Нетбуки и планшеты – кто победит

Автор: Крестников Евгений

Опубликовано 24 июня 2010 года

Apple продала три миллиона iPad за 80 дней. Аналитики DisplaySearch предполагают, что планшеты постепенно вытеснят с рынка нетбуки.

Эволюция нетбуков

Появившийся в 2007 году нетбук ASUS Eee PC 701 буквально взорвал рынок портативных компьютеров. Однако прародителем нетбуков стоит считать XO-1 - детище проекта One Laptop Per Child (OLPC). Действующий прототип "стодолларового ноутбука" был представлен 16 ноября 2005 года на мировом Симпозиуме Информационного Общества (WSIS) в Тунисе. К сожалению, идея школьного компьютера провалилась - следующая модель XO так и не вышла, несмотря на регулярные анонсы. Зато коммерческие реализации летом 2008 года посыпались, как из рога изобилия. Они появились бы и раньше, но производители предпочли дождаться начала поставок процессоров Intel Atom.

В 2009 году нетбуки стали одним из самых динамично развивающихся рыночных направлений, несмотря на разгар кризиса. Впрочем, пользователям быстро надоело смотреть на мир через семидюймовую форточку EeePC 701. Миниатюрные модели постепенно сменяются более крупными - 10-12 дюймов, да и объёмы диска и памяти быстро растут.

Уже поговаривают, что нетбуки умерли как самостоятельный класс устройств. Но дело не в названии. Здесь важно другое - потребитель желает получить недорогой ультракомпактный ноутбук с привычным набором "настольных" приложений. При этом освобождается целая рыночная ниша мобильных устройств для комфортного потребления контента. Её и должны занять планшетные компьютеры: клавиатура в подобных гаджетах - вещь лишняя. И говорить о вытеснении нетбуков бессмысленно - планшеты и нетбуки слишком разные, чтобы активно конкурировать друг с другом.

Крылья, ноги... Главное - хвост

Слухи о разработке планшетных компьютеров просачивались в прессу ещё в прошлом году, но в продажу пока что поступили не многие из анонсированных моделей. И проблема здесь явно не в технике: процессоры ARM существуют давно, на их основе разработаны "системы-на-чипе" - в начале года выпущена уже вторая версия платформы NVIDIA Tegra. Процессоры Intel тоже стали экономичнее по сравнению с 2008 годом, а новые программные платформы появляются, как грибы после дождя. Тем не менее, единственный производитель, активно осваивающий новую нишу - компания Apple. Можно грешить на кризис, но только нетбукам он не сильно помешал. Да и Apple продает свои айпады, как пирожки в базарный день. Пресс-релиз компании сообщает, что за 80 дней после запуска продукта в США было продано 3 миллиона устройств.

В чем причина успеха iPad и почему другие вендоры не пытаются его повторить? Первые планшеты ведущих производителей появятся не раньше осени 2010 года. На презентации новинки глава компании Apple Стив Джобс уделил много внимания онлайновым сервисам - похоже, продвигают iPad в массы именно они. Контент и приложения (App Store, iTunes, а теперь ещё и iBookstore) стали причиной успеха. Эргономика, дизайн и хорошая мобильная ОС лишь дополнили целостную картину. Вся необходимая инфраструктура была подготовлена компанией заранее. Возможно, сказывается то, что ещё задолго до первого iPhone в Apple задумывали именно планшет - об этом Стив Джобс "по секрету" признался на конференции D8.

Кроме того, Apple запускает собственную рекламную платформу iAd. При этом компания запретила рекламным агентствам собирать пользовательскую статистику через приложения (если те сами не согласятся её отправлять), что на практике означает невозможность встраивания в программы модулей контекстной рекламы. За бортом оказалась и компания Google, купившая в 2009 году фирму Admob. Та занималась как раз торговлей мобильной рекламой, а новое соглашение App Store разрешает устанавливать рекламные блоки только от независимых поставщиков или собственный iAd. Определение независимости по-эппловски звучит изощрённо: рекламодатель не должен участвовать в создании мобильных телефонов, операционных систем и средств разработки. На практике под это правило сейчас подпадает лишь Admob и Google.

Планшет - всего лишь верхушка "айсберга", сами по себе эти устройства интересны лишь узкому кругу потребителей. Чтобы создать массовый продукт, необходимо иметь комплексную инфраструктуру, которая есть у Apple, и которой в полном объеме нет у её конкурентов. Политика компании не всем нравится - мобильные устройства Apple уже прозвали "платежными терминалами Стива Джобса". Однако эффективность этого решения сомнений не вызывает.

Платформы и приложения

Среди операционных систем для планшетов стоит особо выделить Android, ведь Chrome OS, Meego, WebOS и другие пока что находятся в стадии разработки и к промышленному применению на планшетах не готовы. Недавно компания Canonical, выпускающая дистрибутив Ubuntu Linux, заявила о намерении сделать специальную редакцию Ubuntu 10.10 для планшетов. Вице-президент компании Крис Кеньон сообщил о ведущейся сейчас разработке упрощённого интерфейса с поддержкой мультитача. В компании всерьёз собираются создать платформу, способную конкурировать с MeeGo, Android и iOS. При этом в Canonical активно работают с крупнейшими производителями мобильных микропроцессоров и дисплеев для портативных устройств. Представители компании убеждены в успехе дебюта Ubuntu на этом рынке и прогнозируют появление устройств в магазинах в конце первого квартала 2011 года.

Как будет выглядеть рабочий стол новой версии популярного дистрибутива, пока неизвестно. Глава Canonical Марк Шаттлуорт отметил, что интерфейсные компоненты для нетбуков и планшетов будут подвергнуты значительным переделкам. Позже он анонсировал новую среду Unity. Вероятно, это и есть новый "мобильный" интерфейс Ubuntu.

Насколько проект будет успешным, сказать невозможно. Основанные на GNU/Linux системы сейчас активно продвигаются на рынок мобильных устройств, правда пока речь идет о коммуникаторах. В сегменте нетбуков Linux не прижился - эти машины ближе к настольным компьютерам, и пользователи предпочитают модели с ОС Windows. Тем более, что младшие версии Windows 7 работают на маломощных нетбуках. Даже активно продвигающая Ubuntu компания Dell, выпускает всего лишь несколько моделей на Linux. С потребителем не поспоришь.

В сегменте планшетов ситуация иная. Хоть Microsoft и демонстрировала планшеты с Windows ещё в 2002 году, адекватной системы для устройств с пальцевым управлением она до сих пор не представила. Windows 7 предназначен для настольных компьютеров и нетбуков, а её мобильная разновидность появится на рынке нескоро. И здесь платформы, основанные на Linux, имеют шанс занять лидирующие позиции. Тем более, что ведущие игроки полупроводникового рынка выделяют немалые средства на обеспечение совместимости Linux с процессорами ARM. Размер первоначальных инвестиций в некоммерческую организацию Linaro составит десятки миллионов долларов.

Ubuntu едва ли сможет присоединиться к лидерам: Canonical выпустит отличную платформу и устройства на её базе появятся в магазинах. Но проблем с инфраструктурой компания не решит - все "облачные" инициативы, такие как Music Store, сыграют свою роль ещё не скоро. Кроме того, в Ubuntu не хватает оптимизированных для сенсорных экранов приложений, а тысячи программ для Linux предназначены для настольных компьютеров. Марк Шаттлуорт, вероятно, прекрасно понимает ситуацию, и компания сделает всё, чтобы Ubuntu таки пришла на планшеты.

Контент

Решить проблемы инфраструктуры и создать конкурентную ОС для планшетов может Nokia со своим сервисом OVI и проектом Meego, созданным совместно с Intel. Первые планшеты на Meego уже анонсированы, но на событие, способное изменить рынок, это не тянет. Ситуация с WebOS неясна - HP заплатила за неё немалые деньги и наверняка планирует выйти на рынок планшетов. Когда это произойдет, и чем закончится, предсказать невозможно.

Остается только Google. Android неплохо выступил на рынке телефонов, а на подходе ещё Chrome OS. Магазин приложений Android Market уже работает, Web Store для Chrome OS запустят к концу года. Ещё у Google есть мощная поисковая система, навигационные сервисы, почта, средства коллективной работы, офисные приложения, видеохостинг и многое другое. Программные интерфейсы открыты для разработчиков, а о рекламной платформе и говорить нечего - здесь Google вне конкуренции. Площадкой для распространения медиаконтента может стать Youtube, а книги будут продаваться через Google Editions. Открытость платформы может стать ещё одним преимуществом - производители устройств сами не в состоянии создать подобную инфраструктуру, но смогут получить её в готовом виде. Так что айпаду недолго остаётся скучать в одиночестве.

Напоследок - пара слов о российском рынке планшетов. Проникновение этих устройств в нашу страну будет коррелировать с доступностью мобильного интернета (без доступа к сети планшеты куда менее полезны). А это значит, в ближайшие пару лет эти устройства будут пользоваться популярностью только в крупных городах, да и там на ажиотаж рассчитывать не стоит. В Apple это прекрасно понимают - не случайно Россия не является приоритетным рынком для мобильных продуктов компании. Другие производители будут более лояльны к россиянам, но местный бум планшетов всё же маловероятен.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх