Кафедра Ваннаха: Военные марионетки

Автор: Ваннах Михаил

Опубликовано 29 марта 2011 года

Давным-давно, двадцать веков назад, на далёкой окраине одной могучей (а именно - Римской) империи стоял город Иерусалим. И жил в этом городе человек редкостного ума и учёности, звали его Анна, сын Сета. "Один из счастливейших людей на земле", как говорил о нём Иосиф Флавий. Родился он в 22 г. до н.э., умер в 66 г. С 6 по 15 г. был первоиерархом Иудеи, а потом вёл частную жизнь. Или почти частную, так как есть все основания предполагать, что именно он дёргал ниточки, приводящие в действие марионеток, мелькавших на ярко освещённой сцене священного города Иерусалима. Анна был членом Синедриона. Он был обилен и счастлив потомством - тот же Иосиф поминает пятерых его сыновей-первоиерархов, а с 18 по 37 г. первосвященническую должность занимал его зять Каиафа.

Принадлежал Анна к очень разумному учению саддукеев. Основатель этого учения, Саддок, сделал вывод, что за гробом никакого воздаяния не последует и надо стремиться к радостям уже в этой жизни. Так саддукеи и поступали, что дало основание Иосифу Флавию сравнить их для римского читателя с эпикурейцами. Бизнес Анны с семейством, как нетрудно понять из вышеизложенного, строился вокруг Храма. Эпицентром его были не столько тринадцать копилок-шофарот в Женском дворе Храма, в которые правоверные иудеи опускали пожертвования на различные цели, сколько Большой Храмовый Базар, где Анна, работая "по-бычьи", на повышение, чудесным образом задрал цену парочке жертвенных горлиц (птичек в те времена не выпускали на свободу, а резали) до золотого римского ауреуса, монетки в 8,185 г весом (стоимость посчитайте по нынешнему курсу сами). Да и от обмена денег (подати и пожертвования Храму полагалось вносить не презренным римским металлом, с профилями принцепсов, и не языческими эллинистическими монетками с местночтимыми богинями, но правоверным иудейским, на самом деле - древним тирским шекелем) семья Анны получала свою долю. Короче, саддукейская семейка находилась в самом центре храмового мира-экономики, пользуясь терминологией Броделя-Валлерстайна.

Статуя Анны в португальской Браге

И вот с семьёй Анны случился досадный инцидент. В воскресный день, предшествующий Пасхе, в Иерусалим въехал чудак-проповедник. Синие кисточки-каннафы, свисавшие по краям Его сильно поношенных одежд, выдавали принадлежность к книжникам. Сидел Он на осле. За ослом шли двенадцать босых оборванцев. И потешнее всего - народ! Он приветствовал шутовскую процессию, радостно махал зелёными ветвями пальм, кричал "Осанна!". Балаган, да и только. Так, наверное, думал мудрый и прагматичный Анна, наблюдая из окон своего загородного дома в Ханейоте, что на горе Елеонской, за шествием Шута-Царя с его свитой. До той поры, пока до него не дошли вести из Храма.

Дело в том, что чудак-проповедник, поднявшись из глубокой Иосафатовой долины по крутой уличке Силоамской на священную гору Сион, вошёл в Храм через Золотые ворота. Вместе с ним во внешний двор Храма, во двор Язычников, набилась и часть тех, кто шел за Царём Иудейским. И здесь, в окружении сияющего мрамора, драгоценного кедра и разноцветных каменных плит, Проповедник увидел Великий Базар имени Анны. Были там скотный и птичий дворы. Были дровяные лавки. Были лавочки поменьше, где можно было приобрести всё, что нужно для жертвоприношений, - вино, елей, муку, соль и фимиам. Ну и главное - меняльные лавки, благодаря которым Анна имел свой гешефт даже от грошей, пожертвованных бедной вдовой.

И вот тут-то Проповедник, свив пару пеньковых концов в бич-фрагеллион, начал хлестать честных и праведных торговцев, обвиняя их в том, что дом молитвы сделали они вертепом разбойников. А бич - оружие страшное. Если уметь, конец идёт со сверхзвуковой скоростью, порождая щелкающий звук. Бежали продающие и покупающие, вперемежку с волами и овцами. Падали скамьи торговцев голубями. И, самое ужасное, опрокидывались столы менял-трапезитов, рассыпая драгоценное серебро и золото! И народ присоединился к Царю Иудейскому, умножая ущерб, наносимый скромному бизнесу Анны. А Он ещё "не позволял, чтобы кто пронёс через храм какую-либо вещь" - это ж какой ущерб логистике!

На это наложились и испуги Анны: "чтобы не произошло возмущение в народе", "весь народ побьёт нас камнями". И - "Первосвященники же, и книжники, и старейшины народа искали погубить Его. И не находили, что бы сделать с Ним, потому, что весь народ неотступно слушал Его".

Итак, сделаем выводы: даже двадцать веков назад власть сильных мира сего, тех, кто обладал и государственной, и экономической, и религиозной властью, ограничивалась общественным мнением. Задача мудрого Анны состояла в том, чтобы позицию общественного мнения преломить. Что было дальше - известно. Сплошные оперативные мероприятия да закрытые суды. "И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить."

Предательство Иуды. Допрос в доме Анны. Отречение Петра. Отсылка к Каиафе. Ночное судилище там. Испуганное молчание сочувствующих Назарянину членов синедриона, Иосифа Аримафейского и Никодима. Эти опытные - других в синедрионе не бывало - люди понимали, что в случае явного несогласия их ждёт нож или яд, ведь большие деньги всегда идут рука об руку с преступлением. Рассветное заседание синедриона (возможно, в той самой синагоге, где мальчик-Иисус поражал учёных мужей знанием Закона). Отсутствие смертной казни (Jus gladii), подобающее покорённым народам, - так для этого используют римлян. Суд Пилата с запугиванием римского наместника доносом Тиберию и шефу охранки Сеяну. И последняя попытка римлянина спасти Назарянина. Апелляция к народу. С высоты Лифостратона, украшенного мозаикой помоста перед крепостью Антония, Пилат обращается к народу, запрудившему площадь, к тем, кто неистовствует - "да будет распят!": "Какое же зло сделал Он?"

А в ответ - точно выверенное умнейшим кукловодом Анной: "Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю". (Ин. 19:12) Неожиданные в устах толпы формулировки. Противоречащие массовой психологии, если бы не одно "но".

Ну не мог мудрый Анна предоставить формирование общественного мнения случаю и принял надлежащие меры. Толпу составляли многочисленные слуги и рабы Анны с сыновьями, храмовая челядь, материально пострадавшие торговцы и менялы да дети знатных левитских родов, исполняющие обязанности храмовых стражей-сиганимов. Охлосом, чернью, а не народом (по эллински - лаос) зовёт их евангелист. "Первосвященники и старейшины возбудили народ (научили - эпейсан)... Иисуса погубить". То есть чернью манипулировали в экономических интересах и явно через каких-то медиаторов-посредников, не сам же Анна науськивал эту рвань.

В той истории каждый получил своё. Проповедник - Крест. Пилат - смерть со вскрытыми венами в ванне (его всё же вызвали к императору, и он решил поторопить события). Анна - мирную кончину. Город Иерусалим - легионы Флавиев, осаду, штурм и разрушение. Везучих саддукеев порешили сразу. Менее счастливых легионеры долго мучили на предмет выдачи спрятанных ценностей. "Места не хватало для крестов, и крестов для распинаемых", - поведает Флавий.

Кукловоды будут трудиться в уютном уголке

Задачи власти и сегодня остаются прежними: защищать свои экономические интересы. И методы очень похожи. Технологии сделали мир меньше, сжали его, по МакЛюэну, до размеров деревни. Информационные технологии, с их световой скоростью и падающими до нуля издержками транзакции, позволяют манипулировать общественным мнением в любой точке планеты. Не использовать такие потенции было бы немудро.

И вот Центральное Командование ВС США запускает программу, позволяющую создавать в социальных сетях онлайн-персонажей, ведущих проамериканскую пропаганду. На военной базе ВВС MacDill у Тампы, Флорида, в пристанище Командования Специальных Операций США, будут трудиться полсотни операторов. Каждый из кукловодов будет водить по десятку марионеток - Guardian использовала термин "sock puppets" (интересно, носки будут стиранные?). Контракт на работы стоимостью в 2,76 мегабакса (недорого! А как же откаты?) достался новорожденной лос-анджелесской фирме Ntrepid.

С помощью марионеток американские военные смогут добиваться ложного единодушия в сетевых дискуссиях, дружного вопля "распни Его!". Психологические операции во все времена похожи и проходят по ведомству информационных технологий, хотя Добролюбов и создал некогда виртуальную личность Якова Хама, от лица которого в "Свистке" печатались благонамеренные вирши.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх