|
||||
|
ИИгровое поведение животных — 1) форма поведения, адресованная партнеру или предмету, имитирующая какое-либо целенаправленное действие (нападение, преследование, борьбу, садку и т. д.); 2) форма сенсорно-двигательной активности молодых животных с биологически нейтральными предметами или партнерами. И. п. ж. выполняет важную роль в процессе функционального созревания многих систем организма, коррекции инстинктивных действий, подготовка к выполнению поведенческих актов, необходимость в которых появляется позднее, в тренировке двигательных реакций. Особенно выражена потребность в И. п. у молодых животных, а само И. п., сопровождаясь положительными эмоциями, может служить очень сильным подкреплением при формировании поведения. Знакомство с навыками, которые будут отрабатываться в более позднем возрасте, и их тренировка в форме игры значительно облегчают дрессировочный процесс. Иерархия (иерархическая структура) — система взаимодействия социальных животных, характеризующаяся доминантно-субдоминантными отношениями между партнерами. Она может быть линейной, когда последующее животное подчиняется всем предыдущим животным в группе, или диффузной, при которой взаимоотношения не укладываются в иерархическую лестницу. Есть немало и переходных форм. Не исключаются проявления взаимопомощи и кооперация, способствующие сплочению, стабилизации группировок и определяющие функциональные роли животных. Становление И. связано с агрессивным поведением, однако при сформированных иерархических взаимоотношениях резко снижается количество драк в группе, часто конфликтное поведение ограничивается лишь демонстративной агрессией. Иерархическое взаимодействие различной степени выраженности присуще и семье человека. Ранг собаки при этом определяется многими причинами и оказывает влияние на взаимоотношения и взаимодействие человека с членами семьи. Избегание – форма оборонительной реакции активного типа, направленная на ослабление или прекращение контакта с опасным (отрицательным) раздражителем. Избирательность восприятия — одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из окружающей среды каких-либо объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется благодаря вниманию. Выделяемый объект (раздражитель или информация) воспринимается более отчетливо, остальные объекты – только как его фон. В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализаторы. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резко отличающиеся от других по тем или иным признакам. Произвольная форма И. в. формируется благодаря наличию потребности. Изоляция — социальная депривация, выращивание или содержание животных в условиях пониженной возможности контактирования с представителями своего вида или полного ее отсутствия (ограниченная изоляция). Как правило, И. сопровождается и другими видами депривации и приводит к серьезным нарушениям группового поведения у животных, нарушению возможности взаимодействия и взаимопонимания, искажению родительского и полового поведения. Исключение возможности удовлетворения потребности в игре не только снижает возможность научения в более позднем возрасте, но и может сделать невозможным освоение некоторых сложных навыков. Собаки, выращенные в условиях И., отличаются чрезвычайно выраженной ориентировочной реакцией, пониженной способностью к научению, а также, в зависимости от силы ЦНС, агрессивностью или трусливостью по отношению к другим собакам. Имитационное научение (подражание) — форма научения, основанная на повторении чужих действий, следовании примеру другого животного. Различают И. н. инстинктивное (взаимная стимуляция), когда животное-зритель воспроизводит безусловно-рефлекторную реакцию животного-актера (погоня, вид кормящейся особи и другие аналогичные действия), и настоящее, в результате которого путем подражания расширяется индивидуальный опыт решения задач. Благодаря И. н. у животных возможна социальная передача информации от поколения к поколению. Наиболее предрасположены к И. н. молодые животные, которые, благодаря подражанию родителям, осваивают многие поведенческие реакции, направленные на особей своего и других видов или на хищника и т. д. Обязательное условие И. н. – зрительное восприятие не только определенных действий, но и их результатов как подкрепления. При этом мотивационное состояние животного-зрителя должно соответствовать типу подкрепления. Подражание эффективнее, если животное-актер занимает доминирующее положение по отношению к животному-зрителю. Научение может происходить, даже если зритель сам не получает подкрепления в момент наблюдения. И. н. широко используется в дрессировке охотничьих собак, эффективно оно и при условии совместного содержания обученной и молодой собак. Импринтинг (запечатление) — особая форма научения. Характеризуется чувствительными (критическими) периодами, необходимыми для своего проявления, быстротой усвоения информации, иногда без заметного подкрепления, длительным сохранением результата научения и выраженным влиянием его на последующее развитие. Различают следующие виды И.: социальный, направленный на формирование внутривидовых и межвидовых взаимоотношений (детский, родительский, половой и видовой); экологический, обусловливающий запечатление основных признаков экологической ниши; пищевой, благодаря которому животное осваивает возможные пищевые объекты и формирует пищевые предпочтения; инструментальный, к которому относят освоение видоспецифических поведенческих реакций и некоторых двигательных актов во время критического периода. И. характерен для раннего этапа жизни молодых животных, отличающихся беспомощностью, незрелостью анализаторных систем, зависимостью от родителей и большой вероятностью того, что социальное и экологическое окружение адекватно их видовым особенностям. Отсюда еще одна особенность И. – отсутствие оценки биологической значимости усвояемой информации. Как правило, чувствительный период, во время которого возможен И., заканчивается к половому созреванию. Значительное влияние И. оказывает на воспитание и дрессировку животных. Благодаря И. животное человека воспринимает как представителя своего вида и включает в разряд социальных партнеров. Для нормального развития животное должно иметь возможность осуществления И., по содержанию адекватного своему виду. В противном случае происходят серьезные нарушения в ВНД и поведении, затрудняется процесс дрессировки. У собак возможность различного рода импринтирования начинается с момента рождения и заканчивается к 6-8 мес жизни. За это время щенок должен познакомиться со всем тем, что встретиться в его жизни. Индифферентный раздражитель (безразличный, нейтральный) – стимул, не имеющий отношения к данной безусловно-рефлекторной реакции. Как правило, И. р. предъявляют животному с целью его переделки в условный раздражитель, при этом собственное физиологическое действие И. р. по силе должно быть меньшим, чем физиологическое действие последующего безусловного раздражителя. Иногда под И. р. понимают раздражитель, не вызывающий ответной реакции у животного, безразличный для него. Индукция нервных процессов — в физиологии ВНД этим термином обозначается возникновение или усиление противоположного нервного процесса вокруг очага возбуждения или торможения (пространственная или одновременная И.), а также возникновение противоположного нервного процесса в том же самом пункте коры головного мозга (последовательная И.). Возникновение процесса возбуждения, вызванное торможением, называется положительной И., а возникновение торможения вслед возбуждению – отрицательной И. Положительная И. проявляется в усилении реакции через некоторое время после применения дифференцировочного раздражителя. Отрицательная И. чаще проявляется в торможении навыков при действии посторонних раздражителей. При слабых или чрезмерно сильных раздражителях И. чаще отсутствует. Вероятно, И. н. п. лежит в основе взаимодействия мотиваций, что необходимо учитывать при дрессировке животных. Инсайт (озарение) – форма научения, внезапное понимание сущности, решения задачи, осуществление новой адаптивной реакции без предварительных проб и ошибок. Употребляется для обозначения случаев, когда животное очень быстро разрешает какую-либо проблему, анализируя возможные варианты «в уме». К И. относят явление «переноса», т. е. влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием, при этом новый навык отрабатывается легче и быстрее, чем предыдущий. Проявление И. зависит от предшествующего опыта: чем он богаче, тем вероятнее использование его элементов в новых условиях. Приобретая опыт, животное прежде всего «научается обучаться». При этом имеет значение и новизна задачи: если она ненамного отличается от предыдущих, то решение ее может осуществиться по принципу И., но если отличия значительны, животное вернется к методу проб и ошибок. Инстинктивное поведение животных — совокупность стереотипных, наследственно закрепленных компонентов поведения, общих для всех представителей вида. И. п. ж. представляет собой взаимосвязанные движения, позы, звуки и проявляется при воздействии ключевых раздражителей (релизеров) в соответствующих мотивацион-ных состояниях. Считается, что И. п. ж. не нуждается в упражнениях, сохраняется без периодического подкрепления, отличается устойчивостью и малой индивидуальной изменчивостью. Инструментальный условный рефлекс (условный рефлекс второго типа, оперантный рефлекс) – вид ассоциативной формы научения, основанный на активной целенаправленной деятельности животного. В отличие от классического условного рефлекса И. у. р. состоит не в воспроизведении безусловной реакции, а в формировании такого действия, которое позволит достичь или избежать последующего подкрепления. При этом подкреплением служит факт достижения биологически полезного результата. Если при классическом условном рефлексе подкрепление наступает независимо от того, произойдет реакция животного или нет, то в случае И. у. р. вероятность подкрепления определяется прежде всего активностью животного. Подкрепление усиливает выраженность или увеличивает вероятность реакции в будущем. Интеллект животных — высшая форма психической деятельности животных, благодаря которой они оперируют отношениями и связями между предметами, используют предшествующий опыт для решения новых задач или предлагают нестереотипные решения. Проявляется И. ж. в способности улавливать простейшие законы и строить программы своего поведения с их учетом, а также в вероятностном прогнозировании независимых событий, действиях социальных партнеров, жертв и хищников. И. ж. участвует в формировании сложных навыков, его проявлению способствуют разнообразный индивидуальный опыт и самостоятельность животного в формировании своего поведения. Излишняя зависимость от человека (задрессированность) снижает возможность проявления И. ж. Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая целесообразность поведения животных в различных ситуациях. Наиболее ярко проявляется в исследовательском поведении. Поддерживается И. потребностью в информации как таковой, что заложено у животных наследственно, а также потребностью в информации для формирования поведенческого акта и его коррекции, например при поиске сигналов, связанных с достижением цели – в этом случае выраженность И. зависит от величины мотивации. Биологическое значение И. заключается в получении наиболее полной информации, необходимой для построения ближайшего и отдаленного поведения, а также для ориентировки в окружающей среде. Благодаря И. в процессе дрессировки поддерживается нужное поведение животных и сохраняется их внимание к условиям занятий. Интерорецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражение от внутренних органов животного. Функциональное значение И. заключается в участии в процессах образования интероцептивных условных рефлексов, направленных на поддержание определенного внутреннего состояния организма (гомеостаза) и проведении информации о состоянии внутренних органов в ЦНС, от чего зависит поведение животного. Интероцептивные условные рефлексы могут ослаблять или усиливать воспроизведение навыков в зависимости от внутренних потребностей организма. Образуются они медленно, отличаются выраженной генерализацией и медленно восстанавливаются после торможения. Интерференция навыков — негативный эффект переноса, состоящий в том, что выполнение (освоение) одного навыка затрудняет выполнение (освоение) другого. ИПО (IPO) – курс дрессировки собак, включающий в себя несколько разделов. ИПО 1 (IPO 1) – курс, по которому проверяются следующие навыки. Раздел А (работа по следу) – работа по следу проводника 20-минутной давности; длина следа 350—400 шагов; количество отыскиваемых предметов – 2. Раздел Б (послушание): – движение на поводке и непринужденность; – движение без поводка; – посадка в движении; – укладка с подзывом; – подноска предмета, принадлежащего проводнику, по гладкой поверхности земли; – подноска предмета со свободным прыжком через барьер высотой 1 и шириной 1,5 м; – посыл вперед с укладкой; – укладка собаки при отвлечении. Раздел С (защитная служба): – поиск помощника; – остановка и облаивание; – отражение нападения; – преследование и задержание (проверка смелости). ИПО 2 (IPO 2) – курс, по которому проверяются следующие навыки. Раздел А (работа по следу) – работа по следу постороннего человека 30-минутной давности; длина следа 600 шагов; количество отыскиваемых предметов – 2. Раздел Б (послушание): – движение на поводке и непринужденность; – движение без поводка; – посадка в движении; – укладка с подзывом; – подноска предмета массой 1 кг по гладкой поверхности земли; – подноска предмета массой 650 г со свободным прыжком через барьер высотой 1 и шириной 1,5 м; – лазящий прыжок через наклонный барьер высотой 1,6 и шириной 1,5 м, а также подноска принадлежащего дрессировщику предмета; – посыл вперед с укладкой; – укладка собаки при отвлечении. Раздел С (защитная служба): – поиск помощника; – остановка и облаивание; – задержание убегающего фигуранта; – защита на фазе охраны; – отражение атаки при конвоировании; – отражение лобовой атаки. ИПО 3 (IPO 3) – курс, по которому проверяются следующие навыки. Раздел А (работа по следу) – работа по следу постороннего человека 60-минутной давности; длина следа 800 шагов; количество отыскиваемых предметов – 3. Раздел Б (послушание): – движение без поводка; – посадка в движении; – укладка в движении с подзывом; – стойка в движении; – стойка на бегу; – подноска предмета массой 2 кг по гладкой поверхности земли; – подноска предмета массой 650 г со свободным прыжком через барьер высотой 1 и шириной 1,5 м; – лазящий прыжок через наклонный барьер высотой 1,6 и шириной 1,5 м, а также подноска принадлежащего дрессировщику предмета; – посыл вперед с укладкой; – укладка собаки при отвлечении. Раздел С (защитная служба): – поиск помощника; – остановка и облаивание; – задержание убегающего фигуранта; – защита на фазе охраны; – конвоирование сзади; – отражение атаки при конвоировании; – отражение лобовой атаки. Иррадиация – способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения. Различают И. торможения, когда действие отрицательного (тормозного, болевого, безразличного к цели) раздражителя отменяет или уменьшает воспроизведение положительных условных реакций. Такое влияние тем больше, чем ближе по виду деятельности тормозной и положительный рефлексы. Тормозное влияние на соседние нервные центры отменяется не сразу и начинается с отдаленных по отношению к центру данного тормозного процесса. И. возбуждения проявляется в облегчении или усилении выраженности последующих условных реакций после положительного воздействия. Эффект И. зависит от силы тормозного или возбудительного процесса, которая отчасти определяется величиной воздействия на животное. Например, при встрече с владельцем собака еще некоторое время остается возбужденной, совершая хаотические движения, и воспроизведение навыков в это время затруднено. Последнее имеет место и после сильного болевого воздействия. Исследовательское поведение животных — сложный комплекс поведенческих реакций, обеспечивающих оценку биологической важности информации в новой для животного обстановке. Включает в себя ориентировочную реакцию и реакцию исследования, которая может быть осуществлена при помощи как контактных, так и дистантных (оценивающих на расстоянии) анализаторов. Оценивая раздражитель, животное формирует нервную модель, сравнивает ее с уже имеющимися в памяти и запоминает, включая в соответствующий ассоциативный ряд. А также определяет биологическую значимость раздражителя, относя его к процессу удовлетворения той или иной потребности или оценивая его по непосредственному воздействию на организм. Характер проявления исследовательского поведения зависит от интенсивности и новизны раздражителей и внутреннего состояния животного (физиологического статуса, наличия мотивации). Животные избегают незнакомых и очень сильных раздражителей, но легко воспринимают те, что встречались им ранее или похожи на знакомые. Сильные мотивации отменяют И. п. ж. В той или иной степени И. п. ж. проявляется при отработке каждого нового навыка, не всегда бывает связано только с насущной потребностью животного. Обследование новых территорий может быть целесообразно с точки зрения удовлетворения возможных будущих потребностей. Наиболее важную роль И. п. ж. играет в латентном научении. «Ищи!» — команда курса защитно-караульной службы, означающая для собаки сигнал к поиску и обнаружению предмета. При отработке поведенческой реакции на команду наиболее важна «заинтересованность» собаки – ее потребность в искомом предмете, которую можно вызвать, используя пищевое, игровое, социальное подкрепление или на основе хорошо отработанного навыка апортировки. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|