|
||||
|
Глава 3. Новый подход к расшифровке зодиаков Египта3.1. Недостатки прежних расшифровок египетских зодиаковНезависимая астрономическая датировка египетских зодиаков осуществлялась до сих пор по следующей схеме. Сначала проводилось тщательное изучение символики данного зодиака с целью расшифровать его и выделить гороскоп. При этом, даже если и рассматривались различные варианты расшифровки, все же в итоге выбирался лишь один, лучший по мнению исследователя, вариант. Как правило, только этот вариант и брался в качестве исходных данных для астрономического датирования. Затем, на основе полученной расшифровки производился астрономический расчет. Если в итоге вычислений решение получалось единственным на всем историческом интервале, то датировка зодиака считалась однозначной. Если нет то делался вывод, что существует несколько возможных вариантов датировки. В последнем случае выбор окончательной датировки делался на основе других, как правило, не связанных с астрономическими расчетами соображений. Таким образом главной задачей исследователя было выделить «наилучшим образом» гороскоп из египетского зодиака и правильно его расшифровать. То есть – найти на зодиаке обозначения всех семи планет, включая Солнце и Луну и выяснить, – как именно на данном зодиаке расположены символы планет относительно символов созвездий. Это и давало искомый гороскоп. Напомним, что Солнце и Луна в старинной астрономии причислялись к планетам [27], с.40. Именно от решения этой задачи принципиально зависел окончательный результат астрономической датировки зодиака. После обнаружения всех планет, другие символы, присутствующие на египетском зодиаке, как правило, оставлялись без внимания. В лучшем случае им посвящалось несколько строк, в которых чаще всего их объявляли чем-то посторонним, далеким от астрономии. Как правило, этим «лишним» символам пытались придать расплывчатый, псевдо-религиозный смысл. Или же объявляли их «кометами». Так поступал и Н.А.Морозов, возможно следуя каким-то более ранним «наработкам» египтологов. Более поздние авторы, опиравшиеся на работы Морозова, в большинстве случаев вообще не обсуждали «внегороскопные» символы египетских зодиаков. Обычно они просто ссылались на мнение Морозова по поводу того или иного «лишнего» символа. Идея такого подхода в общем-то проста и понятна. В самом деле, если все планеты уже найдены на зодиаке, то гороскоп исчерпан. После этого, казалось бы, дополнительных астрономических символов на зодиаке «быть не должно». По крайней мере, не должно быть «лишних» планет. Как мы покажем, на самом деле это не так. Астрономическое содержание египетских зодиаков оказалось сложнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. В частности, астрономических символов на них изображено намного больше, чем предполагалось до сих пор. Как показали наши исследования, египетские зодиаки кроме основного гороскопа, поиском и расшифровкой которого ограничивались предыдущие исследования, содержат, как правило, еще несколько «частных» гороскопов. Которые, в отличие от основного гороскопа, являются не полными, а лишь частичными, и относятся к фиксированным датам того же года, что и основной гороскоп. Это обстоятельство ускользало до сих пор от внимания исследователей, вынуждая их придумывать различные искусственные объяснения для «лишних», по их мнению, планетных символов на египетских зодиаках, Которые на самом деле «лишними» отнюдь не являются. Оказалось, что многие символы египетских зодиаков, считавшиеся ранее «неастрономическими», – имеют на самом деле четкий астрономический смысл. Во многих случаях это предоставляет в наше распоряжение весьма существенные данные, дополняющие основной гороскоп египетского зодиака. Таких дополнительных данных, вместе с основным гороскопом, обычно бывает вполне достаточно, чтобы отбросить все лишние решения, возникающие при астрономической датировке этого гороскопа. Поясним, что лишние решения могут возникнуть как за счет многократного появления данного расположения планет на реальном небе в историческую эпоху, так и за счет неточностей в расшифровке гороскопа. Не имея дополнительной астрономической информации иногда просто невозможно отделить лишние решения от истинной даты. По крайней мере – на основе чисто астрономических соображений. Важно, что наличие на египетских зодиаках дополнительных, так сказать «проверочных», астрономических данных открывает перед нами новые возможности, которых были лишены предыдущие исследователи. Поскольку они, по сути дела, отбрасывали значительную часть астрономической символики египетских зодиаков. В числе появившихся теперь новых возможностей прежде всего надо отметить возможность рассматривать при датировке египетского зодиака сразу все допустимые варианты расшифровки гороскопа. Таким образом, теперь мы можем позволить себе вообще избавиться от рассуждений, – порой весьма спорных, – почему та или иная расшифровка гороскопа лучше других. Поясним эту мысль подробнее. Почему наличие дополнительной астрономической информации на зодиаках позволяет рассматривать не один, а сразу много вариантов расшифровки? И почему этого нельзя было сделать раньше? Потому что неопределенности и варианты в расшифровке гороскопа неизбежно приводят к множественности его астрономических решений на историческом интервале. Если при этом мы не располагаем никакой дополнительной информацией, мы будем просто не в состоянии отсеять лишние решения и выбрать из них правильное. Если же такая дополнительная информация у нас имеется, то мы можем использовать ее для отсева случайных решений основного гороскопа. В самом деле, поступим следующим образом. Сначала произведем астрономические расчеты для всех допустимых расшифровок зодиака. В итоге получится некий, скорее всего, достаточно большой набор различных решений-датировок. Затем – отсеем те даты из этого набора, которые не соответствуют имеющейся на зодиаке дополнительной информации. Как мы увидим далее, после этого, как правило, остается только одно, единственное решение. То есть – единственная возможная дата для данного египетского зодиака во всем историческом интервале. Лишь в тех случаях, когда дополнительной информации слишком мало или зодиак сильно поврежден, решение оказывается неединственным. Но таких случаев – очень мало. Подробнее о нашем новом подходе к датировке египетских пойдет речь ниже. В этом разделе на ряде примеров мы расскажем о том, как эти, не входящие в основной гороскоп, «лишние» символы египетских зодиаков объяснялись раньше. Понятно, что сталкиваясь с подобными символами, исследователи были вынуждены их как-то объяснять. Это приводило к различного рода натяжкам или умолчаниям. Суть которых становится ясна только теперь. В основном мы будем говорить здесь об исследованиях Н.А.Морозова, так как именно в его работах был дан самый подробный и лучший до последнего времени анализ символики египетских зодиаков. Отметим, что мнение Н.А.Морозова по поводу «внегороскопных» символов на египетских зодиаках до сих пор не подвергалось сомнению в работах по нескалигеровской хронологии. Однако теперь стало ясно, что здесь он допустил ряд существенных ошибок. Это никоим образом не бросает тень на качество анализа египетских зодиаков, данного Н.А.Морозовым. Им было высказано много ценных и глубоких идей по расшифровке египетской астрономической символики. Большинство его идей оказались правильными и мы будем ими пользоваться. Но вместе с тем, Н.А.Морозов не придал должного значения многим символам египетских зодиаков, не относящимся по его мнению, к зашифрованному в зодиаке гороскопу. Ошибочно считая, что эти символы не могут повлиять на результаты астрономического датирования. Возможно, это объясняется тем, что Морозов находился под влиянием уже разработанной к его времени общей схемы расшифровки египетских зодиаков. Поэтому его подход унаследовал некоторые недостатки этой схемы. Перед тем, как перейти примерам, сделаем общее замечание по поводу прошлых расшифровок египетских зодиаков. В том числе и морозовских. Оказывается, что почти во всех случаях, когда начинается разговор о неких «богах» или «богинях», якобы присутствующих на египетских зодиаках, мы сталкиваемся просто с результатом недопонимания египетской астрономической символики. Дело в следующем. Как уже было отмечено, при анализе египетских зодиаков в рамках классического подхода перед исследователями время от времени возникали «лишние» планетные символы. «Лишние», поскольку они уже были не нужны для гороскопа. Но зачем-то присутствовали на зодиаках, а значит их приходилось как-то объяснять. Один из наиболее простых способов такого объяснения – увидеть в «лишнем» символе какого-нибудь «древнеегипетского бога». И таким образом легко «закрыть вопрос». Еще один способ избавиться от «лишнего» планетного символа – объявить его не планетой, а кометой. То есть – тоже движущимся светилом, похожим в этом смысле на планету. Ведь комета, подобно планетам, движется среди звезд. Поэтому появление кометы «в обличьи планеты» на египетском зодиаке совсем не выглядит неправдоподобным. С другой стороны, кометы, за редким исключением, не поддаются астрономическому расчету. Поэтому доказать астрономически, что в древности или средневековье в том или ином году на небе не было видно кометы – невозможно. Например, заведомо нельзя рассчитать появления тех комет, которые сегодня неизвестны. Или же тех, которые уже не существуют, рассыпались, а раньше появлялись. Поэтому ясно, что за неимением лучшего, лишний планетный символ на египетском зодиаке всегда можно «списать» на комету. И Морозов довольно часто пользовался этим приемом. Однако, как будет показано ниже, ни на одном из известных нам египетских зодиаков комет нет. Во всяком случае, они не изображались на них теми же символами, что и планеты. Перейдем к конкретным примерам «лишней» символики египетских зодиаков и ее объяснения в работах Н.А.Морозова. В качестве первого примера рассмотрим дешифровку Круглого дендерского зодиака в работе Н.А.Морозова [4], том 6. «Лишних» планетных символов на этом зодиаке оказалось настолько много, что Н.А.Морозову пришлось предположить, что якобы «все планеты, кроме двуликого по природе Меркурия, указаны двумя изображениями в тех созвездиях, где они были» [4], том 6, с.659, 666. Из дальнейшего текста Н.А.Морозова видно, кстати, что он прекрасно понимал искусственность этого своего предположения о раздвоении планет на Круглом дендерском зодиаке. Так, он довольно смущенно приводит сразу несколько разных объяснений этого странного раздвоения, не встречающегося, кстати, ни на каких других египетских зодиаках. Причем сам же опровергает свои собственные объяснения одно за другим. рис.3.1 «Почему двумя? Повидимому для того, чтобы Зодиак не оставался неопределенным в случае порчи одной из фигур» – пишет Н.А.Морозов. Однако это объяснение плохое, так как согласно самому Морозову фигуры одной и той же планеты на Круглом зодиаке находятся иногда очень далеко друг от друга. Например, «двойники» Юпитера – разнесены вообще на целое созвездие, рис.3.1. Поэтому если одна из фигур случайно испортится, то другая «в одиночку» даст просто неправильное положение планеты. Какое же тут «повышение надежности»? Если бы и в самом деле планеты были раздвоены «для надежности», то, очевидно, «двойников» поместили бы по возможности поближе друг к другу. По крайней мере – в том же созвездии. Но на Круглом зодиаке это не так. Поэтому Н.А.Морозов тут же предлагает другое объяснение: «или же потому, что задние фигурки относятся к положению планет при начале этой скульптуры, а передние – к их положению при их окончании.» Но и это объяснение не проходит. Что тут же разъясняет сам Н.А.Морозов: «Однако допустить, что художник хотел показать их сдвижение во время лепки – трудно, оно было бы слишком велико для Юпитера и Сатурна и слишком мало для Венеры и Марса за то же самое число дней». В конце концов, Н.А.Морозову приходится закончить свою мысль весьма туманным рассуждением, что «оно (то есть разнесение „раздвоенных“ планет – Авт.) может быть отнесено ко времени начала и конца построения всего здания, едва ли менее нескольких лет» [4], том 6, с.666. Надо ли говорить, Н.А.Морозов не подтверждает никакими расчетами этого своего «окончательного объяснения». Что было бы естественно ожидать от него, если бы он оказался в данном случае прав. Кстати, как мы будем подробно обсуждать ниже, и как сам Н.А.Морозов четко объяснял в своем исследовании [4], том 6, двойными символами могли обозначать и действительно часто обозначали на египетских зодиаках только Венеру и Меркурия. Дело в том, что только эти две планеты – внутренние, видные с Земли лишь утром и вечером в свете солнечной зари, и поэтому предстающие перед земным наблюдателем попеременно в двух видах – в виде вечерней и в виде утренней звезды. В случае Меркурия эта «двойственность» часто выражалось на египетских зодиаках двуликостью изображающей Меркурия фигуры, а не двумя фигурами. Для Венеры же – действительно, довольно часто даны сразу две фигуры, стоящие рядом. Так Венера представлена и на Круглом Зодиаке. Здесь она изображена двумя идущими друг за другом женскими фигурами в длинных платьях, рис.3.2. рис.3.2 Но ни к каким другим планетам, кроме Венеры и Меркурия, «двойная символика» неприложима с астрономической точки зрения. Поэтому изображение других планет «двойственными» символами или же парами разнесенных друг от друга символов – вещь странная. Естественно, что исследователи, сталкиваясь с «раздвоенными» изображениями планет на египетских зодиаках, всячески старались от этого избавиться. Не понимая, что «лишние» планеты египетских зодиаков являются ценной дополнительной информацией, важной для датировки. Эти попытки избавиться от «лишних» планет были по своей сути неправильными и поэтому неудивительно, что они приводили к натяжкам в расшифровках. Как, например, в приведенном выше объяснении Н.А.Морозова, когда две фигуры якобы одного и того же Юпитера оказались фактически в разных созвездиях. Еще один яркий пример – расшифровка Н.А.Морозовым значка в виде круга с человеческой фигуркой внутри. Этот символ находится в созвездии Весов на Круглом зодиаке. Прежде, чем рассказать об этом подробнее, поясним, что в виде кружков на египетских зодиаках изображались Солнце и Луна. Иногда внутрь такого кружка вставлялась та или иная картинка. Это – вполне понятная символика. Действительно, только Солнце и Луна видны на небе в виде кружков, а не точек, как остальные планеты. Как мы уже говорили, в средневековой астрономии Солнце и Луна причислялись к планетам, хотя сегодня их планетами уже не называют [27], с.40. Нам будет удобно все же назвать их планетами как в старой астрономии. Хотя это и неправильно, но в нашем случае упрощает изложение, поскольку соответствует астрономическим представлениям, заложенным в египетских зодиаках. Казалось бы из сказанного вытекает, что на одном и том же зодиаке не должно быть более двух кружков. Одного – для Солнца и другого – для Луны. Но на многих египетских зодиаках кружков нарисовано больше, чем два. Например, на Круглом дендерском зодиаке в ряду зодиакальных созвездий мы видим три кружка – два в созвездии Рыб и один в созвездии Весов. См. рис.1.9 выше. На Длинном дендерском зодиаке «солнечно-лунных» кружков – четыре. То есть в два раза больше положенного. Это обстоятельство вынудило Н.А.Морозова сделать довольно сильные натяжки в объяснении египетских зодиаков. Например, чтобы избавиться от лишнего, по его мнению, кружка в Весах на Круглом дендерском зодиаке, ему пришлось истолковать его как изображение якобы «древнеегипетской богини». Сделал он это довольно неудачно и, более того – непоследовательно. Расскажем об этом подробнее, так как этот момент понадобится нам в дальнейшем при анализе символики египетских зодиаков. В своем разборе Круглого дендерского зодиака, Н.А.Морозов написал, что «над изображением Весов стоит кружок с богиней Правосудия внутри» [4], том 6, с.658. Ход мысли Н.А.Морозова был, по-видимому, следующий. Раз «лишний» кружок находится в Весах, значит фигуру в нем легче всего объявить «богиней Правосудия». Поскольку весы – символ правосудия. рис.3.3 Но довольно странно, что эта якобы «богиня Правосудия» изображена почему-то голой и с пальцем во рту, рис.3.3. Кроме того, внимательное рассмотрение дендерских зодиаков показывает, что точно такая же фигурка, – голая и с пальцем в рту, – изображена и на Длинном дендерском зодиаке. Однако на этот раз она совершенно явно обозначает молодую луну, а не «богиню Правосудия». Это отмечает и сам Н.А.Морозов. На голове фигурки – лунный круг с четко отчерченным полумесяцем. Эту фигурку Луны с Длинного зодиака мы приводим на том же рис.3.3 сразу в двух видах – по рисунку, опубликованному Боде, которым пользовался Н.А.Морозов, и по прорисовке наполеоновских художников из [2]. На рис.3.3 хорошо видно, что фигурка Луны на Длинном зодиаке и фигурка «богини Правосудия» на Круглом – совершенно одинаковые. Для Луны, в отличие от «богини Правосудия», голая фигурка с пальцем во рту представляется вполне естественным символом. Обратим внимание, что палец, положенный в рот – это знак детского возраста в египетской символике [108], с.74. Младенческий возраст фигурки подчеркивается также и ее наготой. Но ведь именно Луна бывает «молодой» или «старой», «новорожденной» или «умирающей». Ни о каких других планетах или звездах мы так не говорим. Другие планеты не бывают «новорожденными». А Луна бывает. Говоря о Длинном зодиаке, Н.А.Морозов совершенно справедливо пишет: «… у передней девочки на голове – Луна. Знаком детского возраста служит здесь отсутствие бюста и рука, положенная в рот» [4], том 6, с.658. Но по поводу точно такой же девочки с рукой во рту на Круглом зодиаке, Н.А.Морозов дипломатично промолчал о детском возрасте. Вероятно, чтобы не подчеркивать натянутости своего предположения о «богине Правосудия» в Весах на Круглом зодиаке. Конечно, могут возразить, что одним и тем же символом «древние» египтяне могли на Круглом дендерском зодиаке обозначить некую загадочную «богиню», не имеющую прямого отношения к астрономии, а на Длинном дендерском – Луну. Возможно. Но такое, прямо скажем, подозрительное предположение требует доказательств. Все-таки оба зодиака расположены в одном и том же египетском храме. Поэтому скорее всего, символика у них – общая. Как бы то ни было, ясно, что вариант с Луной в Весах на Круглом зодиаке должен быть по меньшей мере рассмотрен и изучен в числе других возможных вариантов расшифровки. Однако Н.А.Морозов этого не делает. И ясно – почему. Потому что им уже был найден другой, действительно очень подходящий символ для Луны. А возможности сразу двух Лун на одном и том же зодиаке Морозов не допускал. Именно в этом и была его ошибка. Еще один пример. Расшифровывая символику Длинного дендерского зодиака, Н.А.Морозов пишет, в частности, следующее: «потом какой-то человек в первосвященническом наряде несет змия, предшествуемый другим человеком с посохом блуждающего светила – символом кометы на вечернем небе» [4], том 6, с 677. На рис.3.4 мы приводим фрагмент Длинного зодиака, о котором говорит здесь Морозов. Речь идет о фигуре мужчины слева. В руках у него – планетный посох, а над головой звезда. Такие фигуры на египетских зодиаках всегда обозначают планеты, о чем неоднократно писал и сам Морозов. См., например, [4], том 6, с.956. Но беда в том, что здесь эта фигура оказалась «лишней» планетой. Все семь планет уже были найдены Н.А.Морозовым в других местах того же зодиака. Поэтому Н.А.Морозов, в рамках своего подхода, просто вынужден считать эту фигуру кометой. Несмотря на ее явно планетную символику. Однако это предположение Н.А.Морозова опять-таки не подкреплено никакими доказательствами. В принципе оно возможно, но не доказано. Более того, ниже будет показано, что оно попросту неверно. Эта фигура, как ей и положено, изображает планету. рис.3.4 Это – не единственная «комета», которую Н.А.Морозов, так сказать, «успешно обнаружил» на Длинном зодиаке. Он нашел там еще одну комету. И опять – когда в очередной раз столкнулся с вне-гороскопным символом (не понимая этого). На той же странице, где он уже написал о первой комете, Н.А.Морозов через несколько строк пишет следующее: «После Близнецов идет девушка – первое десятиградие Рака. Затем плывет в лодочке уже знакомый нам юноша с посохом – какая-то комета» [4], том 6, с 677, рис.3.5. Таким образом и на этот раз безо всяких доказательств кометой назван «лишний» астрономический знак египетского зодиака. Ниже мы покажем, что на самом деле – это знак летнего солнцестояния. рис.3.5 Кстати, такой же знак, разве что в более грубом исполнении, встретился Морозову и на Атрибских зодиаках. Но на этот раз Морозов посчитал его уже не кометой, а созвездием Ориона. Про него он написал: «созвездие Ориона … представлено в виде человека, поднявшего правую руку и приглашающего взойти на небо души» [4], том 6, с 729. На рис.3.5 мы приводим фрагменты Длинного и нижнего Атрибского зодиаков, о которых здесь идет речь. Это – еще одна ошибка Н.А.Морозова, вызванная его непониманием вне-гороскопной символики египетских зодиаков. Данный символ, как будет показано ниже, присутствует на многих египетских зодиаках и всегда находится рядом с точкой летнего солнцестояния, которую он и изображает. Кстати, на Длинном зодиаке рядом с человеком с поднятой рукой находится и еще один символ летнего солнцестояния – птица на шесте. Этот символ тоже не был распознан Н.А.Морозовым, который тут его даже не комментирует, рис.3.5. Между тем, этот же символ присутствует и на Круглом дендерском зодиаке, точно в таком виде и точно в том же астрономическом положении – в точке летнего солнцестояния, рис.3.6. Обсуждая символику Круглого дендерского зодиака, Н.А.Морозов уже не проходит мимо птицы на шесте и пишет о ней следующее: «за птичкой шествует скипетр с соколом на нем, увенчанный первосвященническим головным убором в знак высокого достоинства того, кто предводительствует такой процессией» [4], том 6, с.669. Таким образом и здесь Н.А.Морозов ошибочно воспринял символ летнего солнцестояния как некий загадочный «скипетр», который будто бы самостоятельно «шествует» по зодиаку, рис.3.6. рис.3.6 Фигура с посохом во главе этой процесии тоже не может принадлежать гороскопу, поскольку все планеты и без нее уже были Н.А.Морозовым успешно отождествлены. Выход, который находит Морозов из этого положения – все тот же: считать «лишнюю» планетную фигуру кометой. Н.А.Морозов пишет: «Все это означает, что в 568 году (которым Н.А.Морозов датировал Круглый зодиак – Авт.) было придано исключительное значение какой-то комете» [4], том 6, стр.670. Тут Морозов даже предъявил подходящую комету из «древне»-китайских астрономических записей якобы 568 года [4], том 6, стр.670. Что, впрочем, не удивительно. Если верить «древним» китайским кометным записям, то придется поверить и тому, что «древние» китайцы почти каждый год будто бы видели по комете, хотя кометы, видимые невооруженным глазом – очень редкое событие. Одним словом, найти «подходящую комету» в «древних» китайских списках можно почти для любого наперед заданного года. Дело тут, конечно, в том, что сами эти списки – позднейшая фальсификация. См. наш анализ китайских кометных списков в книге «Империя» [ИМП]. И опять мы видим, что Н.А.Морозов, встречая внегороскопные астрономические символы египетских зодиаков, не может их удовлетворительно объяснить. На этом мы прервем перечисление примеров, как Н.А.Морозов пытался объяснить символы египетских зодиаков, которые в принципе не могли быть поняты при его подходе. Повторим еще раз, что Н.А.Морозов не сам изобрел использованный им подход. В целом, он заимствовал его из предыдущих работ египтологов и астрономов XIX века. Конечно, Н.А.Морозов проделал очень большую и полезную работу по усовершенствованию этого подхода. Он исправил многие детали, внес немало новых ценных идей. Но в целом Н.А.Морозов не пересматривал классического подхода к расшифровке египетских зодиаков. Он, как его предшественники, считал, что египетский зодиак может содержать не более одного гороскопа. С добавлением, возможно, лишь некой мистической символики, не имеющей прямого отношения к астрономическому датированию. Это неверно, и в этом была ошибка классического подхода, не замеченная Н.А.Морозовым. Впрочем, на том уровне вычислительных возможностей, которыми обладал Н.А.Морозов в его время, по-видимому, было просто невозможно избавиться от ряда принципиальных недостатков классического подхода. Поскольку это потребовало бы расчетов, выходящих за рамки возможностей тех лет. Такие расчеты требуют современных компьютеров. Что касается комет, которые Н.А.Морозов, как мы видели, не раз пытался привлечь для объяснения «лишних» планетных символов на египетских зодиаках [4], том 6, с.652, 677, то тут надо сказать следующее. Комета на небе – явление очень редкое. Люди же в «древнем» Египте умирали каждый день, как и сегодня. Далеко не каждому дано было умереть в год появления на небе яркой, заметной невооруженным глазом кометы. Поэтому присутствие кометы на погребальном зодиаке должно рассматриваться как событие исключительное. Следовательно, очень мала вероятность того, что мы натолкнемся на зодиак с кометой среди всего-то двух-трех десятков дошедших до нас древне-египетских зодиаков. Морозову же иногда приходилось «обнаруживать» даже не по одной, а сразу по две кометы на одном и том же зодиаке, в разных его местах [4], том 6, с.677. Как уже было сказано, к этому его вынуждало недопонимание астрономической символики египетских зодиаков. В заключение сделаем следующее замечание. В этом разделе шла речь в основном лишь о работах Н.А.Морозова. Работы других авторов по расшифровке египетских зодиаков, опиравшиеся на книгу Морозова [4], не обсуждались. Дело в том, что исследователи, продолжавшие и расширявшие работы Н.А.Морозова по датировке зодиаков, как и Н.А.Морозов, придерживались в целом классического понимания астрономического смысла египетских зодиаков. См. [1], [15]. При таком подходе главной целью расшифровки зодиака было выделить из него гороскоп. Все остальное содержание зодиака отбрасывалось как ненужное. Другими словами, заранее предполагалось, что с точностью до несущественных для астрономического датирования деталей, египетский зодиак можно отождествить с его гороскопом. Оказалось, что это неправильно. Дополнительные символы египетских зодиаков являются не мешающими, «лишними» символами, имеющими якобы туманный астрологический смысл, а важной астрономической информацией, дополняющей основной гороскоп. Но это еще не все. Оказывается на одном и том же египетском зодиаке может быть записано сразу несколько полных гороскопов, относящихся к разным годам. Например – к году рождения и смерти покойника. Напомним, что как мы уже говорили, египетские зодиаки имели преимущественно погребальное значение. Ниже будут приведены соответствующие примеры. В этом разделе мы пока еще не обсуждали работ египтологов по астрономическому датированию зодиаков. Скажем о них несколько слов. Как мы уже отмечали в предыдущих главах, главный недостаток этих работ в том, что они заранее целиком опираются на скалигеровскую хронологию. Они не содержат даже попыток независимого астрономического датирования египетских зодиаков. Более того, в работах египтологов, написанных после исследований Н.А.Морозова, ярко выражено стремление вообще уйти от темы астрономического датирования египетских зодиаков. Если эта тема и обсуждается, то очень поверхностно, как нечто второстепенное по отношению к «историческим» датировкам тех же зодиаков. Выше уже были разобраны примеры астрономических расшифровок и датировок из работ известных специалистов-египтологов [5], [11]. При этом мы видели, что обсуждая астрономические символы египетских зодиаков, египтологи уделяют основное внимание не их собственно астрономическому смыслу, а якобы имеющемуся у них мистическому псевдо-религиозному значению [5]. Это понятно. Разговор об астрономии является слишком конкретным по своей сути и потому может быть весьма опасен для хронологии «древнего» Египта. Ведь он может окончится предъявлением даты того или иного зодиака. Даты, совершенно не укладывающейся в скалигеровскую хронологию Египта. То, что это действительно так, стало совершенно ясно после работ Н.А.Морозова. Могут сказать, что египтологи не читают трудов Н.А.Морозова. Возможно. Но вряд ли случайно, что именно после его работ они тщательно стараются «не заострять» астрономическую тему египетских зодиаков. До работ Морозова картина была другой. Проблема астрономической датировки египетских зодиаков активно обсуждалась египтологами. И только после исследований Н.А.Морозова их разговор о зодиаках перешел в русло туманных рассуждений об их якобы мистическом смысле. Нам внушают, этот «глубокий мистический смысл» зодиаков стал понятен специалистам лишь в итоге многолетних раздумий и кропотливого научного поиска. Может быть, конечно, в этом и есть какая-то доля правды. В конце концов, старинная символика обычно многозначна. Однако для хронологии подобные расплывчатые мистические или псевдо-религиозные интерпретации совершенно безразличны. Поскольку никаких четких выводов из них извлечь в принципе нельзя. В качестве примера приведем таблицу фигур так называемых «египетских божеств» из современного издания «Весь Египет» [7], рис.3.7. Подавляющее большинство фигур этих «богов» взяты из старинных египетских зодиаков и других астрономических текстов «древнего» Египта. Как мы увидим ниже, почти все они имеют четкий астрономический смысл – по крайней мере те, которые снабжены планетными посохами. Именно так изображались планеты на египетских зодиаках. И это прекрасно известно египтологам [11]. рис.3.7 Однако приводя эту замечательную таблицу «египетских богов», которая, повторим, почти сплошь состоит из астрономических символов, составители популярной книги [7] ни словом не обмолвились об астрономии. Вероятно считая, что не стоит рассказывать о таких опасных вещах широкому читателю. Вдруг кто-то заинтересуется. Еще хуже если у читателя возникнет «неправильное» желание самому разобраться в астрономическом содержании древне-египетских текстов. И самое страшное – кто-то сам попробует их датировать. К чему все это может привести – египтологи уже хорошо знают после трудов Н.А.Морозова. Скорее всего, именно поэтому они весьма осторожно и даже боязливо обращаются к астрономической теме в связи с «древним» Египтом. По возможности сразу сводя ее к туманным разговорам о мистическим представлениям «древних» египтян. Кстати, весьма сомнительно реконструированных египтологами. Но совершено безобидных для скалигеровской версии истории Египта. В изложении египтологов это звучит так. Содержание египетских зодиаков было якобы очень далеко от конкретной астрономии. Конечно, «древние» египтяне, рисуя свои замечательные зодиаки, думали в том числе и о небе, звездах, планетах. Но в основном – в поэтическом смысле. Использовали зодиаки лишь как повод лишний раз изобразить на них своих замечательных «древнеегипетских богов». По нашему мнению, подобные объяснения – это откровенный прием увода читателя от очень интересной и крайне опасной для скалигеровской хронологии Египта темы. 3.2. Новый подход к расшифровке египетских зодиаков.Основной гороскоп и частные гороскопы В этом разделе мы опишем в общих чертах новый подход к расшифровке и датированию египетских зодиаков. В начале нашего исследования, еще до работы с конкретными зодиаками, нами был проведен тщательный сравнительный анализ символики всех доступных нам египетских зодиаков с целью возможно более полной их расшифровки. Подчеркнем, что этот анализ основывался не на одном-двух и даже не на нескольких «близких» друг к другу зодиаках, а на всей совокупности известных нам египетских зодиаков. Оказалось, хотя заранее это и не было очевидно, что астрономическая символика подавляющего большинства египетских зодиаков – практически одна и та же. Это – очень важное обстоятельство, позволяющее в конечном счете намного более полно разобраться в том, что представляют собой египетские зодиаки, чем это было сделано в предшествующих работах. Поясним, что авторы, работавшие с египетскими зодиаками до нас, в основном занимались каждым из них по отдельности, лишь изредка прибегая к перекрестному сравнению символики различных зодиаков. Только после такого анализа мы приступили к расшифровке и датированию конкретных зодиаков. Остановимся на этом подробнее. При знакомстве с различными типами старинных египетских зодиаков, возникает естественный вопрос – можно ли расшифровать символику всех этих зодиаков так, чтобы одни и те же фигуры, одни и те же символы на различных зодиаках всегда обозначали одно и то же? Требуется конечно, чтобы при этом на всех зодиаках возникала вполне осмысленная с точки зрения астрономии картина, которая действительно появлялась на реальном небе в историческую эпоху. Наш ответ на этот вопрос – да. Оказывается, это возможно. Причем, по-видимому, единственным способом. И получающиеся при этом датировки зодиаков тоже, как правило, являются однозначными. Подчеркнем, что этот ответ заранее не очевиден. Теоретически не исключена возможность, что древне-египетские художники применяли астрономическую символику хаотично. Скажем, использовали один и тот же символ на одном зодиаке в одном смысле, на другом – в другом. Но если бы это было так, то предлагаемый нами подход просто ничего бы не дал. Скорее всего, мы вообще не смогли бы получить никакой расшифровки на таком пути. Либо у нас получались бы в некоторых случаях невозможные с точки зрения астрономии расположения планет. Или хотя был раз получилась бы такая картина неба, которая ни разу не возникала в историческую эпоху. Однако ничего подобного не происходит. Оказывается, что все египетские зодиаки действительно могут быть расшифрованы с помощью одного и того же астрономического языка символов. Причем все эти расшифровки получаются астрономически осмысленными и дают даты в пределах исторической эпохи. Отсюда следует, что популярная среди египтологов мысль, что египетские зодиаки являются якобы лишь астрономическими фантазиями старинных художников, – совершенно неверна. Если бы это было так, то практически невероятно, чтобы все, якобы фантастические, египетские зодиаки можно было бы расшифровать на основе единой таблицы астрономических символов. Причем так, чтобы всегда получалась осмысленная картина неба, действительно возникавшая в историческую эпоху. Невозможность такой ситуации обусловлена тем, что астрономическое содержание египетских зодиаков достаточно богато и потому не могло явиться результатом случайного «фантазирования». Как мы обнаружили, египетские зодиаки являются вполне профессиональными астрономическими текстами, записанными, с помощью символов-картинок. Причем в употреблении астрономических символов на египетских зодиаках выдерживался вполне четкий порядок. А именно – один и тот же символ в одном и том же контексте всегда означал одно и то же. Хотя, конечно, одно и то же понятие могло изображаться различными символами. Подчеркнем, что во всех предыдущих исследованиях и, в частности, в работах Н.А.Морозова, допускались многочисленные случаи различного прочтения одних и тех же символов или даже групп символов на разных зодиаках. Некоторые примеры были приведены выше. См. также [4], [1]. В нашем подходе мы этого не допускаем. Расскажем теперь, пока в общих словах, – к каким именно выводам относительно астрономического содержания египетских зодиаков мы пришли. Конкретные таблицы астрономической символики египетских зодиаков с указанием астрономического значения каждого символа будут приведены ниже. Начнем с замечания, что во многих случаях на разных египетских зодиаках встречаются одни и те же или очень похожие друг на друга символы. Иногда символы повторяются точно, иногда с небольшими изменениями. Более того, повторяются не только отдельные символы, но и целые их группы. Если приглядеться внимательнее, то оказывается, что некоторые такие группы повторяющихся символов, а также некоторые отдельные символы, всегда находятся в одном и том же месте эклиптики. То есть всегда расположены в одних и тех же созвездиях на всех египетских зодиаках. Конечно, это не относится к планетным символам. Напомним, что планеты постоянно меняют свое место на эклиптике, переходя из одного зодиакального созвездия в другое. Поэтому очевидно, что в данном случае мы имеем дело с какой-то другой, не планетной символикой. Но, по всей видимости, – тоже астрономической, поскольку она «привязана» к определенному месту среди звезд. Это замечание приводит к важным следствиям, которые позволят нам более полно разобраться в символике египетских зодиаков. В том числе – и в их планетной символике. Приведем пример. Вот, например, группа символов: 1) «Шест (с птицей)», рис.3.8, рис.3.9. В отдельных случаях шест может изображаться и без птицы, а по бокам от него – два изогнутых и склоненных шеста такой же формы, рис.3.10. рис.3.8 рис.3.9 рис.3.10 2) «Человек с высоко поднятой рукой», рис.3.9, рис.3.11, рис.3.12. Если в другой руке у человека – планетный посох, то он обязательно будет изображен стоящим в ладье, рис.3.9. рис.3.11 рис.3.12 3) «Лежащий телец (и женщина)», рис.3.8, рис.3.9, рис.3.11, рис.3.12. За лежащим тельцом часто, но не всегда изображена женщина, рис.3.8, рис.3.9, рис.3.11, рис.3.12. Иногда она стреляет в тельца из лука, рис.3.8. На некоторых зодиаках телец и женщина нарисованы плывущими в ладьях, рис.3.9, рис.3.12. Иногда – оба в одной и той же ладье, иногда – в разных. На Круглом дендерском зодиаке в ладье плывет только телец, а женщина изображена без ладьи, рис.3.8. Приглядевшись внимательно, мы заметим, что на всех египетских зодиаках символы этой группы – иногда все вместе, иногда только некоторые из них, – всегда изображались только в созвездии Близнецов или в непосредственной близости от этого созвездия. В других местах египетских зодиаков эти символы никогда не встречаются. Почему-то они «привязаны» именно к Близнецам. Итак, мы обнаружили, что на египетских зодиаках с созвездием Близнецов устойчиво связана определенная группа символов. Что из этого следует? Почему именно знак Близнецов окружается на египетских зодиаках некой, только ему присущей дополнительной символикой? Ответ на этот вопрос подсказывает сам вид перечисленных выше символов в Близнецах, рис.3.8, рис.3.9, рис.3.11, рис.3.12, рис.3.10. По-видимому, такие символы, как «птица на шесте» или «прямо стоящий шест с двумя склоненными шестами по бокам» или «человек, высоко поднявший руку», могут обозначать наивысшую точку подъема Солнца над горизонтом. Ниже мы убедимся, что знаком птицы на египетских зодиаках часто обозначалось «вне-гороскопное» Солнце (гороскопный знак Солнца на египетских зодиаках – всегда кружок). Поэтому особенно ярко звучит символ «птица на шесте». Практически не остается сомнений, что это – знак летнего солнцестояния. Но тогда становится совершенно ясным – почему он всегда стоит именно в знаке Близнецов. Потому что точка летнего солнцестояния находится в Близнецах. Напомним, что точкой летнего солнцестояния называется положение Солнца на эклиптике (то есть среди зодиакальных созвездий) в тот день, когда оно поднимается наиболее высоко над горизонтом. Это происходит в один и тот же день на всем северном полушарии. День этот называется днем летнего солнцестояния. Поскольку Солнце в этот день как бы стоит, «замирает» в своей высшей точке на небе, а потом начинает «спускаться» вниз. Сегодня это бывает 21-22 июня по григорианскому календарю, когда Солнце среди звезд располагается у самого края созвездия Близнецов, на его границе с Тельцом [27], с.23, 26. См. рис.3.13, рис.3.14. рис.3.13 рис.3.14 Так было не всегда. Из астрономии известно, что благодаря вековому предварению равноденствий (прецессии) положение Солнца среди звезд в день летнего солнцестояния год от года немного смещается. Скорость смещения невелика – примерно один градус за 72 года. Это дает приблизительно 30 градусов за 2000 лет. Смещение происходит в сторону меньших значений эклиптикальной долготы. С той же скоростью и в том же направлении смещаются и остальные три точки равноденствий и солнцестояний, рис.3.13. Вспомним теперь, что созвездие Близнецов занимает как раз примерно 30-градусную дугу зодиакального пояса. В силу сказанного, это означает, что в течение последних 2000 лет Солнце в день летнего солнцестояния всегда находилось в Близнецах. Смещаясь при этом от границы Близнецов и Рака, где оно находилось в летнем солнцестоянии в начале н.э., до противоположного края Близнецов. То есть – до границы Близнецов с Тельцом, где оно находится в день летнего солнцестояния в наши дни. Отметим, хотя это здесь для нас и не существенно, что последние 2000 лет летнее солнцестояние по юлианскому календарю всегда было в июне, весеннее равноденствие – в марте, осеннее равноденствие – в сентябре а зимнее солнцестояние – в декабре. Ср. рис.3.13 и рис.2.15 выше. Это распределение точек равноденствий и солнцестояний по месяцам раз и навсегда было зафиксировано в григорианском календаре во время календарной реформы 1582 года [27], с.22...23. В юлианском календаре точки равноденствий и солнцестояний медленно смещаются с течением веков по числам календаря. Поскольку в этой книге мы будем часто пользоваться более удобным для астрономических вычислений юлианским календарем («старым стилем»), который, начиная с октября 1582 года, отличается от общепринятого в наши дни григорианского календаря («нового стиля»), то имеет смысл пояснить – в чем состоит разница между юлианским и григорианским календарем с астрономической точки зрения. Существует два естественных способа определить длину солнечного года. Самое простое и очевидное определение – это время обращения Земли вокруг Солнца. С точки зрения земного наблюдателя это время, за которое Солнце завершает свой путь по эклиптике, снова возвращаясь на то же место среди звезд. Такой солнечный год называется в астрономии «звездным годом» [27]. Юлианский год (старый стиль) соответствует звездному солнечному году примерно в два раза точнее, чем григорианский (новый стиль). Однако, можно предложить и другое определение солнечного года, связанное с цикличностью повторения годовых сезонов: лета, осени, зимы и весны. Известно, что все эти четыре сезона жестко связаны с днями равноденствий и солнцестояний. Поэтому лета, осени, зимы и весны повторяются в среднем через такой же промежуток времени, как и, скажем, день весеннего равноденствия. Этот промежуток времени и является вторым возможным вариантом определения длины солнечного года. Он называется в астрономии «тропическим годом». Тропический солнечный год немного отличается от звездного солнечного года, то есть от периода обращения Земли вокруг Солнца. Разница между ними, которая составляет около 20 минут, обусловлена тем, что период возвращения климатических сезонов, – то есть, тропический год, – связан не столько со временем обращения Земли вокруг Солнца, сколько с периодом колебаний земной оси по отношению к плоскости эклиптики. Поскольку наступление зимы или осени, весны или лета зависит прежде всего от того, как земная ось наклонена по отношению к плоскости земной орбиты. Или, другими словами – от того, насколько высоко поднимается Солнце над горизонтом в то или иное время года. В юлианском календаре средняя длина года находится примерно посередине между этими двумя солнечными годами – звездным и тропическим. В григорианском же календаре средняя длина года максимально приближена к тропическому году. В результате, отклонение среднего григорианского года от периода обращения Земли вокруг Солнца оказалось вдвое больше, чем юлианского. Поэтому, кстати, общераспространенное мнение о том, что юлианский календарь имеет, якобы «неправильную» астрономическую длину года, которая якобы была «исправлена» в григорианском календаре – это чистая реклама, не имеющая отношения к действительности. На самом деле, длина года в юлианском календаре вполне сбалансирована между двумя солнечными годами – звездным и тропическим, отличаясь приблизительно на 9 минут от звездного и примерно на 12 минут от тропического года. В григорианском же календаре средняя длина года практически совпадает с тропическим, но зато отличается от звездного примерно на 20 минут. Поэтому с чисто астрономической точки зрения эти два календаря более или менее равноправны. Однако юлианский календарь, не имеющий «скачков» в датах, более удобен для расчетов. Что касается подлинных причин замены «старого стиля» на новый, то они были весьма далеки от астрономии и от науки вообще. Подробности см. в [БР]:1, [БР]:2, том 2, во 2-м томе «Руси и Рима» или в 6-м томе готовящегося к печати семитомника «Хронология». Поясним, что основное неудобство григорианского календаря («нового стиля») для расчетов в прошлое состоит в том, что в нем содержится скачок на 10 дней в 1582 году. Кроме того, длина столетия в григорианском календаре, в отличие от юлианского, измеряется дробным количеством суток. Это также создает лишние неудобства для вычислений. Поскольку в России юлианский календарь был официальным гражданским календарем до 1917 года, в этой книге мы не занимаемся переводом на «новый стиль» рассчитанных нами юлианских дат – даже когда речь идет об эпохах после 1582 года н.э. Читатель при желании сам сможет это сделать. Таким образом, все приведенные в этой книге рассчитанные нами даты даны по юлианскому каледарю. Впрочем, это замечание существенно лишь для дат, начиная с 1582 года н.э. Соотношение между точками равноденствий и солнцестояний на звездном небе и соответствующими им числами календаря, а также вековое смещение околосолнечной картины звездного неба в юлианском и григорианском календарях показано на рис.3.15. На этом рисунке изображены точка весеннего равноденствия и точка летнего солнцестояния. Остальные точки равноденствий и солнцестояний, жестко связанные с точкой весеннего равноденствия, смещаются по такому же закону. В частности, пользуясь рисунками рис.3.14 и рис.3.15, легко подсчитать, что точка летнего солнцестояния находилась в Близнецах последние 2000 лет. рис.3.15 Вернемся к Близнецам на египетских зодиаках. Мы видели, что созвездие Близнецов содержит в себе точку летнего солнцестояния. Эта точка, очевидно, и изображена на египетских зодиаках в Близнецах с помощью указанной выше группы символов. Причем – совершенно четко и недвусмысленно. Еще один пример. На зодиаке EB из большого эснского храма, в числе других символов можно заметить два практически одинаковых знака. Каждый из них представляет собой пару человеческих фигур с лицами животных, стоящих напротив и пожимающих друг другу руки. Как будто изображается какая-то встреча, рис.3.16. Что это может означать? Чтобы разобраться в этом, посмотрим – где именно нарисованы эти два парных «знака встречи» или «знака рукопожатия» на зодиаке EB. Оказывается, что один из них расположен между знаками Девы и Льва, а другой – между Рыбами и Водолеем. Но это означает, что они помещены в противоположные точки эклиптики. Напомним, что созвездия Девы и Рыб расположены в точности друг против друга на небе. рис.3.16 Так что же «встречается» и «пожимает друг другу руки», в этих точках? Ответ прост и очевиден. Именно здесь, в созвездиях Девы и Рыб находятся точки весеннего и осеннего равноденствия. Когда через них проходит Солнце, двигаясь среди звезд по своему годовому пути, день становится равным ночи. В эти дни день и ночь «встречаются», сравниваются. А потом снова «расходятся», то есть становятся разными по продолжительности. Такая «встреча» дня и ночи бывает ровно два раза в году. Один раз – весной, в день весеннего равноденствия, когда Солнце находится в созвездии Рыб (речь идет о последних двух тысячелетиях). На эснском зодиаке EB это событие отмечено знаком «встречи и рукопожатия». Второй раз они «встречаются» осенью, когда Солнце проходит точку осеннего равноденствия в Деве. Что отмечено на зодиаке EB еще одним знаком «встречи и рукопожатия». В перечисленном выше порядке точки равноденствия появляются в привычном нам январском году. Или в мартовском. В египетских же зодиаках год начинался с сентября, поэтому на них, наоборот, – осеннее равноденствие является первым, а весеннее – вторым. Итак, мы видим, что на египетских зодиаках отмечалась не только дата, которой посвящен основной гороскоп, но и, например, дата летнего солнцестояния. А также даты весеннего и осеннего равноденствий. Но тогда может быть на них также выделена и точка (дата) зимнего солнцестояния? Эта точка последние две тысячи лет находится в созвездии Стрельца, рис.3.13. Или, другими словами, в день зимнего солнцестояния, когда Солнце ниже всего поднимается над горизонтом, оно проходит через созвездие Стрельца. Посмотрим с этой точки зрения на тот же эснский зодиак EB. И что же мы видим? Созвездие Стрельца здесь перевернуто вниз головой, так что голова Стрельца обращена вниз, рис.3.17. При этом, все остальные созвездия на зодиаке EB расположены обычным образом, головой вверх. Единственное исключение – знак Стрельца, где и расположена точка зимнего солнцестояния. Очевидно, в этой картинке ярко выражена мысль о том, что именно находясь в созвездии Стрельца Солнце достигает своего самого нижнего положения на небосводе. Образно говоря, как бы «висит головой вниз». рис.3.17 Кстати, как мы убедимся в дальнейшем, переворачивать знак Стрельца на зодиаке ЕВ было вовсе не обязательно. Поскольку в том виде, как он представлен на египетских зодиаках, этот знак уже сам по себе содержит признаки особого, выделенного положения Солнца, каковым в Стрельце может быть только точка зимнего солнцестояния. Такие точки на египетских зодиаках, выделены, в частности, тем, что снабжаются дополнительной символикой, обозначающей Солнце и ближайшие к Солнцу планеты. Подробнее об этом мы поговорим ниже. Здесь лишь отметим, что составитель зодиака EB перевернув знак Стрельца, просто лишний раз подчеркнул присутствие здесь точки зимнего солнцестояния. Итак, возникает подозрение, что по каким-то соображениям на египетских зодиаках в обязательном порядке отмечались все четыре точки солнечного круговорота – точка весеннего равноденствия, точка летнего солнцестояния, точка осеннего равноденствия и точка зимнего солнцестояния. Так ли это? Если да, то уже не останется сомнений в том, что, например, описанная выше группа символов, «сопровождающая» знак Близнецов, действительно обозначает летнее солнцестояние. И что все другие точки солнцестояний и равноденствий тоже имеют свою собственную символику на египетских зодиаках. Мы тщательно исследовали с этой точки зрения все имеющиеся в нашем распоряжении египетские зодиаки и убедились, что на них и в самом деле, как правило, отмечены точки солнецестояний и равноденствий. Подробнее о том, какая именно символика «отвечала» за это, будет рассказано ниже. В целом, вырисовывается следующая картина. Практически на всех старинных египетских зодиаках – по крайней мере достаточно подробных из них, – отмечены все четыре точки солнечного круговорота. Которые, как известно из астрономии, делят зодиакальный пояс (то есть эклиптику) на четыре почти равные части, рис.3.13. Последние полторы-две тысячи лет эти точки находились в следующих созвездиях зодиака: точка весеннего равноденствия – в Рыбах; точка летнего солнцестояния – в Близнецах; точка осеннего равноденствия – в Деве; точка зимнего солнцестояния – в Стрельце [27], с.22...26. С точки зрения астрономического датирования существенно, что эти четыре точки не просто как-то отмечались на египетских зодиаках, – они как правило сопровождались дополнительными символами планет. А именно, – изображались планеты, близкие к Солнцу в этот день. По законам астрономии в число этих планет обязательно входили Венера и Меркурий. Поскольку они никогда не удаляются далеко от Солнца. Но в отдельных случаях могли «захватываться» и другие планеты, случайно оказавшиеся рядом с Солнцем в этот день. И тогда возле данной точки возникал достаточно богатый набор планет. То есть – гороскоп. Хотя такой гороскоп никогда не получался полным, но в качестве дополнения к основному, полному гороскопу он существенно может повлиять на датировку. Заметим, что особенно полезным в составе таких «частичных» гороскопов обычно бывает Марс. Дело в том, что из-за быстрого движения по эклиптике положение Марса вблизи точки равноденствия или солнцестояния может сильно отличаться от его положения в основном гороскопе. А это, как легко понять, по сути дела удваивает вклад Марса в начальные данные для астрономического датирования. Может возникнуть вопрос – каким же образом египетские астрономы и художники избегали путаницы между символами планет основного гороскопа и символами тех же планет, но уже в точках солнцестояний или равноденствий? Ответ на этот вопрос и конкретные примеры того, как это делалось, будут даны ниже. Пока лишь отметим, что составители египетских зодиаков и в самом деле очень тщательно заботились, чтобы символика, относящаяся к точкам равноденствий и солнцестояний не могла перепутаться с символикой основного гороскопа, несущего в себе ту главную дату, ради которой был составлен зодиак. Еще один вопрос, который может появиться у читателя – почему все это не было замечено раньше? Например, почему на это не обратил внимание Н.А.Морозов? Вероятно, основная причина состоит в том, что только в последнее время, благодаря развитию вычислительной техники появилась реальная возможность просчитывать гороскопы сразу для многих различных вариантов расшифровки того или иного зодиака. Чисто умозрительно, без массивных проверочных расчетов, разобраться в этой символике действительно очень трудно. Не исключено, что Н.А.Морозову просто не хватило времени более полно разобраться в египетских зодиаках и их астрономической символике. Может быть, ему помешала ошибочность его хронологии и, как следствие, его установка на датирование египетских зодиаков эпохой VI-XI веков н.э. Более поздние эпохи он, как правило, уже не просчитывал. А именно там и лежат истинные даты. Что касается исследований египтологов, то, как уже было объяснено выше, они, поняв, что получающиеся даты заведомо не подтверждают традиционную хронологию Египта, а могут лишь ее опровергнуть, вообще перестали интересоваться независимым астрономическим датированиям египетских зодиаков. А заодно – и серьезной расшифровкой их астрономической символики. Все же надо отметить, что отдельные элементы частных гороскопов на египетских зодиаках Н.А.Морозов иногда замечал. Но он не придавал им серьезного значения. Поэтому картина в целом осталась для него неясна. По сути дела, Н.А.Морозов допустил здесь серьезную ошибку в расшифровке, которая в конечном счете увела его от понимания существенной доли астрономической символики египетских зодиаков. Так, например, Н.А. Морозов совершенно справедливо обращает внимание на значок весеннего равноденствия в Рыбах на Круглом дендерском зодиаке. Но дальше в этом направлении он почему-то не пошел и не стал углублять сделанного им наблюдения. Значок весеннего равноденствия он упомянул лишь для того, чтобы подчеркнуть несоответствие Круглого зодиака началу новой эры, то есть датировке египтологов. Поясним, что весеннее равноденствие из-за прецессии перешло в Рыбы только во II веке н.э., а в начале н.э. было еще в Овне. Поэтому датировка ранее II века н.э. противоречит весеннему равноденствию в Рыбах, где оно показано на Круглом зодиаке. Морозов совершенно справедливо отмечает это обстоятельство: «между двумя Рыбами поставлена табличка, обозначающая, что весеннее равноденствие было уже здесь» [4], том 6, с.658. См. рис.3.18. рис.3.18 Мы видим, что значок весеннего равноденствия на Кругом зодиаке Морозов нашел правильно. Но почему же другой, точно такой же значок на том же Круглом зодиаке, он объясняет уже совершенно по-другому? Хотя и второй значок должен конечно, как и первый, означать точку равноденствия. Только уже не весеннего, а парного ему осеннего равноденствия, расположенного в Деве. Здесь Морозова, очевидно, смутило, что вторая табличка нарисована на Круглом зодиаке чуть поодаль от Девы и является как бы подножием фигуры Льва, рис.3.19. Но это – не зодиакальная фигура Льва. В ряду зодиакальных созвездий на Круглом зодиаке присутствует совсем другой другой знак Льва, рис.3.19. Фигура же Льва, опирающаяся на равноденственную табличку, как видно из прилагаемого рисунка, поставлена на Круглом зодиаке вне пояса зодиакальных созвездий. См. рис.3.19, на котором зодиакальный пояс выделен серым цветом. рис.3.19 Так или иначе, но Морозов дал второй равноденственной табличке на Круглом зодиаке неправильное, хотя и очень расплывчатое объяснение. А именно, он предположил, что табличка эта – некий «путевой указатель с надписью (означающий переход через экватор)» [4], том 6, с.652. На самом же деле, как будет показано ниже, и сама эта табличка, и «внезодиакальный» Лев, который на нее опирается, относятся на Круглом зодиаке именно к созвездию Девы. Знак Девы расположен в зодиакальном кольце символов рядом с группой фигур, включающей в себя, в частности, и этого Льва в табличкой. Это хорошо видно на рис.3.19, где вся эта группа обведена. Видно, что она находится в точности под Девой. Табличка под передними лапами льва как часть этой группы символов тоже относится к созвездию Девы. Более того, вся символическая «процессия» на Круглом зодиаке, в которую включен Лев, опирающийся на равноденственную табличку, оказывается, как будет показано ниже, не чем иным как частным гороскопом осеннего равноденствия. А не «свитой» кометы, как ошибочно считал Н.А.Морозов [4], том 6, с.652. Этот частный гороскоп не составляет особого труда расшифровывать, см. ниже. Он имеет непосредственное отношение к астрономической датировке Круглого зодиака. Подведем итог. Оказалось, что астрономическое содержание египетских зодиаков отнюдь не сводится к одному только гороскопу – то есть к положению планет на день «главной даты». Почти все египетские зодиаки содержат дополнительную астрономическую информацию. В частности, на многих из них присутствуют краткие астрономические описания дней равноденствий и солнцестояний того года, который заключал в себе основную дату зодиака. Мы будем называть их частными гороскопами точек равноденствий и солнцестояний. Например – «частный гороскоп летнего солнцестояния» дает положения планет, близких к Солнцу в день летнего солнцестояния. Обычно это – планеты, попавшие в то же самое или соседние созвездия с точкой летнего солнцестояния. То есть – планеты в Близнецах и в соседних с ними Тельце и Раке. Кроме того, на египетских зодиаках присутствует и другая дополнительная астрономическая информация, о которой будет сказано ниже. Другими словами, оказалось, что египетский зодиак, вообще говоря, является астрономическим описанием всего года, содержащего главную дату, ради которой этот зодиак составлен. Как составную часть этого описания – наиболее важную, но не единственную, – египетский зодиак несет в себе гороскоп главной даты. Который мы будем называть основным гороскопом этого зодиака. 3.3. Египетский зодиак как астрономическое описание всего календарного года, охватывающего дату основного гороскопаСтроение египетского зодиака как астрономического описания календарного года, охватывающего зашифрованную на зодиаке дату, схематично представлено на рис.3.20. На этом рисунке представлена диаграмма, показывающая – как планеты движутся вслед за Солнцем по поясу зодиакальных созвездий. При этом в качестве образца взят некий определенный год. Какой именно – здесь не существенно. Важно, что в другие года, хотя планеты и будут двигаться по-другому, качественный характер общей картины останется тем же самым. Само собой разумеется, что имеются ввиду движения Солнца и планет, видимые с Земли. Слева от диаграммы на рис.3.20 изображен египетский зодиак. Как видно из рисунка, он содержит в себе сразу несколько планетных расположений, случившихся в данном году. Из них одно – полное и до четырех частичных. А именно: 1) Расположение всех планет, Солнца и Луны в конкретный день – на дату зодиака. Это – основной гороскоп египетского зодиака. 2) Краткие описания положения Солнца и ближайших к нему планет в дни равноденствий и солнцестояний. Это – частные гороскопы египетского зодиака. рис.3.20 При этом, египетский календарный год начинался с сентября, когда Солнце проходило созвездия Льва и Девы [4], том 6, с.641. 3.4. В отличие от предыдущих исследователей, которые останавливались только на одном, лучшем по их мнению, варианте расшифровки, мы рассматриваем все допустимые вариантыОбнаруженные нами символы частных гороскопов на египетских зодиаках в корне меняют обстановку с их астрономическим датированием. Теперь количество критериев датирования становится достаточным не только для того, чтобы однозначно указать дату зодиака в данной расшифровке, но и для для того, чтобы обосновать правильность самой этой расшифровки. Теперь в итоге самих расчетов мы узнаем – была ли использованная расшифровка зодиака действительно правильной. Это стало возможным благодаря тому, что содержащейся в основном в частных гороскопах астрономической информации, как правило, уже вполне достаточно, чтобы исключить возможность случайного решения. Другими словами, случайное возникновение на небе расположения планет, удовлетворяющего сразу всей этой информации, теперь становится слишком маловероятным. Даже если мы будем искать такие расположения на отрезке времени в несколько тысяч лет. Поэтому, если были допущены ошибки в расшифровке, то решений в историческом интервале, не будет найдено вовсе. По крайней мере – для зодиаков с достаточно богатым астрономическим содержанием. Надо отметить, что при этом совсем не обязательно, чтобы все четыре частных гороскопа того или иного египетского зодиака были по настоящему содержательны. Кстати, обычно это не так. Даже на больших храмовых зодиаках «древнего» Египта, которые обычно отличаются большой подробностью и содержат много различных фигур и знаков, некоторые из частных гороскопов оказываются слишком условными и ничего существенного не дают. Например, они могут оказаться бесполезными из-за того, что возле Солнца в этот день оказалось слишком мало планет. Но даже одного-двух, более или менее «насыщенных» частных гороскопов уже достаточно, чтобы исключить лишние астрономические решения. Даже если мы будем искать эти решения сразу для всех возможных расшифровок основного гороскопа. Неправильные расшифровки при этом будут отсеяны сами собой. Для них просто не удастся найти ни одного решения, удовлетворяющего полному набору астрономических критериев зодиака. То есть, как уже было сказано, теперь ошибки в расшифровке отпадают в результате расчетов. Как именно это делается – мы подробно расскажем ниже на примерах всех известных нам египетских зодиаков. Здесь лишь подчеркнем, что теперь у нас наконец появляется возможность использовать для астрономической датировки сразу все возможные расшифровки зодиака. В том числе – и неправильные. Поскольку сам расчет указывает нам – какая именно из использованных расшифровок была правильной. И была ли среди них правильная вообще. Если ее не было, то точные решения вообще не появятся. И тогда перед нами – две возможности. Первая: правильная расшифровка не была найдена и ее надо продолжать искать. Вторая: данный зодиак является фантастическим. Сразу скажем, что фантастических с точки зрения астрономии мы не нашли ни одного среди всех известных нам старинных египетских зодиаков. Все они оказались вполне реальными астрономическими текстами. Причем, достаточно сложными. Создать которые с помощью фантазирования – все равно, что написать роман, случайно тыкая в клавиши пишущей машинки. Итак, «астрономических иероглифов» на большинстве египетских зодиаков оказалось вполне достаточно, чтобы получить для них единственное астрономическое решение. И, более того, – проверить правильность расшифровки этих «иероглифов» с помощью расчетов, а не рассуждений, порой спорных. Как мы уже говорили выше, исследователи, ранее занимавшиеся расшифровкой и датированием египетских зодиаков, не обратили внимания ни на частные гороскопы, ни на присутствие символики равноденствий и солнцестояний. Соответствующие символы обсуждались, но их подлинный смысл не был понят. Обычно вся эта символика рассматривалась как нечто далекое от астрономии. Как теперь становится понятно, именно поэтому предложенные ранее датировки египетских зодиаков часто отличались друг от друга. Причина этого – недостаточно полная расшифровка астрономического содержания египетских зодиаков. Именно из-за неполноты расшифровки терялась возможность отделить истинную дату, правильное астрономическое решение, от побочных дат. То есть от случайных, лишних решений, которые неизбежно возникают в расчетах, когда данных для однозначного ответа просто недостаточно. Отметим, что датировки древне-египетских зодиаков, полученные ранее, как правило, были изменены в результате проведенных нами расчетов. Все полученные нами датировки оказались поздне-средневековыми. Прежние даты, в том числе и средневековые, пришлось исправить, так как они не удовлетворяли всему тому набору астрономических критериев, который несет в себе древне-египетский зодиак. Некоторые из них были исправлены в сторону омоложения, некоторые – в сторону удревления, но в целом все окончательные даты не вышли за пределы эпохи после XI века н.э. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|