|
||||
|
По следам сынов СолнцаЕгипет — страна чудесКолоссальные пирамиды и сфинксы; статуи, весом доходящие до тысячи тонн; великолепные храмы и дворцы… Эти древние памятники издавна привлекали внимание европейцев. Еще во времена античности греки и римляне с восторгом и удивлением писали о «стране чудес» Египте и о его монументах из камня. Знаменитый сфинкс в Гизе, высеченный из огромной скалы. «Поющие» колоссы Мемнона, на рассвете издающие странные плачущие звуки… А пирамида Хеопса («Большая пирамида Гизе»), высота которой 147 метров! Почти целый километр должен пройти путник, прежде чем обойдет пирамиду со всех сторон. Самый большой христианский храм, собор св. Петра в Риме, мог бы свободно уместиться в этой гробнице, да еще с лондонским собором св. Павла в придачу. На укладку пирамиды пошло 2 миллиона 300 тысяч плит; каждая из них весит более двух тонн. (Если перевозить эти камни по железной дороге, понадобилось бы 600 тысяч вагонов, а состав протянулся бы на удвоенное расстояние от Волгограда до Парижа!) Неподалеку от пирамиды Хеопса стоят другие колоссы, и путешественник с удивлением констатирует, что, хотя эти отесанные камни — плод чьих-то рук, едва верится, что это сооружение могло быть сделано человеческими руками. Кто создал их? И когда? Ведь они были покрыты прахом древности уже во времена Гомера и Геродота. Что за люди воздвигали эти гигантские пирамиды и статуи? Ответить на этот вопрос могли только тысячи надписей, высеченных на пирамидах и скалах, на статуях и храмах. Знаки фантастических существ и геометрические фигуры, изображения людей, животных, растений, небесных тел, оружия, домашней утвари, музыкальных инструментов, и все это в хаотической смеси, как казалось на первый взгляд. О чем говорят загадочные письмена? Какие тайны они скрывают? Что передают они: звуки, слоги, слова или целые предложения? Историк Геродот, оратор, писатель и философ Цицерон, «отец церкви» Климент Александрийский и географ Страбон, поэт Лукан и мистик Плотин — все они, а также многие другие античные авторы в той или иной мере пытались разгадать смысл таинственных знаков на пирамидах и обелисках. Египтяне употребляют двоякое письмо: одно называется священным, другое — народным, свидетельствовал 25 веков тому назад знаменитый Геродот, побывавший в Египте. Вырезанные на камне изображения — это магические знаки, решил шесть веков спустя римский поэт Лукан. Египтяне имеют три разновидности-письма: иероглифику, то есть священное письмо, высеченное на камне; иератику — священное письмо жреческих книг и эпистолографику — письмо для повседневного употребления, счел известный богослов Климент Александрийский, живший во II в. н. э. (он-то и ввел в обиход слово «иероглифы», то есть «священные высеченные знаки»). Египетское письмо имеет символический характер: каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу, заявил историк Плутарх, живший на рубеже I и II вв. н. э. Знаменитый автор «Золотого осла» Апулей неоднократно упоминает «чудные письмена египетские», «удивительные египетские иероглифы», «книги, исполненные письменами, совсем неизвестными», передающие «в коротких словах весь смысл и все содержание священных таинств и молитв; из них одни изображены в виде различных зверей; другие составляют из себя неразрешимый узел, иные круглые наподобие колеса, иные развиты различным образом; и сие единственно, дабы непосвященные, будучи любопытны, не могли ничего понять в сиих книгах». Завеса над тайнойПисьмена Египта доступны лишь посвященным, знающим таинства магии, ибо сами письмена эти являются магическими. Эта мысль долго и цепко держалась в сознании людей античности, средних веков и даже нового времени. Эту мысль поддерживал авторитет Гораполлона, египетского жреца, жившего в IV в. н. э. и написавшего большой трактат «Иероглифика». В этом двухтомном труде приводились подробные толкования загадочных иероглифов. Например, знак, изображающий страусовое перо, по мнению Гораполлона, передает понятие справедливости, ибо в крыльях страуса все перья равны по величине. Другой знак, который Гораполлон трактовал как изображение пальмовой ветви, означал, по его мнению, понятие «год», ибо пальмовое дерево дает 12 ветвей в год, по одной каждый месяц. Изображение рта, по Гораполлону, означает понятие «змея», так как «вся сила змеи во рту». Фигура коршуна означает слово «мать», потому что «среди коршунов имеются только самки». Подобными глубокомысленными символическими толкованиями заполнены десятки страниц труда Гораполлона. И труд этот практически служил единственным источником для тех людей, которые пытались разгадать тайну иероглифов. Иероглифы нельзя читать, их нужно толковать, Эта мысль прочно утвердилась в сознании людей эпохи Возрождения и нового времени. «Жрец Гораполлон из Нилаполиса создал вокруг египетского иероглифического письма плотную завесу мистицизма», — писал академик Струве. Афанасий Кирхер, следуя путем Гораполлона, «перевел» множество древнеегипетских надписей на обелисках. Но перевод его был ультрафантастическим: например, иероглифы, передающие простые слова «Осирис говорит», он истолковал такой фразой: «Жизнь вещей после победы над Тифоном, влажность природы благодаря бдительности Анубиса». Впрочем, и богу Осирису нашлось место в «переводах» Кирхера: титул императора Домициана «автократор» он «прочитал» следующим образом: «Осирис — создатель плодородия и всей растительности, производительную способность которого низводит с неба в свое царство святой Мофта». Труды Кирхера породили массу последователей и «переводчиков». Тщетно пытался итальянский гуманист Джамбаттиста Вико едко высмеять фантазии Кирхера. Заклятье таинственности продолжало тяготеть над древними письменами, порождая гипотезы одну фантастичнее другой. Француз де Гинь считал, что только «древние китайские письмена должны дать нам истолкование памятников Египта». Швед Страленберг, путешествовавший по Сибири, первобытные изображения на енисейских скалах счел иероглифами, «обозначающими нечто сокровенное символами и письменами, какие были в употреблении у египтян, скрывавших в них тайны своей религии». Одни люди видели в иероглифах символы, скрывавшие мистические тайны. Другие же, напротив, объявляли письмена Египта обыкновенным орнаментом, который выдавался жрецами за таинственные, якобы им одним доступные письмена. Или в лучшем случае объявлялось, что иероглифы — это «многочисленные эмблемы, относящиеся исключительно к астрономии, календарю и земледельческим работам». Клерикально настроенные авторы были убеждены, что египтяне исповедовали древнюю религию иудеев и что «еврейский язык был тем языком, на котором говорили в Египте, в эпоху, когда под предводительством Моисея евреи покинули эту страну после четырехсотлетнего в ней пребывания». На стенах египетских храмов пытались прочесть перевод сотого псалма Давида, и даже в 19 веке появлялись заявления о том, что египетские тексты содержат главы из Библии, а все иероглифы надо трактовать как буквы, передающие слова еврейского языка. Граф Пален с помощью трудов Гораполлона, «мистики чисел» пифагорийцев и кабалы за одну ночь расшифровал иероглифы, избежав, по его собственным словам, «тех ошибок, которые являются следствием слишком долгих раздумий». Но своеобразный рекорд фантазерства установил немецкий профессор Витте, объявивший древние обелиски Египта, ровно, как и пирамиды, творениями природы, а не человеческих рук: они появились якобы в результате…вулканических извержений, а надписи на этих памятниках — это результат работы особого рода улиток, источивших камень. Заклятие тайны исчезаетНо параллельно с возникновением все новых фантазий и домыслов шаг за шагом продвигалось изучение египетских письмен, которое после двух тысяч лет исканий, заблуждений, находок и разочарований завершилось полным триумфом научной мысли. Гораполлон на многие столетия предопределил поиски ключа к древним письменам, предложив ложный путь. Но в труде этого жреца имелись и совершенно правильные чтения иероглифов, хотя сопровождались они фантастическими толкованиями. Так, например, иероглиф «гусь» действительно передавал слово «сын», как сообщал о том Гораполлон. Но объяснение, что «гусь — самая чадолюбивая птица», а потому-де знак гуся и передает понятие «сын», было, конечно, чистой фантазией Гораполлона. Точно так же, правильно указав, что иероглиф «заяц» означает слово «открывать», Гораполлон снабдил это указание фантастическим комментарием: читать надо так потому, что «заяц всегда держит свои уши открытыми». Афанасий Кирхер давал «переводы» текстов, которые могли соперничать по фантазии с «объяснениями» Гораполлона. Но и он первым дал совершенно верную мысль: чтобы понять смысл иероглифов, необходимо изучить современный коптский язык, который является потомком древнеегипетского. Французский востоковед де Гинь считал китайцев египетскими колонистами, но он же правильно прочитал иероглифы, передававшие царское имя «Менес», и высказал верную мысль о том, что египтяне пользовались иероглифической системой письма, построенной на тех же принципах, что и китайская. Однако собственно дешифровка египетских иероглифов началась лишь после того, как в 1799 г. в дельте Нила был обнаружен знаменитый Розеттский камень — кусок черного базальта, испещренный письменами. Уже с первого взгляда можно было установить, что вверху камня имелась иероглифическая надпись, а внизу — надпись, сделанная греческими буквами. Между ними был третий текст, записанный неведомыми дотоле знаками. Перевод греческой надписи заставил радостно забиться сердца многих людей, мечтавших раскрыть тайну страны пирамид: в ней говорилось, что данный текст, почетный декрет времени Птоломеев, высечен на камне «священными, туземными и эллинскими буквами», то есть на трех языках Египта времен правления Птоломеев: на древнем (жреческом), на разговорном языке той эпохи и на греческом. Швед Окерблад и француз де Саси немедленно принялись за изучение «туземных» букв (или, как называют их египтологи, «демотических знаков»), и уже через три года после находки камня был составлен алфавит этих «демотических знаков». Но все попытки разгадать смысл «священных букв», иероглифов, терпели неудачу, пока Розеттским камнем не занялся известный английский ученый Томас Юнг. Это был удивительный человек, ухитрившийся в течение своей жизни изучить основные явления, связанные со зрением, обучиться в совершенстве искусству канатоходца, установить закон интерференции света, постичь в совершенстве искусство каллиграфа, сделать открытия в области акустики, уже в 15 лет изучить восемь языков, стать физиком, физиологом, врачом, лингвистом и дешифровщиком! Юнг сопоставил «священные» и «туземные» знаки Розеттского камня и по сходству некоторых из них определил, что «туземное» письмо — это всего лишь скорописный вариант «священного». Подсчитав число знаков в демотической, «туземной», части надписи, он получил внушительное число — более сотни знаков. Естественно, что ни в одном алфавите нет такого количества букв. Значит, «туземное» (а следовательно, и «священное») письмо передает понятия, а не звуки речи. И лишь в виде исключения чужеземные имена, например греческие, могли писаться иероглифами, передающими звуки. Томас Юнг правильно определил смысл более 70 групп и отдельных иероглифов, сумел верно найти звуковое значение 5 «алфавитных» иероглифов (получив их в результате анализа имен Птоломея и царицы Береники). Но он не сумел сделать главного — раскрыть систему письма. Удалось это сделать гениальному французскому ученому Жану Франсуа Шампольону. …И камни заговорили!Юнг был неплохим лингвистом. Но по сравнению с Шампольоном, знавшим коптский язык как свой родной французский, он был, конечно, дилетантом. Юнг не испытывал интереса к культуре «столь глупого и легкомысленного народа», как называл он древних египтян. Шампольон уже в 17 лет написал книгу «Египет при фараонах», доставившую ему звание академика. Юнг считал, что письмо египтян не передает звуковую речь, тем самым следуя двухтысячелетней традиции, идущей от античных авторов. Шампольон смело порвал с этой традицией, и его новаторство принесло заслуженный успех. Иероглифическое письмо передаст звуковую речь, а не «понятия», которые можно толковать на каком угодно языке. Таков был первый вывод Шампольона. Существуют три типа знаков: знаки-определители, которые не читаются, а только указывают на смысл слова (например, чтобы не спутать название «лев» от собственного имени «Лев», рядом с названием царя зверей ставится рисунок-знак, изображающий льва и т. п.); алфавитные знаки, передающие звуки языка; в, наконец, «корневые» знаки, передающие отдельные корни слов и даже целые слова. На этих «трех китах» стоит система письма древних египтян. На этих же «китах» стоят и все другие иероглифические письменности мира, как это показал ход дешифровок за истекшие полтора столетия со времени открытия Шампольона. «Рамзес» и «Тутмос» (имена двух легендарных фараонов) были первыми египетскими словами, прочтенными Шампольоном. От разбора имен он переходит затем к разбору других слов и даже предложений и коротких текстов. В Италии, в городе Турине, он разбирает ящик с мелкими обрывками папируса, «полный ящик негодного хлама», как сказали ему сотрудники музея. Но этот «хлам» оказался полным списком всех древних царей Египта с указанием срока царствования — бесценный документ, проливающий свет на загадку страны пирамид! В 1828 г. во главе научной экспедиции Шампольон выезжает в Египет и вскоре «целует египетскую землю, ступив на нее в первый раз после стольких лет нетерпеливого ожидания». Полтора года продолжается работа экспедиции. «Египет пройден шаг за шагом, и я останавливался всюду, где только время сохранило какие-либо остатки античного блеска; каждый памятник был предметом специального исследования; я попросил зарисовать все барельефы и скопировать все надписи, которые могли пролить свет на первоначальное состояние народа, имя которого связано с древнейшими литературными преданиями, — подводит итог своей экспедиции Шампольон. — Материалы, которые я собрал, превзошли мои ожидания. Мои портфели хранят в себе величайшие сокровища, и я считаю себя вправе сказать, что история Египта, его религии и созданного им искусства станет нам известна и будет правильно оценена только после опубликования рисунков, явившихся плодом моего путешествия». Но силы и здоровье Шампольона были подорваны долгими годами нужды и лишений. Вскоре после возвращения из Египта этот блестящий ученый, смелый новатор, сумевший рассеять туман мистицизма, который веками скрывал удивительную историю Древнего Египта, умирает. Древнее — Среднее — Новое царства27 сентября 1822 г., день, когда Франсуа Шампольон на заседании Парижской академии сделал доклад о дешифровке египетских иероглифов, считается днем рождения новой науки — египтологии. Но Шампольон изучал не только одни иероглифы. Многие памятники древней культуры были красочно и живо описаны им в «Письмах из Египта и Нубии». Однако красочность и живость изложения отнюдь не главное достоинство научного исследования. Лингвистические работы Шампольона не потеряли своего значения и по сей день, чего нельзя сказать о его археологических изысканиях, страдавших поверхностностью. Основы археологии Египта заложил не француз Шампольон, а немецкий ученый Лепсиус, в течение многих лет детально, скрупулезно исследовавший памятники страны пирамид, не приходя в наивный восторг от находок, не делая различия между каменным колоссом и крохотной статуэткой. Шаг за шагом продвигается экспедиция Лепсиуса, и каждый шаг влечет за собой новые открытия. Только вблизи одного города — Мемфиса он открывает и исследует 67 пирамид фараонов и около 130 гробниц сановников и вельмож! Лепсиус первым из египтологов дал четкое деление многовековой истории Египта на три периода: Древнее, Среднее и Новое царства. Древнее царство началось с объединения отдельных провинций-номов под властью фараона Менеса и кончилось смутами и распадом единого государства на отдельные враждующие между собой части. После двухсот лет смут и распрей эти части вновь объединяются под одним началом; это делает правитель города Фив Ментухотеп. Но страна еще не умиротворена. И только фараон Аменемхет I «восстановил то, что им было найдено пришедшим в упадок, то, что один город отнял у другого», свидетельствует надпись этого времени, названного Средним царством. В эпоху Среднего царства сооружается знаменитый лабиринт — низкое здание, площадь которого занимала более 70 000 квадратных метров. («Я видел его и нашел, что оно выше всякого описания, — сообщает Геродот. — Лабиринт превосходит самые пирамиды».) В Египте развиваются литература, математика, медицина — время Среднего царства считается классической эпохой культуры и процветания. Но оно же и классическая эпоха гнета и самой безжалостной эксплуатации народа. «Выходит человек из утробы матери своей, и тотчас коленопреклонен он перед начальником своим. Ребенок — прислужник у воина, юноша служит стрельцом, старик отдан в земледельцы, мужчина же — в воины. Хромой отдан в привратники, слепой — в кормящего скот, — говорят древние папирусы. — Работы разные перед тобой. Проводит день прачечник в хождении вверх от воды и вниз к воде. Все его тело ослабло от побелки одежды соседей его каждый день и от стирки белья их. Горшечник вымаран в земле. Руки и ноги его полны глины, и подобен он тому, кто застрял в трясине… Плотник, который работает в судостроительной мастерской, переносит лес и складывает его. Если он выдает свою работу за вчерашний день сегодня, горе телу его!.. А надомник работает в поле. Тяжелее это всякой работы». Начинаются восстания угнетенных, дворцовые смуты, отделение провинций-номов от власти фараона. Воинственные племена кочевников-гиксосов захватывают дельту Нила. Растут произвол и беззаконие. «Князья управляют, а дела творятся как не должно. День начинается с неправды. Гибнет страна, и никто о ней не заботится», — горько сетует скромный жрец богини Бает, оплакивая судьбу своей родины. И снова город Фивы объединяет пришедшую в упадок страну. Начинается эпоха Нового царства. Фивы обрастают грандиозными дворцами и храмами, самые знаменитые из которых — Карнакский и Луксорский. Египетские фараоны Рамзес Великий и Тутмос III предпринимают походы в Нубию, Сирию и Палестину. Египет становится мировой державой… а затем приходит конец, закономерный и неизбежный для любого рабовладельческого государства: смуты, междоусобная борьба, иноземное завоевание. Эфиопия, Ассирия, Персия правят покоренной страной. Но у историков оставалось немало вопросов. И относились они прежде всего к началу цивилизации Египта. Когда произошло объединение отдельных провинций-номов в единое государство, когда на берегах Нила зародилась самобытная цивилизация и почему? Какой народ был ее создателем? В поисках истоков«Героический период египтологии» — так можно назвать работы археологов XIX в. Вслед за открытиями Лепсиуса следует блестящая серия находок археолога-самоучки Мариетта. Аллея сфинксов, ведущая к месту погребения священных быков Аписов, и 64 гробницы этих обожествленных животных; храм из красного гранита и прозрачного алебастра, таившийся у подножия сфинксов и хранивший семь статуй сына Хеопса фараона Хефрена; 300 гробниц вельмож Древнего царства, 15 000 надписей в древнем Абидосе — вот далеко не полный перечень сенсационных открытий Мариетта. А его ученик Гастон Масперо сумел обнаружить (призвав в помощь помимо методов археологических исследований еще и приемы «сыскной» работы!) погребальный инвентарь и мумии 30 фараонов, в том числе Рамзеса Великого и Тутмоса III. В 1887 г. были обнаружены ящики с текстами эпохи фараона Эхнатона — «отступника», вступившего в борьбу со жрецами и заменившего древний пантеон богов поклонением солнечному диску. Началось изучение этих бесценных документов Древнего Египта, которое продолжается и по сей день и открывает все новые страницы из жизни людей, умерших тысячи лет назад. Лорд Карнарвон и Говард Картер открыли в 1923 г. гробницу фараона Тутанхамона и обнаружили самый большой «золотой клад» из всех известных до сих пор. В сентябре 1951 г. египетский ученый Гонейм обнаруживает недостроенную пирамиду, которая по замыслу ее создателей должна была стать крупнейшей из ступенчатых пирамид Древнего царства. Совсем недавно в печати появилось сообщение о нахождении большого числа захоронений, среди которых, возможно, находится могила легендарного «отца медицины» Эскулапа — египетского жреца Имхотепа (Эскулап — греческая транскрипция его имени). Но и в разгар «героического периода египтологии» археологи уделяли, разумеется, самое пристальное внимание не только гигантским пирамидам, храмам и гробницам, но и на первый взгляд совсем незначительным находкам — обломкам глиняной посуды, орудиям ремесла, сельскохозяйственным орудиям. И эти скромные предметы, как оказалось, могут служить иногда более ценным и объективным свидетельством, чем громкие надписи фараонов и царей на стенах их гробниц, и могут пролить свет на давние вопросы об истоках и древности египетской цивилизации. Так какова же степень ее древности? Папирус, найденный Шампольоном в Турине, приводит следующую дату: около 9850 г. до н. э. Следуя тому же Туринскому папирусу, Шампольон установил, что объединение Египта под властью царя Менеса произошло около 8000 лет назад, в 5867 г. до н. э. Числа поистине подавляющие! История других цивилизации, в том числе и европейской, показалась коротеньким отрезком времени по сравнению с этой глыбой веков. Работы археологов, анализ керамики и других предметов труда и быта показали, что цифры эти завышены. На самом деле возраст египетской цивилизации равен не десяти тысячам, а примерно пяти-шести тысячам лет. Объединение Египта под властью Менеса произошло около III тысячелетия до н. э. Но и эта дата делает Египет одним из древнейших государств на нашей планете. Азиаты или африканцы?А кем были люди, создавшие цивилизацию долины Нила? Споры об этом не утихают и по сей день. Причина же дискуссии заключается в следующем. В те отдаленные времена, когда зарождалась египетская культура, система иероглифики, передающей звуковую речь, только начала складываться. Письменных источников той эпохи, таким образом, до нас дойти не могло, как же судить о языке и расовой принадлежности (которые к тому же не обязательно связаны друг с другом) жителей долины Нила? Только данные материальной культуры и измерения антропологов могут указать нам, какой народ заложил основы цивилизации Египта. Но тут-то и начинаются споры специалистов. Вблизи современной деревушки Таса в Среднем Египте археологи нашли следы древнейшего поселения в долине Нила. Раскопки возле деревни Бадари в Верхнем Египте обнаружили более высокую (и более позднюю) культуру. По всем данным археологической науки, она прямой наследник культуры Таса. Но измерение костных останков тасийцев и бадарийцев показало, что они отличаются друг от друга! Тасийцы — это приземистые, широколицые и длинноголовые люди. А бадарийцы были выше ростом, отличались стройным и не очень крепким сложением; измерение их черепов показало, что они имеют сходство лишь с черепами дравидов (Южная Индия) и веддов (Цейлон)! Наследники же бадарийской культуры — амратийцы, как пишет известный археолог Гордон Чайльд, успели уже утратить те слабые черты негроидности, которые можно наблюдать по некоторым бадарийским скелетам. Они были приблизительно 157—158-сантиметрового роста и ладного, не очень плотного сложения, имели небольшой вытянутый череп, тонкие черты лица и прямые волосы. Почти полное соответствие этому физическому типу можно встретить и сейчас среди представителей современного племени беджа, живущего в Восточном Судане. Наконец, что вовсе запутало вопрос, в некоторых из древнейших поселений долины Нила были обнаружены черепа, сходные с черепами жителей Средиземноморья и Передней Азии. В то время как археологические находки связывали воедино различные стоянки людей каменного века, измерения антропологов показывали, что в создании древнеегипетской цивилизации принимали участие различные народы и расы! Сторонники идей диффузии и заимствования находили легкий путь решения проблемы: бадарийцы, говорили они, переняли опыт выращивания злаковых культур (пшеницы и ячменя), разведения домашнего скота и выплавки металлов от стран Передней Азии и принесли эти знания в долину Нила. Вся дальнейшая культура Египта до фараонов также объяснялась внешним влиянием. Так, первоначально объявив Египет колыбелью человеческой культуры, диффузионисты потом стали начисто отрицать за обитателями долины Нила какие-либо самостоятельные достижения! Сложной и во многом еще не решенной проблеме рождения египетской цивилизации посвятила свое исследование «Египет до фараонов» советский египтолог X. Я Кинк (книга вышла в 1964 г. в издательстве «Наука»). Тщательно проанализировав памятники материальной культуры додинастического Египта, Кинк пришла к выводу, что теории, которые объясняют все дело миграцией и диффузией (они и поныне существуют среди современных западных исследователей), лишь углубили ошибки в изучении истории этой древнейшей культуры. В монографии советского египтолога было показано, что египетская цивилизация развивалась самобытно: Древний Египет до фараонов не ощущал сильного культурного влияния «со стороны». Своеобразие материальной культуры до династического Египта, многообразие форм орудий и прочих изделий, вообще весь технический прогресс, который наблюдается на протяжении додинастического времени, обусловлен уровнем развития производительных сил древнейшего Египта, а не связями его с окружающими странами и тем более не недоказуемым завоеванием Египта пришельцами извне. Таков вывод советского египтолога. Цивилизация Египта — результат развития культур нового каменного века на территории Северной Африки. Культуры эти создавались различными народами Черного материка, людьми, принадлежавшими к различным антропологическим типам. Кстати говоря, в решении этой сложной проблемы в последние годы начинают принимать участие… электронные вычислительные машины! Данные измерения скелетов, найденных при археологических раскопках, заносятся на перфокарты. Число различных сочетаний, характеризующих ту или иную этническую группу, достигает 52 тысяч. «Картотека» этих сочетаний хранится в электронной «памяти» машины. Теперь при находке нового скелета исследователю достаточно точно измерить его, ввести данные измерений в машину и получить ответ, к какому этническому типу относится человек. Решение «египетской проблемы» за последние годы продвинулось вперед благодаря работам многих лингвистов — француза М. Коэна, американца Дж. Гринберга, итальянца Дж. Кастеллино, советских ученых Д. А. Ольдерогге и И. М. Дьяконова. Мы уже говорили, что письменные документы, повествующие о древнейших временах в истории египетской культуры, до нас не дошли. Однако данные самого языка, неплохо изученного лингвистами, и сравнение его с родственными языками позволяют сделать ряд интересных и важных выводов относительно того далекого времени, когда складывался египетский язык- и египетская народность. Многие слова древних египтян родственны словам семитских языков (арабского, древнееврейского, финикийского и др.). Первоначально пытались объяснить этот факт влиянием древних семитических народов (в их числе были и вавилоняне, и ассирийцы) на культуры Египта. Однако совпадения относились к словам, которые входили в основной фонд языка и никак не могли заимствоваться. Например, такие, как «мужчина», «губа», «сердце», «вода», «плод», и многие другие. А это значит, что в какие-то отдаленнейшие времена и древние египтяне, и древние семиты имели общий «язык-основу», «язык-отец». Родственными с египетским оказались и ливийско-берберские языки, в которые входят как живущие и поныне туарегский, кабильский и ряд других языков и диалектов Северной Африки, так и вымершие языки нумидийцев и жителей Канарских островов — гуанчей. И семитские, и древнеегипетский, и ливийско-берберские языки восходят к одному языку или группе родственных диалектов. Последние исследования показали, что к общему «языку-основе» восходят еще две семьи языков: кушитская (включающая многочисленные языки, диалекты и наречия Сомали, Эфиопии, Судана, Кении, а возможно, и некоторые языки Танзании) и чадская, состоящая почти из 100 различных языков и диалектов Нигерии, Республики Нигер, Республики Чад; важнейшим из этой группы является язык хауса: на нем говорит более 15 миллионов человек. Работы профессора Ольдерогге показали, что родиной египетского, семитских, берберо-ливийских, кушитских и чадских языков является Северная Африка. По всей вероятности, народы, говорящие на «языке-отце», занимали территорию Сахары несколько тысяч лет назад, когда эта территория еще не была пустыней. По крайней мере восемь тысяч лет назад, а может быть и раньше, их общий язык разделился на две ветви — северную и южную. Раньше всего от южной ветви отделился язык, распавшийся затем на многочисленные чадские языки. Затем только после этого от северной ветви отделился египетский язык. В работах многих диффузионистов не раз подчеркивалось, что в создании египетской культуры решающую роль сыграли семитические народы, пришедшие с востока, со стороны Двуречья. Однако в свете данных лингвистики получается, что племена семитов двигались не из Азии в Африку, а из Африки в Азию! Носители прасемитского языка еще находились на территории Сахары, когда египетский язык отделился от «языка-основы»; где-то в начале или середине V тысячелетия до н. э. они (очевидно, в связи с высыханием Сахары и гибелью пастбищ) пересекли долину Нила, уже заселенную носителями египетского языка, и заселили Аравийский полуостров, откуда несколько позже двинулись на территории Палестины и Двуречья (причины их миграции из Аравии были, по-видимому, те же — оскудение пастбищ). Рождение государстваВосемь тысяч лет назад на территории Африки кочевали племена, жившие в каменном веке. От кочевого образа жизни ряд племен стал переходить к оседлому — в дельте Нила начало зарождаться земледелие. Семь тысяч лет назад жители одного из древнейших поселений вблизи Файюма уже сеяли полбу, ячмень и лен и пользовались деревянными серпами для сбора урожая. Немного позже они начинают сеять пшеницу, ставшую затем главным богатством Древнего Египта, и совершенствуют технику орошения полей. Появляются развитое гончарное производство, ткачество, обработка кожи. Ремесло и земледелие отделяются друг от друга. Создаются запасы пищи, о которых не могли мечтать постоянно голодавшие предки. Эти запасы становятся настолько велики, что за 1 грамм серебра в Древнем Египте можно было купить около центнера зерна! Накапливаются продукты ремесла, и накопления принадлежат не всей общине, а отдельным старейшинам и вождям. Появляется частная собственность, и не только на вещи, но и на людей. Разве можно было раньше кормить пленников, когда и самому не хватало еды? Теперь положение меняется: пленников, которых прежде «за ненадобностью» убивали, теперь превращают в рабов. «Живой убитый» — так называют военнопленных в Древнем Египте. Начинают налаживаться торговые связи с далекими землями — Передней Азией, Синайским полуостровом, островами Эгейского моря и, наконец, с Шумером, где в долине рек Тигра и Евфрата происходят сходные процессы распада первобытнообщинного строя и зарождения классов и государства. На смену каменным орудиям приходят медные долота, боевые топоры, бритвы и другие предметы. Из стеблей папируса строятся лодки. Некоторые селения начинают специализироваться на изготовлении только одного вида продукции, и этот вид идет всецело «на экспорт», для обмена. В долине Нила возникают первые небольшие государства, первоначально их число не превышало сорока. Начинается междоусобная борьба между этими государствами («номами»), которая привела к разделению Египта на два больших государства — Южное (в Верхнем Египте), и Северное (в дельте Нила). Это произошло на рубеже IV и Ш тысячелетий до н. э. Оставалось сделать последний шаг: объединить весь Египет под единой властью. Это и было сделано после кровопролитных сражений во времена легендарного фараона, по имени Менес, пятьдесят веков тому назад. Процесс объединения Египта продолжался не один десяток и даже не сотню лет, сопровождаясь кровопролитными войнами. И когда он завершился, страна закончила свой поистине удивительный скачок от века камня к веку металла. Начало и конец Древнего царстваДревнеегипетское общество прошло долгий путь, прежде чем разделилось на класс имущих и класс неимущих. Теперь это деление становится необычайно контрастным. Кичливые фараоны воздвигают себе гигантские, необыкновенно пышные гробницы. Вначале воздвигаются ступенчатые пирамиды. Фараон Джосер воздвигает сооружение, шестью уступами уходящее на 60-метровую высоту. Еще более величественные пирамиды, но уже четырехгранные, строят фараоны Хуфу (Хеопс) и Хафра (Хефрена). Из огромной скалы по приказу Хафра высекается фигура сфинкса, и по сей день удивляющая своими гигантскими размерами: 20 метров в высоту и почти 60 в длину. Лик сфинкса — лицо фараона Хефрена — должно внушать всем жителям страны Нила мысль о вечности, непоколебимости и сверхчеловеческой мощи правителя. Вместе с монументальной архитектурой рождается монументальная скульптура, появляются реалистический скульптурный портрет, рельефы и фресковая живопись, и по сей день продолжающие волновать и удивлять любителей искусства. Но кроме эстетической ценности они имеют не меньшую историческую ценность. Каторжный труд народа и увеселения праздной знати, пахота, молотьба, рыбная ловля, охота, ремесленное производство, пляски танцовщиц, перегонка стада, войны фараона, приготовление пива — словно в кинематографе проходят перед нами сцены из жизни Древнего Египта. Об этой жизни рассказывают и письменные источники. И если когда-то египетские иероглифы были символом тайны, то для современного историка не только их смысл, но и сама внешняя форма могут служить отличным источником для реконструкции далекого прошлого. Например, иероглиф, обозначающий землю, изображает длинную и узкую полоску; это говорит о том, что древние египтяне представляли весь мир в виде длинной и узкой долины наподобие их родины, долины Нила. После слова «хут» (плыть сверх по реке) египтяне рисовали иероглиф, изображавший корабль под парусами. А после слова «хд» (плыть вниз по реке) ставился иероглиф, изображавший весельное судно. Таким образом, мы можем по внешнему виду знаков судить о навигации древних египтян. Одно время считалось, что египтяне создали свою иероглифику за очень короткий период времени, «сразу» («панвавилонисты» утверждали, что жители долины Нила заимствовали ее от древних жителей Двуречья, а атлантологи сочли родиной иероглифического письма, равно как и алфавитного, платоновскую Атлантиду). Но когда были открыты замечательные наскальные изображения на юге Египта, когда были найдены древнейшие рельефные изображения, исследователи смогли проследить все главные этапы развития египетской иероглифики. Вначале «рисуночное письмо», пиктография, знаки которого передают общие понятия, которые можно «толковать» на любом языке и любыми языковыми единицами — корнями слов, словами и целыми предложениями. Затем появляются первые попытки передать звуковую речь (так внутри зубчатых овалов, символизирующих крепости, появляются иероглифы, которые должны передать названия этих крепостей, наподобие того как это делалось и в письменах астеков в Мексике). И наконец складывается иероглифическая система письма. Рождение письма — закономерный и неизбежный процесс. Все племена, жившие первобытнообщинным строем, имели «рисуночное письмо», или пиктографию. И там, где распадался этот строй, где рождалось государство, из пиктографии вырастало иероглифическое письмо, знаки которого передают не только общие идеи и понятия, но и звуковую речь. Египет не исключение, а скорее классический пример такого преобразования «первобытной» пиктографии в «классовую» иероглифику. (Кстати, в рисунках иероглифов, как и в наскальных росписях Египта, отражены флора и фауна долины Нила, что лишний раз говорит об их местном происхождении.) Иероглифические надписи обнаружены на стенах пирамид и на каменных саркофагах, на стенах храмов и на папирусах. Это заупокойные молитвы и гимны богам, исторические хроники и бытовые рассказы, послужные списки и посмертные завещания. В нашей стране хранится один из самых интереснейших текстов той поры — поучение фараона своему сыну. Фараон гордится тем, что ему удалось распространить свою власть на запад и восток вплоть до азиатской границы. С людьми юга он в мире, нашествие кочевников-азиатов он отразил. «Азиаты презренны, — поучает он сына, — трудна местность, где они живут; печальна из-за воды, недоступна из-за деревьев; пути затруднены горами. Азиат не сидит на месте, но вечно бродит; он воюет… не побеждая и не будучи побежден». Фараон советует наследнику быть всегда в боевой готовности, заботиться о благах воинов. Но особенную заботу он советует проявлять по отношению к вельможам, ибо «велик великий» тогда, когда его приближенные велики. И вслед за этим поучение о том, что не следует отдавать предпочтение «сыну особы» из-за его знатного происхождения перед простолюдином, людей нужно ценить по их способностям. «Твори правду и ты преуспеешь на земле. Успокой плачущего, не утесняй вдовы, не сгоняй человека с достояния отца его, не казни без нужды… Возлюби деятельную жизнь: жизнь на земле скоропреходяща; блажен оставивший о себе память». Но видно, фараоны плохо выполняли эти разумные заветы: смуты вассалов, натиск воинственных племен и, главное, восстания угнетенных низов, истощенных бременем непосильных работ и налогов, — все это привело к гибели древнего египетского государства. Страна распадается на отдельные области. Только через два столетия правители города Фивы вновь объединяют Египет под одной властью — начинается эпоха Среднего царства. Учители греков, иудеев, римлян…Римская культура — колыбель европейской. Учителями римлян были древние греки. И когда древние памятники Египта начали говорить, стало очевидно, что огромным большинством своих достижений греческая культура обязана людям страны пирамид. «Именно в этой стране мы должны искать истоки цивилизации Греции и ее искусства, а следовательно, и истоки нашей современной цивилизации», — писал Шампольон. Египетские сказки сыграли огромную роль в мировой литературе: «факт их наибольшей древности бесспорен, и распространение путем устной передачи не вызывает сомнений», свидетельствует крупнейший знаток литературы Древнего Египта, замечательный русский ученый Тураев. Благодаря этой устной традиции многие античные авторы, не зная египетского языка, тем не менее находились под сильным влиянием литературы Древнего Египта. Плутарх и Сенека, Гомер и Эсхил и многие другие прославленные авторы черпали из этой сокровищницы. Через греческую литературу египетские сюжеты проникли даже в литературу средневековой Европы. Впрочем, «посредником» здесь скорее служила священная книга христиан и иудеев — Библия. Ибо в ней мы находим следы явного влияния древнего Египта. Изучение Библии показывает, что ее авторы хорошо знали древнеегипетскую литературу. Даже в лексике Библии можно обнаружить заимствования из языка Египта. Имеются и прямые аналогии: «Дай уши твои, внимай словам, сказанным мной, обрати сердце свое к пониманию их», — говорит египетский фараон Аменемоп своему сыну в «Поучениях Аменемопа». «Приклони ухо свое, и внимай словам моим, и обрати сердце свое к пониманию их», — говорит мудрый царь Соломон своему сыну в библейской книге «Притчи Соломоновы». Благодаря счастливой случайности до нас дошел замечательный памятник египетской богословской мысли. Около 720 г. до н. э. жрецы главного храма бога-созидателя Птаха обратились с просьбой к фараону Шабаке увековечить в камне древнейший текст, который вот уже две тысячи лет хранился в виде папируса. Две тысячи лет — срок немалый, и поэтому «произведение предков» было порядком изъедено червями. Фараон удовлетворил просьбу жрецов и на черном граните повелел высечь древний текст. Правда, спасти его полностью так и не удалось: сильно пострадало начало текста, да и в середине встречались значительные пробелы. Кроме того, уже спустя много лет, когда египетская цивилизация и религия отошли в прошлое, камень с древним текстом был превращен жителями Мемфиса в мельничный жернов. Естественно, это привело к гибели новых строк. В 1805 г. камень попал в Британский музей. Но лишь через несколько десятилетий на него обратили внимание квалифицированные египтологи. С большим трудом им удалось перевести текст, написанный трудным, архаичным языком. Уникальный, древнейший памятник богословия возводил все сущее, и всех могучих богов Египта в том числе, к единому богу Птаху. «Величайший Птах» сотворил и богов, и людей, и червей и все, что есть в мире. Причем сделал это способом, удивительно похожим на библейский. «Все сущее получило бытие сначала в сердце» (то есть в мысли высшего божества, говорит древний трактат), а «язык», то есть слово, вызвало это сущее к жизни. Разве не похоже это на учение о Слове-Творце в первой главе библейской «Книги бытия»? А слова «Евангелия от Иоанна»: «Вначале было слово, и слово было у бога, и слово было бог. Оно было вначале у бога. Все через него начало быть, что начало быть» — являются едва ли не дословным повторением мемфисского трактата, хотя их разделяет пропасть времени в 30–35 веков! Параллели евангельским текстам можно найти и в других текстах Древнего Египта. Известное изречение Иисуса: «Взявшие меч от меча и погибнут», приводимое в «Евангелии от Матфея», принадлежит не Христу, а фараону Петубасту, изрекшему: «Кто точит меч, в шею того он и вонзится». Особенно сильно сказывается египетское влияние на тексте «Евангелия от Луки». Евангельская притча о бедняке Лазаре в основе своей имеет египетскую сказку о Сатни-Хаэмуасе. И евангельский и древнеегипетский тексты повествуют о бедняке, несправедливо страдавшем в этом мире и получившем все блага в мире ином. Богач же, пировавший и обманывавший людей во время своего земного существования, получает заслуженное наказание на том свете, в царстве мертвых. В той же египетской сказке о Сатни-Хаэмуасе мы находим перекличку с легендой о малолетнем мудреце Христе, которую излагают Евангелия от Луки и Фомы. Иисус, когда ему было 12 лет, пришел со своими родителями в Иерусалим на празднование пасхи и потерялся в незнакомом большом городе. «Через три дня нашли его в храме сидящим среди учителей, слушающим их и спрашивающим их; все слушающие его дивились разуму и ответам его», — читаем мы в Евангелии от Луки. А вот что говорит египетская сказка о малолетнем сыне Сатни-Хаэмуасе, по имени Са-Осирис: «Когда Са-Осирис подрос и окреп, его отдали в школу. Но прошло немного времени, и он стал знать больше, чем тот жрец, который его учил. Маленький Са-Осирис начал тогда читать заклинания вместе с писцами дома жизни при храме бога Птаха, и все, кто слышал его, бывали поражены». Образ взрослого Христа, страдающего бога-искупителя, также возник под несомненным влиянием Египта. Осирис-Христос и Мадонна-ИсидаОсирис, согласно древнейшим египетским мифам, был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Он был царем Египта, научившим людей земледелию и садоводству. Злой бог Сет, брат Осириса, предательски умертвил бога-царя и захватил его трон. Жена Осириса, богиня Исида, нашла тело своего мужа и стала оплакивать его. Осирис чудесным образом воскрес, но не пожелал оставаться на этом свете и отправился в подземное царство мертвых, чтобы быть там царем и вершителем судеб умерших. Более пяти тысяч лет назад был создан в долине Нила миф о боге, страждущем и умирающем подобно человеку; о боге, в смерти своей над смертью восторжествовавшем и ожившем вновь; о боге, который после своего чудесного воскресения стал повелителем «царства мертвых», властелином «того света». Культ Осириса был близок и понятен простому народу Египта. В нем находил он утешение; в Осирисе, познавшем зло и скорбь жизни, прошедшем сквозь муку смерти, видел он своего защитника и покровителя. Христианство распространялось в Римской империи первоначально среди рабов и бедноты: их привлекал «демократизм» учения Христа, обещание личного спасения, проповедь воскрешения и блаженной жизни после смерти в этом мире. Эти черты христианской религии имеют египетские корни. Глубокая связь мифа о Христе с древнеегипетским мифом об Осирисе появляется во многих обрядах церковных таинств, особенно в таком значительном, как весенний праздник воскресения Христова — пасха. Совершая мистерии в честь чудесного воскрешения Осириса, торжественное шествие египтян отправлялось к Нилу в поисках мертвого тела бога, убитого злобным братом. Естественно, тело Осириса не находили и это означало, что бог-человек воскрес. Крестный ход во время христианской пасхи, так же как в Египте десятки столетий назад, отправляется на поиски мертвого тела. И отсутствие этого тела, как и в мистерии Осириса, означает воскресение того, кто «смертью смерть попрал». Об этом чудесном воскрешении радостно извещает хор, возглашая: «Христос воскрес». В христианской религии отразились представления, связанные и с божественной супругой Осириса — Исидой. В египетской мифологии она предстает прежде всего как женщина-мать, бесконечно любящая своего чудесно рожденного сына Гора (найдя тело Осириса, превратившаяся в соколицу Исида опустилась на труп своего мужа и чудесным образом зачала от него сына Гора). Материнская любовь, чувство глубоко человеческое, понятное всем, олицетворением которого была Исида, сделало ее заступницей всех египетских матерей. Культ Исиды был необыкновенно популярен в народе, ее почитали повсеместно. В VI–V вв. до н. э. культ египетской богини-матери проникает в Грецию. В эллинских городах воздвигаются храмы Исиде. В 333 г. до н. э. египетским купцам было разрешено построить храм Исиды даже в Пирее, гавани Афин. Около II в. до н. э. через греческие колонии в Сицилии и Южной Италии культ Исиды проникает на территорию Римской республики. Храмы, часовни, святилища Исиды строятся и в самом Риме, и по всей Италии. Постепенно культ египетской богини-матери проникает в римские провинции. Развалины святилища Исиды были не так давно обнаружены на территории Венгрии. Богиня-мать была покровительницей селения Лютеция, ныне известного как великий и славный Париж. Даже после того как Франция приняла христианство, статуя богини Исиды, объявленной христианской святой, вплоть до 1514 г. (!) стояла на южной стене аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Таким образом, в центре Франции Исида на добрую тысячу лет пережила свою популярность на родине, ибо ее культ в Египте угас в V в. н. э. Образ Исиды был воспет и прославлен гениальным искусством Древнего Египта. Причем именно египетское искусство впервые в мире создало глубоко поэтичный символ материнства, изобразив женщину с ребенком на руках. В египетском искусстве Исида, как правило, предстает перед нами кормящей грудью своего сына Гора или держащей его на коленях. Нет ничего удивительного в том, что сложившийся в Египте идеал женщины-матери оказал огромное влияние на иконографию христианской девы Марии, которую обычно изображают с младенцем Христом на руках. В христианскую иконографию перешли и многие представления египтян о страшном суде. Осирис, так же как и Христос, после чудесного своего воскрешения не возвращается на землю людей, а уходит в мир иной, в царство мертвых. Там царь Осирис правит египетским раем — Полями Даров. В этом раю может воскреснуть каждый египтянин, воскреснуть для вечной жизни в стране, где нет ни бедных, ни богатых, где все равны и счастливы. Но для того чтобы попасть в землю обетованную, в поля блаженных, нужно иметь безгрешное сердце. Душа умершего человека обязана это доказать. Представление о суде царя мертвых Осириса оказало огромное влияние на христианское осмысление страшного суда. Так, для того чтобы узнать, грешно ли сердце человека, боги Анубис и Гор взвешивали сердце его на весах, стоящих в зале, где Осирис творил свой суд над душами. Известно, какое важное значение имели весы правосудия и христианском учении о загробной жизни. Но не только догматами, притчами, понятиями «рая», «ада», «воскрешения из мертвых» или «страшного суда» обязаны античность и средневековье Древнему Египту. В Египте были выращены такие культурные растения, как яблоня, гранат, маслина. Колыбелью зоологии, географии, физики и химии мы также должны считать страну пирамид. Даже в нашем современном языке науки можно обнаружить множество египетских слов. Например, оазис, Ливия, ибис, лев, папирус, фармакопея, натр. Слово «химия» также древнеегипетское, оно происходит от коптского названия Египта — «Хими». Платон и Демокрит, Архимед и Пифагор и многие другие философы и ученые античности черпали знания из произведений египетских жрецов. Математические папирусы заложили основы геометрии; греки продолжили и развили то, что было начато египетскими жрецами. Начала медицины и художественной литературы, алфавитное письмо и монументальная скульптура и многие другие достижения западноевропейской цивилизации нельзя рассматривать в отрыве от достижений египетской научной и художественной мысли. Тут-то мы и подошли к главному вопросу. Только ли культура античности и Западной Европы обязана столь многим цивилизации долины Нила? Быть может, древние египтяне повлияли и на другие народы и страны? Нельзя ли проследить их влияние по всему миру вплоть до острова Пасхи и Нового Света? Не является ли египетская цивилизация колыбелью человеческой цивилизации вообще, а религия Египта — матерью всех религий мира? Ведь древние жители долины Нила не ограничивались пределами своей страны и совершали поистине удивительные и далекие путешествия. Лунные горы и Южная ДугаОткуда берет свое начало одна из величайших рек Африки, «сердце Египта» — Нил? Этот вопрос волновал людей в течение тысяч лет. И лишь совсем недавно, в конце XIX в., европейские путешественники установили, что Нил берет начало в горах и великих озерах Центральной Африки. Но что поразительно: о существовании этих гор и озер древние географы знали почти за 2000 лет до наших современников. Около 60 г. н. э. римляне предприняли разведывательное путешествие вверх по течению Нила почти до самого экватора. От местных жителей или арабских торговцев древнегреческие и древнеримские географы получили сведения о покрытых снегом огромных горах в глубине тропической Африки. Эти горы получили поэтическое название: «Лунные». Однако и эти сведения римлян об истоках Нила не самые первые. Почти за 2000 лет до них Нильские болота были уже известны древним египтянам. Об этом убедительно говорит надпись фараона Рамзеса Великого: «Большой круг, море, южные области земли негров, простирающиеся так далеко, как болота, как границы тьмы, и даже вплоть до четырех столбов неба». Но и задолго до Рамзеса Великого египтяне проникали в сердце Африки, совершали не только сухопутные, но и морские путешествия. Древнейшую морскую экспедицию снарядила царица Хатшедсут за шесть столетий до новой эры; направлялась она в далекую страну Пунт, «обширную область, которую египтяне знали только понаслышке», как говорит надпись на стенах храма Дайр-эль-Бахри. «Нагружаются корабли до отказа чудесными произведениями страны Пунт, всевозможными прекрасными древесными материалами… грудами мирровой смолы и живыми мирровыми деревцами, черным деревом и настоящей слоновой костью, необработанным золотом из страны Аму… ароматной смолой, ладаном, черной краской для глаз, павианами, мартышками, борзыми собаками, шкурами леопардов и рабами вместе с детьми их». Страна Пунт находилась в Восточной Африке; вероятнее всего, это был берег Сомали. Но корабли отважных египетских мореходов продвигались гораздо дальше, вдоль «великой дуги» Африканского побережья, до тех пор, пока не обогнули весь континент! Это героическое путешествие было совершено в 596–594 гг. до н. э., то есть больше двух тысяч лет назад. Путешествие было настолько необычным, что даже в древности вызывало сомнение. Причем древние сомневались в той части рассказа, которая для нас является доказательством того, что путешествие на самом деле состоялось! Великий греческий историк и географ Геродот в одной из своих книг рассказал о смелом путешествии древних мореплавателей вокруг Африки. По приказу египетского фараона Нехо путешественники отправились в далекий путь по Красному морю, в через два года, обогнув Африканский континент, через Гибралтарский пролив и Средиземное море возвратились в Египет. Сам Геродот высказал сомнение в подлинности рассказа об этом путешествии. Ведь, по утверждению мореходов, во время плавания вокруг Африки они видели солнце не с левой, а с правой стороны! Все другие ученые древнего мира и средневековья также считали сообщение об этом великом плавании ложным: им казалось невероятным, что можно видеть солнце на северной части неба. Но когда европейцы попали в Южное полушарие, они смогли убедиться воочию в том, что там действительно солнце светит не слева, а справа. Значит, моряки говорили правду. Так «невероятное» сообщение получило доказательства своей истинности именно благодари своей «невероятности». Статуи, мумии, иероглифы, пирамидыИтак, египтяне и финикийские мореходы, состоявшие на службе у фараонов (именно они обогнули Африку по приказу Нехо), уже в глубочайшей древности совершали далекие странствия по суше и по морю. На Урале и в Южной Африке, на Украине и Западной Сибири, на Алтае и в Испании археологи находят египетские скульптуры. Быть может, именно египетская цивилизация послужила источником для древних культур Азии, Африки и Европы? И даже Америки и Океании? Жители древнего Перу, инки, поклонялись солнцу, своему верховному божеству. Главным богом Египта был Амон-Ра, великий бог-солнце. На языке жителей острова Пасхи солнце называется «раа» — удивительно похоже на древнеегипетское «ра». Солнцу поклонялись в Древней Индии и в Иране, в Риме и Мексике, Скандинавии и Двуречье. Не является ли эта религия солнца всеобщей, а ее колыбелью — страна пирамид? Защитники «солнечного мировоззрения» утверждали, что дело обстоит именно так. По мнению профессора Джорджа Эллиота Смита (правда, он был профессором медицины, специалистом по анатомии мозга, а не по древней истории), цивилизация на нашей планете родилась лишь однажды и в одном месте — в долине Нила, в Египте. А затем «дети солнца», в поисках золота и жемчуга отправившиеся в дальние путешествия, принесли высокую культуру в Двуречье и Индию, в Китай и Индонезию, на острова Тихого океана и в Америку. Гигантские пирамиды — это «чудо номер один» Древнего Египта. Но ведь и жители островов Океании, и народы Центральной и Южной Америки также воздвигали огромные пирамиды. Египтяне хоронили в пирамидах фараонов и знатных вельмож и жрецов. Древние перуанцы делали то же самое. И точно так же, как и в Египте, у них существовал обычай мумифицировать тела умерших! Этот же обычай существовал у жителей Канарских островов, гуанчей, равно как и у полинезийцев, живущих на другом конце света — на островах Тихого океана, и у индейцев майя в Центральной Америке. Иудеи и майя, шумеры и астеки, белокурые скандинавы и темнокожие дравиды — все они считали змею священным животным. А ведь культ змей занимал огромное место в религии египтян! Жрецы острова Пасхи и китайцы, майя и шумеры, жители древнейших городов Индии — Мохенджо-Даро, Харапны, Чаиху-Даро — и хетты, критяне и древние перуанцы — все они пользовались письмом, принципы которого сходны с египетской иероглификой. Причем ряд знаков письмен острова Пасхи, Египта, острова Крит во многом совпадает. Не является ли долина Нила родиной иероглифического письма? Быть может, именно здесь родилась идея письменности и отсюда разнеслась по всему миру «сынами солнца» — древними египтянами? Величественные колоссы Египта имеют сходство с каменными гигантами острова Пасхи, с монументами майя и других культурных народов Америки. В произведениях искусства многих древних цивилизаций можно найти общие черты. Облик египетских богов и их атрибуты сходны с обликом и атрибутами богов Старого и Нового Света. Казалось, правота Эллиота Смита и его сторонников не вызывает сомнений. Но там, где на неискушенный взгляд «все ясно», опытный исследователь находит факты, опровергающие эту «очевидность». Так было и с «панегипетской» теорией, объявившей Египет колыбелью всех цивилизаций и всех религий мира. Сходство, но неудивительноеСолнце приносит на землю свет и тепло; не мудрено, что почти все народы мира независимо от древних египтян почитали дневное светило могущественным божеством, дарующим людям жизнь и свет. Первобытный человек обожествлял и другие явления природы, и небесные тела: ветер и Луну, гром и звезды, планеты и стихийные бедствия. Когда начали складываться государства, боги, как и люди, стали различаться «по чину и по рангу»: одни попадали в разряд «низших» богов и божков, другие становились «верховными богами», во главе коих стоял «самый главный бог». В Египте и древнем Перу этим главнейшим богом стало солнце, в Греции — бог молнии Зевс, у хеттов — бог грома, у воинственных астеков в Мексике — бог войны, у земледельцев майя — бог дождя. Хотя божества солнца были у всех этих народов, им отводилась второстепенная, «подчиненная» роль. Так что нет никаких оснований приписывать египетскому влиянию обожествление Солнца в религиях различных стран и народов, ибо «прообразом» их служит настоящее солнце, а не египетский бог Солнца Амон-Ра. Пирамиды, гигантские статуи, культ змеи — все это также имеет естественное происхождение. При несовершенной технике архитектурного строительства в древности невозможно было возвести монументальное здание иной формы, чем пирамида. Сходство каменных гигантов, конечно, вызывается также общим целевым назначением монументального искусства. К тому же при внимательном анализе даже не специалист-искусствовед заметит разницу в стиле между монументами Египта, острова Пасхи, Индии, Южной и Центральной Америки. Культ змеи, так же как и культ других животных, — пережиток верований первобытного человека, который обожествлял не только стихии и явления природы, но и животных, казавшихся ему наделенными такой силой и быстротой, какая недоступна человеку. Иероглифы Египта имеют сходство со значками кохау ронго-ронго («говорящего дерева») острова Пасхи и с некоторыми другими знаками древних письмен. Но сходны они не потому, что египтяне научили письму другие народы: совпадают знаки, изображающие луну, солнце, человека, воду и прочие «универсалии», ведь иначе-то и не нарисуешь луну, как, в виде полумесяца (Древний Египет), или того же полумесяца, но горизонтального (древняя китайская иероглифика). Способы мумифицирования у египтян, инков, полинезийцев и других народов различны. И только одно первобытное племя на островах Торресова пролива, отделяющего Австралию от Новой Гвинеи, мумифицировало тела умерших тем же способом, что и древние египтяне. Но естественно, местные колдуны, жившие в каменном веке, придумали его сами, без помощи «сынов солнца». Окончательно «подвели черту» историки географии, доказавшие, что древние жители долины Нила не предпринимали океанских плаваний, они совершали свой путь, все время держась возле берега и не отваживаясь пускаться в неведомый путь в открытом море. Плавание древних мореходов было каботажным, и достичь берегов Океании, а тем более Америки они никак не могли. «Пирамидология»Примерно в одно время с теорией «панегиптизма» пришел конец другой, не менее романтической и не более обоснованной теории, предполагавшей необычайно высокие знания, которыми обладали слуги бога Тота — египетские жрецы. По словам античных авторов, египетские жрецы «обладали большими сведениями в науке о небесных явлениях, но это были люди скрытные и не склонные передавать свои знания другим»; и хотя античные мыслители пытались почерпнуть как можно больше из сокровищницы египетской мудрости, все же им пришлось с печалью констатировать, что «варвары скрыли большую часть своих знаний». Насколько же были велики эти «скрытые знания»? Утаить их от греков и римлян не представляло большого труда: люди античной культуры не умели читать иероглифы страны пирамид. Мы знаем, что именно из Египта узнали греки длину «истинного года» и некоторые из основ геометрии, переняли идею книгохранилищ, заимствовали через финикийцев алфавитное письмо и научились многому другому, что легло затем в основу западной цивилизации. Но огромная часть сведений умерла вместе с египетскими жрецами и осталась неизвестной миру… до тех пор, пока люди XIX века не смогли разгадать древние иероглифы. Так какие же сокровища тайной мудрости открылись глазам ученых? Увы, особенных тайн, которых ждали от иероглифов, египетские тексты не содержали. А может быть, мы просто толкуем их неправильно, решили некоторые исследователи. Может быть, нужно уметь «читать между строк», понимать слова и фразы не буквально, а иносказательно? Английский астроном Пиацци Смит целых два года прожил внутри пирамиды Хеопса, занимаясь ее измерением. Результатом этого поистине титанического труда явилась книга «Жизнь и работа в Большой пирамиде», положившая начало «пирамидологии». По мысли Смита, в размерах и расположении пирамид запечатлены необыкновенно высокие астрономические познания древних египтян (вплоть до точного определения расстояния от Земли до Солнца). Саркофаг из царского покоя был объявлен «отцом пирамидологии» ни много ни мало как единицей меры, используемой двумя «самыми просвещенными» нациями мира — Англией и Америкой (и к тому же не саркофагом, а всего-навсего «ларцом для зерна»), ибо размеры камней, из которых сложена пирамида Хеопса, были, по выкладкам Смита, кратны некоей величине, близкой английскому дюйму и окрещенной «пирамидным дюймом». Книга Смита породила массу продолжателей. Было заявлено, что пропорции храма царя Соломона, упоминавшегося в Библии, точь-в-точь совпадают с пропорциями пирамиды Хеопса и что вообще эта пирамида является «запечатленной на камне Библией»! Другие считали, что общий план пирамиды Хеопса, расположение залов, ходов, погребальных камер — это символ истории человечества. …и ее крахМанипуляции с числами с самого начала вызвали протесты египтологов. Да и математики подняли спой голос протеста, ведь измерения с точностью до сантиметра бессмысленны, когда обмеривается такой колосс, как пирамида Хеопса. Тем более что вершина ее разрушена, а облицовка не сохранилась. «Любая цифровая мистика, в основу которой положены измерения с точностью до сантиметра, с самого начала дискредитирует сама себя, — справедливо пишет немецкий писатель Керам, автор увлекательного «романа археологии», книги «Боги, гробницы, ученые». — Большинство вытекающих отсюда заключений основывается на ошибочных измерениях, на преувеличениях и беззастенчивом использовании тех возможностей, которые способно представить достаточно большое сооружение, если измерять его малыми мерами длины». В 1922 г. соотечественник Керама египтолог Борхардт, изучив пирамиду Хеопса более тщательно, чем Пиацци Смит, положил конец «пирамидологии», опубликовав книгу «Против цифровой мистики вокруг Большой пирамиды Гиза». Этот труд навсегда покончил с претензиями мистиков и фантазеров на «научность» своих выкладок. Точно так же обстояло дело и с другими попытками истолковать символы и аллегории египетских текстов, скрывающие якобы необычайно высокие знания египетских жрецов. А попытки эти были весьма любопытны. Изобретение пороха, многие достижения современной медицины, астрономии, биологии считались «тайным знанием» жрецов страны Нила. Некоторые авторы доходили до того, что приписывали египтянам знание древнейшей геологической истории нашей планеты на уровне современной науки! Естествен вопрос: откуда могли получить все эти сведения древние жители долины Нила, если сложение дробей было для них сложной задачей? Не выдерживали критики все другие рассуждения о «тайнах жрецов», об их высоких знаниях и развитой науке, доступной лишь посвященным. Жреческая каста была необычайно консервативна в Древнем Египте, а потому, как утверждал крупнейший русский египтолог Б. А. Тураев, она до самых последних времен переписывала старые медицинские рецепты, неточные, арифметические задачи, поверхностные и приблизительные геометрические выкладки. Ждать от египетских жрецов откровений и открытий, способных превзойти достижения современной научной мысли, — дело, конечно, романтичное, но, мягко говоря, безрезультатное. Люди Египта создали удивительное искусство, замечательную литературу, самобытную культуру. Они внесли ценнейший вклад в сокровищницу мировой культуры. И все же страна пирамид не была колыбелью человеческой цивилизации. Все попытки доказать обратное потерпели крах. Но на востоке, в долине рек Тигра и Евфрата, археологами была открыта культура, возраст которой, казалось, превосходил и возраст египетской, и возраст всех других цивилизаций нашей планеты. «История начинается в Двуречье» — этот лозунг прочно занимает место «панегиптизма». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|