|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Глава пятнадцатаяРАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ Период 1926—1932 гг. был ознаменован глубокими социально-экономическими преобразованиями, охватившими политику, экономику, культуру в связи с осуществлением социалистической индустриализации, наступлением социализма по всему фронту и созданием колхозного строя. Развитие образования, науки и культуры находилось под воздействием этих исторических сдвигов в нашем обществе. И хотя основные направления в культурном строительстве были определены раньше В. И. Лениным, решениями партии и укрепились в годы восстановления народного хозяйства, однако задачи нового этапа в развитии экономики выдвигали новые проблемы и требования в этой области. Главные требования времени диктовали необходимость сосредоточения усилий по крайней мере по трем важнейшим направлениям: обеспечение подготовки кадров специалистов для промышленности и сельского хозяйства в условиях развернувшейся индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства; завершение ликвидации неграмотности взрослого населения и развертывание широкого обучения массовым профессиям рабочих в промышленности, основам агрономии, механизации и организации крупного коллективного производства в сельском хозяйстве; создание условий и организация проведения научных исследований по важнейшим направлениям науки и техники, обеспечивающим осуществление социалистической реконструкции всего народного хозяйства1387. Для последующего развития науки и культуры важным было то, что в эти годы впервые были заложены основы планирования их движения вперед в связи с разработкой первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. 1. Развитие народного образованияОгромное значение для судеб социалистического строительства имело в этот период продолжение работы по ликвидации неграмотности. Ликвидация неграмотности в кратчайший срок составляла важную задачу, поставленную XV съездом ВКП(б) в области культурного строительства. Партийные организации возглавили широкое движение всех общественных организаций — комсомола, профсоюзов, кооперации, Советов за ликвидацию неграмотности. ЦК ВЛКСМ принял решение в конце 1928 г. провести всесоюзный культурный поход против неграмотности, пьянства и т. д., за социалистическую культуру. По указанию ЦК ВКП(б) в культпоход включались и все другие общественные организации1388. Особенно оживилась деятельность общества «Долой неграмотность» (ОДН). Создавались сотни тысяч ячеек ОДН, проводились конкурсы на лучшую постановку ликбезработы. На 1 июля 1928 г. ОДН объединяли 600 тыс. чел., к 1 января 1929 г. это число выросло до 800 тыс. человек. К середине 1929 г. только по РСФСР эти общества уже объединяли 1,5 млн. человек1389. Наиболее серьезный сдвиг в работе по ликвидации неграмотности наступил во второй половине 1929 г. после того, как XVI конференция ВКП(б) (апрель 1929 г.) приняла первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. В мае 1929 г. ЦК ВКП(б) в постановлении «О работе по ликвидации неграмотности» указывалось на то, что необходимо превратить ликбезработу в одно из средств мобилизации трудящихся масс на выполнение решения задач первой пятилетки, сделать трудящихся активными участниками социалистического строительства. В школах ликбеза особое внимание уделялось работе в деревне, где политическая работа органически сочеталась с поднятием культурного уровня сельского населения, в первую очередь с ликвидацией неграмотности и малограмотности среди крестьянства. В начале 1929 г. еще 60% крестьян оставались неграмотными1390. В работу включились шефские городские организации. Из промышленных центров в деревню направлялись тысячи бригад комсомольцев-активистов, рабочих, оказавших помощь в организации колхозов, в культурно-просветительной работе. Создавались многочисленные штабы по ликбезпоходу, дошкольному походу, всеобучу, которые затем были объединены в единые штабы культэстафеты. Культэстафета вовлекла в работу по ликвидации неграмотности сотни тысяч новых бойцов. В помощь им были созданы культармейские университеты, где были организованы отделения, готовившие работников по ликвидации неграмотности среди населения, руководителей политчастей, методистов. Первый такой университет открылся осенью 1930 г. при московском штабе культпохода, он имел свои отделения в районах. По опыту Москвы культармейские университеты были созданы во всех республиканских, краевых и областных центрах. В результате проведенной работы в 1931 г. неграмотность среди индустриальных рабочих в основном была ликвидирована. Москва к 1 мая 1931 г. стала городом сплошной грамотности. В этом же году краем сплошной грамотности стала Нижняя Волга1391. Развертывание социалистического строительства, необходимость в наиболее короткие сроки повысить культурно-технический уровень рабочих и колхозников требовали ускорения процесса развития начального образования и ликвидации неграмотности. По инициативе комсомола Совнарком РСФСР в августе 1931 г. принял декрет о введении всеобщего обязательного начального обучения всех лиц в возрасте от 16 до 50 лет. Такие декреты были приняты и в других республиках. К 15-й годовщине Октября была значительно расширена работа по ликвидации малограмотности. В 1931 г. в школах повысили свои знания более 3 млн. человек, т. е. в 3 раза больше, чем в 1930 г.1392 Процесс ликвидации и неграмотности и малограмотности в 1932 г. получил огромный размах — школами ликбеза были охвачены свыше 15 млн. человек1393. Намеченная на первую пятилетку задача ликвидировать неграмотность 17 млн. человек была перевыполнена. Начальной грамоте были обучены 22 672 тыс. человек. Помимо этого повысили грамотность свыше 11 млн. человек. Особенно значительная работа по ликвидации неграмотности была проделана среди ранее отсталых в культурном отношении народов страны. В 1932 г. 68 национальностей Советского Союза перешли на новый латинизированный алфавит, что в огромной степени облегчило их письменность и ускорило процесс их обучения. Среди узбеков в 1913 г. было 2% грамотных, в 1932 г. — уже 72%, среди таджиков — соответственно 15% и 52% грамотных. Среди туркмен, азербайджанцев и татар до Октябрьской революции было 2—3% грамотных, а в 1932 г. грамотность у этих народов превысила 60%. Причем эта работа в национальных республиках была проделана в основном в течение первой пятилетки. Общий процент грамотности в Союзе за этот период поднялся с 53 до 80%1394. Важно отметить, что проблема такой сложности, как ликвидация неграмотности, была успешно решена на основе широкого привлечения общественности. Безвозмездный труд культармейцев в качестве учителей в школах ликбеза, ликпунктах, большая помощь городских шефов, посылавших в деревню специалистов, культорганизаторов, огромная заинтересованность всех трудящихся в ликвидации неграмотности, в осуществлении культурной революции определили этот успех. А. В. Луначарский писал, что в 1926 г. «население с чрезвычайной энергией стало требовать образования… рабочие на собраниях и митингах меньше говорят о заработной плате, чем о школе, о повышении грамотности. Они требуют: «Даешь клуб, даешь культурную жизнь». Удивленные работники Наркомзема и финработники в деревне говорили: «Крестьяне меньше говорят о сельхозналоге, чем о том, что надо учить ребят»1395. Только такое массовое движение за грамотность, за культуру позволили успешно решить задачу ликвидации неграмотности. Исторический опыт нашей страны был широко использован позднее в Республике Куба и в ряде развивающихся стран для решения аналогичной задачи. Общеобразовательная школа. Общеобразовательная школа в этот период помогла обеспечить всеобщее начальное обучение и повсеместный переход к всеобщему семилетнему политехническому обучению. Многое было сделано в области совершенствования организации и улучшения всей деятельности школы и выполнения ею задач по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения. Принципиальные вопросы дальнейшего развития школьной системы рассматривались на Втором партийном совещании по народному образованию, которое состоялось в конце апреля 1930 г. Совещание единодушно высказалось за введение единой системы народного образования для всего Советского Союза. Единая система образования явилась логическим следствием единого плана социалистического переустройства экономики и хозяйства страны. Совещание признало необходимым выделить «во всей системе общего образования семилетку как решающее на ближнем этапе социалистического строительства звено»1396. Оно высказывалось также за реорганизацию второго концентра школ II ступени в техникумы, исходя из того, что развитие народного хозяйства требовало очень много специалистов средней квалификации во всех областях промышленности и сельского хозяйства. По итогам работы Второго партийного совещания было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 г. В постановлении ЦК ВКП(б), подчеркивая решающее значение введения всеобщего начального обучения, указал на необходимость поднятия и укрепления в системе народного образования удельного веса семилетней школы (ФЗС — для города и ШКМ — для деревни), рассматривая ее в качестве предварительного минимума общеобразовательной политехнической подготовки как для всех принимаемых в техникумы, школы ФЗУ, профшколы, так и для всех подростков, непосредственно вступающих в производство. ЦК ВКП(б) предлагал с 1930/31 учебного года приступить к введению обязательного общего семилетнего образования в рабочих районах и промышленных городах, чтобы уже в ближайший год добиться перевода на базу семилетки всей сети школ ФЗУ, являвшихся преимущественной формой подготовки рабочих подростков для производства. В августе 1931 г. ЦК партии принял постановление «О начальной и средней школе»1397, реализация которого определила основное содержание работы советской школы в 30-е годы. В постановлении были отмечены большие достижения в развитии народного образования. Расширилась и укрепилась сеть школ, коренным образом изменился социальный состав учащихся — «дети рабочих и широких масс трудящихся в деревне, не имевших ранее возможности обучать своих детей в школе», стали теперь «основным контингентом школы». Обучение на родном языке (на 70 языках) проводилось даже и в самых отдаленных уголках Советского Союза. Были сделаны важные шаги по пути осуществления политехнизации школы. Советская школа давала детям несравненно более широкий общественно-политический кругозор и общее развитие, чем дореволюционная и буржуазная школа. Возрос уровень общего образования детей. В то же время в постановлении отмечалось, что советская школа еще не соответствует огромным требованиям развертывавшегося социалистического строительства. ЦК ВКП(б) признал главным недостатком работы школы недостаточную общеобразовательную подготовку учащихся для вузов и техникумов. Было предложено положить в основу дальнейшей работы ленинские указания о связи школы с задачами социалистического строительства, пересмотреть в этом плане учебные программы, в которых определить круг систематизированных знаний для учащихся, даваемых школой, улучшить методическое руководство работой учителей, расширить и усовершенствовать подготовку педагогических кадров. Советская школа развивалась в сложной обстановке. Неразработанность многих вопросов советской педагогики, влияние старых буржуазных и мелкобуржуазных педагогических теорий нередко приводили к искажениям политики партии в этой области. Было немало ошибок «правого» и «левого» толка, которые вредно влияли на обучение детей. Так, одно время имела хождение теория стихийности, по которой организация воспитания в школе считалась делом второстепенным, а вопросы воспитания должны были разрешаться самой социалистической строящейся средой1398. Во многих местах вся учебно-воспитательная работа школ стала подчиняться выполнению промфинплана заводом, фабрикой, колхозом и совхозом1399. Появились школы — цехи завода, цехи шахты, цехи колхоза и т. д. Была снижена роль учителя в обучении и воспитании1400. Центральный Комитет ВКП(б) осудил все искривления политики партии в этой области и в постановлении «О начальной и средней школе» подчеркнул возрастающее значение и роль школы в социалистическом строительстве. Всем организациям было предложено вести систематическую и неуклонную борьбу против правооппортунистических искажений, ведущих к отказу от политехнизации школы, к разрыву между теоретическим обучением и практикой; усилить одновременно борьбу и с левооппортунистическими извращениями, с теориями «отмирания школы» и «снижения роли учителя», что особенно ярко обнаружилось в применении так называемого «метода проектов», получившего широкое распространение в школе. ЦК потребовал, чтобы было повышено внимание к школе партийных, советских и комсомольских организаций, органов народного образования и комсомола. В 1930—1931 гг. был сделан решительный переход от частичного осуществления всеобуча к повсеместному проведению обязательного начального обучения. Проводилась большая работа по созданию материальных предпосылок для его введения. В эти годы значительно усилилась материальная помощь детям менее обеспеченных рабочих, батраков и бедноты путем организации горячих завтраков в школе, снабжения детей одеждой и обувью, устройства общежитий для детей, живущих далеко от школы, предоставления транспорта для доставки детей в школу и т. д. Одновременно укрепились не только начальные школы, но и семилетние. В те годы фабрично-заводская семилетка (ФЗС) и школа крестьянской молодежи (ШКМ) стали наиболее жизненными типами школ в городе и деревне. ШКМ должна была стать массовой школой работников колхозов, дающей общекультурную, политическую и производственно-техническую подготовку. Большое внимание стало уделяться организации и технике крупного коллективного хозяйства. Каждый окончивший ШКМ должен был уметь работать на тракторе и прицепных орудиях. ШКМ создавались на базе реорганизации семилеток и школ II ступени. С успехами колхозного движения ШКМ по существу были перестроены из школ крестьянской молодежи в трехлетние школы колхозной молодежи. Одновременно были созданы двухгодичные школы колхозной молодежи и ускоренные дневные ШКМ для подростков 14—16 лет. Школы готовили трактористов, шоферов, бригадиров-полеводов, животноводов и т. д. и давали общее образование в объеме семилетней школы. В 1929/30 г. работало 1216 ШКМ, в которых училось 138 186 человек1401. Многие сельские школы II ступени были реорганизованы в ШКМ. В результате в 1930/31 г. число ШКМ выросло более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом и достигло 2618, а число учащихся в них почти удвоилось. Развитие сети дневных общеобразовательных школ в СССР показывают следующие данные (в тыс.)1402:
В годы развернутого социалистического строительства особо важное значение приобрела подготовка кадров массовых профессий для промышленности и сельского хозяйства — профессионально-техническое образование. Уже к началу этого периода в стране сложилась система подготовки кадров массовых профессий: профшколы, школы ФЗУ, всевозможные курсы. В декабре 1927 г. только по РСФСР действовала 571 профшкола, в которых обучалось более 59 тыс. человек1403. На фабриках, заводах, при клубах были созданы технические курсы и кружки. Наиболее важную роль в подготовке квалифицированных кадров рабочего класса для промышленности из подростков, в первую очередь детей рабочих, являлась профессионально-техническая школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ); над нею шефствовал комсомол. До 1928 г. школы ФЗУ подготовили 80 тыс. квалифицированных рабочих1404. XV съезд ВКП(б), состоявшийся в декабре 1927 г., в директивах по пятилетнему плану указал на необходимость расширения подготовки «новых кадров технически и культурно-политически развитых пролетариев — сознательных строителей социализма» из среды молодежи, в связи с чем обратил «особое внимание на развитие профтехнических школ», «в частности школ ФЗУ», расширение сети школ крестьянской молодежи и приспособление всего народного просвещения к потребностям социалистического строительства1405. В школах ФЗУ наряду с высокой профессиональной подготовкой юноши и девушки получали образование в объеме семилетней школы. После окончания ФЗУ многие из них шли на рабфаки и в техникумы. Выпуск учащихся в ФЗУ в 1928—1929 г. составил 30 тыс. человек против 21 300 человек в предыдущем учебном году1406. Увеличивался и прием в школы ФЗУ, в 1928 г. было принято 36,2 тыс. человек, а в 1929 г. — уже 73 тыс. Школа ФЗУ становится подлинной школой рабочей молодежи. Основную массу учеников составляли подростки 15—17 лет, в то время, как в годы восстановления, да и в годы реконструкции значительное число учеников было в возрасте 20 лет и старше. В марте 1929 г. все учебные заведения, готовившие специалистов для промышленности, были переданы из Наркомпроса в ведение ВСНХ, что способствовало установлению более тесной связи их с производством. В сентябре 1929 г. ВСНХ СССР пересмотрел порядок подготовки рабочих кадров и вместо единой школы ФЗУ было создано три типа школ: школа ФЗУ массовых профессий (ШУМП); фабзавуч по подготовке рабочих-универсалов средней квалификации и школа ФЗУ повышенного типа, готовящая квалифицированных рабочих (бригадиров, установщиков, наладчиков, подмастерьев и др.). Срок обучения в школах ФЗУ был определен в 2 года. Принималась молодежь 16—17 лет с образованием не ниже начальной школы-четырехлетки1407. Для подготовки рабочих массовых профессий в стране широко развернулась организация школ ФЗУ, велось строительство зданий, мастерских, общежитий для школ, так как многие из них вначале располагались в малоприспособленных зданиях и помещениях клубов и заводских контор. Бурное промышленное строительство в годы первой пятилетки остро поставило проблему подготовки квалифицированных кадров. Ноябрьский (1929 г.) Пленум ЦК ВКП(б) обратил особое внимание на усиление подготовки квалифицированной рабочей силы на промышленных предприятиях и в совхозах. В специальном постановлении «О росте кадров рабочего класса, состоянии безработицы и мероприятиях к ее ослаблению» от 5 декабря 1929 г. ЦК ВКП(б) предусматривал расширить все формы подготовки квалифицированной рабочей силы, в первую очередь сеть школ фабрично-заводского ученичества и количества обучающихся в них учеников, предложил разработать вопрос об организации общеобразовательных курсов для облегчения подросткам возможности поступления в школы производственного ученичества1408. Большую помощь развитию ФЗУ оказывал комсомол, проводивший наборы в школы, содействовавший строительству новых и переоборудованию старых школ и т. п. В 1930 г. в школы ФЗУ было принято около 82 тыс. человек, повысился процент рабочих среди учащихся школ ФЗУ1409. Работа по укреплению и расширению сети школ ФЗУ была усилена после указания XVI съезда ВКП(б) о том, что наряду с расширением школ ФЗУ, как основной формы подготовки квалифицированных рабочих из подростков, на ближайшие годы должны получить широкое развитие краткосрочные формы подготовки и переподготовки рабочей силы (курсы и учебно-установочные базы ЦИТ, бригадное ученичество, курсы по повышению квалификации и переквалификации безработных и т. д.), с обязательным, однако, последующим повышением производственно-технического и культурно-политического уровня подготовленных через эти формы рабочих1410. Уже в 1931 г. в капитальном строительстве школ ФЗУ был достигнут серьезный сдвиг. В этом году были введены в строй 215 новых зданий школ ФЗУ на 84 тыс. мест и в 1932 г. 285 зданий на 80 тыс. мест. За два года государство вложило в капитальное строительство школ ФЗУ 250 млн. руб. Мастерские школ получили за это же время к 4,5 тыс. уже имевшихся станков, еще 7,5 тыс. новых, в том числе свыше 1 тыс. импортных1411. Все это позволило набрать в школы ФЗУ 250 тыс. юношей и девушек1412 и осенью еще 450 тыс.1413 человек. В 1932 г. предполагалось набрать в школы ФЗУ около миллиона подростков1414. Школы ФЗУ стали основной формой производственной подготовки рабочих. Развертывались школы ФЗУ в национальных республиках. Организация крупных коллективных хозяйств, строительство совхозов, МТС предъявляли огромный спрос на квалифицированные кадры в сельском хозяйстве — трактористов, шоферов, слесарей и мастеров по ремонту сельскохозяйственных машин, бригадиров-полеводов, счетоводов и т. д. Это проводилось в основном по двум направлениям: подготовка колхозников на курсах и в ШКМ. И если до сплошной коллективизации главной задачей было поднятие культурного уровня на агропунктах и в школах сельхозобуча (в 1927/28 г. в них было только 672 учащихся) — развитие начального образования и ликвидация неграмотности, то, начиная с 1929 г., первостепенное внимание уделяется развитию ШКМ. В 1930/31 г. в ШКМ сельскохозяйственную квалификацию получили 386 400 человек. Выросло и число школ совхозуча. В 1930 г. уже 41 школа подготовила около 6700 квалифицированных рабочих для совхозов1415. Расширение ШКМ, создание школ совхозуча и сети курсов дали возможность подготовить за 4 года первой пятилетки в колхозах и совхозах 4,5 млн. трактористов, шоферов, комбайнеров, бригадиров, механизаторов и работников других специальностей, 80% из которых составляла молодежь1416. Среднее специальное и высшее образование. В связи с реконструкцией народного хозяйства и в особенности с принятием первого пятилетнего плана недостаток в квалифицированных специалистах стал ощущаться особенно остро. За годы первой пятилетки предстояло построить, пустить и освоить 1,5 тысячи крупных промышленных предприятий. Только для них требовалось 176 тыс. инженеров. Кроме того, на существующих предприятиях, которые подвергались коренной реконструкции, 39% технических должностей занимали «практики»1417, а подавляющее большинство руководителей вообще не имело специального технического образования. Еще хуже обстояло дело в сельском хозяйстве. В 1928 г. здесь работало всего лишь 17,8 тыс. специалистов, из них с законченным высшим образованием — 9,3 тыс., со средним — 8,5 тыс., т. е. на тысячу хозяйств приходилось менее одного специалиста1418. Благодаря большой работе, проделанной уже в годы восстановления народного хозяйства, сеть высших и средних учебных заведений в стране достигла внушительных размеров: в 1927/28 г. в 148 вузах училось 168,5 тыс. человек и в 1037 техникумах — 189,4 тыс. юношей и девушек. В 1928 г. вузы выпустили 28,7 тыс. специалистов, а средние специальные учебные заведения — 28,6 тыс. Эти выпускники составили один из первых отрядов новой советской интеллигенции, сыгравшей значительную роль в выполнении первого пятилетнего плана. Вместе с тем размах социалистических преобразований, сопротивление классовых врагов («шахтинское дело» и т. д.) настоятельно диктовали необходимость ускорения подготовки советских специалистов. В июле 1928 г. Пленум ЦК ВКП(б) специально обсудил вопрос «Об улучшении подготовки новых специалистов». Пленум отметил существование серьезных недостатков в подготовке специалистов, главным из которых являлась оторванность технического образования от производства, указал на резкое отставание темпов подготовки специалистов от темпов развития народного хозяйства и потребовал «решительного перелома в темпе и методах всей подготовки новых кадров специалистов» с тем, чтобы к концу пятилетия «увеличить вдвое удельный вес инженерно-технического состава в крупной промышленности»1419. С этой целью в течение пятилетки намечалось построить 47 втузов и 172 техникума1420. Пленум подчеркнул необходимость увеличения рабочего ядра во втузах и техникумах, расширения сети рабфаков и решил направить во втузы не менее 1 тыс. коммунистов, чтобы подготовить знающих производство пролетарских специалистов1421. В соответствии с постановлением Центрального Комитета началась перестройка работы втузов и техникумов: пересматривались планы и программы, учебные заведения прикреплялись к предприятиям, вводилась длительная непрерывная производственная практика, улучшалась учебная и воспитательная работа. Была расширена сеть рабфаков со 147 в 1927/28 г. до 239 в 1929/30 г., а число учащихся в них возросло с 49,2 тыс. до 68,2 тыс. человек1422. Были увеличены сроки обучения с трех до четырех лет, что позволило значительно улучшить общеобразовательную, техническую и общественно-политическую подготовку учащихся. В связи с этим были пересмотрены учебные планы и программы рабфаков. Интенсивная работа по поднятию качества подготовки специалистов и улучшению постановки дела обучения и воспитания проводилась в вузах. Принимались меры общественного и административного порядка в отношении повышения посещаемости и улучшения успеваемости студентов. Дело в том, что в то время немногие студенты сдавали экзамены в срок, учились в вузе по 6—8 лет. Недостаточно высокой была посещаемость занятий (35—40%), в общественно-политической работе участвовали только 6—10% студентов1423. Партийные, комсомольские, профсоюзные организации развернули соревнование между вузами по улучшению качества подготовки специалистов. Недостатки в этой области устранялись медленно, что отметил ноябрьский (1929 г.) Пленум ЦК ВКП(б), рассмотревший вопрос «О кадрах народного хозяйства». Пленум обязал соответствующие органы разработать «пятилетний план подготовки специалистов высшей и средней квалификации и строительства новых вузов и техникумов в соответствии с конкретными потребностями отраслей народного хозяйства и его отдельных районов». Ноябрьский Пленум предложил привести учебные планы и программы в соответствие с требованиями народного хозяйства, реконструируемого на базе новейших данных науки и техники, требовал решительно расширить объем и улучшить качество производственной практики, рекомендовал проводить ее как систему производственного обучения. Пленум предложил партийным организациям в 1930 г. направить в вузы 3 тыс. и в 1931 г. — 5 тыс. человек; подготовить к приему во втузы в 1930 и 1931 гг. такое же число квалифицированных рабочих, а для учебы в сельскохозяйственных вузах — 2 тыс. сельскохозяйственных и лесных рабочих, обязал ЦК ВЛКСМ «ежегодно подготовлять во втузы и техникумы до 5 тысяч» юношей и девушек. Решения июльского (1928 г.) и ноябрьского (1929 г.) Пленумов Центрального Комитета партии сыграли исключительно важную роль в истории советской высшей школы, в решении проблемы подготовки кадров специалистов высшей квалификации. ЦИК и СНК СССР, исходя из партийных решений, приняли ряд постановлений, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование высшей школы, такие, как постановление от 11 сентября 1929 г. «Об установлении единой системы индустриально-технического образования», от 13 января 1930 г. «О подготовке технических кадров для народного хозяйства Союза ССР» и от 23 июля 1930 г. «О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов». В этих постановлениях даны конкретные указания о путях и методах практического решения задач в области подготовки кадров специалистов в условиях развернутого социалистического строительства. Большое внимание уделялось подготовке научно-педагогических кадров через аспирантуру. После ноябрьского (1929 г.) Пленума ЦК ВКП(б) и особенно с 1930/31 г. происходит значительное расширение сети вузов и средних специальных учебных заведений. Особенно высокими темпами росли индустриально-технические высшие и средние специальные учебные заведения. Если сеть всех вузов за годы первой пятилетки выросла в 5,6 раза, а число студентов — в 2,9, то количество индустриально-технических институтов увеличилось в 10,7, а число студентов в них — в 5 раз1424. Число студентов технических вузов выросло с 48,9 тыс. в начале пятилетки до 233,5 тыс. в конце, изменились их социальный состав и политическая направленность1425. Существенно выросла сеть индустриальных техникумов. В 1928 г. число учащихся в них составляло 24,5% учащихся всех техникумов, а в 1933 г. превысило 43%. Особенно быстрыми темпами росло число учебных заведений по подготовке специалистов для машиностроительной, металлургической, электротехнической и химической промышленности. За годы первой пятилетки значительное развитие получили высшие и средние учебные заведения по подготовке специалистов для сельского хозяйства и педагогических кадров. Число сельскохозяйственных вузов увеличилось с 30 в 1927/28 учебном году до 142 в 1932/33 г., а число студентов в них — с 22,4 тыс. до 62,2 тыс. человек, педагогических — соответственно, с 27 до 163 и с 15,8 тыс. до 93,3 тыс. человек1426. Такое увеличение было связано с преобразованиями в сельском хозяйстве и осуществлением всеобщего обязательного начального, а затем и семилетнего образования в стране. Для обеспечения наборов в вузы рабочей и колхозной молодежи все возрастающую роль играли рабфаки и курсы подготовки в вузы и техникумы. В те годы проводилась огромная работа по улучшению методов преподавания в вузах, совершенствованию проведения практики. С осени 1931 г. в учебных заведениях Москвы, Украины и других городов стал применяться лабораторно-бригадный метод обучения. Недостатки самого метода усугублялись отсутствием оборудования, учебных пособий. Ряд вузов, перейдя на лабораторно-бригадный метод обучения, отказались от других видов занятий, ввели свободное посещение, а преподавателям отвели роль консультантов, что снижало их роль в процессе образования. При проведении занятий стали равняться на середняка, поэтому снижалась успеваемость в целом. На основе проведения обследований работы вузов и техникумов 19 сентября 1932 г. было принято постановление ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах»1427. Это постановление внесло принципиальные изменения в систему преподавания и организацию учебного процесса. Лабораторно-бригадный метод учебной работы был отменен. В основу организации учебного процесса было положено твердое расписание, для всех учебных заведений был установлен единый режим с одинаковой продолжительность учебного года, твердыми сроками начала и конца занятий, каникул и т. д. Контроль за учебной работой технических вузов и утверждение учебных планов и программ был возложен на созданный при ЦИК СССР Комитет по высшей технической школе1428. Партийные и комсомольские организации вузов и техникумов проводили огромную работу в области упорядочения деятельности учебных заведений, повышения идейно-политической, воспитательной работы среди студенчества. Развитие высших и средних специальных учебных заведений в этот период иллюстрируют данные табл. 1. Таблица 1 Рост числа высших и средних учебных заведений СССР *
* «Народное образование, наука и культура в СССР». М., изд-во «Статистика», 1970, стр. 151. За годы первой пятилетки народное хозяйство страны получило 170,7 тыс. новых специалистов с высшим образованием и 308,9 тыс. — со средним. К концу первой пятилетки в СССР было 1,4 млн. человек с высшим и средним специальным образованием, 30% из них окончили вузы и техникумы в годы первой пятилетки1429. 2. Развитие наукиВ годы первой пятилетки масштабы организации и развертывания научных исследований приобрели общегосударственное, народнохозяйственное значение. Это соответствовало общим потребностям ускорения развития производительных сил на основе крупного машинного производства, которое характеризуется возрастающей технической и технологической сложностью. В период первой пятилетки осуществлялась коренная перестройка и интенсивное расширение всей системы научных учреждений страны, закладывались основные организационные принципы развития советской социалистической науки в двух основных направлениях: накопление научно-прикладных знаний (сеть научных организаций промышленности) и фундаментальных, общетеоретических исследований (учреждения Академии наук). В решениях XV съезда ВКП(б) в качестве важного условия успешного выполнения пятилетнего плана развития народного хозяйства ставилась задача широкого развития сети промышленных научно-исследовательских институтов и лабораторий. 7 августа 1928 г. было принято постановление СНК СССР «Об организации научно-исследовательской работы для нужд промышленности». Для усиления связи работы научно-исследовательских учреждений с текущими нуждами и перспективными планами развития промышленности предусматривалось ускорить разработку пятилетнего плана научно-исследовательских работ в соответствии с пятилетним планом перспективного развития промышленности. Основное внимание уделялось теоретическим проблемам, имевшим практическое значение, проблемам технической реконструкции (электрификации, химизации процессов производства и т. п.) и освобождения советской промышленности от импортной зависимости, организации новых производств и усиления обороноспособности СССР. Намечавшиеся мероприятия должны были обеспечить дальнейший рост сети научно-исследовательских институтов и лабораторий промышленности, значительно расширив географический радиус их размещения. Если в 1928 г. существовало 30 научных организаций промышленности, в том числе 14 в Москве и 16 в Ленинграде, то на 1 января 1932 г. их общее число увеличилось до 205, или в 7 раз. Хотя в течение этих лет сильно возросло значение Москвы и Ленинграда как крупнейших научных центров страны, все же в начале 1932 г. около 121 научной организации промышленности размещались в новых крупных промышленных центрах, в том числе на Украине — 38, на Урале — 20, в Сибири и на Дальнем Востоке — 15, в Закавказье — 11. К общему числу научных организаций промышленности в начале 1932 г. относились 122 научно-исследовательских института и 83 филиала, причем 176 из них имели общесоюзное значение и 29 — республиканское. В число научно-исследовательских организаций союзного значения входило 16 головных учреждений (8 институтов с 8 филиалами), а остальные 160 были отраслевыми научными учреждениями. На долю химии приходилось 27 институтов и филиалов, машиностроения — 18, металлургии — 13, производства стройматериалов — 25, энергетики — 13, топлива — 13, легкой промышленности — 10. Общая численность персонала научных учреждений промышленности увеличилась с 3,2 тыс. человек в 1929 г. до 24,8 тыс. в 1931 г., в том числе кадры научных работников расширились соответственно с 1,5 тыс. до 8,8 тыс. человек. Примерно с 1930 по 1932 г. общие затраты на научно-исследовательские работы в сфере промышленности, в том числе на капитальное строительство и оборудование, увеличились с 88,5 млн. до 273 млн. руб., или в 3 с лишним раза1430. Уже первый пятилетний план заложил основу исторического процесса все более интенсивного превращения науки в непосредственную производительную силу социалистического экономического развития. Важную роль в ходе развития промышленности сыграл «Государственный институт по проектированию металлических заводов» (Гипромез). Вначале он включал ряд крупных отделов — металлургический, машиностроительный, энергетический, строительный, экономический и общий, которые объединяли филиалы на местах, затем — в 1929 г. — он разделился на крупные самостоятельные государственные проектные институты по отраслям промышленности. Сотрудниками Гипромеза разрабатывались крупные проекты нового промышленного строительства — Криворожского, Магнитогорского и Челябинского металлургического заводов, вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле, Уральского завода тяжелого машиностроения в Свердловске (Уралмаш), Волгоградского тракторного завода, завода сельскохозяйственного машиностроения в Ростове-на-Дону, завода по производству кос в Златоусте, крупного завода текстильного машиностроения, инструментального завода. Проект Днепрогэса составлялся на основе совместных усилий отечественных научных сил и технических специалистов и осуществлялся под их руководством. Иностранные специалисты привлекались лишь в качестве консультантов. Работали над проблемами развития электроэнергетической и электротехнической промышленности и добились значительных научных достижений Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ), ряд центральных лабораторий, а также Государственный физико-технический институт, возглавлявшийся акад. А. Ф. Иоффе. В начале 1930-х годов решалась одна из наиболее важных народнохозяйственных проблем индустриализации страны — комплексное научное изучение угольных и рудных месторождений Урала и Сибири в целях создания на Востоке второго угольного металлургического центра СССР. Проект Урало-Кузнецкого комбината был составлен на основе многосторонних исследовательских работ, проведенных институтами Академии наук и промышленности в области разведки угольно-сырьевых ресурсов, геохимии, петрографии, минералогии, лесоразведения. Важнейшим событием в истории развития производительных сил страны было открытие в начале 1929 г. нефтяного месторождения в Соликамско-Пермском районе и разработка в связи с этим научных основ создания «Второго Баку». Ведущую роль в области изучения природы, районов и способов залегания уральской нефти, а также общих технических проблем бурения, эксплуатации нефтеносных пластов и способов переработки нефти сыграл Государственный научно-исследовательский нефтяной институт (ГИНИ). Кроме того, для обслуживания отдельных нефтяных районов были созданы Центральный научно-исследовательский институт Азнефти и Грознефти, а также Центральная лаборатория Эмбанефти. Интенсивные научно-исследовательские работы осуществлялись в годы первой пятилетки в области химической промышленности. Были открыты природные богатства Кольского полуострова и началось их освоение, разрабатывались методы обогащения апатитовой руды, способы получения из апатита суперфосфата, фосфора, концентрированных удобрений, растворимого фосфата, переработки «хвостов» сырой руды и извлечения нефелина. Дальнейшие исследования позволили использовать боксит в качестве основной алюминиевой руды и обусловили строительство Ленинградского алюминиевого комбината. Прикладные исследования в области химии проводили Химический институт им. Л. Я. Карпова (производство искусственного шелка, работы по электрохимии и хромированию, развитие физической химии), Государственный институт прикладной химии (получение магния из карналита и хлористого магния, металлического кадмия из отходов цинкового и хлористого производства), Институт высоких давлений (изготовление под давлением фосфорной кислоты), химико-фармацевтический институт (создание аналитических и производственных методов изготовления органических соединений, ранее ввозившихся из-за границы), Научно-исследовательский институт реактивов (создание и налаживание опытного производства около 300 видов реактивов), научный институт по удобрениям (химическая технология фосфатно-туковой промышленности, изготовления калийных и азотных удобрений). Блестящим свидетельством научных достижений в области химической промышленности явилась, как уже упоминалось, разработка С. В. Лебедевым спиртового способа изготовления искусственного каучука и строительство первых заводов по массовому его производству. Выдающуюся роль в развертывании научных исследований и создании новых направлений развития техники в промышленности сыграло создание в 1930 г. в Ленинграде Государственного физико-технического института под руководством акад. А. Ф. Иоффе. Он стал кузницей научных кадров, которые возглавили в дальнейшем целую сеть научно-исследовательских физико-технических институтов в крупных промышленных центрах страны. Из его состава выделились в 1931 г. три самостоятельных института — электрофизический, химической физики и физико-технический. Все эти институты занимались изучением фундаментальных физических процессов под углом зрения разработки и применения новых технических и технологических приемов в промышленности, в частности в области электрификации страны. Работы этих институтов заложили основы для успешного развития советской науки и техники в разных областях. Наряду со значительным расширением научно-исследовательской сети промышленности в годы первой пятилетки произошло ее значительное организационное укрепление. Академия наук. 18 июня 1927 г. СНК СССР рассмотрел и утвердил новый Устав Академии наук СССР, в котором указывалось на связь научных исследований с практикой их применения в промышленности и культурно-экономическом строительстве СССР. 23 мая 1930 г. Президиум ЦИК СССР утвердил переработанный Устав Академии наук, в котором закреплялась идея тесного сотрудничества науки с социалистическим строительством. Академия наук определялась как высшее научное учреждение СССР. Серьезное внимание в эти годы уделяется введению планового начала в исследовательской работе. Переход к планированию в науке открывал большие возможности для эффективного использования научных сил, позволял комплексно решать сложные проблемы. Отдельные учреждения Академии наук уже в 1929 г. перешли к планированию своей деятельности и, учитывая их опыт, в 1930 г. было приступлено к составлению комплексного плана научных исследований. Общее собрание Академии наук, рассмотрев предложения организационно-плановой комиссии о принципах и задачах планирования, решило сосредоточить внимание на разработке следующих направлений науки: а) общетеоретические проблемы; б) проблемы, содействующие социалистической реконструкции народного хозяйства; в) проблемы, связанные с задачами культурной революции, особенно с социалистическим строительством в национальных республиках и областях1431. Особо указывалось на необходимость увязывания планов работ Академии с планами других научно-исследовательских учреждений страны. В 1930 г. первая Всесоюзная конференция по планированию научно-исследовательской работы отметила, что деятельность Академии наук СССР должна быть тесно связана с пятилетнием планом развития народного хозяйства страны. Председатель Госплана СССР В. В. Куйбышев, выступивший на конференции, наметил задачи, стоявшие перед отечественной наукой. Первый сводный план Академии наук был составлен в 1931 г. Проводилось широкое обсуждение планов академических учреждений с участием заинтересованных организаций. Стала распространяться практика заключения Академией наук договоров с хозяйственными органами и наркоматами. Поступавшие от наркоматов и хозяйственных ведомств ассигнования на проведение исследований в 1932 г. составили 56,9% от общего объема затрат Академии наук. На основе проводившейся предварительной работы к концу 1932 г. был составлен первый пятилетний план Академии наук СССР на период второй пятилетки (1933—1937 гг.). В годы первой пятилетки наряду с организационным укреплением происходил рост научных учреждений и сил. В 1929 г. проводились «большие выборы» в Академию наук — было избрано 42 академика. В их числе были крупнейшие биологи А. Н. Бах, Д. Н. Прянишников, Н. И. Вавилов, химики Н. Д. Зелинский, А. Е. Фаворский, математики С. Н. Бернштейн, И. М. Виноградов, Н. Н. Лузин, С. А. Чаплыгин и др. Впервые в состав Академии наук были избраны члены Коммунистической партии Г. М. Кржижановский, И. М. Губкин, М. Н. Покровский, Д. Б. Рязанов, Н. М. Лукин и др. В последующие три года в состав членов Академии наук был избран еще ряд ведущих ученых нашей страны. В числе избранных действительными членами были В. П. Волгин (история), А. В. Луначарский (всеобщая литература), В. Р. Вильямс (биология), С. Г. Струмилин (экономика), А. А. Банков и И. П. Бардин (металлургия), С. И. Вавилов (физика), Н. Н. Семенов (химическая физика), А. Н. Фрумкин (физическая химия). Избрание большой группы ведущих советских ученых членами Академии наук способствовало укреплению научного фронта кадрами высшей квалификации, дальнейшему развертыванию исследовательской работы в стране. В те же годы уделялось большое внимание подготовке молодых кадров ученых через аспирантуру. Шло развитие научных учреждений. В Академии наук в 1931—1932 гг. было положено начало созданию баз и филиалов АН СССР, многие из которых позднее послужили основой для создания республиканских академий наук. В эти годы были созданы научно-исследовательская станция в Хибинах, Таджикская база, Казахская база, Дальневосточный филиал АН СССР, Закавказский филиал АН СССР. Были созданы также такие крупные научные центры, как Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина с 12 институтами, Академия наук Белорусской ССР, Энергетический институт АН СССР, Геологический институт АН СССР, Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга и др. В целом сеть научно-исследовательских институтов и их филиалов возросла с 438 в 1929 г. до 1028 к концу 1932 г. Число научных работников увеличилось с 22,6 тыс. до 47,9 тыс. человек, а аспирантов — почти в 5 раз. За пятилетку (по союзному бюджету и бюджетам союзных республик) на развитие науки было израсходовано 826,4 млн. руб.1432 В связи с усилением идеологической работы ВКП(б) серьезно перестраивалась деятельность гуманитарных научных учреждений. Партия нацеливала работников идеологического фронта на более глубокое изучение проблем социалистического строительства. В 1931 г. ЦК ВКП(б) принял решение о слиянии Института К. Маркса — Ф. Энгельса с Институтом В. И. Ленина в единый Институт Маркса—Энгельса—Ленина при ЦК ВКП(б). В его задачу входило собрание и издание трудов основоположников марксизма-ленинизма, разработка теоретических проблем научного коммунизма. Была пересмотрена работа Комакадемии. В постановлении «О работе Комакадемии» (март 1931 г.) ЦК ВКП(б) привлекал ученых, занятых в области общественных наук, к решению насущных проблем социалистического строительства, борьбе с различными буржуазными и мелкобуржуазными теориями. Институты красной профессуры, готовившие преподавателей высшей школы и работников общественных наук, объединились с исследовательскими учреждениями Комакадемии, в результате чего были созданы Историко-партийный институт, Институты истории, философии, советского строительства и права, мирового хозяйства и мировой политики, Экономический институт, Аграрный институт и Институт подготовки кадров красной профессуры. В институтах красной профессуры Комакадемии был расширен контингент слушателей, организованы подготовительные отделения и курсы. Большое значение для разработки актуальных вопросов марксистско-ленинской теории имели дискуссии по важнейшим проблемам политической экономии социализма и философии, проведенные в конце 20-х — начале 30-х годов. Они определили основные направления развития экономической и философской мысли, помогли ученым сплотиться на марксистских позициях. Огромное значение в творческом развитии марксистско-ленинской философии, преодолении ошибочных концепций имело постановление ЦК ВКП(б) «О журнале «Под знаменем марксизма» (январь 1931 г.)1433. В постановлении была дана принципиальная партийная оценка механистическим и идеалистическим извращениям марксизма, обращалось внимание на необходимость последовательного проведения принципа коммунистической партийности, разработки теории материалистической диалектики, вопросов исторического материализма и научного коммунизма в тесной связи с практикой социалистического строительства. Советскими учеными был сделан ряд важных открытий в различных областях знаний. Математический институт имени В. А. Стеклова внес большой вклад в теорию функций и теорию чисел. Академик С. В. Лебедев с учениками, как уже упоминалось, разработал промышленный способ получения синтетического каучука. Выдающимися были открытия советских ученых Д. В. Скобельцина, Л. И. Мандельштама, И. Д. Папаплекси в области физики. В 1931 г. Ленинские премии были присуждены физику Л. И. Мандельштаму, химику А. И. Фрумкину, геологу И. М. Губкину, почвоведу В. Р. Вильямсу и физиологу А. А. Ухтомскому. В годы первой пятилетки в Институтах АН СССР, в высших учебных заведениях наряду с теоретическими фундаментальными исследованиями в области математики, физики, химии, по истории, биологии велись большие работы практического прикладного характера. Так в Академии наук проводились экспедиционные исследования, охватывавшие колоссальные территории страны. Были проведены географические исследования Северной Земли экспедицией Г. А. Ушакова, Северного морского пути — под руководством О. Ю. Шмидта. В 1932 г. Академия наук провела 45 комплексных экспедиций, в которых работало более 600 научных и научно-технических работников, объединенных в 140 отрядов1434. Эти отряды вели геологические, историографические, геохимические, палеонтологические исследования, почвенные, агрохимические, ботанические и геоботанические работы, химические, зоологические и другие исследования. Итоги экспедиционных работ имели большое практическое значение для черной и цветной металлургии, химической промышленности и сельского хозяйства. В связи с программой индустриализации страны технические науки и прикладные, проектно-конструкторские работы были направлены в первую очередь на освоение зарубежного оборудования и его совершенствования. Советские конструкторы, инженеры и техники не просто осваивали зарубежную технику, но вносили в нее различные усовершенствования, разрабатывали свои, лучшие, конструкции. Огромную роль при этом сыграли изобретательство и рационализаторство, ставшие в нашей стране массовым явлением. Много нового, в теорию и практику внесли советские гидроэнергетики. Строительство Нижне-Свирской ГЭС в 1927—1933 гг. (мощностью 100 тыс. квт) занимает выдающееся место в истории мировой гидроэнергетики. Плотина станции строилась на глинистых грунтах. Здание станции по предложению известного советского ученого Г. О. Графтио строилось с небольшим наклоном, с учетом того, что после поднятия напора воды произойдет постепенная осадка здания ГЭС и оно примет вертикальное положение. В 1927 г. было начато строительство Днепрогэса мощностью около 560 тыс. квт, послужившее школой крупного гидростроительства. В марте 1928 г. большая группа известных советских ученых — А. Н. Бах, Н. Д. Зелинский, Н. С. Курнаков, А. Е. Ферсман, Э. В. Брицке и др. — обратились в Правительство СССР с «Запиской», в которой научно обосновывалась идея химизации народного хозяйства страны1435. В «Записке» отмечалось, что начинается новая эпоха, связанная с возможностями использования катализа, радиоактивности и внутриатомной энергии, указывалось на возрастающую роль химии в создании синтетических материалов и др. В апреле 1928 г. было издано постановление СНК «О мероприятиях по химизации народного хозяйства Союза ССР», где получили отражение новые идеи. Был создан Комитет по химизации народного хозяйства при СНК, который сыграл большую роль в развитии химической промышленности в СССР. Уже в годы первой пятилетки были заложены основы разработки проблемы механизации тяжелых и трудоемких работ. Так, до 1928 г. в черной металлургии все основные операции производились вручную. Но уже с начала первой пятилетки все вновь сооружаемые доменные печи были почти полностью механизированы. К концу первой пятилетки была создана база отечественного угольного машиностроения и положено начало механизации угледобычи. В 1928—1929 гг. начинается механизация лесозаготовительных и строительных работ. Советское машиностроение стало во все больших масштабах обеспечивать механизацию сельскохозяйственных работ. Серьезный вклад в укрепление оборонной мощи страны в те годы вносили советские ученые, конструкторы. Было усовершенствовано стрелковое оружие, модернизированы трехлинейные винтовки С. И. Мосина и станковый пулемет «Максим». Советские конструкторы В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев и другие создали образцы отечественного автоматического оружия. В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров и другие разработали новые системы артиллерийских орудий, минометов. Плодотворно трудились в области самолетостроения и моторостроения талантливые конструкторы А. И. Туполев, С. В. Илюшин, Н. Н. Поликарпов, В. Я. Климов, А. Д. Швецов и многие другие. Все это позволило оснастить армию всеми типами боевых самолетов отечественного производства. 3. Укрепление и развитие учреждений культурыВ годы реконструкции и создания фундамента социалистической экономики основным содержанием работы учреждений культуры было оказание активной помощи Коммунистической партии в идейно-политическом воспитании трудящихся, в мобилизации всех сил советского народа на выполнение программы первого пятилетнего плана. Пафос социалистического строительства — осуществление индустриализации страны, коллективизация сельского хозяйства окрашивал деятельность культурно-просветительных и творческих организаций. В годы, предшествовавшие первой пятилетке, и в особенности в период выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства существенно укрепляется материальная база учреждений культуры, она пополняется новыми кадрами работников библиотек, клубов, издательств, и прежде всего по направлениям комсомольских организаций. В работе учреждений культуры и в жизни творческих организаций находит отражение идейная борьба партии с правыми и левыми уклонистами за осуществление ленинских идей о развитии социалистической культуры. Огромная роль в пропаганде марксизма-ленинизма принадлежала печати. По решению Политбюро был подготовлен и издан шеститомник ленинских произведений; завершен выпуск второго и третьего изданий собраний сочинений В. И. Ленина. В 1931 г. было создано партийное издательство (Партиздат); к маю 1933 г. оно выпустило в свет 36 млн. экземпляров произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, 7,7 млн. экземпляров работ В. И. Ленина. Намного увеличился выпуск учебников, книг по другим областям знаний, а также художественной литературы (табл. 2). Таблица 2 Увеличение выпуска книг в СССР *
* «Народное образование, наука и культура в СССР». ЦСУ СССР. M., изд-во «Статистика», 1971, стр. 359. Коммунистическому воспитанию трудящихся служили газеты, радио, кино. Значительно возросли число изданий и тиражи журналов, газет. Число журналов и других периодических изданий с 1645 в 1927 г. увеличилось до 2144 в 1932 г., годовой их тираж увеличился соответственно с 229,4 млн. до 317,6 млн. экз.1436 Еще более расширился выпуск газет. Число газет (названий) выросло более чем в 7,5 раза, а их разовый тираж — более чем в 5 раз, достигнув в 1932 г. 35,5 млн. экз.1437 Развитие полиграфической базы и увеличение выпуска книг, журналов, газет, а также улучшение положения с помещениями привели к укреплению материальной базы библиотек и расширению их сети. Общее число массовых библиотек в городе и сельской местности увеличилось с 27 тыс. в 1927 г. до 33 тыс. в 1932 г., число книг и журналов в них увеличилось соответственно с 69 до 91 млн. экз.1438 Библиотеки, парткабинеты, клубы, красные уголки, избы-читальни, дома крестьянина и т. д. были важными центрами идеологической, идейно-воспитательной и массовой работы Коммунистической партии среди трудящихся. Их число значительно возросло, особенно в сельской местности (табл. 3). Таблица 3 Число клубных учреждений (на конец года) *
* «Народное образование, наука и культура в СССР». ЦСУ СССР, стр. 301. ** Народные дома. Быстро расширялась сеть киноустановок. Число стационарных и передвижных киноустановок выросло с 7,3 тыс. в 1927 г. до 27,6 тыс. в 1932 г.1439 Культурная революция приобщила к искусству новые слои трудящихся. Почти в каждом коллективе на заводах, фабриках, в школах, вузах, в сельских клубах работали драматические, музыкальные, танцевальные, изобразительные кружки. Работники литературы и искусства решали творческие задачи, подчиненные общей цели — воспитанию человека эпохи социализма. Советская литература добилась значительных успехов. В те годы вышли вторая и третья книги «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, первая, вторая и третья книги «Тихого Дона» и первая книга «Поднятой целины» М. Шолохова, первая книга романа А. Толстого «Петр Первый», «Соть» и «Скутаревский» Л. Леонова, вторая книга «Брусков» Ф. Панферова, романы «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, произведения В. Маяковского и др. Героика гражданской войны, пафос социалистического строительства находили свое воплощение в произведениях писателей и поэтов. С учетом идейной перестройки творческих работников и необходимости их дальнейшей консолидации ЦК ВКП(б) в апреле 1932 г. принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций»1440. Было решено ликвидировать ассоциации пролетарских писателей (ВОАПП и РАПП) и объединить всех писателей, поддерживавших политику Советской власти и стремившихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый Союз советских писателей. Были созданы также республиканские Союзы писателей. Огромную роль в сплочении писателей и воспитании писательской молодежи сыграл А. М. Горький. В годы первой пятилетки всесторонне развивалось театральное искусство, значительно обновлялся репертуар театров. К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и другие выдающиеся деятели советского театра выступали страстными пропагандистами идей социализма. Большой популярностью пользовались такие спектакли, как «Разлом» Б. Лавренева, «Чудак» и «Страх» А. Афиногенова, комедии В. Маяковского «Клоп» и «Баня», «Первая конная» и «Последний решительный» В. Вишневского, пьесы Н. Погодина и др. Тема героизма и самоотверженного труда утверждалась в литературе всех народов СССР. В репертуарах старых и молодых театров все глубже разрабатывалась тема строителя социализма, человека нового мировоззрения, новой морали. Выросло киноискусство. В 1929 г. в стране действовало свыше 10 крупных киностудий и съемочных баз. Значительно увеличился выпуск художественных картин. Большое внимание уделялось документальному кино, которое пропагандировало ход социалистического строительства, рассказывало о новых формах труда и о движении ударников. Заметные успехи были достигнуты в области музыкального искусства, в особенности в творчестве таких композиторов, как Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин и др. Значительные сдвиги в изображении революционной борьбы, трудовых подвигов народа произошли в художественно-изобразительном искусстве. *Первая пятилетка явилась важным этапом в осуществлении культурной революции в СССР. «Это была задача величайшей важности», — отмечал Л. И. Брежнев1441. Это — действительно революционный процесс, призванный сделать культуру достоянием народных масс, научить людей грамоте, подготовить советские квалифицированные кадры, утвердить новую, социалистическую идеологию во всех сферах духовной жизни общества, создать социалистическую культуру, опирающуюся на все завоевания передовой культуры человечества, обогатить ее новыми достижениями. Первая пятилетка внесла огромный вклад в решение этой исторической задачи культурной революции. Примечания:1 Л. И. Брежнев. Пятьдесят лет великих побед социализма. Политиздат, 1967, стр. 15. 13 «КПСС в резолюциях…», т. 4, стр. 33. 14 А. Д. Курский. Материальные балансы в народнохозяйственном плане. М.—Л., Госпланиздат, 1940; О балансе промышленных машин см. А. И. Пашков. Вопросы экономической науки. М., изд-во «Наука», 1973, стр. 401—439. 138 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 45, стр. 287, 288. 139 «Критика буржуазной историографии советского общества», стр. 189. 140 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 45, стр. 78. 141 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 43, стр. 380, 382. 142 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 40, стр. 109. 143 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 43, стр. 228. 144 «Основные закономерности построения социалистической экономики», гл. X, XI. 1387 Эти вопросы подробно рассматриваются в коллективном труде «КПСС во главе культурной революции в СССР». Политиздат, 1972. 1388 «Правда», 11 ноября 1928 г. 1389 «Правда», 16 января 1929 г.; «Культпоход», 1930, № 2, стр. 1. 1390 В. В. Мельников. Культурная революция и комсомол. Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского университета, 1973, стр. 174. 1391 «Культурная революция», 1931, № 15, стр. 1. 1392 «Культурное строительство СССР». М.—Л., ЦУНХУ Госплана СССР, 1940, стр. 94. 1393 ЦА ВЛКСМ, ф. 1, оп. 2, д. 90, л. 62. 1394 А. С. Бубнов. О культурном подъеме в СССР за годы первой пятилетки. М., 1933, стр. 10; «Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР». М., Госпланиздат, 1934, стр. 246. 1395 А. В. Луначарский. Культурная революция и общественность. М., 1929, стр. 17—18. 1396 «Народное образование в РСФСР». М., изд-во «Просвещение», 1970, стр. 27. 1397 «КПСС в резолюциях…», т. 4, стр. 569—577. 1398 Н. К. Крупская. Речь на III Пленуме ЦК ВЛКСМ (декабрь 1931 г.) «За качество школы», М., 1932, стр. 61. 1399 ЦПА ИМЛ, ф. 17, оп. 21, д. 700, л. 52. 1400 «За качество школы», стр. 13, 16, 17. 1401 «Комсомол к XVI партсъезду», стр. 49—50. 1402 «Народное образование, наука и культура в СССР». ЦСУ СССР. М., изд-во «Статистика», 1971, стр. 44—45. 1403 «Народное просвещение в РСФСР, 1927—1928 гг.». М., 1929, стр. 221. 1404 «Молодежь СССР». Статистический сборник. М., ЦУНХУ Госплана СССР, 1936, стр. 209. 1405 «КПСС в резолюциях…», т. 4, стр. 45, 69. 1406 ЦА ВЛКСМ, ф. 1, оп. 4, д. 38, л. 143—145. 1407 «Народное образование в СССР». М., стр. 355. 1408 «КПСС в резолюциях…», т. 4, стр. 368—377. 1409 «Отчет ЦК ВЛКСМ IX Всесоюзному съезду», стр. 61. 1410 «КПСС в резолюциях…», т. 4, стр. 442—443. 1411 «Известия ЦК ВЛКСМ», 1933, № 15—16, стр. 21—22. 1412 ЦА ВЛКСМ, ф. 1, оп. 4, д. 49, л. 3. 1413 А. Бейлин. Подготовка кадров в СССР за 15 лет. М.—Л., Соцэкгиз, 1932, стр. 20. 1414 «За качество школы», стр. 14. 1415 «Отчет ЦК ВЛКСМ IX Всесоюзному съезду», стр. 66. В. Козлов, Н. Н. Ислентьев. Комсомол и кадры. М., стр. 59. 1416 «Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР», стр. 219. 1417 «КПСС в резолюциях…», т. 4, стр. 112. 1418 «Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР», стр. 214. 1419 «КПСС в резолюциях…», т. 4, стр. 113. 1420 Там же, стр. 336. 1421 Там же, стр. 116, 117. 1422 «Народное хозяйство СССР». Статистический справочник. М.—Л., ЦУНХУ Гос плана СССР, 1932, стр. 512—513. 1423 «Красное студенчество», 1929, № 18, стр. 6; 1928, № 3—4, стр. 11; 1930, № 30, стр. 3. 1424 «Народное хозяйство СССР». М.—Л., стр. 513. 1425 «Ленинский план социалистической индустриализации и его осуществление». Политиздат, 1969, стр. 159. 1426 «Советская интеллигенция. История формирования и роста. 1917—1965 гг.», стр. 165. 1427 «Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании», вып. 2. М.—Л., 1947, стр. 77—89. 1428 «Советская интеллигенция. История формирования и роста. 1917—1965 гг.», стр. 194—196. 1429 С. А. Федюкин. Привлечение буржуазной технической интеллигенции к коммунистическому строительству в СССР. М., 1960, стр. 78. 1430 В. Д. Есаков. Советская наука в годы первой пятилетки. М., изд-во «Наука», 1971, стр. 114—120. 1431 Г. Д. Комков, О. М. Кориенко, Б. В. Левшин, А. К. Семенов. Академия наук СССР — штаб советской науки. М., изд-во «Наука», 1968, стр. 52. 1432 «Расходы на социально-культурные мероприятия по единому государственному бюджету СССР (союзному, республиканским и местным) за первую и вторую пятилетки (1928/29—1937 гг.)». М., Госфиниздат, 1939, стр. 37. 1433 «История Коммунистической партии Советского Союза», т. 4, кн. 2. Политиздат, 1971, стр. 93. 1434 Г. Д. Комков, О. М. Кориенко, Б. В. Левшин, А. Н. Семенов. Академия наук СССР — штаб советской науки, стр. 71. 1435 «Пути развития техники в СССР». М., изд-во «Наука», 1967, стр. 111. 1436 «Народное образование, наука и культура в СССР». М., ЦСУ СССР, стр. 368. 1437 «Народное образование, наука и культура в СССР», стр. 375. 1438 Там же, стр. 30. 1439 Там же, стр. 322. 1440 «Справочник партийного работника», выи. VIII, Политиздат, 1968, стр. 376—377. 1441 Л. И. Брежнев. Пятьдесят лет великих побед социализма. Политиздат, 1967, стр. 17. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|