• Украшение музеев
  • Груз — статуи
  • Удивительная история Парфенона
  • Павлиний трон
  • Сокровища индейцев майя
  • Чичен-Ица и Дзибичалтун
  • Загадка погибшего судна
  • Сокровища на дне

    НА ПРЕДЫДУЩЕЙ СТРАНИЦЕ ИЗОБРАЖЕНО:

    Развалины Парфенона (вверху).

    Одна из многочисленных находок, сделанных под водой при раскопках затонувшего корабля у Махдии (справа).

    Голова бородатого мужчины из храма Воинов. Чичен-Ица (слева).

    Золотой колокольчик в виде обезьяны, поднятый со дна священного колодца в Чичен-Ице (внизу).

    Древнегреческий корабль (в центре).

    Украшение музеев

    В главном вестибюле здания ООН в Нью-Йорке стоит статуя. Широко шагнув, раскинув сильным движением руки, приготовился метнуть молнию могучий бог-громовержец Зевс… Или это бог морей Посейдон замахнулся своим трезубцем? Мы не знаем, кого из них изображает статуя, поражающая своей динамикой, величием, красотой. Пожалуй, это лучшее воплощение божества в облике человеческом, каким его представляли древние греки.

    В Национальном музее Афин выставлена бронзовая статуя бога морской стихии Посейдона (или, возможно, Зевса), поднятая с судна, затонувшего у мыса Артемисион (восточная Греция).

    Изваяние в Нью-Йорке — копия, дар Греции Организации Объединенных Наций. Подлинник же, двухметровая статуя, отлитая из бронзы, хранится в Афинском Национальном музее и является его законной гордостью. Не менее знаменита другая статуя из бронзы, стоящая в Афинском Национальном музее. Изображает она прекрасного юношу с поднятой правой рукой. Глаза, искусно инкрустированные цветным камнем, придают лицу особую живость. И вместе с тем — немного грустное, задумчивое выражение. Весь облик юноши, мягкий и удивительно пластичный, напоминает образы, созданные великим греческим скульптором Праксителем, — тем, кто изваял знаменитейшую Афродиту Книдскую, произведение, по словам современников, «выше всех существующих во вселенной». Скорее всего, бронзовая статуя юноши создана учеником Праксителя, а быть может, и самим гениальным ваятелем.

    Кто этот юноша? Одни считают, что он изображает покровителя путешественников, купцов и воришек — бога Гермеса. Другие искусствоведы видят в нем не бога, а героя Персея, что победил в тяжком бою страшилище, Медузу Горгону. Третьи полагают, что юноша не бог и не мифический герой, а троянский царевич Парис.

    Бронзовых статуй, отлитых мастерами Древней Греции, сохранилось очень мало. Большинство произведений античных мастеров дошло до нас в копиях из мрамора, выполненных римлянами. А копия, какой искусной бы она ни была, все равно останется копией. Ей никогда не сравниться с оригиналом. Вот почему каждая античная статуя из бронзы ценится на вес золота, вот почему гордятся музеи такими статуями.

    В прославленном парижском Лувре есть бронзовое изваяние Аполлона, так называемый «Аполлон из Пьомбино». Это одна из главных достопримечательностей музея, наряду с Венерой Милосской, Джокондой и богиней победы Никой. Украшением Берлинского музея долгие годы была бронзовая античная статуя мальчика (к сожалению, бесследно исчезнувшая после окончания второй мировой войны). И все эти шедевры из бронзы извлечены из воды: рыбацкими сетями, как Аполлон из Пьомбино или статуя мальчика (се нашли на дне Рейна); ныряльщиками или водолазами, как статуи из Афинского музея. Подавляющее число бронзовых статуй эпохи античности — это «дары моря», они найдены под водой. Причем число находок с каждым годом увеличивается, по мере того как люди все лучше узнают «голубой континент».

    Не так давно на поверхность подняли большую бронзовую статую, вернее, сохранившуюся верхнюю часть этой скульптуры. Изображала она богиню со спокойным, величавым выражением лица. Находка сделана возле острова Книд, у побережья Малой Азии, — того самого острова, где находился храм Афродиты со статуей Праксителя. Там же был и другой храм, посвященный богине земледелия Деметре. В Британском музее хранится копия со статуи Деметры Книдской, которую также изваял Пракситель. И она поразительно похожа на статую, поднятую со дна. Может, это и есть оригинал из бронзы, отлитый Праксителем? Во всяком случае, ясно, что статую изготовил либо сам великий Пракситель, либо же кто-то из его учеников. Подводная находка — один из лучших памятников классического греческого искусства, а значит, одно из лучших произведений мирового искусства вообще.

    В 1907 году у берегов Туниса, около городка Махдия, ловцы губок подняли со дна статую древнегреческого бога пастухов.

    На глубине в сорок метров возле княжества Монако аквалангист нашел великолепное бронзовое изваяние пантеры. Список подобных «бронзовых даров моря» можно было бы продолжать очень долго. Но под водой находят не только шедевры из бронзы. Вспомните сухумский рельеф из мрамора, который в наши дни является украшением и гордостью Абхазского Государственного музея. В заливе Фо, в Средиземном море, нашли женскую головку, искусно выточенную из слоновой кости. У побережья Северной Африки из воды подняли серебряную чашу — сейчас она бережно хранится в одном из музеев Туниса. Входящих в наш Феодосийский музей приветствуют две мраморные статуи львов. Они подняты со дна Таманского залива. Возле Пор-де-Бу, на южном побережье Франции, аквалангисты нашли и подняли на поверхность рельеф из знаменитого каррарского мрамора. На нем вырезан алтарь, который придерживают, припав к нему, две пантеры.

    В запасниках Афинского Национального музея хранятся статуи мужчины и женщины, поднятые со дна.

    Груз — статуи

    Список произведений искусства, найденных в море, был бы очень длинным и поучительным… Но каким образом оказались статуи на дне? Во-первых, потому, что происходило опускание суши, и море поглощало храмы, здания, памятники искусства. Так очутились под водой феодосийские мраморные львы или надгробный рельеф из Диоскурии. Но чаще статуи оказывались под водой по другой причине. Они были грузом древних кораблей. Судно шло ко дну, где разрушалось, разваливалось, сгнивало. Спустя же много столетий его драгоценный груз становился добычей рыбаков, ныряльщиков, водолазов и аквалангистов.

    Бронзовая статуя юноши, поднятая рыбацкими сетями в 1925 году со дна Марафонского залива. Возможно, автор этой статуи был древнегреческий скульптор Пракситель, живший в IV веке до н. э.

    В музее городка Бардо (Тунис) хранится эта нимфа, изваянная из мрамора. Она поднята со дна моря возле Махдии.

    Статуэтка Эрота, найденная в обломках погибшего судна около Махдии.

    Бронзовый «Атлет» с Антикиферы, пролежавший под водой около двух с половиной тысяч лет.

    В 1900 году греческие водолазы вели сбор губок возле острова Антикифера, что лежит между Критом и полуостровом Пелопоннес. И вдруг один из них вынырнул… с рукой из бронзы. Очевидно, где-то на дне должна лежать и остальная статуя. Водолазы начали поиск. На глубине 50 метров они нашли даже не одну, а несколько статуй из бронзы и мрамора, а также обломки посуды, амфоры и, наконец, останки корабля, которому принадлежал этот груз.

    Водолазы сообщили о своей находке в Афинский музей. Греческое правительство отдало приказ военно-морскому флоту: организовать подъем драгоценного груза. Так началась первая в мире подводно-археологическая экспедиция. В ней принимали участие ученые из Афинского музея, греческие моряки и отважные водолазы.

    А итогом ее было открытие нескольких шедевров мирового искусства: скульптурной группы из пяти человеческих фигур, бронзовой скульптуры «философа», бородатого мужчины с выразительными чертами лица и словно живыми глазами, других произведений античного искусства Венцом находок была бронзовая статуя юноши с поднятой рукой — гордость Афинского музея.

    История находки другой знаменитой статуи из бронзы — Зевса или Посейдона — напоминает детективный рассказ. Летом 1926 года несколько греческих рыбаков приходят к водолазам и предлагают им такую сделку. Рыбаки, за большие деньги, сообщают о местонахождении затонувшего корабля с грузом статуй. А водолазы пусть занимаются этим судном, достают сокровища искусства со дна и продают их кому хотят и за сколько хотят.

    Для доказательства своей «честности», того, что им и в самом деле известен корабль на дне, нагруженный статуями, они показывали руку большой бронзовой статуи. Водолазы, однако, на эту сделку не соглашались. А один из них сообщил о находке рыбаков правительству Греции. Рыбаков задержала полиция. Бронзовую руку конфисковали и передали в Афинский музей, по назначению. Незадачливым спекулянтам пришлось указать место своей находки: возле острова Эвбея, у мыса Артемисион. Пока археологи готовились к раскопкам под водой, к мысу Артемисион нагрянули грабители. Они подняли статую Зевса и готовились похитить другие произведения искусства, лежащие на дне. Но тут самоуправству положили конец. Бронзового Зевса конфисковали, а работу под водой продолжали ученые. В итоге Афинский музей обогатился новыми замечательными памятниками искусства.

    Пожалуй, самой интересной, даже фантастической представляется история фризов, украшавших храм Парфенон, в городе Афины. Парфенон был создан гениальным Фидием как храм в честь богини Афины. Она, а не повелитель моря, Посейдон, должен был, по его мысли, повелевать и покровительствовать Афинам. Но именно «стихия Посейдона», морская вода, сохранила для нас творения Фидия!

    Возможно, что эта бронзовая скульптура бородатого мужчины, найденная в обломках судна, затонувшего у острова Антикифера, является портретом философа (работа III века до н. э.).

    На дне реки Эро, в центре города Агда на юге Франции, была найдена эта бронзовая статуя, жемчужина греческого искусства IV века до н. э.

    Бюсты бога Гермеса — гермы были распространены в Афинах. На корабле, затонувшем возле Махдии, был найден бронзовый герм с подписью его творца, скульптора Боэфа, жившего во II веке до н. э.

    Удивительная история Парфенона

    Мы узнаем о Парфеноне еще в пятом классе, из учебника истории. Известно, что храм был украшен скульптурами и рельефами, созданными Фидием и его учениками. Построенный в середине V века до н. э., храм простоял, почти в полной сохранности, более двух тысяч лет. Он «дожил» бы в таком виде и до наших дней, если бы не война.

    В конце XVII столетия венецианцы решили изгнать турок из Греции, которая в ту пору была под турецким игом. Турки превратили в крепость Афинский Акрополь, где стоял Парфенон и другие прославленные храмы. В самом же Парфеноне устроен был пороховой склад. Во время перестрелки венецианское ядро пробило крышу храма. Порох взорвался, и Парфенону был нанесен непоправимый ущерб.

    Но это оказалось не самой страшной бедой… Венецианцам удалось выбить турок из Акрополя. Их предводитель решил сделать подарок дожу. Плиты, на которых были изваяны с изумительным мастерством кони Посейдона, стали снимать и опускать на канатах. Не выдержав тяжести, канаты оборвались. Мраморные плиты вдребезги разбились.

    Турки вновь захватили Афины. В начале XIX века стало ясно, что свободолюбивый греческий народ вот-вот восстанет. Если начнется война, она может принести новый ущерб Парфенону. Посол Британской империи в Турции, лорд Элджин, решил «спасти» все лучшее, что там оставалось.

    По приказу Элджина началась варварская операция. Уцелевшие фризы Парфенона выламывали из стен, при этом разрушая другие, которые можно было бы реставрировать. Затем мраморные плиты погрузили в ящики и отправили в афинский порт Пирей. Отсюда им предстояло отправиться в Англию, на родину лорда.

    Британия, ужели ты довольна.
    Что плачет грек, который слаб и сир?
    В хищениях таких признаться больно.
    Ты за себя краснеть заставишь мир! —

    в таких гневных строках заклеймил Джордж Байрон это беззастенчивое грабительство греческой земли. Но Элджин полагал, что он действует «на благо человечества».

    Помимо фризов, снятых с Парфенона, по приказу лорда в Пирей доставили еще несколько скульптур и рельефов, также похищенных из афинских храмов. Драгоценный груз поместили на борт брига «Ментор». Утром 16 сентября 1802 года судно отправилось в путь… И вскоре пошло ко дну возле острова Антикифера, там же, где около двух тысяч лет назад затонул античный корабль, груженный статуями. Семнадцать ящиков с произведениями искусства оказались под водой.

    Вскоре начинается операция по спасению шедевров Фидия. Греческие ныряльщики, одни из лучших в мире, с десятиметровой глубины поднимают тяжеленные ящики. Работа идет в очень трудных условиях: в ледяной воде, в шторм. Но надо торопиться, иначе придет зима, штормы станут еще свирепей. Они могут разбить затонувший корабль в щепы, разрушить ящики, и тогда шедевры погибнут.

    За три месяца удалось достать только шесть ящиков. В канун Нового года ныряльщики прекращают работу: опускаться в ледяную воду, на глубину в десять метров, они уже не в силах.

    Но Посейдон оказался милостив к Фидию, хотя тот и воздвиг свой храм в честь его соперницы, богини Афины. Зима 1803 года была на редкость мягкой. Штормы пощадили останки корабля, и памятники искусства не погибли.

    Оставшиеся на дне 11 ящиков были подняты и… возвращены не их законному владельцу, народу Греции, а британскому лорду! Элджин продает фризы Парфенона Британскому музею. Там они находятся и по сей день. И даже именуются «элджинскими мраморами», хотя лорд поступил, во-первых, как варвар, выломав часть фриза и погубив остальные, во-вторых, как пират, увезя за море свою «добычу», а в-третьих, как спекулянт, выгодно продав ее музею. Только благодаря самоотверженному труду греческих ныряльщиков да хорошей погоде удалось спасти бессмертные творения Фидия.

    Море сохранило еще одно произведение величайшего мастера античности.

    Известно, что главным украшением Парфенона была статуя богини Афины, сделанная из слоновой кости и украшенная золотом. Статуя эта не сохранилась. В начале тридцатых годов нашего века в порту Пирей проводили работы по расчистке дна гавани. Ковш землечерпалки ударился о корпус судна, затонувшего более двух тысяч лет назад.

    На дно Пирейской гавани опускаются водолазы. Там они находят корабль, груженный барельефами из мрамора. Парфенон с его фризами и скульптурами был известен всему античному миру. Афинские мастера изготовляли копии этих шедевров и отправляли для продажи во все районы Средиземноморья. Корабль с грузом копий и затонул в Пирейской гавани.

    Со слов античных авторов, видевших статую Афины, было известно, что на золотом щите, который богиня-воительница держала в руке, высечены сцены битвы греков и амазонок.

    Барельефы, поднятые со дна, как раз копировали войну с амазонками, что была изображена на щите Афины!

    И сейчас мы можем оценить мастерство Фидия, с большой силой и динамикой передавшего ход сражения.

    Павлиний трон

    Археологические сокровища — это произведения искусства и камни с надписями, черепки и амфоры, словом, любой предмет, который может рассказать о событиях прошлого. Часто под водой находят слитки золота и серебра. Для науки они представляют гораздо меньше ценности, чем гвоздь или черепок, Но из золота и серебра изготовляли произведения искусства древние мастера Америки, Индии и других стран Востока. Захватив эти страны, колонизаторы спешили отправить добычу домой, за океан. Многие суда гибли. На дне морей и океанов покоятся, ожидая своего открытия, великолепные творения ювелиров. Один из шедевров ювелирного искусства, созданный мастерами Индостана, погребен в водах, омывающих Восточную Африку. Если его удастся отыскать, это будет одним из самых выдающихся открытий археологов-подводников нашего века.

    В середине XVII столетия по приказу Шах-Джахана воздвигли Тадж-Махал, «поэму в мраморе». Могущественный повелитель из династии Великих Моголов решил, что и трон, на котором он восседает, должен стать таким же чудом искусства. Был отдан приказ: изготовить единственный в мире, небывалый по богатству и тонкости работы трон.

    Семь лет трудились лучшие мастера Индостана, выполняя приказ Шах-Джахана. «Два павлина с распущенными хвостами, сделанные из чистого золота, украшают спинку трона, — описывает «Павлиний трон» французский ювелир. — Золотые ножки трона отделаны жемчугом и сверкающими камнями огромных размеров и ослепительной красоты».

    Спустя столетие «Павлиний трон» достается повелителю персов Надир-Шаху. В конце XVIII столетия трон попадает в руки англичан. Ост-Индская компания спешит отправить сокровище за океан, снарядив фрегат «Гровенор». Трон Великих Моголов должен ошеломить всю Англию, заявляет капитан фрегата.

    Вся Англия действительно была ошеломлена… гибелью «Гровенора» у побережья Восточной Африки. Лишь немногим членам экипажа удалось спастись. А трон, вместе с ящиками, набитыми золотом и драгоценными камнями, пошел ко дну.

    К месту гибели фрегата тотчас же послали спасательную экспедицию. Но ее постигла неудача, так же как и пятнадцать других экспедиций, пытавшихся поднять затонувшие сокровища «Гровенора». Ни энтузиасты-одиночки, ни Британское адмиралтейство, ни специальный «Синдикат по розыскам «Гровепора» — никто не сумел добиться успеха.

    Судно затонуло на глубине всего в тринадцать метров. Однако его покрывает многометровый слой песка. И с каждым годом он становится все мощней. Правда, с каждым годом набирает силы и подводная археология. Быть может, недалек тот день, когда шедевр индийских ювелиров будет поднят со дна.

    Сокровища индейцев майя

    Пожалуй, лучшими ювелирами древности были индейцы доколумбовой Америки. «Я не удивляюсь золоту и драгоценным камням, но мне поистине изумительно было видеть мастерство, превосходящее материал, — писал о шедеврах индейских мастеров Петер Мартин, один из первых историков Нового Света. — Я никогда еще не видел какой-либо вещи, красота которой могла бы так прельщать глаза людей».

    Испанских завоевателей, однако, интересовало золото, металл, а не работа по нему, какой бы искусной она ни была. Они безжалостно превращали в «золотой лом», в слитки прекрасные произведения искусства. В музеях мира хранилось считанное число вещей, изготовленных из золота ювелирами древней Мексики. И лишь в XX веке благодаря раскопкам под водой оно резко возросло. В священном колодце индейцев майя обнаружили множество художественных изделий из золота и другие произведения искусства.

    Майя, задолго до открытия Америки европейцами, создали самую высокую в Новом Свете культуру. Они раньше европейцев стали в своих вычислениях применять символ нуля. Календарь астрономов майя был точнее, чем календарь средневековой Европы. На полуострове Юкатан и в Центральной Америке архитекторы майя построили десятки городов, возвели сотни храмов и тысячи монументальных стен. Жрецы майя пользовались иероглифической письменностью.

    К сожалению, почти все рукописи майя были уничтожены. Сожжением этих рукописей, написанных на бумаге из луба фикуса, руководил испанский монах Диего де Ланда, который поздней стал епископом. Но тот же Ланда оставил интересный документ — «Сообщение о делах в Юкатане». В нем приводились уникальнейшие сведения о быте, культуре, обрядах майя. Среди обрядов индейцев была одна необычная церемония. Проводилась она возле священного водоема — сенота, что находился в столице юкатанских майя, городе Чичен-Ица.

    Вот подлинные слова Диего де Ланда: «Главный храм был обращен своим фасадом к священному сеноту, расположенному поблизости, и соединялся с ним прекрасной широкой дорогой. У индейцев был обычай во время засухи приносить в жертву богам живых людей, бросая их в этот колодец; они верили, что эти люди не умирают, хотя больше никогда их не видели. Вслед за жертвами они бросали в колодец изделия из дорогих камней и предметы, которые считали ценными. Следовательно, если в этой стране водилось золото, то большая часть его лежит на дне этого колодца. Так велико было благоговение индейцев перед священным сенотом!»

    Это описание привлекло внимание американского ученого Эдварда Г. Томпсона. Он отправляется на полуостров Юкатан к руинам Чичен-Ицы. Найти главный храм не представляло большого труда. От храма шла тропинка — прямо к овальному водоему диаметром около 60 метров, заполненному мутной водой. Известняковые стены колодца круто обрывались… И тут Томпсон задумывается: а что, если поискать на дне этого сенота сокровища, о которых писал Диего де Ланда?

    Американец возвращается на родину и проходит курс обучения водолазному делу у отставного капитана. Приобретает землечерпальный снаряд с лебедкой, полиспастом и рычагом в тридцать футов.

    И вот вновь Юкатан, Чичен-Ица и священный водоем майя… «Я сомневался, чтобы кто-нибудь мог себе представить то напряжение, которое я испытал, когда стальной ковш землечерпалки ринулся вперед, на какую-то долю секунды повис над серединой сенота, а затем скользнул вниз и исчез в спокойной воде, — рассказывает ученый. — Прошло две-три минуты — надо же было дать стальным зубьям вгрызться в грунт, а затем рабочие склонились над лебедкой, и под их темной, коричневой кожей, словно ртуть, заиграли мускулы; стальной кабель натянулся как струна под тяжестью поднимаемой кверху ноши».

    Но сокровищ майя в этом ковше не оказалось. Так же, как и в следующих ковшах. Прелая листва, сгнившие стволы деревьев, кости диких животных — вот и весь улов. Так продолжалось день за днем. И вдруг — первая удача. Со дна колодца подняты два желтовато-белых кусочка смолы. Когда Томпсон поднес к ним зажженную» спичку, смола стала дымиться. «Пом» — так называли майя священную смолу, ароматный дым которой возносил молитвы к богу, обитателю Солнца. Значит, поиск на верном пути!

    Вскоре со дна подняли вазы, наконечники копий, ножи из вулканического стекла, колокольчики из меди, чаши из зеленого нефрита, подвески из желтого золота, каменные топоры. Наконец, были найдены скелеты юношей и девушек. Сообщение Диего де Ланда во всем подтвердилось!

    Томпсон облачился в водолазный костюм. Вооружился подводным прожектором. Взял с собой подводный телефон… и отправился в глубины сенота, туда, куда ковш землечерпалки проникнуть не мог.

    Смелость археолога щедро вознаграждена. Он находит массу золотых украшений. Только сокровищница фараона Тутанхамона превосходит своим богатством находки, извлеченные Томпсоном со дна сенота.

    На золотых дисках, поднятых из воды, искусно выгравированы различные сцены из жизни майя. Это было окно в неведомый мир исчезнувшей цивилизации…

    Украшенная скульптурными изображениями стена главного храма Чичен-Ицы, с которой открывается вид на храм Воинов.

    Чичен-Ица и Дзибичалтун

    Все ли сокровища достал Томпсон со дна сенота? На этот вопрос ответ был получен лишь много лет спустя. Американский ученый вел работу в 1904 году, на заре подводной археологии. А в 1961 году в Чичен-Ицу отправляется большая экспедиция, чтобы продолжить исследование священного водоема. Она состояла из археологов, аквалангистов и специалистов по технике подводных работ. Во главе ее были ученые Мексики.

    В водоем опустили землесос с трубой диаметром в 25 сантиметров, куда нагнетался сжатый воздух. Вода засасывалась и выбрасывалась на поверхность через трубу. А вместе с ней выбрасывался ил и все, что лежало в нем. Словом, техника была примерно той же, что и при раскопках Порт-Ройяла, которые вел Эдвин Линк.

    Первый же день работ принес радостную весть. «Улов», как и у Томпсона, состоял из кусочков душистой смолы и обломков глиняной посуды. Затем землесос доставил на поверхность бусы, колокольчики, золотые подвески и другие мелкие предметы.

    На дно сенота Томпсон погружался в громоздком водолазном снаряжении. Теперь в распоряжении ученых имелись легкие акваланги. Аквалангисты поднимают со дна первые находки: кубок и статуэтку, сделанную из чистого каучука. Всего за четыре месяца напряженной работы обнаружено было несколько тысяч предметов.

    Самыми ценными находками оказались предметы, сделанные не майя, а другими индейскими народами Америки, которые жили в сотнях километров от Чичен-Ицы: в Центральной Мексике, в Гватемале, даже в Панаме. Значит, майя Юкатана вели торговлю со своими соседями, как близкими, так и далекими.

    И еще одну страничку истории древних майя помогли написать исследования под водой. Население Чичен-Ицы покинуло столицу много сотен лет назад. Однако и тогда, когда город был необитаем, к священному водоему приходили люди, чтобы совершить жертвоприношения.

    Сенот играл главную роль в религиозной жизни Чичен-Ицы и окрестных мест. Вероятно, и сам город возник в связи со священным водоемом. На это указывает его название. На языке майя «чи» означает «устье», «чен» — «сенот, колодец, водоем», а «Ица» — это наименование одного из племен майя, основавшего город. «Устье сенота племени Ица» — так можно перевести слова «Чичен-Ица».

    Золотые диски диаметром около четверти метра, поднятые со дна священного колодца в Чичен-Ице.

    Богатейший урожай находок на дне водоема относится к X–XIII векам н. э., а древнейшие предметы — к VII–IX векам н. э. Быть может, в будущем удастся найти и более древние памятники. Город возник в VI веке н. э., а его рождение было связано со священным сенотом. Вероятно, уже с первых дней основания Чичен-Ицы на дно водоема бросали жертвоприношения.

    В 1967 году мексиканские археологи-подводники начали новую экспедицию. Первоначально они планировали осушить сенот, а затем изучать его дно по всем правилам «сухопутной» археологии. Однако уровень воды при откачке понизился на пять метров и больше не изменялся. Тогда археологи обратились за помощью к химикам. Вода в сеноте была очень мутной. Анализы показали, что она грязнее, чем стоки канализации Нью-Йорка! В водоем стали засыпать различные очистительные составы… и вскоре в воде можно было видеть на пять и более метров. Более того, эту воду можно было пить!

    Ил со дна отсасывается слоями, с помощью усовершенствованного землесоса. Все предметы величиной с пуговицу и крупнее собирались аквалангистами. Два с половиной месяца продолжались работы. В результате «удалось обнаружить самые разнообразные предметы: два резных деревянных табурета прекрасной работы, несколько деревянных ведер, около сотни кувшинов и ваз различных размеров, форм и эпох, куски ткани, золотые изделия, кольца, колокольчики, изделия из нефрита, горного хрусталя, каучука, коралла, кости, перламутра, рога, янтаря, меди, кварца, пирита и оникса, а также кости людей и животных, точильные камни, пять каменных изображений ягуара и два — змеи, — пишет руководитель экспедиции Пабло Буш Ромео, основатель Мексиканского клуба исследований и водного спорта. — Предварительные результаты исследований найденных в колодце человеческих костей говорят о том, что детей приносили в жертву чаще, чем взрослых, — детских костей там оказалось раза в полтора больше».

    Помимо священного, в Чичен-Ице есть и обыкновенный водоем-сенот, провал пластов известняка, который заполнили грунтовые воды и дождевая вода. В другом городе юкатанских майя, Дзибичалтуне, таких водоемов — сенотов насчитывается двенадцать. Быть может, один из них также считался священным? Если это так, то на его дне должны быть предметы не менее ценные, чем на дне сенота в Чичен-Ице. Но как угадать, в какой же именно водоем бросали жертвоприношения?

    Этим вопросом задались археологи-подводники под руководством Уиллиса Эндрюса. Решили начать исследования с самого большого из водоемов. Он был в четыре раза. глубже сенота в Чичен-Ице. Аквалангисты приступили к поискам на дне. И вот, как пишет руководитель раскопок, «в течение нескольких дней два студента извлекли огромное количество художественных изделий, хорошо сохранившиеся кувшины неизвестной до сих пор формы, тонко обработанные кремневые орудия и около трех тысяч черепков. Спустя несколько месяцев мы убедились, что поймали за хвост археологическое счастье».

    Каменное сверло, на котором вырезаны иероглифы майя. Флейта из обожженной глины. Кольца из кости и гребень, покрытый иероглифами. Тысячи обломков глиняной посуды. Десятки статуэток. Тарелки, покрытые оранжевой глазурью. Маленькая маска из дерева со странным лицом — оно больше похоже на лицо африканца, а не американского индейца. Тонкие слюдяные пластины. Человеческие черепа и кости животных… Таков далеко не полный перечень находок, сделанных на дне сенота в городе Дзибичалтун.

    Этот город, как показали раскопки на суше, — самый древний изо всех известных нам городов майя. И притом самый большой по площади. Возможно, что это самый большой город во всей древней Америке. Раскопки под водой, начатые на дне сенота в Дзибичалтуне, быть может, принесут еще более важные результаты, чем те, что дали раскопки на суше. Сокровищница его далеко еще не исчерпана.

    Колокольчики в виде фигурок обезьян, найденные в священном колодце Чичен-Ицы; изготовлялись они из золота или из сплава золота с медью.

    На одном из дисков священного колодца изображены воины майя, спасающиеся на плотах или вплавь от своих преследователей.

    Загадка погибшего судна

    Шесть залов Тунисского музея занимают находки, сделанные под водой возле селения Махдия, на африканском берегу Средиземного моря, к северу от залива Габес. Бронзовая статуя, изображающая бога любви Эрота, победителя в стрельбе из лука. Фигура юноши из бронзы, державшая факел в руке, очевидно, портрет победителя какого-то состязания. Небольшие бронзовые статуэтки, изображающие стариков и старух (такие фигурки украшали пиршественные залы древних греков и римлян). Статуэтка бегущего сатира, с расширенными ноздрями, полуоткрытым ртом, с развевающимися волосами и стройными мускулистыми ногами. Мраморная голова Афродиты и другие статуи из мрамора. Бронзовый панцирь с изображением головы бога Диониса. На правом плече его высечена надпись: «Сделал Боэф из Калхедона».

    Имя Боэфа хорошо известно историкам античного искусства. Он жил во II веке до н. э. и был славен как мастер литья, изготовлявший из металлов великолепные скульптуры. Копия одного из шедевров Боэфа хранится в Ленинградском Государственном Эрмитаже: скульптура «Мальчик с гусем». Подлинники работ Боэфа не сохранились, и вот теперь мы можем наслаждаться красотой и гармоничностью головы Диониса с бородой и локонами, падающими на плечи и вьюшимися высоко надо лбом.

    И все это — груз одного корабля, затонувшего возле Махдии. А ведь помимо скульптур из мрамора и бронзы в залах Тунисского музея есть и другие предметы, найденные в обломках древнего судна. Огромные вазы из мрамора и два барельефа с искусной резьбой. Дюжина ваз, украшенных сценами шествия Диониса, покровителя веселья и бога вина, со своей свитой — сатирами, вакханками, менадами, силенами. Шесть десятков мраморных колонн с капителями — очевидно, каждая из этих колонн, высотой в четыре метра, предназначалась для храма. Наконец, со дна подняты не только произведения искусства, но и другие предметы: обломки посуды, куски дерева, корабельные снасти.

    Самая скромная, казалось бы, находка — светильник с фитилем, обуглившимся в рожке, — позволила археологам восстановить события, разыгравшиеся более двух тысяч лет назад сначала в Афинах, а затем у берегов Северной Африки…

    «Диктатор во главе своих войск вошел в Афины ночью, и яростный был его вид. Звучали трубы и рожки, раздавались свирепые крики его армии, которой он предоставил право грабить и убивать. Распространившись по всему городу с мечами в руках, его солдаты начали ужасающий разбой. Очевидцы утверждали, что кровь ручьем бежала чуть ли не изо всех домов», — пишет античный историк. Первого марта 86 года до н. э. Афины были взяты штурмом войсками римского диктатора Суллы и отданы на разграбление.

    И сам диктатор, и его подручные стремились взять в Афинах самое драгоценное, что имелось в городе, — произведения искусства. На части разбирались храмы, с их колоннами и барельефами, конфисковывались вазы и украшения, со стен снимались канделябры. Все это свозили в порт Пирей, погружали на корабли и отправляли в Рим, для украшения вилл местных вельмож.

    Летом 1959 года совершенно случайно при укладке труб на углу двух улиц афинского порта Пирей обнаружили ценнейший клад: собрание бронзовых и мраморных статуй. Находились они в небольшом каменном складе, двери которого выходили в сторону моря. Статуи относились к разным эпохам, их покрывал слой пепла. Очевидно, произведения искусства приготовлялись для отправки морем в Рим, но пожар помешал этому. Счастливая случайность сохранила для нас бронзовые шедевры, которые соперничают с теми, что подняты со дна морского. Но основная часть добычи, награбленной в Афинах войсками Суллы, погружена была на корабли.

    Все ли они пришли к месту своего назначения? Корабль, найденный возле Махдии, убедительно показывает, что нет. Многие из судов, нагруженных награбленным в Афинах, стали добычей моря. Несчастный случай — пожар — спас статуи в Пирейской портовой кладовой. Другая катастрофа, кораблекрушение, также сохранила для человечества прекрасные произведения античного искусства.

    Но почему мы решили, что статуи и другие произведения искусства, найденные возле побережья Северной Африки, привезены из Афин, разграбленных Суллой? Обуглившийся рожок светильника говорит о том, что во время плавания судна светильник горел. Такими светильниками пользовались только в Греции и только в определенную пору, в конце II — начале I века до н. э. Этот промежуток времени хорошо известен историкам. Лишь в одном-единственном случае корабль, набитый произведениями искусства, созданными в Афинах и относящимися к различным периодам, мог очутиться так далеко на западе от берегов Эллады и лишь в одном-единственном случае на борту его смог бы оказаться почти полностью разобранный афинский храм (надписи, сделанные на колоннах, поднятых со дна, говорят, что колонны стояли в одном из храмов Пирея). Это — взятие и грабеж Афин диктатором Суллой в марте 86 года до н. э.

    Археологи возле обломков корабля нашли якоря. Они лежали, вытянувшись в одну линию, с юга на север. Значит, шквальный ветер, задув с юга, со стороны берега, обрушился на доверху нагруженный корабль — груз статуй был не только в его трюмах, но и на палубе! — и судно пошло ко дну. Вероятно, никто из экипажа не сумел спастись: на палубе, среди колонн и статуй, лежали человеческие скелеты.

    Корабль, затонувший возле Махдии, обнаружили ловцы губок. В 1908 году Альфред Мерлин, известный археолог, организовал подводно-археологическую экспедицию. Одного сезона работ оказалось явно мало. Они длились несколько лет. Первая мировая война прервала поиск ученых. Много лет спустя исследования были продолжены. На сей раз под воду опускались уже не водолазы, а подводники, вооруженные аквалангами. В 1954 году на помощь археологам пришел мощный землесос. Благодаря ему удалось освободить киль затонувшего судна — оно имело сорок метров в длину и пятнадцать в ширину.

    Работа археологов была долгой и тщательной. Один из историков так оценил значение находки возле Махдии: «Со времени Помпеи не было открытия важнее этого». И все-таки мы до сих пор не знаем решения главной загадки погибшей галеры: почему она оказалась возле берегов Туниса? Ведь Сулла отправлял свою добычу в Рим!

    Ученые выдвинули несколько гипотез. Корабль мог сбиться с курса, его могла отнести к африканскому побережью внезапная буря. Хозяином галеры мог быть не римлянин, а житель одной из колоний на берегах Северной Африки. Какая из этих гипотез верна, мы не знаем.

    Зато о многих других трагедиях моря мы хорошо знаем благодаря раскопкам под водой, воскресившим события тысячелетней давности…







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх