• 1. Задачи финансовой политики в реконструктивный период. Финансовая программа первой пятилетки и ее выполнение
  • 2. Финансы и кредит в помощь коллективизации сельского хозяйства
  • 3. Мобилизация средств населения
  • 4. Роль государственного бюджета в строительстве фундамента социалистической экономики
  • Глава тринадцатая

    ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА В ПЕРИОД ПОСТРОЕНИЯ ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

    1. Задачи финансовой политики в реконструктивный период. Финансовая программа первой пятилетки и ее выполнение

    Вступление страны в реконструктивный период поставило перед советской системой финансов и кредита чрезвычайно сложные задачи. Предстояло исключительно за счет внутренних ресурсов, без притока средств извне, в кратчайшие сроки индустриализировать страну, создать собственную тяжелую индустрию, способную технически перевооружить все народное хозяйство, социалистически преобразовать сельское хозяйство на базе коллективизации и внедрения новой техники, построить фундамент социалистической экономики. Все это требовало огромных капитальных вложений и со всей остротой выдвигало на первый план проблему источников накоплений. Принципиально отвергая методы ограбления колониальных и зависимых стран и кабальных займов извне, Советское социалистическое государство изыскивало необходимые внутренние ресурсы, опираясь на завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Национализация земли, аннулирование дореволюционных кабальных займов, социалистическое обобществление промышленности и транспорта, государственная монополия внешней торговли, организованная государственная и кооперативная торговля, сосредоточенная в руках Советского государства кредитная система и твердый государственный бюджет с налаженной системой рычагов планомерной мобилизации и перераспределения доходов создали реальную возможность накоплений в таких размерах, какие были необходимы для удовлетворения потребностей реконструктивного периода. Возможность эту надо было превратить в реальные накопления и расходовать накапливаемые средства так, чтобы предотвратить их распыление и достигнуть наибольшего экономического эффекта в интересах строительства социализма.

    Главная задача финансовой политики Советского государства в этот период и состояла в том, чтобы мобилизовать максимум средств на нужды социалистической индустриализации страны и оказание государственной поддержки кооперативному строю в деревне, правильно и эффективно использовать средства в полном соответствии с потребностями социалистической реконструкции народного хозяйства.

    XV конференция ВКП(б), состоявшаяся в октябре — ноябре 1926 г., указала на три основных фактора, от которых зависели темпы роста основных фондов: 1) размеры накоплений социалистической промышленности; 2) использование через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства и 3) вовлечение сбережений населения1313. Партия разоблачила контрреволюционный характер предложений троцкистов — проводить так называемую «сверхиндустриализацию» за счет ограбления крестьянства путем повышения цен на промышленные товары, усиления налогового обложения середняков, чрезмерной денежной эмиссии, — так как такая линия вела к разрыву союза между рабочим классом и крестьянством, сужению рынка сбыта для промышленных товаров, замедлению темпов развития, в конечном счете к гибели Советской власти. Партия разгромила также правых оппортунистов, предлагавших вкладывать средства предпочтительно в легкую промышленность за счет тяжелой индустрии, ослабить монополию внешней торговли, снизить налоги с капиталистических элементов, уменьшить затраты на организацию совхозов и колхозов. Такая политика означала бы развязывание рыночной стихии, превратила бы страну в аграрно-сырьевой придаток мирового капиталистического рынка, вела к реставрации капитализма.

    Финансово-кредитная система Советского государства должна была стимулировать рост накоплений промышленности и других отраслей народного хозяйства на основе роста производительности труда, снижения себестоимости продукции и издержек обращения, ускорения оборачиваемости средств, лучшего использования государственных имуществ и угодий, сочетая это с политикой снижения цен на промышленные товары; усиливать налоговое обложение капиталистических элементов при одновременном уменьшении обложения середняцких крестьянских хозяйств и более полном освобождении от налогов деревенской бедноты и маломощных крестьянских хозяйств; шире использовать государственный кредит, сберегательные кассы, государственное страхование для вовлечения в хозяйственный оборот сбережений населения; обеспечивать концентрацию денежных накоплений социалистических предприятий и организаций и сбережений населения на нужды социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, максимально повышать вложения в тяжелую индустрию, увеличивать вложения по линии совхозов и колхозов, а также расширять финансирование социально-культурных мероприятий, теснейшим образом связанных с индустриализацией страны и коллективизацией сельского хозяйства; правильно организовать финансирование и кредитование социалистической промышленности и других отраслей народного хозяйства, усилить борьбу за режим экономии, против излишеств в расходовании государственных средств; охранять устойчивость советской валюты, ограничивая размеры денежной эмиссии и всемерно содействуя активности торгового баланса страны на основе монополии внешней торговли и валютной монополии.

    Проведение такой финансовой политики обеспечивало максимальные темпы социалистической индустриализации страны, содействовало упрочению союза рабочего класса и трудового крестьянства, усилению роли и значения социалистического сектора народного хозяйства, ограничению и вытеснению капиталистических элементов, укреплению обороноспособности и экономической независимости страны в обстановке капиталистического окружения.

    Задачи финансовой политики Советского государства получили свое отражение в финансовой программе первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1928/29—1932/33 гг., одобренного в апреле 1929 г. XVI конференцией ВКП(б). Финансовая программа первой пятилетки предусматривала следующий объем, источники и направление финансовых ресурсов1314.

    Млрд. руб. % к итогу
    Всего ресурсов 91,6 100,0
    В том числе
    от социалистических предприятий и организаций 70,9 77,4
    привлеченные средства населения 17,3 18,9
    Направление ресурсов
    На финансирование народного хозяйства 56,8 62,0
    В том числе
    промышленность и электрохозяйство 22,0 24,0
    сельское хозяйство 7,3 8,0
    транспорт и связь 10,2 11,1
    На финансирование социально-культурных мероприятий 21,4 23,4
    В том числе
    просвещение 10,4 11,4
    Управление и оборона 7,2 8,0
    Общий объем капитальных вложений по обобществленному хозяйству 46,9 100,0
    В том числе
    промышленность 19,1 40,7
    из них по группе «А» 14,7 31,3
    сельское хозяйство 7,2 15,3
    транспорт и связь 10,2 21,7

    Решающим источником финансовых ресурсов первой пятилетки должны были стать доходы обобществленного хозяйства, главным образом социалистической промышленности. Две трети всех финансовых ресурсов по пятилетнему плану направлялись на финансирование народного хозяйства, около четверти — на социально-культурные мероприятия. Таким образом, несмотря на враждебное капиталистическое окружение, Советское государство, проводя неизменно ленинскую мирную политику, предусматривало небольшой удельный вес затрат на вооруженные силы страны в общей сумме расходов пятилетнего плана — около 10% вместе с расходами на государственное управление. Более половины всей расходной программы пятилетки составляли капитальные вложения, из которых две пятых направлялись в промышленность, главным образом в отрасли, производящие средства производства (группа «А»). Большая программа капитальных вложений намечалась по линии сельского хозяйства и транспорта.

    Успехи в осуществлении социалистической индустриализации страны и ленинского кооперативного плана привели к крутому перелому в развитии народного хозяйства в 1929 г. Разрешение в основном проблемы накоплений и переход основных масс крестьянства на путь коллективизации позволили увеличить вложения в промышленность, осуществить поворот от политики ограничения и вытеснения капиталистических элементов к политике ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации и потребовали расширения финансовой помощи колхозному крестьянству. Это нашло свое отражение в итогах выполнения финансовой программы первой пятилетки за 4? года (1928/29—1932 гг.)1315:

    Млрд. руб. % к итогу
    Всего ресурсов 120,1 100,0
    В том числе
    от социалистических предприятий и организаций 89,9 74,9
    привлеченные средства населения 21,5 17,9
    Направление ресурсов
    Финансирование народного хозяйства 80,3 66,9
    В том числе
    промышленность 41,6 34,6
    сельское хозяйство 15,1 12,6
    транспорт и связь 12,5 10,4
    Социально-культурные мероприятия 23,9 19,9
    В том числе
    просвещение 14,1 11,7
    Управление и оборона 9,0 7,5
    Капитальные вложения по обобществленному хозяйству 52,5 100,0
    В том числе
    промышленность 24,8 47,2
    из них по группе «А» 21,3 40,6
    сельское хозяйство 10,8 20,6
    транспорт и связь 10,4 19,8

    За четыре с четвертью года было мобилизовано почти на 1/3 больше финансовых ресурсов, чем предусматривалось планом на пять лет. Перевыполнение в основном произошло за счет сверхпланового роста доходов социалистических предприятий и организаций. Это позволило увеличить финансирование промышленности на 89% и сельского хозяйства почти в 2,1 раза по сравнению с пятилетним планом. Значительно возросли вложения в другие отрасли народного хозяйства и расходы на социально-культурные мероприятия, особенно на просвещение в связи с проведением всеобщего обязательного начального образования, завершением ликвидации неграмотности и расширением подготовки и переподготовки кадров для промышленности, сельского хозяйства и других отраслей хозяйства. Напротив, расходы на управление и оборону составили лишь 9/10 суммы, предусмотренной пятилетним планом. Это явилось одним из источников увеличения вложений в народное хозяйство и социально-культурные мероприятия.

    В связи с социалистическим наступлением по всему фронту возникли левацкие представления, будто по мере завершения переходного периода от капитализма к социализму должно происходить отмирание денег, кредита, финансов. Такие представления использовались враждебными элементами для того, чтобы вносить дезорганизацию в плановое ведение хозяйства и препятствовать своевременной и правильной перестройке форм и методов финансовой и кредитной работы в соответствии с новой обстановкой и новыми задачами. Объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б), состоявшийся в декабре 1930 г., указав на теснейшую взаимозависимость между выполнением производственных и финансовых планов, потребовал решительного преодоления недооценки роли и значения финансов. Разгром левацких представлений был завершен на XVIII конференции ВКП(б).

    Вступление СССР в период социализма не только не уменьшило, но, напротив, еще более усилило роль и значение денег, кредита, финансов. В огромной степени возрастало их значение в развитии и совершенствовании социалистического производства, стимулировании роста производительности труда, снижении себестоимости продукции и издержек обращения, в развитии и укреплении хозяйственного расчета и улучшении всех сторон деятельности социалистических предприятий и хозяйственных организаций.

    Решающая роль в качестве источника средств для социалистической индустриализации страны принадлежала накоплениям предприятий и организаций социалистического сектора народного хозяйства, прежде всего — внутрипромышленным накоплениям. Особенно выросло значение внутрипромышленных накоплений в период массовой коллективизации, так как сельское хозяйство, ранее являвшееся одним из источников средств для финансирования промышленного строительства, теперь, в период своей коренной реконструкции, само нуждалось в крупной финансовой помощи государства.

    Рост поступлений от предприятий и организаций обобществленного хозяйства в сводный (государственный и местные) бюджет СССР характеризуется следующими данными (млн. руб.):1316

    1927/28 г. 1929/30 г. 1932 г.
    Всего * 5705 11780 31134
    В том числе
    налоговые поступления 2841 6437 20668
    неналоговые поступления 1812 3925 6889
    средства государственного социального страхования 1052 1418 3577

    * Без сумм, покрывающих эксплуатационные расходы транспорта и связи и поступлений по займам.

    Пути и условия увеличения размеров внутрихозяйственных накоплений в связи с потребностями социалистической индустриализации страны были разработаны и указаны в постановлениях партии и правительства о режиме экономии, о социалистической рационализации, о политике цен и др.

    XV конференция ВКП(б) подчеркнула значение строжайшего режима экономии в качестве необходимой предпосылки социалистического накопления. Главнейшими путями проведения режима экономии были: сокращение штатов, упрощение и рационализация структуры и упразднение всякого рода лишних учреждений или их звеньев, рационализация всей системы управления, решительная борьба с бюрократизмом; рационализация всего хозяйственного аппарата, улучшение организации труда и производства, внедрение новой, лучшей техники, повышение производительности труда и трудовой дисциплины, на этой основе — ускорение оборачиваемости средств, снижение себестоимости продукции и издержек обращения; жесткое сокращение всякого рода накладных и непроизводительных расходов и излишеств, предотвращение утечки и разбазаривания внутрипромышленных накоплений, наиболее эффективное использование ресурсов всеми предприятиями и хозяйственными организациями. XV съезд партии указал, что снижение себестоимости продукции является центральной проблемой промышленности и что метод успешного решения этой проблемы заключается в социалистической рационализации производства.

    Крупнейшее значение в борьбе за увеличение размеров внутрихозяйственных накоплений имели политика снижения цен на промышленные товары и усиление хозрасчетной заинтересованности предприятий и хозяйственных организаций в результатах своей деятельности.

    Политика снижения цен способствовала расширению внутреннего рынка для промышленных изделий, повышению реальной заработной платы рабочих и служащих и реальных доходов крестьянства, укреплению союза между рабочим классом и крестьянством и стимулировала хозяйственников в отношении снижения себестоимости продукции и издержек обращения.

    Усилению хозрасчетной заинтересованности в росте денежных накоплений был подчинен порядок распределения прибылей, установленный «Положением о государственных промышленных трестах» 1927 г. За счет уменьшения отчислений в бюджет была значительно повышена часть прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий для расширения их деятельности. Кроме того, в распоряжении директоров предприятий оставлялась часть экономии, получаемой в результате снижения себестоимости продукции по сравнению с предварительной (плановой) калькуляцией. Суммы этой части экономии использовались на рационализаторские мероприятия и на удовлетворение культурно-бытовых нужд рабочих и служащих предприятий.

    Крупнейшую роль во внедрении и укреплении хозяйственного расчета сыграло постановление ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. «О реорганизации управления промышленностью», в котором предлагалось внедрить хозяйственный расчет во все звенья управления промышленностью, довести его до отдельных цехов внутри предприятий, усилить маневренность предприятий в распоряжении выделенными им средствами и вместе с тем повысить ответственность руководителей предприятий за организацию и результаты деятельности предприятий. В частности, согласно постановлению ЦК ВКП(б), каждому предприятию вместе с утверждением его промфинплана должны предоставляться средства в объеме, необходимом для выполнения промфинплана и обеспечивающем бесперебойное функционирование предприятия.

    Проводимые партией и правительством меры по внедрению и укреплению хозяйственного расчета требовали овладения финансово-экономической стороной производства и перестройки взаимоотношений предприятий и отраслей хозяйства с финансово-кредитной системой. Эта перестройка была организационно завершена в 1930—1932 гг. путем проведения кредитной и налоговой реформ и организации специальных банков долгосрочных вложений. Все эти преобразования были направлены на укрепление хозяйственного расчета, усиление контроля рублем, увеличение внутрихозяйственных накоплений1317.

    Социалистическая индустриализация страны требовала в больших масштабах перераспределения внутрихозяйственных накоплений в пользу тяжелой промышленности. Поэтому вопрос о формах и методах мобилизации денежных ресурсов обобществленного хозяйства, о соотношении и взаимосвязях финансово-бюджетных и кредитно-банковских методов перераспределения приобрел насущнейшее значение.

    В первый период нэпа преобладала кредитная форма направления денежных ресурсов на увеличение основных фондов и оборотных средств хозяйства. Однако и тогда важнейшим источником ресурсов для кредитования был бюджет. На 1 октября 1928 г. на долю бюджетных средств приходилась почти половина долгосрочных ссуд, выданных банками. На практике бюджетные ассигнования, хотя и облеченные в форму банковских кредитов, в большинстве случаев превращались в безвозвратные. Кредитная форма направления средств на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий ставила эти предприятия в относительно менее выгодные условия, так как возлагала на них обязанность уплачивать проценты по полученным ссудам и производить особые отчисления на погашение ссуд. В мае 1930 г. было установлено, что бюджетные ассигнования на финансирование государственных предприятий и хозорганизаций являются безвозвратными. Кредитная форма направления средств по-прежнему широко использовалась лишь в отношении оборотных средств, в области же капитальных вложений она сохранила свое значение только при направлении государственных средств в колхозно-кооперативный сектор. Поэтому специальные банки долгосрочных вложений, образованные в 1932 г., были сосредоточены в непосредственном ведении Наркомата финансов СССР.

    Реформа платежей социалистических предприятий и хозяйственных организаций, проведенная в 1930—1932 гг., не только упростила эту систему, унифицировав их, но вместе с тем поставила унифицированные платежи в прямую зависимость от выполнения производственно-финансовых планов. Тем самым она повысила заинтересованность предприятий и хозяйственных организаций в результатах своей деятельности, способствовала укреплению хозяйственного расчета, дальнейшему развитию и совершенствованию народнохозяйственного планирования.

    Одним из результатов реформы было укрепление принципа единства централизованных (общегосударственных) и децентрализованных (находящихся в распоряжении отдельных государственных предприятий, учреждений и организаций) фондов денежных ресурсов государства. Это обстоятельство нашло свое выражение также в отмене образования и использования резервных фондов государственных предприятий, учреждений и организаций (середина 1930 г.) и страхования имущества, принадлежащего государственным предприятиям, учреждениям и организациям (начало 1931 г.). Убытки, причиненные государственным предприятиям, учреждениям и организациям стихийными бедствиями и несчастными случаями, стали покрываться из общегосударственного фонда денежных ресурсов без взимания каких-либо специальных отчислений из доходов этих предприятий, учреждений и организаций. Было также отменено (в 1929—1931 гг.) помещение государственными предприятиями, учреждениями и организациями (кроме сберегательных касс и Госстраха СССР) части своих денежных ресурсов в государственные займы.

    2. Финансы и кредит в помощь коллективизации сельского хозяйства

    Социалистическая реконструкция сельского хозяйства на базе коллективизации и внедрения современной техники потребовали изменения характера и направления финансовой помощи Советского государства трудовому крестьянству и расширения ее объема. Раньше эта помощь оказывалась деревенской бедноте и середнякам в целях использования имевшихся возможностей повышения производительности мелкотоварного хозяйства для снабжения городов и промышленных центров продовольствием и сырьем, для защиты от кулачества, для улучшения материального положения трудящихся крестьян, для усиления их кооперирования. В период проведения коллективизации задача состояла в том, чтобы помочь бедноте и середнякам объединить постепенно разрозненные мелкие хозяйства в крупные коллективные хозяйства на базе новой техники и коллективного труда, преобразовать сельское хозяйство на социалистических началах. Усилилось использование налогов, кредита и других финансовых инструментов не только для вытеснения, но и для ликвидации капиталистических элементов. После победы колхозного строя крестьяне навсегда освободились от кулацкой эксплуатации. Финансовая система социалистического государства должна была содействовать усилению и использованию преимуществ колхозов как социалистических предприятий, охране и укреплению социалистической собственности, стимулировать заинтересованность в общественном труде, как основном источнике роста благосостояния колхозного крестьянства.

    Государственные финансовые мероприятия, направленные на подготовку и проведение социалистической реконструкции сельского хозяйства, включали: финансирование реконструкции старых и строительства новых предприятий для снабжения сельского хозяйства тракторами, машинами, инвентарем, а также удобрениями и т. п.; финансирование совхозов, машинно-тракторных станций и других государственных сельскохозяйственных предприятий и мероприятий, обеспечивающих внедрение в сельское хозяйство новой техники и усиление государственного руководства сельским хозяйством; усиление непосредственной государственной финансовой поддержки кооперативных объединений трудовых крестьянских хозяйств и особенно — колхозов; финансирование социально-культурных мероприятий, направленных на обеспечение всеобщей грамотности населения, развертывание массовой политико-просветительной работы, повышение культурного уровня масс, подготовку кадров для деревни. Непосредственная государственная финансовая поддержка колхозов выражалась в выдаче им ссуд и пособий, предоставлении льгот по ссудам, налогам, страхованию, снабжении средствами производства на льготных условиях, проведении за счет государства хозяйственных и социально-культурных мероприятий на селе, содействующих подготовке и развитию коллективизации.

    Финансовая помощь Советского государства сельскому хозяйству в порядке его финансирования через бюджет, систему сельхозкредита и Госбанк (по линии контрактации) в период подготовки сплошной коллективизации характеризуется следующими данными (в млн. руб.)1318:

    1926/27 г. 1927/28 г. 1928/29 г. 1929/30 г.
    Бюджетное финансирование 298 394 714 1353
    % ко всей сумме бюджетного финансирования народного хозяйства 14,3 14,0 18,7 19,9
    Долгосрочное производственное кредитование (система сельскохозяйственного кредита) 415,5 547 587 908
    Финансирование контрактации 92 124 242 736
    В том числе
    кредиты Госбанка 92 111 210 267
    средства системы сельскохозяйственного кредита 13 32 469

    До 1929 г. основной формой государственной помощи сельскому хозяйству был кредит. Это соответствовало тому периоду, когда сельское хозяйство было в основном мелкотоварным производством единоличных крестьянских хозяйств. В постановлении ЦК ВКП(б) «О сельскохозяйственном кредите» (август 1926 г.) указывалось, что главной задачей этой системы является более полное вовлечение в кооперацию маломощных и середняцких слоев крестьянства и лучшее их обслуживание. ЦК ВКП(б) особо потребовал усиления кредитования совхозов и коллективных хозяйств. В 1926 г. в качестве специальных фондов сельскохозяйственных банков были созданы фонды кредитования деревенской бедноты. В 1927 г. за счет бюджетных ассигнований и ресурсов Центрального сельскохозяйственного банка был образован фонд долгосрочного кредитования сельскохозяйственных коллективов (колхозов) и были приняты меры для обеспечения первоочередного снабжения колхозов сельскохозяйственными машинами. Одновременно были образованы особые фонды кредитования советских хозяйств.

    Всемерно укрепляя систему сельскохозяйственного кредита, партия и правительство широко использовали ее для усиления помощи бедняцко-середняцкой массе крестьянства, для укрепления союза рабочего класса и крестьянства, для создания и развития коллективных форм хозяйства. Наряду с увеличением средств, отпускаемых государством совхозам, колхозам, деревенской бедноте, было проведено крупное снижение процентов по сельскохозяйственному кредиту для колхозов и деревенской бедноты (с 7% в 1925 г. до 4% в 1929 г. по долгосрочным ссудам и с 12 до 7% по краткосрочным ссудам). Было прекращено кредитование зажиточных (не говоря уже о кулацких) хозяйств. В 1929 г. при кооперативных организациях и учреждениях системы сельскохозяйственного кредита были образованы фонды кооперирования и коллективизации деревенской бедноты и батрачества, из которых выдавались бедняцким хозяйствам и батракам беспроцентные ссуды для уплаты вступительных и паевых взносов в колхозы и другие кооперативные организации. В результате удельный вес колхозов в производственных кредитах поднялся с 8,8% в 1926/27 г. до 55,6% в 1929/30 г., а удельный вес единоличных хозяйств снизился с 55,9 до 5,4%.

    Всемерно содействуя образованию и развитию колхозов и совхозов, Советское государство взяло на себя огромные затраты по техническому перевооружению сельского хозяйства. Затраты эти осуществлялись преимущественно по линии безвозвратного бюджетного финансирования совхозов, а затем и машинно-тракторных станций. В связи с этим роль бюджетного финансирования стала быстро возрастать. В 1929/30 г. производственное кредитование сельского хозяйства увеличилось по сравнению с 1926/27 г. в 2,2 раза, а бюджетное финансирование — в 4,5 раза.

    По данным, приведенным в отчете Центрального Комитета XVI съезду Коммунистической партии, за три года (1927/28—1929/30) на финансирование совхозов и колхозов было направлено 1826,7 млн. руб. государственных средств (не считая оборотного краткосрочного кредита совхозам и сумм, отпущенных в фонд коллективизации). Кроме того, колхозам было передано хозяйственное имущество раскулаченных кулаков стоимостью более 400 млн. руб. Семенная ссуда и семенная помощь колхозам за три года составила не менее 154 млн. пуд., в том числе за один лишь 1929/30 г. — 61 млн. пуд.

    Масштабы государственной помощи крестьянству, оказанной за 1930—1933 гг., были охарактеризованы в отчетном докладе ЦК ВКП(б) на XVII съезде партии. Так, на организацию машинно-тракторных станций государство затратило 2 млрд. руб. Помощь государства крестьянам выразилась в размере 1600 млн. руб., семенная и продовольственная ссуда — 262 млн. пуд. зерна, льготы по налогу и страхованию — 370 млн. руб. Рост государственных вложений в сельское хозяйство и их направление показывают следующие данные (в млн. руб.)1319:

    1929/30 г. 1931 г. 1932 г.
    Государственные вложения в сельское хозяйство 2498 5191 4628
    В том числе
    по государственному сектору (без МТС) 1419 3882 3246
    МТС и колхозы 804 1230 1358
    единоличные крестьянские хозяйства 275 79 24

    Чтобы облегчить условия для налаживания работы в организуемых колхозах, ЦК ВКП(б) в постановлении «О льготах для колхозов» (апрель 1930 г.) предложил: освободить от налогового обложения на два года весь обобществленный рабочий скот в колхозах (лошадей, волов и т. п.), все поголовье коров, свиней, овец, всю птицу, находящихся как в коллективном владении колхоза, так и в индивидуальном владении колхозников; установить льготы по обложению огородов; обеспечить кредитование колхозов в 1930 г. в размере не ниже 500 млн. руб.; отсрочить погашение просроченной задолженности по ссудам хозяйств, вошедших в колхозы; снять с таких хозяйств ряд недоимок; освободить колхозы от уплаты долгов по конфискованному кулацкому имуществу, переходящему во владение колхозов. С вступивших в колхозы хозяйств были сняты задолженность по землеустройству, все штрафы и судебные взыскания, связанные с недоимками по сельскохозяйственным платежам, на два года отсрочено погашение их задолженности по всем (сверх землеустройства) кредитам.

    До победы колхозного строя налоговая политика Советской власти в деревне была направлена на усиление обложения кулачества при облегчении налогов для середняка, полном освобождении от налогов деревенской бедноты и всемерном поощрении процессов кооперирования крестьянства. В 1928/29 г. от налога были полностью освобождены 36,7% всех крестьянских хозяйств (в том числе по необлагаемому минимуму — 20% и по фонду скидок — 16,7%) и частично — 4,1% хозяйств1320.

    В результате реформы сельскохозяйственного налога, проведенной в 1928 г. на основе директив XV съезда партии, к обложению стали привлекаться все неземледельческие доходы, доходы от мелкого скота и специальных отраслей сельского хозяйства; кулацкие хозяйства стали облагаться в индивидуальном порядке по действительному (а не по нормативно установленному) доходу каждого хозяйства; для мощных хозяйств были установлены надбавки в размере от 5 до 25% к нормативно исчисленному доходу; введены дифференцированные скидки с окладов сельхозналога коллективным хозяйствам (для товариществ по совместной обработке земли — 20%, для сельскохозяйственных артелей — 40%).

    Особенно крупное значение имело введение индивидуального обложения кулачества. Оно было одним из мероприятий, характеризующих усиление наступления на капиталистические элементы. Индивидуальное обложение стало признаком, свидетельствующим о принадлежности к кулачеству. В то же время благодаря надбавкам к нормативно исчисленному доходу крестьянских хозяйств, доход которых превышал 300—400 руб., и установлению более высоких скидок с начисленного оклада налога с коллективных хозяйств в 1928/29 г. у единоличных крестьянских хозяйств посредством сельхозналога изымалось 7,8% нормативно установленного облагаемого дохода (в пересчете на едока), а в сельскохозяйственных артелях — 2,7%.

    В 1929 г. было проведено новое снижение налога с середняцких хозяйств путем понижения общего размера налога (на 50 млн. руб.) и предоставления им ряда производственных льгот. Одновременно было усилено обложение кулацких хозяйств посредством более полного охвата их индивидуальным обложением, лишение их каких бы то ни было производственных льгот, более точного учета их доходов. В итоге дифференциация налоговых платежей еще более увеличилась.

    Перестроенный по директивам партии сельхозналог сыграл немаловажную роль в мобилизации ресурсов для индустриализации страны и особенно в усилении наступления на кулачество и поощрении развития коллективных форм хозяйства.

    1929/30 г. был последним годом, когда обложение колхозов производилось на тех же основаниях, что и единоличных середняцких хозяйств, с предоставлением лишь специальных льгот и преимуществ, в частности, скидок с начисленных окладов налога. В 1930 г. с колхозов, хорошо наладивших учет и отчетность, налог стал исчисляться и взиматься не по нормативно определенному доходу, а с суммы валового дохода колхоза на основании его отчетности. В 1931 г. был завершен переход к обложению всех колхозов по сумме их валового дохода на основании колхозной отчетности, установлена пониженная ставка налога (3%) для сельскохозяйственных артелей, полностью освобождена от обложения выручка от колхозной торговли. За выполнение производственных заданий по севу, обработке и уборке и за правильную постановку учета и отчетности была установлена скидка, которая должна была стимулировать лучшую организацию колхозного хозяйства как планового социалистического хозяйства. В результате всех этих льгот в колхозах в 1932 г. налог в среднем на один двор составлял 9,8 руб. против 26,9 руб. у единоличных трудовых крестьянских хозяйств и 313,7 руб. у кулацких хозяйств.

    В целях усиления обложения неземледельческих и нетрудовых доходов (в частности, от рынка) в 1932 г. дополнительно к сельхозналогу был введен единовременный налог с единоличных крестьянских хозяйств, повторенный затем в 1934 г. Ставки налога различались в зависимости от мощности хозяйства. С кулацких хозяйств этот единовременный налог взимался в размере 200% оклада сельхозналога. В 1931 г. был установлен для всего населения сбор на нужды жилищного и культурного строительства. С колхозников культжилсбор взимался твердыми ставками (от 15 до 80 руб. на двор), с единоличных трудовых хозяйств — в размере от 75 до 175% оклада сельхозналога. Для кулацких хозяйств размер культжилсбора определялся в сумме 200% оклада сельхозналога.

    Таким образом, в период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства налоги были широко использованы в качестве одного из серьезных орудий помощи колхозному крестьянству и экспроприации кулачества в связи с его ликвидацией на основе сплошной коллективизации. В том же направлении проводилась перестройка и использование обязательного окладного страхования, ставшего основным видом имущественного страхования после того, как было отменено страхование имущества государственных предприятий и учреждений. В 1931 г. были введены дифференцированные ставки страховых платежей (пониженные — для колхозов и резко повышенные — для кулацких хозяйств), а затем кулацкое имущество было снято со страхования.

    Усиление государственной финансовой помощи сельскому хозяйству было одним из важнейших условий победы нового, колхозного строя в деревне. Советское государство вкладывало огромные средства на финансирование предприятий и отраслей промышленности, создающих средства производства для сельского хозяйства и обеспечивающих техническую его реконструкцию; во много раз увеличило финансирование совхозов, машинно-тракторных станций и других государственных предприятий и различных мероприятий, обеспечивающих внедрение в сельское хозяйство достижений науки и техники; из года в год расширяло финансирование социально-культурных мероприятий, направленных на обеспечение сельского хозяйства квалифицированными кадрами и подъем общего культурного уровня сельскохозяйственного населения; в больших размерах и на весьма льготных условиях ссужало колхозы и колхозников деньгами, семенами, материалом и прочим; предоставляло колхозам и колхозникам новые льготы в области налогов и страхования.

    Победа колхозного строя обусловила крупнейшие преобразования в области финансов социалистического государства. С переходом основных масс крестьянства в колхозы финансовая система социалистического государства должна была всемерно содействовать усилению и использованию преимуществ колхозов как социалистических предприятий. Она должна была содействовать охране и укреплению социалистической собственности, стимулировать заинтересованность в общественном труде как основном источнике роста благосостояния колхозного крестьянства.

    3. Мобилизация средств населения

    Проведение социалистической индустриализации страны в обстановке враждебного капиталистического окружения, без кредитов и займов извне заставляло широко использовать разнообразные методы мобилизации средств населения для финансирования строительства собственной тяжелой индустрии и оказания государственной финансовой помощи новому колхозному строю в деревне. При этом Коммунистическая партия и Советская власть последовательно проводили классовую линию, рассчитанную на ограничение, вытеснение и затем полную ликвидацию капиталистических элементов, на повышение жизненного уровня трудящихся масс.

    Приводим данные, характеризующие динамику и удельный вес мобилизованных средств населения в доходах сводного (государственный и местные) бюджета СССР (в млн. руб.):

    1927/28 г. 1928/29 г. 1929/30 г. 1931 г. 1932 г.
    Всего доходов бюджета 7320 8830 13879 25246 38042
    В том числе
    налоги и сборы с населения 888 1029 1118 2110 2986
    государственные займы 726 725 1278 3269 3922
    Итого налоги с населения и государственные займы 1614 1754 2396 5379 6908
    % ко всем доходам бюджета
    налоги и сборы с населения 12,1 11,6 8,1 8,3 7,8
    государственные займы 9,9 8,2 9,2 12,9 10,3

    За 1927/28—1932 гг. объем средств, мобилизованных в бюджет при помощи налогов и сборов с населения и государственных займов, увеличился почти в 4,3 раза. Однако удельный вес этих поступлений в общей сумме доходов бюджета снизился, что явилось результатом роста рентабельности социалистических предприятий и быстрого увеличения их денежных накоплений. Особенно снизилась в доходах бюджета роль поступлений по налогам и сборам с населения. Это отражает как процесс вытеснения капиталистических элементов, так и перемещение центра тяжести в мобилизации средств трудящихся с налогов на государственные займы.

    Главным орудием классовой политики в области мобилизации средств населения являются налоги. Попытка буржуазных экономистов и оппортунистов ориентировать Советское государство на развязывание частнокапиталистических накоплений и вовлечение этих накоплений в организованное русло посредством государственных займов была решительно отвергнута. В период построения фундамента социалистической экономики налоговые мероприятия Советского государства содействовали укреплению и развитию социалистических форм хозяйства, вытеснению частника. Усиливая обложение капиталистических элементов, Советское государство вместе с тем использовало налоги для мобилизации в бюджет части денежных доходов трудящихся города и деревни, особенно в связи с образовавшимся в процессе индустриализации несоответствием между ростом денежных доходов населения и возможностями удовлетворения возрастающих потребностей населения через каналы государственной и кооперативной торговли.

    Важнейшее значение для усиления классовой дифференциации налоговых платежей городского населения (о сельхозналоге см. в предыдущем параграфе) имели реформы подоходного налога в 1926 г. и промыслового налога в 1928 г.

    Усиление классовой дифференциации подоходного налога в 1926 г. было достигнуто посредством введения обложения всех плательщиков налога, кроме рабочих и служащих, по совокупному (от всех источников) доходу и повышением прогрессии ставок налога. В результате размеры налога с рабочих и служащих, а также с кооперированных кустарей и ремесленников снизились, а с лиц, имеющих нетрудовые доходы, напротив, повысились (с 7,9 до 10,1%). Дальнейшему повышению размеров обложения капиталистических элементов содействовало введение в том же 1926 г. в дополнение к подоходному налогу так называемого налога на сверхприбыль, впоследствии (с 1934 г.) превращенного в надбавку к окладам и подоходного налога с владельцев торговых и промышленных предприятий, частных торговых посредников и т. п.

    Проведенная в 1928 г. реформа промыслового налога осуществила переход от обложения по оборотам предыдущего окладного года к обложениям по оборотам текущего года (что позволяло более полно охватить налогом частные предприятия) и усилила дифференциацию ставок налога в зависимости от формы собственности и от характера отрасли, к которой относится данное предприятие. Так, с государственных и кооперативных предприятий налог взимался в размере от 1,6 до 14,8% к обороту (в разных отраслях хозяйства), а с частных предприятий — в размере от 2,2 до 17,2% к обороту. В результате частные предприятия, на долю которых в 1928/29 г. приходилось 11,2% всего облагаемого налогом оборота, уплачивали 16,1% суммы промыслового налога. С личных промыслов налог взимался твердыми ставками, размеры которых колебались от 6—24 руб. (если не применялся наемный труд) до 24—96 руб., если в промысле были заняты два наемных работника. Предприятия и промыслы, занятые производством предметов роскоши или торговлей ими, облагались повышенными ставками промналога.

    По мере неуклонного роста обобществленного хозяйства и вытеснения капиталистических элементов доля последних в национальном доходе снижалась: в 1927/28 г. она составляла 8,1%, а в 1929/30 г. — лишь 1,8. Результатом этого процесса, а также освобождения от налогов деревенской бедноты и маломощных крестьянских хозяйств при одновременном снижении налогов, уплачиваемых середняками и трудящимися городов, явилось падение удельного веса в бюджете налоговых поступлений по платежам частных хозяйств и населения, несмотря на усиление обложения капиталистических элементов.

    Вступление в период социализма и изменение классового состава населения страны обусловили дальнейшие преобразования в системе налоговых платежей населения.

    Промысловый налог, ставший после реформы 1930 г. платежом исключительно частного сектора, быстро утрачивал свое значение. В 1930 г. в целях содействия развитию кустарных промыслов и упрощению порядка их обложения все кустари и ремесленники стали облагаться твердыми ставками налога. В мае 1932 г. Советское правительство, принимая меры к быстрому развитию колхозной торговли, предложило не допускать открытия магазинов и лавок частными торговцами и искоренять перекупщиков и спекулянтов, пытающихся нажиться за счет рабочих и крестьян. В октябре 1932 г. в целях развития производства товаров широкого потребления от промналога были освобождены кустари и ремесленники, не применяющие наемного труда, что составляло 9/10 всех плательщиков налога, облагавшихся твердыми ставками. В итоге за промналогом сохранялось почти одно лишь регистрационное значение и он использовался для борьбы с нелегальной торговлей.

    В отличие от промналога подоходный налог с частных лиц сохранял свое значение как существенный источник бюджетных доходов и после ликвидации капиталистических классов, поскольку он распространяется на всех (за некоторым исключением) лиц, имеющих самостоятельные источники доходов. Его совершенствование стало диктоваться задачами наиболее последовательного внедрения социалистического принципа оплаты труда и искоренения нетрудовых доходов. Прогрессия обложения заработной платы была сжата (максимальная ставка налога снижена с 30% до 3,5% и прогрессия прекращалась для заработков, превышающих 500 руб. в месяц). Для развития кустарных промыслов и упрощения техники налоговой работы доходы всех некооперированных кустарей и ремесленников стали с 1932 г. определяться по твердым нормам доходности. В отношении остальных групп плательщиков (особенно лиц, имевших нетрудовые доходы) ставки налога были значительно повышены. В процентах к облагаемому доходу налог в 1932 г. составлял: с рабочих, служащих и кооперированных кустарей и ремесленников — от 0,83% (при месячной заработной плате 100 руб.) до 3,5% (при месячной заработной плате 500 р. и более); с некооперированных кустарей и ремесленников без наемного труда — в среднем 10%, с применением наемного труда — 25%; с населения с нетрудовыми доходами — 36%.

    В 1931 г. по инициативе трудящихся были введены единовременные сборы на нужды хозяйственного и культурного строительства в городах и сельских местностях и единовременный сбор на нужды жилищного строительства в городах. Проведение сборов, вопрос об установлении которых был поставлен перед правительством СССР местными Советами, усилило финансовую базу для осуществления пятилетки в четыре года. Сборы были повторены в 1932 г. и затем, начиная с 1933 г., сделались постоянной частью системы налоговых платежей населения в форме единого сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

    Существенную роль в мобилизации средств населения на нужды социалистической индустриализации страны сыграло развитие сберегательного дела. За период с 1 октября 1926 г. по 1 января 1933 г. число вкладчиков (физических лиц) увеличилось с 1,2 млн. до 23,9 млн. (в 20 раз), сумма их вкладов — с 64 млн. до 974 млн. руб. (в 15 раз). Основой этого роста было увеличение доходов населения. Были приняты меры к расширению сети сберегательных касс (с 12 тыс. до 56 тыс.), упрощению и улучшению всей операционно-технической их деятельности, развертыванию разъяснительной работы среди широких народных масс.

    Одним из наиболее ярких проявлений глубочайшей заинтересованности трудящихся в обеспечении социалистической индустриализации страны финансовыми ресурсами явился выпуск подлинно массовых советских займов, размещение которых стало всенародным делом. Сами названия этих займов (первый, второй и третий займы индустриализации, заем укрепления крестьянского хозяйства, заем «Пятилетка в четыре года») свидетельствовали о их целенаправленности. Была найдена и внедрена форма государственного кредита, непосредственно обращенная к массам рабочих, служащих, трудового крестьянства.

    Большое положительное влияние оказала реформа государственного кредита, проведенная в 1930 г. Она унифицировала займовые операции путем обмена облигаций ранее выпущенных массовых займов на облигации займа «Пятилетка в четыре года», тем самым упростила систему государственных займов, облегчила владельцам облигаций наблюдение за тиражами выигрышей и погашения займов, способствовала улучшению обслуживания владельцев облигаций займов.

    4. Роль государственного бюджета в строительстве фундамента социалистической экономики

    Главная задача бюджетной системы в период построения фундамента социалистической экономики заключалась в том, чтобы сконцентрировать максимум средств на социалистическую индустриализацию страны, не допускать распыления средств по разным каналам. В такой концентрации средств, в подчинении всей системы бюджетных доходов и расходов задачам наиболее быстрого создания производственно-технической базы социализма выражалась действенная роль государственного народнохозяйственного и бюджетного планирования.

    Как уже указывалось, осуществление социалистической индустриализации страны без помощи извне было неизбежно связано с большим напряжением. Периодом наибольшего напряжения в борьбе за построение фундамента социалистической экономики были 1931 и 1932 гг. Империалистические провокации и возросшая опасность военных нападений извне понуждали повышать темпы создания и развития собственной тяжелой индустрии. Задачи реорганизационного периода в сельском хозяйстве, связанные с коренной ломкой производственных отношений, требовали государственной помощи социалистическим формам хозяйства в значительно больших размерах, чем это намечалось пятилетним планом. Достаточно указать, что по пятилетнему плану предполагалось повысить удельный вес социалистического сектора (совхозов и колхозов) в посевах до 17,5%, фактически же на долю совхозов и колхозов в 1932 г. приходилось уже 78% всех посевов.

    Чтобы выполнить пятилетку в четыре года, необходимо было резко повысить объем капитальных вложений. По сравнению с 1929 г. капитальные вложения (в сопоставимых ценах) возросли: в 1930 г. на 67%, в 1931 г. — в 2,4 раза, в 1932 г. более чем в 2,8 раза. Напряженность этой программы усиливалась тем, что внутрихозяйственные накопления увеличивались медленнее, чем это намечалось пятилетним планом, вследствие недовыполнения заданий по производительности труда и большого превышения фондов заработной платы. Рост денежных доходов населения намного опережал увеличение розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, что создавало трудности в организации денежного оборота. Сказались также последствия ошибок и извращений в практике проведения кредитной и налоговой реформ. Чтобы выполнить пятилетний план за четыре года, нужно было обеспечивать безусловное выполнение промфинпланов, неуклонно повышать производительность труда, выполнять задания по снижению себестоимости продукции и издержек обращения, соблюдать строжайшую бюджетную и кредитную дисциплину, максимально усиливать мобилизацию внутрихозяйственных ресурсов. Нужно было установить строжайший режим экономии, пойти на известные жертвы.

    В результате концентрации средств на нужды социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства в расходной части сводного бюджета СССР (государственного и местных) произошли следующие структурные изменения:

    1925/26 г. 1926/27 г. 1927/28 г. 1928/29 г. 1929/30 г. Особый кв. 1930 г. 1931 г. 1932 г.
    Всего расходов, млн. руб. 4210 5780 7205 8784 13322 5038 25097 37995
    В том числе
    Народное хозяйство 1224 2085 2815 3810 6814 2800 16311 25494
    Из них
    промышленность 281 685 926 1248 2624 1030 8117 13300
    сельское хозяйство 283 298 394 714 1353 615 2914 3944
    транспорт и связь 283 527 712 974 1521 638 2420 4070
    торговля, снабжение, заготовки 48 94 172 261 546 320 1797 2273
    жилищное и коммунальное хозяйство 282 433 579 562 720 133 1029 1794
    Социально-культурные мероприятия 1371 1809 2199 2628 3517 1101 5396 7580
    Из них
    просвещение 520 691 895 1123 1781 638 3011 4023
    здравоохранение и физкультура 391 520 563 631 814 226 1248 1991
    охрана труда и социальное обеспечение 460 598 741 874 922 237 1137 1566
    Управление 552 568 500 515 627 135 930 1185
    оборона 569 651 765 880 1046 434 1288 1296
    по государственным займам 123 101 300 318 406 75 408 962

    За 1926/27—1932 гг. бюджетные вложения в промышленность составили почти 28 млрд. руб., в том числе в тяжелую индустрию (включая электрификацию) — около 24,5 млрд. руб., или 87,5%. При увеличении общего объема расходов сводного бюджета в 1932 г. по сравнению с 1925/26 г. в 9 раз, бюджетное финансирование народного хозяйства возросло более чем в 20 раз, в том числе финансирование тяжелой промышленности (включая электрификацию) почти в 50 раз. В результате удельный вес финансирования промышленности во всей сумме бюджетных расходов повысился с 6,7% в 1925/26 г. до 35% в 1932 г. Доля финансирования народного хозяйства в расходной части сводного бюджета достигла в 1932 г. наивысшего уровня (67%) за все годы социалистического строительства, в составе же бюджетного финансирования народного хозяйства доля промышленности поднялась до 52,2%.

    Направляя максимум средств на строительство социалистической индустрии, Советское государство вместе с тем повышало затраты на социально-культурные мероприятия, которые по сводному бюджету за 1926/27—1932 гг. составили 24,2 млрд. руб. и возросли по сравнению с 1925/26 г. в 5,5 раза. Особое внимание в этом деле было направлено на развитие массового просвещения, развертывание подготовки квалифицированных кадров из среды рабочего класса, развитие науки, дальнейшее оздоровление условий быта и труда.

    Для доходной части бюджета СССР в период построения фундамента социалистической экономики характерным является резкое повышение удельного веса поступлений от предприятий и организаций социалистического хозяйства и большой рост поступлений по государственным займам при снижении удельного веса мобилизованных средств населения. За 1927/28—1932 гг. структура доходов сводного бюджета СССР характеризуется следующими данными (по классификации, установленной в результате налоговой реформы):

    1927/28 г. 1928/29 г. 1929/30 г. Особый кв. 1930 г. 1931 г. 1932 г.
    Всего доходов, млн. руб. 7320 8830 13879 5269 25246 38041
    В том числе
    налог с оборота * 2483 3146 5653 2420 11672 19595
    отчисления от прибылей ** 964 1353 2654 1052 3927 4988
    налоги и сборы с населения *** 888 1029 1118 438 2110 2986
    государственные займы 726 725 1278 356 3269 3922
    средства государственного социального страхования 1052 1221 1418 408 2242 3577

    * За 1927/28—1929/30 гг. — суммы, соответствующие доходам, унифицированным в налоге с оборота.

    ** Вместе с доходами транспорта и связи.

    *** Включая самообложение сельского населения.

    Социалистическая индустриализация страны, техническое перевооружение сельского хозяйства на базе коллективизации, проведение культурной революции требовали высокой централизации в финансовой области. Это обусловило повышение удельного веса союзного бюджета в сводном бюджете СССР (таблица).

    Таблица

    Удельный вес в общей сумме расходов сводного бюджета СССР, %
    Год союзный бюджет бюджет социального страхования республиканские бюджеты местные бюджеты
    1926/27 40,4 16,0 14,9 28,7
    1927/28 45,2 14,6 13,3 26,9
    1928/29 46,8 13,9 12,8 26,5
    1929/30 52,6 10,6 12,2 24,6
    1931 66,8 9,0 7,0 17,2
    1932 69,7 9,4 5,5 15,4

    При общем росте расходов сводного бюджета по сравнению с 1925/26 г. в 9 раз, расходы союзного бюджета увеличились в 12,8 раза. На союзный бюджет возлагалась главная роль в перераспределении финансовых ресурсов. Без централизации большей части этих ресурсов в союзном бюджете невозможно было бы производить огромные капитальные вложения в строительство гигантов тяжелой индустрии, преодолеть старое, унаследованное от царской России размещение производительных сил, обеспечить фактическое равенство в экономическом и культурном отношении всех населяющих страну национальностей. Роль союзного бюджета (без бюджета государственного социального страхования) в отдельных видах расходов сводного бюджета СССР характеризуется следующими данными (в %):

    1926/27 г. 1929/30 г. 1932 г.
    Финансирование народного хозяйства 56,3 69,0 87,2
    В том числе
    Промышленность 67,8 76,3 96,5
    тяжелая промышленность 72,4 86,3 97,4
    электрификация 86,0 89,5 96,6
    Сельское хозяйство 26,0 52,3 80,2
    Транспорт и связь 92,0 91,3 95,2
    Торговля и заготовки 63,5 90,2 97,1
    Социально-культурные мероприятия 2,6 10,3 11,1
    В том числе
    просвещение 5,7 19,7 21,1
    наука 39,8 71,4 60,9
    подготовка кадров 4,2 22,5 39,0
    Оборона страны 100,0 100,0 100,0
    Расходы по государственным займам 100,0 100,0 100,0

    Обеспечивая полностью потребности развития железнодорожного, водного и воздушного транспорта, внешней торговли, обороны страны, расходы по государственным займам, союзный бюджет финансировал строительство промышленных предприятий, машинно-тракторных станций, крупнейшие агротехнические мероприятия, развитие товарооборота, оказывал всестороннюю помощь колхозному строительству. Повышалась роль союзного бюджета в финансировании подготовки кадров и развития советской науки.

    В результате удельный вес республиканских и местных бюджетов в финансировании народного хозяйства сильно снизился. За республиканскими бюджетами сохранилось обеспечение потребностей кооперативной торговли и участие в финансировании промышленности (преимущественно легкой), сельского хозяйства (включая сельскую электрификацию) и жилищно-коммунального хозяйства, за местными бюджетами — преобладающая доля расходов по коммунальному и жилищному хозяйству, значительная доля в финансировании дорожного хозяйства и автомобильного транспорта. В области социально-культурных расходов на долю республиканских бюджетов к концу рассматриваемого периода (1932 г.) приходилось более трети затрат на науку и подготовку кадров, на долю местных бюджетов — преобладающая часть затрат на школы и детские учреждения (детские сады, площадки, дома) и большая часть расходов на здравоохранение и физическую культуру. Если союзный бюджет стал по преимуществу бюджетом финансирования народного хозяйства (в 1932 г. — 84% всех расходов союзного бюджета), то в республиканских бюджетах доля расходов на народное хозяйство и на социально-культурные мероприятия равнялась в 1932 г. соответственно 44,1% и 44,7%, а местные бюджеты стали в основном бюджетами социально-культурных мероприятий (51% всей суммы расходов местных бюджетов) при большом удельном весе (27,8%) расходов на местное хозяйство — жилищно-коммунальное, автотранспорт, дорожное.

    Развертывание коллективизации сельского хозяйства в сильнейшей степени повысило роль сельских и районных Советов. В соответствии с этим в 1930 г. было установлено обязательное образование самостоятельных бюджетов во всех сельских Советах, расширены бюджетные права райисполкомов и усилена роль районных бюджетов. С ростом городов увеличивались также городские и поселковые бюджеты. В 1929/30 г. доля районных и сельских бюджетов в общем своде местных бюджетов поднялась до 28%, доля городских и поселковых бюджетов — до 40,5%.

    Значительную роль в укреплении республиканских и местных бюджетов сыграло постановление ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. Вместо системы дотаций за счет сумм налога с оборота оно установило процентные отчисления от налога с оборота в республиканские и местные бюджеты, что усиливало заинтересованность республиканских и местных органов в выполнении плана поступлений по налогу с оборота.

    Было установлено, что республиканские и местные бюджеты должны балансироваться в основном за счет доходов, взимание которых возложено на соответствующие республиканские и местные органы.

    Важную роль в подъеме материального благосостояния трудящихся сыграл бюджет государственного социального страхования, средства которого в то время проводились по государственному бюджету СССР лишь в относительно небольшой доле. За счет этого бюджета в 1932 г. покрывалось около 40% всех расходов сводного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство (по линии рабочего жилищного строительства), 9/10 расходов по охране труда и социальному обеспечению, более 60% — на здравоохранение и физическую культуру, ? — на детские сады, площадки и дома. На пенсии, пособия и трудовое устройство в 1932 г. было направлено около 40% всех ресурсов бюджета соцстраха, на здравоохранение и физическую культуру — 1/3, на рабочее жилищное строительство — около 20%.

    Повышению роли и значения бюджетной системы СССР в хозяйственном и культурном строительстве содействовали перестройка системы платежей в бюджет, а также совершенствование бюджетного контроля и бюджетного планирования.

    В 1930 г. функции Госфинконтроля по проверке финансового хозяйства предприятий и учреждений были переданы Рабоче-крестьянской инспекции, а с 1932 г. были созданы финансово-бюджетные инспекции, призванные в своей деятельности опираться на широкий финансовый актив из рабочих и служащих обследуемых предприятий и учреждений. Создавались контрольные посты, проводились общественные смотры, общественные суды над нарушителями бюджетной дисциплины, результаты работы обсуждались на общих собраниях работников учреждений, освещались в печати и пр.

    В мае 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О едином финансовом плане», составление которого должно было обеспечить взаимное согласование отдельных оперативных финансовых планов с государственным бюджетом СССР, и тем самым более полное выявление и эффективное использование финансовых ресурсов всего социалистического хозяйства и привлеченных средств населения в соответствии с заданиями народнохозяйственного плана. Составление единого (сводного) финансового плана ни в какой мере не умаляло значения государственного бюджета как основного финансового плана социалистического хозяйства, центрального звена всей системы финансов СССР.

    *

    В борьбе за построение фундамента социализма советские финансы способствовали реализации заложенных в социалистической системе хозяйства возможностей быстрого хозяйственного и культурного роста. Огромные вложения в социалистическую индустрию обеспечивали создание новой, соответствующей социалистическому строю технической базы народного хозяйства. Крупные вложения в строительство совхозов, расширение финансовой помощи бедняцко-середняцкой массе крестьянства имели большое значение в подготовке и осуществлении социалистической реконструкции сельского хозяйства. Финансовые и кредитные методы перераспределения средств и контроля рублем содействовали развитию социалистических форм хозяйства, вытеснению и ликвидации капиталистических элементов, победе социализма. Вместе с тем подъем народного хозяйства страны на основе социалистического обобществления и социалистической индустриализации обеспечивал развитие и упрочение советских финансов. Показателем этого являются бездефицитность растущего в своем объеме советского государственного бюджета, быстрое нарастание операций советской кредитной системы, устойчивая советская валюта.


    Примечания:



    1

    Л. И. Брежнев. Пятьдесят лет великих побед социализма. Политиздат, 1967, стр. 15.



    13

    «КПСС в резолюциях…», т. 4, стр. 33.



    131

    В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 42, стр. 159.



    132

    В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 45, стр. 209.



    1313

    «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», т. 3. Политиздат, 1970, стр. 366.



    1314

    «Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР». М., Госпланиздат, 1934, стр. 204, 252, 272.



    1315

    Там же, стр. 204, 252, 272.



    1316

    «Построение фундамента социалистической экономики в СССР. 1926—1932 гг.». М., Изд-во АН СССР, 1960, стр. 482.



    1317

    См. об этом выше, гл. 3.



    1318

    «Советская социалистическая экономика. 1917—1957 гг.». М., 1967, стр. 570.



    1319

    М. Выносов. Сельскохозяйственный кредит. М., Госфиниздат, 1938, стр. 73.



    1320

    «Финансы и кредит СССР». М., Госфиниздат, 1940, стр. 197.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх