|
||||
|
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕНИРОВОКАссоциация триатлона США (USAT) – официальная организация, объединяющая, по данным на июнь 2010 года, более 135 000 триатлетов и имеющая подробные записи о каждом из них[23]. Триатлеты, как правило, высокообразованные люди: 86 процентов зарегистрированных членов ассоциации имеют степень после четырех или более лет колледжа. 28 процентов членов USAT зарабатывают более 100 000 долларов в год, а статистика участников Ironman показывает, что их средний доход за год составляет 160 000 долларов. Все это я рассказываю для того, чтобы вы поняли, что профессиональные занятия триатлоном – удовольствие недешевое и доступно людям с определенным уровнем дохода. БассейнПроблема при выборе домашнего бассейна (если вы живете в собственном доме) заключается в том, что триатлету нужен достаточно длинный бассейн (минимум 25 метров) для тренировок. Бортики в бассейне могут существенно снизить количество движений на круге: отталкиваясь, вы будете скользить по воде вместо того, чтобы плыть. В настоящем заплыве не будет ни стен, ни бортиков, ни отдыха. Поэтому обычный маленький бассейн на участке не может считаться адекватным эквивалентом открытой воды в триатлоне. Но есть фирма Endless Pool. Представьте себе поток воды, который можно регулировать; он мчится прямо на вас, словно река, и вы чувствуете себя лососем, плывущим против течения. Фирма называет свои бассейны «машиной для плавания». Их можно рассматривать также как беговую дорожку для плавания. И все это размером 12 ? 7 футов (3,6 ? 2,1 метра). Бассейн занимает очень мало места, вы сами определяете скорость потока воды. Вас не ограничивают дорожки, условия использования бассейна или сроки. Это превосходное решение. Кроме того, в этом бассейне вы не сможете отдыхать, отталкиваясь от бортиков. К примеру, я рассчитал, что, тренируясь в 25-метровом бассейне в спортклубе, я проплывал на самом деле всего 20 метров и как минимум 5 метров скользил после поворота и толчка от стенки. Единственной проблемой была запредельная цена. Я никак не мог решиться на столь экстравагантную покупку. Но хотя некоторые поступки нельзя подкрепить чистой логикой, вы все равно их совершаете. Бассейн Endless Pool в США стоит примерно 20–25 тысяч долларов, однако настоящая цена существенно превышает указанную в рекламе, потому что помимо основного бассейна, который устанавливается над землей или в земле, снаружи или внутри, вы наверняка захотите приобрести дополнения: зеркала, чтобы следить за движениями; фонари, чтобы плавать поздно вечером или перед рассветом; измерительный прибор, чтобы фиксировать скорость, ритм и расстояние во время тренировки; лесенка, чтобы было удобнее вылезать из бассейна; гидромассажную струю, чтобы превратить бассейн в джакузи, где вы сможете расслабиться после трудной тренировки… Все это совершенно необходимые вещи, но за них надо доплатить. Кроме того, обязательно будут расходы на установку и отделку бассейна. Мне пришлось потратиться на следующее: работы по подготовке основания и установке, подведение электричества, приобретение газового водонагревателя, постройка деревянного настила вокруг бассейна, облицовка его плиткой снаружи, ландшафтный дизайн вокруг бассейна, сервис и запчасти. Все это вместе с собственно бассейном вылилось в 38 тысяч долларов. Но хватит о цене. Лучше поговорим о достоинствах этого замечательного изобретения. Течение в нем создается с помощью мотора, вода выходит спереди легкими, плавными движениями, а затем засасывается в решетку в конце бассейна и возвращается к началу, туда, где установлен огромный пропеллер в боксе из водонепроницаемой стали. Это абсолютно безопасно. Любопытно, что в этом бассейне ноги слегка тянутся вниз из-за силы возвращающегося потока. Чем быстрее течение, тем сильнее притяжение внизу. Впрочем, к этому привыкаешь, и в этом есть один несомненный плюс: когда вы снова попадете в озеро, океан или обычный бассейн, вы не поверите, насколько быстрее сможете плыть, оставшись без этого притяжения. Разница невероятная. Вы почувствуете себя так, слово скользите прямо по поверхности. Бассейн не только удобен, но и позволяет тренироваться на скорость. Если я хотел проплыть 2,4 мили (3,8 км) в Ironman за 1 час 20 минут, достаточно было просто поставить прибор измерения скорости на 1,8 мили в час (2,8 км/ч). Именно на этой скорости мне нужно было плыть во время соревнований. Я могу отрегулировать скорость так, как мне удобно, хотя она легко может повыситься. Бассейн можно бесконечно регулировать в зависимости от требований тренировок. Бассейн вмещает около 9500 литров воды. За ним очень легко следить. Endless Pool предлагает набор минералов, которые помещаются в фильтр, что существенно снижает необходимость ухода за бассейном и препятствует образованию тяжелых химикатов в воде, регулирует все, что нужно, кроме хлора. Когда я надолго уезжаю, я использую таблетки брома, что помогает поддерживать превосходный баланс. Вода в прекрасном состоянии, которое очень легко поддерживать. Это действительно отличное приспособление для тренировок. Я бы не сказал, что без него невозможно обойтись, но он и правда очень удобен, в нем весело тренироваться, и он может прослужить вам практически всю жизнь. А если вы собираетесь переезжать, можете просто обратиться к установщику, который разберет стальную конструкцию, а потом снова соберет ее. ВелосипедТриатлеты могут тратить целое состояние на велосипеды и часто так и делают. Я не исключение. У меня есть домашняя тренировочная установка LeMond Revmaster, которая прекрасно подходит для тренировки ритма. У меня также имеется неподвижный велосипед, чтобы учиться более эффективно крутить педали и вырабатывать, что называется, идеальный круг[24]. Но стоит рассказать прежде всего о шоссейном и триатлонном велосипедах. Оценка данных всех возможных велосипедов – это, наверное, самая увлекательная часть процесса покупки велосипеда. Во всех журналах по велогонкам и триатлону было полно различных отзывов. Я собрал их все и начал настоящее исследование. Наконец я остановился на Orbea Orca, карбоновом дорожном велосипеде из Испании, обладателе титула «Велосипед года». Именно такой использовала команда Jelly Belly (США) во время «Тур-де-Франс», так что я решил, что не мог ошибиться в выборе. Я купил велосипед по Интернету. Он был оснащен по полной программе компонентами Dura Ace, отлично мне подходил и очень плавно ездил. Мне сразу понравился этот велосипед, и я до сих пор в нем не разочаровался. Но по мере того как я все больше увлекался триатлоном и участвовал в соревнованиях, я начал считать (и был неправ), что мне нужен более удобный и легкий велосипед, и остановил свой выбор на Specialized S-Works Roubaix SL. Человек, не разбирающийся в шоссейных велосипедах, первым делом пробует поднять велосипед, чтобы оценить его вес. Я тоже стал жертвой шумихи по поводу минимального веса, думая, что чем легче велосипед, тем лучше. Однако это совсем не так. Скорость и время в меньшей степени зависят от велосипеда и в большей – от ездока. Это и есть мотор. Ноги и выносливость сердечно-сосудистой системы – вот что главное. Имеет немалое значение также ваша посадка на велосипеде и то, насколько вам легко и удобно оставаться в этой позе в течение длительной поездки. Нет смысла тренироваться в экстремальной аэродинамической позиции, если вы не сможете поддерживать ее на протяжении большей части соревнований. Что касается веса велосипеда, лучше избавить собственное тело от лишнего жира, чем тратить деньги, пытаясь сбросить десять лишних граммов с вашего велосипеда. Но десятки тысяч любителей все еще придерживаются ошибочного, на мой взгляд, мнения, что вес велосипеда играет основную роль. Со временем я начал понимать, что мне нужно сбросить вес, а также улучшить аэродинамическую позицию. Я решил приобрести триатлонный велосипед. На этих велосипедах бедра находятся под совершенно другим углом, и это бережет мышцы ног для следующей части соревнования – бега. Основываясь на информации в журналах и подкастах, я пришел к выводу, что смогу улучшить аэродинамическую позицию и свои результаты в Ironman 70.3 и полном Ironman. В то время существовала только одна подходящая мне модель – Cervelo P3 Carbon ТТ. Без вопросов. Так что я купил себе такой на eBay, напрямую от поставщика. Я выяснил, что в зимние месяцы можно подобрать отличные варианты в тех штатах, где спрос ниже из-за холодного климата. Я получил свой велосипед. Он выглядел быстрым, даже когда просто неподвижно стоял в моем гараже. Но в итоге оказалось, что его невозможно подогнать именно под меня, независимо от того, кто делал профессиональную подгонку. Я переподгонял его шесть раз за пятнадцать месяцев, но мне всегда было на нем неудобно. На лучшем в мире триатлонном велосипеде я перенапрягал шею и плечи и так сильно наклонялся, что мне становилось трудно дышать. В итоге я отвез велосипед на еще одну подгонку, на сей раз к Майку Фаэлло в Surf City Cyclery в Хантингтон-Бич. Майк был шокирован тем, что я езжу в такой экстремальной аэродинамической позиции, будучи новичком. Он обнаружил, что на моем велосипеде укорочен штырь передней вилки (берегитесь, покупатели!) и его невозможно подогнать как надо. Мы заказали новую вилку, с более длинным штырем, что позволяло мне приподниматься спереди и уменьшать аэродинамическую позицию. Раньше она была настолько экстремальной, что я, сам того не замечая, очень сильно вцеплялся в лежак руля, чтобы не соскользнуть с велосипеда. Я даже не осознавал этой проблемы, пока Майк не заметил, что такая поза опасна даже для него. Мы с Майком решили, что основная цель – это комфорт. Со временем мне надо было опускаться все ниже и ниже в этом положении. До сотрудничества с Майком я так сильно наклонялся вперед, что мне приходилось запрокидывать голову, чтобы смотреть на дорогу, из-за чего шея и плечи очень напрягались. Майк попробовал добавить подкладку на руль, чтобы поднять меня до удобного положения. Разница была огромной, мне стало значительно комфортнее. Казалось, что я теряю аэродинамичность, однако это было лучше, чем сидеть прямо на шоссейном велосипеде. Теперь, когда мы подогнали велосипед, можно было обратить внимание на другие аэродинамические аксессуары, например гоночные колеса. Мои гоночные колеса – это рифленые Zipp 606 с вогнутым ободом, который увеличивает аэродинамичность, особенно на скорости выше 35 км/ч. Теория аэродинамики говорит о том, что воздух должен находиться впереди объекта и по бокам как можно дольше, это снижает тряску. Поэтому ребристая поверхность колес, так же как ямочки на мяче для гольфа, увеличивает аэродинамичность. К сожалению, я очень редко езжу быстрее 35 км/ч, поэтому колеса – еще один аксессуар с превосходными техническими характеристиками, которым я пока не воспользовался по полной программе. Несмотря на подгонку и все старания Майка сделать велосипед как можно более удобным в аэродинамической позиции, меня все еще мучила боль в левой трапециевидной мышце, а теперь еще и в левом бедре. Я не мог больше ездить в этой позе, поскольку боль была слишком сильной, поэтому в основном я ездил сидя прямо. Такая поза сводила на нет все аэродинамические достоинства нового велосипеда и делала его даже менее аэродинамичным, чем мой обычный шоссейник. Я решил использовать во время Ironman 70.3 шоссейный велосипед Specialized S-Works Roubaix SL вместо Cervelo P3С ТТ и отдал его на подготовку к гонке. Я знал, что на шоссейном велосипеде лишаю себя всех преимуществ в плане аэродинамики, но в тот момент он казался единственным вариантом, если я хотел все же финишировать на Гавайях. Боль в триггерной точке была настолько сильной, что я не мог удерживаться в аэродинамической позиции на протяжении всего 90-километрового велоэтапа на дороге, идущей через вулканические поля[25]. Может, мне придется пожертвовать временем, мощностью, у меня устанут ноги, но я по крайней мере смогу финишировать в заезде, да и в забеге, возможно, тоже. Я был почти уверен, что мне будет еще сложнее финишировать на триатлонном байке. В тот момент я действительно не знал, что мне еще сделать, разве что совсем сменить модель, например на Cervelo SLC SL с рамой в шоссейной конфигурации. Но у меня не было времени, чтобы собрать новый велосипед и привыкнуть к нему. Дэвид сказал, что мое решение взять шоссейный велосипед не повлияет на заезд. Да, велосипед для триатлона отличается от шоссейного: на последнем мне придется ехать по трассе на 10–15 минут дольше из-за позы и рамы. Может, потребуется и больше времени, если будет ветер. Значит, я сам буду вынужден работать на 10–15 минут больше и устану чуть больше во время забега. Это как если бы мне пришлось ехать на 5–8 километров больше, чем тем, кто ехал на триатлонных велосипедах, но оно того стоило. Седло на шоссейном велосипеде расположено несколько дальше от руля и ниже, чем на велосипеде для триатлона, соответственно, во время заезда боґльшая нагрузка приходится на бицепсы бедра и больше устаешь во время забега. Ситуацию можно смягчить, выдвинув седло велосипеда как можно дальше вперед, а шип для контактных педалей[26] – как можно дальше назад. Однако Дэвид не был уверен, стоит ли это делать, когда до соревнований оставалось так мало времени. Вдобавок нужно было, чтобы это сделал кто-то, кто бы точно знал, что новая позиция не станет для меня опасной, а на это тоже требовалось время. Его вердикт был таков: раз уж мне так плохо на велосипеде для триатлона, то лучше потерять дополнительные 10–15 минут, участвуя в соревнованиях на Гавайях на шоссейном велосипеде. Это капля в море по сравнению с 7 часами, которые мне предстоит провести на вулканических полях. Конечно, испытания в аэродинамической трубе показывают, что особая велосипедная рама может сэкономить время в пути; чем длиннее расстояние и выше скорость, тем больше времени сэкономишь. Однако правда в том, что ваше собственное тело на 70 процентов отвечает за аэродинамическую тягу, тогда как на раму приходится в лучшем случае процентов тридцать. Гораздо важнее сосредоточиться на своей позе, нежели приобрести лучшую в мире аэродинамическую раму. Но триатлеты обычно слишком тщательно все анализируют, стараясь выжать изо всего лишнюю секунду, лишний грамм. Итак, суммируя, можно сказать: хотя я обладатель лучших в мире моделей велосипедов и снаряжения, все они вместе взятые не сделают меня быстрее. На данном этапе скорость зависит от меня, а не от моего снаряжения. Тренировки дома: «компьютерный тренер»Возможно, вы захотите приобрести приспособление для тренировок дома. Я могу посоветовать вам несколько вариантов: CycleOps, Kinetic, Minourna, Blackburn. Сам я купил RacerMate Computrainer («компьютерный тренер»), потому что к нему прилагались настоящие курсы с видеоматериалами, включая заезды «Тур-де-Франс» и Ironman. Особенность «компьютерного тренера» в том, что это и инструмент для тренировок, и игрушка для развлечения. Если я намеревался в будущем участвовать в Ironman 70.3 или более длинных соревнованиях, мне не помешало бы иметь такой тренажер в своем арсенале, поскольку он сделает тренировки дома более интересными и я смогу тренироваться дольше. «Компьютерного тренера» необходимо долго настраивать. Это очень высокотехнологичный товар, но как только вы его настроите и поймете, как он работает, он стопроцентно улучшит вашу спортивную форму. Это приспособление отслеживает кардиоритм, каденс, скорость, ватты и эффективность работы педалей[27]. Но лучше всего то, что тренировки связаны с видеоматериалами и данными с настоящих соревнований. Например, если я хочу узнать, как чувствует себя велосипедист на определенном этапе «Тур-де-Франс», я могу загрузить этот этап и почувствовать ту же самую нагрузку и мощность. Все это делается через компьютер и электрическое устройство, прикрепленное к заднему колесу вашего велосипеда. Вы также можете следить за всем на экране в реальном времени. Я установил своего «компьютерного тренера» в велосипедной мастерской у себя в гараже. У меня есть системный блок, подключенный к Интернету, а также большой монитор и телевизор с плоским сорокадвухдюймовым экраном. Я могу наблюдать за собой на экране и отслеживать свои данные на мониторе или запустить учебный фильм на плоском экране. Это очень интересно, поскольку пейзаж пролетает мимо с такой же скоростью, с какой это происходило бы в реальной гонке. Если вы разгоняетесь, деревья вокруг вас начинают тоже мелькать быстрее, если останавливаетесь, мельтешение прекращается. RacerMate предоставляет материалы со многих гонок Ironman, так что вы можете почувствовать, каково это – быть на велоэтапе, купив видео, подходящее вашему следующему старту. Я записываю все свои данные, а затем отсылаю их Дэвиду через программу TrainingPeaks (www.trainingpeaks.com). Это удобная и очень технологичная система. Другие приспособления для тренировокПомимо очевидных приспособлений, используемых для тренировок, для триатлетов выпускают сотни гаджетов, которые обещают улучшить их результаты. Я купил, использовал и испытал многие из этих приборов. Помимо тех, которые позволяют мне отслеживать собственный прогресс, есть еще и такие, которые дают возможность собирать данные тренировок и соревнований и отсылать их тренеру, чтобы тот провел детальный анализ. Я и сам анализирую данные, но не уверен, что это как-то влияет на мои тренировки. В этом отношении я больше доверяю Дэвиду, который на основе последних отправленных мной данных разрабатывает стратегию тренировок и состязаний. Вот некоторые из гаджетов, которые я регулярно использую во время тренировок: – iPod nano, iPod touch, iPhone; – Finis SwiMP3 (водонепроницаемый MP3-плеер для плавания); – iPod Nike + для замера скорости; – беспроводной эргометр PowerTap 2.4; – компьютер для велосипеда Cat Eye; – Back Knobbler для борьбы с постоянной болью в триггерной точке; – весы для взвешивания продуктов и запчастей для велосипеда; – подвесные электронные весы для взвешивания велосипедов; – полный набор инструментов Park Bike для использования в мастерской; – бассейн Endless Pool и прилагающиеся к нему измерительные приборы; – различные сетевые тренировочные программы для анализа результатов; – стиральная машина и сушилка Haier; – Krietler Rollers; – тренажер LeMond для тренировок дома; – «компьютерный тренер» RacerMate. Часы и кардиомониторы очень важны, равно как и гаджеты для развлечения. У меня восемь различных кардиомониторов и часов. Одним из моих любимых приборов были часы HighGear. Помимо секундомера в них встроены альтиметр и прибор для определения погоды. К сожалению, я испортил эти часы, когда выполнял в бассейне заплывы на время. Я нажимал кнопку подсчета кругов через каждые 50 метров, чтобы записать данные, и из-за этого вода начала заливаться в корпус, хотя это вроде бы водонепроницаемые часы. Я читал, что Garmin 305 и 405 можно использовать во время плавания, если не нажимать никакие кнопки. Кардиомонитор Garmin не пропускает воду на глубине до десяти метров, но часы этим похвастать не могут. Эргометр – самый ценный инструмент в моем арсенале. Беспроводной PowerTap 2.4 CycleOps фиксирует ватты и скорость, среднюю скорость, каденс, сердечный ритм и различные прочие данные, которые я использую, чтобы оценивать свои тренировки на велосипеде в реальном времени, равно как и позже, по окончании тренировки. PowerTap – отличный индикатор трудозатрат во время тренировки. При сильном ветре, в холмистой местности или при температуре выше 32 градусов по Цельсию моя скорость существенно меняется. Но я смотрю на PowerTap и пытаюсь поддерживать постоянную мощность (в ваттах), независимо от условий и препятствий. Я просто переключаю скорость и иногда регулирую каденс, чтобы поддерживать постоянное напряжение. Это революционное устройство для тренировок. Вместе с кардиомонитором оно позволяет получать очень важные данные, которые я отправляю своему тренеру для детального анализа. В дополнение к PowerTap я также ношу GPS-часы Garmin 305, чтобы фиксировать свое местонахождение, изменения высоты, сердечный ритм, скорость и прочие данные. Это мой запасной прибор на случай, если что-то произойдет с PowerTap. Время от времени у него бывают сбои, если на пути попадаются высоковольтные линии. PowerTap 2.4 установлен у меня как на тренировочных, так и на шоссейных колесах. Я также постоянно использую весы Tanita/Ironman. Фиксирую свою массу тела, процент воды, мышечную массу и общий процент жира каждый день. Я давно уяснил, что нельзя просто встать на весы и записать общий вес – я должен точно знать, потерял я мышечную массу, жир или просто слегка обезвожен. Теперь в моем распоряжении все детали, которые я заношу в рукописные таблицы, развешенные у меня в ванной «железного человека». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|