|
||||
|
Часть первая Роль родителей и дар духа
Самое сокровенное желание любого из родителей — видеть, как их ребенок достиг успеха в жизни, но многие ли из нас понимают, что самый прямой путь к успеху лежит через дух? В нашем обществе обычно это никак не связывают — скорее, наоборот. Мы учим своих детей тому, как выжить, как вести себя так, чтобы заслужить одобрение, как защитить себя, как соперничать сдругими, как противостоять разочарованиям, препятствиям и неудачам. Хотя вера в Бога обычно и признается неплохой вещью, дух традиционно считают стоящим в стороне от успехов в повседневной жизни. Это ошибочный подход, и он с самого детства оказывает очень сильное влияние на всю нашу жизнь. У многих не вызывает сомнений то, что успех — понятие чисто материальное, что он измеряется количеством денег, престижем или обилием собственности. Все это, конечно, может играть определенную роль, но наличие всех этих вещей еще не является гарантией успеха. Тот успех, которого мы жаждем для своих детей, определяется также множеством не материальных понятий. Он должен включать способность к любви и состраданию, способность испытывать радость и передавать это чувство другим, уверенность, которую рождает знание того, что ваша жизнь служит поставленной цели, и, наконец, ощущение связи с созидательной силой Вселенной. Все это образует духовное измерение успеха, — измерение, которое приносит внутреннее удовлетворение. Если вам ежедневно открывается чудесный смысл вашей жизни во всей ее чистоте, значит, вы достигли успеха, а это означает, что в каждом младенце этот успех заложен от рождения. Способность каждого ребенка ощущать чудо повседневного существования — самое убедительное доказательство того, что Природа хочет, чтобы мы были преуспевающими. В нашей собственной природе заложено встречать жизнь с радостью. Божественные семена находятся внутри нас. Когда мы совершаем путешествие по пути духа, мы снабжаем эти божественные семена влагой. Со временем внутри и вокруг нас расцветают цветы, дарованные Богом, и мы становимся свидетелями чуда проявления Божественности, куда бы мы ни пошли. Следовательно, наша задача, как родителей, состоит в том, чтобы уверенно направлять своих детей по пут и духа. Это самое лучшее, что мы можем сделать, чтобы обеспечить их успех в жизни, — лучше, чем предоставление им денег, надежного дома и даже любви и расположения. Я приглашаю вас рассмотреть это духовное определение роли родителей, которая может оказаться совсем не такой, какой вы видите свою роль сейчас. Чтобы встать на этот новый путь в осуществлении своей миссии родителей, мы прежде всего должны сами придерживаться соответствующих принципов, и тогда мы сможем научить им своих детей. Принципы, о которых я говорю, изложены в моей предыдущей книге, «Семь Духовных Законов Успеха». Для того чтобы свернуть на путь связи с духом, знание Духовных Законов очень важно. Когда мы следуем Духовным Законам, мы достигаем гармонии с Природой. Любой другой способ жизни ведет к напряжению и борьбе. Успех, для достижения которого потребовалась борьба, может принести нам материальные блага, но они никогда не дадут нам того внутреннего удовлетворения, которого мы от них ждем. На языке взрослых Семь Духовных Законов звучат следующим образом: ПЕРВЫЙ ЗАКОН: Закон Чистой Потенциальности Источником всего, что создается, служит чистое сознание… чистая потенциальная возможность поиска выражения непроявленного в проявленном. ВТОРОЙ ЗАКОН: Закон Дарения В своей готовности отдавать то, что мы ищем, мы поддерживаем изобилие Вселенной, которое распространяется на нашу жизнь. ТРЕТИЙ ЗАКОН: Закон «Кармы» Когда мы выбираем действия, которые приносят успех другим, наша карма приносит плоды счастья и успеха. ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАКОН: Закон Наименьшего Усилия Разум Природы работает легко и без усилий… беззаботно, гармонично и с любовью. Когда нам становятся подвластными эти силы, мы добиваемся успеха столь же легко и без усилий. ПЯТЫЙ ЗАКОН: Закон Намерения и Желания Каждое намерение и желание содержит механизм своего исполнения… в поле Чистой Потенциальносги намерение и желание обладают бесконечной организующей силой. ШЕСТОЙ ЗАКОН: Закон Непривязанности В своей готовности вступить в неведомое, в поле всех возможностей, мы отдаем себя творческому разуму, который создает хореографию танца Вселенной. СЕДЬМОЙ ЗАКОН: Закон «Дхармы» Когда мы соединяем свой уникальный талант со служением другим, мы испытываем экстаз и ликование своего собственного духа, что и есть конечная цель всех целей. Не имеет значения, будете вы называть их «Законами» или «Принципами». Они являются законами, поскольку они руководят раскрытием духа, когда он перемещается из невидимого мира души в видимый мир материи. Они являются принципами, поскольку мы можем принять их в свое сердце и придерживаться их точно так, как мы придерживаемся принципов говорить правду или быть честными. Почему мы нуждаемся в этих принципах? Почему нам просто не учить своих детей любить Бога и быть хорошими? Ответ заключается в том, что Семь Духовных Законов позволяют человеку соприкоснуться с механизмами, которые использует сама Природа. Когда вы сознательно подчиняете свою жизнь Духовным Законам, вы обращаетесь к Вселенной с просьбой поддержать вас на пути достижения успеха и изобилия. Это ключ к осознанию своего собственного Бытия и использованию его неограниченной силы. Чем раньше человек научится жить в гармонии, используя все свои творческие способности и применяя минимум усилий, тем выше вероятность, что все в его жизни будет вести к успеху. Именно это мы должны передать своим детям, и, если мы это сделаем, нас ждут радость и гордость, которые не имеют границ. Любая духовная традиция содержит какую-то версию этих семи законов, но в самом чистом виде их раскрывают ведическне традиции древней Индии, где Духовные Законы были сформулированы больше пяти тысяч лет назад. Семь Духовных Законов служат для понимания следующих принципов: Человеческое существо состоит из тела, разума и духа. Из них на первом месте стоит дух, потому что он соединяет нас с источником всего сущего, вечным полем сознания. Чем прочнее эта связь, тем больше мы наслаждаемся изобилием Вселенной, которое предназначено для удовлетворения наших желаний. Только при отсутствии этой связи нас ждут борьба и страдания. Божественный замысел для каждого человеческого существа — наслаждаться неограниченным успехом. Следовательно, успех в высшей степени естествен. Дух и дети — учение о невинности Когда мы обращаемся к детям, язык Семи духовных Законов должен быть другим, менее абстрактным. К счастью, эти семь законов можно сформулировать так, что даже самый маленький ребенок сможет принять их умом и сердцем: ПЕРВЫЙ ЗАКОН: Все возможно. ВТОРОЙ ЗАКОН: Если ты хочешь что-то отдать, omдай. ТРЕТИЙ ЗАКОН: Делая выбор, ты изменяешь будущее. ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАКОН: Не говори «нет» — двигайся, вместе с потоком. ПЯТЫЙ ЗАКОН: Всякий раз, когда ты чего-то хочешь, ты бросаешь в землю семя. ШЕСТОЙ ЗАКОН: Наслаждайся, путешествием. СЕДЬМОЙ ЗАКОН: Существует причина, по которой ты здесь. В тот день, когда я записал эти простые определения, у меня не было времени, чтобы как следует над ними задуматься самому, но потом я был поражен: если бы меня, когда я был ребенком, обучили этим простым семи вещам, моя жизнь сложилась бы совсем иначе. Я знал бы нечто драгоценное и одновременно обладающее практическим смыслом, нечто такое, что не изгладилось бы из памяти, как школьный урок, а год за годом перерастало бы в зрелое духовное понимание. Ребенок, который получает духовное образование, обретает способность ответить на самые главные вопросы о том, как работает Вселенная; он сумеет понять источник творчества как внутри себя, так и снаружи; он сможет придерживаться несуждения, приятия и искренности. А для взаимодействия с другими людьми это важнее всего того, чем может обладать человек, — он будет свободен от калечащего его страха и беспокойства о смысле жизни, что иссушает сердца многих взрослых, признают они это или нет. Самая ценная, пища, которую вы можете дать своему ребенку, — это пища духовная. Я не говорю о строгом обучении детей определенным правилам, подобно тому, как мы учим их быть хорошими под угрозой наказания. Каждый из Семи Духовных Законов должен быть выражен не в виде правила или жесткого предписания, а в виде вашего собственного отношения к жизни. Как мать или отец, вы гораздо эффективнее можете научить с помощью того, кто вы есть на самом деле, а не того, что вы говорите. Это тоже является частью духовной перспективы. Жизнь каждого ребенка уже духовна. Это происходит потому, что каждый ребенок рождается в поле бесконечных творческих возможностей и чистого осознания, которое и есть дух. Но не каждый ребенок знает о том, что это правда. Дух нужно развивать, его нужно питать и поощрять. Когда это делается, невинный дух ребенка, развиваясь, становится достаточно сильным, чтобы противостоять грубым реалиям часто совсем не духовного мира. Утрата связи с духом никак не влияет на бесконечное поле творческих возможностей — ему нельзя причинить вред, — но она может очень сильно повлиять на ваши жизненные возможности. Вместе с духом все мы — дети космоса, без него мы становимся сиротами и начинаем блуждать в потемках. Давайте рассмотрим небольшой пример. Седьмой Закон утверждает:
Для ребенка причина нахождения здесь может быть выражена в простых, повседневных понятиях, например: — Что для меня имеет значение сегодня? — Какой талант я в себе обнаружил? — Что пришло ко мне — подарок, урок, прекрасное переживание, — что заставило меня почувствовать себя особенным? — Что сделал я для того, чтобы заставить почувствовать себя особенным кого-то еще? Все это простые вариации одного и того же главного вопроса: для чего я существую? Все мы, будучи детьми, задавали этот вопрос и перестали его задавать только потому, что почувствовали: у наших родителей и учителей на самом деле нет на него ответа. Ребенок, которого не научили находить смысл простым путем, однажды попытается найти свое назначение в жизни при куда более сложных обстоятельствах. Обычно мы откладываем этот поиск на конец своего второго или начало третьего десятилетия, а иногда и на более зрелый возраст, которые, к сожалению, являются самыми бурными этапами личного развития. Понятие «смысла жизни» начинают путать с открытым неповиновением и «американскими горками» эмоций, что типично для позднего отрочества, или с растущим осознанием своей смертности, которое приходит в средние годы. В школе мы пытаемся весги борьбу с идеями великих религиозных учителей и философов. Нас поглощают споры о том, имеет ли вообще наше существование смысл. (Я думаю, любой, кто разменял шестой десяток, с трудом отождествляег себя с тем человеком, который вел всю эту борьбу.) Но ребенка, которому в возрасте трех-четырех лет объяснили, что существует причина, зачем он здесь, ждет совсем другое будущее. Такой ребенок будет воспринимать поиск смысла жизни как вполне естественное занятие, как духовный эквивалент изучения алфавита. Он не будет годами откладывать это занятие, внутреннее смятение не будет доводить его до отчаяния. Вопрос «Зачем я здесь?» не должен становиться ужасным экзистенциальным вопросом. Это наиболее радостное исследование, которое может быть предпринято человеком, и мы окажем своим детям огромную услугу, представив его именно таким. Ребенка, который уделит внимание хотя бы этому одному принципу, ждет куда более богатая жизнь — более успешная жизнь, — чем бесчисленных взрослых, для которых понятия «дух» и «Бог» навсегда остались в мире абстракций. Настоящий духовный рост изменяет человека самым парадоксальным образом. Он дает понимание, сохраняя в то же время невинность. Будучи родителями, мы слишком сильно поддаемся соблазну держаться на расстоянии от детей. Мы это делаем потому, что, как нам кажется, мы больше знаем о жизни, тогда как в действительности мы обычно просто больше испытали. Мы стараемся извлечь пользу из того, что знаем правила и избегаем наказаний, прячем свои слабости, чтобы продемонстрировать силу, и никогда не позволяем соскользнуть со своего лица маске неуязвимости. Нет лучше рецепта разрушить детскую невинность, чем разрушить свою собственную. В глазах духа каждый обладает невинностью, во всех смыслах этого слова. Поскольку вы невинны, вы не делаете ничего, что бы заслуживало наказания или божественного гнева. Вы каждый день рождаетесь заново. Вы — получатель переживаний, которые никогда не перестают рождать восторг и удивление. Существует только одно духовное отличие невинности ребенка от невинности взрослого: невинность взрослых — это невинность с пониманием, и это именно то, чем мы должны поделиться, сохраняя чистыми и свежими те качества, которые приходят вместе с настоящим знанием. С чего начать С того момента, когда ваш ребенок появляется на свет, вы — его учитель духа. Если вы создаете атмосферу доверия, открытости, несуждения и приятия, эти качества ваш ребенок усваивает как качества духа. Роль родителей в совершенном мире можно было бы выразить одной короткой фразой: Показывать только любовь, быть только любовью. Но в мире, где нам приходится справляться со всем, что в нем есть, дети постоянно сталкиваются с поведением, лишенным любви, в основном, вне дома, но иногда и внутри. Вместо того чтобы беспокоиться о том, достаточно ли в вас любви, чтобы вы могли быть духовным учителем, постарайтесь посмотреть на духовность как на искусство жизни, потому что именно этим она и является. Я уверен, что именно это искусство вы должны передать своему ребенку как можно раньше, и он сумеет его понять. Младенец, О—1 годКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: любовь, нежность, внимание. К счастью для нашего поколения, в наши дни уже отказались отложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец — чистое золото в духовном понимании. Лелея его невинность, мы можем найти обратный путь к себе самим. Так что на правильном пути те родители, которые являются учениками своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих «примитивных» реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм не может пышно расцвести — он будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света. Ребенок, начинающий ходить, 1–2 годаКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свобода, поощрение, уважение. На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго. Здесь слово эго употребляется в самом простом его смысле, как «я», как признание «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одном направлении, но страх и неуверенносгь тянут в другом. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: мир безопасен. Если вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя в безопасности, это означает, что когда-то, когда вам еще не исполнилось одного-двух лет, вы не были обусловлены страхом: вместо этого родители поощряли ваше безграничное развитие, учили ценить свободу, несмотря на раны, которые ребенок получает время от времени, сталкиваясь с окружающими его вещами этого мира. Упасть — совсем не одно и то же, что потерпеть поражение, испытать боль — совсем не одно и то же, что решить, что мир опасен. Травма — не что иное, как средство, которое Природа использует для того, чтобы сказать ребенку, где проходит граница; боль существует для того, чтобы показать маленькому ребенку, где начинается и заканчивается «я», чтобы помочь ему избежать потенциальных опасностей вроде ожога или падения с лестницы. Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Физиологическая боль устанавливает границы, которые вы не можете пересечь, не испытав глубокого беспокойства о своем состоянии. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, места для внутреннего духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве. Дошкольники, 2–5 летКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый. На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. Пока ребенку не исполнится два-три года, он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания — ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру. Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир — и, конечно же, все члены его семьи. «Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова нет! и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания — это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте. В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила — духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия. При отсутствии равновесия неудержимое желание дошкольника проявлять свою силу приводит к огорчениям, ведь то, что он испытывает, это большей частью иллюзия силы. Без умолку болтающий двухлетний ребенок — это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой. Возраст детского сада — первых классов начальной школы, 5–8 летКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дарение, умение поделиться, несуждение, приятие, искренность. Ключевые слова, которые применимы к первым школьным годам, носят более социальный оттенок. Конечно, существует много других слов, потому что, когда ребенок в свои пять лет посгигает мир, мозг его настолько сложен и активен, что он усваиваег и проверяет бесчисленное количество различных понятий. Кроме того, я вовсе не хочу сказать, что воспитанием умения поделиться, отдавать то, что у тебя есть, другому и говорить правду можно пренебрегать в более ранние годы, но критическим моментом именно этого возраста является то, что в это время ребенок начинает усваивать абстрактные понятия. Конкретно мыслящий ум младенца, который не понимал причин вашего поведения, а только чувствовал, теперь приобретает возможность воспринимать действительность за пределами «я есть», «я хочу» и «я первый". То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает, насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если, отдавая, мы рассматриваем это как потерю — я вынужден от чего-то отказаться, чтобы ты мог это иметь, — значит, духовный урок на этой стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты — это часть меня». Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться — он и любят делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении границ эго и включении в свой мир другого человека, — нет большего доказательства близосги, и поэтому никакое другое действие не вызывает такого блаженства. То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко, если вообще когда нибудь помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что правда обладает духовной ценностью. Не обязательно прибегать к наказаниям. Если вы воспитываете у ребенка отношение «говори правду или у тебя будут неприятности», вы учите духовной фальши. Ребенок, у которого возникает соблазн солгать, находится под действием страха. Если до сознания доходит правда, связанная с этим страхом, разум вполне логично пытается поступить наилучшим образом, говоря правду. В любом случае вы заставляете ребенка поступать лучше, чем, как вам кажется, он есть на самом деле. Научить действовать исходя из требований других — верный рецепт духовного разрушения. Ваш ребенок должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать». Дети старшего возраста, 8–1 2 летКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность. Многим родителям эта стадия развития детей приносит больше всего радости, потому что именно к этому времени у детей развивается личность и независимость. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например любовь к науке или искусству. Применимые к этому возрасту ключевые духовные понятия полностью соответствуют этой волнующей фазе. Хотя это звучит и сухо, «разборчивость» — прекрасное качество души. Это гораздо больше, чем просто отличать хорошее от плохого. В эти годы нервная система сама способна поддерживать острое ощущение величайшей глубины и важности будущего. Десятилетний ребенок способен к мудрости, и, в первую очередь, речь идет о самом деликатном даре — личном проникновении в сущность вещей. Ребенок способен видеть своими собственными глазами и судить на основании того, что он видит: он больше не получает мир из вторых рук — из рук взрослых. Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно. До этого закон представляется подобным правилу, которому нужно следовать или по меньшей мере уделять внимание. Вместо того чтобы использовать слово закон, родители могут воспользоваться словами «как это работает», или «почему все происходит именно таким образом», или «делай это так, чтобы ты чувствовал, что это хорошо». Это более конкретный способ обучения, опирающийся на опыт. Однако в возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт. Почему так происходит — это духовная тайна, ведь опыт присутствовал с самого рождения, но по какой-то причине мир вдруг заговорил с ребенком: к нему приходит изнутри глубинное понимание того, почему это правильно или нет, почему так много значат правда и любовь. Ранние юношеские годы, 12–15 летКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самоосознание, экспериментирование, ответственность. Детство заканчиваегся и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности и давления, к которому, может быть, сами родители только что научились приспосабливаться, избавившись от чувства неуверенности. Решающим теперь является то, что полученные в детсгве уроки начинают приносить плоды — сладкие или горькие. Ребенок, который отправляется в мир с отпечатками подлинных духовных знаний, будет отражать гордость и доверие своих родителей. Ребенок, который движется спотыкаясь, в полном замешательстве, отчаянно экспериментируя и постоянно испытывая давление со стороны своих сверстников, скорее всего, отражает скрытую беспорядочность своего воспитания. Отрочество — время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания. Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качесгве советчика. Это внутреннее Я — неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и зрелый взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собст венному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир уже не как ребенка. Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) — наблюдать, как в результате экспериментирования с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание. Как научить отличать правильное от неправильного Поскольку все мы росли в обществе, которое придает так мало значения духовной жизни, вам может быть нелегко разобраться, что значит быть для своего ребенка духовным учителем. Чем это, например, отличается от того, чтобы просто быть хорошим, любящим родителем? Чтобы это продемонстрировать, давайте обратимся к ключевому вопросу, который возникает при работе с любыми детьми: как научить отличать правильное от неправильного? Думаю, все со мной согласятся, что старой практики обучения с помощью наказаний и выговоров следует избегать. Присваивая себе право наказывать, вы только подчеркиваете нерешенную для себя моральную дилемму. Дети невероятно быстро улавливают расхождение между тем, что говорят родители, и тем, как они себя ведут. Они могут научиться слушаться нас из страха перед наказанием, но на эмоциональном уровне они интуитивно чувствуют, что родители, которые используют угрозы и принуждение, не могут служить моделью того, что значит «хорошо». Хотя мы все это хорошо понимаем, несмотря на наши наилучшие намерения, бывают моменты, когда нам очень хочется наказать ребенка просто потому, что мы испытываем сильное раздражение или разочарование. Если мы внимательнее изучим то, что происходит в такие моменты, то увидим, что мы используем наказание для разрешения тех проблем, которые не разрешены в наших сердцах. Вы действительно верите в то, что можно всегда быть хорошим? Боитесь ли вы Бога, который точно так же накажет вас, если вы будете плохим? Не является ли зло силой, перед которой мы чувствуем себя беспомощными, не чувствуя уверенности в том, что добро может противостоять ему в этом мире, тем более восторжествовать? В том, как мы ведем себя как родители, проявляются все недостатки нашей собственной духовной жизни. От этого не убежать, и, даже если вы стараетесь быть любящими и добрыми по отношению к своим детям, обязательно бывают моменты, когда включаются ваши собственные сомнения. Быть духовным учителем выходит за рамки вашего собственного поведения — вы здесь для того, чтобы поделиться реальными истинами о природе духовной жизни. Простейший способ научить тому, что такое дух, — это создать атмосферу, в которой дух живет как любовь. Иметь ребенка — это проявление такой милости со стороны Природы, что все родители испытывают желание вернуть этот подарок в многократном размере. Этот импульс хорошо мне знаком. Я смог написать лежащую перед вами книгу потому, что двое моих детей помогли мне изучить Семь Духовных Законов. Благодаря своей невинности, дети являются безжалостными учителями искренности и любви. Пока вы не будете исполнять свою роль родителя в духе любви, не имеет значения, каким законам вы, по вашему мнению, обучаете, — они будут становиться просто мертвыми правилами, от которых ваш ребенок откажется, как только не будет того, кто требует от него послушания. Когда наши дети были еще совсем маленькими, мы с женой обнаружили, что инстинктивно следуем правилам, из которых только потом выкристаллизовались определенные принципы: Мы учили наших детей воспринимать дух как реальность, верить в бесконечный источник любви, который с нежностью поддерживает их. Это было нашим действенным определением Бога. Мы не оказывали на них никакого давления для того, чтобы они добились успеха в общепринятом понимании этого слова. Таким способом мы пытались им рассказать, что Вселенная ценит их за то, кто они есть, а не за то, что они делают. Мы никогда не испытывали потребности их наказывать, хотя давали им очень ясно понять, когда мы разочарованы, рассержены или задеты их поведением. Таким образом мы обучали их с помощью рефлексии вместо правил. Мы всегда помнили о том, что наши дети — подарок со стороны Вселенной, и давали им понять, что именно так мы это воспринимаем. Мы говорили им, какая для нас честь помогать им расти. Мы не были их владельцами. Мы не распространяли на них собственных ожиданий. Мы никогда не чувствовали потребности сравнивать их — ни в хорошем, ни в плохом — с кем бы-то ни было другим. Таким образом мы давали им почувствовать свою внутреннюю завершенность. Мы рассказали им, что они обладают даром. который сможет изменить жизнь других людей. Мы также говорили им, что они смогут изменять и создавать все, что захотят в своей жизни. Мы очень рано рассказали им о тех видах успеха, которые имеют значение — которые ведут к достижению стоящих целей, полных значения для них самих, целей, которые приносят им радость. Это наилучший из известных нам способов принести радость другим. И наконец, мы поощряли их мечты. Таким образом мы учили детей доверять своим собственным желаниям, что является прямой дорогой во внутренний мир. Не будучи совершенными родителями и, конечно, много раз забывая о своих идеалах, мы с женой нашли способ вырастить детей по вдохновению. Показывать, что значит быть «в духе», — вот истинный смысл слова вдохновенный, то есть «дышать тем, чем дышит Бог». Подобным образом можно объяснить, что значит «обладать энтузиазмом», поскольку слово «энтузиазм» происходит от греческих слов en theos — «в Боге». Последний пункт, по-видимому, наиболее важен. Если вы, как родители, действительно хотите на практике передать своим детям духовные законы, вы должны знать, добились вы успеха или нет. Самый простой способ обнаружить это — посмотреть, проявляют ли ваши дети вдохновение и энтузиазм. Вдохновение, энтузиазм и восхищение — это духовные качества. Без них не может быть духовной жизни ни в каком возрасте. Здесь как раз уместно выразить глубокую благодарность моей жене Рите, чей инстинкт любви и доброты всегда указывал мне путь. Ее духовными инстинктами мы всегда руководствовались и в том, чего мы, как родители, не делали. Мы не требовали повиновения и не настаивали на том, чтобы быть для них авторитетом. Мы не делали вид, что знаем ответ на все вопросы. Мы не подавляли своих чувств и не требовали этого от своих детей. И каждый день мы старались поднять их до того, чтобы они прожили свои собственные жизни, а не те, которые нам не удалось прожить самим. Все, о чем я сейчас говорил, можно свести к одному-единственному правилу: каждому ребенку необходимо столько зрелой любви, сколько вы можете ему дать. Зрелой — а не просто взрослой — делает любовь стоящее за ней духовное намерение. Рождение ребенка — это акт милости, ниспосланной нам как духовным учителям. Второй такой милостью является любовь, которая руководит нашими намерениями. Любовь поднимает нас над нашей собственной склонностью к ошибкам, преподнося таким образом нашим детям самые глубокие, самые ценные уроки. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|