• О воспитании
  • Об образовании и обучении
  • Опыт, знания, невежество, любознательность
  • Об уме, способностях и качествах мышления
  • Глупость
  • 4

    О воспитании

    Дети должны быть лучше своих отцов, иначе не будет движения вперед.

    Неизвестный автор


    Люди никогда не могут быть свободны, если не воспитаны для свободы. И это не есть то воспитание, которое может быть приобретено в школах или заимствовано из книг, но то, которое является результатом самодисциплины, самоуважения и самоуправления.

    Г. Бокль


    Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв.

    П. Буаст 6, 275


    Форма правления, при которой мы живем, составляет часть нашего воспитания.

    К. Гельвеций 5, 307


    В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе.

    К. Гельвеций


    Чаще всего вредят детям не тем, что слишком мало, но тем, что слишком много делают для них. Редко доживают до глубокой старости дети единственные, возлюбленные и окружаемые в воспитании чрезмерными заботами. Напротив, простота и суровость воспитания суть обстоятельств, на которых основывается в юношестве долговременная жизнь. Очень вредно тщательное удаление всего, что кажется суровым, угнетающим, обременительным для жизни и телесной и духовной, того, что вызывает напряжение сил к преодолению препятствия или неприятности. Таким образом воспитываются натуры слабые, потому что нет силы без упражнения.

    Х.В. Гуфеланд


    Воспитание – это наука, научающая обходиться без воспитателей.

    А. Декурсель 12, 54


    Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.

    А. Дистервег 4, 199


    … воспитание… начинается с колыбели, приобретается сперва одним подражанием, постепенно развертывается ум, память, воображение, вкус к изящному, пробуждается любовь к себе, к ближнему, любовь славы, чувство чести, желание наслаждаться жизнью. Все способности ума, все дарования, все страсти, все это обделывает воспитание, соглашает в одно стройное целое, и человек, как бы снова родившись, являет творение в совершенстве.

    Н.И. Лобачевский 5, 308


    В человеке плохо воспитанном, отвага становится грубостью, ученость – педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – лестью.

    Д. Локк 3, 126


    Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Не оберегать человека от вредного влияния, а учить его сопротивляться.

    А.С. Макаренко 3, 129


    Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

    А.С. Макаренко 3, 130


    Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан сделать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться.

    А.С. Макаренко


    Искусство воспитания состоит не в том, чтобы насильно подавлять, а в том, чтобы верно направлять возникающие стремления.

    Герхард Мисчельд


    Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.

    М. Монтень 5, 306


    Тот, кто желает воспитать небесного ангела, чаще всего получает земного осла.

    Б. Паскаль


    В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

    Д.И. Писарев


    Любящая мать, старающаяся устроить счастье своих детей, часто связывает их по рукам и ногам узостью своих взглядов, близорукостью расчетов и непрошенной нежностью своих забот.

    Д.И. Писарев


    Воспитание есть усвоение хороших привычек.

    Платон 12, 53


    Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов

    Ж.– Ж. Руссо


    Дети – это сосуды, данные нам на хранение.

    В передаче Е.В.Санаевой


    Трудно привести к добру нравоучением, легко примером.

    Сенека 6, 125


    Для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки… Когда убеждение так вкоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы.

    К.Д. Ушинский 4, 199


    * * *


    Цель воспитания – научить человека управлять своим поведением.

    Самое действенное воспитание – это воспитание примером.

    В отношениях с ребенком должны в равной степени проявляться требовательность и чуткость.

    Об образовании и обучении

    Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.

    А. Дистервег 4, 199


    Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

    А. Дистервег 4, 198


    Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение… Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования…

    А. Дистервег 4, 198


    Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение.

    “Ли Цзи” 12, 275


    Великое благо тому, кто научился учиться.

    Менандр 1, 89


    Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

    Неизвестный автор


    Учиться – все равно, что грести против течения: только перестанешь – и тебя гонит назад.

    Неизвестный автор


    В обучении примеры важнее правил.

    И. Ньютон


    Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий.

    Д.И. Писарев 6, 275


    За одного ученого трех неученых даю.

    А.В. Суворов (“Наука побеждать”)


    * * *


    Стремление быть всесторонне образованным и культурным человеком не должно являться самоцелью, а только частной целью, осуществление которой вело бы к полнокровной жизни для себя и других.

    Опыт, знания, невежество, любознательность

    Если многие научные познания не успели сделать человека более умным, то, весьма естественно, делают его тщеславным и заносчивым.

    Д. Аддисон 6, 206


    Опыт – учитель жизни.

    Античный афоризм 12, 168


    Платон мне дорог, но истина дороже.

    Аристотель


    Кто объявляет все истинным, тем самым делает истинным и утверждение, противоположное его cобственному.

    Аристотель


    Иной ученый похож на кассира какого-нибудь банка: у него ключи от больших богатств, но богатства эти ему не принадлежат.

    Берне 1, 79


    Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты; в этом и состоит отличие прозорливо-прилежных людей от невежественных ленивцев.

    Дж. Бруно


    … мудрец Еврей (царь Соломон) мог сказать, что умножающий знание умножает печаль, так как от большего накопления рождается большее и более высокое желание, а отсюда следует большее огорчение и боль из-за отсутствия желаемого.

    Дж. Бруно


    Знание – сила!

    Ф.Бэкон


    Большой подозрительностью отличается лишь тот, кто мало знает.

    Ф. Бэкон


    Оглядываться назад нам следует только ради извлечения уроков из прошлых ошибок и пользы из дорого купленного опыта.

    Джордж Вашингтон 1, 77


    Для того, кто не знает, все возможно.

    Х. Виланд 6, 206


    Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения.

    Л. Вовенарг


    Ум не заменяет знания.

    Л.Вовенарг


    Чем необразованнее человек, чем менее известны ему определенные отношения предметов, которые он намерен рассматривать, тем более он склонен распространяться о всякого рода пустых возможностях, как это, например, бывает в политической области с так называемыми политиками пивных.

    Гегель (Энцикл.филос.наук, § 143)


    Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

    К. Гельвеций (Соч. Т. 1. С. 329)


    Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать.

    Гете 1, 80


    Нет ничего страшнее деятельного невежества.

    Гете 6, 206


    Знанию всегда предшествует предположение.

    А. Гумбольдт


    Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.

    Демокрит 9, 163


    Опыт – дитя мысли, а мысль – дитя действия.

    Бенджамин Дизраэли 1, 78


    Познайте истину и истина сделает вас свободными.

    Евангелие от Иоанна (VIII, 32)


    Ученость есть сладкий плод горького корня.

    Дионисий Катон 1, 80


    Изучая предков, мы узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего мы в нем живем, как и к чему должны стремиться.

    В.О. Ключевский


    Тот, кто ничего не знает, ни в чем и не сомневается.

    Котгрэйв 1, 82


    Увлекающийся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет.

    Леонардо да Винчи (Избр. произв., т. 1)


    В слове “ученый” иногда заключено лишь понятие того, что человека многому учили, но не то, что он сам чему-то научился.

    Г.К.Лихтенберг 1, 87


    Один терний опыта стоит дремучего леса назиданий.

    Лоуэлл 1, 78


    Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю.

    Да он и не знал, а мы знаем…

    Д.И. Менделеев (“Основы химии”)


    Полнота познания всегда означает некоторое понимание глубины нашего неведения.

    Р. Милликен 1, 83


    Впечатления опыта мало подсчитывать: их надо взвешивать и сличать, продумывать и очищать.

    М. Монтень 1, 78


    Знать на зубок еще не значит знать.

    М. Монтень 1, 83


    Пребывать в неведении относительно собственной невежественности – такова болезнь невежд.

    Олкотт 1, 87


    Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжет.

    Платон


    Облагораживают не знания, а любовь и стремление к истине, пробуждающиеся в человеке, когда он начинает приобретать знания. В ком не пробудились эти чувства, того не облагородят ни университет, ни обширные сведения, ни дипломы.

    Д.И. Писарев


    Не всегда истина там, где гладко, бывает она и там, где коряво, да дельно.

    Пословица


    Знание без совести – погибель души.

    Рабле


    Незнание – еще не порок. Порочно лишь заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими.

    Ж.Ж. Руссо 12, 93


    Трудно в учении – легко в походе.

    (Сравн.его же: лучше пот, чем кровь)

    А. В. Суворов


    Любознательность есть постоянная неудовлетворенность духа.

    Джереми Тейлор


    Знать больше сегодня – значит быть более сильным завтра.

    Э. Теллер


    Образ жизни учителя – часть его профессионального вооружения.

    Томпкинс 1, 84


    Истинный ученый не может не быть скромным: чем больше он сделал, тем яснее видит, как много еще осталось сделать.

    А. Франс


    Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

    А. Фра нс


    Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится.

    Т. Фуллер 1, 88


    Кто ничего не знает, тот вынужден всему верить.

    Эбнер-Эшенбах 1, 88


    Невежество не так отвратительно, как глупость, но когда оно берется прописывать лекарства, то может причинить больше вреда.

    Джордж Элиот 1, 88


    Знание существует для того, чтобы его распространять.

    Р.У. Эмерсон 1, 86


    * * *


    Чем меньше человек знает, тем больше верит или, напротив, неуверен, страшится.


    Чем меньше мы знаем, тем больше испытываем тревогу, страх, неуверенность в себе, тем легче верим во всякие небылицы и вымыслы.

    Существуют четыре состояния знания и незнания:

    1) когда мы знаем, что знаем

    2) когда мы знаем, что не знаем

    3) когда мы не знаем, что знаем

    4) когда мы не знаем, что не знаем

    5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

    Заблуждение – незнание, выдаваемое за знание.

    Невежественен человек в тех случаях, когда другие знают, а он не знает.

    Правда – это истина, которая выражает или затрагивает чьи-либо интересы. Если она соответствует интересам, то за нее борются, ее отстаивают, защищают, распространяют. Если она противоречит интересам, то против нее борются, ее пытаются скрыть, утаить или извратить, исказить.

    Чем объективнее взгляд человека на вещи, тем он более независим от них.

    Об уме, способностях и качествах мышления

    Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела.

    Аддисон 1, 342


    Мудрость – это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо.

    Р. Акофф


    Ум заключается не только в знании, но и в уменье прилагать знание на деле.

    Аристотель


    Ум – это духовное оружие человека.

    В.Г.Белинский 6, 218


    Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума.

    В.Г.Белинский (Собр.соч. Т. 8. С. 274)


    Можно уступить силе, но безропотно покоряются только разуму.

    Л.Бланки 6, 209


    Слабый храбростью силен хитростью.

    У. Блейк 12, 284


    Чтобы стать циником, нужно быть умным; чтобы хватило ума не стать им, нужно быть мудрым.

    П. Буаст 12, 289


    Сильный телом одолеет одного,

    сильный мудростью одолеет многих.

    Из к/ф “Василий Буслаев”


    Жаден человеческий разум. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше.

    Ф. Бэкон 5, 718


    Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не меньше разуму, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движения, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его.

    Ф. Бэкон 5, 718


    Остроумие далеко не то, что ум. Ум отличается изобретательностью, остроумие же только находчивостью.

    К.Вебер 6, 213


    Знанием может владеть ум ученого, но мудрость – это дыхание народа.

    Вудберри 1, 116


    Ум жаждет вечности, он дышит широтой,

    И надобно любить, чтоб мыслить вдохновенно.

    Э. Верхарн


    Разум – высшее состояние сознания и самосознания, то есть знания о предмете и знания о себе.

    Гегель 12, 206


    Человек, не допускающий сомнений, ставит предел своему уму.

    К. Гельвеций 12, 240


    Многознание не научает быть мудрым (умным).

    Гераклит


    О значительнейших вещах не будем судить слишком быстро.

    Гераклит


    …ум человека складывается из совокупности его идей. Без идей нет ума.

    К. Гельвеций 5, 721


    Всякий слышит лишь то, что он понимает.

    Гете 1, 117


    Прежде чем упрекать писателя в неясности, нужно анализировать свой собственный ум, не в нем ли кроется причина непонимания. В сумерки даже крупный шрифт с трудом читается.

    Гете 6, 214


    Ум можно сравнить с зорким зрением, быстро замечающим вещи. Здравый ум – это ум, замечающий предметы и отношения так, как они суть на самом деле. Путаный ум – это ум, замечающий только неверные отношения. Гениальный ум – это зрение, охватывающее одним взглядом все пункты обширного горизонта.

    П.Гольбах 5, 722


    Великая любовь неразлучна с глубоким умом: широта ума равняется глубине сердца. Оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца; они же – великие умы.

    И.А. Гончаров 6, 202


    Поступки – плоды помыслов. Были разумны помыслы – будут хороши поступки.

    Б. Грасиан 12, 182


    Ум человеческий имеет три ключа, все открывающие: знание, мысль, воображение – все в этом.

    В.Гюго 6, 218


    Остроумие – качество, крайне редкое встречающееся у образованных людей, но как правило, присущее людям простым.

    Гэзлитт


    Дедукция – ум памяти,

    интуиция – ум воображения.

    Р. Декарт


    Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум.

    Демокрит 9, 156


    … мудрость приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать.

    Демокрит 9, 163


    Большой ум, а не многознание должно развивать.

    Демокрит


    Умный человек видит перед собой неизмеримую область возможного, глупец же считает возможным только то, что есть.

    Дидро 3, 77


    Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

    Д. Дидро


    Народная мудрость высказывается обыкновенно афористически и никогда не прибегает к форме силлогизма, столь любимой книжниками.

    Н.А. Добролюбов 6, 210


    Сильные умы именно и отличаются той внутренней силой, которая дает возможность не поддаваться готовым воззрениям и системам и самим создавать свои взгляды и выводы на основании живых впечатлений. Они ничего не отвергают сначала, но ни на чем и не останавливаются, а только все принимают к сведению и перерабатывают по-своему.

    Н.А. Добролюбов 4, 99


    Человек по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

    Д. Дьюи 1, 133


    Умному человеку и плохие вещи хорошо служат, а глупому и хорошие приносят беду.

    Индийская поговорка


    Мудр человек, умеющий всюду найти достойное изучения и из каждой незначительной вещи извлечь полезный для себя урок.

    Индийская мудрость


    Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям.

    В. Ирвинг 1, 118


    Мелкие умы смиряются и покоряются несчастьям, но великие умы поднимаются выше их.

    В. Ирвинг 6, 209


    … разум есть способность видеть связь общего с частным.

    И. Кант 5, 722


    Часто силен умом тот, кому природа отказала в телесной силе.

    ДионисийКатон


    Уже мышление – шире самомнение.

    Из кинофильма


    Люди, которые не имея своего ума, умеют ценить чужой, часто поступают умнее умных, лишенных этого умения.

    В.О. Ключевский 6, 208


    Парадоксальный ум относится к уму оригинальному так же, как жеманство к грации.

    Ж. Лабрюйер


    Отличительный признак большого ума – сказать много в немногих словах; ограниченный ум, наоборот, обладает даром много говорить и ничего не сказать.

    Ф. Ларошфуко 5, 719


    Люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за пределы их кругозора.

    Ф. Ларошфуко 6, 208


    Неправ тот, кто считает, будто ум и проницательность – различные качества. Проницательность означает лишь особенную ясность ума; она добирается до сути вещей, отмечает все, что следует отметить и видит порою даже то, что кажется невидимым. Поэтому нужно признать, что все приписываемое проницательности, является лишь следствием ясности ума.

    Ф. Ларошфуко


    Мудрость есть дочь опыта.

    Леонардо да Винчи


    Ум человека можно определить по тщательности, с которой он учитывает будущее или исход дела.

    Г.К. Лихтенберг 12, 267


    Хитрость есть обезьянье подобие мудрости.

    Д. Локк 12, 283


    Если сравнить интеллект с растением, то книги подобны пчелам, переносящим оплодотворяющую пыльцу от одного ума к другому.

    Лоуэлл


    Много вина – мало ума.

    Менандр 1,119


    Я старался развить в читателе дух пытливости, не довольствующийся простым описанием и созерцанием, а возбуждающий и приучающий к упорному труду и стремящийся везде, где можно, мысли проверять опытами. Таким путем возможно избегнуть трех одинаково губительных крайностей: утопий мечтательности, желающей постичь все одним порывом мысли, ревнивой косности, самодовольствующейся обладаемым, и кичливого скептицизма, ни на чем не решающего остановиться.

    Д.И. Менделеев (“Основы химии”)


    Я знавал множество людей, обладавших огромными познаниями и не имевших ни единой собственной мысли.

    Мизнер 1, 25


    Если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.

    М. Монтень 12, 276


    Пытливости нашей нет конца… удовлетворенность ума – признак его ограниченности или усталости. Ни один благородный ум не остановится по своей воле на достигнутом: он всегда станет притязать на большее…

    М. Монтень (“Опыты”. Т. 3. С. 359)


    Остроумие – непринужденность ума.

    А. Моруа 12, 161


    Своим разумом превзошел род человеческий.

    Надпись на могиле И. Ньютона


    Истинный пророк – разум: лишь он предсказывает будущее.

    Овидий


    Ученый человек – сосуд, мудрец – источник.

    Олджер


    Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов.

    И.П. Павлов


    Чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми.

    Б. Паскаль 6, 220


    Умственная посредственность всегда отличается пассивным консерватизмом и противопоставляет натиску новых идей тупое сопротивление инерции… Слепой фанатизм и дешевый скептицизм одинаково часто встречаются в людях ограниченных.

    Д.И. Писарев 6, 218


    Благоразумие – воздержанность души по отношению к естественно возникающим в ней вожделениям и к наслаждениям…

    Платон (“Определения”)


    Лиса, убежавшая однажды из западни, больше в нее не попадется.

    Плутарх 1,120


    Всяк умен, кто сперва, а кто опосля.

    Поговорка


    Видя чужие пороки, умный избавляется от своих.

    Публилий Сир 1,121


    Тонкость не доказывает еще ума. Глупцы и даже сумасшедшие бывают удивительно тонки.

    А.С. Пушкин 5, 724


    Мудрый находит себе помощь во всем, потому что его дар состоит в том, чтобы извлекать добро из всего.

    Д. Рёскин 12, 133


    …думать – это значит ставить вопросы и пытаться находить ответы на них.

    В. Рубцов


    Из всех способностей человека разум, представляющий собою объединение всех других, развивается труднее всего и позже всего.

    Ж.Ж. Руссо 5, 721


    Побеждай сперва мыслью, а потом делом.

    А. В. Суворов. Наука побеждать.


    Для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    Л.Н. Толстой


    Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

    Л.Н. Толстой 6, 203


    Пусть за мечту корят, но к славе ты

    придешь, когда в свой разум дерзкий

    веру обретешь

    Узбекская мудрость


    Не умея обращаться с памятью человека, мы утешаем себя мыслью, что дело воспитания – только развить ум, а не наполнить его сведениями; но психология обличает ложь этого утешения, показывая, что самый ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний.

    К.Д. Ушинский


    Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу.

    Б. Франклин 5, 722


    Чтобы стать циником, нужно быть умным; чтобы хватило ума не стать им, нужно быть мудрым.

    Хёрст 1, 122


    Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы.

    Хилон 6, 215


    Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей.

    Н.Г. Чернышевский 6, 213


    Рассудительность необходима для того, чтобы соблюсти меру в наших поступках.

    Ф. Честерфилд 12, 209


    Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества.

    Ф. Честерфилд 1, 134


    Управлять нужно с помощью разума: нельзя играть в шахматы с помощью доброго сердца.

    Шамфор 1, 123


    Обладающий развитым здравым смыслом обычно редко впадает в крайности. Он умеет согласовывать свои слова и поступки. Поскольку он координирует свои действия и обычно не теряет головы в экстремальных или сложных ситуациях, о нем говорят, что он человек “здравый”. Очевидно, что тот, кто обладает здравым смыслом, не даст легко увлечь себя научными и философскими идеями, которые недостаточно им продуманы и осмыслены.

    В. Шаповалов[16]


    То, что приобрел ум, приобретено навеки.

    Шефер


    Для умных подражание унизительно.

    Ф. Шиллер


    Всякая революция была поначалу мыслью в мозгу одного человека.

    Эмерсон 1, 134


    Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны.

    Эсхил 1, 86


    Мудр – кто знает нужное, а не многое.

    Эсхил


    Казаться глупым мудрому не страшно.

    Эсхил


    * * *


    Умным мы называем не того, кто много знает, а того, кто до всего или, во всяком случае, до многого доходит своим умом.


    Идеи – это цветы мышления; благодаря им оно плодоносит.

    Если умный боится показать себя глупцом, то мудрому это не страшно.

    Как мы думаем, так и живем.

    Лучше думаем – лучше живем.

    Интуиция – великая вещь, но без союза с логикой она беспомощна и даже вредна, превращается в легкомыслие и/или мистицизм.

    Между мышлением и познанием есть существенное различие и не только в том, что познание включает в себя также чувственные формы отражения. Мышление в равной степени “участвует” как в познавательной, так и в управляюще-преобразовательной деятельности. Последние противоположны по своей направленности. Познание – это преимущественно отражательная деятельность, осуществляющая перевод материального в идеальный план (распредмечивание). В познании субъект стремится разделять то, что разделено в объекте, и соединять то, что соединено в объекте. Напротив, управляюще-преобразовательная деятельность осуществляет “перевод” идеального в материальный план (опредмечивание). В этой деятельности субъект стремится разделять то, что соединено, и соединять то, что разделено. Мышление же осуществляет на идеальном, психическом уровне взаимодействие (взаимопереход, взаимоопосредствование) этих противоположно направленных форм деятельности.

    Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т.д. и т.п.

    В том, что разум управляет человеком, его поведением, есть противоречие. С одной стороны понятно, что в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением. Но, с другой, как может “часть” (а разум лишь “часть” человека, пусть главная, но всё же “часть”) управлять, “вертеть” целым?

    Да, действительно, разум – ”часть”, но такая, которая делает целое целым. Разум – интегральное “свойство” человека, делающее его целым, т.е. он в известном смысле и часть, и целое, является связующим звеном между “частями” человека и человеком как целым.

    Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”.

    Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а иррационалисты – на его ограниченности, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни. И те и другие правы по-своему. Истина, как всегда, где-то посередине. Человек, с одной стороны, старается руководствоваться в своем поведении доводами разума, а, с другой, ведет себя порой как существо внеразумное, лишенное разума, а то и просто безумное, как чувствующее, наслаждающееся или страдающее, как волящее или безвольное и т.д.

    И пренебрежение разумом, и ориентация только на разум нечеловечны, а то и бесчеловечны.

    Гегель говорил: “хитрость – слабость ума”. Это утверждение верно лишь отчасти. Человек порой вынужден хитрить, поскольку не знает иных способов решить проблему. Конечно, стремление везде и всюду хитрить, обманывать отнюдь не свидетельствует о большом уме хитрящего. Но в иных ситуациях применение хитрости существенно облегчает решение проблемы или даже является единственным способом ее решения. Военная хитрость – необходимая вещь. Она свидетельствует отнюдь не о слабости ума военоначальников, а, напротив, об их уме-мудрости. В хоккее спортсмены применяют много разных хитростей. Например, используют финт – обманное движение. То же в конкурентной борьбе… Одним словом, человек применяет хитрость там, где ему нужно кого-нибудь обмануть.

    Хитрость – вполне положительное качество мышления. Слабостью ума она становится в тех случаях, когда используется как единственная способность мышления.

    Хитрость обычно применяют в тех случаях, когда один ум сталкивается с другим умом, человеческим или животным. Хитрость – это смекалка в конфронтационных отношениях с людьми и животными, смекалка, применяемая в ситуации обмана.

    Когда человек постоянно хитрит в отношениях с другими людьми, это значит, что он находится с ними в состоянии конфронтации, противоборства, конфликта, вражды, войны. Здесь могут быть два объяснения: 1) человек вынуждается обстоятельствами к такому поведению (например, дитя по отношению к взрослым или женщина по отношению к мужчине или слабый человек по отношению к сильным и недобрым людям); 2) человек, настроенный на волну конфронтации с другими людьми либо из-за болезненной мнительности, либо из-за патологической злобности.

    Существуют три способности мышления: ум, разум, рассудок. УМ ЯРОК, РАССУДОК ЯСЕН, РАЗУМ ГЛУБОК.

    Ум питает остроумие и находчивость.

    Рассудок – отец благоразумия.

    Разум рождает мудрость.

    “Разумность, – писал Николай Кузанский, – есть знание истины, чувство красоты и желание блага”. И в самом деле, в мудрости добро, красота и истина соединяются как в фокусе. От такого соединения их сила многократно увеличивается. К мудрости как нельзя лучше подходит новомодное слово “синергизм”. Она не является в отдельности, ни истиной, ни добром, ни красотой. Она то, что ведет или может привести к истине, добру и красоте, что является предпосылкой или условием истины, добра и красоты.

    Для того, чтобы быть мудрым, нужно две вещи: опыт и труд мысли.

    Мудрый человек – здравомыслящий; он избегает крайностей. (П. Буаст: “Чтобы стать циником, нужно быть умным, чтобы хватило ума не стать им, нужно быть мудрым”)

    Мудрый человек способен решать и решает большие задачи. (“Сильный телом одолеет одного, сильный мудростью одолеет многих”)

    Мудрый человек впитывает в себя мудрость многих. (Вудберри: “Знанием может владеть ум ученого, но мудрость – это дыхание народа”)

    Мудрый человек становится таковым лишь благодаря себе. (М. Монтень: “Если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью”. Л. Н. Толстой: “Для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать”).

    Мудрость – сплав личного опыта и коллективного разума людей.

    Мудрый человек по хорошему всеяден, любознателен и пытлив, извлекает пользу из всего. (Индийская мудрость: “Мудр человек, умеющий всюду найти достойное изучения и из каждой незначительной вещи извлечь полезный для себя урок”. Д. Рёскин: “Мудрый находит себе помощь во всем, потому, что его дар состоит в том, чтобы извлекать добро из всего”).

    Мудрый человек – дальновидный, прозорливый. (Китайская мудрость: “мудрый человек не лечит болезни, а предотвращает их”).

    Мудрость – воплощение глубины разума, притом бездонной. Правильно сказал Олджер: “Ученый человек – сосуд, мудрец – источник”.

    Мудрость – соединение знания с благом (Эсхил: “Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны”. “Мудр – кто знает нужное, а не многое”).

    Мудрость рождается в союзе знания и умения. Она не в том, чтобы владеть истиной, а в том, чтобы уметь находить истину. И не в том, чтобы уметь, а в том, чтобы знать, как научиться умению.

    Мудрость не в знании самом по себе, а в том, чтобы уметь применять знание на деле, и не в умении самом по себе, а в том, чтобы принимать решения со знанием дела.


    Пренебрежение здравым смыслом – это пренебрежение умственным здоровьем. Ведь здравый смысл – отнюдь не нечто ординарное, обыденное, консервативное. Здравый смысл – здоровое мышление! А здоровое мышление, здравомыслие действует везде! И в “стенах домашнего обихода”, и в незнакомых ситуациях, и в экстремальных условиях. Руал Амундсен первым дошел до Южного полюса и остался жив. А Роберт Скотт дошел лишь вторым и на обратном пути погиб. Почему? Потому что в действиях Амундсена было больше здравого смысла, чем в действиях Скотта. Амундсен воспользовался испытанным средством передвижения в полярных странах – собачьими упряжками. Скотт же решил попробовать таких экзотических животных как пони.

    Понятие здравомыслия указывает на то, что мышление, как и человек вообще, может быть здоровым, нормальным, а может быть и нездоровым, больным, ненормальным, патологическим. В последнем случае мы имеем в виду не столько больное мышление в медицинском смысле, сколько ненормальное мышление, существующее в пределах психического здоровья или на грани психического здоровья и болезни. Психически здоровый человек может мыслить (размышлять, рассуждать), опираясь не на здравый смысл, а на что-то другое, например, подчиняясь воле чувств, предаваясь безудержной фантазии или желая удивить, поразить воображение обывателя.

    Здравомыслящее поведение – ядро осмысленного поведения. Осмысленным мы находим все то, что освещено светом разума, мышления. Здравый же смысл мы видим не в том, что является просто осмысленным, а в том, что соответствует нашим представлениям о жизни-здоровье как в масштабах отдельного “я”, так и в масштабах коллективного “я” разных уровней (семьи, коллектива, нации, человечества). Человек, например, может осмысленно (из-за тягот жизни) пойти на самоубийство, но оправдать этот его поступок с позиции здравого смысла никак нельзя. Лишающий себя жизни – тем более лишается здоровья, а это отнюдь не здравое поведение.

    Здравый смысл – величайшая мыслительная ценность, обозначающая границы нормального, здорового мышления, здравомыслия. Опираться на здравый смысл – значит держать в узде свое мышление, эмоции, воображение, волю, т.е., с одной стороны, направлять мышление в нужное русло, а, с другой, не позволять ему “растекаться по древу”.

    Здравомыслие – это когда человек не торопится делать выводы и одновременно не затягивает с выводами, в меру рассудителен и в меру безрассуден, в меру осторожен и в меру смел, в меру верит и в меру не верит, в меру сомневается и в меру не сомневается, в меру надеется и в меру не надеется, в меру боится и в меру не боится.

    Здравомыслие – это самооценка в меру, не выше, но и не ниже.

    Здравомыслие – это трезвый взгляд на вещи, на жизнь, не через розовые очки, но и не через черные; это взгляд глазами с нормальным зрением, ни опьяняюще-романтический, прекраснодушный, ни цинически-разочаровывающий, мрачный.

    Здравомыслящий человек по возможности мыслит логически, не любит парадоксы. Парадоксальное мышление – это либо манерное, либо больное мышление, либо то и другое. В первом случае человек играется, играет в мышление, работает на публику. Во втором случае человек находится на грани психического заболевания, его мышление-сознание близко к тому, чтобы быть разорванным, раздвоенным.

    С другой стороны, здравомыслящий человек не увлекается логикой до последнего, оставляет место для интуиции, фантазии, полета мысли. Исключительно логично мыслящий человек – рассудочен, нуден в общении, педант, пунктуалист, действующий как автомат-робот и попадающий от этого обычно впросак.

    Здравомыслие – мера во всем, даже в том, чтобы соблюдать меру.

    Глупость

    Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела.

    Абуль-Фарадж 6, 205


    Лишь тупицы копируют один другого.

    У.Блейк 1, 125


    Истина для глупцов – то же, что факел среди тумана: он светится, не разгоняя туман.

    П. Буаст


    Молчание – добродетель дураков.

    Ф. Бэкон 1, 126


    Где глупость – образец, там разум – безумие.

    Гете 1, 126


    Нет ничего опаснее дурака, который пытается изобразить умного.

    Гете


    Если глупец избегает порока – впадает в другой.

    Гораций


    Когда человек говорит мало – он кажется умнее.

    М. Горький 6, 207


    Глупцов благоразумию научают несчастья.

    Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.

    Демокрит 9, 162


    Глупцы стремятся к выгодам, доставляемым счастливым случаем, знающие же ценность таких выгод стремятся к выгодам, доставляемым мудростью.

    Демокрит


    Глупцы желают жить, боясь смерти, вместо того, чтобы бояться старости.

    Демокрит 9, 163


    Злословие и клевета не имели бы такой силы, если бы глупость не пролагала им пути.

    Александр Дюма-сын 6, 207


    Веселые люди делают больше глупостей, чем печальные, но печальные делают большие глупости.

    Клейст


    Отсутствие способ н ости суж д ения есть, с об ст ве нн о, то, что называют глупостью, и против этого недостатка нет лекарства. Тупой и ли ограниченный ум, которому недостает лишь надлежащей силы рассудка и собственных понятий, может о бу чением достигнуть даже ученост и . Но так как в таких случаях подобным люд ям обычно недостает способности суждения, то нередко можно встретить весьма ученых мужей, которые, применяя свою науку, на каждом шагу обнаруживаю т этот непоправимый недостаток.

    И. Кант[17]


    Осел и в львиной шкуре будет реветь по-ослиному.

    Лукиан 1, 128


    Молчаливость – мудрость глупца.

    Публилий Сир 1, 128


    Кто глуп и понял это, тот уже не глуп.

    Публилий Сир 12, 59


    Голод обостряет ум и у глупцов.

    Федр 1, 130


    Заблуждаться свойственно всякому, но упорствует в своем заблуждении лишь глупец.

    Цицерон 1, 131


    Одно из величайших бедствий цивилизации – ученый дурак.

    Карел Чапек 6, 212


    * * *


    Глупость – та или иная степень слабоумия. Каждый бывает слаб умом и, следовательно, каждый бывает глуп.


    Если просто дурак бывает опасен, то ученый дурак опасен вдвойне.



    Примечания:



    [1] Здесь и далее первая цифра обозначает номер книги в списке литературы, вторая цифра – страницу книги.



    [16] См.: журнал “Здравый смысл”, 1997, № 3. С. 36.



    [17] Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3, М., 1964. С. 218.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх