Происхожденiе и исторiя собаки

Несомненный признакъ присутствiя домашней собаки — именно, хорошо сохранившиеся черепа и кости ея — были найдены среди такъ называемыхъ «кухонныхъ остатковъ» доисторическаго челов?ка въ Данiи. Остатки эти относятся къ неолитическому перiоду каменнаго в?ка и н?сколько древн?е свайныхъ построекъ Швейцарiи, гд? также открыто много хорошо сохранившихся костей собаки. У доисторическихъ обитателей Данiи и Швейцарiи собака была единственнымъ домашнимъ животнымъ и служила, повидимому, не для пищи, какъ у н?которыхъ прежнихъ и современныхъ народностей, а въ качеств? сторожа и помощника на охот?. На это, по крайней м?р?, указываетъ большое количество совершенно ц?лыхъ череповъ ея, — они были бы разбиты, если бы животное употреблялось въ пищу.

Несмотря на многочисленныя находки остатковъ собаки доисторическаго перiода и на многiя подробныя изсл?дованiя, посвященныя этому вопросу, до сихъ поръ остается еще не вполне выясненнымъ, произошла ли собака отъ одного вида дикихъ собакъ, прирученнаго челов?комъ, или же отъ н?сколькихъ различныхъ видовъ. Первоначально ученые изсл?дователи склонялись бол?е къ первому мн?нiю. Линней и Бюффонъ считали, что родоначалъникомъ вс?хъ безчисленныхъ современныхъ породъ былъ одинъ видъ дикой собаки. Такимъ родоначальникомъ, по мн?нiю Гюльденштедта, является шакалъ, по Годжсону (1832) — индiйская собака, описанная имъ подъ назватемъ Canis primaevus. Въ этомъ отразилось господствовавшее въ т? времена мн?нiе, что вся культура челов?чества беретъ свое начало изъ Индiи; на самомъ же д?л? индiйская дикая собака уже по анатомическому строенiю своему не можетъ быть родоначальницей домашней.

Поздн?йшiе изсл?дователи вопроса о происхожденiи собаки склоняются къ образованiю ея изъ н?сколькихъ или даже изъ многихъ источниковъ. Исидоръ Жоффруа Сентъ-Илеръ (1860) считаетъ три дикихъ вида шакала (Canis aureus, С. mesomelas и С. simensis) родоначальниками домашней собаки; Л. Фицингеръ насчитываетъ семь основныхъ формъ, изъ которыхъ, подъ влiянiемъ климата, географическаго изолирования, культуры и скрещиванiя выработались вс? разнообразныя породы собакъ. Дарвинъ въ своемъ зам?чательномъ сочиненiи «Изм?нчивость животныхъ и растеiй въ состоянiи одомашненiя» высказывается также, хотя и съ большою осторожностью, за происхожденiе собаки изъ н?сколькихъ источниковъ. «Главн?йшiй аргументь — говорить онъ, — въ пользу происхожденiя различныхъ породъ домашней собаки отъ н?сколькихъ различныхъ дикихъ формъ это сходство, обнаруживаемое въ различныхъ м?стностяхъ между этими породами и водящимися тамъ и до настоящего времени дикими видами».

Наибол?е серьезному изсл?дованiю подвергается вопросъ о происхожд?нiи собаки въ сочиненiи Л. Г. Iейттелеса «Предки нашихъ породъ собаки» (1877). Этотъ изсл?дователь является также сторонникомъ теорiи многообразнаго происхожденiя собакъ. Ископаемую собаку торфяниковъ (Canis palustris) онъ производить отъ шакала, тогда какъ поздн?е появляющуюся собаку бронзоваго в?ка (Canis matris optimae), отъ которой произошли наши овчарки, онъ считаетъ потомкомъ индiйскаго волка (Canis pallipes).

Отъ собаки торфяниковъ произошли въ свою очередь вс? шпицы. Предкомъ древне-египетскихъ собакъ и африканской собаки-парiи былъ одинъ изъ африканскихъ шакаловъ (Canis lupaster), уже въ очень давнiя времена обращенный въ домашнее состоянiе, тогда какъ гончiя возникли изъ другого бол?е тонконогаго и крупнаго вида шакаловъ (Canis anthus). Нашего обыкновеннаго волка Iейттелесъ считаетъ совершенно непричастнымъ къ образованiю породъ домашнихъ собакъ.

За посл?днее время были попытки воскресить теорiю происхожденiя вс?хъ собакъ изъ одного корня. Такъ, Т. Штудеръ (1901) пытается доказать, что родоначальной формой вс?хъ собакъ былъ широко распространенный дикiй видъ (Canis farus), распадавшiйся на дв? разновидности и въ настоящее время встр?чаемый лишь въ ископаемыхъ остаткахъ. Существованiе такой вымершей дикой формы подвергается, однако, большому сомн?нiю. По предположенiямъ другихъ изсл?дователей (Нэрингъ, Келлеръ), ископаемые остатки Canis ferus, на самомъ д?лъ, частью — кости шакаловъ и волковъ, приручать которыхъ пытался первобытный челов?къ, частью — остатки уже одомашненныхъ собакъ.

По господствующимъ воззр?нiямъ можно съ полной достов?рностью признать существованiе домашней собаки въ Европ? еще съ начала неолитическаго перiода каменнаго в?ка. Притомъ, въ доисторическiя времена было не мен?е трехъ основныхъ породъ ея, именно — собака торфяниковъ (Canis palustris), собака бронзоваго в?ка (Canis matris optimae) и пепельная собака (Canis intermedius). Mnoгie изсл?дователи признаютъ даже большее число породъ.

Древн?йшей формой является собака торфяниковъ, распространенная въ западной Европ? въ теченiе самой древней эпохи свайныхъ построекъ. Это была некрупная порода, сходная со шпицемъ и им?вшаяся уже въ н?сколькихъ разновидностяхъ. Поздн?е, съ наступленiемъ бронзоваго в?ка, появляется новая, бол?е крупная порода — собака бронзоваго в?ка, остатки которой были открыты первоначально Iейттелесомъ въ Ольмюц?. Родиной ея была, по всей вероятности, восточная Европа. По своей внешности она ближе всего стояла къ современнымъ германскимъ и венгерскимъ овчаркамъ. Такъ называемая пепельная собака, описанная Вольдрихомъ въ 1877 году, была найдена въ Нижней Австрiи и въ Богемiи, зат?мъ въ недавнiя времена также въ Голландiи, — это, в?роятн?е всего, пом?сь между собакой торфяниковъ и собакой бронзоваго в?ка.

Въ доисторическiя времена въ Европ? не было вовсе крупныхъ договъ и гончихъ — они появляются зд?сь въ самомъ начал? историческаго перiода, но уже изв?стны съ самыхъ раннихъ перiодовъ культурной жизни вн?европейскихъ странъ. Когда въ Европ? были еще свайныя постройки и была распространена торфяная собака, въ Ассирiи мы встр?чаемъ уже огромныхъ договъ, изображенiя которыхъ сохранились на барельефахъ, а на ст?нахъ гробницъ Египта, начиная съ самыхъ первыхъ династiй фараоновъ, находимъ изображенiя ц?лаго ряда различныхъ породъ собакъ и среди нихъ — гончихъ.

Довольно много различныхъ породъ собакъ было извъстно также древнимъ грекамъ и римлянамъ, судя по изображенiямъ на монетахъ, медаляхъ и вазахъ.

Въ Новомъ Св?т? также имълись до прихода европейцевъ свои особыя породы собакъ, происшедшiя независимо отъ европейскихъ: у обитателей древняго Перу была порода, описанная I. Чуди подъ названiемъ собаки инковъ (Canis incae) и не им?ющая ничего общаго съ собаками Стараго Св?та.

Источниковъ происхожденiя различныхъ породъ собакъ могло быть безконечное множество, такъ какъ, за исключенiемъ Австралiи, дикiе представители семейства собакъ широко распространены во вс?хъ частяхъ св?та. Первобытный челов?къ им?лъ большое количество матерiала, изъ котораго могъ черпать то, что ему нравилось. Онъ приручалъ т? виды дикихъ собакъ, которые находились въ непосредственномъ сос?дств? и наибол?е подходили по своимъ привычкамъ и склонностямъ къ его потребностямъ.

Впрочемъ, данныя анатомiи свид?тельствуютъ о томъ, что далеко не вс? представители семейства собакъ, похожiе на домашнюю собаку по своей вн?шности, могутъ считаться ея родоначальниками. У вс?хъ домашнихъ породъ, какъ бы ни была различна ихъ величина и вн?шность, мы находимъ всегда не более и не менее, какъ 42 зуба и совершенно круглый зрачокъ; такимъ образомъ, изъ родоначалъниковъ собаки можно заран?е исключить лисицу, отличающуюся продолговатымъ зрачкомъ, представителей рода Суоп съ 40 зубами и южно-африканскую широконосую лису (Otocyon) съ 48 зубами. Точно также африканская гiеновая собака, строенiе которой чрезвычайно сильно отличается отъ домашней, едва ли можетъ быть признана родоначальницей какой-либо изъ породъ, выведенныхъ челов?комъ.

Остаются, сл?довательно, въ качеств? возможныхъ предковъ собаки, волки и шакалы, которыхъ из?естно въ различныхъ частяхъ св?та довольно много видовъ.

Изъ шакаловъ наибол?е в?роятнымъ родоначалъникомъ н?которыхъ домашнихъ породъ является обыкновенный шакалъ (Canis aureus), распространенный въ настоящее время по всему западу и с?веро-западу Азiи, начиная отъ Индiи, и въ Европ? — въ Турцiи, Грецiи и Далмацiи. Въ строенiи черепа и зубовъ шакала замечается удивительное сходство съ ископаемой собакой торфяниковъ; и есть полное основанiе думать, что именно шакалъ и превратился путемъ одомашненiя въ эту породу. Отъ нея, въ свою очередь, произошли вс? наши шпицы, и, сл?довательно, шакалъ является ихъ родоначальникомъ. Зам?чательно, что даже въ привычкахъ шпицовъ видно некоторое сходство съ шакалами: когда ихъ собираются наказать, шпицы уб?гаютъ, крадучись и оглядываясь назадъ совершенно такъ, какъ это д?лаютъ шакалы. Къ тому же изв?естно, что шакалы чрезвычайно навязчивы и назойливы, держатся всюду вблизи челов?ческаго жилья, следуютъ за челов?комъ при его переселенiяхъ и легко приручаются. Различныя породы шпицовъ распространены не только по всей Европ?, но и по северной Азiи до Китая и Японiи.

Батакскiй шпицъ Суматры чрезвычайно походитъ своимъ строенiемъ на ископаемую собаку торфяниковъ; похожая на него порода найдена Келлеромъ у жителей Мадагаскара. По строенiю черепа ближе всего къ собаке торфяниковъ шакалы западной Азiи, почему и можно предполагать, что именно въ этой области произошло первое одомашненiе шакала.


Шпицы въ качеств? домашнихъ собакъ имеются также у туземцевъ южной Африки и, хотя они пока еще мало изсл?дованы, можно предполагать, что произошли въ этой области отъ другого вида шакала, именно, отъ водящагося тамъ чепрачнаго шакала (Canis mesomelas).

Въ древней Грецiи, кром? охотничьихъ собакъ, о которыхъ скажемъ ниже, была изв?стна порода шпицовъ, очень сходная, повидимому, съ самыми примитивными шпицами доисторическихъ временъ. Эти шпицы назывались мальтiйскими (теlitation kynidion) и играли роль домашнихъ и даже комнатныхъ собачекъ. Первые авторы, которые упоминаютъ объ нихъ, — это составители IX книги «Исторiи Животныхъ» Аристотеля, а также Перiегетъ Полемонъ и Феофрастъ. Еще древн?е этихъ литературныхъ указанiй изображенiя малътiйскихъ шпицовъ на вазахъ — такъ, на Вольцентской ваз? афинской работы, относящейся прим?рно къ 500 г. до Р. Хр., изображенъ шпицъ съ ясной надписью «Melitiane»; на ваз? н?сколъко бол?е поздняго перiода изображено натравливанiе двухъ шпицовъ другъ на друга. Это были маленькiя, б?лыя собачки со стоячими ушами и длинной мягкой шерстью. Он? были большими любимцами дамъ и, въ особенности, гетеръ, — нер?дко он? носили даже имена гетеръ.

Похожи на шпицовъ по строенiю, но значительно крупн?е ихъ овчарки, прямостоячiя уши которыхъ. служатъ указанiемъ на ихъ относительную первобытность. Въ Европу овчарки проникли одновременно съ культурой бронзоваго в?ка и потому надо думать, что он? образовались первоначально гд?-нибудъ во вн?европейскихъ странахъ. Порода эта служила пастушескимъ племенамъ въ качеств? сторожа ихъ обширныхъ стадъ, и появленiе ея въ указанную эпоху въ Европ? совпадаетъ съ развитiемъ тамъ скотоводства.

Предками овчарокъ, уже въ виду крупныхъ разм?ровъ ихъ, не могутъ быть малорослые шакалы, и родоначальныя формы ихъ должно искать среди волковъ. Iейттелесъ считаетъ такою исходной формой индiйскаго волка (Canis pallipes), встр?чающагося кром? Индiи также въ восточной Персiи. Эту посл?днюю страну, населенную съ отдаленнъйшихъ эпохъ кочевыми пастушескими племенами, и должно считать, по вс?мъ в?роятiямъ, м?стомъ одомашненiя индiйскаго волка и превращенiя его въ овчарку. Обыкновенно индiйский волкъ обитаетъ въ открытыхъ ровныхъ м?стностяхъ и изб?гаетъ л?совъ. По разсказамъ жителей, эти волки им?ютъ обыкновенiе, собравшись стаей, сгонять антилопъ и дикихъ козъ въ какое-нибудь удобное для ловли м?сто, и, быть-можетъ, именно этимъ-то инстинктомъ и воспользовались первобытные обитатели: развивая его въ желательномъ направленiи, они добились того, что собаки-овчарки, выведенныя изъ волковъ, стали сгонять скотъ и превратились въ хорошихъ сторожей стадъ.

Къ овчаркамъ примыкаютъ собаки-парiи, распространенныя по всему востоку — он? встр?чаются въ Турцiи, въ Египт? и Судан?, въ городахъ Индiи и въ колонiяхъ Голландской Индiи вплоть до Новой Гвинеи. Это бездомныя, полудикiя собаки, мало развитыя и не признающiя надъ собою власти челов?ка. Он? держатся вблизи городовъ и въ городахъ, особенно съ магометанскимъ населенiемъ, и живутъ за счетъ выбрасываемыхъ нечистотъ, при случа? промышляя и воровствомъ. По составу своему собаки-парiи не представляютъ единства: между ними встр?чаются какъ крупныя, такъ и мелкiя формы, различной масти и т?лосложенiя.

Мелкiя индiйскiя собаки-парiи очень близки къ водящимся тамъ индiйскимъ шакаламъ, что подтверждается и строенiемъ череповъ ихъ. Западныя собаки-парiи Египта и Судана произошли, по мн?нiю Iейттелеса, отъ диба, или волчьяго шакала (Canis anthus) т?хъ м?стъ и сохранили много общихъ съ нимъ чертъ.

Интересно, что собаки-парiи существовали уже въ древнемъ Египт?, и теперь въ н?которыхъ м?стностяхъ, напр., въ Рода и Абидос?, находятся во множеств? ихъ мумiи, приготовленныя совершенно фабричнымъ способомъ, безъ того старанiя и тщательности, съ которыми отд?ланы, напр., мумiи гончихъ.

Совершенно особая и р?зко отграниченная отъ вс?хъ прочихъ порода собакъ это — гончiя, характерныя своими высокими тонкими ногами, тонкимъ, поджарымъ туловищемъ, широкою грудью и вытянутою головою съ полуотвислыми или висячими ушами. Гончiя возникли, безъ сомн?нiя, въ Африк?; зд?сь мы ихъ встр?чаемъ въ наиболъшемъ разнообразiи у хамическихъ и семитическихъ африканскихъ племенъ, и зд?сь же он? впервые появляются и на историческихъ памятникахъ древн?йшаго перiода египетской культуры. Изображенiя египтянъ указываютъ на существовнiе у нихъ крупныхъ гончихъ съ прямостоячими, ложкообразными ушами, — породы, повидимому, очень примитивнаго строенiя, происшедшей, несомн?нно, откуда-нибудь по близости, изъ области верхняго Нила или изъ Эфiопiи.


Д?йствительно, Рюппель открылъ въ Абессинiи особый видъ дикаго волка съ высокими ногами, узкой мордой и прямостоячими ушами. Видъ этотъ былъ описанъ имъ подъ назватемъ Canis simensis и по строенiю черепа и зубовъ чрезвычайно напоминаетъ нашихъ гончихъ, а по окраск?, по ушамъ и по пушистому хвосту похожъ на гончихъ, изображенныхъ на египетскихъ памятникахъ.

Въ самомъ Египт? древняя порода гончихъ совершенно исчезла, но несомненно отъ нея произошли гончiя-слюгги арабовъ, распространенныя ныне вплоть до Марокко, но сильно изм?ненныя подборомъ. Потомками египетскихъ гончихъ, притомъ очень мало изменившимися, являются собаки-ибица — порода, открытая Келлеромъ на Балеарскихъ островахъ у Испанiи. Эта порода, называемая местными жителями perro ibizenco, по разсказамъ, происходить съ острова Ибица, куда собаки были завезены въ древности карфагенянами. На Балеарскихъ островахъ собаки-ибица нашли для себя въ высокой степени благопрiятныя условiя существованiя, такъ какъ острова эти изобиловали съ древн?йшихъ временъ кроликами, и еще поселившiеся тамъ римскiе колонисты просили въ свое время Римъ, по разсказу Плинiя, прислать солдатъ для истребленiя этихъ грызуновъ, д?лавшихъ невозможнымъ земл?д?лiе. Собаки-ибица оказались деятельными истребителями кроликовъ и въ то же время сами, благодаря изобилiю пищи, могли сохраниться тамъ до нашего времени, тогда какъ въ Африк? ихъ родичи вымерли.

При т?сныхъ торговыхъ сношенiяхъ, какiя существовали между Египтомъ и Грецiей, вполне естественно, что гончiя, возникшiя въ стран? фараоновъ, были завезены въ Грецiю, — и, д?йствительно, оне встречаются у грековъ уже въ древности. Отсюда он? распространились, съ одной стороны, чрезъ посредство Рима, где гончiя были превосходно изв?стны, по западной Европ?, съ другой — попали въ сарматскiя степи, гд? нашли себе благопрiятный районъ распространенiя и дали начало русскимъ гончимъ-борзымъ.

Кроме гончихъ на египетскихъ памятникахъ находятся часто изображенiя коротконогихъ собакъ съ длиннымъ туловищемъ, вполн? похожихъ на нашихъ таксъ, но съ прямостоячими ушами. Несомненно, что и эта порода взяла свое начало изъ Египта, и на острове Майорке сохранилась до сихъ поръ порода таксъ съ ушами, торчащими вверхъ.

Совершенно въ иной области должно искать м?сто происхожденiя договъ. Къ этой группе относятся собаки съ плотнымъ, массивнымъ т?ломъ, покоящимся на невысокихъ, сильныхъ ногахъ, съ большой, часто короткой головой, кожа которой виситъ складками, и съ висячими ушами. Ни въ Европ?, ни въ Африк? договъ не было до начала историческаго перiода; ихъ изображенiй не сохранилось на памятникахъ египтянъ. Зато очень многочисленны ихъ изображенiя на памятникахъ ассирiйско-вавилонской культуры, и изъ этихъ барельефовъ ясно, что доги употреблялись тогда и на охот? и на войн?. Какъ ц?нились они тогда, явствуетъ изъ того, что по завоеванiи Вавилонскаго царства персами доходы съ четырехъ городовъ шли исключительно на содержанiе охотничьихъ собакъ персидскаго царя.

Ассирiйскiе доги изображаются постоянно съ отвислыми ушами, и изъ этого можно заключить, что одомашненiе этой породы произошло значительно ран?е. Они, безъ сомн?нiя, произошли не въ самой Месопотамiи, и, по литературньтмъ источникамъ судя, надо думать, что они ввезены были съ востока, изъ страны Эламъ, изъ Тибета или съ Гималайскаго хребта. Въ этой области, д?йствительно, и въ настоящее время им?ется крупная порода домашнихъ собакъ — тибетскiе доги, которые сд?лались изв?стны въ Европ? еще со времени путешествiя Марко Поло.

Предковъ этой породы, уже въ силу ея огромнаго роста, сл?дуетъ искать, конечно, между волками Тибетскаго плоскогорiя и наибол?е в?роятно, что родоначальникомъ ея является черный тибетскiй волкъ (Canis niger). У него им?ется б?лое пятно на груди, б?лыя лапы, пушистый хвостъ и длинная шерсть, свешивающаяся съ груди и съ шеи, какъ у тибетскаго дога. Выведенные въ древн?йшiя времена доги распространились изъ Тибета, съ одной стороны, на востокъ въ Китай, съ другой — въ долину Тигра и Евфрата.

Поскольку можно судить на основанiи литературныхъ источниковъ, въ Европу первые доги были привезены Ксерксомъ во время его похода на Грецiю. Зат?мъ поздн?е Александръ Македонскiй получилъ «индiйскихъ» собакъ отъ царя Пора и отправилъ ихъ въ Македонiю.

Впрочемъ, возможно, что и раньше еще крупные доги были завезены въ Грецiю, гд? они получили назваше «молосскихъ» собакъ, сохранявшееся за ними въ теченiе всего древняго перiода. Молосскихъ собакъ описываетъ еще Аристотель, указывающiй, что ихъ им?ется дв? породы; изображенiя ихъ находятся на монетахъ IV и III в?ка до Р. Хр.; превосходное изображенiе молосскаго дога сохранилось подъ кресломъ Олимпiи, дочери молосскаго короля и временной правительницы Эпира (тоже IV — III в?ка до Р. Хр.); храбрость, в?рность и красоту «молоссовъ» прославляетъ ц?лый рядъ греческихъ и римскихъ писателей, и уже, напр., въ комедiяхъ Аристофана они фигурируютъ, какъ широко распространенная и излюбленная порода.

Римляне получили молосскихъ договъ отъ грековъ, но, кром? настоящихъ «молоссовъ», у нихъ им?лись такъ называемые «псевдо-молоссы» — также превосходные доги съ широкой мордой, короткими ушами и гривой волосъ на загривки. Эта порода, невидимому, не им'Ьетъ прямого отношетя къ настоящимъ «молоссамъ». Поздние римляне, въ свою очередь, распространили договъ къ с?веру отъ Альпъ. При раскопкахъ въ римской колонiи Виндонисси въ Щвейцарiи найденъ хорошо сохранившiйся черепъ дога и сд?ланное изъ глины изображенiе его, напоминающее нын?шнихъ ньюфаундлендовъ.

Вполн? естественно, что при переселенiи договъ черезъ Альпы н?которыя особи остались въ альпiйскихъ горныхъ проходахъ и дали зд?сь начало санъ-бернарамъ, этой благородн?йшей разновидности договъ, полученной путемъ продолжительнаго подбора и прекрасно акклиматизировавшейся въ горахъ, что, впрочемъ, и не можетъ казаться удивительнымъ: сами родоначальники договъ им?ли свое основное м?стообитанiе на высокихъ плоскогорiяхъ Тибета, подходящихъ по условiямъ къ альпiйскимъ высотамъ. Какъ произошли ньюфаундленды, не выяснено съ точностью, но не подлежитъ сомн?нiю, что въ нихъ характеръ первоначальныхъ тибетскихъ договъ сохранился съ чрезвычайной полнотою.

Такимъ образомъ, им?ющiяся историческiя данныя говорятъ скор?е за происхожденiе различныхъ породъ собакъ изъ разнородныхъ источниковъ. Эти породы возникали независимо одна отъ другой въ различныхъ м?стностяхъ, становившихся зат?мъ центрами ихъ распространенiя. Родоначальниками ихъ являлись различныя формы дикихъ собакъ, стоящiя въ очень далекихъ одна къ другой отношенiяхъ и не им?ющiя между собою ничего общаго. При выработк? дальнъйшихъ породъ собакъ въ среднiе и новые в?ка большую роль играло скрещиванiе основанныхъ, раньше возникшихъ породъ, какъ намъ объ этомъ придется еще говорить неоднократно ниже, при описанiи отд?льныхъ породъ. Скрещиванiе это, равно какъ и тщательный подборъ производителей, предпринималось уже большею частью вполн? сознательно, съ ц?лью добиться т?хъ или другихъ особенностей, развитiя той или другой стороны во вн?шыней или въ психической природ? собакъ.

Охотники-промышленники, пастухи, богатые спортсмены, любители охоты, спецiалисты-собаководы, торгующiе собаками — вс? принимали участiе въ выработк? новыхъ породъ, отличающихся либо особымъ чутьемъ, быстротою б?га, ловкостью и р?звостью, либо выносливостью и силою, либо, наконецъ, просто красивыми вн?шними формами, уживчивостью и умственными способностями.

Скрещиванiе домашней собаки съ дикими формами, напр., съ волкомъ, практиковалось неоднократно, но не давало никогда существенныхъ результатовъ въ смысл? полученiя новыхъ породъ. Пом?си либо бывали мало плодовиты, либо потомство ихъ было слабо, вымирало и исчезало черезъ малое число покол?нiй. Очевидно, продолжительная культура значительно удалила собакъ по организации отъ ихъ дикихъ родичей, и скрещиванiе съ последними не можетъ уже давать благопрiятныхъ результатовъ, какъ вообще скрещиванiе двухъ далеко стоящихъ и мало между собою родственныхъ формъ.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх