|
||||
|
ММеждународный курс по послушанию (ОБ) — соревновательный курс, в рамках которого отрабатываются следующие навыки. – посадка с выдержкой 2 мин в группе собак; – укладка в группе собак с отвлечением и выдержкой 4 мин; – движение рядом с дрессировщиком без поводка; – стойка, посадка и укладка в движении; – подзыв с остановкой и укладкой; – посыл в указанном направлении, укладка и подзыв; – апортировка в заданном направлении; – апортировка металлического предмета с прыжком через забор; – выборка деревянного предмета с запахом хозяина; – управление на расстоянии – стойка, посадка и укладка собаки. Место для собаки — место в помещении или во дворе, предназначенное для обеспечения комфортного состояния собаки во время отдыха и сна. Иногда его специально оборудуют (корзиночка, лежак в помещении, конура и вольер во дворе). Если предоставить собаке свободу выбора, то в течение суток она неоднократно сменит места отдыха и сна в помещении, ориентируясь на свои потребности в микроклимате и близости к хозяину. Характеристики микроклимата определенного участка помещения, как правило, изменяются в течение суток и не могут постоянно удовлетворять потребности животного в комфорте, тем более что такие потребности зависят и от внутреннего состояния животного (сытость, беременность, болезнь и т. д.). В связи с этим целесообразно предоставить выбор места самой собаке, положив подстилку там, где она чаще отдыхает или спит. Метод дрессировки — совокупность специфических теоретических и практических положений, определяющих действия дрессировщика в процессе формирования поведения животного. В отличие от методики, способа и приема дрессировки М. д. определяет общий подход к процессу модификации поведения и имеет в своей основе соответствующую форму научения. Например, оперантный М. д. основывается на оперантном научении и образовании инструментальных условных рефлексов; условно-рефлекторный М. д. имеет базой классическую условно-рефлекторную форму научения. В формировании поведения животных могут быть использованы и другие М. д.: импринтинг, привыкание, доминанта, подражание, а также формы научения, относящиеся к когнитивным процессам. Конкретный М. д. предполагает воспроизведение закономерностей и условий соответствующей формы научения. Методика дрессировки — совокупность методов, способов и приемов целесообразного проведения дрессировочного процесса или отработки отдельного навыка. Количественный и качественный состав элементов М. д., а также их последовательность определяются задачей дрессировки, особенностями конкретного навыка и зависят от возраста, пола, породы и особенностей ЦНС собаки. При отработке навыка М. д. может включать в себя различные методы дрессировки или регламентировать применение способов в рамках каждого из них. В последнем случае характер методики определяется особенностями метода. В частности, М. д. предполагает выбор мотивации, методы ее формирования, способы воздействия на собаку, режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, внешние условия во время дрессировки и т. п. Метод проб и ошибок — это, по Э. Торндайку, форма научения, в результате которой закрепляются какие-либо элементы поискового поведения в специфической ситуации. Торндайк придавал особое значение навыку, который, согласно его взглядам, образуется путем закрепления случайных двигательных и мыслительных актов, приводящих к достижению необходимых для живого существа результатов. Например, научение животных открывать дверцу в «проблемном ящике» Торндайка или обучение преодолевать лабиринт. Сигнальное значение для воспроизведения закрепленного поведения приобретает соответствующая ситуация и наличие мотивации. Считается, что обучение по М. п. и о. всегда включает в себя выработку как классических, так и инструментальных условных рефлексов. Такой метод научения играет важную роль в модификации поведения, связанного с поиском пищи, убежища или полового партнера. Модальность раздражителя — качественная характеристика раздражителя (цвет, тон, тембр и т. п.), участвующая наряду с пространственными, временными, интенсивностными характеристиками в создании цельного образа. При определенных условиях может приобретать значение пускового стимула. Модулирующая система мозга — система функционально организованных структур мозга, обеспечивающих работоспособность коры мозга и подкорковых образований, уровень бодрствования, оптимальное поведение, соответствующее доминирующей потребности. Для успешного осуществления процессов жизнедеятельности, в том числе и процессов научения, необходим соответствующий уровень активности нервных образований, который организуется именно М. с. м. на основе потребностей организма, воздействий раздражителей внешней среды и корковых (волевых, осознаваемых)влияний. При посредстве М. с. м. физиологические потребности преобразуются в мотивации, после чего активизируются соответствующие центры мозга, обеспечивающие целенаправленный поведенческий акт. Мотивационная изоклина — это, по Д. Мак-Фарленду, соотношение сигнальной силы различных стимулов, отражающее вероятность реализации возможного поведения. Например, выраженное пищедобывательное поведение можно наблюдать у животного с сильной пищевой мотивацией в присутствии слабых сигналов о возможности ее удовлетворения, однако такое же поведение может отмечаться и при слабой пищевой мотивации, но в присутствии сигналов, свидетельствующих о значительной вероятности получения пищи. Согласно современным данным, зависимость между мотивационным состоянием и реализуемым поведением не прямая. У животного с доминирующей пищевой мотивацией может наблюдаться другое, не соответствующее ей поведение, вызванное какой-либо долгосрочной стратегией. В реальной ситуации поведение животных определяется большим количеством сигналов, как внешних, так и внутренних. Мотивация — побуждение, основанное на какой-либо потребности, определяющее активность организма и ее направленность. Например, пищевая М. основывается на потребности в пище и проявляется в ощущении голода. Мотивационное возбуждение активизирует соответствующие анализаторные системы для облегчения восприятия раздражителей, сигнализирующих о наличии пищи. Под влиянием М. из памяти извлекаются двигательные программы, приводящие ранее к успешному удовлетворению пищевой потребности. Мотивационное возбуждение обеспечивает целенаправленную работу организма в течение необходимого периода времени и тормозит другие виды деятельности. Таким образом, М. является причиной целевого поведенческого акта животного, и только при наличии или возможности удовлетворения какой-либо М. в дрессировочном процессе научение приобретает смысловое значение для собаки, делая его биологически важным. Как правило, М. классифицируют по видам потребностей: пищевая, питьевая, социальная, оборонительная и т. д. Необходимая для конкретной задачи дрессировки М. чаще создается усилением, например с помощью депривации соответствующей потребности. Выраженность М. определяется степенью потребности и внешне проявляется в достаточно длительном сохранении целенаправленного поведения и повышенной активности. Мотивационное возбуждение, реализующееся в поведении, называют доминирующей М. Как правило, в данный момент разрешается только одна М., но если в поведенческих актах задействованы различные эффекторные системы, возможна реализация как минимум двух мотивационных возбуждений. Для осуществления дрессировочного процесса необходимо вызвать у животного нужную М. и предложить алгоритм ее удовлетворения, создать условия альтернативного выполнения именно этого поведения, ввести стимульный контроль (команду). Моторная программа — механизм управления движением посредством центральных моторных программ. В структуре поведенческого акта М. п. играет роль тактического планирования движения и строится с учетом множества факторов (цели действия, характеристики внешней среды, необходимых стимулов, прошлого опыта). Для контроля за выполнением действия и его коррекции служит обратная афферентация. ЦНС хранит центральные моторные программы как врожденных, так и выработанных действий. При многократном использовании М. п. (тренировке) животное начинает производить действие автоматически. Мышление животных — выделение и использование животными закономерных связей между предметами и явлениями, формирование обобщенных образов внешнего мира и применение их в формировании приспособительного поведения. В настоящее время выделяют два типа М. ж.: 1) установление связей между предметами и явлениями, которое осуществляется в ходе деятельности животного; 2) установление связей между предметами (явлениями) и представлениями о них. М. ж. наблюдается при нестереотипном решении каких-либо задач, при конструктивной или манипуляторной деятельности животных (мышлении в действии). Однако считается, что даже самые сложные проявления интеллекта у животных – это не что иное, как применение ими в новых условиях филогенетически (исторически) выработанного способа действия. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|