• Чудо номер один
  • Поленницы Рано-Рораку
  • Факты и мифы
  • Моаи, пукао, аху
  • Тектоника и мана
  • VI. Книга статуй

    Разгадка тайны лежит у ног этих скульптур.

    (Те Ранги Хироа. Мореплаватели солнечного восхода)

    Чудо номер один

    Остров Пасхи известен всему миру прежде всего своими гигантскими статуями. Кого они изображают? С какой целью высекали их островитяне из камня?

    Адмирал Якоб Роггевен, открывший остров, называл статуи идолами и даже оставил краткое описание ритуала поклонения статуям. Вот что писал он в судовом журнале: «Что касается их богослужения, то ввиду кратковременности нашего пребывания мы не смогли получить об этом достаточно полного представления, мы только заметили, что они разводили огонь перед очень высокими каменными статуями и садились на корточки перед ними, склонив головы, а затем складывали руки и раскачивали таковые вверх и вниз… На голове каждой статуи стояло по корзине, наполненной выкрашенными в белый цвет булыжниками». (Як. Роггевен принял за «корзины с булыжниками» пукао, «шапки» статуй).

    Дж. Кук записал, что статуи именовались местными жителями арики, то есть были воздвигнуты в честь погребенных правителей или вождей острова. Исследователь полинезийской культуры К. Моренхут считал, что великаны острова Пасхи отмечают грани земли и моря: они являются «стражами», которые предотвращают вторжение с моря. К. Раутледж сообщает, что островитяне часть статуй считали изображениями атуа, то есть богов, а часть — «портретами» живых людей. Существовало мнение и о том, что еще были статуи, которые служили межевыми столбами, отмечающими границы владений разных родов, кланов, племен. Такие статуи имели клиновидный низ, подобно затесу кола. Макмиллан Браун, считавший остров Пасхи осколком Пацифиды, высказал мнение, что статуи изображают своих творцов. Читатели «Путешествия на Кон-Тики», вероятно, помнят предложение Тура Хейердала о том, что «лица статуй имели характерные черты белой расы — прямой узкий нос и тонкие, резко очерченные губы, потому что сами скульпторы не принадлежали к малайской группе народов», а были легендарными рыжеволосыми и белокожими людьми, прибывшими на остров из Древнего Перу.

    Американец У. Томсон, побывавший на острове в конце прошлого века, считал, что статуи острова — это портреты, они высечены в память знатных лиц. Профессор А. Метро писал, что статуи, по всей видимости, изображали людей, впоследствии обожествленных. Островитяне дают многим статуям собственные имена. Но ни одно из них не совпадает с именем какого-либо полинезийского божества, ни большого, ни малого.

    По мнению Те Ранги Хироа, «первоначально каменные изваяния изображали богов и обожествленных предков, но с течением времени они приобрели декоративный характер». С. Энглерт считал, что гигантские статуи изображали не богов, а «аринга ора» — живых лиц и воздвигались в честь или в память конкретных людей, живших на острове. Наконец, Франсис Мазьер в книге об острове Пасхи предполагает, что статуи «отражали стремление проникнуть в бездну звездных ночей, когда с небосвода срываются сверкающие частички». По словам одного из поздних хранителей традиций острова Пасхи, «расположение статуй — не копия карты звездного неба, ибо все моаи Рано-Рораку священны и обращены лицом к той части света, над которой имеют власть и за которую несут ответственность».

    Как видите, имеются разные точки зрения. Нет единогласия среди исследователей и в том, каким обществом возводились каменные гиганты. Профессор Метро считал, что статуи были сооружены свободными людьми, которые были счастливы трудиться сообща. Другие исследователи, наоборот, предполагают, что над созданием гигантов трудилась многотысячная армия рабов, наподобие той, что возводила египетские пирамиды.

    В кратере Рано-Рораку можно увидеть все последовательные стадии работы над каменными гигантами. На первом этапе обозначен общий контур статуи. После этого скульпторы приступали к созданию лица и передней части туловища, переходя от них к бокам статуи, отделке длинных ушей и рук с удлиненными пальцами, сложенных на животе. Вслед за этим порода со всех сторон статуи удалялась и лишь в нижней части спины сохранялась связь, вроде каменного киля, с матерью-горой, вулканом Рано-Рораку. Однако и здесь нет полного единогласия среди исследователей, Одни считают, что статуя изготовлялась целиком в каменоломне. Другие, например Тур Хейердал, полагают, что обработка спины и затылка статуи происходила лишь тогда, когда ее спускали вниз, к подножию вулкана. Тут же наносились символические знаки на спину статуи, вроде пояса с кольцами, человека-птицы и т. п. И только когда гигант водружался на аху и увенчивался «шапкой», пукао, высекалась последняя деталь статуи, глаза, обозначенные эллиптическими вогнутыми поверхностями. Иными словами, работа над статуей начиналась в кратере Рано-Рораку, а завершалась на берегу океана.

    Чтобы попытаться решить загадку изготовления статуй, нужно прежде всего обратиться к «горе ваятелей», Рано-Рораку, и слагающим ее породам.

    Поленницы Рано-Рораку

    «Стоя на склоне горы, они смотрят с непостижимым спокойствием на море и землю, и тут сразу чувствуешь, как их контуры начинают вас завлекать, несмотря на свою упрощенность. И чем больше предаешься такому созерцанию, тем сильнее становится это ощущение, неизменное ощущение спокойного благородства, очарования и тайны. Вся картина действует особенно сильно на закате, когда огромные черные силуэты памятников, озаренные гаснущими лучами, постепенно вытягиваются на великолепном, переливчатом фоне западного горизонта».

    «Нигде мы не находимся под таким обаянием чуда как здесь… Большинство статуй еще не вполне высечено из скалы и нередко покрыто лишайниками или поросло травой или папоротником. Сначала зрителя поражает какая-нибудь выдающаяся впереди фигура. Но, приглядевшись, он с изумлением видит, что стены по обе стороны сплошь покрыты идолами, а над ним в нише стоит другая гигантская фигура; она смотрит вниз и, оказывается, что нога его покоится на огромном лице».

    «Каждый день мы ходили по лабиринту между огромных статуй, но не переставали изумляться этому дерзновенному мастерству. Чтобы полностью использовать карьер, скульпторы вырубали изваяния, накладывая их друг на друга, используя буквально все возможности материала. Они высекали их и в профиль, и наискось, и даже вниз головой».

    Так описывают Рано-Рораку и его статуи археологи и этнографы. А теперь попробуем рассказать о «горе ваятелей», взглянув на вулкан глазами геолога и петролога.

    Напомним еще раз, что Рано-Рораку это самый крупный из паразитных вулканов. Кратер вулкана несплошной. Почти широтной по направлению трещиной кратерное кольцо разбито на две неравные половины. Северное полукольцо слагается рыхлыми, сильно выветрившимися пепловыми породами, из которых нельзя вырубить кусок породы, тут можно копать грунт лопатой. Южное полукольцо выше. Это скальный выступ, образованный слоями пород различного состава. Среди слоев описаны плотные туфы, туффиты и горизонты пепловых пород. Слои пород лежат не горизонтально, а наклонно, под углом 14–16°. Эти пласты не монолитные, а разбиты системой круто падающих трещин, идущих параллельно катетам — берегам острова. Расстояние между трещинами тоже непостоянное и меняется от десятков сантиметров до 20–25 метров, но в среднем около 3–7 метров. С высоты птичьего полета рисунок трещин напоминает разграфку листов тетради в косую клетку. Это значит, что остаток кратера слагается не монолитной базальтовой скалой, а представляет собой систему блоков самого различного размера. А поскольку слои лежат не горизонтально, то и в вертикальном разрезе можно видеть ту же косую разграфку. Трещины не представляют собой идеальных плоскостей, это поверхности с плавными изгибами. Именно поэтому вся гора самой природой разбита на блоки, у которых углы обычно не прямые, а немного от них отличаются Обычно это 84–86 градусов для острых углов и 94–96 градусов для тупых. Возьмите спичечный коробок и немного искривите его по всем трем осям и вы получите реальную модель блока, из которого вытесывались истуканы — моаи.

    Высота скальной стенки составляет 90—120 метров. В ее разрезе есть по крайней мере четыре горизонта пепловых туфов, легко разрушающихся, быстро выветривающихся. Именно за счет разрушения этих пород и особенно близ и вдоль трещин идет образование делювиальных осыпей, образующих конусообразные свалы у внешнего и внутреннего склонов кратера. Угол естественного откоса таких осыпей в среднем составляет 20–25 градусов.

    Извержение вулкана Рано-Рораку не было одноактным, а происходило многократно. Когда взрыв взметает в небо раскаленную тучу пепла, камней, капель расплавленной лавы, то первыми падают на землю раскаленные глыбы и ошметки горячей, еще не остывшей лавы. Падая на землю, они часто спаиваются и образуют породу, которую геологи называют туфом, в отличие от лавового покрова, который образуется при застывании текущей лавы. Немного позднее начинают падать более мелкие куски — лапилли — вместе с крупным песком и вулканическим пеплом. Они не всегда спекаются и остаются рыхлыми. Это туффиты. Последними медленно оседают пылеватые частицы, унесенные выше других. Они успевают остыть еще в воздухе, часто низвергаются вместе с дождями и ливнями, сопровождающими извержение. Это и есть пепловые горизонты.

    При неоднократных извержениях эти слои повторяются. Между отдельными актами вулканизма рыхлые горизонты могут частично или полностью уничтожаться дождевыми потоками, разноситься ветрами ураганами. Поэтому границы слоев неровные, случайные. Взрывные камеры располагаются на разных глубинах, и при взрыве с глубин поднимаются обломки различных пород. Такие обломки, как уже говорилось, называются ксенолитами, или по-пасхальски — маеа токи. По их составу можно определить, к какому горизонту относится порода, из которой сделана конкретная статуя.

    В южном секторе вулкана Рано-Рораку выделяются три горизонта плотных пород, из которых высекались статуи, и три пепловых горизонта рыхлых пород.

    По составу верхний горизонт «В» резко отличается от двух нижних. Он представлен так называемыми тахилитовыми туфами. Это легкие (объемный вес их меньше 1,4 г/см?) мягкие туфы, которые легко сверлятся даже ручкой молотка. В них много мелких обломков ксенолитов. Именно из этого горизонта вытесаны все 117 статуй, остающихся в кратере. На внешней стороне вулкана нет ни одного великана, вытесанного из камня этого сорта. Это значит, что ни один гигант не вышел из кратера. Здесь нет статуй выше 10–12 метров, а в среднем это — 3–5-метровые; их вес в среднем составляет 5 тонн. Их перемещали только вниз по склону.

    Два нижних горизонта отличаются по составу: это туффиты и туфы андезитовых базальтов. В них кроме обломков пород встречаются обломки специфических минералов, плагиоклазов. Плагиоклазы отлично диагностируются под микроскопом по углу погасания. По этому показателю легко отличить статую нижнего и среднего горизонтов.

    Истуканы высекались, как правило, не по одному, а сериями. Древним ваятелям не было необходимости перерубать монолит, потому что монолитов не было. Они отлично умели различать трещины отдельности и использовали их для облегчения своего труда. Иногда между двумя трещинами, рассекающими серию пластов, вырубалось до 8—12 одинаковых по высоте ширине статуй. Различались они только по толщине. На острове можно видеть целые «поленницы» таких истуканов.

    Если трещины, пересекающие мощные пачки пластов, были сближены так, что получался вертикальный блок, то статуя высекалась в положении стоя. Такие статуи самые хрупкие, так как легко разламываются по напластованию, особенно при выветривании. При внимательном изучении можно достаточно точно определить место и положение, в котором была вырублена каждая конкретная статуя.

    Интересно, что рубила изготавливались тут же из крупных ксенолитов пород нижнего горизонта «А». Когда ваятели начинали высекать истукана из облюбованного блока, они не ведали, попадется ли такой ксенолит внутри, и когда он объявлялся, начатую статую бросали, отбраковывали.

    Можно утверждать, что единой каменоломни в кратере Рано-Рораку не было: статуи высекались по всему периметру южного сектора кратера в тех прослоях, которые содержали готовый блок подходящего размера. При выветривании округлые ксенолиты вываливаются и тем самым подчеркивается слоистость пород, из которых была высечена статуя. Пепловые частицы выветриваются быстрее, при этом вулканическое стекло пеплов преобразуется в глинистый минерал каолинит или монтмориллонит. Вот почему адмирал Як. Роггевен полагал, что статуи выполнены из глины, а в них для красоты и крепости аккуратно влеплены гальки, а фактически — ксенолиты.

    Статуя № 246, контуры которой отсечены с обоих боков тектоническими трещинами. Выше статуи расположена ниша, из которой вышло еще три истукана, под ней начата вырубка еще одной. Фото Ф. П. Кренделева.

    Факты и мифы

    Статуи острова Пасхи удивляют, восхищают, заставляют задумываться над тем, кто, как и зачем их изготовил. Догадки порождают не только гипотезы, но и мифы. Не древние мифы и легенды островитян (мы к ним еще вернемся), а самые настоящие «мифы от науки». Одно непроверенное утверждение переходит от одного автора к другому, порождает целую цепь умозаключений, базирующихся, по сути дела, на ошибке, рождаются гипотезы и целые «теории».

    Вот характерный пример. Кэтрин Раутледж провела элементарнейшие археологические раскопки у подножия кратера Рано-Рораку: основания некоторых статуй были очищены от слоя гравия и песка. Одна из статуй имела заостренное основание. К. Раутледж предположила, что изваяние не было предназначено для установки на аху. Альфред Метро раскопок на острове не проводил. Однако решил, что все 60 статуй, стоящих у подножия с внешней стороны Рано-Рораку, имеют такие заостренные основания. В своей монографии он объявил, что гигантские статуи были двух типов: статуи для аху, имевшие плоские основания, и статуи с заостренным книзу концом для установки у подножия Рано-Рораку в качестве межевых столбов. Те Ранги Хироа, опиравшийся на монографию А. Метро, посчитал, что речь в ней идет обо всех статуях, стоящих и лежащих, законченных и незаконченных, которые находятся в районе Рано-Рораку, и решил, что все они имеют заостренное основание. «В итоге одна (дефектная) статуя превратилась в публикациях в 230», — констатирует Тур Хейердал, которому после раскопок в районе Рано-Рораку нескольких статуй удалось показать, что статуи у подножия вулкана имеют плоское основание. Так, по мнению Т. Хейердала, был разбит миф о всех «статуях для вкапывания в землю».

    К сожалению, и работы самого Хейердала послужили материалом для мифов, связанных со статуями Рапа-Нуи. Так, в «Аку-аку» он красочно говорит о загадочном острове, жители которого «не строили ни замков, ни дворцов, ни плотин, ни причалов. Они вытесывали из камня исполинские человекоподобные фигуры, высокие, как дом, тяжелые, как вагон, перетаскивали множество из них через горы и долины и устанавливали на мощных террасах во всех концах острова» до тех пор, пока «длинноухих» мастеров-ваятелей не перебили «короткоухие» и созидательный труд не был внезапно прекращен.

    Картина романтическая и назидательная. Но не слишком ли много в ней беллетристических преувеличений, которые в сознании читателей кажутся фактами, установленными наукой?

    В самом деле, зачем жителям острова Пасхи строить плотины — ведь рек на острове нет, а дождевая вода скапливается в кратерах вулканов? Правда, «замков и дворцов» жители острова действительно не возводили. Но в их распоряжении были тысячи пещер, да и жилые дома они строили огромные, вмещающие несколько десятков, а то и сотен человек. Перетаскивали статуи «через горы и долины»? Однако долин на острове нет. И не «во всех концах острова» стоят изваяния: их нет на полуострове Поике, в пределах вулкана Рано-Као также нет гигантских статуй. Статуи, что стоят у вулкана Рано-Рораку, не были перетащены через гору — они были спущены вниз по склону вулкана. А из кратера не вышла ни одна!

    Наконец, нет никаких доказательств тому, что работы в каменоломне были прекращены внезапно. Миф этот, или по крайней мере недоказанное положение, родился давно. К. Раутледж, обнаружив в «каменоломне» множество брошенных рубил-ксенолитов, решила, что это свидетельство внезапного прекращения работ в карьере. Вслед за ней этот «факт» стал переходить от одного исследователя к другому, кочуя из книги в книгу. А между тем «факт» далеко не очевиден. В самом деле, работы в каменоломне Рано-Рораку велись в течение нескольких сотен лет. Рубила и скребки, естественно, затуплялись. Заострить каменное орудие, как мы это делаем с металлическими лопатами или ножами, дело крайне хлопотливое. Гораздо проще изготовить новое, благо что материала под рукой сколько угодно. Испорченные и затупленные инструменты попросту выбрасывались, на смену им делались новые. А куда девались выброшенные орудия труда? Естественно, они валялись рядом, на месте работы. Так из года в год, из поколения в поколение, из века в век накапливались те тысячи каменных орудий, что лежат повсюду в районе Рано-Рораку. Провалиться они не могли, здесь нет дыр. И нет почвы, чтобы укрыть их. Они не железные и не бронзовые, чтобы изойти ржавчиной. Вулкан был одновременно и рабочей мастерской, и свалкой. Эта свалка и породила впечатление внезапно брошенных орудий труда!

    В карьере Рано-Рораку обнаружено множество незаконченных статуй. Еще один «факт» в пользу того, что работы были внезапно прекращены? Имеются многочисленные доказательства того, что статуи эти, так сказать, бракованные, а не «незаконченные». Ваятели уже во время работы над статуей наталкивались на ксенолит крупного размера. Обработать его своими орудиями, сделанными из ксенолита такой же твердости, они не могли. А камня вокруг было предостаточно. Незавершенная моаи оставлялась в карьере только потому, что порода была непосильна ваятелям, а не потому, что ваятелей кто-то истребил или обрушил на их головы стихийное бедствие.

    В «Трудах Норвежской экспедиции» говорится о том, что подножие вулкана под каменоломнями завалено строительным мусором, обломками рубил, скребков и обсидиановых наконечников. Фактически это совсем не так. На внешней стороне кратера образован обыкновенный делювиальный шлейф. В геологии делювием называются скопления разрушенных ветрами, морозами, дождевыми водами обломков пород на горных склонах, сползающих под действием своей силы тяжести вниз, к подножию. Такие же осыпи располагаются под склонами кратера и особенно в тех местах, где верхние части скальнрго выступа слагаются рыхлыми туффитами и пепловыми слоями. Вершины таких осыпей всегда в точности совпадают с тектоническими зонами и не имеют никакого отношения к гипотетическим каменоломням. Такие делювиальные конусы очень удобны для спуска статуй из верхних частей скальных выступов вниз. Стоящие статуи всегда окаймляют такие конуса.

    Считалось, что все статуи однотипны и представляют собой точную копию знаменитой статуи Хоа-Хака-Нана-Иа, стоявшей в культовом городке Оронго и увезенной в Британский музей. Тур Хейердал так и пишет: «Все “серийные” изваяния следующего, среднего периода Пасхи повторяют статую из Оронго. Их отличают только значительно большие размеры, материал (туф Рано-Рораку вместо твердого базальта) и плоское основание, позволяющее установить идола на аху». И далее подчеркивает еще более решительно, что этот чисто пасхальский тип «был принят в качестве обязательного образца для сотен каменных исполинов».

    Но как же можно говорить о каком-либо каноне после обнаружения коленопреклоненной узкобородой статуи, как две капли воды похожей на ту, которая стоит около музея Папаэте на острове Таити? Эта статуя привезена сюда с острова Раиваевае. Тур Хейердал утверждает, что этот стиль присущ только культуре Тиуанако. Если даже и не принимать во внимание этих удивительных экземпляров, все остальные статуи только с первого взгляда представляются однотипными. Среди них есть и страшилища, по определению Пьера Лоти, и просто симпатичные, есть действительно длинноухие, но есть и короткоухие, широколобые и узколицые, курносые и плосконосые, коротышки и верзилы и т. д. Фактически форму, размеры и пропорции изваяний определяет отдельность туфовых пластов, размер и форма блоков, подготовленных природой. Древние скульпторы сочетали эстетическую, если можно так говорить, задачу с технической. Они строго соотносили свой замысел с фактурой камня.

    Почти во всех книгах фантастов говорится о чрезвычайной тяжести статуй, их фантастических размерах.

    Мы уже цитировали вступление к книге «Аку-Аку», где автор сравнивает статуи по весу с десятью железнодорожными вагонами. И вопрошает озадаченного читателя: «Как они управлялись со всем этим задолго до эры техники?» И не дает ответа. Франсис Мазьер говорит еще более решительно.

    «Можно предположить все что угодно, но перед лицом 22-метровой законченной статуи (высотой с семиэтажный дом), возвышающейся на горе Рано-Рораку, не устоит никакая логика. Подумайте только, голова и шея — 7 метров высоты и 3 метра в диаметре, длина носа — 3, 4 метра; высота туловища — 13 метров, вес 50 тонн! В настоящее время в мире найдется не очень много кранов, чтобы справиться с подобной махиной». Логика не устоит. Потому что такая статуя только одна и она не возвышается на горе Рано-Рораку, а лежит в нише под горой, в самой ее нижней точке. Она не отделена от скального основания. Есть и другие изваяния долгоухих, которые и по замыслу высекались в положении лежа. Где доказательства того, что статую собирались ставить? У. Томсо описал в 1886 году статую, лежащую над устьем Родовой пещеры, в которой хранились черепа предков.

    Известный авантюрист Эрих Денникен в нашумевшей книге; а затем в фильме «Воспоминание о будущем» писал еще более гиперболично: «Сотни огромных фигур и сегодня вызывающе смотрят на путешественников с 10- или 20-метровой высоты. Вес их достигает 50 тонн. Они похожи на роботов, которые как бы того и ждут, чтобы начать действовать. Когда-то эти колоссы имели шапки, но и они не помогли разгадать загадку этих статуй. Одна из таких шапок — каменная глыба весом в 10 тонн — валялась не в том месте, где была статуя». И тут же следует категорический вывод: «Местные жители не могли бы создать эти огромные статуи». Кто же совершил эту работу и для чего она была сделана? Ответ неожиданный: это пришельцы из космоса облюбовали сей уединенный островок как стартовую площадку и оставили изваяния своих помощников-роботов.

    Возражая Э. Денникену, профессор А. Китайгородский («Литературная газета», 1973 г., 14 февраля) доводит вес статуй до устрашающих величин, заметив, что «оказывается нельзя придумать никаких рациональных объяснений происхождению огромных истуканов на острове Пасхи, 100-тонным блокам, переложенным 60-тонными кубами песчаника, …»

    Откуда же берут такие удивительные цифры фантасты? Они знают, что вулканические острова в океанах слагаются базальтами. Базальт — прочная, очень вязкая и труднообрабатываемая порода. Он имеет объемный вес около 3–3,2 г/см?. Знаменитый исполин имеет высоту 22 метра (фактически 21,8 метра), плечи у него шириной 2,5 метра, значит, в сечении около 5 квадратных метров. Вот и получается, за вычетом усеченных частей, примерно 30–40 кубометров, отсюда и вес 50–80 и даже 100 тонн.

    Но материал статуй только по химическому составу соответствует базальту, а по структуре это туфы, туффиты и даже пемзы. Их объемный вес только в отдельных штуфах достигает 1,7 г/см?, а фактически обычно меньше 1,4 г/см?. А пемзы и того легче. В хорошо высушенном состоянии они плавают, так как легче воды. Самая тяжелая шапка никак не может быть тяжелее 5 тонн. Обычный размер статуй 3–5 метров, встречаются статуи высотой 10–12 метров.

    Следовательно, «стандартный» вес истукана менее 5 тонн, и не более 30–40 статуй имеют вес более 10 тонн. Знаменитую «стандартную» статую Хоа-Хака-Нана-Иа матросы свободно погрузили в шлюпку и переправили на корабль.

    Сейчас на острове Пасхи ведутся реставрационные работы, и бригада рабочих легко обходится 15-тонным краном для установки самых крупных статуй.

    Некоторые исследователи пишут, что древние ваятели вначале создавали небольшие статуи, а потом более внушительных размеров. Это вполне естественно. Разумеется, в первую очередь были отобраны и обрабатывались подходящие блоки малого размера, а потом ваятели переходили к более крупным. Мифы и загадки находят простое и естественное объяснение, не требующее вмешательства неведомых сил или пришельцев. С точки зрения геологии и сама каменоломня это не единственный «родильный дом» маои. Не только в кратере Рано-Рораку высекались статуи острова. Этому есть неоспоримые доказательства.


    Делювиальный конус, по которому спускали статуи, прислонен к почти вертикальному выступу, образованному тектонической трещиной, идущей параллельно склону. Под уступом лежат «бракованные» статуи. Видно, что бока статуи не вырубались, а отсечены тектоническими трещинами. Фото Ф. П. Кренделева.

    Моаи, пукао, аху

    Гигантские статуи моаи высекаются в каменоломне Рано-Рораку, а затем доставляются к побережью, где воздвигнуты для них постаменты аху. В другой каменоломне, в кратере вулкана Пуна-Пао, высекаются для этих статуй пукао — «шапки» из красного туфа — и также доставляются к берегу моря. Истукан водружается на аху, а затем голова статуи венчается «шапкой». Такая картина представляется большей части исследователей. Но верна ли она?

    Почти 100 лет назад, в 1886 году, Уильям Томсон описал обнаруженный им в лицевой стенке аху Тонгарики необычный камень. Им оказался фрагмент небольшой статуи, высеченной не из материала Рано-Рораку, а из красной пемзы, подобной той, из которой делались пукао. Значит, на острове высекались не только гиганты, но и статуи меньших размеров? И материалом для них служил не камень Рано-Рораку, а красный туф?

    В бухте Анакена была обнаружена статуя (которую сейчас именуют «Кон-Тики»), высеченная из красного туфа. Обломки статуй из этого же туфа есть и в других аху и постройках острова. Естественно, что все они не могли быть высечены в «каменоломне» Рано-Рораку. Может быть, Пуна-Пао давал материал не только для пукао, но и для моаи? Однако красный туф есть и в других местах острова. Таков, например, вулкан Охио в бухте Анакена. И статую Кон-Тики, видимо, высекли здесь, на месте, а не тащили ее почти через весь остров из Пуна-Пао. Быть может, и многие пукао сделаны для статуй, что стояли на аху вдоль берегов острова Пасхи, не в «каменоломне пукао», а также в местах, находящихся поблизости? Зачем перетаскивать через каменистый остров многотонные «шапки», когда есть возможность изготовить их поблизости от аху?

    Кстати сказать, вес пукао, как и моаи, сильно преувеличивается. Действительно, «шапка», диаметр которой достигает 3-х метров, а высота 2,5, внушает невольное уважение, и ее вес кажется чудовищным, «как шесть слонов», — пишет Т. Хейердал. Но следует помнить, что красный туф Пуна-Пао это, в сущности, пемза. Хорошо просушенные куски ее плавают в воде и погружаются в нее лишь после того, как их поры заполнятся водой. Перекатить пукао по ровной поверхности или вниз не составляет особого труда. Пять человек могут передвигать шапку с поперечником около метра. Материал Пуна-Пао легко обрабатывается, режется обычной пилой-ножовкой, при ударе молотком сминается, а не ломается. Видимо, это свойство хорошо знали древние скульпторы. Когда «шапку» катили к аху, то при перемещении она приобретала округленную форму, так как углы пемзовых блоков легко сминаются и крошатся, но не ломаются.

    В культовом поселении Оронго поклонялись статуе, носящей имя Хоа-Хака-Нана-Иа. С полной уверенностью можно утверждать: Хоа-Хака-Нана-Иа была высечена не в кратере Рано-Рораку, а в другом месте, так как она выполнена из так называемого муджирита (специфическая разновидность базальтовых туфов), отличающегося от тахилитовых туфов Рано-Рораку. В этом один из авторов убедился лично, проведя в Британском музее наедине со статуей Оронго немало приятных минут, осматривая ее и трогая. По всей вероятности, материал для статуи был местный, взятый из горизонта, залегающего непосредственно в основании того пласта плитчатых андезиговых туфов, в котором сделаны хижины Оронго. В других местах острова такие породы не встречаются, но обычны для острова Сала-и-Гомес. Статую никуда не перемещали, она сделана на месте из самых прочных пород. Именно потому на ее спине сохранились ритуальные изображения, похожие на татуировку спин воинов, участвующих в выборах тангата-ману.

    Итак, статуи изготавливались по крайней мере из пяти типов пород: муджиритов Рано-Као, красных пемз бухты Анакена, тахилитовых туфов, туффитов и туфов Рано-Рораку. Но только ли Рано-Рораку?

    На острове есть и другие кратеры с тем же составом пород, что и Рано-Рораку. И они также разбиты трещинами. Для чего же жителю острова нужно было отправляться именно в кратер Рано-Рораку, высекать там гигантскую статую и тащить ее через горы и долины? Кстати сказать, врач Т. Пальмер, посетивший остров на «Топазе» в 1868 году, называл колыбелью исполинов не Рано-Рораку, а вулкан Отуити. Действительно, в этом вулкане имеется материал, пригодный для изготовления статуй. Материал этот есть и в других частях острова Пасхи, кроме полуострова Поике. И именно на Поике нет ни одного большого изваяния, а те немногочисленные статуи, что там стоят, мелких размеров и изготовлены из местных пород.

    Из книг складывается впечатление, что все статуи острова имели пукао. Это совсем не так. «Шапочка» — не правило, а скорее исключение. Ни одной «шапочки» нет на истуканах в кратере вулкана Рано-Рораку и на его внешних склонах, а также на полуострове Поике. Чаще других «шапочки» на статуях встречаются на юго-восточном берегу острова, их здесь насчитывается около полутора десятков; на северном берегу есть они только около бухты Анакена, их менее десятка, а на западном берегу в районе бухты Хангароа их только шесть. Во всех случай рядом с истуканом с «шапочкой» есть гора, на вершине которой лежат горизонты пемз, скоторых «шапку» скатывали и по помосту из камней накатывали на статую. Накатывали, а не воздымали!

    Тектоника и мана

    Нельзя отрицать, что статуи все-таки перемещались. Их двигали! Но каким образом шла транспортировка статуй? Как они устанавливались на аху? Каким образом островитяне ухитрялись надевать им на головы пукао весом в 2–3 тонны?

    Читатели «Аку-Аку» хорошо помнят, как в знак великого доверия и дружбы открыл «сеньору Кон-Тики» сокровенную тайну острова бургомистр его дон Педро Атан. Секрет поднятия моаи завещан ему предками как последнему потомку рода последнего «длинноухого». Но те, кто помимо «Аку-Аку» имел счастье читать и другие книги, посвященные острову Пасхи, ни за что не поверят дону Педро. Ибо его «секрет» был открыт еще в 1774 году капитаном Джеймсом Куком!

    «Вероятно, статуи поднимались следующим образом. Под верхний конец лежащего на земле изваяния подкладывались камни и мало-помалу в процессе подъема, передвигая камни к основанию статуи, и подкладывая все новые и новые опоры, гигантскую глыбу воздвигали на пьедестал. Цилиндры же вкатывали по настилу или подмосткам и водружали на головы истуканов». Так пишет Джеймс Кук. И не делает при этом никаких ссылок на тайны жрецов Полинезии и откровения последних потомков «длинноухих».

    Остатки насыпей, по которым статуи ставились на пьедесталы и водружались «шапки» на головы истуканов, сохранились и по сей день. Отличная фотография такой насыпи приводится в книге об острове Пасхи, написанной К. Раутледж и вышедшей в 1919 году. Здесь нет ни тайн, ни особых проблем. Но новые проблемы возникают, когда задается вопрос, а каким же образом транспортировались многотонные статуи?

    Здесь надо различать две проблемы: одна из них — как перемещали статуи от места изготовления к подножию кратера Рано-Рораку, и другая — как вставлялись статуи от подножия кратера к берегу океана, то есть до ритуальной платформы аху.

    Вспомним опять-таки «Аку-Аку», где описывается транспортировка статуи. И, как пишет Хейердал, если «сто восемьдесят островитян, наевшись до отвала могут тянуть по равнине статую весом в двенадцать тонн», то «имея деревянные салазки и большее число людей, можно тащить фигуры еще больших размеров».

    Не будем с этим спорить: наевшись до отвала островитяне способны были тащить на деревянных салазках многотонную статую по равнине. Они и тащили ее по песку бухты Анакена — единственному пляжу на острове Пасхи! А вся остальная поверхность Рапа-Нуи — это отнюдь не равнина. Она сплошь покрыта застывшей лавой, рвами, кавернами, трещинами, буграми, ямами с острыми режущими краями.

    «Самые крупные статуи, доставлявшиеся к аху, достигали 20 тонн. Передвижение таких статуй представляет ни с чем не сравнимые трудности, если вспомнить, что поверхность острова — это потрескавшаяся лава, — совершенно справедливо пишет Фр. Мазьер, полагая, что передвижение моаи, организованное Хейердалом в Анакене, еще ничего не доказывает. — По этому поводу было сделано великое множество предположений, одни из них просто бредовые, другие — трудноприемлемые».

    Так, Себастьян Энглерт в монографии «Земля Хоту Матуа» пишет следующее: «Есть одна подробность в преданиях, которая нам позволяет сделать предположение относительно техники транспортировки. Между тем, как одни из местных жителей наивно верят и утверждают, что в прежние времена существовала мана, или магическая сила, заставляющая моаи идти до платформы-аху, другие слыхали от стариков, что при перетаскивании разбрасывали по дороге вареный ямс, чтобы сделать ее более скользкой».

    По этому поводу Фр. Мазьер восклицает: «Попробуйте-ка представить себе это невероятное пюре протяженностью в несколько километров!» Желая, видимо, не отстать в состязаниях «бредовых и трудноприемлемых предложений», он начинает рассуждать об использовании электромагнитных механизмов и даже сил антигравитации, связанных с «таинственным магнетизмом», которым обладали жители острова.

    Однако возможен и другой подход к этой проблеме: может быть, статуи никто не тащил из кратера Рано-Рораку через весь остров? Изваяния для аху высекались поблизости в подходящей породе, а гиганты, что высекались в каменоломне Рано-Рораку, устанавливались на месте, у подножия горы!

    На вершине кратера Рано-Рораку высверлены своеобразные стаканы. Некоторые исследователи считают их следами гигантских горизонтальных воротов-кабестанов, с помощью которых древние ваятели спускали статуи вниз по склону и под скалу. В такие стаканы-подпятники якобы вставлялись деревянные валы, на которые наматывались канаты. Отмечались даже места, где канатами протерты желобки. Однако все это лишь догадки, ибо ниже стаканов нет каменоломен, а на самих склонах нет готовых изваяний. Желобки являются результатом выветривания трещин, так как стаканы располагаются на пересечении трещин. А главное — диаметр стаканов равен примерно метру. Откуда было взять дерево с таким толстым стволом?


    Стаканы на вершине вулкана Рано-Рораку. Франсис Мазьер считал их «подпятниками» для кабестанов, воротов, с помощью которых якобы спускали истуканов с вершины под склон. Однако стаканы высверлены в рыхлых туфах непродуктивного горизонта; ни над ними, ни ниже них по склону статуй нет. Вероятно, это еще одна из разновидностей захоронений. Фото Ф. П. Кренделева.


    Участник экспедиции Тура Хейердала Олаф Семинг нашел на острове Пасхи пыльцу ископаемых пальм. Но они не имели столь мощных стволов, да и исчезли до того, как на горе Рано-Рораку начались работы по изготовлению статуй. Но вот что любопытно: метровый диаметр стаканов точно соответствует размеру оснований статуй с притесанной, заостренной, как кол, конической формой. Такие статуи здесь есть.

    Во время посещения острова Пасхи советскими геологами в одном из стаканов были обнаружены останки человеческих скелетов. Не «затыкались» ли статуями останки людей, захороненные в стаканах Рано-Рораку, подобно тому, как погребались в платформах аху останки жителей побережья? Быть может, статуи Рано-Рораку никуда не передвигались, а остались на склоне вулкана — именно с этой целью они и высекались?

    Не в гипотезах этнографов или археологов, а в преданиях островитян можно найти рациональное зерно объяснения, связанное с передвижением изваяний. Островитяне в один голос утверждали, как 100 лет назад, что моаи передвигались сами, с помощью волшебной силы, именуемой жителями Океании мана. Но они имели в виду перемещение статуи от места изготовления до подножия склонов Рано-Рораку. Вот как можно трактовать эту ману в свете геологии и тектоники.

    Остров Пасхи находится в тектонически-активном районе. Но не только колебания земных недр сотрясают его основу. На острове непрерывно ощущается колебание почвы под ударами могучих волн океана. На берегу бухты Тонгарики, чуть южнее Рано-Рораку, был проведен простой эксперимент: на скальный выступ поставили кружку, до краев наполненную водой. Во время наката волн часть воды из кружки расплескивалась. Дрожание почвы на острове могло перемещать статуи вниз по склону под действием так называемого свайного эффекта.

    После раскопок археологов жители острова тотчас засыпали раскоп, так как боялись, что статуя уйдет в землю. На склонах Рано-Рораку действительно есть истуканы, которые «ушли» под пепел. Статуя с кораблем, которую раскапывали участники экспедиции Хейердала, погрузилась в почву почти на 80 сантиметров за те несколько лет, что разделяют время работы норвежских археологов и посещение Рано-Рораку советскими геологами.

    Нет сомнения, что статуи на склонах Рано-Рораку как внутреннего, так и внешнего были перемещены вниз по склону и там опущены в заранее приготовленные ниши, или эскарпы. Вполне вероятно, что статуи смещались по склону сами собой, под действием микросейсмических смещений почвы, за счет ее дрожания, пока не соскальзывали на уготованное им место. Или умельцы выкапывали лунку, когда статуя достигала нужного места?

    А теперь обратимся не к созданию статуй, а к их свержению.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх