|
||||
|
Глава 7НАСЛЕДНИКИ ХУФУ До и после царствования Хуфу в царской семье не прекращались раздоры. У Хуфу было много жен; несомненно, некоторые были царевнами, дочерьми фараонов, и от каждой у него были дети. Не одна царица хотела, чтобы именно ее сын оказался на троне. Впоследствии между двумя основными ветвями потомков Хуфу, Реджедефа и Хафры, начался конфликт, и в нем принимали участие даже жрецы и народ. Считается, что одна из жен Хуфу – та, что стала матерью непосредственного наследника Хуфу, Реджедефа, и многих других детей, – была ливийкой. Теория о ее ливийском происхождении была основана на изображении царицы Хетепхерес II, супруги Хуфу, в гробнице ее дочери, царицы Мересанх III, в Гизе. Здесь она изображена с белокурыми волосами и голубыми глазами. Другая любопытная черта – необычные платья, которые носили женщины в этой семье: на этих платьях над плечом был какой-то треугольный, будто накрахмаленный выступ. Наши знания не позволяют с уверенностью утверждать, действительно ли этот стиль одежды, белокурые волосы и голубые глаза безо всяких сомнений доказывают ливийское происхождение семьи. (И, между прочим, белокурые волосы могли быть и париком.) Порядок наследования среди потомков Хуфу не всегда ясен. Реджедеф был непосредственным преемником своего отца. За ним следовал другой сын Хуфу – Хафра. После смерти Хафры опять начались разногласия между двумя ветвями семьи Хуфу. Из Туринского папируса и других источников мы знаем, что промежуток между царствованиями Хафры и Менкауры был достаточно кратким. Два царя правили на протяжении пяти лет; они, возможно, происходили из той ветви семьи, к которой принадлежал Реджедеф. Несомненно, за свое краткое, беспокойное царствование они не нашли времени, чтобы строить пирамиды. Возможно, они остались жить после своего поражения или отречения и были погребены в обычных мастабах в некрополе Гизы. (Рейзнер пытался определить этих царей и распознать египетские формы их имен из греческих форм.) Надпись, обнаруженная на скале в Вади-эль-Хаммамате в 1950 г., дает нам важную, хотя и достаточно загадочную информацию на этот счет. Здесь приведен перечень царских имен, написанный в картушах. Они расположены следующим образом: Хуфу, Реджедеф, Хафра, Хорджедеф и Бауфра. Хотя надпись датируется не позже чем Двенадцатой династией, она должна быть основана на достоверной информации, поскольку согласуется с тем, что мы знаем из Туринского папируса, Манефона и других источников. Хорджедеф был сыном Хуфу и был погребен в большой мастабе к востоку от Великой пирамиды[27]. Что касается Бауфры, никаких его памятников не сохранилось. Однако нам известно о двух сыновьях Хуфу, которых звали Хнумбаэф и Хорбаэф[28]. Один из них после восшествия на трон мог принять имя Бауфра. Как мы уже знаем, в папирусе Весткар история, рассказанная царевичем Бауфрой, идет за историей Хафры и предшествует истории Хорджедефа. Трудно сказать, действительно ли эти люди занимали трон и каждый из них единолично правил страной. В Египте были беспорядки, и они могли править только в последние годы царствования Хафры или в ранние годы правления Менкауры. Однако они были признаны законными властителями составителем Туринского папируса и тем, кто написал надпись в Вади-эль-Хаммамате, и их имена также встречаются в работе Манефона. Мы знаем, что за Менкаурой на трон взошел его сын Шепсескаф, чья необычная гробница радикально отличается от формы пирамиды. Она послужила моделью для гробницы одной из дочерей Менкауры, царицы Хенткавес, которую мы можем считать связующей нитью между Четвертой и Пятой династией. ПИРАМИДА РЕДЖЕДЕФА В АБУ-РОАШЕРеджедеф, непосредственный наследник Хуфу, построил свою пирамиду в Абу-Роаше, примерно в 5 милях к северу от пирамиды своего отца в Гизе. Мы не знаем, почему он выбрал такое отдаленное, заброшенное место, на высоко вздымающемся выступе плато. Рейзнер и многие другие ученые видят в этом поступке результат раскола в царской семье. Некоторые даже подозревают, что Реджедеф убил законного наследника трона, царевича Каваба, чья мастаба находится к востоку от Великой пирамиды в Гизе. Однако это обвинение ничем не подкрепляется. Место, которое Реджедеф выбрал для своей пирамиды, господствует над всей округой и уже использовалось в качестве некрополя еще со времен Первой династии. Оно было частью огромного некрополя Мемфиса и из-за своего господствующего положения вполне логично было выбрано для пирамиды. Была ли какая-то чужая кровь в той ветви семейства, к которой принадлежал Реджедеф, или нет, мы не видим никакого иноземного влияния в его памятниках в Абу-Роаше и никаких инноваций, которые могли бы заставить нас думать, что в религиозных или архитектурных традициях, унаследованных от времен Снофру и Хуфу, произошел какой-то перелом. Любопытствующие путешественники посещали Абу-Роаш еще с начала XIX в. Однако никаких исследований, имеющих научную ценность, там не проводилось вплоть до 1939 г., когда Перринг и Виз включили эту местность в свои исследования. Описания и иллюстрации Перринга показывают, что в те дни надземные части были в большей сохранности, чем мы можем видеть сегодня. Петри говорит, что в его время комплекс пирамиды использовался в качестве каменоломни; ему сказали, что ежедневно отсюда уходят 300 верблюдов, нагруженных камнями. Несколько разбросанных блоков известняка немного к западу от современной деревни Абу-Роаш, возможно, отмечают все еще нераскопанный нижний храм. Отсюда начинается, возможно, одна из самых великолепных дорог к пирамидам (рис. 36). Эта восхитительная постройка длиной 1,5 километра идет на юго-запад и поднимается на высоту около 12 метров над пустыней, где соединяется с плато. Мы не знаем, была ли она огорожена стеной или крышей, поскольку подробных исследований еще не проводилось. Как и в случае с Ломаной пирамидой в Дахшуре, дорога, судя по всему, кончалась близ северо-восточного угла ограды пирамид; только северо-западный угол стены теменоса сохранился до сих пор.
На восточной стороне пирамиды сохранились остатки заупокойного храма, раскопанного французом Э.С. Шассина в 1901 г. К сожалению, результаты его раскопок никогда в деталях не публиковались. К югу от пирамиды и, очевидно, в пределах стены теменоса находилась маленькая пирамида, теперь почти полностью разрушенная. К югу от заупокойного храма на восточной стороне находится большая, вырубленная в скале яма для лодки. Она сориентирована с севера на юг, и длина ее составляет 35 метров, ширина – 3,75 метра (в самом широком месте), а глубина – 9,3 метра. На дне, среди наполнявшего яму мусора, Шассина нашел три головы от статуй Реджедефа. Их грубо сбили и бросили здесь во время беспорядков, которые последовали за падением Древнего царства. (Две из этих голов теперь находятся в Лувре, одна – в Каирском музее.) Размеры пирамиды Реджедефа составляют около 100 метров (длина стороны), в настоящий момент высота ее – около 12 метров. Сохранившаяся надземная часть здания состоит из 8–10 слоев каменной кладки, покрывающих ядро из естественной скалы. Часто предполагают, что пирамида так и не была закончена, поскольку Реджедеф правил только восемь лет. Однако многие блоки красного гранита все еще лежат на своем месте на восточном фасаде, и это заставляет предполагать, что по меньшей мере три ряда кладки уже были облицованы гранитом. Чтобы дойти до этой стадии, работа должна была уже продвинуться достаточно далеко. Чрезвычайная разрушенность пирамиды, возможно, вызвана ее использованием как каменоломни, а не тем, что фараон не смог ее закончить. Обширные пространства вокруг памятника, особенно на северной стороне, буквально покрыты осколками гранита, доказывая, что гранит использовался здесь достаточно широко. В центре северной стороны пирамиды находится вход в идущий вниз коридор, длина которого составляет 48 метров, а ширина между 8 и 9 метрами (рис. 37). Этот пробитый в скале коридор, спускающийся под углом между 22° и 35°, первоначально был облицован известняком или гранитом. Он заканчивается большой погребальной камерой, размеры которой составляют 9 метров в ширину, 21 метр в длину и 9 метров в глубину. Камера и идущий вниз проход к ней теперь находятся под открытым небом, за исключением небольшого участка каменной кладки, который выдается над камерой. Первоначально стены были облицованы известняком или гранитом толщиной около двух метров, что должно было уменьшать размеры комнаты до 17 метров в длину и 5 метров в ширину. Согласно Петри, облицовка была снята в период правления Мухаммеда Али. Перринг полагал, что над крышей камеры были разгрузочные камеры, подобные тем, что находятся в Великой пирамиде.
Согласно Лепсиусу, в Абу-Роаше находилась еще одна пирамида. Она была расположена к северу от деревни, непосредственно к востоку от группы мастаб. Никаких следов ее теперь уже не видно, но Лепсиус говорит, что она была построена из глинобитных кирпичей и имела высоту 17 метров. Издание путеводителя Бедекера по Египту 1929 г. говорит, что кирпичная надземная часть этой пирамиды была полностью снята, однако вырубленное из скалы основание, коридор и погребальная камера все еще существовали. Более тщательное исследование гробниц поблизости от нее может помочь определить владельца этой пирамиды. Абу-Роаш нуждается в дальнейших раскопках. Нижний храм Реджедефа никогда еще не исследовался, хотя его местоположение известно, и сам заупокойный храм также нуждается в дополнительном изучении. Присутствие одной ладьи говорит о том, что должны были быть и другие. Следует помнить, что сам Реджедеф доделал одну из ям для ладей Хуфу, как показывают открытия в Гизе в 1954 г. ВТОРАЯ ПИРАМИДА В ГИЗЕ (ПИРАМИДА ХАФРЫ)Вторая пирамида в Гизе, построенная Хафрой, вторым сыном Хуфу, обладает наиболее хорошо сохранившимся пирамидным комплексом во всей группе пирамид Гизы. Нижний храм расположен на краю песчаной долины близ современной деревни Назлет-эль-Самман; в более старых публикациях он также именуется Храмом сфинкса, поскольку находится непосредственно к югу от этого памятника. Этот храм, некогда погребенный в песке, был впервые обнаружен Мариеттом в 1853 г., хотя он и расчистил только часть внутренних помещений. Тогда храм не считался отдельным зданием. Именно Мариетт обнаружил великолепную диоритовую статую Хафры, которая теперь является одним из украшений Каирского музея. Уво Хелынер понял истинное значение нижнего храма и полностью раскопал его в начале XX века. Фасад нижнего храма обращен к востоку. У входа находится набережная, которая выходит на канал, идущий с севера на юг. Южный конец канала проходит под туннелем, построенным из массивных известняковых блоков, и, очевидно, проходит под позднейшим храмом (судя по всему, это храм Осириса, повелителя Ра-Сэтау). Этот храм упомянут на стеле и граффити в храме Исиды близ Великой пирамиды. Канал никогда не раскапывался, и его северный конец исчезает под кучей песка к северо-востоку от самого Храма сфинкса. Нижний храм построен вокруг ядра из массивных блоков местного гранита, покрытых искусно обтесанным и отполированным красным гранитом. Почти все угловые блоки вырезаны в форме буквы L. Поэтому на внутренних углах храма не нужны были вертикальные соединения, что обеспечивало храму большую прочность. Основная часть гранитной облицовки наружной стороны здания была снята, но облицовка внутри сохранилась почти нетронутой. Алебастр использовался для пола здания, а также для стен некоторых небольших комнат. В храм можно было попасть через два дверных проема в восточном фасаде, один на севере и один на юге (рис. 38). Хелынер полагал, что длинные углубления в плитах пола по бокам этих дверей служили для постаментов сфинксов, которые стояли парами перед каждым входом. Обе двери выходят в длинный узкий вестибюль. Именно в этом входном проходе (теперь заполненном) Мариетт нашел диоритовые статуи Хафры. Дверь в центре западной стены открывалась в зал в форме буквы Т. Его крышу первоначально подпирали 16 квадратных колонн из красного гранита. Вокруг этого зала стояли 23 статуи царя, места для которых все еще видны на полу. Этот зал, теперь находящийся под открытым небом, первоначально освещался небольшими окнами под потолком, устроенными так, что из каждого лился поток света на одну из статуй. Из юго-западного угла зала небольшой коридор вел к шести кладовым с низким потолком. Они построены в два этажа: три нижних сделаны из прекрасно отполированных плит красного гранита, три верхних – из алебастра.
Из северо-западного угла зала узкий проход вел вверх к выходу из храма, где начинается дорога. Примерно на полпути насыпь справа (с севера) ведет на плоскую крышу храма. Напротив него, в южной стене прохода, есть небольшая комнатка, облицованная и замощенная алебастром. Как уже было замечено ранее, омовение мертвого тела царя, а также мумификация и ритуал «Отверзания уст», возможно, проходили в этом храме. Остатки бассейнов и отверстия для столбов балдахинов были обнаружены и перед храмом, и на крыше. Дорога при пирамиде Хафры практически сплошь вырублена из скалы. На восточном конце, у нижнего храма, видны части стены, однако мы не знаем, была ли здесь крыша и были ли первоначально на стене барельефы. Эта стена спускается на плато косой линией к северо-западу и сходится с заупокойным храмом близ южного конца его восточного фасада. Заупокойный храм Хафры – это большое и величественное здание, которое было раскопано экспедицией фон Зиглина в первые годы XX в. Хотя храм и лежит в руинах, он все еще окружен атмосферой торжественного величия, и его план легко различим (рис. 39). Строение мало напоминает своего предшественника, заупокойный храм Хуфу, и еще меньше – маленькие молельни Снофру и Ху. Какое-то неизвестное нам изменение в заупокойном культе царя должно было повести к таким радикальным изменениям в плане храмов при пирамидах.
Как и нижний храм, эта постройка, судя по всему, была возведена из местного известняка с облицовкой из какого-то другого материала, возможно из гранита. Пол был алебастровый. Вход ведет в узкий проход, соединяющийся на юге с двумя камерами и на севере – с вестибюлем, крышу которого поддерживали две колонны. Этот проход продолжается дальше на север, к четырем кладовым и лестнице, пробитой в толще северной стены, и оттуда ведет на крышу. От центра задней стены вестибюля проход ведет к продолговатому холлу, западная часть которого разделяется на два больших отсека. Крышу вестибюля поддерживали 14 квадратных колонн; эта черта напоминает зал с колоннами в заупокойном храме Хуфу. На северном и южном конце этого зала есть две длинные и узкие комнаты для статуй. За ними – еще один зал, крышу которого первоначально поддерживали 10 колонн. Если идти дальше на запад, посетитель в конце концов попадает в большой двор храма, который был окружен колоннадой, основанной на массивных прямоугольных колоннах, каждая из которых служила задней частью большой статуи царя. На западной стороне этого двора мы в первый раз встречаем (насколько нам известно) пять ниш, которым предстояло стать неотъемлемой чертой всех позднейших заупокойных храмов фараонов. (В храмах цариц их было только три.) Читатель помнит, что в комплексе Снофру таких ниш было шесть и они были расположены в нижнем храме. Мы не знаем, почему их стало меньше и почему их поместили в верхний храм. Несмотря на множество теорий на этот счет, у нас все еще нет четкого представления о том, как в действительности функционировал заупокойный культ фараона. К югу от ряда ниш коридор вел к пяти меньшим нишам или кладовкам, которые находились за первым рядом. На юг от них располагались две маленькие комнатки и дверной проем, который вел наружу здания. На крайнем западном конце храма находится длинное узкое святилище, в центре которого стояла большая гранитная стела, части которой можно видеть среди руин. От северо-западного угла большого двора с колоннадами проход идет к западу, ко двору пирамид. У заупокойного храма находится пять вырубленных в скале ям для ладей; узкая яма в скале к северо-востоку от храма заставляет предполагать, что их должно было быть шесть. Две пары расположены параллельно северной и южной стенам храма; их оси ориентированы на восток-запад, и они лежат нос к носу. В каждой паре западная яма сохранила первоначально покрывавшие их плиты, внутренняя часть помещения покрыта резьбой, изображающей строение деревянной лодки. Когда эти ямы были раскопаны, оказалось, что в них находятся фрагменты керамики и статуй, но какие-либо следы деревянных кораблей отсутствовали. К югу от храма была яма, также ориентированная на север – юг; неоконченная яма на северо-востоке была ориентирована точно также. В центре южной стороны пирамиды когда-то стояла маленькая пирамидка. Почти все камни ее наземной части были растащены, однако еще можно видеть вход и спускающийся вниз коридор. Хотя площадь этой пирамиды первоначально составляла лишь 20,1 метра2, вход и проход столь узки, что взрослому человеку средней комплекции трудно туда пробраться. Это снова говорит о том, что такие маленькие, вспомогательные пирамиды никогда не предназначались для захоронения или для какой-либо цели, которая требовала, чтобы кто-нибудь туда входил. Вторая пирамида была окружена с севера, юга и запада стеной теменоса, части которой все еще видны. К западу от стены расположены разрушенные параллельные стены, построенные из неотесанных камней. Они разделены отсеками на 110 маленьких комнат, которые, как полагал Петри, были бараками для рабочих, построивших пирамиды. Он считал, что здесь могли жить от 3,5 до 4 тыс. рабочих. Пирамида Хафры была одной из последних, потерявших свою облицовку. Небольшая ее часть сохранилась на вершине, и, хотя некогда белоснежный известняк выветрился и стал лиловато-коричневым, камни все еще в какой-то мере сохраняют свою превосходную полировку. Ночью они отражают белый свет луны. Участок, выбранный для постройки, резко опускался от запада к востоку, поэтому для того, чтобы подготовить его к строительству, нужен был немалый труд. Скала была вырублена на севере и западе, и огромные блоки камня, вынутые во время этих работ, были использованы на южной и восточной сторонах, чтобы заполнить углубления в плато. Первоначальная высота пирамиды составляла 143,5 метра, а длина стороны – 251,5 метра с углом наклона в 53°10?. Вход был долгое время скрыт, и путешественники в старину тщетно искали его. Некоторые даже думали, что в пирамиде вообще нет внутренних коридоров или камер. Только в 1818 г. итальянскому археологу Джованни Бельцони удалось найти вход и добраться до погребальной камеры. Фактически у этой пирамиды два входа на северной стороне (рис. 40). Тот, что открыл Бельцони, находится на расстоянии 11 метров от земли. Другой вырублен в скале на уровне земли в нескольких метрах от пирамиды. Обычно считается, что существование двух входов вызвано изменением плана в ходе постройки. Такое объяснение представляется неубедительным. Я лично считаю, что наличие двух входов в этой и других пирамидах связано с погребением царя. Один вход и те галереи, которые вели от него, были тщательно построены из камня и укреплены большими, тяжелыми порткулисами, другой служил для входа и выхода рабочих и позднее был заблокирован.
Внутреннее устройство пирамиды очень просто. Вход Бельцони – с его именем и датой открытия, написанными над ним, – ведет к проходу со стенами и кровлей из красного гранита. Он спускается под углом 26° к горизонтальному проходу, который закрыт вертикально опускающейся гранитной порткулисой. Нижний вход также ведет к спускающемуся коридору с наклоном 22°. Судя по всему, это и был первоначальный вход, поскольку спускающийся коридор кончается порткулисой; затем следует горизонтальный коридор и другой спускающийся проход, заканчивающийся пустой, вырубленной в скале погребальной камерой. Горизонтальный проход идет дальше и, после другой порткулисы, опять идет вверх. Он соединяется с проходом, ведущим от верхнего входа, и оба сливаются в длинную горизонтальную галерею, вырубленную в скале, которая кончается последней погребальной камерой. Нижняя часть этой камеры вырублена в скале, однако верхняя ее часть и заостренная крыша вдаются в самое сердце пирамиды, почти полностью под ее центром. Стены и крыша комнаты сделаны из белого известняка. На полу в дальнем (западном) конце комнаты установлен саркофаг. Он сделан из великолепно отполированного гранита. Его длина составляет 2,6 метра, ширина – 1,5 метра, глубина – около метра. Когда его обнаружил Бельцони, он был открыт, и его крышка лежала на полу. Перринг и Виз обнаружили, что крышка, которая входила в пазы на концах саркофага, первоначально была запечатана какой-то расплавленной смолой, следы которой остались в пазах. На южной стене комнаты написано имя Бельцони и дата – 1818. ТРЕТЬЯ ПИРАМИДА В ГИЗЕ (ПИРАМИДА МЕНКАУРЫ)Пирамида Менкауры – самая южная в группе пирамид Гизы. Ее небольшие размеры скрадываются из-за великолепного вида гранитной облицовки, которая покрывает по меньшей мере 16 нижних слоев кладки. Заупокойный храм был задуман большим и великолепным, но Менкаура умер до того, как была закончена облицовка пирамиды, так что заканчивать памятники пришлось его наследнику, Шепсескафу. Он сэкономил на пирамидном комплексе своего отца, построил его из глинобитных кирпичей и даже не попытался построить большую пирамиду себе. Третья пирамида привлекала внимание путешественников. Геродот рассказывал ходившую в его время историю о том, что она-де была построена куртизанкой Родопой; однако у него было достаточно исторического чутья, чтобы отбросить эту версию, основываясь на древности памятника и том факте, что у подобной женщины не хватило бы средств, чтобы построить пирамиду. В новое время Третья пирамида была включена в описание Бертона, и ее план и профиль были опубликованы в Description de l'Egypte. Первые научные раскопки здесь были предприняты Перрингом и Визом в 1837 г.; судя по всему, они были первыми людьми в новое время, кто проник внутрь этой пирамиды. Рейзнер проводил обширные раскопки близ этой пирамиды, в основном в заупокойном и нижнем храме, однако участки к северу и югу от памятника еще не были должным образом исследованы, и, вероятно, там есть и другие памятники, в том числе, возможно, и ямы с ладьями, все еще ждущие открытия. Нижний храм Менкауры находится близ мусульманского кладбища деревни Назлет-эль-Самман, и город пирамид, который сливается с комплексом царицы Хенткавес, идет под современными могилами. Храм построен из глинобитных кирпичей, с основаниями колонн, мощеным полом (отчасти) и порогами из известняка. Его восточный вход открывался в небольшой вестибюль, крышу которого поддерживали четыре колонны (рис. 41). На каждой стороне – по четыре кладовых, открывающихся в коридор, который идет по ширине здания и сходится с другим длинным коридором на юге. Дверной проем в центре задней стены вестибюля ведет в большой двор. Двор был вымощен глинобитными кирпичами. Стены, также из глинобитных кирпичей, были украшены нишами. Через его центр, с востока на запад, идет узкая дорожка из известняковых плит. К югу от нее – бассейн из известняка, из которого крытый известняковый слив идет наискось, назад под дорожку. Западный конец дорожки заканчивается у входа во двор с колоннами и нишей, крышу которой поддерживают шесть колонн. За ними – святилище и множество небольших комнат, в том числе шесть, похожих на те, что были в нижнем храме Снофру. Именно в южной комнате Рейзнер нашел великолепные статуи-триады Менкауры из аспидного сланца, а также фрагменты других статуй. (На каждой «триаде» представлен Менкаура, по бокам которого стоят богиня или бог и божество нома.)
Судя по всему, между главной частью храма и дорогой не было никакого прохода. Вместо этого коридор шел вдоль южной стороны здания, поворачивал на север, и затем снова шел к западу и соединялся с дорогой – и это также напоминает о нижнем храме Снофру. Дорога была построена из массивных блоков местного известняка, замощена, окружена стенами из глинобитных кирпичей и покрыта крышей из пальмовых бревен. Она соединялась со стеной теменоса, окружавшей комплекс. Заупокойный храм Менкауры достаточно хорошо сохранился, и его основной план нетрудно понять (рис. 42). Основная каменная кладка стен состоит из огромных блоков местного известняка, которые первоначально должны были быть облицованы изнутри гранитом. Длинный входной коридор, построенный из глинобитных кирпичей, ведет в большой центральный двор. Здесь стены были облицованы глинобитными кирпичами и еще одним, последним слоем известняка. В центре двора располагались бассейн и система стоков. На западной стороне двора находится зал с нишами, где первоначально были шесть гранитных колонн. За ним – длинная узкая комната, напоминающая святилища в храмах Пятой династии и позднее. К югу от этого – большой участок, строительство которого так и не было завершено. От северного конца зала с колоннами проход ведет к пяти маленьким комнаткам.
Западный конец храма состоит из святилища или храма для приношений, построенного напротив фасада пирамиды. Оно было замощено красным гранитом, а большая прямоугольная выемка в полу, возможно, отмечает место ложной двери и стола для приношений. Непосредственно к востоку находится коридор с колоннами из известняка. Последний, как и несколько комнат из известняка на севере (также построенных напротив пирамиды), – поздняя постройка, относящаяся, возможно, к Шестой династии. К северу от этих сооружений – много комнат из глинобитных кирпичей. Единственным свидетельством того, каким величественным было первоначально задумано это здание, являются гранитные части его конструкции, особенно стены из черного гранита в северном коридоре. К югу от Третьей пирамиды находятся три малые пирамиды, одна из которых, возможно, была обычной вспомогательной пирамидой. Они также были исследованы Перрингом и Визом. Самая восточная из трех (рис. 43) имеет 10 метров в высоту, длина стороны – 36 метров. Она построена из больших блоков местного известняка, видимо, без добавочных блоков, и была отчасти облицована красным гранитом. Вход на северной грани, теперь недоступный, ведет в спускающийся вниз проход, завершающийся погребальной камерой. На западном конце комнаты в полу утоплен саркофаг из красного гранита. К востоку от этой пирамиды находится небольшая молельня из глинобитных кирпичей. Некоторые египтологи полагали, что эта пирамида принадлежала царице Хамерернебти, сестре-супруге Менкауры, женщине, которая изображена вместе с ним в знаменитой скульптурной группе, находящейся ныне в Бостонском музее изящных искусств.
Высота центральной пирамиды составляет 9 метров, длина стороны – 36 метров (рис. 44). Она построена из местного известняка с четырьмя добавлениями, и незаметно, чтобы она когда-либо была облицована. Вход все еще доступен и находится на северной стороне, однако на данный момент нижний конец идущего вниз коридора практически завален. Он ведет в погребальную камеру, в которой Перринг и Виз обнаружили небольшой гранитный саркофаг со скелетом молодой женщины. На одном из камней в этом помещении была пометка из каменоломни с именем Менкауры. Небольшая молельня из глинобитных кирпичей была обнаружена к востоку от пирамиды.
Самая западная из малых пирамид, также 9 метров высотой с длиной стороны 36 метров (рис. 45), была построена с заполненными слоями из больших блоков местного известняка. Опять-таки здесь нет никаких следов облицовки. Ее вход сейчас заблокирован. Он вел в спускающийся вниз коридор, прихожую и погребальную камеру. Очевидно, здесь не было найдено никаких следов погребения, и вполне возможно, что это вспомогательная пирамида комплекса Менкауры. Как у двух других, у этой пирамиды была небольшая молельня из глинобитных кирпичей на восточной стороне.
Пирамида Менкауры была построена на склоне плато, и место было выровнено с помощью каменной кладки из известняка. Большая часть ее первоначальной гранитной облицовки остается на месте, но, за исключением участка, образующего задний двор заупокойного храма и нескольких блоков вокруг входа, все эти блоки остались необтесанными, что говорит о том, что блоки облицовки посылали из карьера грубо вытесанными и шлифовали только тогда, когда ставили на место. Согласно Геродоту, эта облицовка из «эфиопского камня» распространялась на половину высоты пирамиды. Как и другие пирамиды Гизы, Третья пирамида потеряла большую часть своей поверхности из белого известняка, и сама постройка сильно пострадала, особенно на северной стороне. Говорят, что в 1196 г. один из мусульманских правителей Египта намеренно пытался уничтожить эту пирамиду, но ему пришлось оставить эту идею из-за слишком больших расходов. Размеры постройки следующие: длина стороны – 108,5 метра, первоначальная высота – 66,5 метра; угол наклона – 51°. Вход, как обычно, расположен на северной стороне, примерно в четырех метрах над основанием, на четвертом ряду каменной кладки (рис. 46). Спускающийся вниз коридор с наклоном 26°2? имеет 31 метр в длину, он выложен и покрыт гранитом – от входа до того места, где упирается в скалу. Вестибюль внизу с облицованными камнем стенами ведет в горизонтальный проход с тремя порткулисами. За ним находится погребальная камера, где Перринг и Виз обнаружили деревянный гроб, который, как считалось в то время, принадлежал Менкауре. Надпись на нем гласит: «Осирис, царь Верхнего и Нижнего Египта, Менкаура, да живет он вечно. Рожденный в небе, зачатый Нут, наследник Геба, его возлюбленный. Твоя мать Нут распростирается над тобой во имя ее «Небесной тайны». Она сделала тебя богом, во имя тебя, «бога», о Царь Верхнего и Нижнего Египта, Менкаура, да живет он вечно». Эта надпись – вариант хорошо известного пассажа из Текстов пирамид. В гробу содержались останки мумифицированного тела человека, возможно Менкауры. И мумия, и фрагменты гроба теперь находятся в Британском музее.
Очевидно, эта пирамида первоначально была задумана в гораздо меньших масштабах, поскольку здесь есть и другой идущий вниз проход. Он открывается с верхней части северной стены погребальной комнаты и идет наверх к тому, что некогда было основным входом, но теперь является тупиком. От западного конца пола погребальной камеры, выложенный гранитом, проход ведет на запад к лестнице, затем вниз к камере, содержащей шесть ниш. (Эта планировка напоминает подземные части гробниц царя Шепсескафа и царицы Хенткавес – детей Менкауры.) Ближе к западу расположена еще одна великолепная погребальная камера со стенами и крышей из красного гранита (рис. 46). Сначала в этом помещении была заостренная крыша, а потом плиты выдолбили, им придали изогнутую форму, в результате чего получился сводчатый потолок. Именно здесь Перринг и Виз обнаружили прекрасный базальтовый саркофаг царя (рис. 47). У него были панели в стиле «фасада дворца», типичные для Древнего царства, и, несомненно, он был современен пирамиде. Саркофаг был отправлен в Англию, однако пропал по дороге, когда корабль, на котором его везли, потерпел крушение близ побережья Испании. «МАСТАБА ФАРАОНА» Гигантские пирамиды и храмы, которые строили потомки Снофру, нуждались в огромном количестве жрецов и больших вкладах, чтобы культ их строителей продолжался. Следовательно, возрастало и влияние гелиопольских жрецов. Мы находим имя солнечного бога Ра в царских именах начиная со Второй династии. С начала Пятой династии цари добавили новый титул к уже существовавшим четырем – «Са-Ра», то есть «Сын Ра». Хотя сын Менкауры Шепсескаф начал свое царствование с того, что достроил памятники своего отца, думается, что он чувствовал давление со стороны жрецов и предпринял некоторые шаги, чтобы ограничить их власть. К сожалению, у нас нет никаких документов, в которых рассказывалась бы история столкновения между дворцом и клиром, однако мы можем видеть один из его результатов. С эпохи Джосера царей хоронили в пирамидах, которые были символами поклонения солнцу. Три поколения строили свои царские гробницы на плато в Гизе. Однако Шепсескаф решил построить царскую гробницу другого типа и выбрал место на полпути между Ступенчатой пирамидой Джосера и пирамидами Снофру, которое теперь известно как Южная Саккара. На возвышенном месте, с которого открывался великолепный вид на поля вокруг большого, процветающего города, Шепсескаф построил свою царскую гробницу – «Мастабу Фараона», форма которой полностью отличалась от тех, что использовали его предшественники. Это была ни пирамида, ни настоящая мастаба: она имела форму гигантского прямоугольного саркофага и чем-то напоминала гробницы царей Первой и Второй династий (рис. 48). Ее размеры составляли 100 ? 72 метра, высота – 18 метров. Постройку окружает стена теменоса, на восточной стороне находится заупокойный храм. Дорога ведет вниз, к нижнему храму, пока не раскопанному.
Вход в подземные помещения находится в середине северной стороны. Он ведет в длинный, идущий вниз проход и горизонтальный коридор, в конце которого находится прихожая. Направо – погребальная камера, налево – несколько кладовых (рис. 50). План ясен и четок, и его выполнение, как и обработка камня, великолепно (рис. 49). Очевидно, внутренняя часть так и не была закончена, и, согласно автору последних раскопок, она никогда не использовалась для погребения.
Лепсиус осматривал «Мастабу Фараона» в 1843 г., затем в нее в 1858 г. входил Мариетт. Тщательные раскопки здесь провел в 1924 г. Жекье и обнаружил, что она была построена для Шепсескафа. Молельня была сильно разрушена, так что полное имя владельца на ней так и не было найдено. Однако надпись с последней частью имени была написана на пьедестале, и Жекье решил, что это имя Шепсескафа, поскольку его имя и культ упоминались в соседних частных гробницах. (Любопытно, что при написании имени этого царского сооружения обычно употреблялся детерминатив «пирамида», как и в других именах пирамид. Лишь в нескольких случаях детерминатив написан в правильной форме саркофага, то есть истинной формы постройки.) Шепсескаф царствовал только четыре года. Другой царь, по имени Джедефпта (Тамптис), очевидно, правил после него два года. Неизвестно, принадлежал ли он к той же семье. Великая династия, основанная Снофру, прошла зенит своей власти и художественных достижений, и борьба между двумя ветвями семьи привела к краху. Однако перед тем, как перейти к пирамидам Пятой династии, мы должны кратко упомянуть последнюю царицу Четвертой династии. ГРОБНИЦА ЦАРИЦЫ ХЕНТКАВЕСЦарская гробница Шепсескафа послужила прототипом для другой гробницы, которая была построена в Гизе к югу от Второй пирамиды. В течение многих лет она оставалась безымянной и на картах некрополя была помечена как «пирамида Лепсиуса 100». Селим Гассан вел здесь раскопки в сезон 1931–1932 гг. Теперь очевидно, что она была построена царицей по имени Хенткавес, матерью двух царей. Архитектор спланировал гробницу в форме большого саркофага, стоящего на массивной базе из природной скалы, в которую была врезана молельня. Как и в случае с пирамидой Хуфу и сфинксом, он взял за основу уже существовавшие выходы. Каменные стены молельни были облицованы блоками из известняка. Вход в подземную часть памятника открывался к западу от второй комнаты этой молельни и вел вниз, в погребальную камеру с небольшими боковыми комнатами, использовавшимися в качестве складов. Каменное основание этой большой гробницы почти квадратное; его размеры составляют 45,5 метра (длина стороны), а высота – 10 метров. Внешние стороны были первоначально заглубленными, но затем их облицевали высококачественным известняком. Размеры верхней структуры составляют 27,5 ? 21 метр, высота – 7,5 метра; она состоит из семи рядов блоков местного известняка. Около памятника, закрытого окружавшей его стеной, была вырубленная в скале яма для ладьи в юго-западном углу, а под мусором могли быть и другие. Множество кирпичных построек находятся спереди и к востоку от гробницы царицы Хенткавес. Они служили в качестве кладовок и домов для жрецов, но пока еще не были раскопаны, потому что они заходят под современное кладбище в деревне Назлет-эль-Самман. Из надписей, найденных на дверном проеме гранитной молельни и на стеле, мы узнаем, что царица Хенткавес была матерью двух царей Верхнего и Нижнего Египта и что сама она занимала выдающееся место в стране. Гассан назвал ее гробницу «Четвертой пирамидой»; он полагает, что царица фактически правила страной. Однако невозможно назвать эту постройку пирамидой – это слово обозначает особую геометрическую фигуру и его нельзя применять к каждой царской гробнице, вне зависимости от ее дизайна. Надписи не говорят, что Хенткавес правила страной: ее имя не написано в картуше, у нее нет обычных царских титулов, она носит обычную диадему с коршуном, такую же как у других жен и дочерей фараона, а не царскую корону. Однако эта гробница гораздо величественнее, чем погребение любой другой царицы Четвертой династии, в ней есть много интересных и необычных черт. Хенткавес была, скорее всего, дочерью Менкауры. Она определенно была королевской крови и владела правами наследования. Для ее гробницы образцом послужила могила Шепсескафа, однако она предпочла быть похороненной вблизи пирамиды ее отца и великих предков. Фактически она была связующим звеном между Четвертой и Пятой династиями, и весьма вероятно, что она была матерью первых двух царей Пятой династии – Усеркафа и Сахуры[29]. Ее надписи не называют ее «супругой царя» и не упоминают о ее муже. Это заставляет предполагать, что он не принадлежал к царской семье; ввиду явного возрастания влияния солнечного культа в эпоху последующей Пятой династии можно полагать, что он был верховным жрецом бога Солнца в Гелиополе. Может быть, существует связь между царицей Хент-кавес и уже упомянутой нами легендой, которая приписывает Третью пирамиду в Гизе Родопе – «розовощекой». Геродот не верил в эту историю, но ее повторяли и Диодор, и Страбон, который говорит, что пирамиду построили любовники куртизанки. Легенда ли это, плод воображения или же неправильно понятая и преувеличенная история, основанная тем не менее на факте? Из текста Африкана мы знаем, что Манефон упоминал царицу, правившую в конце Шестой династии, которая построила Третью пирамиду. Ее имя было Нитокрида, и она была самой прекрасной женщиной своего времени с прекрасным белоснежным лицом. Единственное возможное объяснение для легенды, которую пересказывает Геродот, – то, что существовала история о прекрасной и могущественной царице, похороненной на плато в Гизе. Эпитет «розовощекая» вызвал непонимание, которое привело к отождествлению этой царицы с Родопой, и Манефон в своем рассказе мог ошибаться, поместив эту царицу в конце Шестой династии вместо Четвертой. Таким образом, Хенткавес, скорее всего, и есть царица, упоминаемая в этих историях, которые передавались еще две тысячи лет после ее смерти. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|