|
||||
|
«“ТУМАН” УШЕЛ В МОРСКУЮ ПУЧИНУ…»В четвертом издании книги «Боевой путь советского Военно-морского флота» о гибели сторожевого корабля Северного флота рассказывается следующее:
Конечно, экипаж проявил мужество и героизм, опросчетах высшего командования никто не говорил: это делать запрещалось… Но корабль-то погиб у своего берега, в зоне действия авиации и обстрела береговых батарей, расположенных на мысе Сеть-Наволок и на острове Кильдин! Подвиг этот «организовал» начальствующий состав. В ночь на 13 июля к юго-востоку от Териберки 3 немецких эсминца потопили сторожевой корабль «Пассат» и спасательное судно РТ-67, в ночь на 24 июля к северо-востокуот Териберки уже 4 эсминца противника потопили гидрографическое судно «Меридиан». Ответные удары авиация стала наносить с запозданием, поэтомубезрезультатно. Надо отметить, что бывший командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко в своих воспоминаниях «Вместе с флотом» (1960 г.) все же признал некоторые ошибки, но основное внимание уделил героизму: «Личный состав “Тумана” держался героически: вел одновременно неравный артиллерийский бой и все осложнявшуюся борьбу за живучесть корабля — с пожаром и с возраставшей из-за новых пробоин потерей плавучести. Когда на «Тумане» осколком снаряда перебило флагшток, раненый рулевой Константин Семенов бросился к флагу и высоко поднял его над головой. Тотчас разорвался очередной снаряд, и рука Семенова бессильно опустила флаг: осколок перебил кисть рулевому. Мгновенно на помощь Семенову метнулся радист Блинов. Высвободив полотнище из судорожно сжатых пальцев раненого вторично товарища, он тут же развернул флаг над собой, символизируя этим героическую решимость всего экипажа сражаться с врагом до последней возможности». Этот фрагмент боя запечатлен на многих картинах. В официальном издании Главного штаба Военно-морского флота (Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть вторая, 1966) опубликованы такие сведения:
В «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре» (Вып. 1) об этом эпизоде рассказывается так:
Так погиб сторожевой корабль «Туман». Ошибки командования были признаны и объявлены в приказе командующего флотом № 00434 от 26 августа 1941 г. Но тогда о приказе знали немногие. Североморцы читали о бое в листовках и газетах, где в красках описывали подвиг и то, как с гордо реющим флагом корабль погиб, незапятнав чести флота. Но по существу никакого боя и не было. Немецкие эсминцы буквально расстреливали советский корабль «Туман», который в ответ не произвелни одного выстрела: сначала не позволяла дистанция, затем противник уничтожил кормовую пушку, а носовая была закрыта надстройками. Теперь о причинах гибели «Тумана». От обнаружения немецкого самолета-разведчика и до первого выстрела прошли 1 час и 29 минут. Однако по совершенно непонятным причинам готовность сил повышена не была. К этому времени о немецкой тактике уже знали: если появлялся самолет-разведчик, то через некоторое время следует ожидать либо налета его авиации, либо набега надводных кораблей. 20 июля, действуя по такой же схеме, немецкая авиация вЕкатерининской гавани потопила новейший эскадренный миноносец «Стремительный». Удивляет то, что в3 часа 1 минуту с «Тумана» дали сигнал по флоту, сообщая об обнаружении немецкого самолета, но никтоне прореагировал. А когда в зоне огня береговых батарей немецкие эсминцы расстреливали слабо вооруженный сторожевой корабль («Туман» имел 2 орудия 45мм калибра), они словно завороженные молчали: нерешались открывать огонь без приказания. Во время боя шли переговоры с командными пунктами Мурманского укрепленного района и штаба флота. Когда же разрешили открыть огонь, эсминцы, сделав свое дело, под прикрытием дымовых завес стали отходить. Батарея № 11 успела сделать 6 залпов (снаряды легли снедолетом), а батарея № 7 — всего 3. Командованиефлотом попыталось нанести удар по отходящему противнику с помощью авиации. Но из-за малого числа самолетов (2 Пе-2 и 5 СБ) и большой высоты бомбометания (2000 м) только одна 250-килограммовая бомба упала на концевой корабль. Повреждение получил эсминец «Рихард Байтцен»: бомба попала в машинное отделение и он на время потерял ход. Самолеты следующей группы (2 Пе-2) не смогли обнаружить противника из-за тумана. Впоследствии поврежденный немецкий корабль был отправлен в Киль на ремонт и вошел в строй только в январе 1942 г. 28 апреля 1965 г. командующий Северным флотом адмирал С. М. Лобов подписал приказ № 103, в котором место гибели «Тумана» объявил координатами боевой славы… При прохождении этого места все корабли приспускают флаг, отдавая почести мужествуличного состава сторожевого корабля «Туман». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|