|
||||
|
Дрессировка собакъЧтобы использовать вс? перечисленныя выше хорошiя стороны собакъ, необходимо прежде всего, чтобы способности посл?днихъ были усовершенствованы и развиты соотв?тственнымъ обученiемъ и дрессировкой. Почти вс? собаки пригодны для дрессировки, и лишь немного найдется среди нихъ такихъ тупыхъ отъ природы экземпляровъ, которые не усвоили бы того, что имъ стараются привить. Съ обученiемъ молодыхъ собакъ никогда не слъдуетъ слишкомъ сп?шить и начинать его должно не раньше того, какъ собака будетъ прiучена соблюдать чистоплотность въ комнатахъ. Отучать ее пачкать комнаты должно съ прим?ненiемъ физическаго возд?йствiя и тыча носомъ въ самое м?сто преступления; можно также въ надлежащiй моментъ, но никакъ не позже, съ шумомъ распахнуть передъ ней дверь и хлопнуть въ ладоши, — она тотчасъ же выб?житъ на дворъ и скоро пойметъ, чего отъ нея требуютъ. Некоторые рекомендуютъ поливать запачканныя собакой м?ста на полу уксусомъ или посыпать перцемъ, но обыкновенно это мало помогаетъ. При воспитанiи и дрессировк? собаки должно соблюдать сл?дующiя основныя правила. 1) Нужно выяснить характеръ и особенности своего воспитанника, такъ какъ для каждой собаки нужна своя система дрессировки, и никоимъ образомъ невозможно прим?нять ко вс?мъ одинъ общiй шаблонъ. Одна собака тиха, послушна и ласкова, для нея достаточно строгаго слова хозяина; другая же зла и упряма и требуетъ бол?е суроваго обращенiя. Вся задача воспитателя сводится къ тому, чтобы по возможности укрепить и развить хорошiя качества собаки и искоренить ея недостатки. 2) Воля воспитателя должна быть непоколебима, и во время обученiя онъ долженъ неуклонно стремиться къ достижению намеченной ц?ли, безъ какихъ-либо послабленiй и отступленiй. Не сл?дуетъ, конечно, требовать отъ собаки невозможнаго, и должно обучать ее въ изв?естной систем? и посл?довательности. 3) Воспитатель долженъ вооружиться безконечнымъ терп?нiемъ и хладнокровiемъ, долженъ быть во-время строгимъ и во-время добрымъ и отнюдь не долженъ давать надъ собою власти своимъ собственными чувствамъ, въ особенности нетерп?нiю и злоб?. Прежде всего сл?дуетъ прiучить собаку къ отведенному ей м?сту въ комнат?, къ ея корзин? или ящику. Своего м?ста она не должна покидать, и нельзя ей позволять находить себ? другое м?сто для отдыха или вскакивать со своего м?ста при мал?йшемъ шум?. Зат?мъ, сл?дуетъ прiучить собаку гулять со своимъ господиномъ, идя позади или рядомъ съ нимъ и не бросаясь отъ радости подъ ноги прохожимъ. Прiучать ходить рядомъ надо въ комнат?, взявъ собаку на шнурокъ и ходя съ ней не мен?е четверти часа взадъ и впередъ по комнат?. Если собака бросается кому-нибудь подъ ноги, ей сл?дуеть слегка наступить спереди на лапы и крикнутъ «назадъ»! Надо прiучать ее также поворачиваться въ сторону и назадъ, притомъ требовать, чтобы она д?лала это въ опред?ленномъ, указанномъ направленiи. Охотничьи собаки подвергаются еще бол?е тщательной дрессировк?, при которой нер?дко приходится прим?нять и ошейникъ съ шипами, но притомъ дрессировщикъ долженъ обладать чрезвычайнымъ терп?нiемъ и выдержкой, и лишь только тогда онъ можетъ надеяться на усп?хъ. Въ виду того, что охотникъ требуетъ полнаго и неукоснительнаго исполненiя вс?хъ своихъ приказанiй, дрессировка охотничьихъсобакъ, относительно которой существуетъ ц?лая литература, должна сопровождаться постояннымъ повтореннiемътого, что уже заучено, и производиться съ большою осторожностью, по определенному, заран?е намеченному плану. Если применять плетку тамъ, гд? не сл?дуетъ, то легко можно совершенно испортить собаку. Если она получаетъ удары постоянно, при мал?йшемъ промах?, то скоро совершенно лишается дов?рiя къ своему господину. Еще хуже, если собаку приманивать къ себ? и зат?мъ угощать ее ремнемъ или плеткой, — тогда все потеряно, и собака никогда не будетъ слушаться своего хозяина и будетъ его избегать! Эту ошибку д?лаютъ очень нер?дко, тогда какъ при правильномъ воспитанiи необходимо наказывать собаку въ случа? непослушанiя строго, но справедливо. Многаго можно достигнуть скор?е наградою и ласкою, ч?мъ наказанiями. Совершенно опред?ленныя и даваемыя каждый разъ въ одинаковыхъ выраженнiхъ и съ одинаковыми жестами приказанiя лишь въ р?дкихъ случаяхъ не будутъ исполнены собакой. Н?которымъ прост?йшимъ прiемамъ и фокусамъ, наприм?ръ, прыганью черезъ палку или черезъ кольцо, можно научить собаку, приманивая ее какимъ-нибудь лакомствомъ, причемъ, само собою разум?ется, разстоянiе до этого лакомства не должно быть слишкомъ велико. Послъ н?сколькихъ прiемовъ она сама зат?мъ будетъ прыгать по приказанiю чрезъ данные предметы. Не сл?дуетъ забывать, однако, что высокiе прыжки вредны для груди и ногъ молодыхъ и малыхъ ростомъ собакъ. Если собака при выполненiи такихъ упражненiй причинитъ себ? боль, то, понятно, она отказывается зат?мъ повторять. Не трудно научить собаку затворять дверь. Надо поднять кусокъ мяса около отворенной двери такимъ образомъ, чтобы собака, когда будетъ тянуться за нимъ, поднимаясь на заднiя лапы, уперлась передними въ дверь и затворила ее. При этомъ сл?дуетъ, конечно, крикнуть «затвори дверь». Посл? н?котораго повторенiя собака привыкаетъ сама затворять дверь. Послушную собаку не трудно обучить ц?лому ряду такихъ небольшихъ фокусовъ, но лишь та собака будетъ производить ихъ съ удовольствiемъ, которая постоянно держится около своего господина и привыкла исполнять вс? приказанiя по мал?йшему его жесту. Если собаку держать вн? дома и вид?ться съ ней лишь на прогулк?, то она скучаетъ и утрачиваетъ охоту ко всякимъ фокусамъ. Совершенно играючи можно научить собаку, если она вообще къ тому способна, «аппортироватъ»,т. — е. приносить убитую дичь, что является столь важнымъ элементомъ дрессировки охотничьей собаки и требуетъ ц?лаго ряда предварительныхъ упражненiй. Не трудно научить любую молодую собаку приносить по командъ «аппортъ» мячикъ, носовой платокъ или другой какой-нибудь предметъ, брошенный не слишкомъ далеко отъ нея. Первоначально она либо принесетъ, либо н?тъ; въ этомъ посл?днемъ случа? необходимо поступать съ особымъ терп?нiемъ и осторожностью. Разстоянiе первоначально должно быть совс?мъ мало, а собаку нужно привязать на длинную бечевку. Еще лучше, если ее сперва заставить с?сть передъ собою и научить держать въ зубахъ не очень легкiе предметы и выпускать ихъ изо рта по команд?. Для этого можно пользоваться маленькимъ приспособленiемъ, состоящимъ изъ куска дерева, посредине не очень толстаго и на обоихъ концахъ имъющаго деревянные кружки, которые можно снимать и одевать, чтобы регулировать его в?съ. Для того, чтобы было легче поднимать его съ полу, къ этому куску приделываются перекладины, м?шающiя ему плотно прилегать къ полу. Охотничьи собаки, дрессированныя по превосходному оберлендерскому методу, прод?лываютъ первыя свои упражненiя обыкновенно при помощи этого приспособленiя. Если съ собакой играютъ и при этомъ не обращаютъ вниманiя на то, чтобы отдавать ей приказанiя такимъ точно способомъ, къ какому она прiучена, то она скоро зам?чаетъ, что д?ло, очевидно, не серьезное, и утрачиваетъ уваженiе къ хозяину. Очень скверно, наприм?ръ, влiяетъ, если съ обучаемой собакой играютъ д?ти и, заставляя ее аппортироватъ разныя вещи, не отнимаютъ ихъ у нея и не хвалятъ ее при этомъ, когда она принесетъ; такая собака никогда не научится правильному аппорту. Строгость, точность и терп?нiе, какъ мы сказали уже, — непрем?нныя условiя усп?ха. Отнюдь не сл?дуетъ сильно бить собаку, — достаточно, если она проявляетъ злость или небрежность, ударить ее плеткой. Собака прекрасно понимаетъ строгiй выговоръ или сильное дерганье за шнуръ; если же она такъ глупа, что не понимаетъ этого, то все дальнейшее обученiе продолжать безполезно. Маленькихъ комнатныхъ собачекъ невозможно научить аппортировать; самое большее, чему они могутъ научиться, — это служить, давать лапу, притворяться мертвыми и т. д. Охотничьихъ собакъ можно прiучить отыскивать потерянные предметы, какъ бы малы они ни были, даже въ кустахъ или въ песк?. По команд? «ищи потерю» хорошо дрессированная охотничья собака должна тотчасъ же отправиться на поиски и стараться найти то, что хозяинъ потерялъ. Для того, чтобы достигнуть такой выучки, прiучить собаку ложиться передъ дичью, приносить убитую дичь посл? выстр?ла и т. д., требуется обученiе въ теченiе н?сколькихъ м?сяцевъ по изв?стнымъ, испытаннымъ на практик? правиламъ. Комнатныхъ собакъ можно научить разнымъ фокусамъ — ходить на трехъ лапахъ, подносить газету и т. п., но чрезвычайно трудно научить ихъ такимъ фокусамъ, какiе показываются дрессированными собаками въ циркахъ: ходить на вращающемся шар?, держаться на горлышки бутылки, кувыркаться, танц?вать, стр?лять и т. п. Taкiе успехи собакъ зависятъ всецело отъ уменья и, главное, терпенья дрессировщика. Онъ выискиваетъ самыхъ развитыхъ собакъ, чаще всего пуделей, и не жал?етъ времени на непрерывное обученiе и направленiе ихъ. Собака не обладаетъ настоящимъ умомъ, въ д?йствительномъ смысле этого слова, но у нея имеется хорошая память и некоторая доля хитрости. Если она привыкла къ чему-нибудь, если составилась опред?ленная рутина, то она можетъ выполнить прекрасно ц?лый рядъ сложныхъ упражненiй, но при этомъ необходимо, чтобы они следовали постоянно въ одномъ и томъ же опред?ленномъ порядке, иначе собака собьется. Н?сколько л?тъ тому назадъ братья Бертранъ показывали въ Париж? собачку, по имени Папильонъ, которая превосходила все, что до того приходилось видеть въ области собачьей дрессировки. Собака эта могла говорить! Вполне заслуживающее дов?рiя французскiе и иностранные журналисты сообщаютъ объ этомъ; какъ о положительномъ факт?, о которомъ въ свое время было много споровъ. На вопросы Бертрана: «кто я такой», «любишь ли ты меня», «какое самое большое зданiе въ Париж?», «можешь ли ты считать», Папильонъ отвечалъ совершенно ясно по-французски, хотя и н?сколько заикаясь. Когда онъ считалъ, то совершенно ясно слышали «un, deux, trois, quatre». Подъ конецъ представленiя онъ говорилъ «adieu, messieurs». Какъ это ни удивительно, но тщательнымъ изследованiемъ было доказано, что зд?сь отнюдь не было никакого чревовещанiя со стороны хозяина. Повидимому, впрочемъ, и ран?е были изв?стны говорящiя собаки. Дюмоль разсказываетъ объ одной такой собак?, принадлежавшей н?мецкому солдату и отличавшейся т?мъ, что издавала, если ее ущипнуть, своеобразные звуки, причемъ хозяинъ заставлялъ ее открывать пасть шире или уже. Звуки отъ этого получали различные тона и, наконецъ, удалось добиться того, что собака произносила слово «Елизавета». Лейбницъ также разсказываетъ, что вид?лъ въ Цейц? собаку, которая могла выговорить н?сколько словъ. Обученiе сторожевыхъ, полицейскихъ и военныхъ собакъ, вообще вс?хъ собакъ, предназначенныхъ для какой-либо особой службы, сводится обыкновенно къ тому, что съ огромнымъ терп?нiемъ прiучаютъ ихъ делать необходимое, смотрятъ за т?мъ, чтобы он? не забывали выученнаго, и при этомъ возможно меньше наказываютъ ихъ. Сторожевыхъ собакъ прiучаютъ часто бросаться на чужого челов?ка, но нельзя не зам?тить, что такая привычка ихъ можетъ сделаться чрезвычайно опасной и нер?дко уже вела къ многочисленнымъ несчастнымъ случаямъ. Обыкновенно ихъ прiучаютъ къ этому, д?лая изъ соломы чучело, одетое въ платье и ставя его въ поз? челов?ка, перел?зающаго чрезъ заборъ или отворяющаго дверь, котораго собака должна хватать и задерживать. Такое обученiе можно применять, однако, лишь уже къ старымъ собакамъ, на которыхъ можно положиться, и которыя по характеру своему не опасны для окружающихъ, иначе такая собака, обученная бросаться на людей, можетъ над?лать немало б?дъ. Прiучая собакъ къ хорошему поведенiю и къ проявленiю т?хъ или другихъ способностей, нужно стараться также отучить ихъ отъ дурныхъ привычекъ. Такъ, молодые щенки любятъ часто грызть мебель и ковры. Отъ этой привычки ихъ лучше всего отучить, давая возможно чаще грызть кости. Сл?дуетъ также не позволять собакамъ ложиться на стулья и диваны. Чрезвычайно непрiятное впечатайте производятъ на вс?хъ собаки, клянчащiя у стола во время об?да, Надо принять за правило — совершенно не пускать собакъ во время ?ды въ столовую или заставлять ихъ лежать на указанномъ имъ м?ст?. Отъ привычки ?сть потихоньку, воруя с?добныя вещи, собакъ должно отучать, ловя на месте преступления, и тутъ же, непосредственно вследъ за сод?яннымъ, наказывать. Если собака надо?даетъ хозяину т?мъ, что передъ прогулкой отъ радости бросается на него и пачкаетъ ему костюмъ, то отъ этого ее легко отучить, схватывая за породнiя лапы и заставляя ходить на заднихъ, — это ей не понравится, и она оставитъ свою привычку. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|