|
||||
|
2005 год. Крупная реструктуризация2005 год для OZON.ru стал годом крупных перемен. С 2003 года магазин являлся частью холдинга «PPE Групп», возглавляемого Паскалем Клеманом, и в январе 2005 года совет директоров OZON.ru принял решение о строительстве нового здания складского производственного комплекса в Твери общей площадью свыше 5000 кв. м. Координировала проект компания «ПРОМО Эстейт», а в качестве генерального подрядчика и заказчика выступала входящая в состав «PPE Групп» компания «Промопост», которая на тот момент уже имела в Твери производственный комплекс общей площадью 12 500 кв. м. Для решения этой задачи была создана проектная группа, в которую вошли главный инженер компании «Промопост» Игорь Шапкин, ведущий аудитор холдинга «PPE Групп» Екатерина Возиянова, финансовый директор холдинга Татьяна Ким и генеральный директор «Промопоста» Татьяна Щорс. Проекту было дано имя «Горизонт-2» (название «Горизонт-1» принадлежало первому зданию «Промопоста» в Твери). Перемены в руководствеНа тот момент среди акционеров и в руководстве компании уже достаточно серьезно обострились противоречия относительно перспектив развития проекта. Основными пунктами этих противоречий стали перенос операционно-логистической базы в Тверь, очередная реструктуризация компании, дилемма между «семейным» или «международным» путем развития компании. В результате акционеры решили, что дальнейшее развитие OZON.ru будет проходить в тесном контакте и фактически в режиме прямого управления со стороны руководства «PPE Групп». Ведущие специалисты OZON.ru отправились в Тверь, где с помощью гендиректора «Промопоста» Татьяны Щорс стали знакомиться с системой дистанционной торговли «PPE Групп», имевшей много общего со спецификой работы OZON.ru. Была изучена работа большого склада, нового логистического центра, который туда переехал из Москвы, систем приема и обработки заказов, управления отношениями с клиентами (CRM).
Комплекс OZON.ru «Горизонт-2» в Твери У «PPE Групп» в области дистанционной торговли на тот момент был накоплен очень большой опыт, объемы при этом были существенно больше озоновских, так что для OZON.ru знакомство с уже наработанными технологиями было очень полезным. Паскаль Клеман лично и очень активно принимал участие в отладке различных бизнес-процессов OZON.ru (причем практически во всех областях: складская логистика, работа курьерской службы, IT-функциональность и так далее), осуществляя таким образом оперативное руководство интернет-магазином. В результате в OZON.ru начиная с мая-июня 2005 года начались серьезные перестановки и смена части менеджеров-сотрудников. Прежде всего Паскаль предложил практически всему озоновскому офису переехать на Вятскую улицу в помещения «PPE Групп». Это было вполне логично, так как OZON.ru с «PPE Групп» стали практически одной компанией. Переезд состоялся, и он оказал сильное влияние на всю атмосферу в компании: именно тогда OZON.ru фактически перестал быть «семейной» компанией и зажил непростой, но перспективной жизнью крупной фирмы со своим стилем работы. Паскаль Клеман активно насаждал в OZON.ru новые корпоративные принципы, и это явно шло на пользу компании, которой еще предстояло развиваться и развиваться. Тяжелее всего предстоящие события переживал московский склад. Его работникам было известно, что в скором времени озоновский склад будет переезжать в Тверь, поэтому настроение у людей было «чемоданное»: все ожидали скорых увольнений. Тем не менее сотрудники ездили в Тверь и передавали новым работникам свой опыт работы с «Озоном», ведь в Твери набирались совершенно новые люди, их требовалось как-то обучать. Однако склад в Москве был сохранен и работает по сей день – он используется для электроники и всяких гаджетов; также часть склада занимает курьерская компания «О-Курьер». Новая командаС лета 2005 года у OZON.ru появляются новые ключевые люди в руководстве и формируется новая команда. В июне начинает создаваться совершенно новый для компании юридический департамент. Его начальником стала Оксана Чертилина. Одновременно начался ввод автоматизированной системы визирования и учета договоров и иных юридических документов.
В июне 2005 года в OZON.ru была введена новая должность – директор по операциям. Эту должность заняла Татьяна Щорс, бывшая до этого главой фирмы «Промопост», которая входила в состав «PPE Групп». Главная задача, которая была поставлена перед Татьяной, относилась к переезду склада OZON.ru в Тверь и налаживанию всех соответствующих бизнес-процессов. В июле 2005 года компанию OZON.ru покинул генеральный директор Владимир Долгов. Исполнителем обязанностей генерального директора стал Паскаль Клеман. Именно с этого момента началась очень серьезная реструктуризация, без которой было не обойтись; в OZON.ru произошли серьезные изменения. В OZON.ru были приглашены новые ключевые менеджеры, которые стали наводить порядок в своих подразделениях. Паскаль Клеман очень плотно занимался всеми процессами: проводил бесчисленное количество встреч и совещаний. Приоритетной задачей стал предстоящий переезд в Тверь, на который возлагались большие надежды. Также примерно с июля 2005 года с текущей ситуацией в компании знакомится Бернар Люке, который через три месяца станет новым генеральным директором. Финансовый отделВ конце августа 2005 года в OZON.ru на должность финансового директора была приглашена Елена Орлова, впоследствии вошедшая в число 40 самых успешных женщин России в возрасте до 40 лет, по данным журнала «Финанс» за март 2007 года. С ее приходом финансовый отдел переродился. Он начал работать в новом формате и выполнять функции, которые характерны для западной бизнес-культуры. В результате отдел стал играть роль «тренера по финансам» для всех остальных подразделений. Начались преобразования в структуре управления финансовыми ресурсами, были введены новые системы контроля за бюджетами, да и сами бюджеты подразделений с четкой матрицей распределения ответственности за расходование денег родились в первый раз именно тогда. Бюджет на 2006 год был впервые разработан с привлечением всех менеджеров, отвечающих за какую-либо часть бизнес-процесса, чтобы они научились не только потреблять денежные средства, но и планировать, распределять и экономить. С тех пор бюджетное планирование стало обыденным ежегодным мероприятием. Требования к «прозрачности» в финансовой отчетности были уже установлены и соблюдались ранее. Но с ростом интернет-сегмента стало ясно, что методику отчетности нужно менять, распределять роли, автоматизировать типовые части процесса подготовки отчетности по IFRS[13] для того, чтобы обеспечивать и менеджеров, и акционеров надежной детальной финансовой информацией как можно раньше. В 2006 году финансовый отдел состоял уже из шести человек. Новый генеральный директорВ начале октября 2005 года в OZON.ru по приглашению акционеров приходит новый генеральный директор – Бернар Люке.
В 2005 году должность генерального директора OZON.ru занял Бернар Люке Перед Бернаром Люке была поставлена задача развивать OZON.ru с маркетинговой точки зрения и с точки зрения бизнес-процессов. Новые разделы каталогаВ 2006 году у OZON.ru продолжают появляться новые разделы и сервисы. В разделе «Электроника» представлен широкий набор электронной техники – компьютеры и периферия, домашняя электроника, игровые приставки, видеокамеры и домашние кинотеатры от ведущих мировых производителей. Основными партнерами OZON.ru в этом разделе являются компании Apple и HP. Раздел «Фото» – фотокамеры и аксессуары к ним. Здесь же действует сервис по печати цифровых фотографий. Основным партнером OZON.ru в этом разделе является компания Kodak. Раздел «Мобильные телефоны» – мобильные телефоны, смартфоны, беспроводные аксессуары, игры для мобильных телефонов, программы и дата-кабели. Для клиентов интернет-магазина открыты новые дополнительные сервисы: экспресс-доставка по Москве в пределах МКАД и возможность использовать для оплаты покупки потребительские займы, предоставляемые финансовой компанией «Русфинанс», которая входит в международную банковскую группу «Сосьете Женераль». Витрина под i-modeВ начале 2005 года компания МТС анонсировала новый сервис под названием i-mode, который был создан в Японии, где им пользуется порядка половины всех абонентов. МТС приобрела лицензию на этот сервис и стала предлагать его своим абонентам.
В OZON.ru, узнав об этом, предположили, что довольно большое количество абонентов МТС решит воспользоваться новинкой. А значит, у OZON.ru должна быть собственная i-mode-витрина. В результате в IT-отделе потратили определенные силы на разработку специальной мобильной витрины, которая первоначально была «заточена» под i-mode, однако структурно могла также использовать и другие оболочки, например для PDA. В течение месяца мобильный вариант OZON.ru под i-mode был сделан и запущен в промышленную эксплуатацию: там можно было искать товары, просматривать их описания и делать заказ. Работала эта витрина до 2007 года, пока ее не заглушили за ненадобностью, поскольку в МТС прекратили поддержку технологии i-mode. Подготовка переезда в ТверьПодготовка переезда активными участниками этого события вспоминается как нескончаемый кошмар. Перебираться надо было очень быстро. И если даже обычный переезд из дома в дом в пределах одного города бывает серьезной проблемой, то в данном случае речь шла о переводе склада и логистического центра из одного города в другой, что являлось крайне суровой задачей, которая сильно усложнялась тем, что OZON.ru – работающий интернет-магазин с очень высокими оборотами, так что переезд предстояло делать «живьем», на работающей инфраструктуре. Впрочем, было понятно, что на какое-то время магазин остановить все-таки придется, поэтому для переезда выбрали затяжные новогодние праздники (в январе 2006 года страна первый раз отдыхала на Новый год практически десять дней). Между тем, когда осенью стали разбираться с чертежами строящегося склада, выяснилось, что намеченный лабиринт стеллажей совершенно не подходит под планируемую схему работы и логистики. В результате директор по операциям Татьяна Щорс, руководство IT-отдела (который разрабатывал соответствующие логистические IT-системы) и руководитель бизнес-проектов совместно начали в спешном порядке разрабатывать новую схему склада, которая отвечала бы поставленным задачам. Кроме того, Татьяне Щорс пришлось быстро создавать очень важный документ, в котором описывались бы все соответствующие бизнес-процессы в OZON.ru, потому что без этой основы было бы невозможно принимать на работу людей и планировать дальнейшее развитие компании. Параллельно IT-отдел создавал базу для перестройки IT-инфраструктуры и моделировал перевод процессов в Тверь. Окончательный прообраз переезда был готов к 29 декабря. В Твери при этом велась большая работа по набору и обучению персонала. Несмотря на то что склад строился на территории «PPE Групп» и там работала принадлежащая холдингу компания «Промопост», директору по операциям Татьяне Щорс было запрещено забирать людей из «Промопоста». С ней из «Промопоста» в OZON.ru перешли только двадцать человек, девятнадцать из которых до сих пор работают в компании, и они стали основой того нового OZON.ru, который создавался в Твери. Руководство, акционеры и менеджеры понимали, что OZON.ru должен заметно выиграть от переезда в Тверь, однако сложный и болезненный процесс переезда и выстраивания совершенно новой инфраструктуры не должен был никаким образом отразиться на покупателях. Для них место отправки заказа «Тверь» не должно было означать никаких задержек, никаких сложностей при комплектации.
|
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|