• О чувствах
  • О страстях
  • О любви
  • О браке и семье
  • О женщинах и мужчинах
  • 7

    О чувствах

    Горе – учитель мудрых.

    Байрон


    Полнота жизни – в чувстве, но чувство не есть еще последняя ступень духа, дальше которой он не может развиваться. При одном чувстве человек есть раб собственных ощущений, как животное есть раб собственного инстинкта.

    В.Г. Белинский 5, 231


    Сентиментальные люди взбалтывают свое чувство так долго, что оно дает, наконец, пену. Тогда они воображают, что у них сердце полно, что их чувство течет через край, но все это не более как воздух.

    Л. Берне 5, 230


    Несчастен тот, кто не умеет переносить несчастий.

    Биант


    Чувства – своего рода инструменты, которыми надо научиться пользоваться.

    Бюффон 5, 229


    Горя немало узнав, я чужому сочувствую горю.

    Вергилий


    Разум и чувство помогают друг другу и пополняют друг друга. Тот, кто следует советам одного из них, отказываясь от другого, нерасчетливо лишает себя помощи, которая дана нам для нашего руководительства.

    Л. Вовенарг 5, 229


    … страдание, боль – это вызов на борьбу, это сторожевой крик жизни, обращающий внимание на опасность.

    А.И. Герцен[23]


    Гнев – кратковременное безумие.

    Гораций 12, 60


    Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит.

    М.Ю. Лермонтов[24]


    Радоваться в одиночку грустно.

    Лессинг 1, 254


    Дожидаться радости тоже радостно.

    Лессинг 1, 255


    Подлинно тот лишь скорбит, чья без свидетелей скорбь.

    Мациал 1, 256


    Приятна похвала из уст людей, достойных похвалы.

    Невий


    Легко ненавидеть на расстоянии, но не на одной цепи.

    Из кинофильма


    Безотступная, всепоглощающая печаль, забота разрушает тело, открывая доступ к нему всяческим заболеваниям; радость же, делая вас чувствительными к каждому биению жизни, к каждому впечатлению бытия, безразлично как к физическому, так и к моральному, развивает, укрепляет тело.

    И.П. Павлов


    Я чту человека, способного улыбаться в беде, черпать силы в горе и находить источник мужества в размышлении.

    Т. Пейн


    Разделенная радость – двойная радость, разделенное горе – половина горя.

    Русская пословица


    Малые печали словоохотливы, глубокая скорбь безмолвна.

    Сенека


    Есть ли что более жалкое и глупое, чем бояться заранее? Что за безумье – предвосхищать собственные несчастья?

    Сенека 15, XCVIII


    Вдвойне несчастлив тот, кто прежде был счастлив.

    Публилий Сир


    Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.

    К.Д. Ушинский 5, 231


    Горе можно снести одному, но для радости нужны двое.

    Э. Хаббард 1, 257


    Разделенная радость возрастает.

    Холлэнд

    О страстях

    … без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели.

    В.Г. Белинский


    … тот, кто желает лишить человека страстей на том основании, что они опасны, уподобляется тому, что пожелал бы выпустить из человека всю кровь, исходя из того, что она является причиной апоплексического удара.

    Вольтер


    Без страсти никогда не было и не может быть совершено ничего великого.

    Гегель. Энциклопедия филос. наук. Т. 3.


    … ничто великое в мире не совершалось без страсти. Всегда дело сводится к тому, каково содержание моего убеждения, какова цель моей страсти, истинны ли та или другая по своей природе.

    Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24


    Тот, кто делает целью одно обуздание страстей, тот дает страстям силу и высоту, которых они не имеют вовсе, – он их ставит соперником разуму. Страсти крепнут и растут именно от того, что им придают огромную важность. Лукреций говорит, что иногда надо уступать потребности наслаждения для того, чтобы она не беспрестанно нас занимала.

    А.И. Герцен 4, 104


    Слово страсти означает приведенные в действие способности. Сами по себе они отнюдь не являются злом; напротив, чем более мы их удовлетворяем, тем более мы счастливы. Они становятся пороками или преступлениями только тогда, когда они дурно направлены и, наконец, извращены дурной социальной организацией.

    Г. Дезами 4, 104


    Для страсти не нужно годов: она может зародиться в одно мгновение.

    И.А. Гончаров. (“Обрыв”)


    Сильные страсти – слабые нервы.

    Из к\ф


    Страсти, которыми владеем мы, – суть добродетели; страсти, которые владеют нами, – пороки.

    Б. Паскаль 12, 246

    О любви

    Любовь – поэзия и солнце жизни.

    В.Г. Белинский


    Кто не любит, не может и ненавидеть; кто ничем не восхищается, не может и презирать.

    Берне 1, 265


    Самое большее удовольствие – это доставлять удовольствие тому, кого мы любим.

    С. Буффле 12, 266


    Вот истинное осуществление любви – когда в объятьях любовных взаимно изведывают страсть и жаждущий ее удовлетворения и полузакрывшая от наслаждения глаза.

    Бхартрихари


    Разлука для любви – что ветер для огня; слабую она гасит, а большую раздувает.

    Бюсси 1, 266


    Сношение ради удовлетворения полового желания отличается от любовного наслаждения, как завтрак бедняка от трапезы магараджи.

    Ветки персика


    Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головой, сердцем и телом.

    Ф.Вольтер


    …занятие любовью – это совместное творчество, старание двух людей в сотворении радости и красоты, наслаждение, одинаковое для обоих, в которое оба вносят одинаковый вклад.

    Рут Диксон


    Для человека, не зараженного самодурством, вся прелесть любви заключается в том, что воля другого существа гармонически сливается с его волей без малейшего принуждения…

    Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих…

    Н. А. Добролюбов


    Зенон, философ, когда ему однажды кто-то сказал, что любовь вещь, недостойная мудреца, возразил: “Если это так, то жалею о бедных красавицах, ибо они будут обречены наслаждаться любовью исключительно одних глупцов”.


    Разлука ослабляет легкое увлечение, но усиливает большое чувство, подобно тому, как ветер гасит свечу, но раздувает пожар.

    Ф. Ларошфуко 12, 206


    Равенство – самая прочная основа любви.

    Лессинг 1, 267


    Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любит своих родителей, товарищей, детей.

    А.С. Макаренко


    Любовь – это казна счастья: чем больше она дает, тем больше она имеет.

    Мюллер 1, 268


    Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится,…не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,… всё покрывает, всего надеется, всё переносит, любовь никогда не перестаёт.

    Новый завет, 1 Кор 13:4-8


    Любви дороже мне одно мгновенье

    Годов тоски и слез

    А.Н. Островский (“Снегурочка”)


    Существенной чертой рыцарства была удивительно изысканная концепция любви, как чего-то такого, что приятно оставить неудовлетворенным. «Когда в двенадцатом столетии неутоленное желание было поставлено трубадурами Прованса в центр поэтической концепции любви, произошел поворот в истории цивилизации. Изысканная поэзия… делает самое желание существенным мотивом и таким способом создает концепцию любви с отрицательным знаком» (Й. Хейзинга).

    Б. Рассел


    Любовь носит такие очки, сквозь которые медь кажется золотом, бедность – богатством, а капли огня – жемчужинами.

    Cервантес


    Любой судьбе любовь дает отпор.

    Сервантес


    Да, половина и притом прекраснейшая половина жизни остается скрытой от человека, не любившего со страстью.

    Стендаль


    Стендаль о любви в Англии: “Часто в них нет ничего замечательного, кроме странной щепетильности… Но, как ни покорна рабыня (жена англичанина – Л.Б.), ее общество вскоре делается тягостным. Отсюда для мужчин необходимость мрачно напиваться каждый вечер, вместо того чтобы проводить, как в Италии, вечера со своими любовницами. В Англии богатые люди, скучая у себя дома, под предлогом необходимости телесных упражнений делают пешком четыре или пять миль ежедневно, как будто человек создан и послан в мир для того, чтобы бегать рысью. Таким образом они расходуют нервный флюид с помощью ног, а не сердца.” [25]


    Из всех сладких горестей нет ничего слаще той, что вырастает из несчастной любви.

    Стивенсон


    Любовь есть любовь, ее из эфира не смонтируешь, вздохами не подопрешь. Тут надо более весомые, материальные скрепы искать…

    Так что за скрепы?

    Разве не ясно? Секс. Не пошло понятый, разумеется. Женщина должна быть женщиной, черт побери, а не облаком в юбке! В Древней Греции на эти темы писали трактаты. На Востоке науку любви преподавали в школах. Разве в этой сфере не нужны культура, искусство, знания? И талант.

    А. А. Тарасов[26]


    Физиология любви – это огромная область, и в ней важны не только инстинкты, но и наука, и искусство, и опыт. Культура плотской любви – это часть культуры вообще. В средние века с их неприязнью к человеческому телу эта культура резко упала. И чему же удивляться, если каждый в этой области начинает, став взрослым, почти от нуля, открывает все Америки заново, самостоятельно, методом проб и ошибок, консультируясь только с приятелем по подъезду или со школьной подружкой.

    А. А. Тарасов[27]


    Любовь может изменить человека до неузнаваемости.

    Теренций 1, 270


    Взаимная любовь между людьми есть основной закон жизни человеческой.

    Л.Н. Толстой


    Счастье любви – в действии; любовь проверяется готовностью делать для других.

    Лью Уоллес 1, 270


    Где нет любви, там нет и правды. Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же.

    Л. Фейербах


    Самая сильная ненависть – порождение самой сильной любви.

    Т. Фуллер 1, 271


    Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви.

    Н.Г. Чернышевский 3, 232


    С прогрессом общества любовь развивалась не так, что духовное все больше поглощало биологическое, а так, что между ними создавались все более и более гармонические отношения.

    В. П. Чертков (О любви. М., 1964. С. 21)


    …настоящая любовь – это гармония духовного и физического начала, идеального и материального…

    И чем органичнее соединение этих двух начал, тем глубже и выше любовь.

    В. П. Чертков (Там же. С. 17, 18)


    Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

    А.П. Чехов (“О любви”)


    Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.

    А.П. Чехов


    * * *


    Любовь – это второе рождение человека.

    Настоящая любовь – одновременно величайший эгоизм и величайшее самопожертвование.

    Полюбить может только тот, кто достоин любви.

    Любить человека – это значит видеть в нем идеал.

    Сила любви пропорциональна силе характера того, кто любит.

    Кто слишком много внимания уделяет любви, тот, как правило, становится ее жертвой. Погружение в любовь также опасно, как и бегство от любви. Вообще очень важно, с одной стороны, сознавать жизненную важность любви, а с другой, не переоценивать ее значение.

    Почему непременно надо дожидаться любви как подарка судьбы? Почему надо мириться с ее случайностями и капризами? И почему для любви нужен обязательно единственный во всей Вселенной? Любовь – род человеческой деятельности и поэтому к ней надо готовиться как к любому другому роду деятельности, ее нужно добиваться, поддерживать, развивать. Писарев говорил о счастье, что оно завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля, То же можно сказать и о любви.

    Любовь не только и даже не столько чувство. В главном своем значении она есть деятельность – деятельность ума, души и тела. К любви следует относиться как к особой форме человеческой деятельности. Как чувство, противоположное ненависти, она проявляет себя во всех видах человеческой деятельности и общения, но как специальнаядеятельность она осуществляется только в половом общении мужчины и женщины.

    Большая путаница проистекает от того, что одним и тем же словом обозначают человеческое чувство, противоположное ненависти, и человеческую деятельность, лежащую в основе отношений мужчины и женщины. Путаница эта, правда, исторически объяснима: раньше понятия людей были недостаточно отдифференцированы друг от друга, недостаточно определены в своем содержании, расплывчаты. Так и любовью называли, продолжают называть все, сходное с самым сильным чувством, рождающимся в отношениях мужчины и женщины. Это в какой-то мере оправдано. Ведь в основе любви-чувства и любви-деятельности лежит одно и то же стремление – к гармонии, единству, красоте (прекрасному). Любовь является конкретным (эмоциональным и/или деятельностным) выражением гармонического противоречия.

    Любовь-деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание-воспроизводство гармонии, единства, красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины.

    Разграничивая любовь-чувство и любовь-деятельность, нужно еще отметить, что последняя не всегда связана с высоким накалом чувств, любовных переживаний, т.е. с тем, что обычно поэты и писатели-романтики только и называют любовью. Любовь-деятельность не есть что-то исключительное, встречающееся лишь изредка. Диапазон форм любви-деятельности весьма широк: от непосредственного полового импульса и контакта до высочайших форм любви, в которых половое влечение и общение “одеты” в самые нарядные, эстетизированные, духовно осмысленные “одежды” чувств и поведения любящих.

    По мнению романтически настроенных людей не всякое половое общение есть любовь. Я утверждаю, что если половое общение происходит между нормальными людьми, то оно заслуживает того, чтобы его именовали любовью – так ведь в простом народе половое общение и называют “любовной связью”, “любовной жизнью”; еще говорят: “заняться любовью”, т.е. вступить в половое общение. Конечно, есть любовь и любовь. Есть любовь примитивная, ущербная, неполная и есть любовь высокая, полная, настоящая. Вообще любовь такова, каков человек. И если мы всякого человека, каким бы он ни был, называем человеком, то и его половые отношения, какими бы они ни были, мы должны называть любовью.

    Проблема любви и половых отношений приобрела в последнее время заостренную форму: как проблема любви и секса. Любовь и секс порой резко разделяют и даже противопоставляют. Конечно, если под любовью понимать только чувство, то, безусловно, любовь и секс – разные вещи. Если же любовь понимать как деятельность (в аспекте полового общения мужчины и женщины), то становится очевидным, что такая любовь необходимо предполагает секс. Ведь что такое секс, как не поведение, связанное с удовлетворением половой потребности. А разве половая любовь возможна без полового влечения и действий, направленных на его удовлетворение? Нет, конечно.

    Некоторые утверждают еще, что секс возможен без любви, что удовлетворение половой потребности не всегда можно назвать любовью. Да, действительно, бывает так, что вступающие в половой контакт не называют свои отношения любовью и даже стыдятся называть их любовью. Но от этого любовь не перестает быть любовью. Миллионы людей любят и при этом никогда не употребляют слово “любовь”. (Это примерно так же, как все говорят прозой, но лишь немногие знают об этом.) Если половое поведение исходит от человека и направлено на человека же (на противоположный пол), то оно всегда не просто секс, не просто физические действия, манипуляции, а любовь, человечески осмысленная, в той или иной степени одухотворенная, окрашенная человеческими чувствами сексуальность.

    Человек может любить только человечески. Чисто по-животному он не может любить, как бы он этого ни хотел; он не может отринуть от себя свою человеческую природу. Всякий секс человечен и потому заслуживает названия человеческой любви.

    Неправы те, которые под сексом понимают чистую физику половых отношений. Человек целостен в своих жизненных проявлениях и поступает всегда не только как животное, биологическое существо, но и как существо духовное, нравственное, социальное. Да, секс – физика, но не как нечто самодовлеющее, а как часть любовных, человечески любовных отношений мужчины и женщины, как физическая сторона их любви. Бывают, конечно, случаи, когда любовь и секс рассматривают в аспекте известного противопоставления любви настоящей, полноценной, духовно богатой и любви ущербной, духовно бедной, приближающейся к чисто животным отношениям. Мир любви так же велик и многообразен, как и мир человека, и существует столько же видов любви, сколько людей.

    Любовь включает в себя не только чувства, не только половое поведение. Как деятельность она охватывает собой и половое общение мужчины и женщины, и вообще их отношения, и их отношения к родителям, детям, к другим, к окружающему миру. Иначе говоря, любовь мужчины и женщины не ограничивается рамками их полового общения, а как бы расходится кругами, охватывая другие их отношения, отношения к родителям, детям, родным, близким и т.д.

    Любовь – солнце жизни. Ее лучи расходятся во все стороны жизни, освещают все, даже самые отдаленные уголки человеческой жизни. И это касается прежде всего отношений с родителями и детьми. Любовь к родителям подготавливает половую любовь, а любовь к детям завершает, венчает ее.

    Любовь как великий фактор продолжения человеческого рода реализуется в полном смысле лишь в этом триединстве: как любовь к родителям, как любовная связь и как любовь к детям. Конечно, любовь к родителям и любовь к детям не носят характера специальной деятельности. Тем не менее, это не просто чувства симпатии, приязни, противоположные ненависти. Вместе с любовной связью они находятся на одной линии продолжения рода, являются выражениями могучего инстинкта продолжения рода.

    Как деторождение, так и воспитание детей невозможны без любви. Полноценный человек может родиться и вырасти только в условиях любви, в ее лучах.

    Говоря о любви как факторе продолжения рода, нужно иметь в виду, что в человеческом обществе она имеет и другое значение – просто как фактор общения, как связь, скрепляющая-цементирующая отношения мужчины и женщины, как первичная социальная связь. Порой это второе значение любви оказывается единственным (для мужчин и женщин, не имеющих детей).

    В обоих своих значениях любовь раздвигает рамки конечной жизничеловека. Как фактор продолжения рода она раздвигает рамки отдельной человеческой жизни во временном аспекте, означает выход за пределы конечного существования во временном смысле. А как фактор общения (как чисто любовная связь) она раздвигает рамки отдельной человеческой жизни в пространственном аспекте, означает выход за пределы ограниченного пространственного существования. В самом деле, вступая в половой контакт, человек в буквальном смысле выходит за пределы самого себя, “вторгается” в чужое пространство. Вообще когда человек любит и любим, то его “эго” переходит в “альтер” и наоборот; он как бы растворяется в другом, отдает себя другому и одновременно обретает в другом самого себя, самоутверждается.

    О браке и семье

    Cупружество состоит не только из удовольствий, столь же преходящих в семейной жизни, как и в жизни вообще, – оно предполагает общие склонности, взаимное страстное влечение, сходство характеров.

    О. Бальзак 4, 152


    Брак – это нравственный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.

    Гегель 12, 38


    Вообще разница между длительностью желаний и потенции мужчины по сравнению с привлекательностью, плодовитостью и здоровьем женщины создает при святости брака у европейцев несоответствие, способствующее подспудной борьбе и раздорам в семье, с одной стороны, разврату – с другой.

    Гегель. “Работы разных лет”. Т. 2. С. 552


    … я прожил собственным опытом и до дна все фазы семейной жизни и увидел всю непрочность связей крови; они крепки, когда их поддерживает духовная связь… а без них держится до первого толчка.

    А.И. Герцен 4, 154


    … без равенства нет брака в самом деле. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, – наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.

    А.И. Герцен 4, 154


    Сожитие под одной крышей само по себе – вещь страшная, на которой рушилась половина браков. Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность. Но одинаковость развития сглаживает многое. А когда его нет, а есть праздный досуг, нельзя вечно пороть вздор, говорить о хозяйстве или любезничать; а что же делать с женщиной, когда она – что-то промежуточное между одалиской [наложницей] и служанкой, существо телесно близкое и умственно далекое. Ее не нужно днем, а она беспрестанно тут; мужчина не может делить с ней своих интересов, она не может не делить с ним своих сплетен.

    А.И. Герцен 4, 154


    … будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Не легкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Но и награда за старание большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения, как человека к человеку. Чтобы были отношения, как мужа с женою, – но в основе всего, чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему, – эти-то отношения главное. В них держава.

    Л.Н. Толстой 4, 156


    Брак без любви чреват любовью вне брака.

    Б. Франклин 12, 39


    Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: “Я недовольна тобою, прочь от меня”; смотри на нее так, и она через девять лет после твоей свадьбы будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста, нет, более поэтическое, более идеальное в хорошем смысле слова.

    Н.Г. Чернышевский 4, 155


    … жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша. В семейной жизни самый важный винт – это любовь, половое влечение, едина плоть, все же остальное – ненадежно и скучно, как бы умно мы ни рассчитывали.

    А.П. Чехов 4, 158

    О женщинах и мужчинах

    Есть люди, которые отрицают добродетель и достоинство женщины, потому что случай сводил их все с пустыми и легкими женщинами, потому что они не знали ни одной женщины высшей натуры. И это безверие, как проклятие, служит достойным наказанием безверию, ибо в душе благодарной должен заключаться идеал женщины.

    В.Г. Белинский 5, 245


    Нет ничего опаснее, как связывать свою участь с участью женщины за то, что она прекрасна и молода.

    В.Г. Белинский


    Бывают мужчины, превосходящие говорливостью женщин; но никакой мужчина не обладает красноречием женских глаз.

    Вебер 1, 312


    Ничто не побуждает в такой степени к добрым делам, как иметь свидетелем и судьей своего поведения любимую женщину, уважение которой желаешь заслужить.

    Вольтер 5, 244


    Я ни в какой мере не являюсь сторонником господства женщин, но желал бы, чтобы мужчины брали женщин в товарищи и воспитывали их так, дабы они для того подходили. Женщине разумной и хорошо воспитанной столь же противно посягать на права мужчин, сколь разумному мужчине противно злоупотреблять слабостью женщины.

    Д. Дефо 5, 243


    Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними.

    Д. Дидро


    …мужчина не может испытывать удовольствие от жизни без женщины, а женщина не может удовлетворять свои потребности помимо мужчины.

    И.Кант


    Иные женщины, не понимая, как полезно бы сохранить свои счастливые природные качества, ослабляют их тем, что подражают жеманным и дурным манерам. Даже голос и походку они заимствуют. Уродуя себя, они смотрят в зеркало и не видят, как далеко они удалились от своей природы. Да, им приходится тратить много труда, чтобы меньше нравиться.

    Ж. Лабрюйер 5, 243


    …Отношения мужчины к женщине – это течение двух рек одна вдоль другой; временами они почти сливаются, а затем вновь расходятся и текут дальше.

    Д.Лоуренс


    Женщина создана для того, чтобы нести гармонию.

    Марина Могилевская, киноактриса


    У женщин есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей.

    Ш. Монтескье 5, 244


    Мы смеемся над женщинами, усердно следующими модам в одежде, а сами столь же усердно следуем модам в мыслях.

    О’Мэлли


    Настоящего мужчину делает соединение силы и нежности.

    Неизвестный автор


    Женщина, если она получит надлежащее образование и воспитание, может так же хорошо усвоить себе научную, художественную и общественную культурность, как и мужчина. При этом главное условие только то, чтобы женщина всегда сохраняла в себе физиологическую и нравственную женственность и выучилась бы не расставаться с нею.

    Н.И. Пирогов 5, 245


    Умная женщина непременно должна почувствовать глубокое отвращение к тому мужчине, который в разговорах с нею никогда не может или не хочет забыть ее пол, то есть всегда говорит с нею как с женщиною и никогда не говорит с нею как умный человек с умным человеком.

    Д.И. Писарев


    Большинство мужчин любят лесть вследствие скромного мнения о себе, большинство женщин – по противоположной причине.

    Дж. Свифт


    Нет ничего печальнее жизни женщин, которые умели быть только красивыми.

    Б. Фонтенель 6, 60


    Равенство полов не должно затмевать различий, обусловленных полом.

    В. П. Чертков (О любви. М., 1964. С. 146)


    Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.

    А.П. Чехов


    … женщины всегда являлись для меня силой, возбуждавшей лучшее в сердце моем.

    Ф.И. Шаляпин (“Маска и душа”)


    Сила женщины – в ее слабости.

    У. Шекспир. (“Укрощение строптивой”)


    * * *


    Мужчина выбирает, а женщина отбирает.

    Женский и мужской пол – два начала жизни. Женский пол воплощает сохранение и устойчивость; мужской пол -изменчивость и обновление.



    Примечания:



    [2] См.: журн. “Химия и жизнь”, 1975, № 9. С. 54.



    [23] Герцен А.И. Соч. в 30 т.т. Т. VI. С. 22.



    [24] Лермонтов М.Ю. Соч. в 4-х т.т. Т. 4, М., 1958. С. 402.



    [25] Стендаль. О любви. – В: Стендаль. Собр. соч. в 12 т. Т. 7. М., 1970. С. 136.



    [26] Тарасов А.А. Между нами, мужчинами. С. 191.



    [27] Тарасов А.А. Закон и долг. М., 1981. С. 98.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх