|
||||
|
PR и advertising: два метода соблазненияКлаус Петер Небель В любом деле есть люди, уважаемые всем профессиональным сообществом. К ним всегда прислушиваются, их личный опыт становится общепризнанным обучающим ресурсом. К таким специалистам, безусловно, принадлежит и директор по PR концерна Beierdorf профессор Клаус Петер Небель. Пока не стоит стена…В отличие от России, в Германии бизнес почти без перерывов существует столетия. Ваша профессия – семейная или вы пошли своим путем? Все получилось нестандартно. Я родился в 1945 году в Восточной Германии. В то время и в том месте о семейном бизнесе говорить не приходилось. Не говоря уж о том, что в конце 40-х годов мой отец по политическому обвинению попал в тюрьму, в которой провел девять лет. То есть ваше детство прошло в ГДР? Начиналось. Я даже год в школе изучал русский язык. Но в 1958 году нам удалось уехать в Западную Германию, а еще через полгода, освободившись, к нам приехал отец. Так просто было выехать? Тогда – да. Мы поехали с мамой к бабушке во Франкфурт, на каникулы, и не вернулись. Через каких-нибудь три года, с появлением Берлинской стены, это стало бы невозможно. А моя жизнь, видимо, была бы совсем иной. От первого лица
Библиотекарь, журналист, пиармен…Как быстро определились с профессией? Хотя я получил библиотекарское высшее образование, писать для газет и радио начал сразу после школы. Это было и увлекательно, и приятно: в отличие от привычных стереотипов, моя студенческая жизнь была небедной. Каков был круг ваших тем? Очень широкий. Например, я сделал для радио несколько прямых репортажей о «русском» Берлине. Мне самому было очень интересно. Знаете, в Берлине есть районы, «русские» чуть ли не на генетическом уровне. Например, в 20-е годы здесь – в основном в Шенеберге, Шарлоттенбурге и Вильмсдорфе – жили 200 тысяч бывших россиян. Во время «холодной войны» в Берлин снова поехали русские, больше 100 тысяч человек. И снова… в Шенеберг, Шарлоттенбург и Вильмсдорф! Точно, генетический выбор! А еще я увлекся Людвигом Фейербахом. Глубоко изучал его работы и даже был внештатным лектором, специалистом по его биографии. Диалог не по существу– Почему вы заинтересовались судьбой русских в Берлине? – Мне было интересно исследовать причины, побудившие их покинуть родину. – И что выяснилось? Политика? Новая волна, как тогда говорили, выбрала «свободу»? – Нет. По моим данным, большинство из них выбрали любовь. Личные мотивы. Политика оказалась вторичной… В газете – ежедневно. В кооперации – время от времениПосле вуза радио и Фейербах остались? Получив диплом, я поступил в крупнейшую экономическую газету Германии «Хандельсблат». Мечта о карьере репортера? Или аналитика? Нет. Я был на побегушках у шефа службы, чьей задачей было чуть не с пистолетом в руках выбивать материалы из авторов (похоже на нашего ответственного секретаря. – Прим. авт.). Выход каждого номера отмечали в забегаловке. В общем, все было весело. А газета была ежедневной? Да. Тогда и в самом деле весело. Правда, не слишком долго. Меня позвали работать в кооперацию, сначала – пресс-референтом. И уже через три года я стал шефом PR-службы, несколько лет оставаясь самым молодым специалистом Германии, работавшим на таком посту. От первого лица
Beiersdorf – это Nivea. И многое, многое другоеИ все же наши читатели уже ассоциируют вас как PR-руководителя концерна Beiersdorf. Который, в свою очередь, ассоциируется у среднего россиянина с брендом Nivea. Первое – верно. Второе – только отчасти. Проработав 12 лет в кооперации, я был приглашен концерном и с тех пор уже два десятилетия работаю там. Beiersdorf – огромное предприятие. Двадцать фабрик по Европе и миру, более 18 000 работающих. Выпускает отнюдь не только марку Nivea и отнюдь не только косметику. А еще и медицинские товары, промышленную химическую продукцию, изоляционные и самоклеящиеся материалы. Кстати, история концерна, начавшаяся в 1882 году, основывалась на патенте медицинского лейкопластыря, изобретенного основателем предприятия, аптекарем Паулем С. Байерсдорфом. Такая разнопрофильность создает определенную специфику для PR-сопровождения фирмы. Пожалуйста, об этом – подробнее. Вообще-то специфику в своей коммуникационной политике имеет любая фирма. У нас она определяется несколькими факторами. Назову некоторые. Во-первых, химический профиль предприятия диктует важность экологических тем в наших PR. Во-вторых, мы должны учитывать огромный диапазон целевых групп: от массового конечного потребителя до гораздо меньшего по количеству, но гораздо более подготовленного класса промышленных потребителей нашей продукции. В-третьих, концерн – транснационален: работать нужно не только в Германии, но и в странах, где размещены производства, и в странах, импортирующих нашу продукцию. И как удается объединять в PR-обращениях столь разные вещи? А это не столь и сложно. Вся наша корпоративная философия уместилась в трех опорных понятиях: интернациональность, сильные бренды, высококвалифицированный менеджмент. Диалог по существу– За все время работы вы сменили только три места. На Beiersdorf – уже 20 лет. Это характерно для Западной Европы? – Вообще-то – да. Сейчас кое-что меняется, но обычно переходы – вынужденные, и, как правило, происходят они в молодые годы. – С этим можно поспорить. Компетентность – это всегда определенная глубина. Причем именно в PR требуется постоянная и убедительная демонстрация компетентности. А значит, нужно время. – Конечно, в стимулировании ротации кадров есть и плюсы. Но минусы чаще перевешивают. Например, наш председатель ранее работал в P & G. Там менеджеры ротировались внутри компании раз в три года. В итоге они перестали думать о перспективе, ориентируясь лишь на краткосрочный эффект. Другой пример – наш. Компания интернациональна, и «местные» у нас работают не только в своих странах (это наша общая политика, чтобы в каждой стране работали «свои», а не «экспаты»), но и, если выказывают способности, берутся на работу в центральный офис, отвечая уже не только за «свою» страну. Так вот, в случае успешного «внедрения» они так долго работают на своих местах, что по выходе на пенсию обычно остаются в Германии. От первого лица
«Ребята, вы – местные?»Хотел бы уточнить. В каждой «стране присутствия» менеджмент Beiersdorf действительно местный? В основном да, это элемент корпоративной политики. Более того, та же Nivea почти везде – местная марка. Это требует пояснения. Есть всего два подхода к внедрению на «чужой» рынок. Первый олицетворяет, например, Coca-Cola. Она продвигает в Европу, Африку, Азию – куда угодно – американский образ жизни. Второй – сделать продукт местным, своим. Это – наш подход. Двадцать фабрик в Европе. Поляк будет клясться, что это его марка. Итальянец и испанец скажут то же самое. Ничего чужеродного. Не нужно никаких «фронтовых прорывов». Конечно, по производственным соображениям невыгодно для Франции все делать во Франции или для Испании – все в Испании. Например, почти весь крем делается в Гамбурге, Nivea Visage – в Бадене и в Париже, медицинские пластыри – в Гамбурге и Барселоне. Но, вместе с тем, Beiersdorf везде свой, а не пришлый. Мы считаем, такой подход эффективнее. Понятно. Слоган «Покупайте отечественное» всегда был сильным, если было чего покупать. Личные связи как двигатель торговлиЯ, кстати, хотел бы дополнить свою мысль, почему PR-man должен работать долго. Почему же? Потому что ценный специалист живет за счет своих сетей. Коммуникационных? В данном случае я имею в виду личные отношения, связи, дружбу. Эти сети вырабатываются годами, процесс изначально небыстрый. Конкретный пример: я написал много книг, и по специальности, и беллетристику. И в таком своем качестве являюсь членом общества работников искусства, литературы и публицистики. В этом же клубе членствуют известные редакторы и издатели. И это уже совсем другой уровень отношений, качественно иные связи. Более того, их сети связей в какой-то степени становятся моими, идет постоянное взаимопроникновение сетей. А если бы вы не были писателем? Вообще процесс такого рода коммуницирования должен быть обдуманным и целенаправленным. И уж точно не случайным. Еще пример из моей практики. В Германии при каждом крупном издательстве есть школы для журналистов. Моя служба ежегодно готовит для них один из семинаров. Готовит на очень высоком уровне, с приглашением лучших специалистов. И рассказывают они слушателям вовсе не о величии концерна Beiersdorf, а о таких общеполезных вещах, как брендинг или методика расчета бюджета рекламной кампании. Еще раз повторюсь: это для нас – затратное, но не рекламное мероприятие. Мы ничего не пытаемся с его помощью немедленно сбыть. Но после семинара по стране разъезжается очередная группа хорошо подготовленных журналистов, заранее неплохо к нам относящаяся. То есть – идет очередное увеличение этих самых сетей. Единственное условие: такие акции должны быть не разовыми, систематичными. По тем же принципам происходит и подбор моей команды. У каждого ее члена должна быть потенциально интересная собственная сеть связей. Если команда хороша, то есть действует именно как команда, а не как набор разнонаправленных векторов, то суммарные возможности общей сети резко увеличиваются. От первого лица
Два профессора, пятнадцать человек и три миллиона евроКак устроена ваша служба PR? На сегодня это 15 человек, мы работаем с представительствами и с PR-агентствами. Кроме того, мы пытаемся набрать людей по PR-сопровождению ведущих брендов на местах, но работают они внештатно. Откуда вы черпаете специалистов? Начальство, как правило, начинало в журналистике или публицистике. Про себя уже сказал. Мой заместитель – г-жа Руссо, ныне тоже профессор, раньше работала в крупнейшей бульварной газете Европы «Бильт». Есть также выходцы с радиостанций. Если не секрет, каков бюджет PR-службы? Не секрет. Около 3 млн евро. При обороте концерна 4,7 млрд евро. Сюда входят затраты на рекламу? Нет. У нас вообще нет отдела рекламы, все распределяется по рекламным агентствами контролируется бренд-менеджерами. Указанные деньги – только на PR, причем спонсорские проекты идут отдельно, мы ими только управляем, а финансирует их отдел маркетинга. Например, так реализуется теперь уже многолетний проект по сотрудничеству с организацией, занимающейся спасением на водах. Мы делаем пляжные праздники. Приятно то, что этот проект не только поднимает имидж концерна, но и напрямую способствует спасению человеческих жизней. Собственно, так и задумывалось. От первого лица
Реклама и PR: две модели поведения у скамейки с девушкойВы так четко разделяете: PR, реклама, даже спонсоринг отдельной строкой. А как же мнение о том, что скоро все объединится под знаменем «интегрированных маркетинговых коммуникаций»? Я не думаю, что так получится. Если вы делаете газету, то это не связано с маркетингом. А годовой отчет напрямую не ориентирован на увеличение сбыта. Кроме того, есть фундаментальные различия между рекламой и PR. То, что они есть, никем не отрицается. Но трактовок – море. Главное в PR – аргументационный аспект. В рекламе – «плакатный» аспект, более ограниченный. Я могу иронически обострить различие между ними. Представим себе, что красивая девушка любит приходить в парк и отдыхать там на определенной скамейке. Рекламист, желающий с ней познакомиться, выяснит время ее прихода в парк, подсядет рядом и станет себя хвалить. A PR-man сначала переговорит с ее подружками, и если он сделает это хорошо, то, подсев к девушке на скамейку, получит соответствующее предложение от нее самой. Несложно догадаться, какой метод эффективнее… Иногда PR-метод вообще становится единственно возможным. Например, в продвижении фармацевтической продукции, реклама которой в Германии запрещена. Но вернемся к практике. Во Франции выходит консьюмерский журнал «50 миллионов потребителей». На его страницах публикуют экспертные оценки различных товаров. Мы рискнули выставить на суд серию средств по уходу за кожей лица Nivea Visage. И оказались победителями! Эффект сюрприза – «немецкая» марка победила в стране – законодательнице мировой моды – привел к тому, что с полок во Франции начисто смели всю нашу продукцию. Информацию об этом просто не могли не опубликовать германские газеты. В итоге – с недельным запозданием от французского феномена – товары были сметены и с полок немецких магазинов. Такой успех был бы просто невозможен методами стандартного рекламного продвижения. Приведенный пример – не уникален. Стоило Джеймсу Бонду пересесть с Aston Martin на новую спортивную модель BMW, как автодилеры, еще не имея на руках машин, распродали их на полгода вперед. К сожалению, это не распространишь на каждый продукт… От первого лица
На кого мы работаем?На самом деле корень вопроса – в гипокампусе. Вы представляете, сколько информации атакует наш мозг? И сколько же? Он получает не менее 10 000 импульсов в минуту! Я одновременно вижу вашу красную авторучку, очки, нашего переводчика, деревянный пол… Вот в этой лавине информации и не должны затеряться наши аргументы. А принимать решение – обратить или не обратить внимание – будет как раз гипокампус, отдел мозга, за это ответственный. Именно он фильтрует всю массу ежесекундно обновляемых данных, чтобы отобрать из них самые важные. Обмануть «фильтр» можно только двумя путями. Первый – повторение, основа рекламы. Второй – апелляция к коренным генетическим кодам. Ведь человек сам по себе – весьма совершенная машина выживания. В большей части случаев он инстинктивно поступает правильно. Если сейчас из-за угла выйдет лев, гипокампус выхватит из груды информации этот бит и просигнализирует вам, что пора срочно удирать. А вот лев с рекламного плаката может и не сработать. Какие аргументы наиболее действенны в «диалоге» с гипокампусом рекламодателя? Это довольно хорошо исследовано по движениям глазного яблока реципиентов: обнаженные женщины (сексуальность), маленькие дети (инстинкт продолжения рода). Например, при продвижении виагры была затронута тема сексуальности, единая по сути для всех рас и цивилизаций. А бывает, что – не едино по сути? Глубинные мотивы, как правило, общие для всех. Но внешние проявления могут разниться. Например, небольшие пушистые животные хорошо останавливают внимание европейцев как вторичное проявление инстинкта воспроизведения рода. Но – только европейцев. А в приведенном мной PR-продвижении Nivea Visage сработал эффект удивления – общий «стоппер», заложенный в алгоритме работы гипокампуса. Эти инструменты нужно знать и активно использовать. От первого лица
Как отличить успех от неудачи?Если в результате PR-акции опустели магазинные полки, то эффективность работы PR-man'a ясна. Но не каждая же акция заканчивается столь очевидно. Как оценить работу PR-структуры в обычном случае? Есть отработанные алгоритмы. Я бы представил успех зависимостью от знаний (W), энергии (En), стоимости (К) и скорости проведения (S) акции в виде формулы: (W+En)?S /КДля начала считаем количество завершенных «тем». Например, вы провели пресс-конференцию, и она «откликнулась» в 200 газетах. В зачет вы себе все равно поставили одну «тему». Если же вы сделали одно квалифицированное сообщение в одной серьезной газете – то это тоже одна «тема». 200 газет и 1 газета – один и тот же результат? По данному параметру – да. Мы для себя определили, что значащим сообщением в СМИ для нас является не менее 60 с на ТВ и не менее 10-15 строк в газете. Итак, первый шаг оценки – количество «тем». Второй шаг – учет суммарного тиража СМИ, опубликовавших материалы о нас. Учет ведется раздельный по значащим и коротким материалам. Третий шаг – анализ целевой аудитории вышедших материалов. Это мы, как правило, заказываем специалистам. И, наконец, четвертым шагом становится полномасштабное – и, соответственно, очень дорогое – исследование рынка. Даже мы, крупный концерн, можем позволить себе такое лишь раз в три-четыре года. Так что PR-работа, безусловно, может быть проанализирована и оценена. От первого лица
Платить или не платить? И если платить, то – за что?А как добиться, чтобы двести газет о вас написали? Заплатить двумстам журналистам? Ни в коем случае. PR-публикации не оплачиваются. Пресс-конференция стоит денег, но за сами материалы и командировки журналистов не платим ничего. Конечно, мы дифференцируем журналистов и издания. Кстати, самые ценные никогда не будут писать за деньги. Хороший журналист знает, что интересует его читателя. По сути, он – фильтр при работе с обществом. И если в газете начнет появляться то, что нравится фирме, но не нравится читателю, то читатель больше эту газету не купит. Хороший пример – известная история с «Сан-Франциско Кроникл». Там объединили журналистов и рекламный отдел, после чего газета едва не обанкротилась. Так как же сподвигнуть газетчиков обратить на себя внимание? Со СМИ следует работать непрерывно. Помимо пресс-конференций в Гамбурге мы проводим подобные выездные мероприятия, в том числе большую пресс-конференцию в Берлине. Для хорошего отдела PR установить контакт с сотней редакций не представляет особого труда. Очень важно также постоянно создавать общественно значимые информационные поводы. Например, в 1985 году прошел первый наш марафон «Ганзапласт». Поскольку каждый житель Гамбурга имеет право на участие, то через 15 лет в нем бежало 20 000 человек! И не только бежало: участвовали и роллеры, и инвалиды на колясках. Все это – в присутствии полумиллиона зрителей. Неудивительно, что в 2001 году марафон освещался в 115 (!) телесюжетах практически во всех немецких телеканалах. Аудитория – 25 млн зрителей. В активе компании – организация велосипедной гонки «Тур де Гамбург» и вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса (прошел по 48 городам Германии) фитнес-тура Nivea. Часто запланированное мероприятие тесно привязано к выпускаемой линейке продукции. Например, компания активно работает на рынке пляжной косметики, а мы, соответственно, занимаемся PR-поддержкой в этой же области. В том числе – разворачиванием такой социально значимой программы, как премия «Дельфин», вручаемая лучшим спасателям на воде. Отдельная тема – противодействие критическим материалам. Это тоже дело PR-структуры. Нужно только помнить, что PR-man должен сражаться не за уничтожение критики, а за ее полезное использование. От первого лица
Личные пристрастия профессора НебеляА есть ли у профессора Небеля личные увлечения? Хобби? При том, чем я занимаюсь, сложно отличить работу от хобби: журналистика, литература, преподавание… А спорт? Был чемпионом по легкой атлетике среди юниоров Северной Германии. До 16 лет, пока не повредил мышцы. Читателей всегда интересует семья героя нашего «Пьедестала». Детей у меня нет. Вместо ребенка – жена. Мы постоянно рядом. Вы ее не на скамейке в парке встретили? Нет. По студенческому обмену я был в Берлине. Потом моя соученица позвонила и сказала, что в Гамбург по обмену приедет девушка и чтобы я о ней позаботился. Вот уже 30 лет забочусь. А как насчет домашних животных? Были у нас две кошечки, маленькие… И пушистые? Точно. Прожили с нами 17 лет. Знаете, есть знаменитый анекдот: «Свобода приходит тогда, когда помирает собака, а взрослые дети уходят из дому». Хотя мы бы вполне могли отказаться от такой свободы. НапоследокИ последний вопрос, г-н профессор: какие перспективы у профессии, которую вы столь успешно представляете? Сейчас потребность нашей специальности в хорошо образованных людях просто огромна. А в России – особенно, потому что ей предстоит гигантская работа по представлению страны за рубежом – сегодня там ее знают очень плохо. От первого лица
ПримечаниеРедакция «РТ» выражает признательность факультету рекламы МГСА и лично декану А. Д. Бородаю за предоставленную возможность проинтервьюировать сегодняшнего героя. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|