|
||||
|
ЦЕНОЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ…Вжурнале «Ветеран границы», изданном к 300-летию Российского флота, напечатано: «Бессмертный подвиг совершил экипаж СКР-29 “Бриллиант”. 23 сентября 1944 года, находясь в составе боевого охранения каравана, состоявшего из транспортов “Революционер” (флагман), “Комсомольск”, “Буденный”, “Кингисепп” и ледокола “Северный ветер”, корабль прикрыл своим корпусом флагман каравана и принял на себя удар торпеды, выпущенной вражеской подводной лодкой. Командир “Бриллианта” старший лейтенант М. В. Махонько, обнаружив след торпеды, направленной в транспорт, принял единственное в тех условиях решение и преградил ей путь. Ценой своей жизни экипаж “Бриллианта” спас от неминуемой гибели флагман каравана с военными грузами». Такая версия геройской гибели «Бриллианта» появилась еще в начале 1970-х гг. Автора версии установить не удалось. Сначала о подвиге сторожевого корабля написали в газетах северного региона страны, затемэти данные перекочевали в центральную прессу. Конечно, раз об этом факте сообщалось в центральныхгазетах, все поверили в то, что «Бриллиант» погибименно так, то есть своим корпусом прикрыл от вражеской торпеды транспорт с воинскими грузами. Сегодня известно, что в то время в Карском моребыли развернуты 3 немецкие подводные лодки, одна изкоторых (U-957, командир Г. Шаар) и торпедировала «Бриллиант». Очевидцы утверждают (весь экипаж «Бриллианта» погиб), что моряки «Бриллианта» будтобы увидели след торпеды, выпущенной с немецкой подводной лодки и, резко увеличив скорость и изменив курс, приняли торпеду на себя; затем корабль переломилсяпополам и затонул. На «Бриллианте» находились 64 человека, в том числе трое дивизионных специалистов. Спасли только одного человека, который, не приходя всознание, скончался. Свидетелей не осталось! А вот как описывают этот эпизод В. Зайцев и А. Храмцов в книге «Дозорные северных рубежей» (1979 г.):
Надо отметить, что это — вторая гибель «Бриллианта» за войну. 12 мая 1942 г. 3 «юнкерса» потопили его на Иокангском рейде. Во время налета авиации командир корабля капитан-лейтенант А. А. Косменок находился в штабе базы; старшим на борту оставался лейтенант Г. Д. Добин, руководивший борьбой за живучесть, а затем эвакуацией личного состава. Спасти корабль не удалось: он затонул на глубине 30 метров. Затем его подняли, ввели в строй, а в 1944 г. он вступил вкампанию и в том же году был потоплен. Судьба немецкой подводной лодки, потопившей «Бриллиант», тоже была незавидной: ее потопили в районе Нарвика 19 октября 1944 г. Как следует из опубликованных материалов известного немецкого историка Ю. Ровера, атаку произвели новейшей акустической торпедой Т-5 (см.: Axis Submarine of World WarTwo German, Italian and Japanese Submarine Successes, 1939–1945. S. 209). Видеть торпеду с «Бриллианта» не могли, так как, помимо того что она сама наводилась на шумы винтов, она еще и не оставляла за собойследа. Об этой торпеде в советском Военно-морском флоте узнали только летом 1944 г., то есть после того, как в Выборгском заливе малый охотник Балтийского флота МО-103 под командованием старшего лейтенанта А. П. Коленко потопил немецкую подводную лодку U-250, вооруженную такими торпедами. Эту подводную лодку впоследствии подняли, извлекли из нее торпеды Т-5 и таким образом раскрыли секрет этого оружия. Но если бы торпеда и оставляла след, то вряд лиего смогли обнаружить со сторожевого корабля. Еще раз скажу о несостоятельности утверждения об обнаружении следа торпеды. Во-первых, сторожевой корабль был торпедирован в 1 час 13 минут, то бишь ночью. Во-вторых, из-за тумана и частых снежных зарядовувидеть ничего было невозможно. В-третьих, выходуна поверхность следа торпеды (если бы он и существовал) помешало бы волнение моря (5–6 баллов). Погода с точностью зафиксирована в вахтенных и навигационных журналах боевых кораблей и судов, следовавших вконвое. Как могли увидеть след торпеды, если в течениенескольких часов поиска в точке гибели сторожевого корабля не обнаружили находившегося на поверхности сигнальщика «Бриллианта» А. К. Стаханова? Его останки нашли во время проведения гидрографических работ в июле 1961 г. на западном побережье Таймыра. В-четвертых, с идущих рядом кораблей и судов никто не заметилрезкого изменения скорости и курса «Бриллианта». Получается, что геройская гибель «Бриллианта» — всеголишь легенда. В 3 часа 40 минут командир конвоя (начальник штабаКарской военно-морской базы капитан 2 ранга П. Н. Васильев) приказал командиру тральщика Т-120 капитанлейтенанту Д. А. Лысову оставаться в районе для поиска немецкой подводной лодки. Почему командир конвоя, знаяо том, что на тральщике вышла из строя гидроакустическая станция, дал такое распоряжение? Правда, бывший командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко пишет, что аппаратура вышла из строя только в6 часов 35 минут. В 10 часов с минутами тральщик атаковала немецкая подводная лодка: акустическая торпеда попала в кормовую часть корабля. Через пробоину стала поступать вода, корабль кренился на левый борт. Оставив часть экипажа, Лысов приказал остальным перейти на спущенные катер и понтон. В это время всплыла немецкая подводная лодка. С тральщика моментально открыли огонь и сразу же повредили рубку. Субмарина погрузилась под воду. Немцы выпустили еще одну торпеду по тонущему кораблю, теперь парогазовую. С тральщика видели ееслед, но что-либо сделать не могли: раздался сильныйвзрыв и корабль пошел ко дну. Место гибели «Бриллианта» объявлено координатами боевой славы Северного флота, а в составе морскихпограничных частей Российской Федерации в память об этом событии в период Великой Отечественной войны несет службу сторожевой корабль «Бриллиант». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|