|
||||
|
VIII. Книга проблем
Задача авторов книги заключалась не столько в том, чтобы решить «загадки острова Пасхи», сколько отделить быль от небылиц, факты от выдумок, опровергнуть предвзятые мнения, «факты», которые на поверку оказываются мифами или гипотезами, относящимися скорее к жанру приключенческой литературы, а не научного исследования. Перед лицом подлинных, а не мнимых фактов мы увидим, что перед нами стоит множество самых неотложных, увлекательных, поистине захватывающих проблем, перед которыми бледнеют даже поиски таинственных «пришельцев» из-за океана с тонущего материка или из далеких миров космоса. Число проблем велико. В фольклоре острова Пасхи число «тридцать» часто выступает синонимом понятия «много». Поэтому проблематику можно условно сформулировать в виде 30 основных пунктов, хотя их, безусловно, может быть и гораздо больше. 1. Самая важная, самая решающая проблема это комплексный подход к изучению острова. Такой подход стал намечаться давно. Сначала исследователи записывали лишь предания островитян, затем доктор П. Палмер вывез и описал черепа древних жителей, Потом К. Раутледж помимо этнографических наблюдений произвела скромные раскопки, экспедиция Тура Хейердала не только использовала метод радиоуглеродного датирования, но и добыла ценный материал для палинологов — пыльцу древних растений. Но, к сожалению, в составе и этой экспедиции не было ни геолога, ни петролога, ни вулканолога. В самые последние годы геология и океанология испытывают настоящую революцию. Теория тектоники плит объясняет многие особенности строения акватории в этой части Тихого океана. Динамическая картина, которую она рисует, далеко не похожа на те представления, которые были у Л. Чабба и других ученых, бегло изучивших геологию острова Пасхи почти 50 лет назад, и на которые опирался Т. Хейердал. Верна ли теория «новой глобальной тектоники» или нет, покажет будущее. Но положение острова Пасхи на пересечении срединного хребта Восточно-Тихоокеанского поднятия и трансформного разлома неоспоримо, как и то, что остров создан вулканами. Столь же очевидно, что многочисленные (в том числе и катастрофические) землетрясения и цунами, документально зафиксированные, изменили и продолжают изменять облик острова буквально на наших глазах. Мы нисколько не удивимся, если при очередном катастрофическом землетрясении в Чили или в юго-восточной части Тихого океана опрокинутся навзничь исполины, установленные на реставрированных аху в бухте Хангароа для привлечения туристов! Скорость протекания геологических процессов на острове очень высока. Это обязаны учитывать археологи, когда они пытаются проникнуть в тайны Рапа-Нуи. Если на Русской равнине следы угольков в древних крепостях свидетельствуют о пожарах, вспыхнувших после вражеского монгольского набега, то в Средней Азии источником этих пожаров может быть землетрясение, а в районе тихоокеанского «огненного пояса» еще и вулканическая деятельность. 2. События, происходившие на острове, строго датированы, после того как он был открыт европейцами и когда его самобытная культура была почти уничтожена миссионерами, насаждавшими христианство (католичество). Все остальное распадается на звенья дат, определяемых различными науками и методами. Эти даты предстоит согласовать между собой, связать в единую цепь событий. Есть хронология геологическая. Это пять стадий вулканических извержений в развитии острова (стадия Рано-Као, Тонгарики и т. д.). Есть хронология археологическая, дающая даты трех периодов в истории острова — 386 год нашей эры, 1100 год, 1680 год. Если для ранних периодов отклонение плюс-минус 100 лет не столь уж и важно, то для последнего года оно имеет кардинальное значение (пожар 1780 года означал бы, что «длинноухие» уничтожены не до Роггевена, а после посещения Ф. Гонсалеса и перед самым появлением Дж. Кука). Есть хронология фольклорная, говорящая о сотворении острова Пасхи и «посохе Увоке», о прибытии Хоту Матуа и создании деревянных статуй при арики Тууко Ихо, о моаи и аху, возводимых при «длинноухих», об уничтожении «длинноухих» и кровопролитной войне между племенами туу и хоту-ити. Как связаны и как согласуются между собой эти три хронологии — неизвестно. Может быть, запустение острова, отмеченное археологами в конце первого периода, связано с извержением вулкана, которое, по мнению геологов, могло произойти на линии «посоха Увоке»? Наконечниками из обсидиана начинают пользоваться только после окончания первого периода. Возможно, обсидиан появился здесь недавно, после излияния лав на уже населенном острове? 3. Поистине ключевой представляется проблема составления детальной крупномасштабной геологической карты острова. Это позволит наметить и обосновать не только пять крупных стадий вулканизма, но и обосновать более дробную геологическую шкалу с тем, чтобы выяснить последовательность и длительность извержений каждого из 70 вулканов острова. Особенно важно выяснить последовательность извержений мелких вулканов, которые ныне включены в единую стадию «паразитных вулканов». Самый интересный материал могут дать те вулканы и местности, которые упоминаются в легендах и преданиях аборигенов. Может случиться, что отголоски легенд об острове Рапа-Нуи могут быть в преданиях жителей других островов. Бесспорным доказательством извержения вулканов на памяти людей может быть только находка археологических объектов или костей человека, погребенных слоем вулканического пепла. Раскопки необходимо ориентировать на пологие пепловые конусы паразитных вулканов, а также на окончания лавовых потоков. 4. Проблема касается масштаба и путей перемещения статуй и вообще каменного материала по острову. Для этого нужно досконально изучить петрологический, химический состав всех статуй и всех главных вулканических комплексов. Надо сравнить состав статуй, их постаментов и вулканических пород, на которых или рядом с которыми они стоят. Эта проблема поможет разрешить и другой вопрос: где располагались другие каменоломни на острове? Уже сейчас ясно, что кроме Рано-Рораку на острове были и другие каменоломни, так как известны статуи, вырубленные из пород, которых нет у подножия Рано-Рораку. Проблема ориентировки археологических объектов не может быть разрешена до тех пор, пока не будут выполнены строгие инструментальные измерения, привязка по странам света и к местности всех важнейших археологических объектов и прежде всего урочища Оронго и аху. Напомним, что камни Стоунхенджа долгие годы считались чем угодно, кроме своеобразного культового календаря, астрономического прибора и даже вычислительной машины. Для установления истины были сделаны квалифицированные измерения, обработка данных на ЭВМ с увязкой с главнейшими астрономическими моментами для широты юго-западной Англии, где расположены камни. Ничего подобного на острове Пасхи не сделано. Откуда же разговоры о солнечной обсерватории на Оронго? Есть же в Перу ориентированные по Солнцу объекты, пирамида Хеопса глядит своим коридором на звезду Сириус в момент ее первого появления из-за горизонта, а почему бы и на острове Рапа-Нуи не могло быть так же! Могло быть — это верно, но было ли так — это еще надо доказать. Без инструментальной проверки такой гипотезы все другие разговоры будут беспочвенными! Между прочим, и наши наблюдения над ориентировкой упавших с аху статуй тоже нуждаются в более строгой, инструментальной проверке. Измерения выполнены нами обыкновенным геологическим компасом, а его показания дают невысокую (в пределах 1–2°) точность и зависят от вариаций магнитного поля. 6. Фантасты и археологи неоднократно (Э. Денникен, Ф. Мазьер, С. Энглерт и др.) повторяют, что магнитное поле на острове необыкновенное, «гравитационное поле стягивается в узел», сюда непрерывно бьют молнии и даже падают громаднейшие метеориты. И так далее, и тому подобное. Остров Пасхи якобы попадает в особую точку Земли: на пересечение критического меридиана и не менее критической параллели. Вроде Бермудского треугольника, только он не морской, а сухопутный. Нам этого увидеть не удалось: магнитное поле (его напряженность, склонение и наклонение магнитной стрелки) в день нашего пребывания на острове оказалось абсолютно нормальным, стандартным для такой широты и долготы. Об этом сказано в опубликованных научных статьях. Можно, конечно, найти и возражения. Измерения магнитных полей на острове — настоятельнейшая необходимость. Возможно, что этот метод датировки — геомагнитный — позволит увязать события на острове Пасхи с событиями на всей акватории Тихого океана. Выражаясь языком легенд, мы сможем узнать, когда Мауи забросил свой волшебный крючок в море, когда он вылавливал свои волшебные острова, когда рыбка срывалась с крючка и уходила в пучину. Для этого нужно поднять кусочки лав с утонувших островов и определить их магнитные характеристики. 7. Бурение скважин на острове имеет первостепенное значение. Прежде всего надо пробурить насквозь озерные отложения в кратерах. Это позволит понять, когда каждый из них закончил вулканическую деятельность, когда началось отложение этих осадков и какая была на острове растительность. Пробурены только 8-метровые скважины и доказано, что верхние слои озерных отложений в кратерах Рано-Рораку и Рано-Као имеют одинаковый возраст. Но это ничего не говорит о возрасте самых нижних слоев. Ясно, что в кратере Рано-Рораку образование озера началось гораздо позже. Кроме того, интересно узнать, какие породы выполняют вулканическое жерло. Какой пробкой Вулкан заткнул «оконце» в недра Земли? Это тоже не праздный вопрос: решив его, можно узнать, какому вулкану принадлежат пеплы, слагающие разные горизонты на всей поверхности острова. 8. Проблема исследований химического состава вод в кратерах вулканов имеет не только теоретический интерес, но и громадное практическое значение. Ее решение позволит понять, почему, когда и при каких условиях образуются мощные пласты железных руд на дне океана. Воды в кратерах острова считаются дождевыми. Но так ли это? Известны многочисленные случаи, когда кратерные озера подпитываются воздымающимися так называемыми ювенильными водами (ювенильный — означает девственный, то есть впервые появляющийся на поверхности земли). Гейзерные воды или просто пар выбиваются из земли или из-под океанического дна. Что произойдет, если ювенильные воды смешаются, прореагируют с океаническими? Воды, изливающиеся на Курилах из кратера вулкана Эбеко, достигают берега, смешиваются с океанической водой и отлагают серный колчедан. Воды кратера Рано-Рораку содержат повышенные количества железа. Вокруг острова Пасхи на дне океана в пределах Перуанской котловины и особенно в пределах депрессии Бауэра обнаружены пласты жидких (содержание воды до 65 %) железных руд, которые можно выкачивать насосами на поверхность. Из такой руды можно выплавлять отличную легированную сталь. Если действительно поствулканические воды-растворы (их еще называют сольфатарные воды) выносят на поверхность железо, то поиск таких вулканогенных подводных полей означает поиск бесконечных по запасам различных руд. Археологические изыскания дают прирост запасов руд. Вот вам и отвлеченная гуманитарная наука! Это имеет отношение и к проблеме охраны природы, среды обитания. Не надо будет ни обезображивать земную твердь, ни протыкать ее стволами шахт, ни наваливать бесконечные отвалы, ни заваливать ими пахотные земли. 9. Под снабжением острова энергией подразумевается использование энергии приливов и постоянных ветров. Речь идет об оценке теплового потока. При описании кратера Рано-Рораку отмечалось развитие прожилков цеолита, минерала, образующегося из горячих растворов с температурами около 100 °C. Находка этих прожилков означает, что недавно — в геологическом смысле недавно! — остров был горячим, сквозь стенки вулканов, через трещины просачивались горячие минерализованные воды. В самом названии Пуку пухи-пухи чувствуется горячее дыхание, пыхтение вулкана, дыхание огня. Следовательно, оценка теплового потока на острове дает не только суждение времени, которое потребовалось для остывания скальных пород острова, но и указывает на новый источник энергетики. В Новой Зеландии и Исландии несколько десятилетий работают электростанции на подземном вулканическом тепле. 10. Уже многие десятилетия геофизики с помощью сейсмических волн просвечивают земные недра. Они установили, что под материками на глубине от 40 до 70 километров происходит резкая смена скоростей распространения сейсмических волн. Считается, что на этой глубине заканчивается земная кора, а ниже идет мантия Земли, в которой вещества находятся в особом состоянии. Инженер Гарин с помощью гиперболоида добирался до этой границы, чтобы под слоем оливина добывать золото. Это, конечно, фантазия, но смена состояний веществ несомненна. Человечество не успокоится до тех пор, пока не узнает, что разделяет эта поверхность, которую по фамилии югославского ученого, впервые ее открывшего, называют поверхностью Мохоровичича, или Мохо. В Советском Союзе на Кольском полуострове ведется бурение сверхглубокой скважины. Предполагается, что эта поверхность лежит на глубине около 15 километров. А на острове Пасхи поверхность Мохо находится всего в 5 километрах от уровня моря. Вот место на Земле, где величайшая загадка природы может быть разрешена. 11. Во время землетрясений и в период, им предшествующий, в земных недрах начинается или идет процесс накопления и перераспределения энергии, поля напряжений меняют свою конфигурацию, кристаллические структуры минералов разрушаются и газы, которые входили в решетку кристаллов, высвобождаются. Вдоль зон подвижек начинается выделение газов (дегазация), в том числе радиоактивных, таких как радон и торон. Имеется специальная аппаратура, позволяющая легко и надежно измерять эманирование (то есть выделение радиоактивных газов) пород. Вдоль зон, по которым идут подвижки, эманирование происходит постоянно. Именно поэтому наэманационные съемки возлагаются большие надежды, если нужно выяснить положение зон постоянных подвижек или предсказать начало катастрофического землетрясения. Велика вероятность того, что линия посоха бога Увоке и будет отмечена высоким эманированием пород на Рапа-Нуи! 12. Слово «геоморфология» означает науку о возникновении форм рельефа Земли (гея — земля, морфос — форма). Наблюдения волновых ниш в уступах Те-Хакарава, на внешней стенке Рано-Рораку были одноактными и визуальными. Хорошая геоморфологическая карта составляется на инструментальной основе, причем весьма полезны повторные прецизионные нивелировки, то есть исключительно точные измерения изменений высот через некоторые промежутки времени. Остров Пасхи ведет себя не как единая гора, не как жесткий конус или плита, а как объект, разбитый на отдельные блоки. Похоже, что вулкан Рано-Рораку когда-то откололся крупной трещиной от остальной части острова и «отплывает» от нее на восток параллельно северному берегу. Полуостров Поике медленно наклоняется: его южный берег воздымается, а северный или стоит на месте или чуть-чуть опускается. По линии «посоха бога Увоке» южный блок движется на запад, а северный — на восток. Очень любопытно, что пещеры в обрыве вулкана Рано-Као располагаются как бы ярусами, отмечающими периоды замедления вертикальных движений блоков острова. Совершенно очевидно, что вулкан Рано-Као медленно воздымается, всплывает из глубин океана. Пещера людоедов когда-то была на берегу, в нее вкатывались волны. Теперь она чуть выше уреза воды и заливается только цунами. Бесспорно, геоморфологическая карта была бы тем документом, который позволит точно оценить не только интенсивность, но и направление движения отдельных частей острова. Для археологии эта карта сослужит великолепную службу, так как поиск родовых пещер будет не случайным, а целенаправленным. Геоморфологическая карта может иметь и огромное практическое значение. На остров Пасхи выпадает в год 22 миллиона кубометров дождевой воды, а источников практически нет, кроме одного, выбивающегося во время отлива из-под уровня океана. Это восходящий источник вод. Есть каналы, по которым воды сквозь пористые породы находят путь к морскому побережью. На острове Элефант, близ Бомбея, обладающем сходным геологическим строением с островом Пасхи, найден громадный резервуар-пещера, запасов воды в которой хватает всем жителям острова. Поиски пресных вод на острове Пасхи также следует ориентировать на их скопления в пещерах. 13. Батиметрические измерения в окрестностях острова прольют свет на мифы, связанные с поисками легендарной прародины Хоту Матуа, завершат разговоры о затонувших материках. Но вот легенды о затонувших архипелагах просто так не отвергнешь: им надо меньше места и их можно найти. В книге катастроф и в книге фактов рассказывалось о разрушениях островов, о находках осколков пемз между островами Сала-и-Гомес и Рапа-Нуи. Речь шла и о том, что могут быть обнаружены новые подводные вершины на продолжении Восточно-Тихоокеанского поднятия, срединно-океанического хребта. В 1973–1977 годах семь известнейших американских океанологов — Бонатти, Харрисон, Фишер, Хоннорез, Шиллинг, Стипп и Дзентилли — исследовали хребет Сала-и-Гомес во время трех рейсов научно-исследовательских судов. В статье о результатах исследований они привели схему, на которой между островами Пасхи и Робинзона Крузо зафиксировано 65 подводных вершин, обнаруженных за последние годы. Они подтвердили мысль о том, что между упомянутыми островами действительно существовал архипелаг! Не ясно только, сколько из этих островов выходили на поверхность: на вершинах некоторых из них обнаружены мертвые кораллы, а вершины эти располагаются на глубинах от 470 до 2200 метров. К западу от острова Пасхи, между ним и островом Питкерном, также выявлены две подводные вершины. 14. Немаловажен вопрос о заселении острова Пасхи. Как оно происходило? Через цепочку островов, ныне затонувших, или переселение шло с тонущей земли, как о том говорят некоторые фольклорные данные? Исследование дна и осадков, возможно, покажет, что никаких других земель и островов в историческую эпоху в этом районе не было. Остается один путь заселения — морской, открытым океаном, решение которого тоже неоднозначно, как это показали плавания Тура Хейердала на «Кон-Тики» и Эрика Бишопа на «Таити-Нуи I» и «Таити-Нуи II». Достигнуть острова Пасхи на плоту можно как с востока, со стороны Южной Америки, так и с запада, от Полинезии. Если Хейердал пересек океан в одну сторону от Кальяо до архипелага Туамоту (то есть не попал на остров Пасхи, а проплыл далеко в стороне), то Эрик Бишоп проделал путь туда и обратно. Отважный путешественник не успел завершить начатого им дела. Он трагически погиб при высадке на берег. После Т. Хейердала полтора десятка плотов пересекали Тихий океан в том же направлении и обратном. Один из них достиг берегов Австралии. Успех предприятия зависит от точного учета ветров и течений, характера судна или плота, от сноровки навигатора и команды. В принципе на Рапа-Нуи можно попасть и от берегов Новой Зеландии, и с Галапагосов, архипелага Фиджи, а может быть даже с Аляски, Камчатки и Японии. Таким образом, вопрос, откуда шло заселение острова — с запада или востока — не доказывается путешествиями на плотах или лодках. Достичь его можно из различных точек Тихого океана, зная течения и ветры. Вопрос о первопоселенцах на острове важен не только для историков и археологов, но и для геологов и других представителей наук о Земле. Очевидно, в легендах о возникновении островов и, в частности острова Пасхи, сталкиваются две традиции: одна — от Хоту Матуа, другая — от его предшественников. Если извержение действительно имело место, оно может быть датировано по данным преданий и археологии. 16. Какова была энергия взрыва вулкана Папа Текена, если он был? Какие последствия этого взрыва на острове Пасхи и других островах? Ведь волна при взрыве Кракатау несколько раз обогнула земной шар, и малые острова были затоплены. Современные океанологи, как и археологи, ищут исторические свидетельства и доказательства взрывов вулкана Сенторин в Эгейском море, связывая его с гибелью цивилизации на острове Крит, библейскими «карами египетскими», древнегреческими сказаниями о потопе и т. п. Возможно, что и в преданиях жителей Полинезии и Южной Америки сохранились упоминания об этой катастрофе. 17. Весьма ценными могут быть раскопки не под пылью веков, в скудном слое почв, а под толщами пеплов, на окончаниях лавовых потоков, туфовых конусов паразитных вулканов. Возможно, будущие раскопки и обнаружат Геркуланум восточной Полинезии, Помпеи Южных морей. Такие исследования, как это предлагалось, надо вести в окрестностях паразитных вулканов, и прежде всего Мауна Орито, на местности Матавери, Ваи Tea, у холмов Пуна-Пао, Мауно Арои. 18. Какой-то материал могут дать исследователям и подводно-археологические поиски. Если сейчас остров воздымается с неизвестной нам пока скоростью, то ранее он мог и опускаться. Кроме того, есть места, где статуи, вероятнее всего, упали в море. Хорошо бы проследить кальдеру вулкана Папа Текена. Можно еще раз попытаться поискать окончание дорог, обрывающихся в море, но скорее всего это просто лавовый поток, расчлененный на плитки природными процессами. По мнению Н. Ф. Жирова, «заключение Тура Хейердала, что в результате исследования аквалангистов не было обнаружено продолжения дорог под водой у острова Пасхи неубедительно — оседание могло произойти на большую глубину чем та, которая доступна аквалангистам». 19. Исследование пещер острова должно проходить с участием специалистов в области спелеологии и наук о человеке, среде его обитания. Тайники могут быть обнаружены геофизическими методами, например методами волнового радиопросвечивания. Такие тайники должны обследовать спелеологи вместе с археологами. Возможно открытие тайников и методами этнографии, как это делали Тур Хейердал, Франсис Мазьер, описавшие свои приключения столь красочно и интригующе. В пещерах могут быть обнаружены новые памятники культуры. Когда русские моряки под командованием капитана Ю. Лисянского были на острове Пасхи, они одаривали островитян шнурками с русскими монетами. Здесь была оставлена бутылка с рапортом для И. Ф. Крузенштерна. Бутылка была засмолена и опечатана личной печатью капитана. Нет ли этих священных для нас предметов в тайных пещерах рапануйцев? 20. Традиции, бытующие на острове, должны быть сопоставлены с данными наук о Земле. Только в таком случае ученые смогут определить, что в легендах и мифах острова, связанное с возникновением Те-Пито-о-те-Хенуа, гибелью родины Хоту Матуа и т. п., достоверно и отражает реальные события, имевшие место на памяти островитян, а что порождено знакомством с библейскими сказаниями о потопе, гипотезами ученых о затонувших материках и т. п. Ю. В. Кнорозов считает, что легенда о боге Увоке находится под сильным влиянием гипотезы Макмиллана Брауна «которая, очевидно, впервые стала известна рапануйцам со слов самого Брауна». Вот только как рапануйцы угадали посадить все упоминаемые в легенде местности на одну тектоническую зону с паразитными вулканами? 21. Расшифровка и детальное исследование текстов кохау ронго-ронго прольет новый свет на историю Рапа-Нуи с помощью документов, составленных островитянами до знакомства с библейскими легендами и культурой европейцев. Расшифровка даст новый материал не только для археологии, этнографии, но и для всех наук, связанных с этим легендарным островом. А что если в текстах окажутся новые мифы, связанные с возникновением острова, с прибытием Хоту Матуа? Между прочим, среди иероглифов есть знак, обозначающий гору, и видоизмененный иероглиф горы, обозначающий гору с озером или кратером, то, что островитяне обозначают словом «рано». 22. В самые последние годы исследователи получили новые материалы — рукописные тетради и списки, содержащие тексты преданий, записанные латинскими буквами, и копии значков кохау ронго-ронго. Тетради эти связаны не только с проблемой расшифровки письмен острова, но и с фольклорной традицией, которая, в свою очередь, оказывается связанной с гипотезой геологов и вулканологов, не говоря уже об археологической интерпретации преданий. Вопрос, таким образом, упирается в степень достоверности сведений, полученных от последних «стариков» — знатоков кохау ронго-ронго, хранителей древней культуры, и возможности сохранения на острове древних традиций, науке пока неизвестных. Решение этого вопроса связывается с целым комплексом проблем, включая и криминалистику (похищение пленки у чилийского исследователя Оливареса; законспирированные ученики Томеники, последнего маори ронго-ронго; бегство с острова Эстевана Атана, рассказавшего Хейердалу о тетрадях, на самодельной лодке и бесследное его исчезновение в океане). Весь этот клубок, в котором переплелись криминалистика, фольклористика, археология, геология, дешифровка письмен, вулканология и многое другое, предстоит еще распутать. 23. Кто же такие были «длинноухие»? Откуда пришел обычай удлинять уши, что он обозначает, в какой связи с другими культами и обычаями находится? В последние годы советские исследователи выдвинули гипотезу о том, что отряд ареоев обосновался на острове Пасхи. Религиозно-политический союз ареоев был широко распространен в Полинезии: на имя верховного бога ареоев — Оро — указывает имя последнего «длинноухого», которого звали Оророине (наиболее вероятный перевод этого имени — «Оро поверженный»), крики «Оро! Оро!», которые, согласно преданиям, выкликали гибнущие «длинноухие». Есть и другие данные. Советская исследовательница И. К. Федорова датирует уничтожение «длинноухих» концом XVIII столетия и связывает с ним ниспровержение статуй, стоявших на аху, а также последовавшую вслед за тем войну между туу и хоту-ити. Профессор А. Метро относит эту же войну к XII веку, к эпохе Хоту Матуа. Тогда непонятно, как простояли статуи еще 6 веков? Однако в фольклоре прямо не говорится, что статуи сознательно сбрасывались с пьедесталов, есть лишь слова о том, что во время схватки была сброшена последняя статуя, стоявшая на аху Паро. Вполне возможно, что «хури моаи», войны за свержение статуй, на острове вообще не было и она сочинена задним числом, так же как придумана легенда о «рве длинноухих» и очищении от камней полуострова Поике, которых там никогда не было. Но если права И. К. Федорова и война была в конце XVIII века, то последние статуи могли быть сброшены европейцами. Это правдоподобно. Натравливать племена друг на друга, снабжать их оружием, чужими руками расчищать свое жизненное пространство — излюбленный метод всех захватчиков и миссионеров. Разве не Эжен Эйро принудил рапануйцев сжечь дощечки кохау ронго-ронго? И разве не факт, что там, где испанцы поставили на холмах три креста, нет ни одной статуи, нет ни одной ритуальной платформы! 24. Сколько же рас существовало на острове? Если на острове первыми поселенцами были меланезийцы (а тем более австралийцы!), то возникает вопрос, а какими путями они могли проникнуть на Рапа-Нуи, ибо техника их мореплавания значительно уступала полинезийской? Вот и вновь всплыла проблема «цепочек островов», «мостов суши» и т. п., облегчавших такое проникновение, то есть проблема геолого-океанологическая. Ответить на вопрос о различных языках, расах, культурах, которые могли существовать на острове Пасхи, могут только дальнейшие изыскания лингвистов и топонимистов (поиски иноязычного субстрата и его интерпретация), антропологов и археологов (древнейшие захоронения и костные останки; памятники материальной культуры и др.). Возможно, что новый свет прольет и расшифровка письмен кохау ронго-ронго. 25. Почему статуи есть не только на острове Пасхи? В створе или продолжении этого подводного хребта Сала-и-Гомес, в нескольких тысячах километров к западу, находятся острова Питкерн и Раивавае (до острова Питкерна от Рапа-Нуи около 2 тысяч километров, до Раивавае — более 4 тысяч). На этих островах тоже высекались каменные изваяния, некоторые исследователи сближают их с моаи острова Пасхи. Есть гипотеза о том, что все эти каменные статуи высекались каким-то народом-пришельцем с востока или с запада. Но, быть может, сходство статуй объясняется простым сходством вулканических туфов, образовавших острова Пасхи, Питкерн, Раивавае? 26. Какие связи существовали между культурой жителей острова Пасхи, Южной Америки и других островов? Эту проблему нужно решать в более широком контексте окружающих остров Пасхи земель и геологических структур. Это «контекст» соседних цивилизаций — древнеперуанской, полинезийской, меланезийской; «контекст» сейсмики и тектоники архипелага Галапагос, Восточно-Тихоокеанского поднятия, подводного хребта Сала-и-Гомес, района Анд и Кордильер, рифтовых зон и т. д. Только такой комплексный подход — комплексный не только в смысле различных научных дисциплин, но и в смысле широкого «контекста» соседних цивилизаций и геологических структур — может помочь решению проблем этого самого уединенного от всех земель острова. 27. Специфика острова Пасхи в том, что он одновременно и уникален, и отражает закономерности, свойственные развитию земной коры, человеческого общества, системы письма и т. д. Вот почему вопросы «генетических», родственных связей неотделимы от вопросов «типологических», от поиска универсалий: будь то социальная организация или скорость спрединга, система письма, передающего звуковую речь, или механизмы образования вулканических островов и т. п. Выявление универсалий позволит отделить то, что является результатом общих закономерностей, от того, что вызвано уникальностью острова. 28. Более 15 лет назад ректор Чилийского университета Хуан Гомес Миллас привлек внимание общественности к необходимости восстановления археологических памятников на острове и создания здесь музея. В 1960 году он учредил программу работ, а чилийский археолог Гонсало Фигуэроа произвел реставрацию двух аху. Вместе с американским археологом Уильямом Меллоем (как и Г. Фигуэроа, У. Меллой принимал участие в работе экспедиции Хейердала) он подготовил специальный доклад, и в 1967 году Международный фонд музеев и памятников при ЮНЕСКО учредил особый Комитет по острову Пасхи. К 1972 году были завершены работы еще на трех аху. Реставрационные работы, на наш взгляд, могут иметь серьезное значение и для проблем, перечисленных выше. Дело в том, что они позволяют проводить естественные эксперименты, связанные с установкой статуй на аху, возведением платформ, транспортировкой статуй, их устойчивостью по отношению к землетрясениям и т. д. Сложнейший комплекс проблем, связанных с островом Пасхи, требует привлечения специалистов из разных стран и разных областей знания, с различными точками зрения, чтобы не было того явления, которое в физике называется «возмущающим воздействием наблюдателя». Подобное явление происходило на острове Пасхи не один раз, когда исследователи стремились не к истине, а лишь доказать свою теорию! Это задача организации международной экспедиции под эгидою ЮНЕСКО или какой-то другой международной патронажной организации. 29. Назрела, видимо, необходимость создать на острове Интернациональный музей. Прежде всего решительно пресечь грабеж острова. Уникальные статуи, практически все таблички кохау ронго-ронго, оригинальные деревянные статуэтки, то есть уникальное археологические, этнографические экспонаты, культурные ценности развозятся по музеям стран, не имеющих никакого отношения к острову. Неполный перечень музейных экспонатов, документов, карт приводится в известной сводке Стефана Шовье. На острове Пасхи, может быть при музее, должна быть библиотека, в которой следует сосредоточить копии всех документов, актов, вахтенных журналов, рисунков художников, лоций, географических карт, каталогов, всех изданий, посвященных проблемам острова или его связям. Копии этой библиотеки должны быть в крупнейших книгохранилищах мира. Нельзя забывать, что остров Пасхи вулканический, и не исключена возможность, что «посох Увоке» может опуститься на него еще раз. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|