|
||||
|
Кафедра Ваннаха: Постиндустриальный мир Автор: Ваннах Михаил Опубликовано 11 марта 2011 года Когда мы хотим разобраться в мире, в котором живем, одно из важнейших понятий, которые нам предстоит осознать - это понятие постиндустриального общества. Все мы знаем, что живем именно в нем. Но вот четкого, ясного и простого определения постиндустриальной фазы развития, увы, экономические и общественные науки нам не предлагают. Чаще всего постиндустриальное общество отождествляют с современным этапом технологического развития. "Зеленая революция" в сельском хозяйстве, трансплантация в медицине, генная инженерия в биологии, а в технике - цифровая революция. Ее обычно ставят на первое место. Отождествляют постиндустриальное общество с обществом информационным, компьютерным. Это, конечно, верно. Все мы знаем, какую роль компьютеры играют в нашей жизни, даже в железной лавочке, торгующей хлебом, и работающей без кассового аппарата. Представительница поставщика проверяет ассортимент этого торгового предприятия по цифровому планшету, и на нем же формирует заказ следующей порции товара, а это предельный случай современного бизнеса... Выше над ним - магазины, кассы которых представляют уже компьютеры недавних поколений, работающие в сугубо современных сетях. Но вот исчерпывают ли компьютеры понятие информационного общества? И сводится ли к нему социум постиндустриальный? Что тут первично - яйцо или курица? Для ответа на эти вопросы попробуем воспользоваться сугубо компьютерным приемом. Исследуем модель, но не глобальную модель экономики, впитывающую в себя терабайты мировой статистики и прогоняемую на суперкомпьютерах, подсаживающих питание целого района, а рожденную воображением писателя. История писателя Андрея Круза - интересный пример работы литератора в информационном обществе. Первые его тексты появились не на бумаге, а в Сети. Причем - сугубо в открытом доступе. И через некоторое время Круза начали не только читать, но и издавать на бумаге. Немаленькими (насколько можно судить по распространенности бумажных книг у молодежи) тиражами. Книги Андрея Круза - остросюжетные фантастические боевики. Выделяет их абсолютно достоверное (даже когда речь идет о вымышленных событиях) описание сугубо реальных и узнаваемых пейзажей и объектов российской глубинки, а также профессиональное описание стрелкового оружия и его применения. Последнее делает книги Круза очень подходящим подарком для мальчиков, которым предстоит служба в армии. Это в какой-то мере может скомпенсировать отсутствие в школах начальной военной подготовке, да и приучит к чтению. По неясным причинам пара наиболее распространенных специализированных на фантастике изданий внимания книгам Круза не уделяет. В его книге "На пороге тьмы" (написанной в соавторстве с супругой, Марией Круз) приведена очень оригинальная модель постиндустриального общества. В нем группа наших современников с рубежа двадцатого и двадцать первого веков оказывается в условиях технологий года 1947-го, абсолютно реальных и узнаваемых. В мире, где железок и строений много, а людей - мало. И вот общество, которое описал писатель, имеет очень сильные черты общества постиндустриального. (Сознательно ли это сделано Крузом, или получилось автоматически, по специфике литературного труда - не имеет значения.) Так вот, главные черты постиндустриального общества на технологиях 1947-го года - это относительное изобилие ресурсов, созданных индустриализацией. Промышленных объектов, объектов инфраструктуры. И хотя автомобили 1940-х годов, в отличие от современных, требуют непрерывной регулировки и частой починки, а лампы накаливания перегорают куда чаще энергосберегающих, они исполняют свои задачи. Доставляют седоков куда нужно, разгоняют ночную тьму... Изобилие этих ресурсов делает экономику, описанную в "На пороге тьмы", ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ и ИНФОРМАЦИОННОЙ. В индустриальной экономике надо было изобрести самобеглую повозку, придумать технологии ее производства, организовать завод. Привлечь на него людей из аграрного, живущего не в линейном времени прогресса, а в циклическом времени традиции, общества. А в постиндустриальном обществе главное - распорядится уже имеющимися ресурсами. Свести то, что уже есть, с тем, кому это нужно. Материальных ресурсов, технологий накоплено уже много. И безразлично, произошло ли это накопление на технологическом уровне 1947 года, как в книге, или года 1991-го, когда Россия "в текущей реальности" перешла в постиндустриальное общество на советском наследии и на западных (vae victis) условиях. И это определяет кардинальную роль информационных технологий в постиндустриальном обществе. Знать, где какой ресурс, знать, кому что нужно. Вот это важнее всего. Очень характерно, что в книге Марии и Андрея Крузов описана твердая валюта. Причем не золотые и серебряные деньги, и уж, тем более, не характерная для нашей страны валюта жидкая. Нет. Банкноты, а точнее эмитированные чеки мастного казначейства, охотно принимаемые всеми участниками рынка. Обеспечены эти чеки ресурсами, накопленными обществами - не только "потребительскими" товарами, носками, водкой и сулгуни, но и оружием на складах. Оно тоже имеет товарную ценность. И вот тут модель постиндустриального общества оборачивается альтернативой. Нереализованной альтернативой истории нашей страны в 1990-х. Автору этих строк уже приходилось указывать, что советский рубль образца 1991 года был самой обеспеченной валютой мира. Рублей у населения было немного, а государственной собственности - масса! Другое дело, что народ в ходе приватизационных игр 1990-х остался ни с чем, с испарившимися сбережениями, а то, что составляло богатство общества - обогатило немногих. Типичный обман, к которому прибегают высокоученые и глубокоморальные апологеты тех, кто нажился на приватизации - ограничение обеспечения рубля потребительскими товарами и "живой" валютой; делание вида, что средства производства и ресурсы в недрах тут совсем и не причем. У супругов же Круз деньги обеспечены всем тем, что есть в реалии, всеми материальными ресурсами. На этой почве описаны сразу две экономические системы: и госкапитализм (или рыночный социализм), и фритредерская, сугубо частнокапиталистическая вольница. Отсутствие растащиловки общенародной собственности функционированию рыночных механизмов не мешает. Вторая любимая "обманка" защитников номенклатурных реформ 1990-х - отождествление приватизации и выстраивания свободного рынка. Говоришь им о несправедливости распределения собственности - а они, на голубом глазу, заявляют, что, дескать, народ зато получил магазины, где все можно купить, а в СССР был дефицит. В формальной логике такая ошибка называется "подменой тезиса". Только у защитников приватизации это не ошибка - это защита интересов хозяев. Так что попробуем сделать вывод: постиндустриальное общество возникает тогда, когда в социуме накоплено достаточное количество продукции индустриального происхождения, и товаров, и средств производства. Безразлично - или в результате стабильного развития, как в Первом мире 1980-х, или в результате фантастических событий, описанных супругами Круз. И на этом-то изобилии и расцветает общество информационное. А технологии его уже вторичны - будь то современный компьютер, или традиционная бумажная бухгалтерия. Кстати, в этом плане книга супругов Круз более веристична, пользуясь термином из "Фантастики и футурологии" Лема, нежели англосаксонский паропанк (steampunk) - в раннеиндустриальном обществе компьютеру делать нечего. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|