… но не получили ни гроша. Погром в Тулсе — вовсе не единичное явление. В Сент-Луисе погром произошел в 1917 году, причем убито было 125 черных, в Чикаго в 1919 году — 36 человек, в городе Элайн (штат Арканзас) в 1919 году убили 38 негров. Конечно, участие в Первой мировой войне многое изменило в сознании негров. Они сравнивали положение в Европе, где не было подобного оголтелого расизма, и в США, делали соответствующие выводы. Ветераны войны встали в первых рядах негров, оказывавших вооруженное сопротивление расистам в погромах 1919 года. Вторая мировая 1939–1945 годов еще больше изменила массовую психологию. В войне принимало участие 900 тысяч темнокожих солдат и 8 тысяч негров-офицеров. Несмотря на политику сегрегации, они служили даже в элитных войсках, в частности ВДВ и ВВС. При том, что и здесь воинские подразделения были не смешанные. Военнослужащие — американские негры побывали на Европейском, Тихоокеанском и Континентальном (Китай, Бирма, Индия) театрах военных действий. Они получили не только боевой, но и жизненный опыт. После войны им был присвоен статус ветеранов. Формально это давало ряд льгот, в первую очередь на получение образования, а неформально ветераны всегда пользовались уважением в американском обществе. Большая часть белых ветеранов войны очень лояльно относилась к афроамериканцам, особенно к ветеранам. В первой половине XX века у американских негров наметились две идейные альтернативы. Первая — путь «черных джентльменов», то есть перенимать консервативные белые ценности: создание крепкой семьи, вхождение в средний класс. Вторая альтернатива — развивать свою культуру, отрицая ценности белой культуры, максимально отмежевываясь от белого сообщества. Трудность этого пути в том, что культура африканских предков у этих людей давным-давно была утрачена. Разве что ее можно придумать… Уильям Эдуард Беркхард Дюбуа (1868–1963) разрабатывал доктрину африкано-американской общины по образцу белого общества. В Массачусетсе, где он родился, сегрегации не было. Еще недавно этот штат имел репутацию самого «белого» штата США. Негритянская община здесь была небольшая, материально и социально респектабельная. Дюбуа сделал вывод, что причины белого расизма лежат в невежестве, в первую очередь черных. Черная раса почему занимает подчиненное положение? Из-за отсутствия образования. Значит, за образование негров надо бороться! «Белые намеренно создали неравную систему школ для негров, — писал Дюбуа. — Если бы американские негры имели половину тех возможностей научиться читать, писать и считать, которыми располагают русские, то сегодня не было бы никакого негритянского вопроса». При чем тут русские?! При том, что в СССР («у русских») больше нет «эксплуатации», «все равны», и, следовательно, надо делать так же для негров в США. В Гарлеме не было, к счастью тамошних негров, коммунизма. Но черное общество, построенное по образцу белого, — было! Сегодня образ Гарлема — исключительно негативный, как «дна». Но этот изначально престижный район Нью-Йорка стал таким только после Великой депрессии 1929–1933 годов. Сначала его планировали заселить людьми белого среднего класса… но в 1910-е годы цены на жилье резко упали, и район стали заселять респектабельные негры. Дети своего общества, они тоже были расистами. Например, черные гарлемиты яростно протестовали против десегрегации школьного образования в 1920-е годы. Они не хотели, чтобы их дети посещали общие школы вместе с белыми детьми: не были уверены, что белые дети «будут достаточно хороши». А параллельно с этими тихими, интеллигентными расистами поднимается движение «гарвинизма» — по имени его организатора, Маркуса Гарви. Маркус Гарви родился в Британской Вест-Индии, на Ямайке, в 1867 году. С молодых лет он начал изучать негритянские движения не только Вест-Индии, но и всего мира. В 1914 году он основывает на Ямайке Всемирную ассоциации по улучшению положения негров (ВАУПН). На Ямайке его мало кто слушает, «приходится» ехать в США. Вот в Гарлеме газету «Черный мир» читают! В ней Гарви требовал «установить всемирное братство среди [людей черной] расы, распространить расовую гордость и любовь, восстановить величие падшей расы, распространить христианство среди исконных африканских племен, основать университеты, колледжи и школы для дальнейшего развития образования и культурного уровня детей расы, поддерживать всемирные коммерческие и производственные отношения». Речи, которые привели бы Гитлера в умиление. В 1919 году в США было уже 30 местных отделений ВАУПН, а в 1923-м — 418 отделений. Гарви был убежден, что черные американцы не добьются равноправия в США, им необходимо переехать в Африку, на землю своих предков, и там организовывать новое справедливое государство. Главный лозунг «гарвинизма» был: «Назад в Африку!» Все черные, где бы они ни проживали, объявлялись гражданами Африки. Но Либерия его категорически не устраивала. В своих речах он предрекал коронацию черного короля на Африканском континенте. Для вооруженного сопротивления белым Гарви сформировал несколько военизированных отрядов — вооруженные части армии нового негритянского государства. «Вооруженные силы» «Африканской Республики» включали «Всемирный африканский легион», «Всемирную организацию сестер черного креста», «Всемирный африканский механизированный корпус» и «Летный корпус Черного орла». То есть, говоря попросту, организовывал незаконные вооруженные формирования. Стремясь оградить негритянское население от влияния белой культуры, Гарви основал Африканскую ортодоксальную церковь. Он утверждал, что Бог, Дева Мария и ангелы были неграми, а дьявол, естественно, белым. В конце 1930-х годов Гарви даже заявил: «Европейский фашизм вторичен, ведь идея превосходства и чистоты расы принадлежит нам и датируется началом века. Это мы были первыми фашистами». Сознался, гад! На почве расизма Гарви очень сблизился с ку-клукс-кланом и проводил с ними совместные заседания. Поскольку переезд всего африкано-американского населения в Африку представлялся явно невозможным, Гарви нашел простой «выход»: основал «Африканскую Республику» в Нью-Йорке, со своими «армией» и «правительством». Для привлечения сторонников велась широкая пропагандистская кампания. Активно проводились красочные парады, празднества, церемонии, привлекавшие массу зрителей. Себя Гарви объявил королем будущей «Африканской империи», назначенным на эту должность милостью Чернокожего бога.[102] Маркус Гарви присвоил себе до двух десятков титулов: «Его высочество повелитель», «Его превосходительство временный президент Африки» и даже «Наместник черного Бога». Быть без аристократии императору несолидно (как и императорам Гаити). Гарви раздавал своим приближенным такие титулы, как «рыцарь Нильский» или «герцог Нигерийский». Все официальные лица, аристократия и военные чины носили униформу с наградами «Африканской Республики». Парады в Гарлеме с участием оркестров привели к огромному росту популярности движения ВАУПН и росту его членов до двух миллионов человек (Гарви называл от 6 до 11 миллионов, но это он явно завирался). С 1919 года Маркус Гарви всерьез занялся бизнесом. Он основал пароходную компанию «Линия Черная звезда». Она должна была обслуживать сообщение на линии США — Либерия, по которой афроамериканцы должны были переправляться в Африку на постоянное место жительства. Компания была преобразована в акционерное общество, причем акции продавались исключительно афроамериканцам. Затем были основаны Корпорация негритянских фабрик, сеть кооперативных магазинов, ресторан, ателье с магазином одежды и издательство. 1 августа 1920 года Гарви открыл международную конференцию, в которой участвовали делегаты 25 африканских колоний. На ней была принята «Декларация прав негритянских народов мира», провозглашавшая борьбу против притеснения черного населения во всем мире и требовавшая предоставления ему основных прав. Сложность в том, что идеология идеологией, а американцы убеждены: нужно соблюдать законодательство! А Гарви его не соблюдал, как придуманное отвратительными белыми. В 1922 году Гарви осуждается за финансовые махинации и на пять лет попадает в тюрьму. После выхода из тюрьмы он пытался возродить движение, однако ничего не вышло: он полностью потерял весь свой авторитет в негритянском движении. В 1927 году по личному приказу президента Кулиджа его депортируют на Ямайку. Там он тоже никому не нужен. Гарви умер в 1940 году в Лондоне, в полной политической изоляции. Но идеи «гарвизма» не умерли! Даже идея Африканской церкви — живехонька. Преподобный Элберт Клидж, крупный теоретик «черного христианства», даже написал монографию «Черный Мессия». Он уверял, что Христос был негром, пришедшим из Африки в Палестину. Его идеологии Америка обязана демонстрациями под лозунгами «Белые распяли Христа» и убийствами белых — надо полагать, лично распинавших черного Иисуса. Идея особого негритянского государства? В 1960-е лидеры движения «Власть черным» вновь выдвинули эту идею. X. Ньютон (1942–1989), глава партии «Черная пантера», считал необходимым отделение черной «колонии» от белой «метрополии» всеми возможными средствами. Этот черный маоист и расист одновременно даже написал несколько книг: «О правильном подходе к революции», «Движение за освобождение женщин и гомосексуалистов», «Пробуждение сознания». В своей автобиографии «Революционное самоубийство» Ньютон объяснял: обычно самоубийства совершаются реакционные, как признак слабости перед миром. А он совершает революционное самоубийство: отрекается в жизни абсолютно ото всего, ради победы революции. Такие примерно идеи были в России у народовольца Нечаева.[103] В 1971 году он посетил Китай. Его кумир Мао революционера не принял — ведь Ньютон не был главой государства. Принимал его премьер-министр Чжоу Эньлай и жена Мао — Цзян Цинь. По возвращении в США Хью Ньютона опять арестовали за новое убийство, он сбежал на Кубу. В марте 1989 года Ньютона в очередной раз осудили на шестимесячный срок за присвоение общественных средств, собранных на содержание школ в Окленде. В августе 1989 года его застрелил активист Черной партизанской семьи — еще одной подпольной левацкой организации — прямо на улицах Окленда. Р. Каренга, лидер движения «US», упоминал о необходимости создания независимого государства афроамериканцев прямо на территории США. Ф. Маккиссик, национальный директор Конгресса расового равенства, требовал: надо добиться контроля афроамериканцев над несколькими штатами и там строить свое государство. «Черные мусульмане» также хотели создать свое государство. Основатель и первый лидер движения «Назад к исламу» еще в 1913 году даже сменил имя с Тимоти Дрю на Нобель Дрю Али — очень мусульманское, ведь «как известно», все ввезенные в Америку в кандалах африканцы были мусульманами. Он основал даже несколько «храмов марокканской науки», а в 1929 году был убит в Чикаго — судя по всему, одним из членов своей же организации. В 1930 году в Детройте Уоллес Д. Фард назвал себя перевоплощением Дрю Али. Какое отношение переселение душ имеет к исламу — вопрос не ко мне. По словам Фарда, исповедующие ислам восточные народы — сплошь негры. Бог сделал избранным народом вовсе не евреев, а не ведомый никому выдуманный им народ шабазз: предков американских негров. Ни в каких исторических источниках никакой шабазз никогда не упоминается. Ввозили негров в США из разных мест Африки. Итак, американские негры — это потерянная и вновь найденная «нация ислама». «Нация ислама» должна возглавить все «небелые» народы мира и поголовно уничтожить злую, жестокую белую христианскую цивилизацию. Как только убьют последнего белого, наступит новая эпоха вечной гармонии, мира и счастья. По дороге к этому счастью черные мусульмане должны создать свое суверенное государство — опять же на территории США. Руководствуясь этими идеями, Фард основал храм в Детройте и начал организовывать вооруженные отряды под названием «Плод ислама»: бороться за автономию «Нации ислама» в США. В 1934 Фард исчез при невыясненных обстоятельствах. Его тут же начали поминать как «Аллаха».[104] Помощник исчезнувшего Фарда Илайджа Мухаммед сделался его «пророком». Этот «пророк» возглавлял «черных мусульман» до 1975 года, его сменил некий Фаррахан. При нем появился лозунг «Если два народа, черные и белые, в Америке не могут жить в мире, разве не мудро для нас развестись?» Чем эта идея отличается от идей белого апартеида? Как в ЮАР? Принципиально — не отличается ничем, но никакого возмущения в мировой прессе по их поводу нет. Это белым нельзя пропагандировать и практиковать апартеид. Неграм — можно. «Нация ислама» отличается от других американских черных расистов только одним: долговечностью. Она как возникла в 1930-е, так до сих пор, уже почти сто лет, существует почти в неизменном виде. Удивляться ли тому, что полиция преследует людей, готовых буквально разорвать США на части? Из «Нации ислама» или из «Черных пантер»? В СССР невероятно много шумели о судьбе некой Анджелы Дэвис (р. 1942) — ныне профессора философии в Калифорнийском университете в Санта-Крусе. Ее тоже преследовала буржуазная полиция США… Особенно после того, как она не где-нибудь, а в тюрьме Сан-Квентин встретила некого Джорджа Джексона, активиста «Черных пантер». Его обвиняли в нападении на полицейского. Анджела Дэвис вроде как бы влюбилась… Правда, позже в интервью журналу Out в 1997 году Дэвис сообщила, что она — лесбиянка. В своей книге она пишет об извращенках с таким сочувствием, что, похоже, это правда.[105] Брат преступника Джонатан и двое его приятелей попытались освободить заключенных, захватили в заложники обвинителя, нескольких судей и присяжных. Заложников освобождали, убили Джонатана, одного из его сообщников, а те успели убить судью. По законам штата Калифорния владелец оружия, из которого совершено убийство, — соучастник. Дэвис два месяца скрывалась и все же была арестована. Доказать причастность Анджелы Дэвис к захвату заложников и убийству не удалось, но полтора года она провела в тюрьме. Мало у кого были сомнения в ее виновности. Просто поразительно, но во всем мире «демократическая общественность» подняла вой о «нарушении прав» человека и особенно негров в США. Призывы «Свободу Анджеле Дэвис!» получили широчайшее распространение. В тюрьму Дэвис писали письма, в том числе дети из школ всего Советского Союза. Член ЦК Компартии США Анджела Дэвис приезжала в СССР, общалась с Брежневым, но не оставляла и расовых вопросов. Как и Сенгор, она помнила, что принадлежит к угнетенной расе. В 1991 году Компартия США поддержала ГКЧП, и тогда Дэвис вышла из нее. Сейчас она состоит в какой-то другой радикальной партии, борется за права женщин и заключенных. Выступает против гомофобии, то есть против некой «ненависти к педерастам», и смертной казни. Рэп Браун, «министр юстиции» партии «Черная пантера», опубликовал книгу «Умри, ниггер, умри!». Эту книгу по характеру оценок сравнивают с творениями идеологов ку-клукс-клана. Другой сборник статей называется «Долой свиней! История и литература партии «Черная пантера». Кто такие «свиньи»? А это американские полицейские. Действительно, и чего это полиция «прицепилась» к бедным борцам за свободу? А нужно ли было убивать? Справедливости ради — и идеи Дюбуа никуда не делись. Причем именно они сильнейшим образом изменили все американское общество. Порукой тому — судьба Мартина Лютера Кинга (1929–1968). Именно после его выступлений белый расизм в США ушел в прошлое. Он призывал добиваться не господства черных над белыми, а равенства. Причем добиваться — мирными способами. Баптистский проповедник, он не стрелял в полицейских и не пропагандировал переход в ислам. Он произносил речи, в которых оперировал христианскими религиозными понятиями, и некоторые из его речей сегодня считаются классикой ораторского искусства. Он проводил марши протеста — мирные, без оружия. Свою речь «У меня есть мечта» («I have a dream») Мартин Лютер произнес в 1963 году во время марша на Вашингтон у подножия монумента Линкольну. Ее слушали около 300 тысяч американцев. А пропагандировал он в ней не черный расизм, а расовое примирение, опираясь на дух того, что в США называют «американской мечтой». Он боролся за введение законов, запрещающих расовую дискриминацию, и именно за это получил Нобелевскую премию мира. За это его и убили 4 апреля 1968 года, во время 6-тысячного марша протеста в деловой части Мемфиса, штат Теннесси. Выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы… Я смотрел вперед и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас: все мы, весь народ увидит эту Землю». 4 апреля в 18 часов 01 минуту Кинг был смертельно ранен снайпером Джеймсом Эрлом Реем, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн». Официально было признано, что Рей был убийцей — одиночкой, но многие и по сей день считают, что Кинг пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за идеалы христианства. Его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве. Кингу установлен бюст в Большой Ротонде Капитолия в Вашингтоне. На его могиле выгравированы слова: «Свободен наконец… Свободен, свободен, свободен, наконец!» Арест очередного черного боевичка никогда не вызывал общенародного взрыва. Пелтиер и Дэвис хотели бы такого взрыва, лучше бы и гражданской войны — но устроить ее оказалось не в их силах. А вот убийство Мартина Лютера Кинга вызвало общенациональное возмущение, бунты чернокожего населения более чем в ста городах. Правда, часто они жгли свои собственные дома. Американцы объясняют, что им до такой степени надоели собственные гетто. В Вашингтоне дома горели в шести кварталах от Белого дома, а на балконах Капитолия и лужайках вокруг Белого дома разместились пулеметчики. 46 человек были убиты, 2,5 тысячи ранены, а на подавление беспорядков было брошено 70 тысяч солдат. Одни делали вывод: это убийство доказывает неисправимость системы, бессмысленность ненасильственного сопротивления. Другие продолжали дело Мартина Лютера. Вскоре расовая сегрегация была объявлена вне закона. В 1970-е трудно было позавидовать советским агитаторам, рассказывающим о разгуле белого расизма в США: эта страница истории оказалась раз и навсегда перевернута. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником всех американцев независимо от цвета кожи. Несостоявшийся индейский расизм Трудно позавидовать и агитаторам, рассказывавшим об угнетении индейцев. То есть было! Все было… Были войны с племенами за землю, были скальпы, которые снимали друг с друга и белые, и индейцы. Был закон штата Калифорния, по которому разные суммы можно было получить за скальп индейца разного пола и возраста. Был «Закон о переселении индейцев» от 28 мая 1830 года. Согласно закону индейцы изгонялись из Соединенных Штатов: тогда Штаты кончались на берегах реки Миссисипи. Индейцев переселяли на другой берег, на «Дороге слез» погибло около 4 тысяч человек. После Гражданской войны 1861–1865 годов белые поселенцы стали заселять западную часть страны, появились индейские резервации. Одни историки считают, что резервации должны были стать промежуточным этапом для включения индейцев в новую для них цивилизацию. Другие придерживаются менее официальной точки зрения и видят в создании резерваций попытку уничтожения индейцев: если и не физического, то духовного. В любом случае все индейцы стали гражданами США только в 1924 году. Если кто-то и планировал уничтожение — оно не состоялось. Но и до 1924 года все ведь прекрасно знали: рабами индейцы не будут. В плену они долго не живут, а обидчикам платят по всем правилам кровной мести и со всей жестокостью первобытных людей. В СССР все было просто: индейцы — защитники своей земли от агрессии, белые поселенцы — тупые садисты и расисты, не считающие индейцев людьми. Но ведь и белые поселенцы в большинстве своем не первое поколение жили в Америке. Они — тоже «коренное население». Что же до индейцев… Есть множество описаний, сделанных участниками событий и живыми свидетелями. Великих писателей Америки, Брета Гарта и Марка Твена трудно назвать расистами. Но Брет Гарт описывает ничем не спровоцированное нападение на переселенцев. Его герой, Кларенс Брант, остается в живых случайно, отстав от каравана переселенцев. А индейцы превращают всех едущих в «грязные кучи лохмотьев, из которых без всякой пощады вырвано все великолепие жизни».[106] Марк Твен описывает набег навахов, которые насиловали дочерей на глазах прибитых гвоздями к стене дома родителей. А узнав, что именно «индеец Джо» собирался отрезать уши и нос у вдовы, жители городка не удивляются — они этого и ждали от индейца.[107] Так что особая жестокость индейцев — была. Европейцы порой мало от них отличались. Нам, недалеким потомкам, их жестокость кажется порой совершенно устрашающей, но до индейцев европейским переселенцам всегда было очень далеко. Ведь чем больше цивилизации — тем меньше жестокости. И дикость индейцев была, и их приверженность к пьянству вместе с моментальным патологическим опьянением от любых доз спиртного. И отталкивающая примитивность. Случайно встретив индейца в прерии, герой Брета Гарта видит «полуголого дикаря с тупым грубым лицом».[108] Но еще у индейцев была СИЛА. В своей автобиографической повести американская писательница рассказывает, как в их дом вломились индейцы — «грязные, противные и злые» — и украли все, что могли. Когда они издали боевой клич, девочка-подросток упала в обморок, и «прошло много времени, прежде чем к ней вернулась способность видеть, думать и разговаривать». Да и ее папа полагает, что «им и ружей не надо. Этот рев кого хочешь до смерти напугает».[109] Любой белый американец мог относиться к индейцам как угодно, но вынужден был учитывать: индеец одним криком может довести до обморока твоих детей. А против тебя самого он успешно применит и ружье, и лук, и томагавк. Индейцы воевали и друг с другом, и с белыми, долгое время понятия не имея, что все они — люди одной расы, «индейцы». Но и потом расистами не стали — в отличие от африканцев. Негры были рабами потому, что это их устраивало. Индейцы были союзниками и согражданами, потому что заставляли себя уважать. Во время Первой мировой войны появилась грандиозная идея: использовать индейцев-шифровщиков. Языки их мало известны, пойди — прочитай. Во время войны с Японией 3600 военных из племени навахов служили во всех подразделениях американских войск связистами. Сообщения не нужно было шифровать: в Японии не было ни одного военного, который знал бы язык навахов. Вообще же во время Второй мировой войны в армии США служило 25 тысяч индейцев. Но и до мировых войн дискриминировали индейцев очень мало. Не продавали спиртного? Так им и не надо было продавать спиртного! В их организмах нет фермента, расщепляющего алкоголь: алькогольдегидрогеназы. Поэтому индейцы пьянеют мгновенно, страшно и даже от микроскопических доз спиртного. Не потому, что они ниже или хуже европейцев, а как раз потому, что у них здоровая печень и они — потомки никогда не пивших людей. Кстати, у негров в организмах полно алькогольдегидрогеназы, они пьют «не хуже» белых; при желании — до такого же свинского состояния. Так что не продавать индейцам виски — это не дискриминация, это скорее забота. А кроме отказа продавать индейцам виски, особой дискриминации и не было. Если индейцы не были гражданами США, так были гражданами «своих» штатов или подданными своего племени в резервациях. Можно было совершать самые различные преступления, а потом сбежать в резервацию — в резервации полиция не заходила, и выдачи из резервации не было. Тоже привилегия своего рода. А еще в конце XIX века в США пошла невероятная мода на все индейское: это же коренные жители! Исконные американцы! Иметь в своих жилах капельку индейской крови сделалось высшей мерой американского снобизма: не меньшей, чем принадлежать к потомкам самой ранней волны переселенцев, иммигрантов XVIII века. Многие врут, придумывая себе индейских прабабушек, — лишь бы быть «немного индейцами». После Второй мировой войны мода на «индейское» породила такие забавные парадоксы, как мода на «индейское» колдовство. Российский читатель хорошо знает «учение дона Хуана», придуманное американским антропологом Кастанедой.[110] Высосанное из пальца Кастанеды «учение» не имеет, конечно, никакого отношения к индейцам, но каков масштаб коммерции! «Магическая» серия Кастанеды переведена на 17 языков мира, «учению дона Хуана» и «магическим практикам» обучают в специальном центре «Тансегрити» и берут плату, от которой упали бы в обморок от зависти все рядовые жители резерваций. Менее известен в России крупный американский жулик Бернард Медофф (с русскими корнями, кстати) — создатель самой крупной «финансовой пирамиды» за всю историю США. В данный момент аферист находится в очень подходящем для него месте — в тюрьме Бутнер штата Северная Каролина: отбывает свои 150 лет за мошенничество. Он очень трепетно относится к «индейским ритуалам» и раз в неделю, тщательно сверяясь с положением луны, постится, курит священную трубку и молится священному койоту, ворону, поганым грибам-мескалинам и кому-то еще. Администрация тюрьмы не мешает Медоффу, хотя он уверяет, что умеет проходить сквозь стены и становиться невидимым. Вот дурманящих грибов ему все-таки не дают. К той же категории забавных мифов относится, конечно, и голливудский образ индейца-чудика, из головы и задницы которого торчат птичьи перья, который все время возглашает «Хау!», «Я все сказал!» и скачет на лошади, издавая дикие вопли. Реальных же, неголливудских индейцев в США живет примерно 1,6 миллиона человек. В 1700 году на территории США жил 1 миллион индейцев — это если мы о геноциде. Из 553 племен ни одно не исчезло без следа. Треть индейцев живет в одной из 563 резерваций. Уровень бедности в резервациях в два раза выше, чем тот же показатель в целом по стране: необеспеченных среди индейцев 24,5 %, в то время как всего в США за чертой бедности живет лишь 12 % населения. Но многие индейцы и не хотят жить, «как белые». Средний же доход индейской семьи составляет 32 116 долларов в год. Индейцы резерваций платят общие государственные налоги, как и все жители США, они не облагаются налогами штатов. Земли, полученные индейцами от федеральных властей, и доходы от их эксплуатации находятся вне налогообложения. Считается, что индейцы имеют два основных источника дохода — государственные субсидии и азартные игры. При Рональде Рейгане, в 1983 году, были узаконены «индейские казино». В 1988-м конгресс США принял специальный закон «О регулировании азартных игр, организуемых индейскими племенами». Правда, этот «индейский бизнес» быстро прибрала к рукам вполне «белая» мафия, в основном ирландская и итальянская: внутренняя полиция резерваций не допускает в резервации ФБР и другие спецслужбы. Уголовникам раздолье! Одновременно индейцы могут получать высшее образование, не оплачивая обучение и поступая в университеты по специальной квоте. Кто хочет, делает и академическую карьеру; среди пуэбло и алгонкинов есть доктора наук и профессора. Так вот, в США почти не было «антииндейского расизма». В голливудских фильмах про «индейских собак» говорят, а в реальной жизни почти не говорили. И индейского «антибелого» расизма тоже практически нет. В семье, наверное, не без урода, но как явления — нет. В конце 1970-х в СССР шла целая кампания в поддержку индейца племени оджибвеев, Леонарда Пелтиера (род. в 1944 г.). Вообще, события в резервации Спирит-Лейк известны плохо, и, судя по всему, там никто не имеет права на белые одежды. Говорят, что в 1973–1975 годах специальная «команда головорезов» из ФБР убила то ли 63, то ли 69, то ли «более 300» индейцев из Движения американских индейцев. Остановка за тем, что это обвинение никогда не было документировано и доказано. Интеллигентский треп, не более того. Доказано, что на индейцев оказывалось давление — американский бизнес хотел проникнуть на территорию резервации. Доказано, что индейцы сопротивлялись с оружием в руках. Доказано, что 26 июня 1975 года машины агентов ФБР обстреляли, а двое из них были застрелены в упор. Ответным огнем был убит один индеец. После этих событий Пелтиер бежал в Канаду, оказался в списке «10 самых разыскиваемых преступников Америки», а 6 февраля 1976 года был передан Канадой США на основании показаний индианки Мертл Бедный Медведь. В апреле 1977 года Пелтиер был приговорен к двум пожизненным заключениям за двойное убийство. Судя по всему, показания Мертл были даны под давлением, а никакой уверенности, что стрелял именно Пелтиер, у самих же сотрудников ФБР нет. В СССР поднялся крик о «расизме», стали говорить о близком родстве народов Сибири и индейцев. Некоторые тувинцы и хакасы так прониклись этой идеей, что стали носить куртки с бахромой и банданы с перьями — как актеры Голливуда, играющие индейцев. Стали еще носить футболки с изображением дядьки с головным убором из перьев. Но при всей отвратительности этой истории где же здесь расизм? Противная история с попыткой оттяпать чужую землю, лжесвидетельством и осуждением… ну, нельзя сказать, что невиновного, но скажем так — человека, чья вина не доказана. Но вот расизма тут нет ни капли. И Пелтиер не расист. Он никогда не говорил, что белые — низшая раса и что их надо за это убивать. Он участвовал в криминальной разборке, отвечая на преступления преступными же методами. Но и только. Как индейцев Канады загоняли в резервации: пропаганда и реальность В 1700 году в Канаде жило примерно 150 тысяч человек. В 2006 году — 732 тысячи индейцев, из них почти половина моложе 25 лет. О расизме канадского правительства и всего общества в СССР говорилось немало. О нем — известный роман Фреда Ботсфорта.[111] О том, как индейцев шеванезов загоняли в резервацию, — прекрасная детская книжка Станислава Суплатовича.[112] Читаешь — и жуть берет! Королевская конная полиция с карабинами идет против индейцев с луками и стрелами, силой загоняет их в резервацию, где индейцев ждет смерть от голода. Ужас! А какова сцена, где индейцы режут руки, капают на родную землю кровью — в знак того, что не уйдут с родной земли! Возвышенно-то как… Вот только есть некоторые вопросики… А вернее — некоторые соображения. Во-первых, шеванезы никогда не жили в Канаде. Племя шауни обитало и обитает на территории США. Во-вторых, приведенные Суплатовичем «индейские» слова взяты из разных языков и меньше всего из языка шауни. В-третьих, у Суплатовича упоминаются растения и животные, которые никогда не встречались даже близко от мест, которые он описывает. Упоминанием тех или иных чисто биологических и географических несуразностей легко можно заполнить буквально несколько книг. В-четвертых, биография мамы Станислава Суплатовича хорошо известна: она никогда не принимала участия в революционном движении и никогда не бежала в Америку. В-пятых, огнестрельное оружие индейцам Канады известно уже лет 200. В 1930-е годы они не первое поколение были вооружены карабинами. В-шестых, в Канаде индейцы были гражданами с середины XIX века. В-седьмых, в резервации в Канаде никого никогда не загоняли — просто потому, что в Канаде резервации создавались не для того, чтобы держать в них «расово чуждых». Резервации в Канаде служили, чтобы сохранить за индейцами часть их земель. Таких резерваций в Канаде порядка 60, из них больше сорока — очень маленькие. Есть резервации в 10, в 30 гектаров. Используют их исключительно как места летнего отдыха и развлечений типа рыбалки и как летние лагеря для детей: чтобы помнили о предках, знали хотя начатки языка. На русский язык переведены книги сына спившегося английского фермера, Арчибальда Стэнсфелда Билэйни, женатого на индианке и принявшего имя Серая Сова (1880–1938)[113] (в истории околоиндейской литературы — сплошные самозванцы, что поделать…). Арчибальд Билэйни называл себя индейцем, придумал себе индейскую биографию… И как-то он не подвергался дискриминации; по крайней мере, в резервацию его не депортировали. Он выступал в самой престижной аудитории, в числе прочего был принят при английском дворе. Более того, после смерти Серой Совы дотошные журналисты выяснили тайну его английского, а не индейского происхождения. Одно время это крайне отрицательно сказалось на его репутации: все хотели читать книги натурального индейца, а не сына запойного фермера. Другие описания Канады, как раз 1930-х годов, есть у польского путешественника Аркадия Фидлера.[114] Он тоже не заметил никакой дискриминации индейцев, хотя жил и охотился с индейцами племени кри. Версии о том, как и откуда появился Станислав Суплатович в Польше 1939 года, высказывают разные… включая то, что он — еврей по отцу, родом из города Радомышль. Получается, что мама с папой сбежали в СССР, были репрессированы, а в 1939 году мама с сыном смогли вернуться… В любом случае его книга — великолепная по масштабам и по результатам идеологическая диверсия. Сразу всем детишкам всех стран соцлагеря становилось очевидно, какие страшные расисты засели в этой неприличной буржуазной Канаде! И вообще какая там, у «буржуев», кошмарная жизнь. Проверить рассказы Суплатовича в СССР было совершенно невозможно: «Земля соленых скал» вышла первый раз в 1957 году, а ведь до конца 1980-х и в Польше, и тем более в СССР не было ни малейшей возможности получить доступ к американским и канадским книгам об индейцах и о природе Канады. Об этом даже просто и не думали. Тридцать лет кряду можно было безнаказанно врать практически все, что угодно. Но вот что важно: у канадцев нет расистского отношения к индейцам. И не было никогда. И у канадских индейцев тоже нет «своего» расизма. Совсем нет. Наверное, они слишком заняты, чтобы заниматься ерундой. Говорить же о расизме индейцев Латинской Америки просто смешно… Все латиноамериканские нации — это метисные нации. Там есть, конечно, группы местных коммунистов, которые смешивают «вечно живое учение» красной тряпки с жутковатыми лозунгами типа «белые придумали экологическую катастрофу». Эти люди большого ума и культуры, с образованием классов в пять в среднем, пытаются «доказать», что раньше, до прихода злобных европейцев, у индейцев их племени уже давно был социализм. Это потом белые украли у индейцев их изобретение. Кроме того, индейцы не рвали тело матери-земли, пачамамы, железными плугами, возделывали ее деревянными палками-копалками, и потому пачамама их любчла и давала им много еды. Еще белые придумали христианство, города, лекарства и автомобили. Надо перерезать белых, возделывать землю палками-копалками, восстановить храмы древних языческих богов, поставить прежние идолы — и все сразу станет замечательно. В Боливии, где 55 % населения составляют индейцы кечуа и аймара, а 30 % — метисы, 29 января 2009 года ввели новую конституцию. В ней, где наряду с контролем государства над ключевыми секторами экономики, вводится обязательное изучение индейских языков, отменяется католицизм как государственная религия, а вместо него вводится государственное почитание пачамамы. «Вот теперь мы можем распрощаться с колониальным прошлым. Настал конец неолиберализму, конец латифундиям. Мы будем править так, как захотел народ, а народ захотел изменить Боливию», — заявил президент Моралес.[115] Но ведь даже это дикарское языческое мракобесие — никакой не расизм. Примечания:1 Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (авторизованный перевод Philip's Millenium Encyclopedia). М.: Астрель, 2003. 8 Бенуа А. де. Что такое расизм \\ Атеней. № 5. С. 21–26. 9 Доклад Комитета по ликвидации расовой дискриминации. Пятьдесят восьмая сессия (6–23 марта 2001 года). Пятьдесят девятая сессия (30 июля — 17 августа 2001 года) Организация Объединенных Наций \\ Нью-Йорк, 2001 год. 10 Видерсгейм Р. Строение человека со сравнительно-анатомической точки зрения. М., 1900. 11 Бушан Г. Наука о человеке. М., 1911. 85 Буровский А. М. Еврейский расизм. М.: Яуза, 2010. 86 Кап F. Die Juden als Rasse und Kulturvolk. Berlin, Weltverlag, 1921 C. 199. 87 Ibid. C. 202. 88 Очерк истории еврейского народа. Том 1. С. 193. 89 Там же. Том 1. С. 192. 90 Хмельницкий Д. Под звонкий голос крови. Советская эмиграция и национальная идея. Рига, 1998. 91 Козак А. Еврейская красота //Лехаим. 2001. № 3 (107). С. 25. 92 Там же. 93 Кац A. C. Евреи. Христианство. Россия. М., 2006. 94 eluosi. livejoumal. сот/33095, html 95 Ерасов Б. С., Тропич. Африка: идеологии и проблемы культуры. М., 1972. 96 Ульяновский Р. А. Социализм и освободившиеся страны. М., 1972. 97 https: // help. ubuntu. com/9.04/about-ubuntu/C/about-ubuntu-name. html 98 Новиков О. Г. Формирование идеологии африкано-американского движения «Власть черным» в 50–60-е годы XX в. Автореф. Дис. На соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: Институт Африки РАН. 2003. 99 Клименко М. Я. Другая Америка. Мечты и действительность. М.: Посев, 2001. С. 191–192. 100 Там же. С. 192. 101 Клименко М. Я. Другая Америка. С. 193. 102 Геевский И. А., Иванов Р. Ф. Черные американцы в истории США. Т. 2 М.: 1986. 103 Буровский А. М, Самоубийство России и Европы. 104 Мусульмане не верят и никогда не верили в «воплощения Аллаха». Аллах для них — название того же существа, которое христиане называют Бог-Отец. 105 Дэвис А. Женщины, раса, класс. М.: Прогресс, 1987. С. 280. 106 Брет Гарт. Степной найденыш \\ Брет Гарт. Собрание сочинений в 6 т. Том четыре. М.: Огонек, 1966. С. 192. 107 Марк Твен. Приключения Тома Сойера. М.: Детгиз, 1958. 108 Брет Гарт. Степной найденыш \\ Брет Гарт. Собрание сочинений в 6 т. Том четыре. М.: Огонек, 1966. С. 173. 109 Уайлдер Л. И. Домик в прерии. М.: Терра, 1997. С. 291–293. 110 Кастанеда К. Учение дона Хуана. М., 1994–1995. 111 Бодсворт Ф. Чужак с острова Бара. М.: Молодая гвардия, 1974. 112 Cam-Ок. Земля соленых скал. М.: Детгиз, 1963. 113 Серая Сова. Рассказы опустевшей хижины. М.: Детгиз, 1974. Серая Сова. Саджо и ее бобры. М., Детгиз, 1967. 114 Фидлер А. Канада, пахнущая смолой. М:, 1971. 115 Юрьева Д. Жители Боливии поддержали новую конституцию \\ «Российская газета» — Федеральный выпуск № 4835. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|