|
||||
|
NFC в метрополитене, далее везде Автор: Юрий Ильин Опубликовано 24 июня 2010 года К концу года МТС обещает превратить мобильные телефоны в электронные билеты, по которым будут пускать в московское метро; плата за проезд будет сниматься прямо с телефонного счёта (вот подробности). И это только начало: технологию NFC, на которой основан совместный проект МТС и Московского метрополитена, уже испытывают другие операторы и производители мобильных телефонов. В аббревиатуре NFC зашифровано словосочетание Near Field Communication. Им обозначают технологию беспроводной высокочастотной радиосвязи ближнего радиуса действия. "На практике устройства, использующие технологию NFC, контактируют друг с другом на расстоянии нескольких сантиметров, почти соприкасаясь", - объясняет Виктория Еремина, директор по коммуникациям Nokia в регионе Евразия. Nokia относится к числу компаний, которые наиболее интенсивно продвигают NFC на мировом рынке. NFC упрощает совместимость мобильных устройств с дополнительными устройствами, например, гарнитурами или колонками, облегчает обмен контентом между устройствами и получение и оплату различных сервисов и услуг. В отличие от Bluetooth - ещё одной технологии ближней связи, - по NFC устройства соединяются, не спрашивая разрешения у владельца (желающих вручную "спаривать" телефон с каждым турникетом нет). "Стандартная модель применения технологии NFC предполагает использование трех элементов: специальных SIM-карт, NFC-телефонов, а также NFC-терминалов, которыми оборудуются точки сервиса", - рассказывают пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. На SIM-карты загружается приложение, которое посредством NFC позволяет передавать транзакции на терминал в точке сервиса. Главное преимущество, как говорит Айбашева - "эффект мгновенной оплаты". По словам Виктории Ереминой, система прохода в метро использует стандарт Philips MIFARE. В телефон должна быть встроена NFC-антенна и специальный чип, который хранит ключи идентификации, или NFC-метку, на которую считывающее устройство реагирует определённым образом. Метки бывают активными (то есть излучающими) и пассивными (их можно только считывать). Таким образом, специальный телефон с поддержкой NFC с точки зрения турникета в метро ничем не отличается от обычного билета. В компании "Смарт Технологии", которая занимается оснащением турникетов Московского метрополитена датчиками для бесконтактных карт, предпочли не отвечать на вопрос, имеют ли они непосредственное отношение к проекту, связанному с NFC, прямо, однако сообщили, что оборудование турникетов готово принимать любые бесконтактные билеты, работающие по стандарту ISO/IEC 14443 (NFC, как уже сказано, является его расширением). Впрочем, на сайте "Смарт Технологий" есть раздел "Оплата проезда мобильным телефоном", в котором предлагается услуга по записи в память телефона виртуального билета на метро. Пилотный проект по внедрению NFC в Московском метрополитене вела Nokia. В его рамках испытали несколько решений: "зарядку" телефона на строго определенное число поездок или же неограниченное "кредитное" использование, когда по итогам месяца со счёта списываются все совершенные поездки с учётом скидок на количество поездок. "В данный момент технический пилот проекта завершен, - говорит Еремина. - Вся техническая часть проекта полностью отработана и инфраструктура Метрополитена совместима с данным решением NFC. Дальнейшие планы проекта мы не можем прокомментировать, так как Nokia - лишь технический партнёр." В Nokia утверждают, что компания поддерживает все пилотные проекты по использованию NFC - их сейчас несколько в различных отраслях. О каких именно проектах идёт речь, Виктория Еремина не сообщила, однако точно известно, что МТС - не единственная компания, которая готовится внедрять NFC. Анна Айбашева из "ВымпелКома" (торговая марка "Билайн") рассказала "Компьютерре", что ещё в прошлом году операторы "большой тройки" при участии Инфокоммуникационного союза договорились о развитии технологии NFC в России. "Развитие должно включать развертывание тестовых зон и коммерческих пилотов, - пояснила она. - На данный момент мы прорабатываем несколько вариантов подобных совместных проектов как с транспортными компаниями, так и с крупными ритейлерами и банками". Подробностей, впрочем, пока нет. NFC уже вовсю используют в Японии, где, по некоторым данным, в ходу свыше пятидесяти миллионов мобильных устройств с NFC-модулями, и они активно используются для оплаты прохода в транспорт (любой, а не только подземку). Технология обкатывается также в финансовом и транспортном секторах практически по всей Европе, во многих странах Азии и Океании, а также в США, Канаде и ОАЭ. Мы, увы, не Япония. Телефоны с поддержкой NFC в России практически не встречаются. Три модели со встроенными NFC-модулями, которые выпускает Nokia, в нашу страну даже не поставляют - нет, дескать, проектов коммерческого применения. В итоге большинству желающих использовать телефон для прохода в метро придётся за деньги оборудовать его дополнительной внутренней антенной (в том случае, если телефон для этого подходит, а это далеко не всегда так). В следующем году ситуация может измениться - Nokia обещает увеличить количество моделей с NFC-модулями. Дальше - больше. Исследовательская компания ABI Research прогнозирует, что к 2012 году порядка 292 миллионов мобильных устройств, то есть, около 20% мирового рынка, будут оборудоваться поддержкой стандарта NFC. В свою очередь, аналитики из Juniper Networks пророчат, что к 2014 году каждый шестой телефон будет поддерживать NFC. Если из проектов МТС и "ВымпелКома" что-то выйдет, некоторые из этих телефонов наверняка будут у нас в карманах. Читайте также: Сотовый телефон заменит билет на метро |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|