|
||||
|
Глава 7Праздники годового круга: современность
Таковы – в кратком представлении – сведения о дохристианском календаре восточных славян, основах его по строения и развитии. Мы не стремились рассмотреть в своей работе всю совокупность примет, поверий и обычаев, которыми строго регламентировалась жизнь язычника, двоевера и их наследника, крещеного земледельца, искренне почитавшего себя православным христианином, но по сути таковым не бывшего. По большому счету, едва ли не самое страшное в современном движении за возрождение Традиции в ее изначальном виде, то есть как природной веры, вовсе не количество новоделов. Самое страшное и действительно опасное – образ мышления людей, ничего общего не имеющий с тем, как мыслили, видели мир наши предки. Разрушение естественного мировосприятия началось не сегодня. Оно устояло и перед христианизацией, ибо основы жизни, уклад изменились мало. Но перед нынешними изменениями оно рискует не устоять. По нашему мнению, именно священный счет времени, положенный в основу личного повседневного бытия может стать одним из условий его сохранения (то есть, в конечном счете, выживания народа). Как было показано, календарь имеет троякий смысл: – служит для утилитарной бытовой и хозяйственной надобности (счет времени); – выступает как воплощение мифа, то есть выполняет задачу «священного упорядочивания» мироздания с точки зрения людей; – решает задачу приведения жизни отдельного взятого человека или группы людей в соответствие с природными ритмами. Годовой, месячный и солнечный круг германцев на рисунке XVIII века (по: Pennick, 1989) Последнее обстоятельство в современных условиях приобретает все большее значение. Вот дополнительное тому подтверждение: Традиционный годовой круг кельтских народов (по: Rimmer, 1994)
Годовой круг традиционных праздников литовцев (по: Trinkunas, 1999)
Масленица в Круге Языческой Традиции (2007 год). Взятие снежной крепости
Сходную точку зрения выражают и другие авторы, при этом опираясь на другие основания:
Масленица в Круге Языческой Традиции (2007 год). Ряженый и девушки Приведенные соображения позволяют нам подойти к построению основанного на народных обычаях, традиционных знаниях и природных ритмах календаря, который при этом был бы понятен современному человеку. Из такого календаря, видимо, придется исключить: – «догматизацию» праздничной обрядности и названий; – обязательность празднований в один день повсеместно, особенно окказиональных событий. Что должно стать главным в современном празд нике? Ведь (за редчайшим исключением) в них не участвуют земледельцы, пчеловоды, охотники, рыболовы – то есть люди, самим своим образом жизни «выстраивающие» единственно правильный для них календарь. Видимо, с практической точки зрения главной будет неоднократно упомянутая нами оздоровительная составляющая. Несомненно, есть и еще одна сторона «медали» – связь человека со своими историческими корнями, а также объясняемое Мифом соучастие в движении и обновлении Мироздания. Принять это умом не столь сложно. Куда сложнее пропустить подобное понимание, что называется, через себя самих и начать соответственно поступать и жить… Однако перед нами – тот случай, когда уже по способу мышления понятно, каких воззрений на самом придерживается человек, полагающий себя язычником. Майское дерево. Реконструкция праздников Радуница и Красная горка Обществом «Северный ветер» (май 2008 года). Фото Д. Гаврилова Отчетливо прослеживаются четыре основных годовых праздника, с астрономической точки зрения знаменующих начало нового времени года, а с современной календарной – их середину. Два из них именуются солнцестояния (солнцевороты), два – равноденствия. Менее отчетливы в некоторых местных обычаях, но присущи всем индоевропейским народам (даже в странах, где господствует лунный календарь – Ирак, Иран, Индия) праздники смены времен года. Они приходятся на равноудаленные от ключевых годовых дат дни. Все эти праздники с точки зрения традиции не являются единомоментными событиями, они могут продолжаться около недели. Они требуют «вхождения» в праздник и «выхода» из него (что, кстати, вполне оправдано и с точки зрения психологии как личности, так и групповой). В современных условиях лишь единицы могут себе позволить провести обрядовое праздничное действо именно в тот день и час, когда Солнце или Луна находятся в соответствующем положении относительно Земли. Следовательно, праздник может быть назначен на любой день в рамках связанной с ним недели, в силу различных обстоятельств удобный для его возможных участников. Желательно все же, чтобы он не сдвигался сильно от «правильного» дня. Это также вполне посильная задача при современной семидневной недели. При этом представляется целесообразным, чтобы люди старались выполнить подобающие ритуалы в частном порядке в нужное время, пусть даже в значительно усеченном виде. Очистительный купальский огонь. Купала Круга Языческой Традиции (2007 год). Фото А. Бойко Думаем, что при устроении открытых праздников и разработке их обрядности (что сейчас неизбежно) непременно стоит придерживаться обрядового минимума, включающего соответствующие обычаю действа и требы. Обрядовый минимум включает в себя основные элементы, связанные с годовым мифом и опирающиеся на традиционное мировоззрение. Следовательно, обращенные непосредственно к архетипическим глубинам психики человека. Остальное, в общем-то, дело выбора тех, кто проводит праздник. Миф солнечного года требует особого и глубокого осмысления. Полная его реконструкция, если таковая и возможна на научной основе, еще впереди. Этот миф должен был быть космогоническим, то есть описывать происхождение мира, его развитие, настоящее и будущее, подобно тому, как в скандинавской Старшей Эдде предсказан Рагнарек. В любом случае едва ли мы получим «основной миф» о борьбе громовника Перуна и кощного Велеса в образе змея, хотя постоянная борьба двух начал в нем, несомненно, будет присутствовать. Купальские ворота. Купала Круга Языческой Традиции (2007 год). Фото Д. Гаврилова Полагаем, такое предание будет восходит к дуалистическим легендам о сотворении мира, присущим как славянам, так их соседям и историческим сородичам. Противодействующие силы могут приобретать разный облик, в том числе женский. Возможно, лишь в день летнего солнцестояния должно наступать перемирие, которое завершается священным браком двух единоисходных противоначал. Такая реконструкция отчасти подтверждается развитием образно-мифологических сюжетов в праздничной обрядности. Реконструируемый миф представляется нам наследием общества начала освоения земледелия, когда еще сильны традиции уклада собирательского, предшествующего производящему. Что, впрочем, не исключает существования и других, более древних (или более поздних) по времени складывания мифов. Рождение солнечного года есть обновление мира. Борьба за его становление начинается в пору зимнего солнцеворота. Возможно, некоторую роль в этой части мифа будет играть так называемое «нижнее Солнце» или «Солнце нижнего мира», которое мы нередко встречаем на традиционных изображениях. Это также то Солнце, которым становится наше дневное светило, когда над землей сгущаются сумерки и наступает ночь. Зима – ночь года. В полночь рождается новое время, обновляется день, а в полночь года обновляется мир и все сущее. Хтонические силы, которые соучаствуют в творении мира, властвуют половину праздничной/переходной поры (вспомним шесть «святых» и шесть «страшных» дней Святок). В это время с ними следует, скорее, договариваться, нежели ссориться. Подрастающий мир развивается, в феврале «достигая» возраста младенчества. В пору Громницы, как местами считали в народе, «Зима встречается с Летом». По сути, грядущий год проходит первые испытания. И люди чествуют бога – дарителя испытаний. Сражение за грядущее тепло завершается победой сил света. Мир движется к весне, которая приходит робко, не всегда имея достаточно сил. Поэтому уместны, даже необходимы различные обрядовые действия ей в помощь (заклички, зазывания и т. п.). Приближается критическая пора, время весеннего равноденствия. Это решающее столкновение между двумя противоположными началами, от исхода которой зависит, каким будет грядущее лето. Вновь люди участвуют в мистерии космического уровня, содействуя приходу плодородной части года. Полагаем, в эти дни заканчивалась мужская половина года и начинался собственно древний год славян, то есть тот отрезок годового круга, которой и имел смысл для древнейших землепашцев (по крайней мере, исследователи приводят весьма убедительные тому доказательства). Сходили снега, земля просыпалась и вновь обретала способность к плодоношению/деторождению. Восемь главных праздников года по солнечному календарю и пять важнейших дней почитания предков (Деды) в их взаимосвязи. Версия авторов Окончательно процесс такого становления завершается в конце апреля – мае. Здесь стоит отметить любопытное наблюдение: если разбить год на две мысленных части, то ключевые праздничные обряды внутри этих условных отрезков будут весьма напоминать друг друга. Есть общие черты у праздников зимнего солнцеворота и весеннего равноденствия, есть нечто сходное и у Громницы и Красной горки. При желании каждый легко убедится в правоте сказанного, познакомившись с многочисленными этнографическими сведениями, касающимися этих праздников. Дальнейшее сходство также вполне заметно. Объяснить это можно отнюдь не примитивностью и убогостью религиозно-мифологического мышления и обрядности древнейших славян. Думаем, перед нами – отголоски переносов неких мифологических представлений с одной части года на другую. Мифологический образ-основа остается, равно как остается и космическое его обоснование, а вот сроки смещаются. Возможно на деле, что это – проявление единых основ мировоззрения. Далее, по мере приближения к летнему солнцевороту, события космической драмы развиваются по вполне понятному сценарию. Подросшая девушка и подросший юноша должны найти себе пару. Соединение двух начал приведет к космической свадьбе, будь то свадьба Земли и Неба, женского и мужского – любой из возможных и многочисленных бинарных оппозиций. Плодом их брака становится возможность людям выжить, то есть хлеб насущный. Хлеб выращивают люди, но с точки зрения человека с мифологическим сознанием он все же появляется по воле богов, то есть мировых сил, Солнца, Света, Земли… Совместные усилия всего сущего становятся условием появления потомства, урожая. Отсюда – радость в конце лета, которая, впрочем, весьма быстротечна и всегда окрашена легкой печалью, вызванной пониманием скорого завершения плодородных дней и приближенья безвременья (в одном из древнейших вариантов) или старости и смерти года (видимо, более поздние представления). Постепенно мир приходит к рубежу, за которым может быть, не окажется ничего. Мы вполне допускаем, что подобным образом и мыслили себе конец осени и начало зимы наши далекие предки. Конечно, наивно думать, что они были настолько наивны, чтобы не понимать – продолжение непременно будет. Весь опыт поколений свидетельствовал о том, что весна придет вновь. Кстати, почитание накопленного опыта (навыков) тоже включено в годовой круг: вспомните обрядность конца октября – начала ноября! Что же касается «знания» о непременном наступлении новой весны… Что значит «знание» для мифа? Миф объяснит и причину появления знания и необходимость тех или иных обрядовых действий. Именно миф, образ (вспомним А. Ф. Лосева!) определяет духовную составляющую повседневного бытия. С точки зрения истории религий и верований переживание чередования времен года в «круге вечного возвращения» (М. Элиаде) становится основой представлений о круговороте человеческой жизни, начале и конце мира, который, по представлениям индоевропейцев, рождается, развивается, разрушается и непременно возрождается вновь. Следуя этой логике, мы можем постичь глубинный смысл множества преданий и понять их внутреннюю взаимосвязь и содержание. Но наиболее наглядно они прослеживаются именно в календарной обрядности. И это, на наш взгляд, еще одна причина, по которой нам так важен осмысленный и традиционный священный календарь, связывающий время людей с Временем Богов. В качестве своеобразного подведения итогов позволим себе, наконец, выйти на уровень обобщений и предложить наш вариант годового календаря. Он не включает в себя все полупраздники, а также события, имеющие скорее местные, чем общеславянские корни. Также мы стремились избегнуть включения в него дней, которые могли появиться в годы двоеверия или вошли в список праздничных дней в недавние поры (так называемые «новоделы»). Чаще всего историческая достоверность их крайне сомнительна, а то и явно подложна. Да и в любом случае маловероятно, чтобы действительно бытовавший языческий календарь имел столько праздников, сколько в него ныне вписывают… Итак, ключевыми праздниками года становятся: 1. Коляда (зимний солнцеворот или солнцестояние) – 21–24 декабря. Святки (новогодние праздники) включают канун праздника (сочельник), корочун (самый короткий день и самую длинную ночь в году), последующие двенадцатидневные праздники. Рождение Мироздания и Солнца. 2. Громница (Среча, Велесов день –?) – начало февраля (первая декада). В настоящий момент традиционная обрядность не столько утрачена, сколько рассеяна по всему февралю. Тем не менее, основной смысл события понятен: Солнце выжило, зима дает слабину, мир поворачивает к теплу и весне. 3. Великдень, или Масленица (? – здесь вопросительный знак указывает на проблемность именования) – 21–24 марта (весеннее равноденствие). Приход весны, окончательная победа тепла и света. Возможно, силы зимы преображаются в силы плодотворные (поскольку нельзя забывать о сущностном единстве – с языческой точки зрения – навьих, темных, недобрых сил и плодородия). Наступление земледельческого нового года и женской части года двенадцатимесячного. 4. Красная горка – начало мая (первая декада). Это начало собственно весны, времени распускания листь ев, цветов и т. д. В праздничной обрядности появляются мотивы восхваления плодородной силы-яри, предчувствие грядущего брака (уместно вспомнить и приход Ярилы, и женские ритуалы приветствия весны, и чествование первых теплых дождей… ). 5. Купала, или Ярилин день (летний солнцеворот или солнцестояние) – 20–24 июня. Собственно чествование максимума света в северном полушарии. Русалии. Плодородные силы природы находятся на подъеме, теперь следует помочь свершиться таинству рождения урожая. Совокупность праздничных действий включает усилия по сбережению урожая, содействие «повороту на зиму», отмечание «космической свадьбы». 6. Спасы (?) – праздники Урожая – начало августа (первая декада). В это время первый урожай уже собран, что в глазах язычника-земледельца, несомненно, требует благодарно сти – в данном случае, надо думать, Даждьбогу. Однако, поскольку большая часть работ еще впереди, продолжаются усилия по сохранению даров полей, огородов и т. д. К сбору основного урожая следует приступать, некие очистительные действия. Возможно, четкой даты праздника у славян, в отличие от кельтов, в прошлом все-таки не существовало. 7. Осенины (Таусень, Богач) – 21–24 сентября (осеннее равноденствие). Завершение основных сельскохозяйственных работ и недолгая пора тепла и изобилия накладываются на понимание приближения холодов. Природа готовится «умереть», отсюда особое внимание к обрядовым ограничениям, обереганию собранного и проводам благожелательно настроенных к людям сил (духов), которые вот-вот покинут мир людей. Окончание женской части года и начало мужской. 8. Сварожицы и/или Макошье (?) – конец октября – начало ноября (первая декада). В прошлом, возможно, начало месяцев безвременья. Отсюда и вплоть до самой весны обряды становятся домашними (за исключением Коляды). Обрядность посвящена подготовке к зиме и подведению итогов сделанного. К праздникам солнечного года примыкают и тесно переплетаются с ними особые дни почитания предков. Обычай восточных славян знает от трех до пяти – а местами и более – таких поминальных праздников (по крайней мере, три являются обязательными и бытуют у восточных славян повсеместно). Полагаем, что наиболее значимы те пять, которые они тесно связаны с ключевыми точками года. Все эти праздники проходили в пятницу, а чаще в субботу. Можно даже сделать рискованное предположение, что суббота не случайный день празднования, ибо она посвящена в западноевропейской традиции богу времени и предков Сатурну (Сэтиру), которому у славян имеется отчетливая параллель в образе Кродо и/или Стрибога (Гаврилов, Ермаков, 2009). Дни почитания предков уместно связать и с именем Велеса. Следует упомянуть и упоминания о праздниках Баб (предков женского пола), которые отмечали в предшествующую субботам пятницу. 1. «Зимние» деды, имеющие также названия мясоедные, пoстовые, стреченские, масляные, навские. Разброс имен праздников и близость к посту, который не мог не повлиять на перенос сроков празднования, побуждает нас предполагать, что некогда существовал один поминальный день, неким образом связанный с февральскими или мартовскими празднествами по случаю окончания зимы. Сейчас, скажем, одновременно известны Среченские деды (13 февраля по новому стилю), Дедовская поминальная неделя (предпоследняя неделя Мясоеда перед Великим постом), собственно Масляные деды. 2. Следующий поминальный праздник – Радуница, который ныне проходит во вторник Фоминой недели, явно связан с Красной горкой. 3. Семицкие (Семиковые, Троицкие) деды – поминальный день, приходящийся на субботу в дни Троицкой (Семицкой недели). Тесно связан с Русалиями и является своего рода предвестником Купалы. Известны также отмечания Ставровских дедов – в субботу перед Семиком (или 14 сентября); Навский четверг – праздник поминания предков в четверг перед Троицей. 4. Обычай упоминает еще и Спасовских дедов, праздновавшихся перед церковным праздником Успения Богородицы. Видимо, упомянутая выше дата 14 сентября не случайна, поскольку этот день самым непосредственным образом связан с праздниками урожая конца лета – начала осени. 5. Осенние (Дмитриевские) деды. Они приходятся на конец первой недели ноября. Современная традиция привязывает их к дню Святого Дмитрия Солунского, однако обычай по множеству признаков весьма древний, восходящий к дохристианским временам. Таким образом, получается, что поминальные дни приходятся на «пору безвременья» или «особого времени», совпадая с праздничными неделями или непосредственно предшествуя наступлению ключевых точек солнечного года. Может быть, некогда при выборе дня проведения поминальных действий руководствовались не столько днем недели, сколько положением и фазой Луны, но это сугубо предположительно. Вот сводная сравнительная таблица, подводящая некоторые итоги нашим разысканиям. Названия праздников Западной Европы выверены по различным источникам, в первую очередь по Pennick (1989). Для удобства даты праздников приведены с указанием конкретных чисел. Имена богов в ряде случаев сопровождают вопросительные знаки. Это указывает на предположительность или даже на сомнительность предлагаемой реконструкции. Впрочем, утверждать что бы то ни было, вообще крайне рискованно – за исключением редких случаев… Мы прекрасно отдаем себе отчет, насколько предложенные построения разнятся с теми, которые уже вполне устоялись среди современных последователей Древней Веры. Но в нашем деле недопустимо поступать по принципу «если факты противоречат теории, то тем хуже для фактов», сколь бы кому-то и ни хотелось бы действовать подобным образом. И тут как нельзя более уместны слова из средневекового древнерусского апокрифа «Беседа трех святителей»
|
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|