|
||||
|
Пусть поможет творчествоПо поводу творчества существует множество мифов и заблуждений. Основная проблема, мешающая людям применять творческие методы для решения проблем, — это лень их осваивать. Понятно, что многие ученые испытывали внезапные «озарения». Однако точно так же большинству людей ясно, что за этими всплесками гениальности скрываются годы тяжелой и постоянной работы. Какие методы можно применить так, чтобы и новые варианты поиска решений найти, и при этом не перенапрягаться? …Первое, чему нужно научиться, — смещать фокус внимания с проблемы на цель, на то, чего мы хотим добиться в результате. Подумайте, как бы обстояли дела, если бы проблема решилась сама собой? Если б она вдруг «утряслась» с помощью людей или обстоятельств? Например: «Хочу побороть лень…» Что может быть лучше: все делается само собой, а я радуюсь жизни. В результате лень, возможно, даже не наступает, т. к. не надо делать то, что было лениво. Дальше можно попробовать придумать все варианты решения, которые приходят в голову. И не ограничиваться первыми двумя-тремя, а думать, думать и еще думать. Спросить совета у друзей. Почитать какие-нибудь книги. Переключиться, но в то же время замечать и записывать новые идеи, которые продолжают поступать, например, по телевизору случайно говорили о чем-то, а вы вдруг осознали, как это применить к вашему конкретному случаю. Можно пойти и в обратном направлении, от конечного результата к поиску метода решения. Т. е. если побеждена лень, что тогда? Порядок в доме, деньги, успех, слава, интересная жизнь, отдых в экзотических странах… Опишите как можно конкретнее и подробнее, что случится тогда. И подумайте, а каким способом вы могли бы прийти к достижению полученного результата? А если бы что-то помешало на каком-то шаге? Хорошо помогает следующее упражнение по выстраиванию цепочки целей. Напишите на бумажках около 10 целей, чего бы вам хотелось достичь в ближайшие 5–10 лет. Затем перетасуйте бумажки, как карты, и разложите в линию, надписями вверх. Теперь, наступая на каждую бумажку, рассказывайте себе, а лучше собеседнику, как так случилось, что вы вдруг добились выполнения этой цели. Причем, начиная со второй бумажки, связывайте достижение каждой последующей цели с осуществлением предыдущей. Например: «Сначала я завел котенка. И это помогло мне купить себе квартиру, ведь надо же было обеспечить котенку приличные условия существования. А это, в свою очередь, помогло встретить спутницу жизни, потому что у меня уже была квартира…» Неважно, какие идеи придут к вам в голову. Хотя эта глава — о логике, в упражнении важна «псевдологика». Дойдя до конца вашей линии, соберите бумажки, снова перетасуйте их и разложите в произвольном порядке. Расскажите историю еще раз, как будто первой истории не было, например, так: «Сначала я купил квартиру. И подумал: „А хорошо бы запустить в нее кошку, говорят — хорошая примета“. Пошел покупать кошку и по дороге встретил свою будущую жену…» Затем вы третий раз раскладываете бумажки, теперь уже в том порядке, который кажется вам более подходящим, чем тот, который складывался случайно. Упражнение может показаться сложным, но на самом деле все очень легко. Написали цели на бумажках, перетасовали, прошли, все объяснили. Главное — притвориться, что в этом присутствует логика, не зря же мы сейчас изучаем логический способ борьбы с ленью. Просто, наступая на каждую последующую бумажку, попытайтесь «вспомнить, как оно было», т. е. придумайте мало-мальски правдоподобное объяснение. Затем можно при желании совершить еще один шаг: пройти по этому пути снова, раскладывая дополнительные бумажки, на которых написать по нескольку дополнительных шагов, которые вы можете сделать, если что-то кажется не совсем логичным и требует каких-то промежуточных действий. Как показала практика, люди, сделавшие это простое упражнение, отмечают, что цель стала казаться намного более достижимой. Некоторые из этих людей даже достигли в течение месяца тех целей, на которые они отводили год или больше. Это получается потому, что мы уже мысленно «побывали» в том состоянии, когда наша мечта осуществилась, и теперь «вспоминаем». Обратите внимание на то, как вы раскладывали бумажки в третий раз по сравнению с первым и вторым. Чаще всего люди без всякой подсказки помещают их ближе друг к другу. Это означает, что временной промежуток между шагами по достижению цели мысленно сокращается. Ситуация вокруг нас меняется, как облака на небе в ветреную погоду. Как только вы сделали первый шаг на пути к цели, все может оказаться совсем другим. Это упражнение приучает к гибкости мышления. Если вы смогли связать друг с другом абсолютно несвязанные вещи, например, котенка, новую квартиру и жену, то вы быстро сориентируетесь и в реальной жизненной ситуации, каждый раз слегка изменяя и корректируя план. Что делать, если в плане есть такие препятствия, которые кажутся пока все еще непреодолимыми, хотя уже есть интуитивное ощущение, что вы сможете найти какое-то решение? Давайте продолжим разбираться с ними, на этот раз используем методы выявления препятствий. Что вам мешает? Выпишите все возможные препятствия и подумайте, какими средствами, с помощью чего можно их обойти? Например, если не хватает денег, значит, добавив денег, можно получить решение. А какие еще есть возможности? Вспомните про принцип бартера, заключающийся в том, что можно менять что-то, чего у вас много и что для вас бесплатно, на что-то, чего вам пока не хватает. При каких условиях можно было бы получить то, что вам нужно, бесплатно, то есть даром? Теперь подумайте, к каким последствиям может привести тот или иной результат. Например, если вызвать джинна из бутылки, желание он, может быть, и выполнит, но вполне может оказаться не в духе, и тогда с ним придется как-то справляться. Если все делается само собой, то чем тогда время занять, чтобы было не скучно? И т. д. Желаемый результат — это сумма того, что было вначале, плюс ресурсы, необходимые для достижения цели. Попробуйте нарисовать вашу проблему на листе бумаги. Возьмите краски, карандаши или фломастеры — все, что хотите, и нарисуйте любой рисунок, который, по вашему мнению, может выразить эту проблему. Мысли о своих художественных способностях пока отложите в сторону, они неважны в этом методе, если можете держать карандаш в руках, этого достаточно. А теперь добавьте к этому рисунку любые детали, которые делают проблему «решенной». Попробуйте логически истолковать то, что у вас получилось. Можно пойти к решению проблем и другим способом, физическим. Для этого вам понадобятся еще два человека. Попросите одного из них олицетворять собой «препятствие», а другого — манящую, зовущую к себе цель. Вы расставляете этих людей так: препятствие — перед вами, цель — за препятствием. Т. е. для того, чтобы достичь цели, препятствие нужно обойти. Пока вы выполняете упражнение, «цель» машет вам руками, зовет вас, а «препятствие» пытается задержать вас, но не слишком активно. Можете даже поговорить с этими людьми, попробовать разные стратегии достижения желаемой цели. Главное — в конце упражнения подвести итоги, проговорить вслух то, каким образом вам легче преодолеть препятствие. Условие упражнения — не применять друг к другу физическую силу. Может показаться, что все приведенные выше методы — всего лишь игры, тем не менее они реально работают. Но для этого их нужно проделать. Если вы только думаете, но не делаете, то и результат получается виртуальный. Краткие итоги главы: Логический способ борьбы с ленью способен существенно упростить и ускорить работу, а также позволяет избежать бессмысленных действий, не дающих результата. Ключевыми навыками логического способа являются планирование, делегирование и поиски новых, более совершенных методов достижения цели. За ленью часто скрываются различные проблемы — нерешительность, страх или отсутствие плана. У каждого человека есть дела, которые он всегда делает с удовольствием, и те, которые ему делать лень. Осталось только понять, в чем разница, и применить успешную стратегию к тому, что раньше было лень делать. Упражнения: Подумайте о каком-нибудь деле, которое вам нужно выполнить сейчас или в ближайшем будущем. Составьте план выполнения этого дела. Примените к нему метод «Робинзона», «Декартовы координаты» и прояснение критериев и разбейте выполнение дела на небольшие операции, если это возможно. Подумайте, какие страхи стоят за вашей ленью? Как их можно преодолеть? Попрактикуйтесь в планировании с использованием любого метода, который вам понравился. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|