Юность Олава Харальдссона

История Олава Харальдссона излагается мной здесь по «Кругу земному»[19] Снорри Стурлусона (где она представлена наиболее полно), с учетом данных исландских анналов. Основным источником сведений по ранней истории Норвегии послужил для анналов именно «Круг земной», так что датировки должны, как правило, совпадать, хотя ниже и будут указаны отдельные расхождения.

Олав Харальдссон – праправнук по мужской линии основателя династии норвежских конунгов Харальда Прекрасноволосого (умершего, согласно анналам, в 931 г.); троюродный племянник своего предшественника Олава Трюггвасона; четвероюродный брат своего преемника Харальда Сурового Правителя.[20]

Олав родился в 995 г., в тот год, когда его отец, Харальд Гренландец, конунг в Вестфольде, был сожжен (вместе с неким конунгом Висивальдом из Аустрвега) шведской королевой Сигрид Суровой.[21] Мать Олава, Аста Гудбрандсдоттир, вскоре после гибели Харальда Гренландца вышла замуж за его троюродного брата, Сигурда Свинью, конунга в Хрингарики, который и воспитал Олава Харальдссона. По рассказу Снорри Стурлусона, Олав Трюггвасон «приехал в Хрингарики, чтобы насаждать там христианство». Тогда был крещен и Олав Харальдссон. Олав Трюггвасон был его крестным отцом. Младшему Олаву «было тогда три года», а старший «был тогда третий год конунгом Норвегии» [Круг Земной. С. 137], т. е. Олав Харальдссон был крещен, по хронологии «Круга земного», в 998 г.



Крещение Олава Харальдссона

Этот рассказ Снорри восходит к «Саге об Олаве Трюггвасоне» монаха Одда, поставившего перед собой, как показал Ларе Лённ-рот, цель «убедить своих слушателей в том, что не только младший, но и старший Олав занимает важное место в официальной истории скандинавского христианства» [Лённрот 2000. С. 214]:

На пятом году своего правления конунг Олав стал крестным отцом своего тезки, выведя его из святого источника, так же как Иоанн Креститель поступил с нашим Господом. И так же как Иоанн был предтечей Христа, конунг Олав Трюггвасон был предтечей конунга Олава Святого. Они прославили свое родство, как всем следует поступать, своим святым могуществом и славными деяниями, и исполнилось то, что Иоанн сказал Господу: «Тебе должно расти, а мне умаляться» [б. Тг. Oddr S, Prologus].



Олав Харальдссон

Лённрот справедливо полагает, что рассказ Одда о крещении Олавом Трюггвасоном Олава Харальдссона «не соответствует действительности» и что «эта легенда вымышлена с начала и до конца с целью построить необходимый теологический мост между двумя Олавами» [Лённрот 2000. С. 216].

«Олаву было двенадцать лет, когда он впервые отправился в поход» [Круг Земной. С. 168], т. е. это произошло в 1007 г., что отмечается и в исландских анналах.[22] Летом того же года Олав приплыл в Данию; когда наступила осень, он воевал в Швеции; а весной (1008 г.) отправился на восток на Эйсюслу (о. Сааремаа) [Там же. С. 168-170].

После серии сражений в землях финнов и на Ютландии, трех лет в Англии у конунга Адальрада (вплоть до его смерти)[23] и нескольких битв в Испании Олав проводит «в викингском походе в Валланде (во Франции. – Т. Д.) два лета и одну зиму. К тому времени прошло тринадцать лет после гибели конунга Олава сына Трюггви» [Там же. С. 175], т. е. это был 1013 год. Олав и приплывшие к своим родичам во Францию сыновья Адальрада зимуют в Нормандии, а весной (1014 г.) «подошли к Англии» [Там же. С. 178]. Олав «поплыл на .север вдоль берега Англии до самого Нортимбраланда», там он заменил свои боевые корабли на два торговых «и осенью вышел в море» [Там же. С. 179]. Итак, осенью 1014 г. Олав в Норвегии. Анналы датируют возвращение Олава в Норвегию 1014 и 1015 гг.[24]

Вернувшись, Олав изгоняет из страны ярла Хакона Эйрикссо-на. Той же осенью он сообщает Сигурду Свинье о желании отвоевать у иноземных правителей свою отчину. Мелкие конунги из рода Харальда Прекрасноволосого соглашаются признать его конунгом Норвегии и оказать ему помощь. Бонды на тинге провозглашают его конунгом. Наделенный властью по законам Упплёнда, Олав едет по стране. Он ездит по пирам всю зиму, а весной отправляется в Вик, где у ярла Свейна собиралось огромное войско уже с самого йоля. Олав вошел в Вик «в конце великого поста». Противники увидели друг друга «в субботу перед Вербным воскресеньем» 1015 г. [Там же. С. 190]. Битва у Несьяра анналами приурочивается к 1015 и 1016 гг. (в соответствии с приведенной выше датировкой возвращения Олава в Норвегию[25]).

Проиграв битву, ярл Свейн бежит в Швецию, а летом того же года – по Аустрвегу, «Восточному пути». Осенью (1015 г.) он умирает. В анналах дата его смерти совпадает с годом битвы у Несьяра. Олав к осени 1015 г. «приплыл в Трандхейм, против него никто не выступил, и он был провозглашен конунгом на тингах» [Там же. С. 194]. Таким образом, по хронологии Снорри Стурлусона, Олав с 1015 г. – единовластный правитель Норвегии.


Примечания:



1

См.: Толстой А. К. 1981. Т. II. С. 301.



2

См.: Толстой А. К. 1981. Т. I. С. 549.



19

«Круг земной», однако, имеет известные хронологические расхождения с другими источниками (см.: Brynildsen 1916).



20

Олав Трюггвасон и Харальд Суровый Правитель могут быть названы «предшественником» и «преемником» Олава Святого только в рамках династии Харальда Прекрасноволосого. Реальная последовательность смены правителей Норвегии во второй половине IX – первой половине XI в. такова: Харальд Прекрасноволосый (858–928), Эйрик Кровавая Секира (928–933), Хакон Добрый (933–960), Харальд Серая Шкура (960–975), ярл Хакон Сигурдарсон, правнук (через дочь Алов и ее дочь Бергльот) Харальда Прекрасноволосого (975–994), Олав Трюггвасон (995–1000), ярл Эйрик Хаконарсон (1000–1011), ярл Свейн Хаконарсон (1000–1015), Олав Харальдссон (1014–1028), ярл Хакон Эйрикссон (1011–1014,1028–1030), Свейн, сын Кнута Великого (1030-1035), Магнус Олавссон (1035-1047), Харальд Сигурдарсон (1046–1066). Даты достаточно условны.



21

См.: Джаксон 1993. С. 162, 210-211.



22

Cм.:IA, I(s. 16), III (s. 57), IV (s. 106), V (s. 179), VIII (s. 316).



23

Смерть Адальрада – английского короля Этельреда II (978– 1016), – в соответствии с хронологией «Круга земного», может быть приурочена к более раннему времени, нежели реальная дата, зафиксированная в «Англо-Саксонской хронике» (1016 г. – Anglo-Saxon Chronicle, 148). Вслед за Снорри, однако, и исландские анналы относят данное событие к 1010 году (IA, X, s. 468), 1011 (IV, s. 106; VIII, s. 316) и 1012 гг. (I, s. 16; III, s. 57; V, s. 179).



24

IA, 1014 г. – IV (s. 106), VIII (s. 316), X (s. 468); 1015 г. – I (s. 16); III (s. 57), VII (s. 249). А. В. Назаренко полагает, что более ранняя датировка высадки Олава на норвежском берегу – 1014 г. – покоится на свидетельстве «Круга земного», что к моменту своего изгнания из Норвегии (т. е. к концу 1028 г.) «Олав пробыл конунгом Норвегии пятнадцать лет, считая тот год, когда он правил страной вместе со Свейном ярлом» [Круг Земной. С. 334]. Более поздняя датировка – 1015 г.,– по мнению исследователя, связана с тем, что в другом месте в «Круге земном» Снорри, «со ссылкой на вису Сигвата Скальда, утверждает, что Олав правил пятнадцать „полных зим", если считать от момента его гибели» [Назаренко 1991. С. 185, примеч. 86]. Однако на указанной Назаренко странице [Круг Земной. С. 375] Снорри сообщает, что «Олав Святой был конунгом в Норвегии пятнадцать лет после того, как Свейн ярл уехал из страны. Но еще за год до этого жители Упплёнда провозгласили его конунгом». На основании этого известия датировка возвращения Олава на родину могла бы, напротив, быть смещена на 1013 год. Впрочем, собственно из висы Сигвата можно, с известными оговорками, вывести 1015 год, ибо скальд говорит, что Олав правил страной пятнадцать полных лет, прежде чем (адг) он пал в своей земле [fF, XXVII, 409], но тогда при отсчете от лета 1030 г. (дата гибели Олава – 29 июля 1030 г.) не набирается пятнадцати полных лет до осени 1015 г.



25

IA, 1015 г. – IV (s. 106), VIII (s. 316); 1016 г. – I (s. 16); III (s. 57), VII (s. 249). Лишь в анналах "Oddveria" (X) возвращение Олава приурочено к 1014 г., а битва у Несьяра к 1016 г. (s. 468).







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх