• 3.1. Что относится к материально-производственным запасам
  • 3.2. Как формируют стоимость материально-производственных запасов
  • 3.3. Покупка товарно-материальных ценностей
  • 3.3.1. Суммовые разницы
  • 3.3.2. Проценты по заемным средствам
  • 3.3.3. Транспортно-заготовительные расходы
  • 3.4. Организация самостоятельно изготавливает ТМЦ
  • 3.5. Материалы внесены в счет вклада в уставный капитал
  • 3.6. Безвозмездно полученные ТМЦ
  • 3.7. Товарно-материальные ценности получены по бартеру
  • 3.8. Варианты учета материалов в бухгалтерском учете
  • 3.9. Варианты учета товаров торговыми организациями
  • 3.10. Оценка МПЗ при их отпуске в производство и ином выбытии
  • 3.11. Нормы естественной убыли
  • 3.12. Плата за загрязнение окружающей среды
  • ГЛАВА 3

    Материальные расходы

    3.1. Что относится к материально-производственным запасам

    Бухгалтерский учет материально-производственных запасов регулирует Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Оно утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.

    В соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 к материально-производственным запасам (МПЗ) относятся сырье, материалы, готовая продукция, товары и т. п. Словом, это любое имущество, которое организация использует в производстве продукции (работ, услуг), для управленческих нужд или для продажи. Единственное ограничение: срок полезного использования МПЗ не должен превышать 12 месяцев.

    В состав материалов включаются также инвентарь, инструменты, хозяйственные принадлежности и другие предметы труда, включаемые в состав средств в обороте, которые служат менее года. При отпуске таких предметов в производство их стоимость сразу списывается на материальные затраты.

    Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п. Учет МПЗ должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

    Готовая продукция – часть МПЗ, предназначенная для продажи. Она является конечным результатом производственного цикла, активом, обработка (комплектация) которого закончена, технические и качественные характеристики соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.

    Продукция, которая не прошла все фазы обработки и еще не принята службой контроля, учитывается в составе незавершенного производства. В отношении такой продукции, как уже было сказано выше, положения ПБУ 5/01 не применяются.

    Товары – часть МПЗ, которая приобретена или получена от других юридических или физических лиц и предназначена для продажи.

    При определении объектов, отражаемых в учете в качестве МПЗ, решающее значение имеет тот факт, находятся ли эти объекты в собственности организации. Находящиеся на складах организации, но не принадлежащие ей материалы, учитываются на забалансовых счетах. Для этих целей используются счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку». Учет таких материалов ведется в оценке, предусмотренной в договоре или согласованной с собственником. При отсутствии такой цены МПЗ учитываются в условной оценке. Так сказано в пунктах 10 и 18 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н (далее – Методические указания по МПЗ). Организация должна обеспечить раздельный учет материалов, принадлежащих ей, и тех, право собственности на которые у нее отсутствует.

    Материалы оплаченные, но не вывезенные со складов поставщиков, учитываются в составе дебиторской задолженности (п. 10 Методических указаний по МПЗ). Если по условиям договора право собственности на приобретенные и оплаченные МПЗ перешло к организации, но сами МПЗ в организацию не поступили, они тем не менее должны приниматься организацией к учету (без оприходования на склад) независимо от их местонахождения. В соответствии с пунктом 26 ПБУ 5/01 МПЗ, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, учитываются в бухгалтерском учете на основании документов, подтверждающих дату отгрузки в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

    В налоговом учете к материальным расходам относятся следующие затраты налогоплательщика на покупку:

    – сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

    – материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку); на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);

    – инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

    – комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;

    – топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;

    – работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

    3.2. Как формируют стоимость материально-производственных запасов

    Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01).

    Фактическая стоимость МПЗ зависит от способа их поступления в организацию. Они могут быть получены следующими способами:

    – приобретены у других организаций или изготовлены за плату;

    – изготовлены самой организацией;

    – внесены в счет вклада в уставный (складочный) капитал;

    – получены безвозмездно;

    – приобретены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

    – получены в качестве вклада организации-товарища по договору простого товарищества и др.

    3.3. Покупка товарно-материальных ценностей

    Фактической себестоимостью запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов).

    К ним относятся:

    – суммы, уплачиваемые по договору продавцу (поставщику);

    – суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

    – таможенные пошлины и сборы;

    – невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов. Случаи включения сумм НДС в первоначальную стоимость основных средств определены статьей 170 Налогового кодекса РФ;

    – вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

    – затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

    – затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором;

    – начисленные до принятия к учету материально-производственных запасов проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);

    – начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

    – затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;

    – иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

    Расходы по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны для использования – это затраты по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Такие затраты учитываются в стоимости всех МПЗ, в том числе приобретенных по договорам мены, полученных безвозмездно, в счет вклада в уставный капитал и др. Работы могут быть выполнены собственными силами или сторонними организациями. Если эти работы выполнены сторонними организациями, то в расходы по доведению включается и стоимость выполненных работ, и расходы по перевозке к месту выполнения работ и обратно, и расходы по погрузке и выгрузке.

    Приведенный перечень фактических затрат открытый. А значит, в него можно включить любые затраты, которые непосредственно связаны с приобретением запасов. Общехозяйственные и иные аналогичные расходы не включаются в фактические затраты, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением запасов (п. 6 ПБУ 5/01).

    Пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ определяет: стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ), которые включаются в материальные расходы, организации определяют исходя из цен их приобретения. Сюда же включаются комиссионные вознаграждения посредников, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение, а также иные затраты, которые связаны с приобретением товарно-материальных ценностей. В стоимость ТМЦ следует включать любые налоги и сборы, которые были уплачены при их покупке или производстве. Исключение составляют только НДС и акцизы, которые можно принять к вычету.

    3.3.1. Суммовые разницы

    Фактические затраты на приобретение запасов формируются с учетом разниц, которые возникают в случае оплаты в рублях суммы долга, выраженного в сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Отрицательная разница увеличивает фактическую себестоимость купленных активов, а положительная – уменьшает.

    Приказами от 27 ноября 2006 г. № 154н, 155н и 156н Минфин внес поправки в ПБУ. Все они вступают в силу с 1 января 2007 года. Ключевое изменение – теперь в бухучете нет понятия «суммовые разницы». Дело в том, что приказ № 154н распространяет действие ПБУ 3/2001 на операции, в которых стоимость активов и обязательств выражена в иностранной валюте, а оплачивается в рублях. Такие разницы теперь называются курсовыми. В связи с этим в определение понятия «курсовая разница» также внесено дополнение. Отныне при пересчете обязательств для определения курсовой разницы можно будет использовать не только курс Центрального Банка РФ, но и другой согласованный курс (указанный в договоре между сторонами).

    Фактические затраты на приобретение запасов формируются с учетом разниц, которые возникают в случае оплаты в рублях суммы долга, выраженного в сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Теперь такие разницы считают курсовыми.

    В соответствии с пунктом 13 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000) курсовая разница включается в состав внереализационных доходов или расходов. Правда, с нового года согласно ПБУ 9/99 и 10/99 прочие расходы не подразделяются больше на внереализационные и операционные. Очевидно, чиновники просто забыли внести изменения в ПБУ 2/2000.

    Добавим, что до внесения поправок отрицательная суммовая разница увеличивала фактическую себестоимость купленных активов, а положительная – уменьшала. Однако суммовые разницы изменяли первоначальную стоимость, если они возникли еще до принятия запасов к учету. Если же они возникали после оприходования запасов, то такие разницы списывались на финансовые результаты (п. 6 ПБУ 5/01 и п. 6.6 ПБУ 10/99).

    В налоговом учете суммовые разницы относятся на внереализационные доходы (расходы) и, соответственно, учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли (п. 11.1 ст. 250 и подп. 5.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

    ПРИМЕР


    Организация приобрела партию товаров за 1180 у. е. (в том числе НДС – 180 у. е.). В договоре сказано, что 1 у. е. соответствует 1 долл. США. Организация оплатила товары через две недели после их покупки.

    Курс доллара США по отношению к рублю составил:

    – на дату оприходования – 26,9234 руб/USD;

    – на дату оплаты – 27,2142 руб/USD.

    Бухгалтер отразил покупку товаров такими проводками.

    В день оприходования товаров:


    ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60


    – 26 923,4 руб. ((1180 USD– 180 USD) x26,9234 руб/USD) – учтены товары по курсу у. е. на дату оприходования;


    ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60


    – 4846,21 руб. (180 USD x26,9234 руб/USD) – учтен НДС по курсу, действующему на дату оприходования;

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

    – 4846,21 руб. – принят к вычету «входной» НДС.

    В день оплаты:


    ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51


    – 32 112,76 руб. (1180 USD x27,2142 руб/USD) – оплачены товары поставщику;

    ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 60

    – 343,15 руб. (32 112,76– (26 923,4 + 4846,21)) – списана на расходы курсовая разница, возникшая в связи с ростом курса иностранной валюты.

    3.3.2. Проценты по заемным средствам

    Проценты по заемным средствам, если они взяты на приобретение запасов, включаются в состав фактических затрат до момента принятия запасов к учету. Пример – кредит использован для предварительной оплаты МПЗ. После принятия запасов к учету проценты за кредит учитываются в составе операционных расходов. Сказанное относится и к процентам по коммерческому кредиту, предоставленному поставщиком (п. 6 ПБУ 5/01, п. 14 ПБУ 15/01, п. 11 ПБУ 10/99).

    В налоговом учете проценты по заемным средствам включаются в состав внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

    3.3.3. Транспортно-заготовительные расходы

    К транспортно-заготовительным расходам (ТЗР), связанным с приобретением материалов, относятся (п. 70 Методических указаний по МПЗ):

    – расходы на транспортировку и погрузку материалов в транспортные средства;

    – расходы на хранение материалов;

    – расходы на содержание заготовительно-складского аппарата;

    – вознаграждения, уплаченные посредническим организациям, через которые приобретены материалы;

    – расходы на тару;

    – таможенные пошлины и иные платежи, связанные с импортом материалов;

    – недостачи и потери от порчи материалов в пути в пределах норм естественной убыли;

    – прочие расходы, связанные с приобретением материалов.

    В бухгалтерском учете транспортно-заготовительные расходы можно учитывать одним из трех способов:

    – включать в фактическую себестоимость материалов (то есть учитывать эти расходы на том же субсчете счета 10, что и сами материалы);

    – отражать на отдельном субсчете счета 10 (например, на субсчете 10–10 «Транспортно-заготовительные расходы»);

    – учитывать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

    Способ, который организация избрала для учета транспортно-загото-вительных расходов, она должна отразить в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.

    Первый способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. При этом способе транс-портно-заготовительные расходы списываются на счета по учету затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство.

    Второй способ. Если для учета ТЗР выбран отдельный субсчет счета 10, то для их списания производится отдельный расчет. ТЗР отчетного месяца списываются либо по проценту, сложившемуся на начало отчетного периода, либо по нормативному проценту, заложенному в плановых калькуляциях с соответствующими корректировками.

    Третий способ учета ТЗР применяют организации, которые учитывают запасы по учетным ценам. В этом случае ТЗР входят в состав отклонений в фактической себестоимости материалов от их учетной цены и списываются в полной сумме по окончании отчетного периода на счет 16.

    Пункт 88 Методических указаний позволяет списать на счет 20 «Основное производство» или счет 23 «Вспомогательные производства» всю сумму ТЗР, не включенных в стоимость материалов. Правда, только при том условии, что удельный вес ТЗР в стоимости материалов не превышает 10 процентов.

    В налоговом учете транспортно-заготовительные расходы можно учитывать двумя способами. Либо относить их на прочие расходы, либо включать в покупную стоимость. Второй вариант предлагает пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Право же выбора между двумя вариантами учета предоставляет бухгалтеру пункт 4 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Напомним, он гласит, что налогоплательщик самостоятельно решает, как учесть истраченные средства, если их с равными основаниями можно отнести к нескольким видам расходов.

    Очевидно, что для фирмы выгоднее первый вариант: транспортные расходы будут учтены при расчете налога еще до реализации продукции, которая изготовлена из импортных материалов. Но если указанные расходы составляют незначительную часть материальных расходов, бухгалтеру имеет смысл позаботиться о том, чтобы налоговая и бухгалтерская стоимость материалов оказались равными.

    В любом случае в бухгалтерском учете в уменьшение выручки, то есть в дебет счета 90 «Продажи», относят не всю сумму ТЗР, а лишь ту ее часть, которая приходится на реализованную продукцию. Поэтому избежать временных разниц по материальным расходам можно только одним способом: включить ТЗР в бухгалтерскую и налоговую стоимость материалов. Учет же ТЗР на счете 15 или на отдельном субсчете к счету 10 только осложнит работу бухгалтера. Также не стоит пользоваться «льготой», предусмотренной пунктом 88 Методических указаний. Ведь в налоговом учете нельзя распределять всю сумму транспортно-загото-вительных расходов между «незавершенкой», готовой и реализованной продукцией.

    3.4. Организация самостоятельно изготавливает ТМЦ

    Когда предприятие самостоятельно создает материально-производственные запасы, их фактическая себестоимость определяется исходя из затрат, связанных с их производством (п. 7 ПБУ 5/01). При этом принимают во внимание порядок, который организация установила для расчета себестоимости соответствующих видов изготавливаемой продукции. Принятие к учету МПЗ, изготовленных самой организацией, может отражаться следующими бухгалтерскими проводками:

    ДЕБЕТ 10 «Материалы», 21 «Полуфабрикаты собственного производства» КРЕДИТ 20 «Основное производство».

    3.5. Материалы внесены в счет вклада в уставный капитал

    В соответствии с действующим законодательством оплата своей доли уставного капитала участником общества с ограниченной ответственностью либо оплата стоимости акций участником акционерного общества может быть произведена денежными средствами, ценными бумагами, товарно-материальными ценностями, имущественными правами либо иными правами, имеющими оценку.

    Когда запасы внесены в счет вклада в уставный (складочный) капитал, то фактическими затратами признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками). Если номинальный размер вклада в уставном капитале превышает 200 МРОТ, то цену имущества, которую устанавливают учредители, должен подтвердить независимый оценщик (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

    При поступлении вклада в уставный (складочный) капитал организации в виде материально-производственных запасов производится запись по дебету счета учета материалов, товаров, готовой продукции (в зависимости от вида МПЗ) в корреспонденции со счетом учета расчетов с учредителями.

    Теперь к налоговому учету. Согласно статье 277 Налогового кодекса РФ имущество или имущественное право, полученное в уставный капитал, нужно оценивать исходя из стоимости, по которой оно числилось в налоговом учете учредителя на момент перехода права собственности. Стоимость имущественного вклада можно увеличить на сумму расходов, которые понес учредитель, передавая имущество созданной фирме. Да и то при условии, что такие расходы являются частью взноса в уставный капитал. То есть организация должна получить от учредителя документы, подтверждающие налоговую стоимость переданного имущества. Иначе вклад придется отразить в налоговом учете в нулевой оценке.

    3.6. Безвозмездно полученные ТМЦ

    Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также МПЗ, остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. При определении текущей рыночной стоимости следует основываться на доступной в момент оценки надежной информации. Во внимание принимаются колебания цен, связанные с событиями, произошедшими после отчетной даты и подтверждающими условия, существовавшие на конец отчетного периода.

    Стоимость активов, полученных организацией безвозмездно, учитывается в составе доходов будущих периодов. Далее по мере списания в производство полученных материальных ценностей соответствующие суммы списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

    3.7. Товарно-материальные ценности получены по бартеру

    Фактическими затратами на приобретение МПЗ по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, признается стоимость имущества, переданного взамен организацией. Стоимость ценностей, переданных взамен, устанавливается из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

    Если эту цену определить невозможно, тогда стоимость полученных запасов определяют исходя из цены, по которой обычно организация приобретает подобные запасы. Например, активы, приобретенные в результате товарообменных операций, приходуются по ценам, за которые они могут быть куплены или покупаются на рынке соответствующих товаров. Разница между стоимостью получаемых материальных ценностей и стоимостью переданных материально-производственных запасов отражается в составе внереализационных доходов или расходов.

    3.8. Варианты учета материалов в бухгалтерском учете

    Материалы можно учитывать либо по фактической себестоимости их приобретения, либо по учетным ценам. Такой порядок предусмотрен в Инструкции по применению Плана счетов. Порядок учета материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

    Учетный процесс формирования фактической себестоимости материалов может осуществляться с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или же непосредственно на счете 10 «Материалы».

    Учет материалов по фактической себестоимости целесообразно использовать лишь тем организациям, у которых невелики номенклатура используемых материалов, количество поставок материалов, и все данные для формирования фактической себестоимости материалов поступают в бухгалтерию единовременно. В этом случае формирование фактической себестоимости материалов осуществляется непосредственно на счете 10 «Материалы», а счета 15 и 16 не задействуют. Все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении материалов, собираются по дебету счета 10 «Материалы». Внутри счета 10 могут быть открыты аналитические позиции для пообъектного учета запасов в разрезе учетных цен с выделением разниц между стоимостью запасов по этим ценам и фактической себестоимостью их приобретения (заготовления), то есть отклонений в стоимости материальных ценностей.

    Учет материалов по учетным ценам целесообразно использовать тем организациям, у которых большая номенклатура используемых материалов, а документы, необходимые для формирования фактической себестоимости материалов, могут поступать в бухгалтерию не единовременно, а с разрывом во времени. Учет материалов по учетным ценам организуют с использованием счетов 15 и 16.

    В пункте 80 Методических указаний по МПЗ названы четыре вида учетных цен:

    – договорные цены;

    – фактическая себестоимость по данным предыдущего месяца или года;

    – планово-расчетные цены;

    – средняя цена группы однородных материалов (это разновидность планово-расчетной цены).

    Учетные цены периодически подлежат пересмотру. Одним из таких случаев является отклонение планово-расчетных и средних цен от рыночных более чем на 10 %.

    А как списать отклонения и транспортно-заготовительные расходы по отпущенным материалам? Согласно пункту 87 Методических указаний по МПЗ – пропорционально учетной стоимости этих материалов. Однако следующий пункт предлагает и более простые варианты списания отклонений и транспортно-заготовительных расходов. Так, например, если их сумма не превышает 10 % от учетной стоимости материалов, ее можно списать полностью в конце отчетного месяца в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» или 91 «Прочие доходы и расходы». Примеры того, как списывать отклонения и транспортно-заго-товительные расходы, приведены в приложении № 3 к Методическим указаниям по МПЗ.

    Порядок определения учетных цен и списания выявляемых отклонений фактических расходов по приобретению МПЗ от их учетной цены устанавливается организацией самостоятельно при принятии учетной политики.

    ПРИМЕР


    Организация 3 февраля получила на склад 100 банок масляной краски. Согласно учетной политике организации, материалы отражаются по учетным ценам. Учетная цена одной банки краски – 110 руб.

    Счет-фактура от поставщика краски получен 5 февраля. Согласно счету-фактуре общая стоимость материалов составила 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.).

    Счет-фактура от транспортной компании на оплату услуг по доставке краски на сумму 2360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.) был получен 7 февраля.

    В бухгалтерском учете осуществлены проводки:

    3 февраля:


    ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 15


    – 11 000 руб. (110 руб./шт. x100 шт.) – оприходована краска по учетной цене.

    5 февраля:


    ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60


    – 10 000 руб. (11 800 – 1800) – отражена покупная стоимость краски на основании счета-фактуры поставщика;


    ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60


    – 1800 руб. – отражен НДС по оприходованной краске.

    7 февраля:


    ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60


    – 2000 руб. (2360 – 360) – отражены транспортные расходы, связанные с доставкой краски на склад;


    ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60


    – 360 руб. – отражен НДС, указанный в счете-фактуре транспортной компании.

    Таким образом, учетная цена партии краски составила 11 000 руб., а фактическая себестоимость – 12 000 руб. (10 000 + 2000). Разница между учетной ценой и фактической себестоимостью масляной краски списывается проводкой:


    ДЕБЕТ 16 КРЕДИТ 15


    – 1000 руб. (12 000 – 11 000) – списано превышение фактической себестоимости масляной краски над ее учетной ценой.

    Дебетовое сальдо по счету 16 списывают в конце отчетного месяца на те счета, на которые были списаны израсходованные или проданные материальные запасы, пропорционально стоимости материалов, отпущенных в производство или проданных покупателям или иным способом, определенным в учетной политике организации.

    3.9. Варианты учета товаров торговыми организациями

    В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие торговую деятельность, могут учитывать товары, приобретенные для перепродажи, одним из следующих способов:

    – по покупной стоимости (стоимости приобретения) непосредственно на счете 41;

    – по продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок) на счете 42 «Торговая наценка»;

    – по учетным ценам (с использованием счета 15).

    По покупным или учетным ценам товары учитывают организации, которые осуществляют оптовую торговлю. Фирмы, продающие товары в розницу, могут их учитывать как по покупным, так и по продажным ценам.

    Для торговых организаций пунктом 13 ПБУ 5/01 предусмотрено специальное положение о формировании покупной стоимости товара. Затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, можно включать в состав расходов на продажу или в стоимость товара. В соответствии с пунктом 227 Методических указаний по МПЗ выбор организации закрепляется в учетной политике.

    В отношении товаров, купленных для перепродажи, следует сказать, что их оценивают исходя из цены покупки. В их стоимость можно включать любые затраты, связанные с их покупкой, в частности, стоимость доставки (статьи 268 и 320 Налогового кодекса РФ). Все остальные затраты, связанные с приобретением и доставкой товара (транспортные, складские и др.), учитываются в составе издержек обращения и распределяются на прямые и косвенные в соответствии со статьей 320 Налогового кодекса РФ.

    С целью сближения данных бухгалтерского и налогового учета торговым организациям можно за учетную цену принять цену поставщика, контрактную стоимость по договору. Другие расходы, входящие в фактическую себестоимость товаров, учитываются отдельно. В этом случае покупная стоимость товара на счете 41 совпадет со стоимостью, учитываемой для целей налогообложения.

    План счетов определяет, что при ведении бухгалтерского учета поступления товаров, учитываемых на счете 41 «Товары», можно применять счет 15 (аналогично порядку учета соответствующих операций с материалами). Это означает, что фактическая себестоимость товаров собирается по дебету счета 15 (в корреспонденции с соответствующими счетами осуществления расходов, непосредственно связанных с их приобретением), а по кредиту этого счета отражается оприходование фактически поступивших в организацию товаров в соответствии с учетными ценами, принятыми организацией (в корреспонденции с дебетом счета 41).

    Разница между учетной ценой и фактической стоимостью товаров, выявленная на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», в конце отчетного месяца списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Отклонения, накопленные на счете 16, списываются на расходы на продажу в дебет счета 90 «Продажи» (или 45 «Товары отгруженные»).

    При выборе способа списания отклонений необходимо принимать во внимание условия поставки товаров, объем и периодичность их поступлений в организацию. Возможно применение следующих способов:

    – полностью по окончании отчетного периода при незначительных объемах продажи и небольших суммах отклонений;

    – путем распределения между всеми проданными и непроданными товарами, независимо от того, к каким объектам учета эти отклонения относятся (как правило, пропорционально стоимости проданных (отгруженных) в отчетном месяце товаров);

    – по мере продажи определенной партии товара, когда отклонения выявляются отдельно по каждой партии или по каким-либо отдельным поставкам и списываются пропорционально реализации товаров;

    – равномерно в течение определенного периода, например в течение отчетного года, вся сумма отклонений списывается на реализацию.

    Метод полного списания отклонений полностью соответствует правилам налогового учета, где все иные расходы, кроме контрактной цены товара, являются косвенными расходами периода.

    3.10. Оценка МПЗ при их отпуске в производство и ином выбытии

    При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов (п. 16 ПБУ 5/01):

    – по себестоимости единицы запасов;

    – по средней себестоимости;

    – по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

    – по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

    Способ себестоимости каждой единицы применяют организации с небольшой номенклатурой материальных ресурсов, выполняющие специальные заказы, или при использовании в производстве запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга (драгоценные металлы, камни, радиоактивные вещества и другие материалы, которые подлежат особому учету, и т. п.).

    Прочие материалы и товары можно оценивать одним из остальных трех способов.

    Методика расчета стоимости указанными способами описана в пунктах 73–80 Методических указаний по МПЗ и приложении № 1 к ним.

    Оценка МПЗ по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов. Применяя среднюю себестоимость материалов, необходимо общую себестоимость всех запасов данного вида разделить на их количество, а эти данные складываются соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца. Полученный результат следует умножить на количество МПЗ, отпущенных в производство. В конце месяца все запасы должны быть оценены по средней себестоимости материалов.

    Оценка запасов способом ФИФО (первых по времени приобретения) основана на допущении, что запасы используются в хронологической последовательности закупок, то есть те запасы, которые первыми поступают в производство (в продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок. В результате на конец отчетного периода оценка запасов определяется по фактической себестоимости последних закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость ранних закупок.

    Способ ЛИФО (последних по времени приобретения) противоположен способу ФИФО. Сущность его заключается в том, что запасы, поступающие в производство (продажу), оцениваются по себестоимости последних по времени закупок, а себестоимость запасов на конец отчетного периода вычисляется исходя из себестоимости ранних закупок. Этот способ позволяет сгладить влияние инфляции и более точно определить себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и прибыль от реализации, однако искажает себестоимость запасов на конец отчетного периода.

    В соответствии с пунктом 78 Методических указаний по МПЗ применение оценки по средней себестоимости, по способу ФИФО и по способу ЛИФО может осуществляться по взвешенной или скользящей оценке. Вариант расчета средних оценок должен раскрываться в учетной политике организации.

    При взвешенной оценке средняя цена запасов определяется в целом за месяц: стоимость всех запасов данного вида, которые были отпущены в производство в течение месяца, надо разделить на их количество. Затем средняя цена умножается на количество запасов, отпущенных в определенное подразделение (или проданных). Это и есть их себестоимость.

    При скользящей оценке среднюю цену надо рассчитывать при каждом отпуске данного вида запасов в момент каждого отпуска материала (то есть систематически в течение месяца). Для этого себестоимость всех запасов, которые были на складе на момент данного отпуска, делят на их количество.

    Способ оценки для каждого вида материальных ресурсов оговаривается в учетной политике организации и распространяется на всю группу (вид) запасов.

    По каждой группе (виду) МПЗ в течение отчетного года применяется один способ оценки списания. Обязательным условием является то, что один из указанных способов по группе однородных МПЗ применяется исходя из допущения последовательности применения учетной политики. Менять однажды выбранный способ можно, но только в случае, если у предприятия есть для этого серьезные основания. Все причины и последствия изменения данного способа необходимо указать в пояснительной записке.

    В целях исчисления налога на прибыль списание сырья и материалов в производство также осуществляется одним из вышеперечисленных методов оценки запасов согласно пункту 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Для упрощения учета организация может выбрать один и тот же метод в бухгалтерском и налоговом учете.

    Готовая продукция может оцениваться в бухгалтерском учете одним из следующих вариантов:

    – по фактической производственной себестоимости или фактическим затратам на ее изготовление;

    – по нормативной себестоимости;

    – по договорным ценам;

    – другими способами.

    Организация может выбрать любой из этих вариантов или разработать собственную методику учета готовой продукции. Однако пункт 205 Методических указаний по МПЗ рекомендует при единичном и мелкосерийном производстве учитывать продукцию по фактической себестоимости, а при массовом и серийном производстве – по нормативной. Договорные цены, по мнению Минфина России, лучше применять, если они постоянны.

    Вариант учета по фактической себестоимости возможен для предприятий индивидуального производства или с ограниченной номенклатурой продукции в условиях ежедневного ее производства и отпуска. Метод характеризует неточности исчисления себестоимости до окончания отчетного месяца. В фактическую производственную себестоимость включают все затраты на изготовление продукции: стоимость материалов, топлива, энергии, зарплату рабочих, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

    При расчете нормативной себестоимости отдельно определяются и учитываются отклонения фактической производственной себестоимости за отчетный период от плановой стоимости. Этим методом обеспечивается единство оценки в текущем учете при планировании и составлении отчетности. Однако при часто меняющейся плановой себестоимости достаточно трудоемким является процесс уточнения остатков готовой продукции. Оценка по нормативной себестоимости удобна тем, что позволяет максимально сблизить стоимость готовой продукции, отраженную в бухгалтерском и налоговом учете. Дело в том, что для целей налогообложения готовую продукцию тоже можно оценивать по нормативной (плановой) себестоимости. Она складывается из прямых расходов. Согласно статье 318 Налогового кодекса РФ к таким расходам могут быть отнесены стоимость сырья и материалов, зарплата работников, участвующих в производстве товаров, а также суммы ЕСН, приходящиеся на эту зарплату, и амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в производстве.

    Вариант учета готовой продукции по учетным ценам является самым распространенным. Разумеется учетная цена и фактическая себестоимость готовой продукции могут существенно отличаться друг от друга. Разницу между ними (отклонение) следует отражать на субсчете «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» к счету 43 «Готовая продукция». При продаже продукции отклонения в ее стоимости списывают одной из следующих проводок:

    1) если учетная цена меньше фактической себестоимости продукции

    ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

    КРЕДИТ 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости»

    – списаны отклонения стоимости проданной продукции.

    2) если учетная цена превысила фактическую себестоимость продукции

    ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

    КРЕДИТ 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости»

    – списаны отклонения стоимости проданной продукции.

    ПРИМЕР


    Организация производит кирпичи. В марте изготовлено и продано 50 000 кирпичей. Расходы (все они учитываются для целей налогообложения прибыли) составили 480 000 руб., в том числе:

    – 50 000 руб. – стоимость материалов;

    – 150 000 руб. – зарплата работников;

    – 20 000 руб. – амортизация основных средств, используемых в производстве;

    – 10 000 руб. – расходы на продажу;

    – 250 000 руб. – другие расходы.

    Цена одного кирпича – 11,8 руб., в том числе НДС – 1,8 руб.

    В учетной политике указано, что для целей бухгалтерского и налогового учета готовая продукция отражается по нормативной себестоимости, в которую включают стоимость материалов, зарплату работников и амортизационные отчисления по основным средствам производственного назначения.

    Таким образом, учетная цена одного кирпича, изготовленного в марте, составит 4,40 руб. [(150 000 руб. + 50 000 руб. + 20 000 руб.):: 50 000 шт.].

    Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы определяются методом начисления.

    В бухгалтерском учете выпуск и продажу кирпича надо отразить следующими проводками:


    ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 (70, 69…)


    – 470 000 руб. (50 000 + 150 000 + 20 000 + 250 000) – отражены производственные затраты;


    ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60 (70, 69)


    – 10 000 руб. – отражены расходы на продажу;

    ДЕБЕТ 43 субсчет «Учетная стоимость готовой продукции» КРЕДИТ 20

    – 220 000 руб. (4,40 руб. х 50 000 шт.) – отражена учетная стоимость кирпича;

    ДЕБЕТ 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» КРЕДИТ 20

    – 250 000 руб. (470 000–220 000) – отражены отклонения фактической себестоимости кирпича от его учетной стоимости;

    ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

    – 590 000 руб. (11,8 руб. х 50 000 шт.) – реализован кирпич;

    ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»

    – 90 000 руб. (1,8 руб. х50 000 руб.) – начислен НДС;

    ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

    КРЕДИТ 43 субсчет «Учетная стоимость готовой продукции»

    – 220 000 руб. – списана учетная стоимость кирпича;

    ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

    КРЕДИТ 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости»

    – 250 000 руб. – списаны отклонения стоимости проданной продукции;

    ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 44

    – 10 000 руб. – списаны расходы на продажу;

    ДЕБЕТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» КРЕДИТ 99

    – 20 000 руб. (590 000 – 90 000–220 000 – 250 000 – 10 000) – определен финансовый результат (прибыль) от продажи кирпича.

    В налоговом учете организации прибыль также будет равна 20 000 руб.

    Статья 268 Налогового кодекса РФ устанавливает правила признания расходов, которые связаны с реализацией основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов и покупных товаров.

    Доходы от реализации амортизируемого имущества организация уменьшает на его остаточную стоимость. Что касается продажи иного имущества (кроме ценных бумаг и продукции), то выручка уменьшается на цену его приобретения.

    При реализации покупных товаров стоимость их приобретения можно определять одним из следующих методов:

    – по себестоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО);

    – по себестоимости последних по времени приобретений (метод ЛИФО);

    – по средней себестоимости (только в том случае, если невозможно применить методы ФИФО или ЛИФО).

    Добавим, что доходы от реализации указанного имущества уменьшаются на сумму расходов, которые непосредственно связаны с такой реализацией. В качестве примера таких расходов можно привести деньги, потраченные на оплату услуг по хранению, обслуживанию и транспортировке. Расходы по транспортировке товаров (если они не включены в цену товаров) следует признавать для целей налогообложения пропорционально выручке от их реализации.

    Доходы от реализации имущественных прав (скажем, долей и паев) также можно уменьшить на цену их приобретения, а также на все расходы, связанные с покупкой и продажей: в частности, затраты на оценку имущества. Об этом сказано в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ.

    Надо сказать, что указанная норма распространяется и на случай, когда продается доля в обществе с ограниченной ответственностью (ООО). Ведь передачу имущества или денег за долю в обществе с ограниченной ответственностью также можно считать приобретением. Это следует из норм гражданского законодательства (п. 1 ст. 89 и п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ). Согласно подпункту 10 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ расходы по реализации доли в уставном капитале признаются на дату ее реализации.

    Подпункт 2.1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ гласит, что при реализации имущественных прав (долей, паев) налогооблагаемый доход уменьшается на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией. По нашему мнению, данная норма распространяется и на ту ситуацию, когда организация учреждает ООО и оплачивает долю в уставном капитале, а затем ее реализует. Ведь передачу имущества или денег за долю в обществе с ограниченной ответственностью также можно считать приобретением. Это следует из норм гражданского законодательства (п. 1 ст. 89 и п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ).

    Согласно подпункту 10 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ расходы по реализации доли в уставном капитале признаются на дату ее реализации.

    В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденному приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н, при реализации акций в бухгалтерском учете в доход включается фактическая цена их продажи.

    ПРИМЕР


    В январе 2006 года ООО «Сатурн» оплатило свою долю в уставном капитале ООО «Плутон». Размер доли составил 200 000 руб. А в марте 2006 года доля в ООО «Плутон» была реализована за 220 000 руб. Расходы по реализации доли составили 5000 руб.

    В бухгалтерском учете ООО «Сатурн» сделаны следующие проводки.

    В январе 2006 года:

    ДЕБЕТ 58 субсчет «Паи и акции» КРЕДИТ 51

    – 200 000 руб. оплачена доля в уставном капитале ООО «Плутон».

    При этом надо сделать следующие записи на счетах бухгалтерского учета:

    В марте 2006 года:

    ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

    – 220 000 руб. – отражена в составе операционных доходов реализация доли в уставном капитале ООО «Плутон»;

    ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 58 субсчет «Паи и акции»

    – 200 000 руб. – списана учетная стоимость доли в уставном капитале ООО «Плутон»;

    ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 76 (51, …)

    – 5000 руб. – отражены затраты по продаже доли в уставном капитале ООО «Плутон»;


    ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51


    – 220 000 руб. – получены денежные средства за реализованную долю.

    В налоговом учете прибыль от реализации доли составила 15 000 руб. (220 000–200 000 – 5000).

    3.11. Нормы естественной убыли

    Недостачи и потери от порчи материальных ценностей можно учесть при расчете налога на прибыль на основании подпункта 2 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Но списываются такие расходы только в пределах норм естественной убыли, установленных Правительством РФ. В свою очередь Правительство РФ поручило разработать нормы расходов отраслевым ведомствам и согласовать их с Министерством экономического развития и торговли РФ (постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 814). Однако Министерства и ведомства не торопились исполнять наказ. И до недавнего времени по новым правилам были утверждены только нормы естественной убыли:

    – зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур при хранении (приказ Минсельхоза России от 23 января 2004 г. № 55);

    – при хранении химической продукции (приказ Минпромнауки России от 31 января 2004 г. № 22);

    – массы грузов металлургической промышленности при перевозках железнодорожным транспортом (приказ Минпромнауки России от 25 февраля 2004 г. № 55).

    Из-за этого компании не могли учесть в составе расходов потери от порчи в пределах норм естественной убыли. Ведь старые нормы применяться не могли. Законодателям даже пришлось вносить изменения в статью 254 Налогового кодекса, согласно которым налогоплательщики вправе применять для целей налогообложения нормы естественной убыли, утвержденные еще до введения главы 25 Налогового кодекса РФ, и не отмененные на настоящий момент.

    Скажем, при определении норм естественной убыли по строительным материалам следует руководствоваться приказом Минторга СССР от 25 января 1985 г. № 20 «О нормах потерь (боя) строительной керамики при транспортировке по железной дороге, водным и автомобильным транспортом». А также приказом Минторга СССР от 27 ноября 1991 г. № 95 «Об утверждении норм потерь (боя) строительных материалов при их транспортировании автотранспортом, хранении и реализации». Такие разъяснения Минфин России привел в письме от 12 октября 2006 года № 03-04-11/193.

    Правда, в последнее время в этом деле наметился прогресс. Правительство РФ в постановлении от 29 мая 2006 г. № 331 определило пять министерств, которые должны до 1 января 2007 года утвердить нормы естественной убыли.

    Скоро должны появиться соответствующие приказы Минэкономразвития России (по продовольственным товарам), Минрегиона России (по строительным материалам), Минпромэнерго России (по ископаемым и древесине) и Минздравсоцразвития России (по лекарственным средствам).

    А Минсельхоз России должен утвердить нормы по продукции растениеводства сельского хозяйства, животноводства, микробиологической, мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной и другой пищевой продукции, комбикормам и препаратам, применяемым в ветеринарии.

    Частично свою задачу он выполнил. Так министерство утвердило нормы естественной убыли при закупке, хранении и поставке этилового спирта (приказ Минсельхоза России от 16 августа 2006 г. № 235). Совсем недавно Минсельхоз утвердил нормы естественной убыли при хранении:

    – сливочного масла, упакованного монолитами в пергамент и пакеты-вкладыши из полимерных материалов (приказ от 28 августа 2006 г. № 266);

    – массы столовых корнеплодов, картофеля, плодовых и зеленых овощных культур разных сроков созревания (приказ от 28 августа 2006 г. № 268);

    – мяса, субпродуктов птицы и кроликов (приказ от 28 августа 2006 г. № 269);

    – продукции и сырья сахарной промышленности (приказ от 28 августа 2006 г. № 270);

    – сыров и творога (приказ от 28 августа 2006 г. № 267).

    Именно этими нормами и должны пользоваться налогоплательщики при расчете налога на прибыль.

    3.12. Плата за загрязнение окружающей среды

    Подпункт 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ разрешает включать в состав материальных расходов организации плату за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

    Порядок определения такой платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия установлен постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее – Порядок).

    Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее – природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

    – выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

    – сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

    – размещение отходов;

    – другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).

    Пунктом 2 Порядка определены два вида базовых нормативов платы:

    1) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

    2) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

    Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности для окружающей природной среды и здоровья населения.

    Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы: природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

    Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

    Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину вышеуказанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

    Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов устанавливается путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

    Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

    В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.

    Пунктом 7 Порядка установлено, что платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

    Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей.

    Если вышеуказанные платежи, определенные расчетным путем в соответствии с Порядком, равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации.

    Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами МПР России. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природополь-зователей в безакцептном порядке.

    Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.

    Лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, могут устанавливаться при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Об этом сказано в статье 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    Лимиты на выбросы и сбросы устанавливаются только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

    Учитывая вышеизложенное, при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав материальных расходов могут включаться только платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов.

    Таким образом, в составе расходов можно учесть платежи только в пределах установленных лимитов, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

    Если у организации отсутствует разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, то лимит считается равным нулю и вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Платежи за сверхлимитное загрязнение окружающей среды в состав расходов не включаются (п. 4 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Такое мнение высказано в письме МНС России от 26 мая 2004 г. № 02-1-16/36.

    К такому же выводу приходят и арбитражные суды. В качестве примера можно привести постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 января 2006 г. № А33-4367/05-Ф02-6812/05-С1. Организация учла в расходах плату за сверхнормативные выбросы. Установив этот факт, налоговики наложили штраф, рассчитали пени и потребовали уплатить недоимку по налогу на прибыль. Не согласившись с указанным решением, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.

    Судьи рассуждали так. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения, в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод. А также платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.

    Пункт 4 статьи 270 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

    Таким образом, к расходам в целях налогообложения относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, за исключением платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

    Необоснованными являются доводы налогоплательщика о том, что платежи за загрязнение окружающей природной среды, произведенные в пределах установленных лимитов, относятся к платежам, аналогичным платежам за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов, и согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

    Статьей 23 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

    При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

    Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

    Таким образом, предельно допустимыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в природную среду являются выбросы, произведенные в пределах установленных нормативов. При соблюдении лимитов на размещение отходов нормативы качества окружающей среды не обеспечиваются.

    То есть плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду в пределах установленных лимитов является платой за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 254 и пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса РФ не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

    Аналогичные выводы отражены в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа 21 июня 2005 г. № А33-31805/04-С3-Ф02-2741/05-С1, от 15 июня 2005 г. № А33-21929/04-С3-Ф02-2671/05-С1, от 13 января 2006 г. № А33-4367/05-Ф02-6812/05-С1.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх