Если планировать — будет легче

Еще один логический способ справиться с ленью — это создать ПЛАН. Почему я отнесла создание плана к логическому, а не к временному способу? Потому что план позволяет предварительно обдумать, логически выстроить то, что вы потом будете делать. Если у вас нет плана, то выполнение дела, скорее всего, займет намного больше времени и сил, чем если заранее все продумать. Представьте, как обидно бывает человеку ездить два раза в одно и то же место, потому что ему забыли сказать про второе поручение? Некоторые дела вообще невозможно сделать без четкого и детального плана.

Какие есть способы планирования? Самый распространенный, о котором вы уже, наверно, и так знаете, — это простое планирование. Вы берете и составляете список всех дел, которые вам нужно сделать. Например, такой:

• подготовить отчет по итогам года;

• купить пленку для фотоаппарата;

• купить новый костюм;

• посетить тренинг по тайм-менеджменту;

• составить план на ближайшие 10 лет;

• навести порядок дома и на работе;

• позвонить Иванову по срочному рабочему поводу;

• прийти во вторник на совещание в 12.00;

• подготовить к совещанию отчет по результатам работы;

• прочитать книгу «Особенности жизни сороконожек в неволе»;

• посмотреть телевизор вечером;

• поговорить с руководителем.

Что вы заметили в этом списке? Мысленно ответьте самому себе, с какого дела вы бы начали работу, если б это был ваш список дел на завтра? Какие дела вы бы не стали делать? Как показывает практика, если составить подобный список дел и рядом написать количество часов, за которое вы предполагаете сделать каждое из них, то сумма обычно занимает намного больше времени, чем есть у вас в распоряжении.

Ряд дел «ворует» у нас время и силы. Обычно это такие дела, которые доставляют удовольствие, позволяют не делать то, чего не хочется. Это могут быть перекуры, беседы, чаепития, перекладывание бумажек с места на место и многое другое.

Для того чтобы применить «научный» подход и понять, что стоит делать в первую очередь, а что не стоит, можно использовать метод расстановки приоритетов, например матрицу Эйзенхауэра. В ней всего 2 оси: срочно и важно. Эта матрица — настоящий подарок для лентяев. Уделите все свое внимание срочным и важным делам, научите других делать то, что срочно, но не важно, избавьтесь от несрочных и неважных дел всеми доступными вам способами, и тогда вы сможете заняться теми делами, которые не срочные, но очень важные. Именно эти дела, по закону Парето, дают вам 80 % результата при затратах труда всего лишь 20 %. Если после этого вы найдете способ сделать оставшиеся 5 % труда по-другому, более эффективно, например поручив их кому-нибудь еще, вы получите 100-процентное выполнение дел при вложении всего лишь 25 % усилий. Чем не подарок для умных лентяев?

Еще в вашем распоряжении есть «метод 6 задач». Президент сталелитейной компании Bethlehem Steel Corporation Чарльз Шваб заплатил Айви Ли 25000 долларов за 20-минутную консультацию. Вот ее краткие итоги:

• Запишите на листе бумаги все дела.

• Выберите 6 наиболее важных.

• Пронумеруйте в порядке убывания важности.

• Положите листок в карман и больше о нем не думайте.

• Утром начните выполнять дело № 1.

• Остальные дела выполняйте по мере завершения предыдущих.

При всей простоте этот способ не всегда и не везде удается применить. Если к вам заходят много людей, то они буквально уведут вас от первого дела и заставят переключиться на что-то еще. В этом случае лучшее, что можно сделать, — сразу, как освободитесь, снова вернуться к делу № 1.

Метод «Альпы» сочетает в себе несколько методов, которые мы уже рассмотрели ранее:

• запишите дела и сроки их исполнения,

• оцените необходимое время,

• зарезервируйте «буферное» время (т. е. резервное, «на всякий случай»),

• расставьте приоритеты,

• контролируйте выполнение плана и перенос незавершенных дел.

Система Бенджамина Франклина позволяет планировать от большого к малому, т. е. от глобальных целей к ежедневным действиям. Она как пирамида, каждый уровень из которой опирается на нижележащий:

• план на день;

• краткосрочный план на несколько недель или месяцев;

• долгосрочный план на 4–5 лет;

• генеральный план;

• глобальная цель жизни;

• жизненные ценности.

Начинать пользоваться системой Бенджамина Франклина надо с того, что сначала заложить крепкий, надежный фундамент, определить свои ценности (для этого можно еще раз вернуться в начало раздела II, где мы рисовали их на картинке). Глобальную цель жизни кто-то знает четко, кто-то ее только ищет. Именно о ней говорят: «Построить дом, посадить дерево, вырастить сына». Не бывает образцовых целей, поищите лично свою, и вы обязательно ее найдете. Вся остальная пирамида получается в зависимости от того, что находится в ее основании. Чем лучше согласованы между собой «этажи», тем лучше работает план.

Заканчивает этот список система планирования и использованием понятия «богатый контекст», предложенного Андреем Плигиным:[7]

Богатый контекст — это связь между целями и ценностями человека, а также между разными областями его жизни, когда, делая одну вещь, человек попутно получает сразу несколько других. Например, человек, который любит общаться, путешествовать и изучать иностранные языки, устраивается на работу журналистом. Для использования множественного контекста надо связывать свои цели с максимально возможным количеством разных жизненных областей, отмечая, какие ценности при этом удовлетворяются. Вспомните ту «ромашку», которую вы, я надеюсь, не поленились и нарисовали в начале раздела II. Если пока не нарисовали, самое время вернуться и нарисовать, это — один из тестов: хотите ли вы действительно что-то менять в лучшую сторону?

Есть еще несколько простых законов, применение которых даже самого ленивого человека автоматически приводит к успеху. Например, закон Паркинсона: «Работа занимает все отведенное на нее время». Соответственно отдых тоже занимает все отведенное на него время. Если вы хотите навести порядок в доме к приходу гостей, можете даже не надеяться, что справитесь раньше. Если вы отводите на наведение порядка один час, значит, через час вы освободитесь и сможете отдохнуть.

Также стоит подумать о возможных последствиях. Русское радио шутит: «Не пугайте страуса, пол бетонный». Многие люди стремятся зарыть голову в песок, чтобы не думать о законе Мерфи: «Если неприятность может случиться, она обязательно произойдет». Если вы заранее продумали, где, когда и при каких обстоятельствах могут произойти неприятности, то вы владеете принципом: «Предупрежден — значит, вооружен».

Каким образом планирование помогает справиться с ленью? Зачастую дело кажется таким большим и трудновыполнимым, что это отпугивает, руки опускаются и трудно сделать даже самый первый шаг для его выполнения. Для таких дел и придуман метод «Швейцарского сыра». Вы разбиваете дело на ряд маленьких дел, которые можно легко и быстро выполнить. В результате уговорить себя сделать какую-то малость — всего лишь дело техники. Мы «заговариваем» лень: «Всего-то сделать нужно — одну марку на конверт наклеить». Этим вы как бы «выгрызаете дыры» в сыре — в большом и сложном деле. Этот метод прекрасно подходит как для больших и сложных дел, так и для маленьких, при условии, что их можно дробить на части.

Брайан Трейси[8] предлагает «съесть лягушку», т. е. начинать день с выполнения самой крупной и важной задачи, которую не хочется делать. Этот метод основывается на фразе: «Если каждое утро вам приходится съедать живую лягушку, весь день после этого вы можете довольствоваться сознанием, что, вероятно, ничего худшего с вами сегодня уже не случится». Придумайте для себя метафору, помогающую лично вам. Например, одна девушка придумала для себя две разные роли — Госпожи, которая дает задания, и Служанки, которая их послушно выполняет. Какие роли можете придумать вы?

Сделав сложное и важное дело с утра, мы не рискуем тем, что появятся какие-то другие дела, которые вынудят нас отложить это дело на потом. Второй положительный момент — сделав дело, можно чувствовать гордость за себя. Третий — когда человек достигает цели, то у него в организме вырабатывается допамин, гормон, отвечающий за чувство удовольствия. Достаточно ли этих трех причин, чтобы хотя бы попытаться применить это простое правило несколько раз? Дальше оно само постепенно войдет в привычку.

Хотя вам может быть лень тратить время на планирование, осознание того, что всего лишь 8 минут в день, выделяемые на составление плана, могут сэкономить вам 2 часа на его выполнение, является достаточно веским аргументом в пользу планирования.

Если вы, например, едете куда-то, в пять различных мест, то поможет ли вам заранее составленный план избежать лишних передвижений? Уверена, большинство из вас ответили «да» на этот вопрос. Точно так же план помогает достигать не только простые цели, но и очень сложные, стратегические.

Планы бывают краткосрочные, среднесрочные и на длительную перспективу. Кроме того, план можно составлять из настоящего в будущее (как мы обычно делаем) и обратно, от желаемого события в будущем, к настоящему.

Планирование позволяет не только получать больше за меньшее время, но и снижать уровень стресса. Например, если вы предусмотрительно подготовились к тому, что можете где-то задержаться, то вы можете спокойно читать в это время заранее взятую с собой книжку. Таким образом, вы убиваете сразу двух зайцев: делаете нужное дело и занимаетесь самообразованием.

Существенный вклад в нашу жизнь вносят биоритмы. О них мы еще поговорим позже. Если часто прерываться и начинать множество новых дел, не заканчивая старые, возникает так называемый «эффект пилы».

Если изобразить на графике процесс втягивания в работу, а затем резкое переключение на другое дело, то рисунок получится зигзагообразный, как пила. Из этого рисунка видно, что если вычислить интеграл, т. е. определить площадь, лежащую под зубьями пилы, то она составит 50 % от максимально возможной.

Еще один рисунок — это приблизительный график суточных биоритмов. В нем за 100 % принята средняя производительность труда в целом за сутки.

Подумайте о том, что происходит, когда люди остаются после работы, чтобы что-то доделать. Иногда работа, которая занимает обычно 1 час, в состоянии пониженной работоспособности занимает 2 или 3 часа. Многие люди, применившие этот график в своей жизни, рассказывали мне, что потрясены результатами.

При совмещении графика суточных биоритмов человека с графиком полотна пилы становится понятно, почему люди, которых часто отвлекают, часто страдают от неудовлетворенности своей работой. Если просуммировать площадь под двумя графиками и поделить ее пополам, то станет понятно, что при работе с постоянными прерываниями производительность вообще не поднимается до 100 %.

В некоторые моменты производительность труда падает в 2–3 раза! Т. е. сконцентрировавшись на одном деле в единицу времени, мы получаем значительный выигрыш во времени и в качестве выполняемой работы, а после ее завершения еще и чувство морального удовлетворения. Вывод из этих трех графиков: для того чтобы больше успевать, постарайтесь группировать дела в более крупные блоки, но не более 1 часа, т. к. после часа работы рекомендуется делать 10-минутный перерыв, во время которого восстанавливается работоспособность и концентрация на выполняемом деле. Один этот простой совет может сэкономить вам столько сил, что вы не будете знать, куда их девать!

При планировании также важно учитывать, что человек в состоянии удерживать в фокусе своего внимания только одно дело в единицу времени. Отсюда и возникает «Полотно пилы». Когда мы занимаемся несколькими делами сразу, мозг поступает так же, как компьютер — прерывает одно дело, переключается на другое и т. д. Всего обычный человек в состоянии удерживать одновременно в памяти 7±2 дела. В то же время в глубинах бессознательного хранится огромное количество информации, но достать ее оттуда не всегда получается в нужный момент.

…Планирование кроме явной экономии времени и сил при правильном подходе даст вам также чувство «контроля над ситуацией», реального обзора всего, что вы наметили, и чувство спокойствия.

Неправильный подход к планированию заключается в том, что вы планируете либо больше дел, чем можете сделать, либо существенно меньше. Еще плохо сказывается привычка ругать себя за что-либо или пытаться все на свете сделать самостоятельно, о чем мы и поговорим далее.


Примечания:



7

Плигин А., Максименко И. Now Let's Play English, Личностно-ориентированное обучение английскому языку. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.



8

Трейси Б. Оставьте брезгливость, съешьте лягушку! 21 действенный принцип эффективного труда. М.: Попурри, 2006.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх