|
||||
|
Глава 4Астрономия в Ветхом Завете 1. Средневековая астрономия в ветхозаветной библейской книге ИезекиильАнализ Н. А. Морозова в [543] показал, что через все библейское пророчество Иезекииля проходят, среди прочих, следующие две темы. 1) ЯВНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ НОВОЗАВЕТНОГО АПОКАЛИПСИСА. Современные комментаторы, конечно, трактуют их в обратном направлении, поскольку они считают Ветхий Завет предшественником Нового. Однако это, скорее всего, неверно. Наши исследования показывают, что Ветхий и Новый Завет либо создавались практически одновременно, либо Новый Завет ПРЕДШЕСТВУЕТ Ветхому Завету. Мы еще вернемся к этому вопросу. 2) АСТРОНОМИЧЕСКИЕ «ВИДЕНИЯ» АВТОРА ПРОРОЧЕСТВА. Н. А. Морозов считал, что книга Иезекииль содержит планетный гороскоп. Н. А. Морозов даже попытался датировать его астрономически. Получился вроде бы 453 год н. э. А точнее, 453 год — это лишь первое астрономическое решение, обнаруженное Н. А. Морозовым при движении вверх по оси времени из глубокой древности к нашему времени. Возможно, есть и другие, куда более поздние решения, не найденные Н. А. Морозовым все по той же причине — он остановился слишком рано, считая, что Библия написана не позднее V–VI веков н. э. В этом он глубоко ошибся. Библия, вероятнее всего, создана в эпоху XI–XVII веков н. э. Наше мнение таково. В отличие от Апокалипсиса, гороскоп Иезекииля описан ОЧЕНЬ ТУМАННО, и это двусмысленное и расплывчатое описание ВРЯД ЛИ ПРИГОДНО ДЛЯ АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ДАТИРОВКИ. Поэтому мы не будем тратить на него время, отсылая интересующихся к книге Н. А. Морозова [543]. Но в чем Н. А. Морозов заведомо прав, так это в том, что ветхозаветный Иезекииль действительно переполнен разнообразной АСТРОНОМИЧЕСКОЙ информацией, позволяющей уверенно отнести эту книгу к астрологическим текстам Средневековья. Может быть, даже позднего Средневековья. Само по себе это обстоятельство настолько важно, что мы проиллюстрируем его примерами, следуя [543]. 1.1. Описание Млечного Пути и созвездия ЗмиедержцаБиблия говорит: «ОТВЕРЗЛИСЬ НЕБЕСА — и видел я видения Божий» (Иез. 1:1). Как и в Апокалипсисе, здесь четко сказано — смотрите на небо. Кстати, Н. А. Морозов время от времени уточнял синодальный перевод Библии по еврейскому не огласованному тексту. Дело в том, что создатели синодального перевода, по-видимому, далеко не всегда понимали старый текст. Эти морозовские уточнения часто упрощают перевод и проясняют смысл, поэтому мы иногда будем пользоваться его комментариями [543]. Библия говорит: «И я видел… бурный ветер ШЕЛ ОТ СЕВЕРА, великое облако и клубящийся огонь, И СИЯНИЕ ВОКРУГ НЕГО (более точно: сияние как светящийся поток, см. [543] — Авт.)» (Иез. 1:4). Сияние проходит от севера в направлении юга. Поскольку события разворачиваются на звездном небе, как о том было сказано выше, то, вероятно, здесь описана сверкающая полоса Млечного Пути, действительно идущая от севера к югу. Библейский наблюдатель смотрит в направлении сияния и видит: «Из средины его видно было подобие четырех животных (по еврейскому тексту „живых существ“, см. [543] — Авт.)… облик их был, как у человека» (Иез. 1:5). Н. А. Морозов уточняет по еврейскому тексту: «и там же выделялся облик Человека». Спрашивается, что это такое? Обратившись к средневековым звездным картам мы сразу же видим в середине Млечного Пути изображение Человека — созвездие Змиедержца, см, рис 132. 1.2. Библейское описание астрономических секторов — «крыльев» на небесной сфереКак уже говорилось, средневековая небесная сфера разбивалась на 12 пар звездных часов, изображавшихся меридианами, сходящимися в полюсах сферы и разбивавшими ее на 24 крыла-сектора. Змееносец (Змиедержец) со Змеем захватывает две пары крыльев — два справа и два слева. В нашем случае в созвездии Змееносца названы четыре «живые существа», возможно планеты. И действительно, Библия говорит: «и у каждого из них четыре крыла» (Иез. 1:6). См., например, средневековую книгу Бормана 1596 года [1045], где показано положение Змиедержца и его «крыльев». Синодальный перевод гласит, что «живые существа» имели еще по четыре лица. Н. А. Морозов указывает на пропуск слов «один тайный» и дает свой перевод: «К нему одному шли те четыре лика, и у него же одного, таинственного, были четыре крыла» (Иез. 1:6). Рис. 132. Созвездие Человека со Змием (Змиедержца) на Млечном Пути. Средневековая книга «Astrognosia», XV век. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [1544], т.1, с. 218, ил. 57 Синодальный перевод гласит: «И лица у них и крылья у них — у всех четырех; КРЫЛЬЯ ИХ СОПРИКАСАЛИСЬ ОДНО К ДРУГОМУ; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего» (Иез. 1:9). Ясно, что описаны секторы-крылья на небесной сфере. Они, естественно, СОПРИКАСАЮТСЯ. Далее (перевод Н. А. Морозова): «Непреложно было шествие этих существ, и вогнутость путей их была, как вогнутость пути окружности, и все четыре лика их сияли, как полированная медь» (Иез. 1:7). 1.3. Созвездия Льва, Тельца и ОрлаБерем теперь средневековую звездную карту, например, [1256] или [1257]. Посмотрим на созвездия южной части неба около Стрельца. Справа над ним — Змиедержец (Змееносец) со Змеем, справа от Змиедержца расположен Лев, слева — Телец Вверху, в максимальной точке траектории поворота сферы, — Орел, расположенный в середине и над всеми этими созвездиями. Из-под небесного экватора поднимаются человеческие руки Стрельца и Геркулеса. Они и описаны в пророчестве: «И руки человеческие были под крыльями их» (Иез. 1:8). Вся эта астрономическая картина абсолютно прозрачно изложена в пророчестве Иезекииля. Библия говорит (перевод Н. А. Морозова): «Очертание Льва было направо от всех их четырех, очертание Тельца — налево от всех их четырех, а очертание Орла — около всех четырех (над ними)» (Иез. 1:10). Поскольку перевод Н. А. Морозова иногда отличается от синодального, продемонстрируем разницу на этом примере. Синодальный текст звучит так: «Лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» (Иез. 1:10). Практически то же самое, но перевод Н. А. Морозова более осмыслен. Библия говорит: «И вид этих животных (живых существ — Авт.) был как вид горящих углей, как вид лампад» (Иез. 1:13). Здесь мы видим астрологическое сравнение планет с лампадами и углями. «И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния (то есть зигзагообразно — Авт.)» (Иез. 1:14). Вероятно, здесь описаны прямые и попятные движения планет на небе, см. рис. 108–110. 1.4. Библейское описание средневековых колес-орбит планетСнова обратимся к средневековым картам. На них довольно часто изображены ОРБИТЫ ПЛАНЕТ В ВИДЕ КОНЦЕНТРИЧЕСКИХ КРУГОВ-КОЛЕС, ВЛОЖЕННЫХ ОДНО В ДРУГОЕ, С ЦЕНТРОМ В ЗЕМЛЕ. Они отражают первоначальные воззрения средневековых астрономов, помещавших Землю в центр Вселенной. Это — до коперниковские изображения. В то же время так часто рисовали орбиты планет и в XVII–XVIII веках. Рис. 133. Средневековое изображение десяти небес в виде вложенных друг в друга колес. Взято из латинской книги Иоанна Христофора Стиби «Исчислительное небо евреев»: J. Cb. Steebj, «Coelum Sephiroticum Hebraeorum», Maguntiae, 1679 год, [Ml2]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 15, ил. 5 Например, концентрические колеса-орбиты планет изображены в средневековой книге Стиби 1679 года [1412], рис. 133. На колесах проставлены знаки планет и их названия. Первое колесо, самое большое, — это небо эмпирейское. Второе колесо — неподвижные звезды. Третье колесо — небесного моря. Затем идут колеса Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны. Орбиты планет в виде вложенных друг в друга КОЛЕС показаны также в книге Оронтия Финея Дельфийского якобы 1553 года [1320], рис. 134. Колеса-орбиты могут вращаться независимо друг от друга. КОЛЕСО В КОЛЕСЕ, то есть несколько вложенных друг в друга орбит планет, можно увидеть в книге Сакробусто (или Сакробоско) якобы 1516 года [1384], рис. 135. Рис. 134. Колесо в колесе — средневековое представление об орбитах планет. Взято из книги: Orontij Vinai Delpbinatus. Canonum Astronomicum, 1553 год, [1320]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). Важно подчеркнуть, что на всех этих рисунках ОБОДЬЯ КОЛЕС ПОКРЫТЫ ЗВЕЗДАМИ — «ГЛАЗАМИ». Что и естественно — орбиты расположены на небе, заполненном звездами. КОЛЕСА-ОРБИТЫ нарисованы и в другой книге Сакробусто (или Сакробоско) якобы XVI века [1385]. Причем здесь на ободьях вложенных друг в друга колец-орбит нанесены созвездия Зодиака, НАПОЛНЕННЫЕ ЗВЕЗДАМИ, рис. 136. КОЛЕСА-ОРБИТЫ С ОБОДЬЯМИ, ПОКРЫТЫМИ ЗВЕЗДАМИ, изображены в книге Корбиниануса 1731 года [1077], рис. 137. Здесь колеса-орбиты катятся по зодиакальному поясу. Вообще средневековая наука разработала чрезвычайно сложную систему сочленений КОЛЕС-ОРБИТ для объяснения движений планет. Эта наука была убита лишь Коперником когда он поместил в центр системы Солнце вместо Земли. А до Коперника эта изощренная геоцентрическая система процветала. Рис. 135. Орбиты планет как колесо в колесе. Взято из средневековой книги: Sacro Bosco J. de (или Sacrobusto). «Sphera Materialis», 1516 год, [1384]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 118, ил. 65 Рис. 136. Средневековые колеса-орбиты. В центре — земной шар, а, затем идут орбиты планет. Взято из книги Sacro Bosco]. de. (или Sacrobusto), «Opusculu de Sphaera… clarissimi phuosophi loannis de Sacro busto». — Viennae Pannoniae, 1518 год, [1385]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 131, ил. 72 Вернемся к библейскому пророчеству Иезекииля. Библия говорит: «И вот, на земле ПОДЛЕ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ (живых существ — планет? — Авт.) ПО ОДНОМУ КОЛЕСУ перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их — как вид топаза, И ПОДОБИЕ У ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ ОДНО (то есть устроены они одинаково — Авт.); и по виду их и по устроению их казалось, будто КОЛЕСО НАХОДИЛОСЬ В КОЛЕСЕ.. Рис. 137. Средневековая египетская система мира. Колеса-орбиты катятся по Зодиаку. Взято из книги: Corbinianus, „Finnamentum Firmianum“, 1731 год, [1077]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 254, ил. 136 А ОБОДЬЯ ИХ — ВЫСОКИ (над землей — Авт.) и страшны были они; ОБОДЬЯ ИХ У ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ ВОКРУГ ПОЛНЫ БЫЛИ ГЛАЗ (полны звезд! — Авт.). И КОГДА ШЛИ ЖИВОТНЫЕ (живые существа — Авт.), ШЛИ И КОЛЕСА ПОДЛЕ НИХ; А КОГДА ЖИВОТНЫЕ ПОДНИМАЛИСЬ ОТ ЗЕМЛИ, ТОГДА ПОДНИМАЛИСЬ И КОЛЕСА (вращение орбитального колеса планеты — Авт.). Куда дух хотел идти, туда шли и они… И КОЛЕСА ПОДНИМАЛИСЬ НАРАВНЕ С НИМИ, ИБО ДУХ ЖИВОТНЫХ БЫЛ В КОЛЕСАХ. КОГДА ШЛИ ТЕ, ШЛИ И ОНИ; И КОГДА ТЕ СТОЯЛИ, СТОЯЛИ И ОНИ; И КОГДА ТЕ ПОДНИМАЛИСЬ ОТ ЗЕМЛИ, ТОГДА НАРАВНЕ С НИМИ ПОДНИМАЛИСЬ И КОЛЕСА» (Иез. 1:15–16, 1:18–21). Библейский автор-наблюдатель совершенно откровенно описывает планеты и их движение по орбитам-колесам в их суточном движении по небосклону. Описание это настолько ясное, что отождествление «животных» с планетами представляется очень естественным Между прочим, некоторые поздне средневековые художники, иллюстрировавшие Библию и уже не понимавшие подлинного астрономического смысла «глаз, покрывавших тела животных и колеса», так буквально и рисовали: множество глаз, густо заполняющих тело животного. Получалось довольно нелепое зрелище. Лишний раз показывающее, к каким искажениям приводит непонимание поздними комментаторами подлинного смысла древнего текста. 1.5. Родство с астрономической символикой АпокалипсисаДалее, в пророчестве Иезекииля идут фактически прямые цитаты из новозаветного Апокалипсиса: звездное небо, наподобие кристалла, и т. п. Библия говорит: «Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху… А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому… которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их… а когда они останавливались, опускали крылья свои» (Иез. 1:22–24). Далее: «А над сводом, который над головами их, было ПОДОБИЕ ПРЕСТОЛА (созвездие Трона, см. выше — Авт.) по виду как бы из камня сапфира; а над ПОДОБИЕМ ПРЕСТОЛА (Трона — Авт.) было как бы ПОДОБИЕ ЧЕЛОВЕКА ВВЕРХУ НА НЕМ» (Иез. 1:26). Но ведь это практически совпадает с Апокалипсисом, где говорится следующее: «И престол (Трон — Авт.) стоял на небе, и на престоле был СИДЯЩИЙ… и радуга (Млечный Путь — Авт.) вокруг престола, видом подобная смарагду» (Ап. 4:2–3). См. предыдущий раздел. 1.6. Библейские херувимы-колесницы и средневековые планетные орбиты-колесаНапомним, что в Средние века ПЛАНЕТЫ иногда изображались в виде КОЛЕСНИЦ. По этому поводу см. выше раздел, посвященный Апокалипсису. В колесницы впрягались кони, иногда — фантастические животные. Планета восседала на колеснице, а на огромных КОЛЕСАХ-ОРБИТАХ изображались знаки планет. Иногда — созвездия Зодиака, по которым катятся колеса. Напомним, что планеты движутся по зодиаку. Это устойчивая средневековая астрономическая символика. ПОРАЗИТЕЛЬНО, ЧТО ОНА ПРАКТИЧЕСКИ ДОСЛОВНО ВОСПРОИЗВЕДЕНА В ИЕЗЕКИИЛЕ. Одного этого уже достаточно для постановки вопроса: не в Средние ли века, быть может в XIII–XVI веках н. э., была написана эта ветхозаветная книга? Библия говорит: «И видел я, и вот НА СВОДЕ (то есть снова на небе — Авт.), который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на ПРЕСТОЛ (Трон — Авт.), видимо было над ними» (Иез. 10:1). Слово «херувим» (хрбим или рхбим) означает также «колесница» [543], с. 72. В этой 10–й главе пророчества Иезекииля, в отличие от 1–й главы, см. выше, рассказывается о новых наблюдениях библейского наблюдателя за небом. Он говорит о планетах-колесницах, то есть херувимах, движущихся по небесному своду где-то около созвездия Трона На рис. 138 приведено старинное изображение херувима, СТОЯЩЕГО НА КОЛЕСЕ. Рис. 138. Шестикрылый херувим, стоящий на колесе и как бы катящий его. Англия, якобы. XIV век. Взято из [643:2], с. 213, ил. 5 Библия говорит: «И видел я: и вот четыре КОЛЕСА подле Херувимов, по одному колесу подле каждого Херувима (колесницы — Авт.), и колеса по виду — как бы из камня топаза (вероятно, по одной орбите для каждой планеты — Авт.). И ПО ВИДУ ВСЕ ЧЕТЫРЕ (колеса — Авт.) СХОДНЫ, КАК БУДТО БЫ КОЛЕСО НАХОДИЛОСЬ В КОЛЕСЕ… Во время шествия своего не оборачивались… И ВСЕ ТЕЛО ИХ, И СПИНА ИХ, И РУКИ ИХ, И КРЫЛЬЯ ИХ, И КОЛЕСА КРУГОМ БЫЛИ ПОЛНЫ ОЧЕЙ, ВСЕ ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА ИХ» (Иез. 10:9–12). Следующий фрагмент мы процитируем в переводе Н. А. Морозова: «Имена этих колес… У заднего был облик Колесницы». Вероятно, здесь имеется в виду созвездие Большой Медведицы, изображавшееся когда-то в виде колесницы. Такое редкое средневековое изображение см., например, на карте из книги П. Апиани 1524 года [1013], рис. 139. Продолжим цитирование в переводе Н. А. Морозова: «у второго облик Человека, у третьего облик Льва, у четвертого облик Орла. Колесницы поднялись. Это были ТЕ ЖЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА, КОТОРЫЕ Я ВИДЕЛ» (Иез. 10:14–15). Кстати, библейский наблюдатель подчеркнул, что колесницы и живые существа, описанные им ранее в главе 1, — одно и то же. То есть планеты? Рис. 139. Из этого старого изображения видно, что в средние века по каким-то соображениям созвездие Колесницы (левый рисунок) было ЗАМЕНЕНО на Большую Медведицу (правый рисунок). Взято из книги: P. Apianus, «Cosmographicus Liber Petri Apiani mathematici studiose collectus». — Landshutae, impensis P. Apiani, 1524 год, [1013]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 91, ил. 53 И снова мы видим средневековую астрономию на страницах библейского пророчества: планеты на своих орбитах-колесах в их движении по небосводу. Библия говорит: «И когда шли Херувимы (колесницы — Авт.), ТОГДА ШЛИ ПОДЛЕ НИХ И КОЛЕСА; и когда Херувимы (колесницы — Авт.) поднимали крылья свои, чтобы подняться от земли, и КОЛЕСА НЕ ОТДЕЛЯЛИСЬ, НО БЫЛИ ПРИ НИХ. Когда те стояли, стояли и они; когда те поднимались, поднимались и они; ибо в них был дух животных» (Иез. 10:16–17). 1.7. Библейское описание средневековой системы мира в виде небесного храмаНельзя не упомянуть еще об одном замечательном астрономическом фрагменте в Иезекииле. В морозовском переводе он звучит так: «Там был облик Мужа, как бы с обликом Змея. В руке у него ЗЕМЛЕМЕРНАЯ ЦЕПЬ и ТРОСТЬ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ. И стоял он у ворот» (Иез. 40:3). И далее на протяжении целой страницы описываются различные измерения и числовые соотношения в НЕБЕСНОМ ХРАМЕ. Измерения проводит некий Муж-измеритель. Что же это за Муж и что это за храм, так подробно описываемый Библией, — с расположением комнат, различных помещений, входов и выходов, столбов, их размеров и т. п.? Ответ удивительно прост. Достаточно снова обратиться к средневековым астрономическим картам. Рис. 140. Средневековое изображение созвездия Змиедержца, держащего на своих руках небесный экватор. На экваторе отмечены градусные деления, что делает его очень похожим на «измерительную веревку». Взято из книги: Corbinianus, «Firmamentum Firmianum», 1731 год, [1077]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 105, ил. 57 Рис. 141. Средневековая модель небесного храма. Изображение небесных механизмов, столбов, карнизов и т. п. Взято из книги: «Petri Apiani Cosmographia», 1540 года, или из книги: P. Apianus «Cosmographicus Liber Petri Apiani mathematici studiose collectus». — Landshutae, impensis P. Apiani, 1524 год [1013]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 29, ил. 71 Например, в книге Корбиниануса 1731 года [1077] изображен Муж-Змиедержец (созвездие), держащий в руках небесный экватор В ВИДЕ ЦЕПИ или ВЕРЕВКИ, рис. 140. Сходство экватора с измерительной веревкой, очевидно, объясняется тем, что на экваторе наносили градусные деления. В таком виде небесный экватор изображается на подавляющем большинстве старинных карт. На этом же рисунке видна и вертикальная ТРОСТЬ — меридиан нижнего солнцестояния. Причем Змиедержец держит этот меридиан-трость вертикально в своей руке. Таким образом, на звездных картах такого рода он изображен именно как ИЗМЕРИТЕЛЬ! И мы видим, что эта средневековая картина созвездий довольно точно описана в ветхозаветной библейской книге. НЕБЕСНЫЙ ХРАМ в виде чертога, как он и описан в библейском пророчестве, ИЗОБРАЖЕН НА ДЕСЯТКАХ ПОЗД-НЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ КАРТ как хорошо известный астрономический объект. Храм-чертог на небе показан, например, в книге П. Апиани [1013], рис. 141. Аналогичные небесные дворцы см. в книге Бахараха 1545 года [1021] — на одном из египетских зодиаков. См. также [543], с. 81–82, илл. 39–50, 51. Небесный чертог попросту изображает представления средневековых астрономов об устройстве Вселенной. Показаны планеты, их орбиты, Зодиак, созвездия, их движение и т. д. Это — средневековая до-коперниковская система мира План небесного храма в виде здания, в центре которого вращаются колеса-орбиты планет, зодиакальное кольцо, имеется в книге Сакробусто (или Сакробоско) XVI века [1385], рис 142. Еще одно аналогичное изображение из другой книги Сакробусто [1383] представлено на рис. 143. Это изображение средневековой системы мира. Ангелы движутся внутри чертога, вращают карнизы, сваи и тяжелый зодиакальный пояс, вдоль которого скользят колеса-орбиты планет. Нам могут сказать, что средневековые астрономы лишь изображали на своих картах «очень древние» библейские образы, пришедшие к ним со страниц Библии из «глубины тысячелетий». По нашему мнению, такая интерпретация чрезвычайно сомнительна Скорее всего, первичными были именно астрономические объекты, а не их литературные описания. Например, в Ветхом Завете. Все перечисленные выше астрономические образы — это отнюдь не «иллюстрации к Библии». Они наполнены вполне конкретным научным смыслом; орбиты-колеса, экватор, меридианы, звездные часы и т. д. Эти понятия были введены средневековыми астрономами в сугубо практических и научных целях, весьма далеких от литературных. И лишь ПОТОМ, писатели и поэты разглядывая звёздные карты, начали творить свои литературные образы. Не поэты создали средневековую теорию Вселенной — небесный храм с его колесами-орбитами. Это сделали профессиональные ученые-астрономы. Итак, первыми здесь шли ученые, а вслед за ними — поэты, воспевавшие их науку. Вывод достаточно ясен. Все перечисленные астрономические фрагменты из библейской книги Иезекииль — это проявления средневековой или даже позднесредневековой научной культуры. И позднесредневековые астрономические карты, и библейские тексты были созданы, по-видимому, в XII–XVII веках н. э. в рамках одной и той же научной идеологии. И только придуманная позже калигеровская хронология упорно пытается разделить их временной пропастью в полторы-две тысячи лет. Рис. 142. Изображение небесного храма из книги: Sacro Bosco J.de. «Opusculu de Spbaera… clarissimi phuosophi loannis de Sacro busto». — Viennae Pannoniae, 1518 год, [1385]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 111, ил. 61 Рис. 143. Средневековые представления об устройстве Вселенной, то есть небесного храма. Ангелы вращают оси, колеса, зодиакальный пояс. Взято из книги: Sacro Bosco J.de. «Opuscidum johannis de Sacro busto spericum, cu figuris optimus ei novis textu in se, sive dinbiguitate declarantibus». — Leipzig, 1494 год, [1383]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [1543], с. 118, ил. 64 2. Когда написано ветхозаветное библейское пророчество ЗахарииСкалигеровская хронология уверяет нас, будто пророчество Захарии было написано между 520 и 518 годами до н. э. То есть якобы лет через 70 после книги Иезекииля. Н. А. Морозов предлагает переводить слово «Захария» как «Помнит Громовержец» [544], т. 1, с. 252. Вся книга, как и пророчество Иезекииля (что переводится как «Осилит Бог»), говорит об одном и том же: некий Грядущий Бог не забыл еще своего обещания прийти к ожидающим Его. Он только отложил свой приход, чтобы наказать людей за неверие. Начертание ИЕУЕ переводчики Библии произносили как Иегова, и в русских переводах оно дается в форме Господь. При этом ИЕУЕ считают за будущее время от глагола «быть», то есть Бог, который будет, который придет. У латинян это слово превратилось в Иевиса (Jovis), то есть Ю-Питер, сокращение от Иевис-Патер или Иевис-Отец. У греков это имя превратилось в Зевса. Историк Эвнапий, живший якобы в 347–414 годах н. э., так и писал: «Итальянцы называют Зевса ИОВИЕМ» [132], с. 86. Н. А. Морозов предлагает переводить имя ИЕУЕ, Иегова, как Громовержец. Таков закрепившийся синоним для Ю-Пи-тера. Следует помнить, что верующий не имел даже права произносить вслух полное имя Бога и всякий раз должен был произносить его как Адонай, то есть Господин. По этой причине, вероятно, и возникло указанное выше сокращение — вместо полного имени ИЕУЕ стали писать только ИЕ, или ИЯ, или даже просто И, то есть Ю. Что и породило имена вроде Ю-Питера, то есть Бог-Отец. В таком виде это слово и стоит в библейском заголовке книги Захарии. Здесь ЗАХАР-ИЯ написано вместо полного ЗАХАР-ИЕУЕ, то есть «Помнит Громовержец». Все это, в сочетании с астрологическим оттенком некоторых библейских текстов, говорящих об Иегове [544], приводит к мысли, что Громовержец, которого так упорно ожидают все пророки Ветхого Завета, не какой-то древний, неизвестный дохристианский бог, а тот самый Бог, который в первой главе Апокалипсиса говорит Иоанну: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Ап. 1:8). То есть ИИСУС ХРИСТОС. Апокалипсис возвестил его ВТОРИЧНЫЙ приход и Страшный Суд. Ветхозаветные библейские пророки XIV–XVI веков н. э. ждут его. Книга Захар-Ия наполнена описаниями тех же событий, которые изложены и в Евангелиях. Вообще пророчество много говорит об «Иисусе, великом иерее» (Зах. 3:1). Недаром скалигеровская история вынужденно соглашается, что в ветхозаветных библейских пророчествах, написанных якобы за много сотен лет до появления Христа, «предсказаны» как появление Христа, так и некоторые евангельские события. Приведем лишь один пример. Книга Захар-Ия говорит: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕННИКОВ. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень ДЛЯ ГОРШЕЧНИКА… Горе негодному пастуху… рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнеет» (Зах. 11:12–13, 11:17). И сегодня нас уверяют, будто все это написано ЗА СОТНИ ЛЕТ до появления Иисуса и легенды о предавшем его апостоле Иуде. За ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕННИКОВ. Сравните с Евангелиями: «И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕННИКОВ… И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взявши сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную… купили на них землю ГОРШЕЧНИКА, для погребения странников» (Матфей 26:15; 27:5–7). Уже отсюда видно, что библейская книга «Помнит Бог», то есть Захария, написана после распятия Христа. Которое, согласно нашей реконструкции, произошло в XII веке н. э. 1 м. книгу «Царь Славян». Тот факт, что дошедшие до нас версии Евангелий часто и развернуто ссылаются на книги пророков, скорее всего, означает, что либо Евангелия написаны одновременно с ними, либо редактирование Евангелий продолжалось довольно долго после их написания в XII–XIII веках н. э. Анализ астрономических фрагментов книги «Помнит Бог» проводится по тому же принципу, что анализ Апокалипсиса и книги «Осилит Бог», то есть «Иезекииля». Поэтому мы опустим подробности, отсылая читателя к [543], и ограничимся лишь резюме. В книге «Захар-Ия» фигурируют все те же четыре колесницы — планеты, что и в Иезекииле. Причем на этот раз термин «четыре колесницы» остался даже в синодальном переводе (Зах. 6:1). Обращает на себя внимание единство символики в книгах «Захар-Ия» и «Иезекииль». Впрочем, согласно скалигеровской точке зрения, библейские пророчества написаны примерно в одну и ту же эпоху и принадлежат к одной литературной школе. Мы не видим здесь оснований для возражений и в этом вопросе согласны с историками. Н. А. Морозов считал, что в главе б описан гороскоп, который он датировал эпохой не ранее 453 года н. э. Однако, хотя описание явно астрономическое, извлечь из него надежный гороскоп, как нам кажется, весьма затруднительно. 3. Когда написано ветхозаветное библейское пророчество ИеремииПо Н. А. Морозову, слово «Иерем-Ия», ИЕРМНЕ-ИЕУ, означает «Выстрелит Громовержец» или «Пустит Стрелу Громовержец» [544], т. 1, с. 267. Скалигеровская хронология относит книгу к якобы 629–588 годам до н. э., то есть к той же эпохе, что и «Иезекииль». При этом отмечается их идейное единство, вплоть до совпадения литературных стилей и формы. Так как эти соображения касаются только относительной хронологии, мы здесь не видим повода для возражений и согласны с историками. В книге снова описан Бог, сообщающий, что он сдержит обещание, данное им когда-то, и скоро придет на землю во время катастрофы и будет судить людей. То есть опять-таки вариации на тему новозаветного Апокалипсиса. Символом скорого появления Бога является ПОДНЯТАЯ БУЛАВА, ПОВИСШАЯ В НЕБЕ. В синодальном переводе стоит: «жезл миндального дерева» (Иерем. 1:11). Однако в еврейском тексте написано МКЛ-ШКД, то есть поднятая палка, подстерегающая дубина, булава [543], с. 184. По мнению Морозова, текст следует переводить так: «Я сказал: вижу ПОДНЯТУЮ БУЛАВУ [жезл миндального дерева]. Господь сказал мне: ты верно видишь» (Иерем. 1:11–12). Книга опять содержит много астрономических фрагментов. Мы опустим здесь их анализ, отсылая читателя к [543]. По мнению Н. А. Морозова, здесь описана КОМЕТА, появившаяся на небе. Изображениями комет действительно переполнены многие средневековые астрономические книги. Кометы представляли иногда в фантастических и устрашающих образах. Булава или поднятая палка — действительно один из средневековых символов комет. Например, в виде БУЛАВЫ изображена комета в книге Бахараха якобы 1545 года, рис. 144. В этой же книге есть еще одно изображение кометы в виде булавы, ОКРУЖЕННОЙ ЗВЕЗДАМИ, см. рис. 145. Похожим образом представлена комета и в книге Станислава Любенецкого 1666–1668 годов [1256], рис. 146. Особо ярко комета описана в следующем фрагменте книги «Стрела Громовержца», то есть «Иерем-Ия»: Рис. 144. Комета в виде военной булавы. Взято из средневековой книги: Racbarach, «Astronomia», 1545 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 185, ил. 94 Рис. 145. Комета в виде булавы. Взято из средневековой книги: Bacbarach, «Astronomia», 1545 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 188, ил. 96 «Что видишь ты? Я сказал: ВИЖУ ПОДДУВАЕМЫЙ ВЕТРОМ КИПЯЩИЙ КОТЕЛ, И ЛИЦО ЕГО СО СТОРОНЫ СЕВЕРА. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли» (Иерем. 1:13–14). Рис. 146. Комета в виде военной булавы. Взято из книги: S. Lubienietski, «Theatrum Cometicum, etc.» — Amstelodami, 1666–1668 годы, [1256]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [544], с. 195, ил. 101 Раскрываем книгу Бахараха «Астрономия» якобы 1545 года. В ней есть интересный рисунок КОМЕТЫ В ВИДЕ ГИГАНТСКОГО КРУГЛОГО ЛИЦА, КИПЯЩЕГО ПАРОМ И ОГНЕМ, ОКРУЖЕННОГО ЗВЕЗДАМИ, СГОРАЮЩИМИ В ПЛАМЕНИ, рис. 147. Рис. 147. Рисунок выполнен так, как будто зритель рассматривает сверху КИПЯЩИЙ КОТЕЛ. Таким образом, в книге «Иерем-Ия» присутствует явное средневековое описание какой-то кометы. Впрочем, то обстоятельство, что здесь описана комета, было замечено давно. Об этом писал Д. О. Святский, «Комета Галлея в Библии и Талмуде». Он пытался датировать эту комету, но безуспешно. Кстати, не исключено, что само заглавие книги «Стрела Громовержца» связано с появлением на небе кометы. В пророчестве «Иерем-Ия» нет надежного астрономического гороскопа, хотя, как мы видели, имеются явно астрономические фрагменты. Астрономическая датировка книги затруднительна. Использовать для датировки описание кометы также не удается. Да и вообще кометы плохо пригодны для астрономической датировки текстов. Описания комет обычно весьма смутны, фантастичны. Кроме того, не существует надежных исторических подтверждений многократных возвращений периодических комет, которые можно было бы положить в основу «кометной датировки». Подробно о древних и средневековых кометах (в том числе и пресловутых «китайских») мы говорим в книгах «Империя» и «Русь и Рим». 4. Когда написано ветхозаветное библейское пророчество «Исайя»«Исайя» — одно из самых длинных пророчеств в Библии. Написано оно, как считается, якобы около 740 года до н. э. По НА. Морозову, слово «Исайя» означает «Грядущая Свобода». Это одно из САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ПРОРОЧЕСТВ. НА Морозов считал, что в нем также описана комета, и пытался датировать ее. По нашему мнению — безуспешно. Как мы уже говорили, кометы плохо пригодны для независимой датировки. Книга полна воспоминаний о Христе. Недаром за этим пророчеством даже закрепилось название «Пятое Евангелие» [765]. Приведем некоторые примеры «христианских фрагментов» из «Исайи». «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, И ВОЗВЕСТИТ НАРОДАМ СУД» (Ис. 42:1). Скорее всего, тут речь идет об Иоанне — последователе Иисуса и авторе Апокалипсиса, возвестившего Страшный Суд. «Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его» (Ис. 52:14). «ОН БЫЛ ПРЕЗИРАЕМ, И МЫ НИ ВО ЧТО СТАВИЛИ ЕГО. НО ОН ВЗЯЛ НА СЕБЯ НАШИ НЕМОЩИ И ПОНЕС НАШИ БОЛЕЗНИ; А МЫ ДУМАЛИ, ЧТО ОН БЫЛ ПОРАЖАЕМ, НАКАЗУЕМ И УНИЧИЖЕН БОГОМ. НО ОН ИЗЪЯЗВЛЕН БЫЛ ЗА ГРЕХИ НАШИ… НАКАЗАНИЕ МИРА НАШЕГО БЫЛО НА НЕМ, И РАНАМИ ЕГО МЫ ИСЦЕЛИЛИСЬ. Все мы блуждали, как овцы, совратились… И ГОСПОДЬ ВОЗЛОЖИЛ НА НЕГО ГРЕХИ ВСЕХ НАС. ОН ИСТЯЗУЕМ БЫЛ, НО СТРАДАЛ ДОБРОВОЛЬНО И НЕ ОТКРЫВАЛ УСТ СВОИХ; КАК ОВЦА, ВЕДЕН БЫЛ ОН НА ЗАКЛАНИЕ, И КАК АГНЕЦ (! — Авт.) ПРЕД СТРИГУЩИМ ЕГО БЕЗГЛАСЕН, ТАК ОН НЕ ОТВЕРЗАЛ УСТ СВОИХ. ОТ УЗ И СУДА ОН БЫЛ ВЗЯТ… ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАРОДА МОЕГО ПРЕТЕРПЕЛ КАЗНЬ. ЕМУ НАЗНАЧИЛИ ГРОБ СО ЗЛОДЕЯМИ (сравните с Евангелиями! — „там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону“ (Лука 23:33) — Авт.), НО ОН ПОГРЕБЕН У БОГАТОГО (у Иосифа Аримафейского — Авт.).. — ПРАВЕДНИК… ОПРАВДАЕТ МНОГИХ И ГРЕХИ ИХ НА СЕБЕ ПОНЕСЕТ… И ЗА ПРЕСТУПНИКОВ СДЕЛАЛСЯ ХОДАТАЕМ» (Ис. 53:3–9, 53:11). И снова скалигеровская история упорно уверяет нас, будто все это написано за много сотен лет до распятия Иисуса Христа. Нам это представляется весьма сомнительным. Скорее всего, этот текст создан после XII века н. э., то есть после Страстей Андроника-Христа, Отметим, кстати, что если перевести слова «спасение», «спаситель», щедро рассыпанные по «Иса-Ия», то получится слово «Иисус». См. детали в [543]. 5. Когда написано ветхозаветное библейское пророчество «Даниил»Сначала историки относили эту книгу к 534–607 годам до н. э. [765]. Потом, однако, эта точка зрения была пересмотрена. Сейчас считается, что книга Даниила написана около 195 года до н. э. Таким образом, датировку передвинули вверх лет на 400. Уже отсюда видно, что никакого надежного способа установить независимую датировку книги Даниила в рамках скалигеровской хронологии нет. «Даниил» считается последним из библейских ветхозаветных пророчеств [765]. Если в случае других ветхозаветных пророчеств их явная связь с новозаветным Апокалипсисом упорно «не замечается» скалигеровскими историками, то пророчество Даниила находится в особом положении. Здесь параллель с Апокалипсисом НАСТОЛЬКО ОЧЕВИДНА, что историки были вынуждены признать этот факт. По-видимому, именно поэтому датировка «Даниила» поползла вверх, дабы приблизиться к скалигеровской датировке Апокалипсиса первыми веками новой эры. Вот что говорят по этому поводу историки: «По характеру своему оно (пророчество Даниила — Авт.) может быть скорее названо АПОКАЛИПТИЧЕСКИМ, чем пророческим» [765], с. 93–94. По Н. А. Морозову, слово «Даниил» переводится как «Правда Бога» [544], т. 1, с. 274. Возможно, это не имя автора, а заголовок книги, вполне отвечающий её содержанию (это замечание Морозова относится и к другим ветхозаветным пророчествам). Библейская критика установила, что книга Даниила — САМОЕ ПОЗДНЕЕ из ветхозаветных пророчеств. В частности, Даниил ссылается на предыдущих пророков. Учитывая наши новые результаты о датировке библейских книг, получаем, что, скорее всего, эта книга — позднесредневековая. В ней, по-видимому, нет четкого астрономического гороскопа. Зато есть замечательное описание кометы. Датировка по кометам совершенно не надежна и не может служить самостоятельным аргументом. Поэтому здесь мы лишь обсудим вкратце само описание кометы в книге Даниила. Широко и известна легенда о пророке Данииле, объяснившем царю Валтасару надпись «Мене-Мене-Факел-Фарес», сделанную некой огненной рукой на стене царского дворца. Библия говорит: «В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала» (Дан. 5:5). «И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин» (Дан. 5:25). Приведем также перевод Н. А. Морозова с еврейского текста Библии на русский язык. Перевод Морозова слегка отличается от синодального. «В этот самый час ПОЯВИЛСЯ ПАЛЕЦ (в еврейском переводе АЦБЕН, между тем как множественное число от „палец“ АЦБЕУТ, поэтому следует перевести „палец“ — пояснение Морозова) В РУКЕ ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА (в еврейском тексте ДИ-ИД-АНШ, то есть в руке мощного человека, причем частица ИД означает принадлежность этой руки, а не её составную часть, то есть рука человека держит, сжимает какой-то палец — пояснение Морозова), И НАЧАЛ О НПИСАТЬ НАВСТРЕЧУ ЛАМПАДЕ НОЧИ НА ШТУКАТУРКЕ ЦАРСТВЕННОГО ЧЕРТОГА». См. [543], с. 213. Что такое «палец в руке величественного человека», чертящий на «царственном чертоге», то есть, вероятно, на небе? Ведь мы уже видели, что в библейских пророчествах астрономическая тема звучит достаточно явственно и громко. Достаточно взглянуть, например, на средневековый рисунок в «Кометографии» С. Любенецкого 1681 года [1257]. См. рис. 148. На звездном небе — дымное облако, из которого протягивается рука, сжимающая ветвь. Ветвь заканчивается черенком, наподобие пальца, которым рука чертит на небе след, оставляя какую-то непонятную надпись. Прямо над рукой изображена КОМЕТА в виде огромной звезды с хвостом, окутанная пламенем. Рис. 148. Изображение кометы рядом с человеческой рукой, пишущей что-то на небе. Взято из средневековой книги: S. Lubenietski, «Historia universalis omnium Cometarum». — 1681 год, [1257]. Книгохранилище Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург). См. также [543], с. 208, ил. 106 Очень похоже, что в книге Даниила действительно описана комета. В пророчестве сказано, что рука чертила пальцем по направлению к Лампаде ночи. То есть, вероятно, к Луне. Н. А. Морозов считал, что под Величественным Человеком здесь понимается созвездие Змиедержца. Это отождествление мы обсуждали выше. Затем перепуганный царь обращается к КШДИА, что значит «астрологи» [543]. И это совершенно естественно, поскольку профессия средневековых астрологов — толковать события, происходящие на небе (Дан. 5:7). Наконец, Даниил разъясняет царю надпись: «И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое… Текел — ты взвешен на весах… Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5:25–28). В еврейском переводе стоит: МНА-МНА, ТКЛ, У ПРСИН, что можно перевести как: «Измеритель измерил, Весы и к Персею». Мы уже отмечали, что Змиедержец отождествлялся на многих средневековых картах с Измерителем Неба См. рис. 140, взятый нами из книги Корбиниануса 1731 года [1077]. «Дани-Ил», говоря об Измерителе, вероятно, указывает, причем во второй раз, на Змиедержца. То есть — на «величественного человека». Возникает мысль, что некая комета двигалась от Весов к Персею, пройдя через Змиедержца. Проанализировав дошедшие до нас сведения о кометах, Морозов предположил, что это могла быть комета якобы 568 года н. э. либо комета якобы 837 года н. э. Однако датировка по кометам никак не может быть признана в какой-либо мере надежной. В заключение отметим, что в «древне» — еврейском языке нет формы будущего времени, и оно устанавливается по смыслу. Эта особенность могла приводить к тому, что текст, написанный в настоящем времени, то есть описывающий настоящие и прошлые события, воспринимался потомками как текст, написанный в будущем времени [543]. Не потому ли в еврейской литературе так много пророчеств? ВыводыБИБЛЕЙСКИЕ ПРОРОЧЕСТВА СОДЕРЖАТ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ, АНАЛИЗ КОТОРЫХ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫСКАЗАТЬ ГИПОТЕЗУ, ЧТО ЭТО — СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИЛИ ДАЖЕ ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Такой вывод хорошо согласуется с результатами применения к Библии новых эмпирико-статистических методов, сдвигающих время написания Библии в эпоху XI–XVI веков н. э. См. об этом следующую книгу. Напомним, что астрономическая датировка Апокалипсиса дает 1486 год н. э., поэтому близость ветхозаветных пророчеств к новозаветному Апокалипсису может означать, что все они созданы в XV–XVI веках н. э. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|